Судьбоносный грузовик

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Чтобы попасть в другой мир, попаданцу необходимо предварительно погибнуть в своем от какой-нибудь нелепой случайности.
Заслуженный грузовик-кун ищет очередного ОЯШа

У нас есть главный герой, самый обычный человек, живущий простой, скучной жизнью. И у нас есть волшебный мир магии, где этому персонажу предстоит стать выдающимся приключенцем или даже избранным. Всё, чего не хватает для их встречи — маленького толчка, который выпнет героя навстречу приключениям.

Эта статья о том, кто обеспечивает такой толчок. О главном действующем лице первых глав многих попаданческих историй. О нём, массивном и скоростном — о судьбоносном грузовике, который сбивает главного героя насмерть, отправляя его прямиком на приключения. В простом варианте — герой просто гибнет под колёсами. В героическом — выталкивает из-под них кого-то, обычно девушку или ребёнка, и геройской смертью зарабатывает себе право на перерождение.

Если в сюжете фигурирует не грузовик, а легковой автомобиль, поезд, неисправная проводка, которую главный герой по дури полез чинить, и другие подобные вещи, троп также засчитывается.

Должно сказать, что троп встречается настолько повсеместно, что уже давно убит и используется в основном в пародиях, да и то всё больше с субверсией или аверсией.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Неизданные произведения МТА про попаданцев, тысячи их. Породили и убили троп, а сейчас продолжают измываться над трупом. Как в виде топорных прямых реализаций, так и в виде попыток писать про водителей грузовиков, чья обязанность — вовремя сбивать будущих попаданцев. Даже попаданец в сам грузовик уже был.
    • Как бы парадоксально не звучало, но измываться над трупом продолжают по одной-единственной причине: в контексте поставленной задачи сабж действительно выглядит наиболее оправданным решением. Правило драмы диктует, чтобы переход в иной мир был максимально эффектным, а что может быть эффектней гибели персонажа? Вместе с тем, её причина должна быть правдоподобной, чтобы читателю было проще ассоциировать себя с героем, поэтому ДТП — практически идеальный вариант. Выбор же именно грузовика, а не легковушки, вытекает из того же правила драмы: тяжелый транспорт смотрится грознее, его, в конце концов, не то что пешеходы — автомобилисты побаиваются. Если же протагонист оказывается под колёсами лишь потому, что пытался спасти кому-то жизнь, это ещё лучше, поскольку служит моментом характеристики персонажа: значит, при экстремальных обстоятельствах он способен на героические поступки, а раз так, его «окрутение» в чужом и зачастую враждебном мире станет выглядеть вполне логичным. То есть начписы раз за разом интуитивно нащупывают реально самую перспективную с художественной точки зрения сюжетную завязку (именно интуитивно — моды в смысле обезьянничанья на сабж нет и быть не может, поскольку отсутствует кодификатор данного тропа). Другое дело, что под пером МТА сабж регулярно вырождается в банальный рояль, да и механизм перемещения между мирами не получает должного обоснования (но это — общая беда попаданческой литературы).
      • Вроде бы всё верно, но почему именно грузовик? Не любой другой тяжёлый транспорт, не строительная техника, не поезд наконец, который куда тяжелее и эффектнее? Не падение с высоты персонажа, не падение с высоты чего-то монументального на персонажа, ну, оказался ОЯШ при крушении моста под ним, например… Бетонный блок на него упал, самолёт, метеорит, наконец. Примеров неостановимого и кинетически чудовищного оверкилла, намекающего на «длань Господню, прихлопнувшую муху» — вагон и тележка грузовик и прицеп. И не беда, что кодификатора нет — песни поют все, хотя история и не сохранила имя гоминида, сделавшего это первым и название этого произведения. Возможно, на глазах восхищённого человечества складывается культурное явление, не того масштаба, как вокал, конечно, но явление без явного кодификатора? У любителей манги уже есть подозрения на этот счёт.
        • Пара аргументов навскидку: Грузовики ходят везде и нагрянуть могут где угодно. У грузовиков проблема с видимостью. ДТП это обыденность.
  • «Хроники Нарнии», «Последняя битва» — главные герои именно так попадают в Нарнию, погибнув в нашем мире в железнодорожной катастрофе.
  • «Братья Львиное Сердце» Астрид Линдгрен — оба брата попадают в сказочную страну Нангиялу, умерев в своём мире: главный герой Карл умирает от болезни, а его брат Юнатан погибает во время пожара.
  • «Эрик, сын человека» Ларса Хенрика Ольсена — есть намёки на то, что дело обстоит именно так. Мальчик Эрик, вроде как переживший удар молнии, встречает бога Тора, который берёт его с собой в Асгард (на минуточку, в скандинавской мифологии это загробный мир!). Во время своих приключений Эрик периодически вспоминает дом и родителей и мечтает вернуться, но к концу книги постепенно забывает о них и обустраивается в новом мире.
  • Метавселенная Рудазова, тетралогия о яцхене — насмешка над штампом. Именно так кончается жизнь лейтенанта ВМФ Олега Бритвы, она же продолжается уже в облике, сконструированном в тайных лабораториях, монстра проекта Я. Ц. Х. Е. Н. За рулём грузовика сидела добрая богиня, серьёзно. Формально, конечно, Олег не попаданец, его новую тушку конструировали в его же родном мире… хотя…
  • «Страна Арманьяк» Александра Башибузука — а вот здесь на серьёзных щах.
  • «Хороший немец — мертвый немец» Игоря Градова — в тело офицера верхмата героя отправляет именно сабж статьи. Да не простой, а гружённый кирпичами. Чтоб наверняка.
  • «Гроб на колёсиках» aka «Ягге и магия Вуду» (тьфу на вас, маркетологи из «Эксмо») Дмитрия Емца — именно так герой и загремел в параллельный мир.
  • «Казак в Раю» Белянина — один из главных героев отправляется на тот свет именно так.
    • Да собственно, «Багдадский вор» куда показательней. Грузовика, правда, не было, но головой Лёвушка Оболенский приложился качественно.
  • «Новые Эльфы» Владимира Мясоедова — Ну, в другой мир герои попали именно так, разве что убило их группой, когда грузовик вмазался в остановку.
  • Старше, чем радио — Марк Твен, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Грузовика здесь нет (банально еще не изобрели), но есть нечто вполне эквивалентное: удар ломом по голове. Правда, с точки зрения современного читателя это выглядит как игра с тропом: главный герой не погибает, а просто оказывается переброшенным в другой мир. Автор правки даже затрудняется сказать, на что это больше похоже: на фитилек или на субверсию.
  • «Тёмная Башня» — Джейк так попал в мир Стрелка!
  • «В другом мире с моим грузовиком» (That Time I Got Isekai’d To Another World With My Truck!!) — веб-новелла о водителе грузовика, который столкнулся с еще большим грузовиком, пытаясь не переехать выскочившего перед ним на проезжую часть отаку (который сам хотел попасть в другой мир).
  • «Корпорация „Бессмертие“» Роберта Шекли начинается с ДТП главного героя.

