От неприязни до любви

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Аравита … нередко ссорилась (и даже дралась) с Кором, но они всякий раз быстро мирились. И настолько привыкли ссориться и мириться, что годы спустя решили пожениться, чтобы и дальше предаваться вволю любимому занятию. »
— К. С. Льюис, «Конь и его мальчик»
« — Мамору, не нужно с ней так. Она [Усаги] большая девочка и достойна иного отношения.
— Наверное, ты прав, но она всегда выводит меня из себя… (едва за Усаги закрылись двери, чуть мягким тоном) Может, мы [с ней] просто не понимаем друг друга?
»
— «Сейлор Мун», диалог Мотоки и Мамору

«Чем сильнее мужчина и женщина ненавидят друг друга, тем больше вероятность того, что они влюбятся к концу фильма» — так гласит один из самых заезженных романтических штампов. В основном он встречается в американских романтических комедиях, а также в аниме и манге жанра сёдзё, однако встречаются также примеры из других источников.

Если говорить в целом, данный троп выражается в том, что на протяжении большей части повествования будущие влюблённые цапаются друг с другом, как кошка с собакой. Они могут ругаться по малейшему поводу, взаимно подкалывать, даже делать друг другу пакости разной степени серьёзности. Но потом эти герои начинают постепенно присматриваться друг к другу и в итоге, поняв ошибочность своей взаимной неприязни, начинают встречаться.

Существует и более мягкий вариант: кто-то из этой пары (обычно это парень) может подкалывать и дразнить второго вовсе не для того, чтобы обидеть/унизить, а чтобы, как ни странно, просто привлечь внимание к себе, ибо обычным способом сказать о своей симпатии первый почему-то не может (так обычно поступают в школе мальчишки, дёргая за косички понравившихся девочек). Это соседняя статья, Дразнит — значит, любит, и её не стоит путать с нашей — здесь описываются случаи взаимной неприязни между двумя будущими влюблёнными, а не те случаи, когда только один из пары бесится от далеко не злых и даже милых шуточек второго.

Но при этом есть и режим педаль в пол: так называемая динамика enemies to lovers, когда персонажи не просто не любят друг друга, а активно враждуют на почве убеждений и/или личных обид. Очень часто в таких отношениях один из участников совершает поворот направо, отказываясь от вражды ради любви. Что интересно, такая динамика почему-то часто бывает характерна для гомосексуальных пейрингов.

См. также Мазохистское танго, цундэрэ, Враг мой и Неполиткорректный влюблённый.

Примеры[править]

Комплексные франшизы[править]

Люк Скайуокер и Мара Джейд. От ненависти до любви — всего девять лет.
  • «Звёздные войны», старая трилогия: Хан Соло и Лея Органа постоянно ругались друг с другом. Кончилось всё женитьбой.
    • На счету у Люка Скайуокера три ну невероятно неудачных романа, а удачный, вот сюрприз-то, вышел с темным джедаем, личным агентом и ученицей Палпатина, при первой встрече попытавшейся убить Люка. Да-да, Мара Джейд когда-то Люка бурно ненавидела, а в итоге вышла замуж и родила от него сына. Получилась отличная боевая пара. Но то оригинальные Звездные Войны. В диснеевском же каноне Люк... ну, не будем о противном.
    • Роман и серия комиксов "Заря Джедаев" — Ищейка Силы Зеш и тайтонская дже'дайи Шей Кода. Очередная история любви о солдатах из разных лагерей под занавес оригинальной саги. Он — великий воин Бесконечной Империи, личный слуга предора Скел'Наса, она — лучший следопыт и разведчик Ордена Дже'дайи. Он — стремится помочь раката завоевать Тайтон, чтобы найти и привести своего повелителя к Вратам Бесконечности, она — хочет ему помешать и заодно у̶л̶о̶ж̶и̶т̶ь̶ ̶в̶ ̶к̶о̶й̶к̶у̶ пробудить в этом черством сухаре хоть какие-то человеческие чувства. И у нее это получается! Не сразу, но получается. Итак, предор убит, вторжение раката разгромлено, влюбленная парочка у̶х̶о̶д̶и̶т̶ ̶в̶ ̶з̶а̶к̶а̶т̶ отправляется в паломничество по святыням дже'дайи, дабы в совместных медитациях привести себя к равновесию в Силе. Хеппи-энд! На том и закончились комиксы и роман, а что было дальше, мы уже вряд ли узнаем — вскоре после их написания Дрисня выкупила права на франшизу и отменила Расширенную Вселенную.
      • Странное совпадение: расширенная вселенная по сути начиналась с трилогии Зана, где было положено начало любви одной рыжеволосой темной джедайки к бывшему врагу... и закончилась на истории любви другой рыжей темной джедайки к бывшему врагу.

