Культ любви

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Любовь»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

»
— 1:Кор 13»
«

Свежий ветер избранных пьянил, С ног сбивал, из мертвых воскрешал, — Потому что если не любил — Значит, и не жил, и не дышал!

»
— Владимир Высоцкий, «Баллада о любви»
«

Вам песню хорошую или про любовь?

»
— КВН

Романс на стихи Григория Поженяна «Нужно, чтоб кто-то кого-то любил…»: конденсат апологетики тропа

Любовь есть Истина, Любовь есть сама жизнь, она непогрешима и превыше всего, лишь в ней человек находит себя, она сметёт всё грязное, низменное и подлое, что идёт ей наперекор!

Изложенные выше мысли доминируют в нашей популярной культуре. Мы с ними выросли, мы их почти не замечаем, они сами собою разумеются (хотя оппозиция им всё же существует).

Любовь сложна, и рационально обосновать её проблематично, хотя некоторые романтики убеждены, что и не надо, потому как рациональное — это из области познания мира и достижения поставленных целей, а любовь — это явно куда-то в сторону их постановки. Некоторые рационалисты (или называющие себя таковыми) придерживаются противоположной точки зрения: именно познание мира и развитие разума и есть высшая цель мыслящего существа, а любовь — не более чем животный атавизм, непомерно разросшийся и раздутый пропагандой. Впрочем, существует и другая рациональная точка зрения, согласно которой цель жизни любого живого организма — размножение (вернее передача своего генетического кода дальше, тем самым обретая своеобразное бессмертие), а любовь — это очень удобный эволюционный инструмент побуждающий заниматься столь энергозатратным и потенциально опасным делом как зачатие, рождение и воспитание детей… или просто заводить полезные дружеские отношения взаимной помощи.

Адепты такого культа называются любовными фриками.

Возможные подтропы: Я буду ждать тебя, Предсмертное признание в любви, Первая любовь.

Неполовые «родственные» (не «дружеские») формы привязанности, к счастью, часто сочетаются с «привычным» половым влечением. Такое сочетание разных видов любви обеспечивает долгую крепкую семью там, где первая влюблённость прогорела годы и десятилетия назад.

Если говорить про влияние любви на культуру, науку и искусство, и здесь она проявляет себя по полной — фактически, есть лишь две вещи, о которых никогда не устанут писать поэты и прозаики — война и любовь. Зачастую любовь является некоей движущей силой, заставляющей человека подниматься над собственной низостью и качать скиллы, которые бы ему в нормальном состоянии никогда бы не пришло в голову качать, и порой это не просто хорошо, а великолепно. Множество окрылённых любовью — или вдохновленных ею художников, скульпторов, драматургов, писателей и поэтов одарили Человечество горами произведений искусств, в последствии ставших классическими. Так что любовь — это хорошо, и есть мнение, что именно она спасёт наш грешный мир.

Важно[править]

« Немецкие орнитологи, работая с зебровыми амадинами, сравнили репродуктивный успех у пар, подобравшихся по любви, с теми, кого соединили насильно с чужим избранником. В «счастливых» парах подрощенной молодежи оказалось на 37% больше, чем в «несчастливых». При этом генетическая несовместимость в обеих группах была примерно на одном уровне. Ученые заключили, что при моногамии семейная гармония является такой же точкой приложения естественного отбора, как и другие характеристики, повышающие численность выращенного потомства. »
— http://elementy.ru/novosti_nauki/432579/Svobodnyy_vybor_partnera_u_amadin_sposobstvuet_vyzhivaemosti_potomstva

Слово «любовь» имеет множество значений, ведущее временами к путанице, и, например, умные эллины в своём языке этого слова вообще не имели. Вместо него у них было аж четыре понятия:

  • ἀγάπη (ага́пэ) — альтруистическая, высшая, жертвенная любовь, не к кому-то конкретному, а ко всем людям вообще. Достаточно странная для многих концепция, но весьма популярная в христианстве: ἀγαπήσεις τὸν πλησίον σου ὡς σεαυτόν (возлю́биши и҆́скреннѧго твоего̀ ꙗ҆́кѡ са́мъ себѐ, Мф. 22:39). Можно ещё вспомнить философию хиппи — Make love, not war, All you need is love[1] и т. п.
  • στοργή (сторге́) — родственная любовь. К родителям, детям, братьям и сёстрам.
  • φιλία (фили́я) — привязанность, дружеская любовь. Возникает между людьми, которые очень близки друг другу, но нет между ними ни романтики, ни родственных связей. Педо-филия например, в данном контексте негативной коннотации не имеет. Но какая-то сволочь взяла и всё опошлила.
  • ἔρως (э́рос) — чувственная любовь, любовь-страсть, любовь между мужчиной и женщиной или как там ещё бывает[2]. Именно это подразумевают под «любовью» чаще всего. Однако же из-за неоднозначности слова «любовь» под него нередко попадает и что-то из пунктов выше, и вот тогда оно тоже становится сабжем статьи.

Согласно психологу Роберту Алексу Джонсону, в древнеперсидском языке было 80 терминов со значением «любовь», в санскрите — 96.

«

Нужно, чтоб кто-то кого-то любил. Это наивно, и это не ново. Не исчезай, петушиное слово. Нужно, чтоб кто-то кого-то любил. Нужно, чтоб кто-то кого-то любил: толстых, худых, одиноких, недужных, робких, больных — обязательно нужно, нужно, чтоб кто-то кого-то любил. Лось возвращенье весны протрубил, ласточка крылья над ним распластала. Этого мало, как этого мало. Нужно, чтоб кто-то кого-то любил. Чистой воды морякам под килём, чистого неба летающим в небе. Думайте, люди, о боге, о хлебе, но не забудьте, пока мы живём: нет раздвоенья у супертурбин, нет у земли ни конца, ни начала. Мозг человеческий — как это мало. Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.

»
— Григорий Поженян, текст романса

В широком смысле культ любви распространяется на любые формы любви, в том числе и несвязанные с романтическими отношениями между людьми. Например, если персонаж выбирает между любимым делом и прибыльным, культ любви будет настаивать, что ему следует выбрать любимое.

История культа[править]

В эпоху позднего Средневековья были популярны манускрипты в форме сердца. Старейший, созданный при дворе датского короля Кристиана III, содержал 83 баллады о любви
«

Нам в памяти своей хранить не жаль И нынешних, и прошлых дней волненья, В тех и других и боль, и утешенье, В них сопредельны радость и печаль. Наносит разум на свою скрижаль О сущем разнородные сужденья, Дает законченное впечатленье Той и другою стороной медаль. Но ведь любовь — она не просто сила: Могущественней всех на свете сил, Она любовью мир преобразила. Так отчего ж нельзя любовный пыл Зажечь огнем не одного светила, Но пламенем несхожих двух светил?

»
— дон Франциско де Кеведо иронизирует, перевод И. Чежеговой

К идее того, что именно любовь имеет высший приоритет, мировая культура пришла далеко не сразу. Долго считалось, что супруга надо выбирать, руководствуясь разумом (а если ты молод — то не своим), а там стерпится — слюбится. Античные западные авторы, например, прекрасно осведомленные в силе этого чувства, однако, оставили нам гораздо больше описаний бедствий, им принесённых, нежели примеров сочувствия к нему. Античные восточные авторы, к примеру, индуистские, воспевали именно плотскую составляющую любви и счастье в гармоничном браке, но вот как таковой романтической любви у них было мало.

Можно предположить, что культ зародился на мусульманском востоке. Одним из первых заметных примеров стала трагическая история Лейли и Маджнуна (VII век) — будучи впоследствии многократно искаженной, она сделала воспевание любви одним из важнейших элементов арабской и персидской литературы и породила базовые сюжетные элементы.

В Европе важной для становления культа стала история Тристана и Изольды. Происхождение истории теряется в веках, однако к XII—XIII векам в ней формируется основная идея о противостоянии культа любви и ранее доминировавшего в культуре культа верности. В этом противостоянии еще не объявлен победитель, однако обреченная любовь изображается с явным сочувствием.

