Forgotten Realms
Забытые Королевства (англ. Forgotten Realms) — наиболее известный и популярный мир Dungeons & Dragons[1], кодификатор штампа «стандартный фэнтези-сеттинг».
Мир[править]
География[править]
Планета Абир-Торил (на местном языке «Колыбель жизни») или просто Торил представляет собой слегка искажённый в художественных целях глобус всё той же матушки-Земли. Помимо просто Торила есть и просто Абир — местная то ли противоземля, то ли «зазеркалье». Некогда они были одним миром, который и назывался Абир-Торил, но потом были разделены, и с тех пор туда-сюда периодически просачивается всякое, от одиночных попаданцев до целых континентов.
Основное место действия большинства кампаний — Фэйрун (Faerun, иногда транслитерируется как Фаэрун), местный аналог Европы. Сооответственно, здешние люди = европейцы, море на западе, земля на востоке. Портрет эпохи сопоставим с веком этак XIV—XV: изобретён «дымящийся порошок», так что закон об оружии в фэнтези пока нерешительно, но уже регулярно нарушается, а Великие географические открытия протягивают свои шаловливые лапки к дальним землям — но для среднестатистического обитателя это пока ещё привычное средневековье с замками, лордами, магами в бородах и мантиях, рыцарями в доспехах и быдлопехотой с копьями и арбалетами.
- Побережье Мечей (Sword Coast) — северо-западное побережье, условная Франглиспания и самое популярное среди игроков место на планете. Здесь расположились такие значительные для мировой истории города как Уотердип, Невервинтер и Врата Бальдра.
- Долина Ледяного Ветра (Icewind Dale) — замороженный Север, клюквенная викингосия.
- Море Падающих Звёзд — огромное внутреннее море, аналог одновременно Балтийского и Средиземного, с очень изрезанными, фьордистыми берегами, на которых проживают СФК германских и славянских народов. Есть даже нехилый архипелаг под говорящим названием Пиратские Острова. Северный берег иначе называется Побережьем Дракона.
- Эвермит (Evermeet) — островное государство, эльфийское королевство в изгнании.
- Лантан (Lantan) — островное государство, где недолюбливают магию, зато очень уважают аналоговые механизмусы.
- Муншае (The Moonshaes) — крупный архипелаг, СФК раннесредневековой Британии в духе «если бы кельты не были выпилены англами и саксами, а лично давали отпор норманнам».
- В километре под поверхностью Фэйруна лежит Подземье (Underdark) — мегаподземелье, вмещающее целые государства и даже парочку подземных морей. Главная ценность — питьевая вода; дождей в пещерах по понятным причинам не бывает, так что приходится либо докапываться до водоносных слоёв, либо хватать то, что просачивается с надземья. Ближе к поверхности живут в основном гуманоиды — дроу, несколько разновидностей гномов (дуэргары, свирфнеблины, дэрро) и кобалоидов. Глубже гнездятся иллитиды, бехолдеры, аболеты, микониды, рыболюди куо-тоа и прочие чужеродные ояебу.
На восток от Фэйруна простирается Кара-Тур (Kara-Tur) — Дальний Восток с клюквенно-утайской эстетикой: самураи, ниндзя, азиатские драконы, монахи а-ля Шаолинь. От Фэйруна он отделён Землями Орды (Hordelands, самоназвание Таан), так что повторить подвиг Марко Поло отваживаются немногие приключенцы. Из этих земель некогда вышло завоевательное войско во главе с Яман-ханом и установило над Фэйруном татаро-монгольское иго… на какое-то время. Теперь восточное приграничье очень нервирует мысль о том, что кочевники могут повторить. Далеко на восток от побережий Кара-Тура лежит Оссэ (Ossё) — почти квадратный континент, гипертрофированная Австралия, о которой известно только то, что она есть.
К югу от Фэйруна, за Великим Морем, простирается Закхара (Zakhara), она же Земля Судьбы — континент, занимающий место Африки, но отыгрывающий культурный шаблон фэнтезийных Аравии и Магриба с коврами-самолётами и джиннами.