Театр и литература[править]

  • Стандартный штамп для любовных романов.
  • У. Шекспир, «Много шума из ничего» — Беатриче и Бенедикт. Впрочем, зигзагом: мало-мальски рубящие в психологии люди понимают, что они с самого начала друг другу нравились, но явно стеснялись этого.
  • Дж. Остин, «Гордость и предубеждение» — весь роман об этом.
  • «Унесённые ветром» — пополам с мазохистским танго.
  • Эдуард Асадов — «Сатана».
  • Диана Уинн Джонс, «Ходячий замок» — Софи и Хоул часто ругаются. Со временем они понимают, что любят друг друга, и женятся… но, как видно из сиквелов, продолжают браниться просто потому, что им это нравится.
  • «Гарри Поттер»:
    • Рон и Гермиона с самого начала пятого курса стали непрерывно ругаться по любому поводу и даже без такового (хотя размолвки случались у них и раньше). Уже здесь можно было предположить, что в конце концов вместе будут именно они.
      • Все началось раньше. Вся дружба Гарри и Рона с Гермионой — в общем-то следствие бестактности Рона по отношению к Гермионе еще на первом курсе.
    • Лили Эванс, отчитывая Северуса Снейпа, связавшегося с плохой компанией, вслух признаёт, что Джеймс Поттер — «безмозглый задавака». Да и требуя у Джеймса отпустить Снейпа, над которыми Мародёры издевались после сдачи СОВ, говорит будущему мужу в лицо, что он «хвастун и задира».
  • «Песнь Льда и Пламени» — Джейме Ланнистер и Бриенна Тарт. Сквозь толщу перепалок, стычек, отрицаний какой бы то ни было привязанности друг к другу (особенно со стороны Джейме — ярчайшего представителя цундэрэ) между персонажами проросли по-настоящему крепкие, глубокие, нежные чувства, которые являются идеальной почвой для образования гармоничной пары и соединения двух родственных душ.
  • Ольга Громыко:
  • «Хроники Края» — Квинт и Марис.
  • «Первый закон» — Логан и Ферро. С фитильком, ибо ничего у них не вышло
  • «Школа в Кармартене» — с фитильком: Рианнон долгое время принимала ухаживания Мак Кехта, не знавшего валлийских обычаев и суеверий, за намеренные оскорбления. Последней каплей стала резная ложка, которую доктор Мак Кехт должен был ей подарить, а он, как ей показалось, демонстративно начал размешивать ею снадобье в котле. Вот тут-то Рианнон и заинтересовалась им по-настоящему.
  • Марина и Сергей Дяченко, «Шрам» — отношения Эгерта Солля и Ториэль начались с того, что он хладнокровно на дуэли убил её чересчур острого на язык возлюбленного Динара. Потом поверженный, измотанный страхом и трусостью Солль и ненавидящая бретёра всем сердцем Ториэль постепенно сближаются, и после того, как Солль освобождается от заклятия и убивает Фагирру, спасая Ториэль и положив начало восстанию против монахов, они женятся.
  • Елена Кисель, «Аид, любимец судьбы» — отношение Персефоны к Аиду.
  • Д. Бартон, Е. Вишнетт, «Дети, унесённые ветром» — отношения Лизаветты (Ирины) и Уиллиса начинаются с того, что он вытаскивает её из горящей конюшни, а она… протыкает ему руку опасной бритвой, приняв за мародёра и насильника. Мальчик, воспитанный при дворе, пусть и без положения, охамевшей казачке такого не простил. Ситуация усложнилась, когда выяснилось, что конкубина из казачьего хутора — на самом деле потерянная графиня, и началась комедия положений. Которая позже оборачивается трагедией, ведь со временем изначальная неприязнь перерастает в глубокую привязанность и кончается… Ну вы же поняли. Трагедия.
  • Вера Иванова, «Пылающие сердца» — мальчик из бедной семьи, идейно презирающий богатых, и девочка-мажорка.
  • Туи Т. Сазерленд, «Драконья Сага» — ледяной дракон Холод поначалу был недружелюбно настроен к Луновзоре за её принадлежность к племени ночных, с которыми ледяные очень долго воевали, однако был сильно влюблен в неё, и ему понадобилось время, чтобы признать свои чувства. Однако парой они в итоге так и не стали.
  • Александр Покровский, «Он и она» — комический вариант. Офицер прикармливал крысу, жившую в его каюте, чтобы прибить, когда та станет доверчивее (ловушки не помогали). Крыса неожиданно приручилась настолько, что убивать её стало жаль.
  • Нора Сакавич, серия «Всё ради игры» — Нил и Эндрю.
  • Брендон Сандерсон, «Устремленная в небо» — отношения Спенсы и Йоргена. Она ненавидела его, потому что у него было все, чего она была лишена — дом в нижних безопасных пещерах, положение в обществе, богатые родители и гарантированное место в летной школе. Его раздражало ее поведение и то, что она в грош не ставит его как командира. Они постоянно конфликтовали, однажды даже подрались, но постепенно, по мере того, как они вместе сражались и как погибали пилоты их звена, прониклись уважением друг к другу, а во второй книге — уже не только уважением.

