Мафия (игра)
« | — Город засыпает — просыпается Мафия. | » |
— Культовая фраза ведущего |
Мафия — салонная психологическая ролевая игра, придуманная студентом МГУ в 1986 году и со временем распространившаяся по всему миру. Получила огромную известность за счет дешевизны, а также сочетания простоты правил с запутанными перипетиями игрового процесса. На сегодняшний день «Мафию» можно уверенно назвать самой популярной игрой для вечеринок на постсоветском пространстве, настолько популярной, что по ней проводятся турниры в каждом более-менее крупном городе. Также игра ограничено известна за рубежом, в том числе в неё играет русскоязычная диаспора в Европе, Израиле, США и Канаде, где также проводятся турниры.
Описание[править]
Общие правила[править]
Играют обычно группой от 5 до 15 человек. Оптимальное количество игроков 9-12. Перед началом игры игроки случайным образом тайно распределяют роли. Так как игра распространялась по миру во времена, когда Интернет еще не был так доступен, в каждом регионе играют с разными ролями, но абсолютно обязательны три: мирные жители, мафиози и ведущий. Для распределения традиционно используют обычные игральные карты либо специализированные для «Мафии», но это совершенно не обязательно, вполне подойдут и бумажки с надписями (в случаях совсем клинической бедности ведущий может ходить вокруг закрывших глаза игроков и назначать их своим прикосновением).
С момента, когда роли распределены, у каждого игрока появляется своя цель. У мафиози — убить всех, кто не относится к их числу, у всех остальных — выжить и перебить всю мафию.
Собственно игра начинается с наступлением «ночи». Все участники по команде ведущего закрывают глаза, после чего ведущий говорит мафии проснуться. Игроки-мафиози открывают глаза, ведущий их запоминает, после чего мафии предлагается показать на человека, который этой ночью не проснется. Того, на кого покажут все, считается выбранным, ведущий его запоминает и командует мафии «заснуть». После этого таким же образом ходят игроки с другими активными ролями. В некоторых вариантах первая ночь нужна только для знакомства друг с другом и с ведущим, и никаких активных действий не делается.
Когда все имеющие право на ночные действия их совершили, ведущий говорит, что наступило утро, а это значит, что все участники открывают глаза. Ведущий объявляет, на кого этой ночью показала мафия. Этот игрок считается выбывшим, он не может никаким образом принимать участие в обсуждении, хотя в некоторых вариантах правил он имеет право на последнее слово, в котором чаще всего указывает, кто, по его мнению, мафия. После оглашения результатов ночи начинается стадия голосования. Все участники должны выбрать, кто из них — член мафии. «Победитель» голосования считается погибшим и выбывает из игры аналогично тому, которого ночью выбрала мафия.
После окончания голосования ведущий объявляет наступление новой ночи, в которой все повторяется заново. Игра оканчивается либо со смертью последнего из мафии либо в момент, когда количество мафии и всех остальных сравняется.
Обсуждение[править]
Самое интересное в игре происходит, разумеется, не ночью, когда весь геймплей сводится к тыканью пальцем, а днем. Участникам нужно выбрать общим голосованием, кто из них покинет текущую партию, при этом стопроцентной уверенности, кто из них какую роль играет, нет почти никогда. Прийти к хоть какому-то выводу можно только с помощью психологии, и именно это делает игру увлекательной. Чтобы эта увлекательность сохранилась, нередко действует запрет показывать карты до смерти, а зачастую и запрет на раскрытие роли после смерти.
Можно попробовать вычислить мафию по неспокойному поведению (нервный тик, вымученная улыбка и т. п.), но так можно случайно убить, например, комиссара, думающего, раскрыть ему свою роль или нет. Убивая самых активных участников обсуждения, можно избавиться от самых опытных игроков и позволить мафии спокойно манипулировать толпой. Если же линчевать самых молчаливых, можно впустую потратить ценную возможность приблизиться к победе города и избавиться от скромного мирного жителя, которому было просто нечего сказать. Голосование за игрока только потому, что он самый опытный или авторитетный (никогда не пробовали играть вместе с начальником или учителем?) нерационально, так как роли распределяются случайно, но оставлять такого в живых опасно из-за его лидерских качеств. Игрок говорит, что именно он тот самый комиссар, чьи предположения верны? Можно ему поверить, и может случиться, что мафия еще на шаг приблизится к победе. Можно не поверить и проголосовать за него — чтобы остаться без настоящего комиссара. Такие дилеммы будут возникать постоянно, и победа зависит только от их верного решения.
