Что ж ныне меня преследуете вы?

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Unrequited Love Switcheroo, Stringing the Hopeless Suitor Along. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Раздражающий поклонник и объект поклонения меняются ролями
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
Превратности любви — они такие

«Один любит, второй позволяет себя любить» — одна из наиболее заезженных фраз о романтических отношениях, как и само представление о том, что человека можно «завоевать», стоит только хорошо постараться. Пока один расшибает лоб и из кожи вон лезет, как бы угодить, второй отвечает на все эти усилия максимум снисходительно. Однако сколько верёвочке ни виться, рано или поздно до «завоевателя» доходит, что все усилия были как об стенку горох, и он решает вместо этого наконец-то заняться собой: хорошеет, мудреет и вообще поднимает уровень крутизны.

И тут-то до равнодушной стороны доходит. Бывший объект поклонения сам превращается в охотника и начинает навязчиво добиваться любви, попутно восклицая вещи в духе: «И где ж были мои глаза?!» Троп воплощается во всех случаях, когда любящий и любимый поменялись местами, и тот, кто изначально был в отношениях преследователем, может, как Татьяна Ларина, воскликнуть: «Я вам не нравилась… Что ж ныне меня преследуете вы?» А уж что дальше получится из этой иронии судьбы — новая безответная любовь, упущенная любовь или нечто иное — в руках автора.

В более мягком варианте персонажи могут состоять во вроде бы любящих отношениях, но, что называется, без огонька, однако после некоторых событий более настроенный на развод влюбляется в спасающего отношения (или, в первую очередь, себя) заново.

Связанный троп — Давний поклонник выигрывает. По ситуации может быть как аверсией, так и субверсией данного. В случае, если пара так и не складывается, может получиться уже упущенная любовь.

Примеры[править]

Фольклор[править]

Театр[править]

  • Бернард Шоу, «Пигмалион» — Хиггинс, судя по всему, не очень хорошо принял уход Элизы, из которой в самом деле сделал леди.
  • Оскар Уайльд, «Святая блудница, или Женщина, покрытая драгоценностями» — в конце пьесы праведник и соблазнительница поменялись местами.
  • «Элизабет» — заглавная героиня должна была умереть в 15 лет, но приглянулась явившемуся по её душу психопомпу. Он пожалел её, хотя она просилась с ним на тот свет, чуть ли не признаваясь в любви. Спустя какое-то время она, уже вполне довольная жизнью и забывшая о своем желании помирать, собралась замуж. И тут Смерть так накрыло ревностью, что он заявился прямо на свадьбу. Не получив взаимности от возлюбленной, он начал преследовать её, из раза в раз зазывая к себе в вечность. Спрашивается, где же был его энтузиазм при первой встрече?
    • Ближе к финалу случается зигзаг: Смерть устаёт бегать за девушкой, и обещает, что больше не явится, как бы хреново ей не было. Через какое-то время у Элизабет случается «хреново в квадрате», и она начинает буквально умолять о смерти. Мстительный воздыхатель дословно возвращает все когда-то произнесённые ею слова отказа, и заставляет помучиться в бренном земном мире ещё несколько лет.

Литература[править]