Примерно в то же время провансальские жонглеры делают модным поклонение рыцарей Прекрасной даме. Что было свежим веянием — ведь раньше к женщинам было принято относиться довольно по-скотски. Строгая католическая гетеросексуальная моногамия делала жену лорда вторым человеком в иерархии, тогда как у других культур её статус обычно варьировал от сугубо частного лица до говорящей табуретки.

На закате Средневековья существовали суды любви, или куртуазные суды — шуточные собрания придворных, обычно во главе с монархом, которые разбирали сложные любовные вопросы и даже приговоры выносили.

Возрождение вбросило в оборот европейской культуры множество новых сюжетов, активно осваивались как античные авторы, так и фольклор, и к XVI веку Уильям Шекспир кодифицирует основные тропы данного направления — наиболее прогремели, разумеется, «Ромео и Джульетта».

Культ любви проникает и на Дальний Восток. Например, с XVII в. японские театры бунраку и кабуки популяризуют идею синдзю (心中) — двойного самоубийства влюблённых как способа преодолеть стоящие между ними преграды социальных обязательств.

Пиком культа любви можно считать сентиментализм и романтизм, доминировавшие в XVIII—XIX вв., с их повышенным вниманием к эмоциональной составляющей человека. С XIX в. начинается некоторый ревизионизм, литературу высшего уровня захватывает реализм, однако в более популярных слоях культуры культ любви сохраняет заметное влияние до сих пор. Школьная литература по программе РФ, романтическая или соцреалистически-романтичная, не допускает всякой «пошлятины» вроде альтернативного взгляда. Потому у многих людей (школьная программа обязательная) складывается впечатление, что любовь именно такая и никакой другой никогда не было и нет.

А ещё в литературе и кино советского времени можно полюбоваться на соцреалистический вариант культа любви: в нём есть неслабая доля романтизма, но при этом он очень просоциален. Логика там, тем не менее, довольно гармоничная, хоть по нынешним временам тогдашние стандарты приемлемой дистанции и приличий и выглядят старомодными.

Примеры[править]

Примеров, разумеется, несчётное количество. Интересны прежде всего примеры не самого культа, а игры с ним.

