Мнимый попаданец

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

Попаданец в империю

Открываются врата — и вот герой шагает по незнакомому ландшафту. Таинственная машина мигает лампочками — и вот вокруг уже не современный пригород, а древний, несрубленный ещё лес. Визг тормозов, удар — и прекрасная богиня снисходит к очередной жертве грузовика

Вот только на самом деле никакого попадания не было. Возможно, это изощрённый розыгрыш. Или мошенничество. Или безумие самого героя, готового увидеть «попадание» в совершенно естественных местах. Или даже просто ошибка: невольная жертва спокойно заснула на лесной поляне, рядом с палаткой — а проснулась посреди ролёвки, в окружении эльфов с луками. Так или иначе — попаданец мнимый, он никуда не попадал.

Надтроп — ложная мистика. Возможны разовые пересечения с тропами всё было розыгрышем, обманом или сном. Более глобальный надтроп — аверсия: читатель ожидает обычного попаданчества, а его вовсе и нет.

Примеры[править]

  • У. Шекспир, «Виндзорские проказницы» — горожане переоделись эльфами и феями, чтобы напугать и проучить Фальстафа.
  • Север Гансовский, «Чужая планета» — космонавт приходит в себя после аварии на неизвестной планете, встречается в местными жителями, осваивает их обычаи, знакомится с кастовым разделением… В конце выясняется, что планета вполне себе наша Земля, просто после столкновение на орбите ракеты со спутником герой впал в забытье, и часы в беспамятстве растянулись для него месяцами, а оказался он в ЮАР.
    • Схожий пример у Лема в 26-м путешествии Ийона Тихого: из-за протёртой звёздной карты герой сбивается с пути и попадает на неизвестную ему планету Мерка, а потом выясняется, что это неразборчиво произнесённое слово «Америка»: он оказался в США.
  • А. Бушков, рассказ «Меж трёх времён» — воротила Мокин и нищий историк Кузьминкин, взятый Мокиным на правах исторического консультанта по эпохе, «попадают» во времена Александра II. Просто Мокин устал от непредсказуемых реалий лихих 1990-х и решил отправиться в более предсказуемые времена с банкой бриллиантов в виде стартового капитала. Увы, всё оказалось банальной аферой, причём мошенников спалил Кузьминкин из-за незнания оными матчасти. Впрочем, Мокин прагматично помиловал аферистов, решив, что отныне «попаданчеством» будет руководить он сам (при активных консультациях Кузьминкина).
  • Евгений Лукин, «Что наша жизнь?» — к ролевику со стажем Ивану по фамилии Царевич приходят незнакомцы в кольчугах и зовут его спасать волшебное царство от трёхголового василиска, взгляд которого не подействует только на Избранного. Иван соглашается, посмеиваясь над, на его взгляд, не слишком качественными костюмами и слишком усердным отыгрышем. И вот, пройдя через лес, ход в холме, мимо рва и неожиданно качественных укреплений, Иван видит что… василиска отыгрывают не три, а четыре связанных верёвочкой человека. Аверсия n-го порядка, так как происходит именно обман читателя, а сам протагонист в своё попаданчество и не верил.
  • Владимир Аверин, детский детектив «Пират по приколу» — и попадание в прошлое, и внезапная мода у половины персонажей на очки со стразиком посередине объясняется тем, что это всё розыгрыш в рамках телешоу со скрытыми камерами.
  • Джек Водхемс, «Время — деньги». Бандиты хотят спрятаться от правосудия в прошлом? Им поможет старый учёный, который изобрёл машину времени. Точнее — опускной люк над заброшенной шахтой.
  • «Иван Васильевич меняет профессию»: технически Бунша и Милославский — попаданцы из настоящего в прошлое, а Иоанн Васильевич — из прошлого в будущее… Вот только это всё было сном Шурика, который отрубился после очередной неудачи с машиной времени.
    • Не троп, т. к. в рамках сюжета они ни минуты не были мнимыми попаданцами (в «цветной» вселенной — настоящими, а в «чёрно-белой» — никакими, им-то самим попадание не мнилось). Да и «катсцены» намекают не верить объяснению про «всё это был сон».
  • «Холоп (фильм 2019)» — козёл из золотой молодёжи оказался в роли попаданца в прошлое (на самом деле это розыгрыш в воспитательных целях).
  • «Назад в СССР» (4-серийный фильм 2010 с Маратом Башаровым в главной мужской роли) — пресыщенный новый русский богатей из 2000-х за нехилую сумму получает возможность получить невероятное приключение.
  • «Барин» — оказавшийся, как он считает, в 1821, герой становится на путь прогрессорства. О том, что всё это розыгрыш, становится понятно ближе к середине фильма.
  • «Ну, погоди!» (14-й выпуск «Дом юного техника») — Волк, спасаясь от сбрендившего робота, улетел на ракете в космос и встретил инопланетянина… того самого робота. Это была не настоящая ракета, а симулятор.
    • В ещё большей степени — 16-й выпуск, где Волк попадает в мир сказок… а, нет, просто на солнышке перегрелся, ибо нечего в +40 шастать без головного убора.
  • «Барбоскины» — Малыш в силу своего возраста воспринял буквально репетицию спектакля «Аленький цветочек», который готовили для него братья и сёстры как подарок на день рождения. Младшему из щенят показалось, что он действительно попал в сказочный мир с чудовищами и кикиморами.
  • «Глубина заблуждения» — так-то герои куда и как только не попадали, но вот первое «попадание» Рикки однозначно этот троп. Ему привиделось целое приключение в стиле «Алисы в Стране чудес», а на самом деле бравый торговец просто завалился в бар «Белый кролик», выпил бутылочку чего-то высокоградусного… а дальше герой предпочёл не слушать. Но, скорее всего, там был как минимум флирт с одной крайне полной дамой и дебош с битьём бутылок. Первое попадание — комом.
  • Futurama — Фрай, конечно, попаданец в будущее, но как-то раз он решил попасть в ещё более отдалённое будущее, заснул в криокамере и проснулся в постапокалиптическом мире. А нет, оказывается прошло совсем немного времени, мир в порядке, а криокамеру с ним просто выбросили на окраину Лос-Анджелеса.