  • А. С. Пушкин:
    • «Евгений Онегин» — тропнеймер. Кодификатор в русской литературе. Сначала Татьяна, будучи излишне романтичной деревенской барышней, убивалась по Онегину, а когда она выходит замуж и становится эффектной светской дамой, уже главный герой приползает к ней на коленях.
    • Ещё раньше были «Руслан и Людмила». Долго же Финн пытался добиться любви роковой красавицы Наины! И всё только для того, чтобы состарившаяся приворожённая гордячка ему оказалась даром не нужна.
  • Джейн Остин, «Гордость и предубеждение» — Элизабет Беннет отказывает мистеру Дарси после того, как он пытается расстроить помолвку Бингли с её сестрой Джейн. Узнав, что на самом деле он не такой уж и козёл, она влюбляется в него, и его второе предложение руки и сердца оказывается удачным.
  • Теккерей, «Кольцо и роза» — любой из заглавных предметов делает владельца неотразимым. А так как в процессе действия хозяева менялись, то, например, у служанки Бетсинды получился троп.
  • Джек Лондон, «Мартин Иден» — американская гендерная инверсия Онегина и Татьяны: сначала Мартин стремится подняться над своим положением простого рабочего ради утончённой Руфи, однако она под давлением родителей бросает его и возвращается, когда он уже стал известным писателем. Но Мартин на тот момент уже настолько глубоко погрузился в депрессию, что Руфь ему и даром не нужна, и он приходит к выводу, что любил лишь её образ, а не её саму.
  • Болеслав Прус, «Кукла» — делец Станислав Вокульский страстно влюблён в шляхтянку из обедневшего рода Изабеллу Ленцкую и пытается вытащить её семью из долгов в надежде, что она из благодарности ответит ему взаимностью. Однако, по мнению Изабеллы, торгаш ей не пара (хотя других серьёзных ухажёров у неё нет вообще), и максимум, что ему позволено — это застрелиться на её могиле, предварительно решив финансовые вопросы Ленцких и выдав её замуж за хорошего человека. В итоге холодность Изабеллы доводит Вокульского до ручки: он чуть не бросается под поезд, распродаёт всё своё имущество и взрывает замок, возле которого признавался панне в любви (возможно, погибнув под обломками в процессе). Теперь Изабелла часто приходит на развалины погрустить, а потом вынуждена постричься в монахини.
  • А. П. Чехов, повесть «Три года». Алексей Лаптев страстно влюбляется в Юлию Белавину, она же равнодушна к нему и лишь позволяет себя любить. Они женятся. В итоге страдают оба: Юлия Сергеевна тяготится обществом мужа, которого считает скучным и неказистым человеком, а тот, в свою очередь, осознаёт, что не может сделать жену счастливой. С появлением ребёнка Юлия меняется: она не только погружается в новые заботы, но и начинает ценить мужа за доброту и честность. Однако период умиротворения длится недолго. Внезапно от дифтерии умирает их дочь Оля. Страдания Юлии, которая ежедневно плачет во флигеле, начинают утомлять Алексея, и он старается как можно реже появляться дома. На излёте третьего года семейной жизни, приехав к жене на дачу, Лаптев впервые слышит от неё слова любви. Юлия рассказывает мужу о своих чувствах к нему; он же, испытывая только голод, отстраняется от её объятий и идёт завтракать.
  • Маргарет Митчелл, «Унесённые ветром» — Ретт Батлер долго и упорно добивался Скарлетт, однако чувство умерло, когда погибла их общая дочь Бонни-Блю. Когда же Скарлетт понимает, что зря гонялась за Эшли и хочет быть счастлива с Реттом, он уходит от неё и на вопрос жены, что же ей теперь делать, выдаёт бронебойный ответ: «Дорогая, мне наплевать»[1].
  • Андре Моруа, «Превратности любви» — именно то, что написано на упаковке: Филипп долго страдал по своей жене Одилии, которая сбежала от него с офицером и застрелилась, когда поняла, что зря. Потом Филипп женится на Изабелле и систематически игнорирует её тепло и заботу, а как только нападает на мысль, что с ней можно и не быть козлом, — погибает нелепой смертью.
  • Фрэнсис Скотт Фицджеральд:
    • «Великий Гэтсби» — Дейзи загорается к Гэтсби новым интересом, когда оказывается, что он сказочно богат. Некоторое время он счастливо наслаждается взаимностью, однако от мужа Дейзи всё-таки уйти не готова.
    • «Ночь нежна» — Дик был полностью уверен в своей власти над Николь, поскольку был не только её мужем, но и лечащим врачом. Однако стоило Николь после его измены внезапно поправиться и тоже завести любовника, как жизнь Дика начинает ползти под откос.
  • Сомерсет Моэм, «Узорный покров» — Китти вышла замуж за Уолтера без любви, изменяла ему, и только сильно позже оценила, какой незаурядный мужчина достался ей в мужья. А он хоть и стал смотреть на неё более трезво, без розовых очков, всё же не разлюбил, так что какое-то время они были счастливы. Пока Уолтер не умер от холеры…
  • Джоан К. Роулинг, «Гарри Поттер» — Джинни в десять лет втрескалась в Гарри, однако он видел в ней только подругу, пока она не выросла в популярную красотку и крутого игрока в квиддич. Сошлись, нарожали детишек.
  • Василий Седугин, исторический роман «Юрий Долгорукий» — боярин Степан Кучка сперва открыто смеялся над девушкой Листавой, которая заглядывалась на него. Но когда с Листавой стал встречаться князь Юрий, и она полюбила его за более ласковое обращение, Кучке она стала вдруг позарез нужна. Он подстроил, чтобы другая женщина легла в постель к опоённому снотворным Юрию, и обманом заполучил себе Листаву, стал её мужем. Но в итоге Листаве было с ним мало радости, и она, узнав правду, снова встретилась с Юрием и хотела уйти к нему. Однако мстить за отвергнутую любовь умеют не только женщины: Кучка за это посадил жену в поруб и уморил голодом.
  • Кадзуо Исигуро, «Остаток дня» — эталонный английский дворецкий Стивенс пропустил все намёки экономки мисс Кентон мимо ушей, и она, не выдержав, покинула поместье. Стивенс вспомнил о ней двадцать лет спустя после войны, когда его любимого хозяина уже подвергли остракизму за организацию встреч британских аристократов с нацистами в своих владениях, а всю собственность купил американский делец. Стивенс едет к мисс Кентон в надежде вновь пригласить её на службу (и заодно окончательно определиться со своим отношением к ней), однако при встрече она оказывается уже миссис Бенн и признаётся, что в итоге смирилась и научилась любить своего мужа, а жизнь в поместье — уже перевёрнутая страница. Роман заканчивается рассуждениями Стивенса о том, что он упустил в этой жизни из-за безропотного служения, в том числе и с мисс Кентон.
  • Сьюзен Коллинз, «Голодные игры» — Кэтнисс окончательно определилась с чувствами к Питу, когда ему промыли мозги и заточили на ненависть к ней и желание убить. Впрочем, субверсия: потом ему полегчало.