Кино[править]

  • Yesterday (2019) — в роли грузовика снялся автобус, а в целом получился довольно приемлемый зигзаг тропа — то, что главгерой «попал» в альтернативную реальность, выясняется далеко не сразу, так невелика разница. В этом мире нет кока-колы, как выясняется позже, книг о Гарри Поттере и, что сюжетно важно, группы Битлз. При этом, Джон Леннон вполне есть, более того, спокойно дожил до 78 лет, живёт на побережье, рисует пейзажи… Почему так произошло в этой ветви реальности (Джон и Пол не встретились? разругались на ранних этапах? Пол умер, и намного раньше 66-го?), довольно разумно не упоминается.

Телесериалы[править]

Аниме, манга, ранобэ[править]

В среде поклонников ранобэ, манги и аниме судьбоносный грузовик уважительно называют «Грузовик-сан». Некоторые более ироничные товарищи его кличут «Трак-кун» (англ. truck — собственно «грузовик»), ну или «Грузовик-кун».

  • Yuu Yuu Hakusho — главный герой спасает малыша, выбежавшего на дорогу за мячом, но сам насмерть сбит автомобилем. Однако из-за контраста основной хулиганской жизни и геройского поступка посмертные власти не могут направить его ни в ад, ни в рай и оживляют в его собственном мире с полномочиями «детектива мира духов», поддержанными кой-какими сверхспособностями.
  • Gantz — воскрешённые Шаром люди гибнут по-разному, но Кей Куроно и его лучший друг именно что попали под поезд метро в процессе геройства.
  • Zombieland Saga — главную героиню сбивает именно он. Дважды. И оба раза она, по сути, начинает новую жизнь. Субверсия в том, что эта новая жизнь — одна и та же, причём почти что та же самая, что была бы и без грузовика. Среди фанатов аниме вызвало даже серию шуток, что грузовик в сезоне перестал сбивать попаданцев потому, что занят айдолами.
  • Реинкарнация безработного — главный герой точно также попадает под грузовик и реинкарнируется в роли канонического Марти-Сью в мире меча и магии. От всех примеров отличается тем, что грузовик сбил сразу троих и они все переместились, но разными способами. Его пафос, фан-сервис и штампы безжалостно отстебаны в двух франшизах ниже.
  • Isekai Quartet:
    • KonoSuba — герой умер, попытавшись вытолкнуть девушку с пути грузовика. Точнее, он так считал. На самом деле это был не грузовик, а еле плетущийся трактор. И перед девушкой он бы успел затормозить. И умер герой от ужаса, так как ему показалось, что его сбил грузовик (который трактор), да ещё и описавшись перед смертью. А чего вы хотели от пародийного произведения, ехидно высмеивающего жанр «Isekai» в целом и уже упомянутую «Реинкарнацию безработного» в частности?
    • Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu — намеренная аверсия. Герой подходит к дороге, по которой как раз проезжает грузовик … но пропускает его мимо. Потом выходит на неё, внимательно смотрит налево и направо, чтобы убедиться, что машин точно нет, долго протирает глаза, стоя посреди дороги… и попадает на рынок. А грузовик-то его так и не сбил.
    • Youjo Senki — главный герой так и не стал бы той самой Таней фон Дегуршафф, пока его не толкнули под поезд(а ещё до этого он оказывается самого бога выбесил своим поведением…).
    • Восхождение героя щита — Ицуки Кавасуми, герой лука, попадает в фэнтезийный мир именно стараниями выскочившей и-за поворота фуры.
      • В случае гг — аверсия, его живым затягивает в книгу.
  • Манга «Жаркая любовь» — любовный четырехугольник разрешил автобус. Не волнуйтесь, все живы.
  • «Рыцари и магия» — любитель боевых роботов реинкарнировал в мире, техномагия которого позволяет создавать и пилотировать «рыцарей». Конечно, ему помог грузовик.