Роли[править]
Обязательные:
- Ведущий — выбирается не тайно, путем раздачи карт, а всеми участниками заранее (впрочем, можно так же заранее ведущего отжеребить). Знает все роли, но сам в игре напрямую не участвует, играя роль организатора.
- Мирный житель — роль, не относящаяся к мафии и не дающая каких-либо активных способностей. Им приходится спать всю ночь, надеясь, что мафия покажет на кого-то другого, чтобы была возможность хоть как-то проявить себя на голосовании. Тем не менее, мирные жители лишь кажутся беспомощными, умение убеждать на голосовании нередко может принести мафии больше вреда, чем неудачное убийство.
- Мафия — противостоят всему остальному городку. Чаще всего их от двух до четырёх, в зависимости от количества игроков. Днём ничем не отличаются от мирных жителей, поэтому обычным делом для мафии являются попытки линчевания доктора или шерифа. Иногда мафию возглавляет Дон, чей выбор решающий ночью и с чьей смертью партия заканчивается победой города.
Без ролей выше, как было сказано ранее, обойтись нельзя. Однако считается, что игра только с ними будет менее интересной, поэтому очень часто используют следующие дополнительные роли:
- Доктор — спасает жертву мафии от смерти. Обычно ходит сразу после мафии, чтобы у ведущего не было проблем с запоминанием. Если доктор показывает на того же жителя, что и мафия, этот житель не считается погибшим. Обычно ведущий не говорит, кто это был, чтобы не исключить его из списка подозреваемых при голосовании. Очень популярная роль, сегодня мало где играют без доктора, хотя это может привести к затягиванию партии (но для многих это скорее плюс).
- В редких случаях может убивать, если два раза подряд лечил игрока, которого не выбрала мафия. Такой вариант правил редок, но встречается.
- Комиссар (шериф, детектив) — если способность доктора во всех вариантах одна, то с комиссаром такого единства мнений нет. Чаще всего он может определить, является ли указанный им игрок мафией или нет. Утром ведущий сообщает, были ли верны предположения комиссара (хотя чаще ведущий просто показывает комиссару правильность его версии кивком/мотанием головы уже ночью). В других вариантах он может узнать любую роль игрока, может убить мафию ночью и т. д. Иногда комиссар ещё и сразу убивает указанного им игрока, если он оказывается мафией. При этом может быть введена ещё роль жены комиссара, которая только определяет принадлежность игрока к мафии (без убийства). И совсем уж редко ведущий показывает комиссару с первой ночи всю мафию, но убивать он тогда не может.
- Ночная бабочка — чаще всего дает указанному игроку иммунитет при линчевании («алиби на ночь»), из-за которого за этого игрока никто не может голосовать днём. Реже травит персонажа клофелином/заражает сифилисом, не давая тому голосовать на следующем ходу. Иногда парализует все действия игрока текущей ночью. Если роль ночной бабочки не предусмотрена, обязанность такого «отруба» может перейти и непосредственно к дону.
Чаще всего играют с шестью вышеперечисленными ролями (с Доном всё же играют редко) за счет интуитивной понятности их механик и простоты игры за них. Однако некоторым опытным хочется ещё больше разнообразия, поэтому в игру включают редкие роли:
- Маньяк — является третьей стороной конфликта. Его цель — остаться последним выжившим, для чего ему, подобно мафии, предоставлена возможность убивать по ночам. Если мафия уничтожена, а маньяк ещё жив — как правило, всё равно фиксируется победа мирных жителей.
- Возможно включение ещё одной группировки (якудза, культисты), аналогичной мафии, либо отличающейся какой-то мелкой деталью. Само собой, для этого нужно, чтобы в игре было не менее 10 человек и опытный ведущий.
- Телохранитель — погибает вместо своего клиента при покушении на того.
- Шут — побеждает, если его выбирают на дневном голосовании. Если выживает до конца игры или умирает от рук мафии/маньяка, то проигрывает. После его «линчевания» игра не заканчивается, просто шут выигрывает вместе с победителями.
- Журналист — выбирает двух игроков и публикует всем жителям в газете информацию, одинаковые ли их роли, или разные.
- Горец — бессмертен ночью, его можно убить только на дневном голосовании.