Кино[править]

  • «Всегда говори „Да“» — Карл после расставания со Стефани на несколько лет ушёл в депрессию, перестал видеться с друзьями и закрылся от мира. Судя по словам песни, стоявшей у него на звонке, всё это время он втайне надеялся, что Стефани поссорится со своим нынешним ухажёром и вернётся к нему. И вот свершилось — она приходит к нему вся в слезах, бросается ему на шею… и тут он впервые с тех пор, как изменил свою жизнь, не может заставить себя сказать «да», потому что полюбил Элисон.
  • «Человек-паук» Сэма Рейми — Питер весь фильм искал способа произвести впечатление на Мэри Джейн, а в конце, когда она призналась ему (именно как Питеру, а не Пауку) в любви, отверг её. Не потому что разлюбил, а потому что близкие Человека-Паука всегда будут в опасности.
    • Во втором фильме обратная ситуация: он отказывается от своей паучьей ипостаси, и хочет восстановить отношения с Эм Джей, а она устала от его вечной нехватки времени на неё (пока он был супергероем) и собирается выйти за другого. В конце сбегает со свадьбы.
    • В третьем снова-здорово: после множества размолвок Питер преподносит ей кольцо как раз в тот момент, когда она вынуждена порвать с ним из-за угроз Гарри.
  • «Жизнь Адель» — выросшая в простой семье Адель в целом была не очень уверена в своих отношениях с богемной Эммой и в итоге изменила ей с мужчиной, после чего они разошлись. Через три года Адель в слезах просит Эмму принять её назад, однако та уже давно живёт с другой.
  • «Летучая мышь» (по оперетте Иоганна Штрауса) — комический вариант. Айзенштайн ухитрился влюбиться в нелюбимую жену, когда та явилась на бал-маскарад в образе загадочной роковой красавицы. Естественно, понятия не имея, что это его жена.
  • «Свадьба лучшего друга» — главная героиня, никогда не относившаяся серьезно к чувствам того, кого считала лучшим другом, но и только, когда он приглашает ее на свадьбу, понимает, что любит его по-настоящему. Она делает все возможное, чтобы расстроить свадьбу, но под конец, уже наломав дров, понимает, что ушедшего не вернуть, и в последний момент исхитряется расхлебать заваренную кашу.

