С чем не справишься ради любви

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Power of Love. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Кто смеет рассуждать или предсказывать, когда высокие чувства овладевают человеком? Нищие, безоружные люди сбрасывают королей с престола из любви к ближнему. Из любви к родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются на небо и ныряют в самый ад — из любви к истине. Землю перестраивают из любви к прекрасному. А ты что сделал из любви к девушке? »
— «Обыкновенное чудо»
« Amantes sunt amentes »
— Латинская пословица

Итак, наш герой влюбился. С первого взгляда или после периода вражды, в деву в беде или бой-бабу — неважно. Главное, что он влюбился, и влюбился всерьез.

Однако что-то мешает их счастью. Или даже угрожает конкретно любимой. Это могут быть козни злодеев, болезнь любимой, общественное порицание или просто обстоятельства, разлучающие их. Так или иначе, справиться с ними вообще или почти невозможно.

Невозможно, слышишь, герой? Невозможно. Нечего пытаться. Это безрассудно. Что значит «Я и не пытаюсь»? А что же? Справляешься?

В этом и состоит суть тропа «С чем не справишься ради любви». Герою плевать, насколько возможно то, что нужно сделать ради любимой: если это необходимо, он это сделает. В некотором роде этот троп — добрый близнец тропа Чего не сделаешь ради любви. Но это вовсе не означает, что они несовместимы. «Чего не сделаешь ради любви» задает моральную оценку: то, что делает герой, подло, безнравственно или жестоко. «С чем не справишься ради любви» — указывает на серьезность препятствий, которые преодолевает герой ради своей любимой, и на безрассудство, с которым он преодолевает их. Он делает невозможное или почти невозможное — не думая о том, что это невозможно.

Чаще всего это безрассудство приводит к одному из следующих тропов:

Что НЕ ОТНОСИТСЯ к нашему тропу:

  • Трагическая импульсивность. На первый взгляд похоже, но разница критическая. Троп «С чем не справишься ради любви» всегда результативен: так или иначе, герой чего-то да добивается. Трагическая импульсивность же ни к чему хорошему не приводит.
  • Сложные, но рядовые битвы со злодеями. Чтобы прямое противостояние считалось, силы должны находиться на принципиально разном уровне. Герой должен не иметь в нормальных условиях и тени шанса.

Если герой преодолевает все преграды, но срезается на финишной прямой, то добавляется троп Это встречный паровоз.

Пятиминутка реальности[править]

Да, в теле человека есть резервы сил, недоступные в обычное время и активирующиеся только в критических ситуациях. Чаще всего это работает у матерей, защищающих своих детей; но встречаются и в защите своей жизни, и в защите любимых, и даже в защите имущества. С этими резервами человек действительно может сделать то, что обычно для него невозможно, но с большой долей вероятности и сам покалечится.

Где встречается[править]

Мифология[править]

  • Миф об Орфее и Эвридике и все его адаптации. Полубогу и любимцу богов Орфею, конечно, было не так страшно отправляться за любимой женой в царство мёртвых, как простому смертному, но всё-таки это не за хлебушком сходить. И да, уже на обратном пути он таки наткнулся на встречный паровоз.
  • Миф об Амуре и Психее, изложенный Апулеем.
  • Миф о Диармайде и Грайне, впоследствии легший в основу истории Ланселота и Гвиневеры. В обоих случаях герой, влюбившийся в свою королеву, успешно противостоит всем, кого отправляет против него король-рогоносец. Правда, Диармайд умер, когда его жизнь зависела от действий его короля, а действия Ланселота и вовсе стали одной из причин смуты и гражданской войны…

Фольклор[править]