В западном полушарии лежит Мацтика (Maztica) — Америка, открытая буквально на днях. Северная — собственно, Мацтика, исследована фэйрунцами примерно на широтах Мексики, ещё около 80 % ждёт своих Морганов и Фробишеров. Конкистадоры её старательно лутают, а местные индейцы (среди которых не только люди, но и халфлинги, и спасибо что не рептилоиды) попытались открыть портал в Фэйрун, чтобы нанести удар возмездия, но слегка промахнулись и открыли в Подземье. Южная — Какаш Катыш Каташака, полнейшая терра инкогнита. Есть ещё пара крупных островов на крайнем севере и по одному — на востоке и западе, но о них можно сказать только то же самое.
Культурология[править]
Теогония и демонология[править]
Ао — местный Единый или просто верховный бог (версии разнятся), деистический Абсолют, который сотворил других богов, оставил их творить мир дальше и с чистой совестью удалился… куда-то. На молитвы он не отвечает, заклинаний клирикам не дарует, и вообще достоверно о нём известно только то, что он вообще есть (или, по крайней мере, был).
Менее значительные божества делятся на великих, средних и меньших богов — в зависимости от количества и активности паствы. Из светлой части пантеона наиболее меметичны Мистра, богиня магии и знания, и Сэлунэ — местная Луна во плоти. Из тёмных выделяются великая проклятая Ллотх (Lloth), покровительница пауков и дроу, Асмодей Архиизверг — сатанинский архетип, чуть ли не зубами прогрызший себе путь наверх от рядового дьяволёнка до владыки всего Баатора, и его квартирантка Тиамат (числится здесь меньшим божеством, ибо основная часть её паствы проживает в другом мире).
Этнография[править]
- Homo sapiens и близкие виды:
- Люди.
- Эльфы: лунные, солнечные, тёмные, лесные, дикие aka зелёные, почти вымершие авариэли и иномирные пришельцы эладрины, степень родства которых с эльфами варьирует от редакции к редакции.
- Гномы, в том числе дуэргары.
- Гномики, в том числе свирфы.
- Полурослики.
- Великаны.
- Нимфы и дриады.
- Драконорождённые.
- Тронутые (planetouched) — потомки иномирных существ, сформировавшие устойчивые гибриды (наиболее на слуху из них тифлинги).
- Homo cobalis и близкие виды:
- Гоблины и хобгоблины.
- Орки.
- Огры.
- Эттины — двухголовые великаны-людоеды. По преданию, произошли от орков, впёршихся в храм Демогоргона.
- Багбиры (bugbear, фактически «бабайки») — очень крупные и мохнатые кобалоиды, похожие на йети.
- Кобольды — те же драконорождённые, но не от людей, а от гоблинов.
- Зверолюды:
- Прочие
Значимые персоналии[править]
- Дзирт До’Урден — самый, пожалуй, известный обитатель этого мира. Биологический вид — эльф, раса — тёмный, мировоззрение — хаотичный добрый, класс — следопыт+воин, род занятий —
повод для шутокблагородный бродяга.
- Эльминстер Аумар — Избранный Мистры, архимаг и полный мультикласс, фактически целая стандартная партия в одном бородатом лице.
- Халастер Черный Плащ — злой и безумный волшебник, строитель и хозяин Подгорья («Undermountain»), крупнейшего на Фаэруне рукотворного подземелья, что лежит под славным вольным городом Глубоководье («Waterdeep»). В прошлом был могуч, вменяем и довольно добр, путешествовал по миру, помогал людям и брал учеников. Однажды попал под влияние волшебного излучения, чьим источником было место силы глубоко под землёй. Постепенно сошел с ума и стал одержим желанием обладать этой силой, для чего десятилетиями строил Подгорье руками учеников, наемных рабочих и призванных иномирных созданий. Обрёл силу немного за гранью той, что могут иметь людские волшебники, сошел с ума, перебил своих учеников, обозлился на весь мир и заперся в Подгорье, упиваясь вседозволенностью. Очень навредил городу наверху и округе, позволяя всяким последствиям своих исследований и игрищ выбираться во внешний мир и буйствовать. Ныне вернулся к жизни после очередного уничтожения многочисленными врагами и пытается отвоевать Подгорье у окопавшихся в нем злодеев помельче, о чем повествует приключение с говорящм названием «Подземелье Безумного Мага» («Dungeon of the Mad Mage»). Большой знаток магии рун, сам создал несколько новых волшебных символов. Умеет и любит строить порталы. Подобно личу, не может умереть, пока не выполнено особое условие — будучи уничтоженным, просто оживает обратно спустя время. В случае Халастера, для окончательной победы над злым боевым дедом нужно разрушить Подгорье. Носит живую мантию, покрытую глазами, часто безумно смеётся, любит менять облик и глумиться над искателями приключений.