  • Руставели, «Витязь в тигровой шкуре» — ради любви, как романтической так и дружественной, прощается даже нарушение клятвы и вассального долга, что крайне редко в западной литературе (ср. например с «Песней о Нибелунгах»).
  • Новелла О. Генри «Дары волхвов»
  • Джек Лондон, «Когда боги смеются» — мужчина и женщина любят любить, и дабы их любовь не угасла, не дают ей насытиться. Но боги лишь смеются над ними.
  • Григорий Горин, «Формула Любви» («— Ты с ума сошёл. Любовь — это божественное чувство. / — Всеобщее заблуждение. Огонь тоже считался божественным, пока Прометей не выкрал его. Теперь мы кипятим на нем воду».)
  • Ефремов, в частности романы «Лезвие бритвы» и дилогия «Туманность Андромеды» — «Час Быка». Интересны тем, что о любви говорят не столько лирикой, сколько весьма глубоким рациональным, философским и практическим осмыслением. Также его внимание к теме у современной публики нередко вызывает восторженно-удивлённую реакцию «Ефремов вставил в советскую фантастику фансервис!».
    • в описании мира коммунистического будущего Ефремов назначает любовь одной из трех сфер человеческой деятельности, самореализация в которых необходима для счастья (две другие это подвиг и познание).
  • «Гарри Поттер», конечно. История о борьбе людей, способных любить (во всех смыслах), с жутким козлом-мизантропом, любить неспособным.
  • Со всех сторон троп обыгрывает Звёздные войны. Прямо — да, именно любовь к сыну вернула Дарта Вейдера к свету, а через некоторое время не дала Люку пасть во тьму. И чернейшая инверсия — любовь Энакина к Падме, из-за которой и пошёл весь сыр-бор.
    • Там же: первые, далеко не робкие шаги к Тёмной Стороне Энакин совершил из любви к своей матери: перебил целый лагерь тускенских разбойников, включая женщин и детей. И это чувство потери близкого человека он впоследствии перенёс на Падме.
    • Интересный момент во вселенной в целом: ни светлые джедаи, ни тёмные ситхи любовь особо не жалуют. У джедаев вообще в кодексе прямо прописано: «There is no emotion: there is peace»[3], и они любые эмоции (точнее, неумение их контролировать, но это уже детали), даже в целом светлые, как и любовь, считают дестабилизирующими, не дающими обрести просветление и ведущими к тёмной стороне. Ситхи же, черпающие силы из эмоций, признают любовь очень мощным чувством, дающим много энергии. Но для них есть неоспоримый минус: любящее существо уязвимо и им проще простого манипулировать, что и продемонстрировал Энакин. Стоит приставить любимому бластер к голове/световой клинок к горлу, как любящий согласится сделать что и как угодно[4]. Поэтому подавляющее большинство предпочитает использовать страх, ненависть, да что угодно, что не оставляет настолько же больших «дыр в обороне».
  • Роберт Шекли, «Язык любви». Герой специально отправляется на отдаленную планету и тратит годы на изучение языка вымерших аборигенов, наиболее тонко и всеобъемлюще передающего любые возможные оттенки (пятьсот шесть) любовного влечения. Кончается… ну, как всегда у Шекли.
  • Элеонора Раткевич, «Здравствуйте, я ваша тёща» — для защиты города от проклятия непременно нужен женатый маг. Протагонист сначала считает, что это просто традиция, и сильно ошибается: наличие жены — действительно необходимое магическое условие. В конце к тому же оказывается, что два влюбленных друг в друга мага подходят даже больше. А вот одиночка вообще ничего не может сделать.
  • Одна из самых распространённых идей в фильмах — если не в основном сюжете, то в песне.
    • «Весёлые ребята» — «Как много девушек хороших».
    • «Гусарская баллада» — «Влюблённым море по колено».
    • «Кавказская пленница» — «Крутят они, стараясь».
    • «Двенадцать стульев» — «Где среди пампасов бегают бизоны» (исполнил Валерий Золотухин). Да, сам Бендер — старый солдат и не знает слов любви, но герой песни-то — любил!
    • «31 июня» — «Всегда быть рядом не могут люди».
  • Legend of the Galactic Heroes: все свои невероятные подвиги вроде свержения династии и завоевания Галактики император Райнхард фон Лоэнграмм совершил, движимый любовью к своей старшей сестре, которую против её воли сделали наложницей престарелого кайзера. Понятное дело, что позже к его мотивации присоединилось многое другое, но изначальный импульс, побудивший его стать военным и добиваться власти, был именно таков.
  • В мюзикле «Последнее испытание» троп как обыгрывается прямым образом, так и инвертируется. «Любовь несовместное соединяет, любовь открывает любые врата» / «А той, что откроет врата преисподней, цена невысока…» В книжном оригинале — тоже, но не так ярко.
  • Владимир Высоцкий, «Баллада о любви» (см. эпиграф).
  • Юрий Визбор:
«

Моя надежда на того, Кто, не присвоив ничего, Свое святое естество Сберег в дворцах или в бараках, Кто посреди обычных дел За словом следовать посмел, Что начиналось с буквы «Л», Заканчиваясь мягким знаком.

»
— «Деньги»
  • «Чёрное зеркало», серия «Повесь ди-джея» — тиндер будущего признаёт двух людей совместимыми, если они в виртуальной симуляции готовы эту самую симуляцию обвалить, чтобы быть вместе.
  • Chobits — на случай, если его робо-дочка не обретёт настоящую любовь, её создатель заложил в неё вирус, который уничтожил бы механизмы распознавания у всех андроидов в мире, положив конец жанру любовь и железяка как таковому. Всё это, опять, же зависит от успеха только одной Чии. А вот чтоб неповадно было!

Инверсия[править]

Фрагмент мюзикла «Последнее испытание»

Ещё мизантропии ненависти к культу любви от группы "Телевизор"

И еще немного от Рика и Морти.

А не Поженян ли это? Не, не Поженян… Так, шпилька.