Телесериалы[править]

  • «Крем» — Руслан игнорировал влюблённую в него Лизу, любя только её красивое альтер-эго Клару. Когда же Лиза в итоге заметно поднимается в науке, Руслан отвечает взаимностью уже ей. Нестандратный финал, потому что Лиза ради Руслана отказывается от по-настоящему любящего её Сергея.
  • Частый ход в сериале «Гадалка». Герой/героиня игнорирует давно любящую/любящего его/её и предназначенную/предназначенного ему/ему по судьбе девушку/парня, при этом привораживая более выгодную партию. Когда жизнь с приворожённой/приворожённым не складывается, протагонист/протагонистка пытается сойтись с отвергнутой/отвергнутым, но та/тот уже счастлива/счастлив с другим/другой (чаще всего другом/подругой протагониста/протагонистки). В результате герой/героиня в лучшем случае женится/выходит замуж только через n-ное количество лет (и не факт, что брак счастливый), в худшем до конца своих дней остаётся один/одна.
  • «Друзья» — много примеров
    • Отношения Росса и Рейчел. С самой школы Росс был влюблен в Рейчел, но она даже не подозревала. Затем Росс послушался совету забыть о Рейчел — уж тогда Рейчел и узнала о его невзаимной любви, вот только жертвой такой любви она сама и стала.
    • Отношения Джоуи и Рейчел. Сначала Джо просто, дабы утешить отчаянную беременную Рейчел, пригласил бедняжку на свидание, а после этого осознал, что влюблён. Затем прошло много времени, Джо перелюбил Рейчел, вот только та осознала обратное.
  • «Кухня» — неромантический пример с Нагиевым и Виктором Петровичем. После того, как первый увольняет второго, тот отчаянно пытается вернуться к нему в ресторан, но в итоге Дима демонстративно нанимает другую, положив тем самым конец их дружбе. В следующем сезоне Виктор открывает свой ресторан с блэкджеком и шлюхами в отеле своей бывшей жены Элеоноры Андреевны, несмотря на напряженные отношения с ней и её правой рукой Михаилом Джековичем: у него всё идет как по маслу, к нему даже переметнулись некоторые бывшие подчиненные из «Клод Моне». И тут-то Нагиев приходит к нему и начинает требовать к нему вернуться.
  • Папины дочки — так закончились отношения Феликса и Маши. Когда девушка решила дать ему шанс он послал её и умотал в Рязань, а вернулся в сериал лишь потому что полюбил Пуговку, причём взаимно. Хотя возможно так действует то свое проклятие бывших…

Мультфильмы[править]

  • «Оливер и компания» — весь мультфильм Жоржетта отбивалась от ухаживаний Тито, однако под конец влюбилась в него… а он тут же сбежал, испугавшись жгучего желания приобщить его к миру постоянной гигиены и «высокой моды».

Мультсериалы[править]

  • Скуби-Ду: Мистическая корпорация — сначала Шегги отшивает Велму, говоря, что он не готов к отношениям с ней и она ему просто друг. Затем пытается вернуть её, но та говорит своему бывшему возлюбленному, что её чувства угасли. Казалось бы, так оно и есть, однако в последующем разговоре с Дафной Велма признаётся, что не хочет допустить, чтобы Шегги опять отверг её чувства.
    • Фред и Дафна в начале второго сезона. Закончилось благополучно.