Кино[править]

  • «Медведь» (СССР, 1938). К помещице Поповой, тяжело скорбящей о смерти супруга, неожиданно приезжает хозяин соседнего поместья, отставной поручик артиллерии Григорий Смирнов, который отчаянно нуждается в деньгах и требует немедленно вернуть долг покойного мужа Елены Ивановны. По ходу фильма отношения их эволюционируют от «Медведь, бурбон, монстр!» до продолжительного поцелуя.
  • «Полосатый рейс» — Марианна и Олег Петрович ругались почти весь фильм, а в итоге поженились.
    • Ну тут с прикрученным фитильком — Марианна безответно влюблена в строящего из себя крутого мужлана (и боящегося уронить авторитет перед командой — его и так разжаловали в старпомы за то, что врезался на швартовке носом в причал) Олега Петровича, а тот подслушал под дверью, как она изливала душу мышонку. После чего устыдился.
  • «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — педаль в земное ядро. Всего за несколько часов полное отвращение, если не ненависть, сменяется любовью.
  • «Служебный роман»: герой никак не ожидал, что влюбится в «мымру» и «старуху», а героиня — в своего безынициативного и посредственного подчинённого. Однако при ближайшем рассмотрении «мымра» оказалась красивой волевой женщиной, а безынициативный тряпка — добрым, порядочным и душевным человеком.
  • Комедия «Мальчик в девочке»: в начале фильма Вуди и Нелл (раздолбай и отличница) являются заклятыми врагами. А едва поменявшись телами, пытаются сначала сильней опозорить друг друга. Но парень, к счастью, успел вовремя остановить эту «гонку вооружений пакостей», и пара временно объединилась, чтобы добиться успеха в грядущих испытаниях (экзамен и футбольный матч). В итоге временный союз перерос в постоянный.
  • «Ван Хельсинг» — с прикрученным фитильком. Вначале Анна относится к герою холодно и пренебрежительно.
  • «Законы привлекательности» — два адвоката по бракоразводным процессам, оппоненты.
  • «Мумия» — аналогично предыдущему примеру. Эвелин изначально считает Рика неотесанным и нахальным арестантом, но потом началась экспедиция в Хамунаптру и все заверте… Более того, данный пример тянет на педаль в пол. После выхода первой части трилогии многие критики пророчили паре скорый разрыв, так как Рик и Эвелин происходят из совсем уж разных миров. Но не тут то было — союз интеллигентной ученой и бесшабашного авантюриста получился на редкость гармоничным и прочным.
  • Не столь заезжено: «Девушка моей мечты» — два инженера совершенно по-разному реагируют на непрошеную гостью. Надо ли говорить, что достанется девушка не изначально проявлявшему к ней интерес Эрвину (явно разочарованному впоследствии, что «не дала»), а выказывающему поначалу явную неприязнь Петеру.
  • «Ла-Ла Ленд» — знакомство Мии и Себастьяна начинается с конфликта на дороге, продолжается взаимными подколами, а заканчивается сами-знаете-чем.
  • «Укрощение строптивого» — Элиа и Лиза.
  • «Факультет» — Стэн и Строук, а так же Зик и мисс Бёрк в конце.
  • «Невыносимая жестокость» — талантливый адвокат, специалист по разводам, посадил в лужу брачную аферистку, и она решила в отместку облапошить его самого…
  • «Сёстры». От сестринской тихой ненависти до сестринской же любви, весь фильм об эволюции взаимных чувств.
  • Спортивно-романтическая комедия «Острые лезвия» (1992) — фигуристы Кэти Мосли и Дуглас Дорси начинают свои взаимоотношения со взаимных оскорблений, подколок и чуть ли не издевательств. В процессе тренировок и подготовки к Олимпийским играм проникаются друг к другу нежными чувствами и в итоге женятся.
  • «Стражи Галактики» — Гамора и Питер Квилл. Гамора изначально считает его «грязным ворьём». Когда Питер пытается подкатить к ней и пытается её поцеловать, она приставляет нож к его горлу и заикаясь пытается подобрать слова про его "половые чары" - видно, что искорка уже промелькнула, но она сильно стыдится этого. После того как он спас ей жизнь, чуть не погибнув и событий на Ксандре, она уже начинает "сдаваться" и присоединяется к команде «Стражей». Во втором фильме, после того как Мантис говорит, что Питер влюблён в неё без памяти, чувства её становятся ещё сильнее, но всё же она по прежнему стыдится их («Если скажешь хоть одной живой душе - я тебя убью.»), к концу фильма, она полностью "оттаивает".