« «F63.9. Расстройство привычек и влечений неуточнённое. Симптомы: навязчивые мысли о другом человеке, резкие перепады настроения, жалость к себе, бессонница или прерывистый сон, необдуманные импульсивные поступки, перепады артериального давления, аллергические реакции, синдром навязчивой идеи (самовнушение абстрактных образов), завышенная самооценка.» »
— Всемирная организация здравоохранения. [5]
  • Многие авторы афоризмов — Бернард Шоу, Амброз Бирс, Франсуа де Ларошфуко, Оскар Уайльд и др. — весьма едко высказывались о любви и высмеивали её культ (например, «Чем отличается Настоящая Любовь от увлечения? — Увлечение длится дольше»). Впрочем, в своей практической жизни не все из них соответствовали этим взглядам.
  • Знаменитые литературные сыщики — Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, мисс Марпл — культу любви явно не подвержены. Очевидно, именно потому, что он не совместим с рациональным мышлением. Впрочем, к чужой любви они относятся с пониманием и даже ободрением — ну или сочувствием, если она стала причиной преступления (хотя это зависит от тяжести преступления и от того, пострадал ли в результате кто-то невинный).
  • Л. Н. Толстой, «Крейцерова соната» — протагонист.
  • Гарри Гаррисон, Марвин Мински, роман «Выбор по Тьюрингу» — протагонист в конечном счете отвергает любовь в пользу разума и науки.
  • Серия книг об Энн Ширли: героиня, в детстве увлеченно проглотившая тонны романтической литературы, взрослея, усилием воли подавляет влияние почерпнутых из них шаблонов поведения на свою реальную жизнь.
  • Нестеренко же! Антисексуал, который эту самую любовь ненавидит, не видя в ней ничего, кроме очередной гедонистической практики. Точнее, наихудшей из гедонистических практик, ибо она, во-первых, наиболее враждебна разуму (помрачая его долгосрочно, а не кратковременно), а во-вторых, при этом ещё и возводится в тот самый культ. При этом Нестеренко, в отличие от некоторых романтиков, не противопоставляет «светлую и чистую» платоническую любовь «грязному» сексу, одинаково плохо относясь к тому и другому. Цитата:
«

Q. Что такое любовь? A. Психическое заболевание, наркотический психоз параноидального типа на сексуальной почве. В острой фазе (влюбленность) вызывается амфетаминовой наркоманией, в хронической — эндорфиновой. Параноидальные симптомы ярче всего проявляются в острой фазе: бред сверхценной идеи, потеря адекватности восприятия, неспособность критически оценивать объект любви (часто сопряженная с агрессией против попыток дать такую оценку) при сохранении возможности здраво рассуждать на отвлеченные темы, эмоциональная нестабильность и т. п. Как и другие параноидальные расстройства, возникает чаще в молодом возрасте и протекает с весенне-осенними обострениями. Хроническую фазу часто называют «настоящей любовью» и противопоставляют острой, хотя на самом деле это две формы одного заболевания. Хотя хроническая фаза обычно внешне протекает спокойнее острой, это — спокойствие наркомана, регулярно получающего свою дозу наркотика: стоит возникнуть проблемам с дозой (подозрения в измене и т. п.) — и абстинентный синдром пробуждает к жизни не менее, а порой и более бурные страсти, чем в острой фазе. Тот факт, что любовь — форма сумасшествия, признавал еще Гиппократ, да и современная медицина, в общем, тоже признает, хотя и с всевозможными реверансами и оговорками, являющимися данью социальным стереотипам.