  • Народная (есть свидетельства, что цыганская таборная) песня «Валенки».
  • Корсиканская сказка «Маттео и Мариучча» — вариант сюжета об Орфее и Эвридике, только в царство мёртвых за любимым отправляется девушка.
  • Русская сказка «Финист — ясный сокол» и её вариации в других культурах.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Н. В. Гоголь, «Ночь перед Рождеством» — чтобы добиться любви Оксаны, кузнец Вакула верхом на чёрте летит в Петербург и добывает черевички царицы Екатерины II.
  • Братья Стругацкие, «Пикник на обочине». Пополам с Чего не сделаешь ради любви. Чтобы дойти до полумифического Золотого шара, который исполняет самые важные и искренние желания (в данном случае — вернуть дочери Мартышке человеческий разум), Рэдрик Шухарт не только в очередной раз рискует жизнью, но и осознанно подставляет юного Артура (Арчи) Барбриджа под одну из смертельных ловушек Зоны.
  • «Хроники странного королевства» — все ПРОДУМАННЫЕ меры, которые Шеллар предпринимает в попытке защитить свою невесту от предсказанной смерти, оказываются бесполезными: планированием не изменить Судьбу, и служба безопасности допускает, пожалуй, самый эпичный провал в своей истории. Зато полезным оказывается безумный порыв — Шеллар закрывает невесту собой от выстрела убийцы. И да, он поправился.
  • «Верные враги» Громыко — каким-то образом Верес умудряется вернуть к жизни умирающую Шелену, заплатив за это годами жизни. Каким именно — не вполне ясно: едва ли обычная некромантия может вернуть человека к полноценной жизни, а не состоянию нежити…
    • Судя по всему, он просто удерживал её душу в теле, пока ей не оказали медицинскую помощь: впоследствии упоминалось, что «плата» взимается за власть над духами.
  • «Путь демона» Глушановского — ради спасения любимой герой бьется с полноценным богом (!) на его территории (!!). Правда, чтобы попасть туда, ему сперва пришлось перейти моральный горизонт событий.
  • «Дева и Змей» Игнатовой: защищая любимую, Эйтлиайн побеждает аватару Сияющей-в-Небесах, Королевы фэйри, а чуть позже — преодолевает власть своего Истинного имени.
    • Бонусные очки за то, что действия любимой между двумя этими случаями иначе как предательством не назовёшь, — но несмотря на это, Эйтлиайн не сомневался в необходимости спасти её.
  • «Дом, в котором» — вариант с неромантической любовью. Стервятник добился-таки возможности уйти на новый круг, чтобы спасти брата.

На других языках[править]

  • Шота Руставели, «Витязь в тигровой шкуре» — всё об этом от первого и до последнего слова. Эталон из Палаты мер и всов.
  • Г. Х. Андерсен, «Снежная королева»: хоть тут и не романтические чувства («Они любили друг друга, как брат и сестра»), но добраться до Крайнего Севера ради близкого человека — вполне в духе нашего тропа.
  • Уилки Коллинз, «Женщина в белом» — предтечах детективов и «история о том, что может вынести женщина и чего может добиться мужчина».
  • Сильмариллион — разумеется, история Берена и Лютиэн. Если Берен демонстрирует в основном храбрость, то Лютиэн творит подлинные чудеса: усыпляет Мелькора и доходит до самых Чертогов Мандоса (в адаптациях она часто еще и бьется на дуэли с Сауроном, но в Сильме этим занимался божественный пес Хуан).
  • «Гарри Поттер» — Дамблдор не просто так раз за разом повторял Гарри о непобедимой силе любви. Именно любовь и самопожертвование его матери спасли Гарри от Волдеморта.
  • Сюзанна Кларк, «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» — Стрендж целенаправленно сводил себя с ума, заработал проклятие, возродил в мире магию и достучался до Короля-ворона, но жену все-таки спас.
  • Девид Геммел, серия о Друссе. Частично и неумолимый преследователь. Похитили любимую? Причем неизвестно кто и куда? Никаких проблем, год за годом он будет идти за ней- и найдет, ворвавшись в числе первых в осажденную вражескую столицу. После чего еще и заглянув по ту сторону для освобождения ее души. Бонусные очки за то, что все это время он таскал топор с демоном внутри, совращающим носителя. Остальные владельцы этого топора за короткое время становились кровожадными выродками…