Телесериалы[править]

  • «Учитель в законе», третий сезон («Возвращение»). При первой встрече с Машей Головановой (своей будущей возлюбленной), которую навязали ему в заместители, Богомолов не питал к ней особой приязни. Нюанс: Маше этот пожилой импозантный мужчина сразу понравился — но и она поначалу не была в восторге от общения с ним, как и от своего нового места работы (детского приюта).
  • «Универ» — Гоша и Лиля.
    • «Универ. Новая общага» — Антон и Кристина.
  • «Кухня» — Виктор Петрович и Елена Павловна.
  • Моя прекрасная няня — конечно же, Константин и Жанна.
  • Папины дочки — Денис и Женя.
  • «Гримм» — Ник и Адалинда. Педаль в пол: в первых трёх сезонах они были настоящими врагами.
    • Там скорее даже не любовь, а взаимопомощь-взаимовыручка. Адалинда оценила чувство плеча и семейный очаг, которые мог ей предложить Ник, как матери своего ребенка. А Ник в свою очередь оценил прикрытие со стороны Адалинды, ибо… капитан, работа, друзья. Именно в таком порядке.
  • «Прокурорская проверка» — покладистый Макс и напористая Ольга в первом сезоне не ладили друг с другом, но уже во втором превратились в неразлучную парочку, хотя размолвки случались и позже.
  • «Дикий ангел» — знакомство Милли и Иво началось с ссоры, во время которой она облила его газировкой.
  • «Викинги» — Ролло и французская принцесса Гисла.
  • «Однажды в сказке» — при первой встрече Белоснежка с Дэвидом не очень поладили, зато после небольшого приключения с троллями их стало не разлить водой.
    • А во 2-м сезоне Эмма не доверяла обаятельному плуту Крюку, но тот заинтересовался ею весьма скоро. Через пару лет это — боевая и законная пара.
  • «Мятежный дух» — целый вагон и маленькая тележка: Мия и Мануэль; Соня Рей и Франко; Фелиситас и Лало; Пабло и Марисса вообще давят Педаль в пол (ругались и воевали на протяжении почти всего сериала, порой доходя до откровенных подлости и членовредительства. Так например в первом сезоне Пабло чуть не убил Мариссу сбросив её в воду с банана). Все пережитые бои не помешали героям в конце концов воссоединится в слащавом хэппи-энде.Фели и Лало даже заделали ребёнка.
  • «Няня» — дворецкий Найлс и СиСи, отчаянно троллившие друг друга шесть сезонов подряд.
«Я тебя ненавижу!»
«Я тебя презираю!»
«Прислуга!»
«Девка!»
«Лакей!»
«…Брюнетка!!! [она — крашенная блондинка]»
…следует страстный поцелуй.

