Пятнашки

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
15 puzzle.png

Пятнашки — это распространённое в быту название всемирно известной головоломки «Игра в 15», так же имеющей собственное название — «Такен». Игра была изобретена почтмейстером Ноем Чэпменом в конце XIX в. В классическом варианте правила следующие: в квадрате 4x4 есть пятнадцать квадратных фишек, пронумерованных от 1 до 15, и одно пустое место. Двигая их по одной, нужно расставить их в правильном порядке.

Существуют разнообразные вариации этой головоломки: эстетические (вместо номеров на фишках нарисованы части картинки, которую нужно собрать как пазл), версии с меньшим или большим количеством фишек, трёхмерные версии (производившийся в СССР Минус-куб), версии с другой формой фишек. Также есть родственные головоломки, наиболее известна из которых игра «Клёцки», где фишку 2x2 нужно переместить на свое место, двигая вокруг нее другие фишки неправильной формы, но общий геймплей у них всех един: двигать мешающие друг другу фишки на свободное место одну за другой.

В видеоиграх пятнашки часто возникают в качестве стандартной головоломки (с той разницей, что заместо цифр используются сегменты цельного рисунка), которую игрок должен решить, чтобы двигаться дальше. Причин у этого несколько, но можно отметить интуитивно понятные правила, популярность игры, а также тот факт, что разработчикам не нужно изобретать велосипед и долго тестировать, решаема ли головоломка и не может ли игрок загнать себя в тупик — решаемость раскладки пятнашек проверяется математически[1].

Где встречается[править]

Как игра в игре[править]

  • Часто встречается в квестах о Нэнси Дрю, причём количество элементов зависит от уровня сложности.
  • В «Neverhood» нужно решить версию 3x3.
  • В «Professor Layton and the Curious Village» интересная версия пятнашек: вроде бы нерешаемая комбинация, но две фишки на самом деле одинаковы. Игра «Клёцки» встречается в каждой игре, периодически даже в качестве финальной сюжетной головоломки.
  • В The Legend of Zelda: The Wind Waker есть побочный квест, где можно собирать картинки персонажей в пятнашках.
  • Несколько раз встречается в Silent Hill. В Homecoming есть версия с фишками неправильной формы.
  • В System Shock версия с картинками: легче, чем обычно, потому что фишки перемешиваются на ваших глазах, довольно медленно, и можно при должной сноровке просто повторить процесс в обратном порядке.
  • В Black and White практически на каждом уровне спрятаны пятнашки, которые можно решить в обмен на небольшую награду.
  • В Super Mario 64 есть пятнашки, которые играют сами в себя: собравшись в правильную комбинацию, они выплёвывают монетки. Пустое место представляет представляет собой яму, а висят пятнашки над лавой.
  • В Pokémon во втором поколении и его римейке в четвертом есть несколько пятнашек в руинах Алеф. Собрав картинку с изображением покемона, можно открыть секретный проход на нижний уровень соответствующего здания.
  • В «Machinarium» ещё одну фишку ворует робот-попугай, так что, с одной стороны, головоломку решить проще из-за лишнего свободного места, а с другой, поймать воровку — целая история.
  • Космические Рейнджеры — встречается и такой квест.
  • Alice: Madness Returns — в игре надо помочь одной устрице собрать за ограниченное число ходов плакат для представления Плотника и Моржа.
    • И не только. Головоломок-пятнашек в игре, насколько помнит автор, четыре.
  • Still Life — в тайной комнате салона «Красный фонарь» нужно решить такую головоломку, чтобы получить вторую часть ключа для открытия потайной двери.
  • Resident Evil 4 — головоломка при игре за Эшли. Проста, как и все головоломки, оставшиеся в игре.

Прочее[править]

  • Игра Cogs представляет собой трёхмерную версию пятнашек.
  • В серии книг А. Бушкова о Свароге герой-попаданец способствует популярности игры в мире, куда попал, чтобы потом провернуть хитрую авантюру с использованием нерешаемой комбинации.
  • Версия игры «Клёцки» есть в Microsoft Entertainment Pack (Казуальные игры, разработанные Microsoft в начале 1990-х, среди которых известный каждому читателю «Сапёр») и в GNOME Games Collection.

Примечания[править]

  1. «Выпишем» номера фишек в одну строку по рядам, пропуская пустую клетку. «Беспорядком» назовём ситуацию, когда i<j, но j стоит раньше. Для всех 105 пар фишек выясняем, есть ли беспорядок. Комбинация разрешима, если количество беспорядков + номер ряда с пустой клеткой (начиная с 1) — чётное число.