Театр[править]

  • «Ромео и Джульетта» — да, Ромео залез к Джульетте на балкон по «высокой и неприступной» стене, и Джульетту это изумляет.
  • «Обыкновенное чудо» Е. Шварца — см эпиграф. Впоследствии Медведь прорывается к умирающей принцессе, несмотря на все препоны, чинимые ему Волшебником («Самые тихие речки по моей просьбе выходят из берегов и преграждают ему путь, едва он подходит к броду. Горы уж на что домоседы, но и те, скрипя камнями и шумя лесами, сходят с места, становятся на его дороге. Я уж не говорю об ураганах. Эти рады сбить человека с пути. Но это ещё не всё. Как ни было мне противно, но приказал я злым волшебникам делать ему зло. Только убивать его не разрешил»)… И в итоге остается в человеческом обличье вопреки условиям заклятья. К-комбо!

Кино[править]

  • «Чародеи» — Иван, не будучи чародеем (в процессе освоив один магический трюк), умудрился снять с Алёны заклятье Зимнего сердца.
  • «Храбрые перцем» — пародийная(как и все в этом фильме) субверсия: «То есть, чтобы мы с тобой могли переспать, нам придется победить злую и наверняка опасную ведьму?» — «Примерно так». — «Пошли убьём эту суку!»
  • «Меняющие реальность» по «Бюро корректировок» Ф. Дика (само «Бюро» не читал, если оно подходит, пусть добавит, кто читал). Герою определили судьбу, в которой нет места его отношениям с любимой. Но у него на этот счёт нашлось своё мнение…

Телесериалы[править]

  • «Папины дочки» — чтобы Женька на месяц не уехала в спортивный интернат в Питер, влюблённый в неё ботан Вова пробрался по карнизу в учительскую и подделал результаты спортивных соревнований.

Мультсериалы[править]

  • Pucca — обыграно комически. Пукка — хрупкая и неприметная девушка, но когда ее возлюбленному Гару угрожает опасность, она превращается в ходячий танк.
  • Courage the Cowardly Dog — заглавный герой. Практически буквально — спасая хозяйку, регулярно произностит: «The things I do for love…»