Мультфильмы[править]

  • «Белка и Стрелка. Звёздные собаки» — Белка и Казбек. Поначалу строгий инструктор-овчарка просто не воспринимал изнеженную (конечно, с его точки зрения: работа в цирке требует силы, выносливости и отваги) циркачку в качестве кандидатки в космонавты и потому всячески «наезжал» на неё и Стрелку. Но потихоньку Казбек всё же проникся симпатией к Белке и, как выяснилось в финале, потому и не хотел пускать её в космос, откуда она могла и не вернуться.
  • «Красавица и Чудовище» — первое время после заточения Белль и Чудовище ругались друг с другом (в основном из-за поначалу скверного характера заколдованного принца). Но после того, как Чудовище неожиданно спасает сбежавшую девушку от волчьей стаи, Белль начинает присматриваться к нему, они становятся хорошими друзьями и… стоит ли дальше пересказывать?
  • «Принц Египта» — отношения Моисея и Сепфоры начались с того, что её преподнесли захваченной рабыней в дар на день рождения Рамзеса. Она дала ясно понять обоим мажорам, что не даст себя тронуть безнаказанно, а Моисей успел над ней поглумиться, используя разницу в статусах. Она, разумеется, его за это возненавидела, а он наоборот, влюбился в неё. После раскрытия его истинного происхождения и последующего поворота направо прониклась к нему симпатией, а позже и вышла за Моисея.
  • «Принцесса-лебедь» — маленькие Дерек и Одетт, вынужденные по воле родителей проводить время вместе, поначалу совсем не нравились друг другу. Да, пускай весь период такой наивной неприязни вместился всего лишь в одну песню («Чудная идея»), однако по внутренней хронологии прошло немало лет, прежде чем в глазах друг друга «гадкие утята» стали «прекрасными лебедями».
  • «Анастасия» — Дмитрий и Аня (Анастасия) тоже далеко не сразу поладили.
  • «Принцесса и лягушка» — до встречи Тиана была зацикленной на покупке ресторана труженицей, а Навин — стереотипным мажором. Отношения становятся еще напряженнее, когда Навин, став лягушкой и ошибочно приняв Тиану за принцессу (она была одета в платье, что ей одолжила лучшая подруга Шарлотта), убеждает Тиану поцеловать его (он рассчитывал, что он превратится в человека, если принцесса поцелует его). Но Навин по ходу приключения не просто перевоспитывается, но и первым понимает совет Мамы Оди на счет поиска любви (Тиана же решила, что она должна погрузиться в труд еще глубже). Ближе к концу мультфильма Тиана тоже проникает любовью к Навину, оба женятся, будучи лягушками, и таким образом избавляются от проклятия (Тиана стала принцессой посредством замужества), после чего повторно женятся, но уже будучи людьми.
  • «Кот в сапогах» (2011) — знакомство Кота и Киски началось с того, что они не поделили бобы, а потом во время танцевальной битвы устроили дуэль на шпагах, в финале которой Кот ударил Мягколапку гитарой по голове. Впрочем, Кот не знал, что сражается с девушкой.
  • «Ледниковый период» — в начале отношения Мэнни и Элли складывались весьма непросто.