- Ксанатар — злобоглаз, возглавляющий крупнейшую ОПГ в Глубоководье. Достаточно безумен для того, чтобы считать своим единственным другом золотую рыбку по имени Сильгар и достаточно умен для того, чтобы десятилетиями быть одним из воротил преступного мира крупного торгового города, некоторые жители коего могут кулаком свалить повелителя демонов или древнего дракона. Живёт в тайном подземном логове, в окружении роскоши и слуг. Любит узнавать новое, собирает диковины и безделушки, ведёт заметки о всяких проявлениях волшебства в мире. Падок на утехи для ума, от игры в загадки до музыкального концерта. По слухам, является не одним злобоглазом, но чередой порождающих, уничтожающих и сменяющих друг друга тварей. Золотая рыбка у них, кстати, тоже сменная. Ведёт свою деятельность веками. В рамках игрового мира является «автором» одной из долнительоых книг правил — «Руководства Ксанатара обо всем» («Xanathar’s Guide to everything»).
- Сзасс Тэм — нынешний правитель страны Тэй, восточной магократии, где всем заправляют печально известные Красные волшебники. В прошлом был зулькиром (что-то вроде архимага-министра) школы некромантии в составе совета зулькиров, правившего Тэем, пока не захватил власть. На людях волшебством поддерживает облик высокого, худощавого и по-своему красивого человека с длинными темными волосами, но на самом деле является древним, сильным личом характерного вида. Неудачно пытался превратиться в могучую потустороннюю сущность с помощью громадного ритуала, но не преуспел благодаря диверсии Арфистов. С тех пор в Тэе полно нежити, народ живёт в страхе, всем заправляют вампиры и личи. Упоминается в фильме «Подземелье и Драконы: Честь среди воров».
- Асерерак Вечный - Древний и могущественный (деми)лич. Происходит с планеты Орт, что пребывает в одной из окруженных эфиром Хрустальных сфер Материального плана вместе с остальными небесными телами местной звездной системы. Полу демон, то ли тифлинг (человек с примесью крови исчадия), то ли камбион (демон с примесью человеческой крови). Рожден женой безымянного деревенского колдуна, сумевшего призвать и не сумевшего подчинить демона-балора (коротко - как балрог из «Властелна колец», только мельче и не горит), коий убил самоуверенного болвана и устроил пляску смерти в деревне, попутно надругавшись над несколькими женщинами. Вырос в сельской местности, остальные местные его недолюбливали, считая последом чудовища. Однажды деревенские пожгли дом Асерерака. Тот сумел выжить благодаря стойкости перед огнем от крови демона и сбежал, навсегда озлобившись и решив мстить людям. Изучал магию, прибился к Векне (один из опаснейших и известнейших личей во всех планах) в качестве ученика, причем тот перебил всех своих советников, убеждавших его прогнать пришельца. Нашел, призвал и подчинил того самого балора, долго пытал и унижал, попутно руководя его слугами из числа исчадий поплоше. Заделался культистом Оркуса (повелитель Бездны, огромный, жирный и грязный минотавар с крыльями, хвостом и головой-черепом, повернут на нежити и владеет одноменным волшебным жезлом), построил множество капищ и руководил другими мракобесами, пока не бросил служение. С тех пор построил где-то на болотах всемирно известную Гробницу Ужасов (спрятанную под холмом крепость-лабиринт с кучей ловушек, чудовищ и сокровищ с подвохом). Построил множество других подземелий в разных мирах, заманивая туда местных и используя их души для поддержания своей филактерии. Стал демиличом (волшебный летающий череп и облако праха вокруг, страшной силы нежить). Занимался всякими злойдействами, пытался соединить свою сущность с Негативным планом (измерение негативной энергии), чтобы стать еще неубиваемее и подчинить себе всю нежить всех миров, похищал души всех умерших в Забытых Королевствах, чтобы превратить найденного атропала (мертвое божество, погибшее в момент становления таковым, грудничок-упырь величиной с великана, безумен и невероятно силен) в божество смерти и подчинить. Был много раз побежден всевозможными неизвестными героями. Ныне прячется где-то и собирает силы для очереднйо пакости. Является главным злодеем приключения «Гробница Аннигилляции» («Tomb of Annihilation») для нынешней пятой редакции правл, внутримировым строителем и главным злодеем легендарного приключения «Гробница Ужасов» («Tomb of Horrors») .