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Code Geass — сэр Гиллфорд в одиночку сражается с целым подразделением британской контрразведки, как он думает, спасая принцессу Корнелию (и побеждает!). Знал бы он, что видит не то, что есть на самом деле
  • Гуррен-Лаганн — АНТИСПИРАЛЬЩИК, ПРИГОТОВЬ ЗУБЫ! Симон, потеряв Нию, которую антиспиральщики использовали в качестве посланницы, разносит к чертям половину вражеской вселенной и пробуривает самого антиспиральщика насквозь. Все в лучших традициях Мега-Гуррен-Дана.
  • Mahou Shoujo Madoka Magica: Хомура. Просто… Хомура.
  • Full Metal Panic — перед боем со злодеем Тидори в красках рассказывает Сагаре, что тот с ней сделает, если захватит в плен. Сагара, преисполнившись праведного гнева, выносит казавшегося непобедимым врага. Притом, что не факт, что тот действительно чего-то такого хотел… Сильно позже встреча с Тидори (считавшейся мертвой) буквально на глазах возвращает Сагаре волю к победе, что становится решающим моментом крупного сражения.
    • Фитилек прикручен: сильнейшим оружием Сагары является так называемый «лямбда-драйвер», работающий на его эмоциях. Поэтому влияние любви на его боевую эффективность вполне объективно (справедливости ради, другие чувства тоже срабатывают, — в чем и был секрет непобедимости врага из первого случая, — но ТАКОГО эффекта не дает больше ничто).
  • Space Pirate Captain Harlock: The Endless Odyssey — чувства между персонажами раскрываются полунамеками, но похоже, что именно влюбленность в Кей является одним из обстоятельств (наряду с муками совести за то, что из-за его трагической импульсивности она и вляпалась в эту историю), позволивших Тадаши победить Нуу (если без вывиха мозга — демона) в поединке воли. Стоит заметить, что Нуу с большим трудом и спорным успехом противостоят даже предтечи, а для человека эта третья победа в истории и вторая — в одиночку. И первая и единственная — силами того, кому есть, что терять: ни Харлок, ни Ирита (который отметился позже) не хотели жить.
    • Дайбой вела не так любовь, как чувство вины - Кей пострадала из-за него. Финал произрастает как раз отсюда - Дайба должен показать, что глупая месть им более не управляет и отказаться убивать друга даже под страхом смерти. А Харлок просто видимо кинул монетку - умру-не умру. До этого Точиро прямо сказал, что НЕ ДОПУСТИТ его смерти, а в финале появляется на "Аркадии" во плоти, что возможно, учитывая, что она пришла с того света. Что же до Ириты - вся злая ирония, что умер он как раз когда наконец ЗАХОТЕЛ жить. Ибо теперь ему стало кого защищать и ради кого жизнь отдать. Если кто-то не понял суть его камикадзе-атаки - он симулировал тупое самопожертвование, чтобы попросту вместе со своей тушкой закинуть Нуу передатчик, который тут же поймал Харлок и сел Нуу на хвост, когда вылез из их ловушки, и чтобы Нуу не догадались обыскать останки Ириты и этот передатчик найти. Нуу отчасти от нелюдской психологии, отчасти от банального гонора, клюнули (Хильц прямо назвал Ириту идиотом) и трупик генерала проигнорировали, хотя он и был началом их конца. Ненаблюдательных людей автор правки частично понимает - этот момент кривовато переведён у нас. Причём нюанс мизерный - вместо "КАК он (Харлок) за нами гонится?!!" - "почему он за нами гонится?", что можно понять и как "зачем он за нами гонится, один фиг Землю пролюбил?" Автор правки смотрел сначала официальное международное издание (хоть и тоже спираченное), а уже потом фансаб.
    • А вот в "Аркадии Моей Юности" сыграно прямо. В пилотном эпизоде Харлок не раз отбивает свою Майю от целых подразделений иллюмидусов в одиночку. Сдался он перед этим, когда ещё у него был корабль, только ради возможной встречи с ней. Полетел её забирать через космическую аномалию... Не спас. Хотя существует промо-арт, где она стоит с ним в его каюте на Аркадии - её планировалось оживить что ли? А в сериале Точиро 2 раза кидался в безнадёжную атаку за свою жену Эмеральдас, один раз его спасла она, другой раз он её, но от того и помер. Перед этим он ещё и Харлока по башке волосатой гаечным ключом оприходовал - слыханное ли дело, чтобы Точиро да Харлока? Да и Ля Миме из любви к Золлу у Харлока на корабле подвизалась.

Видеоигры[править]

  • Final Fantasy VIII — Скволл ловит Риноа в космосе (уже растратившую запас кислорода в скафандре) и вместе с ней дрейфует к заброшенному космическому кораблю. Сочетание отчаянного безумства и редкой удачи.
  • Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer — Акачи пошел войной на собственного бога, чтобы отбить душу своей неверующей возлюбленной. Правда, за эти фокусы ему пришлось расплатиться собственной душой…

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay Night — третий сценарий весь об этом. Чтобы спасти Сакуру от влияния Ангра-Манью (некоторые отмечали сходство с примером из «Чародеев», хотя ПРЯМОЙ связи между произведениями, очевидно, нет), Широ приходится в одиночку сражаться со Слугами — сверхлюдьми, которых он сам же называл «абсолютным оружием, защититься от которого можно только с помощью другого Слуги», а также изгонять собственно Ангра-Манью. Конечно, в этом ему помогает Искусственный Фантазм… Что придает ситуации оттенок самопожертвования, потому что трёх использований Искусственного Фантазма достаточно, чтобы деградировать до состояния овоща. А пять использований уже убивают, да так, что восстанавливать и оживлять банально НЕЧЕГО.

Музыка[править]