Попаданец-прогрессор

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Эта разновидность попаданца стремится поскорее наладить привычный комфортный быт в точке попадания, для чего активно развивает окружающий себя мир, вплоть до уровня конца ХХ — начала ХХI века, если получается. Как правило, попаданец-прогрессор набит под завязку знаниями о том, как работают двигатели внутреннего сгорания, радио, огнестрельное оружие и компьютеры, как получать бензин из нефти, выплавлять металл и строить электростанции… ну, или хотя бы помнит имена-фамилии тех учёных и инженеров, которые всё это изобрели в нашем мире, и в новой альтернативной истории активно им помогает достичь успехов пораньше, подкидывая денег, знаний и полезных знакомств.

Естественно, путём прогрессорства попаданец в том числе добивается военно-технологического преимущества своего нового места жительства на просторах нового мира. А также, опционально, приводит окружающих себя людей к более комфортному для себя мировоззрению.

Самые везучие попаданцы-прогрессоры оказываются в прошлом своей родины (или страны, которую хотели бы видеть своей родиной) и активно помогают ей доминировать в мировой политике.

В истории про попаданца-прогрессора почти обязательно будет отведено много места для пересказа энциклопедических статей о различных изобретениях, откровенного технологического порно и (если это прошлое) биографий великих ученых. Последнее, бывает, МТА берут откуда попало, так в книгах тиражируются популярные заблуждения и исторические анекдоты.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Шутливая «Святая Троица» любого уважающего себя попаданца в ВОВ — «расстрелять Хрущёва, спеть Высоцкого, внедрить АК-47».
    • Второй вариант — «внедрить командирскую башенку на Т-34, спеть Высоцкого и расстрелять Хрущёва».
  • Удачная осовремененная переделка анекдота о товарище Сталине, который, попав в наше время, предложил два прогрессорских шага: расстрелять Федеральное Собрание/Совет Федерации/Государственную Думу и покрасить Кремль в зелёный цвет. « — А зачем красить Кремль в зелёный цвет? — Я так и думал, что по первому пункту у нас разногласий не возникнет».

Литература[править]

  • Марк Твен, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» — самый известный из примеров, железная дорога и велосипеды для рыцарей вместо лошадей во времена короля Артура.
    • Увы, очень быстро всё скатилось обратно к привычному средневековому мракобесию… или же всё это просто привиделось ГГ?
      • В рукописи упоминаются дыры в доспехах, проделанные пулями. В самой повести в путешествия во времени не поверили, а дыры в доспехах списали на солдат Кромвеля.
  • Лайон Спрэг де Камп, «Да не опустится тьма» — герой (между прочим, видный учёный) начал с простого, а именно перегонки вина в бренди. Причём довольно много времени и средств инвесторов потратил на создание змеевика, до технологии трёх тазиков великий ум почему-то не дошёл.
  • Пол Андерсон, «Человек, который пришел слишком рано» — пример неудачной попытки прогрессорства. Заглавный персонаж, наш современник, пытается внедрить свои идеи, то килевой руль для лодки, то пушку с порохом, но протагонист-рассказчик, разбивает все его идеи простой бытовой мудростью: лодку без килевого пера легче вытащить на сушу, для пушки понадобится ОЧЕНЬ много металла, который сам по себе ценен, да и не факт, что получится порох намешать должного качества.
  • Из русскоязычных авторов этот троп любят Михаил Ланцов, Андрей Величко и многие другие авторы попаданины.
    • Да и вообще, если у современного автора (в особенности молодого и талантливого) персонаж попадает не в другой мир, а в прошлое — почти наверняка он так или иначе будет прогрессорствовать. Впрочем, другие миры тоже от этого не застрахованы…
    • Прозоров, «Боярская сотня» — герои пытаются улучшить местные технологии, наладить производство стекла, бумаги, пороха. Также прогрессорствуют в экономике и военном деле.
  • Волкодав — это пытается делать Тилорн. Иногда себе во вред, как было с постройкой неприступного замка для Людоеда.
  • «Арифмоман» — игра с тропом. Эйхгорн подумывал было отыграть сабж, но быстро столкнулся с тем обстоятельством, что почти всё, что он может внедрить, на Парифате уже существует в виде магических аналогов. Порой менее качественных, но однозначно более рентабельных. А от некоторых ниш пришлось отказаться по этическим соображениям.
    • Строго говоря, Эйхгорну просто не повезло с местом первоначального приложения сил — он угодил в крошечное королевство Парибул, руководству которого все эти технологические новинки неинтересны и не нужны. Так-то на Парифате и железные дороги имеются, и другие технологические фишки вполне востребованы — но к тому времени Эйхгорн уже перегорел а затем и вовсе попал в лапы к демонам Паргорона.
  • И. Дравин, Чужак (цикл) — сыграно шутки ради. Протагонист при виде заходящей в комнату только в кружевном белье волшебницы (которой это нужно для магии Разума — вызвать эмоциональный отклик присутствующих) про себя отмечает, что его историческая миссия теперь выполнена.
  • Цикл про Ричарда Блейда: агент Британских спецслужб Ричард Блейд попадая в параллельные миры занимается помимо воли этим занятием
  • Роман Злотников, цикл «Царь Федор» — деконструкция: главный герой очень осторожно занимается прогрессорством, так как без серьёзной материально-технической базы все нововведения очень быстро утекут из Русского Царства в Европу. Поэтому сначала унылое создание развитой инфраструктуры и промышленности, а уж потом паровые машины и прочее.
  • Эсминец «Уокер» — экипаж заглавного эсминца вовсю помогает расе лемурианцев выйти из Бронзового века, постепенно налаживая производство пушек, паровых машин, радиоприёмников… Чтоб жизнь мёдом не казалась, их противники — раса гриков, получили собственных прогрессоров — экипаж японского линейного крейсера «Амаги».
  • Брайдер&Чадович «Евангелие от Тимофея» — попаданец прогрессорствует «детей природы», счастливо живших на уровне каменного века, до уровня тоталитарного гулага. Причём дедушка умер, а дело живёт — лучше бы было наоборот.
  • Ларри Нивен «Летающие колдуны» — добрый вариант. Попаданцу, чтобы вернуться домой, надо попасть из тропиков в полярную область планеты. Но даже если вся деревня станет ему помогать (а с чего бы?), ресурсов не хватит.