- Зеркало — прокачанный горец. Не только не умирает ночью, но и отражает все эффекты (смерть, лечение и т. д.) на выбранного персонажа.
- Стоматолог — выбранный им ночью человек весь следующий день молчит.
- Камикадзе — при его убийстве на дневном голосовании умирают и оба его соседа.
- Близнецы — два мирных жителя, которые знают, кто является вторым близнецом.
Большое количество редких ролей описано на англоязычной вики.
Спортивная мафия[править]
У «Мафии» существует множество версий. Поэтому решили создать унифицированную версию, с более чёткими и строгими правилами. Именно по ней устраивают турниры.
- Упор больше идёт не на психологию, а на логику и математику.
- Количество игроков строго равно десяти.
- Четыре роли — мирный, мафия, дон и шериф (комиссар).
- За столом шесть мирных, шериф, две рядовые мафии и дон.
- Мафия просыпается только первую ночь на договорку, дон диктует порядок отстрела.
- Последующие ночи мафия стреляет вслепую, в масках на глазах поднимая пальцы, имитируя пистолет. Ведущий произносит: «Мафия проходит мимо игроков» — и перечисляет номера. Цель мафии сжать пальцы на одном номере. Если мафия стреляла в разных игроков, или кто-то не стрелял, или кто-то стрелял более одного раза, ведущий объявляет промах, и утром никто не убит.
- Шериф проверяет игроков на мафиозность, а дон — на шерифство.
- Когда игрок покидает стол, его роль не раскрывается, иначе будет очевиден цвет чёткой команды.
- Говорить можно только в свою минуту, иначе игрок получает фол\предупреждение. Три фола — игрок теряет право речи на один круг, четыре фола — выбывает из игры без права речи.
- Мафия может уходить самострелом, то есть убив ночью одного из своих. Как правило, чтобы вскрыться лже-шерифом, и чтобы настоящему шерифу не поверили. Может также и с целью сбить у мирных счёт игры.
Азартная мафия[править]
«Мафия» игра, и в неё тоже можно играть на деньги/очки и т. д. Фишка в том, что в случае победы одной из сторон, призовой фонд делится на всех победителей. Вот это уже реально жёстко: мирным жителям выгоднее не просто опбедить, но и победить минимально возможным числом, а мафии — сносить друг друга на голосовании. Меньше народа — больше кислорода призовых. Но можно, конечно, и продуть на ровном месте от собственной жадности. Эмоций такое времяпрепровождение вызывает реально много, по большей части негативных. А уж как приятно тем, кого завалили в первую же ночь или казнили первым же утром!
Что здесь есть?[править]
- Ай молодца, злодей! — убийство ночной бабочки может быть невыгодно мафии, ведь только она может пресечь единственный способ справиться с ними. С другой стороны, бабочка может и начать защищать комиссара или доктора от дневных интриг.
- А что, пусть будет! — встречаются варианты, когда ведущий немного корректирует правила (не говоря об этом игрокам) и делает игру еще интереснее/превращает ее в неиграбельное говнище. Например, назначить двух комиссаров, каждый из которых уверен что он единственный настоящий, а второй — шифрующийся мафиози.
- Бледная моль — тихие игроки, являющиеся обычными мирными жителями.
- Боже мой, что же я наделал! — когда город на голосовании выбирает комиссара или доктора. Да и вообще любого невиновного человека.
- Вешалка для собак — игроки, успевшие себя зарекомендовать наиболее подозрительными. Зачастую в результате неправильно высказанной фразы, голосованием не за игрока, оказавшимся мафиози, а за другого игрока, или еще чего подобного. Очевидно, что существование вешалки выгодно для мафии.
- Он действительно злодей! — если такой игрок действительно оказывается мафией.
- Гамбит Танатоса — можно обвинить кого-нибудь днем, застраховав себя от убийства мафией в случае верного обвинения. Ведь тогда подозревать будут обвиненного, что мафии невыгодно.
- Героический красный — «красные» — команда законопослушных граждан, противостоящих мафии. Связано с тем, что если роли распределяются с помощью обычных игральных карт, то мирные традиционно обозначаются красными мастями, а мафия — чёрными.
- За всем стоял пёс/Всё это время был злодеем — частая развязка игры.
- Игра за злодея — «геймплей» за мафию и маньяка.
- И ты, Брут? — доверять нельзя даже своим близким друзьям, такие уж правила игры.