Где воспет[править]
Литература[править]
- Роберт Сальваторе, цикл «Тёмный эльф».
- Элейн Каннингем, цикл «Дочь дроу»
- Эд Гринвуд, «Сага об Эльминстере».
Кино[править]
Мультсериалы[править]
- «Подземелья и драконы»
- Legend of Vox Machina
Видеоигры[править]
- Baldur's Gate 1-3
- Icewind Dale с двумя дополнениями и Icewind Dale 2.
- Neverwinter Nights 1-2
- Предыдущие перечисленные игры — лучшие среди современных. А если брать старинные игры, то лучшей считается серия, получившая название «Gold Box», — ролевые игры 1988—1992 года (не все из них по Forgotten Realms, но здесь мы возьмём именно их). Это RPG «старого образца», где сражения очень длинные. Но и сюжеты тоже не короткие, а пространства обширные (хоть часто и описываемые словесно, а графически бедные). Вот они: 1) Pool of Radiance (приключения в великом Флане и его восстановление), 2) Curse of the Azure Bonds (бродим по окрестностям Лунного моря и боремся со злом), 3) Secret of the Silver Blades (шахтёры Драконьего Хребта докопались до тварей подземных и зовут героев побороться) и, наконец, 4) Pools of Darkness (финальный эпик с огромным миром и хардкором — здесь не только возвращаемся во Флан, но и ходим по всем его окрестностям вплоть до Миф Драннора). И ещё есть спин-оффы Gateway to the Savage Frontier и Treasures of the Savage Frontier, где приключения не эпические, а бытовые — команда авантюристов ищет сокровища.
- Eye of the Beholder 1-3 — легендарные игры в жанре dungeon crawl (по крайней мере, первые две части). Дедушка серии Gothic, отец серии Ultima Underworld.
- Pool of Radiance: Ruins of Myth Drannor (2001) — 3D-продолжение серии Gold Box. На этот раз Сияющий Источник открылся в Миф Дранноре, куда и отправятся уже другие герои.
- Neverwinter Nights (1991) — бороться надо с чудовищами и пиратами. Первая часть серии про Невервинтер. Современные игры с ней связаны, но очень слабо.
- Menzoberranzan (1994) — игра про родину дроу Дриззта (Дзирта) До’Урдена — того самого «тёмного эльфа», с книг о приключениях которого и началась история «Забытых Земель».
- Blood & Magic (1996) — нестандартная стратегия от студии Interplay в реальном времени в том же мире. Кто-то мог бы сказать «клон варика», но Warcraft 2 тогда только вышел.
- Descent to Undermountain (1997) — необычная экшен-RPG от студии Interplay… на «авиадвижке» серии Descent, поэтому уровни здесь вовсе не привычно-коридорные. Повествует, что понятно из названия, о спуске в Подгорье (Андермаунтайн) под городом Глубоководье (Вотердип). Кроме того, есть довольно много «мирных» вариантов решения квестов с помощью выбора вариантов разговора с монстрами. И юмора. И музыка, которая считается одной из лучших среди игр 90-х. Только вот геймплей… на любителя.
- Forgotten Realms: Demon Stone (2003) — экшен. За трёх персонажей надо играть, чтобы снова заключить случайно освобождённых ими же злодеев.
- Dungeons & Dragons Dark Alliance — кооперативный слэшер по «Осколку Кристала»