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • KonoSuba — некий «Главный Изобретатель», который создал кучу всего, в том числе и Алых Демонов.
    • Казума с Ваниром тоже подойдут под троп.
  • «Власть книжного червя» — главная героиня не пытается глобально прогрессорствовать, но активно внедряет в быт привычные удобства из её мира. В первую очередь, она стремится стать местным Гуттенбергом, чтобы наконец вволю снова читать книги, но попутно получается и множество мелких бытовых удобств вроде использования отработанного растительного масла для красы волос.
  • Доктор Стоун же! Его цель — возродить цивилизацию в каменном веке.
    • Но ведь он не попаданец.
      • Земли 21 века уже нет, так что фактически да.
  • High Castle in the Otherworld — ОЯШ волей случая становится мелким феодалом и активно строит расовое равноправие в своих владениях в противовес увлекающемуся геноцидом не-человеков союзу торговых городов.
  • Zipang — это «русское попаданчество» на японской почве.
    • Герои не пытаются внедрить современные технологии в середине 20-го века, и вообще стараются держаться от всего этого подальше и историю лишний раз не менять. Так что это не сюда.
  • Герой-рационал перестраивает королевство — Кадзуя Сома активно перестраивает экономику королевства Эльфриден, пользуясь современными знаниями.
  • Isekai Houtei: Rebuttal Barrister — Сиба Юто неудачливый адвокат и в другом мире получает от богини весьма необычную миссию — внедрить достижения японского законодательства в местную систему правосудия. Разумеется, никто не побежит исполнять введенные даже по велению посланника богини законы в средневековом сословно-расовом обществе, так что в основном герой занимается расследованиями и защитой в суде, пытаясь скрестить прежние обычаи и прогрессивные законы.
  • Isekai wa Smartphone to Tomo ni — вроде бы главгерой и 15-летний ОЯШ, посмертно исекайнувшийся в фэнтезийный мир, да и его IQ как минимум на гениальный уровень не тянет. Но благодаря прихваченному на тот свет смартфону с доступом в интернет (с разрешения местного всевышнего, разумеется) протагонист по-тихоньку внедряет в местный быт огнестрел, мороженое, игру в шоги и велосипеды.
  • Kenja no Mago — пополам с соседним тропом: главгерой не только сам научился, но и учит других в фэнтезийном мире иновационным заклинаниям, до которых даже его гениальный приёмный дед не додумался ранее. Как вам, например, упрощённая телепортация? Или испепеляющие фаерболы на основе отдельного друг от друга горения кислорода и водорода?
  • Lazy Dungeon Master — не-не-не, нафиг, Киме влом этой фигнёй заниматься. Хотя в побочной истории от лица сотрудницы гильдии приключенцев оказывается, что он мельком подкинул местным ремесленником идейку об использовании шипов в сборке деревянной мебели. Ну и так, по ходу дела наш герой иногда подаёт окружающим разные полезные мысли — например, о совмещении оружия и магических инструментов. Но специально прогресс в мир нести ему просто лень.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — по факту все примархи были именно попаданцами, так как на чужие миры с Терры их забросил варп-шторм, организованный Губительными Силами (на самом деле нет — его организовала «мать примархов» Эрда). Именно прогрессорством родных миров занимались, впрочем, не все примархи, но всё же многие из них сделали достаточно много. Самые эпичные примеры:
    • Фулгрим буквально возродил из пепла родной мир Кемос, который на момент его прибытия медленно вымирал и представлял собой промышленную свалку планетарного масштаба, где людей при достижении определённого возраста подвергали эвтаназии (чтобы не тратить ресурсы на содержание стариков), а «лишних» детей убивали. Благодаря примарху были восстановлены старые промышленные линии и начался бурный рост науки и культуры.
    • Пертурабо серьёзно продвинул вперёд промышленное развитие родной Олимпии: им были разработаны двигатели внутреннего сгорания, первые танки и даже атомное оружие! После того, как примарх был найден Императором, он также внёс значимый вклад в научно-техническое развитие Империума (о чём, по понятным причинам, вспоминать после Ереси Хоруса не принято).
    • Вулкан на Ноктюрне был известен, помимо всего прочего, как гениальнейший кузнец, заново открывший давно утерянные методы ковки металлов.
    • Мортарион помог жителям Барбаруса разработать фильтрующие маски и защитные костюмы, позволившие людям эффективно воевать против поработивших их лордов-некромантов, живущих на вершинах гор, где плотность ядовитого тумана, покрывающего всю планету, была особенно велика.

Реальная жизнь[править]