Мультсериалы[править]

  • «Путешествия Жюля Верна» — Жюль и Амели.
  • Futurama — Фрай и Лила.
  • «Приключения Джимми Нейтрона, мальчика-гения» — с прикрученным фитильком: Синди изначально была влюблена в Джимми, но соперничество за место лучшего ученика в классе делало своё дело. А потом уже они стали парочкой.
  • «Черепашки-ниндзя» (2003) — то, что в итоге Кэйси и Эйприл будут парой, становится очевидно с того момента, как они без малейшего повода начинают переругиваться при первой же встрече.
  • South Park — эпизоды «Твик против Крейга» и «Твик + Крейг»
    • Другое дело, что их «любовь» является навязанной реакцией на общественный прессинг.
  • «Сказочный патруль» — поначалу факир-выпендрёжник Абрикосов действовал Алёнке на нервы, но позже он ей понравился.

Аниме и манга[править]

  • Ranma 1/2 — классика. У пары главных героев — Ранмы Саотомэ и Аканэ Тендо — всё именно так и складывалось.
  • Sailor Moon — забавная комбинация с тропом «дразнит — значит, любит». Отношения Усаги и Мамору начались как раз с того, что девушка случайно попала в парня комком бумаги со своей неудачной контрольной. Парень, ясное дело, рассердился тогда и при каждой последующей встрече с «Булкоголовой» (так он прозвал Усаги) нещадно (но, в целом, беззлобно) троллил её, чем вызывал у девушки ещё больший шквал возмущений. И подобные подколы-заигрывания довольно нескоро уступили место взаимной (а не только односторонней) симпатии, а затем и сильной любви…
  • Angel Beats! — отношения Хинаты и Юи. Началось всё с драк, закончилось трогательным предложением руки и сердца.
  • Charlotte — Ю и Нао. Первое время они часто ругались друг с другом, но после того, как Нао вытянула героя из ГЭС после смерти его сестры, тот начал приглядываться к ней.
  • Берсерк — Гаттс и Каска. Каска влюблена в Гриффита, а Гриффит, по всей видимости, в Гаттса (правда, на самом деле тут все гораздо сложнее). Неудивительно, что поначалу Каска то и дело терроризирует Гаттса.
  • Re:Zero kara Hajimeru Isekai SeikatsuСубару и Рем, которая поначалу даже считала парня шпионом.
  • «Форма голоса» — главные герои, Сёя Исида и глухонемая девочка Сёко Нисимия, над которой Исида издевался в школе. После он чувствовал себя настолько виноватым за это, что попытался совершить самоубийство. И ради Нисимии даже выучил язык жестов.
  • Helck — Эдил и Хьюра пробивают педалью земную твердь. А чего ещё можно было ожидать от дуэта двух цундэрэ в котором одна сторона любит сильных девочек, а вторая красивых и упорных мальчиков?
    • С фитильком — Хараол и Рококо. Фитилёк в том, что неприязнь была лишь со стороны Хараола, да и та была лишь следствием насильного «пробуждения», при том, что его реальный характер совершенно другой.
  • Sword Art Online — Искан и Сета. Впервые встретились в бою насмерть, причём Искан был откровенно разочарован своим, внешне слабосильным, противником (и только потом осознал, насколько она сильна), а Сета в принципе не рассматривала Искана кроме как врага. В последних томах уже дочь воспитывают.
  • Kono Oto Tomare! — взаимно Чика с Сатовой и Курусу по отношению к Курате (сам Курата до вступления девушки в клуб относился к ней равнодушно, после вступления же — вполне приязненно за исключением краткого периода ссоры из-за причин по которым Курусу собственно вступила в клуб).
  • Mo Dao Zu Shi — поначалу Лань Ванцзи относился к Вэй Усяню с явной холодностью. Вылилось всё в отчётливо романтические чувства, которые Ванцзи пронёс через полтора десятилетия, а закончилось фактическим браком.

Видеоигры[править]

  • Metro: Last Light — Анна изначально с хорошо заметной прохладцой относилась к Артёму, но, тем не менее, в дальнейшем стала его любящей женой.
  • Ведьмак — одна из любовниц Геральта, эльфийка, сперва набрасывается на него с кулаками, а потом… борьба переходит в партер.
  • Ghost of a Tale — Дуинлан Даллская и Хайт Высокий, активно грызшиеся в детстве. К сожалению, в силу глобального катаклизма ничем хорошим их отношения не закончились.

Визуальные романы[править]

Реальная жизнь[править]