- Маньяк был прав — тонны случаев, когда убивающий мафиози маньяк терпит фиаско из-за доктора, свято уверенного, что его пациент — мирный.
- Несовместимая с жизнью тупость — иногда ведущий забывает, на кого указала мафия, и он просит повторить. По правилам, все должны закрыть глаза, но были случаи, когда особо умный мафиози говорил имя жертвы вслух, после чего быстро к ней присоединялся.
- Мафия, если убивает комиссара, когда ведущий называет роль жертвы. Следующей жертвой суда Линча обычно становится тот, на кого указывал комиссар, то есть, как правило, мафия.
- Вообще-то наоборот, комиссар — приоритетная цель для мафии, и даже обмен 1 мафиози на комиссара почти всегда выгодно. В частности, лучше убить комиссара пораньше, чем дать ему несколько ночей проверять.
- Мафия, если убивает комиссара, когда ведущий называет роль жертвы. Следующей жертвой суда Линча обычно становится тот, на кого указывал комиссар, то есть, как правило, мафия.
- Ночная жизнь — вся игра об этом. Днём все прикидываются мирными жителями, а по ночам те, кто таковыми не являются, просыпаются, чтобы вершить свои добрые и злые дела.
- Оверкилл — случай, когда одного игрока одновременно убивают и мафия, и маньяк.
- Один хитпойнт — варианты, когда игрока нужно убивать несколько раз, а также варианты, в которых допускается воскрешение, автору неизвестны.
- Автору этой правки известен вариант, в котором убитые игроки становятся призраками с половиной голоса, которых на дневном голосовании можно либо изгонять, либо воскрешать (не больше одного воскрешения каждому. Роль становится известна после изгнания). А также крайне навороченный вариант по мотивам Людей Икс, где среди прочих есть роль «Россомаха», обладателя которой можно убить ночью лишь со второй попытки.
- Одноразовый козырь — в большинстве случаев доктор может давать защиту от смерти одному и тому же игроку лишь раз. В том числе и себе.
- Остерегайтесь тихих — зачастую мафии бывают тихонями, поэтому никогда не следует упускать безучастных игроков из виду.
- Ошибка Ботвинника — в спортивной версии (с чёткими правилами): когда ты понял, что твоя команда уже выигрывает, что-то говоришь\кричишь, забывая, что у тебя три фола. Например, комментируешь «Мы победили», «Мафия игроки 1, 3, 5» или вслух кричишь отстрел. Получаешь четвёртый фол, удаляешься, и твоя команда проигрывает. Как избежать: считать свои фолы, контролировать эмоции и молчать, возможный отстрел показать жестами.
- Первым бей медика — для мафиози лучше всего убить доктора, чтобы не допустить затягивания партии.
- Предсмертное откровение — в большинстве вариантов правил, но не во всех, ведущий, объявляя игрока умершим, называет его роль. А в спортивной мафии, где роль не раскрывается, происходит у мирных, когда ведущий объявляет победу мафии. Или же последняя минута заголосованного мирного, и мафия сама раскрывается, показывая на пальцах победу три в три или два в два. Или ценой фола выкрикивая отстрел.
- Прикинуться шлангом — одна из наиболее успешных тактик как и для мафии, так и для комиссара, ведь нужно отвести подозрения подальше от себя. Однако, если перестараться, можно получить обратный результат. Для этого даже специальный термин есть — Village Idiot.
- Самозванец — одна из тактик мафии. Если комиссар запоздает с результатами или умрёт, не раскрыв свою личность, то один из мафиози может притвориться им и называть роли игроков как ему удобно.
- Сожрите друг друга — одна из тактик мафии, когда происходит конфликт между двумя мирными жителями.
- Суд Линча — жители занимаются этим днем.
- Убийца — один из нас — вся суть.
- Умереть может каждый — ни у кого нет сюжетной брони.
- Хроническое спиннокинжальное расстройство — за это игру и любят. Сдача соучастников для мафиози — дело вполне обычное.
- Шкала опасности бандитов — опасность заведшейся в городе мафии рассмотрена здесь.
Где встречается[править]
Литература[править]
- Сергей Лукьяненко, «Мальчик и Тьма» — в мире, куда попал Данька, существует «игра в Летящих», откровенно срисованная с «Мафии». Подсветка мощным прожектором: «Я подумал, что игра действительно забавная, и я, если вернусь домой, научу ребят в неё играть. Только вместо Летящих будем выбирать каких-нибудь мафиози, а вместо Крылатых — честных граждан».