»
— FAQ сайта Antisexual Stronghold
  • В пьесе «Дон Жуан» заглавный герой относится к сексу положительно, но в духе заместительной терапии. Мол, если удовлетворять регулярно похоть то глупостей не наделаешь и меньше шансов влюбиться с действительно страшными последствиями. Впрочем, как обычно у Нестеренко (но в данном случае и в соответствии с классическим сюжетом), все равно кончает плохо.
  • В серии развлекательных романов П. Энтони «Воплощения бессмертия» несколько разных пар неоднократно на протяжении сюжета демонстрируют одну и ту же мысль (которую один из героев даже озвучивает впрямую) — если мужчину и женщину долго держать вместе и заставлять действовать совместно, они друг друга полюбят даже вопреки изначальным чувствам (например, искренней и сильной любви к другому).
  • «Трактат о любви, как ее понимает жуткий зануда» А. Протопопова и книги его идейных продолжателей: «Женщина. Учебник для мужчин» Олега Новоселова, «Анатомия любви и фальшивок» Александра Бирюкова.
    • Следует иметь в виду: с научной точки зрения все эти тексты достоверны не более, чем какие-нибудь статьи про рептилоидов с Нибиру. Авторы откровенно пытаются натянуть свои представления о жизни на всё человечество, игнорируя те факты, что им противоречат.
  • «Последнее испытание», «Легенда о Вратах»:
«

Если бы любовь не была орудьем, Может быть, она и спасала б души. Но во все века неизменны люди, И любовь их злу и гордыне служит!

Поэты говорят, что мир спасется любовью, Но чистую любовь наш мир не видел века! И той, что откроет Врата Преисподней — Цена невысока!

»
— Любовь делает злодеем
  • Сторонники теории «стакана воды»[6], которые, в отличие от вышеупомянутых, очень даже не прочь получать физическое удовольствие от секса, но к сожалению, без любви (между прочим, это и есть самый настоящий разврат).
    • В литературе и кино такие персонажи часто бывают злодеями или антигероями. Наиболее хрестоматийный пример — дон Жуан (впрочем, в некоторых трактовках он все-таки действительно влюбляется — каждый раз на короткое время).
    • Злодейский вариант с педалью в пол — персонажи трудов маркиза де Сада: женщины (и не только) нужны для того, чтобы их пытать, насиловать и убивать — какая любовь, о чем вы? Впрочем, де Сад наглядно показывает, что подобное мировоззрение крайне быстро приводит к саморазрушению, деградации, опустошению сознания и прочим милым вещам, а человек, достаточно долго продержавшийся на таком пути, скорее всего убьёт себя в поиске более острых ощущений, либо станет жертвой другого зоонекропедофила. Короче, зло — это отстой одновременно со Зло — это приятно, такой вот парадокс.
  • Вейская империя: на Вее культ любви — это заодно культ успеха, потому что отношения местные видят исключительно как вопрос расчета или подчинения. Глубокая взаимная забота — это где-то после десятка лет счастливого брака, но для начала отношений ни глубина, ни взаимность не нужны.

Примечания[править]

  1. Учитывая образ жизни хиппи — всё-таки пополам μετά τοῦ ἔρωτος.
  2. Однополая любовь становится предметом сабжа редко. Объективная причина: склонных к ней людей — абсолютное меньшинство. Впрочем, в античности о ней всё-таки писали — взять хотя бы прославленную Сапфо. Субъективная причина: в христианской традиции, на которой выросла наша культура, она табуирована (в мусульманской — тоже, но там всё-таки могла практиковаться открыто). В наше время в странах Европы и Америки табу снято или ослаблено, однако эта тема приобрела в основном характер социальной проблемы. Другая причина — τὸν ἔρωτα очень часто показывают только через сопутствующую φιλίαν. Парень с девушкой идут на свидание, герой спасает подругу от злодея, они дружелюбно разговаривают и улыбаются — в общем, на 99 % это то, что могли бы делать разнополые друзья, хотя все уже понимают что автор имеет в виду любовь. А вот для однополой пары выходит неловко — аудитория по умолчанию считает их просто друзьями и либо нужно делать натянутый каминг-аут, либо так и оставлять недосказанность.
  3. Нет эмоций, есть покой.
  4. Плюс, накладывается влияние темной стороны: мало кто из ситхов способен познать светлую любовь. В основном они относятся к ней как эксплуататоры — им нужно само чувство, дающее силу, а не любимый человек как таковой.
  5. На самом деле это известная хохма. Всё, что курсивом, в справочнике ВОЗ отсутствует.
  6. Тропнеймер — Александра Коллонтай.