Аниме и манга[править]

  • Naruto — в «Последнем фильме» Наруто за несколько дней понимает, что любит Хинату, которая всю жизнь по нему вздыхала, однако стоит ему признаться, как Хината принимает предложение руки и сердца от Тонери. Впрочем, это оказывается уловкой, чтобы спасти сестру Хинаты от Тонери, и её верность Наруто была непоколебима.
  • Shoujo Kakumei Utena:
    • Дзюри большую часть сериала трясётся над медальоном с фотографией Сиори, которая откровенно упивается своей властью над сердцем подруги. Медальон во время дуэли разбивает Утэна, и в целом Дзюри заметно легчает, зато теперь Сиори буквально бегает за ней по пятам и даже записывается к ней в фехтовальный клуб.
    • Тоога заигрывал с Утэной, чтобы победить её на дуэли; когда влюбляется в неё по-настоящему, она уже не ведётся.
    • В раннем детстве Вакабе нравился Тацуя, и она пыталась найти в нём защитника, своего «Принца-Лука» (её обзывали «Луковицей» из-за высокого лба). Тогда Тацую это сильно смущало, но через много лет он переводится в ту же школу, что и Вакаба, чтобы найти её, не зная, что она уже влюблена в другого.
  • ToraDora — Тайга успела отказать Юсаку до начала сюжета и теперь жалеет, поэтому хочет получить помощь от Рюдзи.
  • «Твоё имя» — после того, как Мицуха в теле Таки помогла ему добиться свидания от Окудеры, та правда им заинтересовалась, но сам Таки уже влюбился в Мицуху.
  • Sailor Moon и её приквел Codename: Sailor V — Минако, аж дважды. Сначала в неё в прошлой жизни был влюблен Адонис, но ему ничего не светило, потому что она была принцессой, а он простым солдатом. Из-за безответной любви он перешёл на сторону зла и, дабы отомстить ей, создал альтер-эго, которое Минако полюбила, а он раскрыл все карты и проклял перед тем как погибнуть. Во второй раз Минако стал интересоваться её бывший товарищ по волейбольной команде Цутому, а она отшивала его, зная что ей не суждено иметь пару. В итоге она решила ответить ему взаимностью, раз он первый к ней подошёл, и тут из ниоткуда материализовалась его подружка.
  • Skip Beat! — Сё пользовался чувствами влюблённой в него Кёко, сам же относился к ней как к прислуге, но стоило девушке порвать с ним и начать карьеру актрисы, как он внезапно воспылал любовью.
  • Очень популярный троп в сёдзё-манхвах про злодеек: «злодейка» внезапно перестаёт вести себя как вела раньше и не интересуется парнем, в которого раньше была влюблена, а этот парень очень заинтересовывается таким поведением

Музыка[править]

  • The White Stripes — Conquest:
«

And then in the strange way things happen Their roles were reversed from that day. The hunted became the huntress. The hunter became the prey.

»
— Корки Роббинс
  • Особый, довольно популярный случай — когда герой/героиня после болезненного расставания фантазируют на тему возможного возвращения своего партнёра в тот момент, когда чувства к нему уже остынут. Из примеров можно назвать:
    • «Не отрекаются любя» Аллы Пугачёвой;
    • «Когда меня ты позовёшь» Владимира Кузьмина;
    • «Летний дождь» Игоря Талькова;
    • «Hung Up» Мадонны;
    • «Я не вернусь» ВИА Гры.

Реальная жизнь[править]

  • Широко распространена ситуация, когда находившийся долгое время во френдзоне наконец решает ее покинуть и сталкивается с внезапно настойчивыми попытками френдзонщицы сохранить поклонника.

Примечания[править]

  1. По тем временам сказать при даме «I don’t give a damn» — просто фантастически грубо, так что уровень его разочарования Скарлетт оценить легко.