Кино[править]
- Фильм Сарика Андреасяна «Мафия: Игра на выживание» 2016 года.
Телесериалы[править]
- «Пятницкий» — Ирина Зимина любит играть в эту игру. Она даже посещает VIP-клуб, специализирующийся на ней.
- След — в одной из серий народ играл в начале в эту игру, одного из игроков убили по-настоящему, пока все закрывали глаза. Как было нетрудно догадаться, убийцей оказался ведущий.
- Если речь о серии «Мафия в комнате», то там как раз ведущего и убили.
Аниме и манга[править]
- Манга Werewolf Game (Jinrou Game) — несколько школьников похищены неизвестными для участия в состязании «Игра в оборотней». Правила состязания почти дословно списаны с «Мафии» (с поправкой на антураж: вместо мафиози тут оборотни), вот только все смерти совершенно настоящие. Набор ролей меняется от части к части. В третьей части, озаглавленной «Безумная лиса», вводится уникальная роль, как нетрудно догадаться, лисы. Лиса неуязвима для волков, но автоматически умирает, если её проверит пророк (комиссар). Если лиса доживёт до конца игры, то все остальные игроки тут же погибают, и только лиса остаётся в живых.
Настольные игры[править]
В целом почти все настольные/словесные игры «со скрытой ролью» можно так или иначе подвести к «Мафии», ибо она их родоначальница.
- Настольная игра «Бэнг» — почти что «Мафия» на Диком Западе. Игроки делятся на шерифа (известного всем, +1 HP), помощников шерифа, бандитов и ренегата. Шериф и помощники побеждают, если побеждены бандиты и ренегат. Бандиты — если убит шериф. Ренегат должен остаться один на один с шерифом, потом убить его.
- Настольная игра «Секретный Гитлер» — а это «Мафия» в реалиях Германии 1934 года. Игроки делятся на 2 команды-партии, либералов и фашистов, также в партии фашистов у игроков есть роль как и рядового, так и самого Гитлера. И да, вместо откровенно идиотских домыслов о том, кто мафия по признаку «он ночью шевельнулся» и «а он мне не нравится», здесь необходимо чётко отслеживать каждое правительство и считать принятые им законы, а также правильно интерпретировать исполнительные действия. Цель либералов — сформировать стабильное правительство, приняв 5 либеральных законов, или же убить Гитлера по принятии 4 и 5 фашистских законов. Цель фашистов — принять 6 фашистских законов или привести Гитлера к роли канцлера по принятии 3 фашистских законов.
Видеоигры[править]
- Among Us — игра 2018 года, ставшая хитом осенью 2020. Основана по большей части именно на «Мафии», но в чём-то усложнена (мини-игры, необходимость перемещаться по карте), а в чём-то, напротив, упрощена (ролей всего две, голосования инициируются игроками и могут быть пропущены, убийцу можно застать с поличным, а не только вычислить по поведению).
- Есть браузерный вариант мафии Town of Salem с расширенным количеством ролей (дополнительные роли есть и у мафии, и у мирных жителей).
- Помимо Among Us, есть огромное количество игр, основанных на принципах «Мафии», но не сыскавших такой огромной популярности. Это Space Station 13, Town of Salem, Throne of Lies, Мафия Онлайн и прочие. А предком конкретно Among Us можно назвать режим Murder в Garry’s Mod и одноимённую мини-игру в Minecraft.
Визуальные романы[править]
- Raging Loop — игра в «Вервольфа» (американская версия «Мафии») в горной японской деревушке, с настоящими смертями и с мистической подоплёкой. Помимо волков и мирных жителей, есть следующие роли: змея (комиссар), паук (доктор), ворона (определяет, являлся ли волком тот, кого вчера убили по голосованию) и две обезьяны (знают, кто является второй обезьяной). Кроме того, есть одна уникальная тайная роль, о которой в деревушке не помнят: барсук. Барсук — это человек, который играет за волков и голосует так, как, с его точки зрения, выгодно волкам. При этом барсук не обладает никакой дополнительной информацией и ночью спит волшебным сном, как и все люди.
Телевидение[править]
- На телеканале Муз-ТВ с 2009 года транслировалось шоу «Мафия». В качестве игроков в основном выступали музыкальные звёзды и радиоведущие.