  • «Goodbye! Isekai Tensei» — герой должен был попасть в фентезийный мир и стать избранным после смерти… вот только силы тьмы прислали на землю своего эмиссара, призванного не дать герою возможности безвременно погибнуть, и, следовательно, попасть. Из-за него герой и разминулся с грузовиком. В свою очередь силы света тоже послали своего эмиссара для того, чтобы прибить будущего попаданца поскорей. Он-то за рулём грузовика и сидел. Ах да, эмиссар зла — демонесса-цундере, эмиссар добра — прелестная принцесса, которая почти убедила главного героя стать героем, но забыла уточнить одну важную деталь — стать героем нужно в обоих смыслах…
  • Манга «Ещё разок, Сайкэ» — грузовик сбивает не главного героя, а его подругу детства Микан. В отчаяньи Сайкэ бродит у места её гибели, возле пруда Могура, случайно падает в воду, тонет… И просыпается на день раньше, когда подружка ещё в добром здравии. Потому что добро пожаловать в новую увлекательную жизнь со сверхспособностью отматывать день назад, топясь в злосчастном пруду.
  • «В другом мире со смартфоном» — тут ГГ попадает еще до событий 1 главы\серии, будучи прихлопнут молнией в дрогнувшей руке Бога. Ну, промазал старик, с кем не бывает.
  • «Tensei Shitara Slime Datta Ken» — ГГ, менеджер средних лет, гуляет по улице с друзьями. На них внезапно бежит псих с ножом, ГГ геройски прикрывает друзей своим телом и умирает от заточки в живот… Только псих, как оказалось, был водителем грузовика. Впрочем, как показал опыт, можно попасть и в своем теле при жизни.
  • Mahou Shoujo Madoka Magica — инверсия в эпизоде 6. На грузовик упал Самоцвет Души Саяки. Это спасло ей жизнь. Ненадолго.
  • Манга Ride-On King — ехидная субверсия: в Советской Плудии президент брутально ломает грузовик, пытающийся его сбить. Впрочем, от попаданства это его всё равно не спасает.
  • Karate Baka Isekai — не иначе вдохновившись примером выше, некий каратист, решив проверить силушку богатырскую, сам нападает на несущийся грузовик и бьёт его мощным ударом спереди. Ну, вмятину-то он оставил, вот только этого оказалось недостаточно чтобы остановить грузовик на полном ходу.
  • Mekakucity Actors — Хибия и Хиёри попадают во временную петлю, когда Хиёри сбивает грузовик, и Хибия пытается предотвратить ее смерть. В итоге Хибия сам бросается под грузовик…и выходит из временной петли, все равно лишившись Хиёри.
  • «Нулл и Пета» — смерть старшей сестры Петы от грузовика подвигла Нулл на затворничество и создание робота по образу и подобию погибшей. Хотя в 11 серии выясняется, что под грузовик попала сама Нулл, а все происшедшее — коматозный бред, из которого она, к счастью, выходит в реальность.
  • Isekai Transporter — манга о нелёгкой жизни водителя грузовик-куна. Подбор кандидатов на должность героя для спасения параллельного фэнтези-мира, проведение «акции», заметание следов, получение награды от «высших сил» за «услуги перевозчика», которую ещё надо умудриться «отмыть» так, чтобы не вызвать подозрение у властей (просто притащить в банк мешок драгоценных камней или пару десятков слитков золота — это плохая идея)… а вы как думали, это само собой происходит? Организовать «несчастный случай» могут только настоящие профессионалы!
  • Suzuka — Задолго до событий манги, сэмпая и по совместительству любовный интерес главной героини насмерть сбивает Грузовик-кун. И ладно бы, но в манге «Фуука», посвященной её дочери…
  • Fuuka — в оригинальной манге главную героиню Фууку, только-только начавшую любовные отношения с главным героем, сбивает грузовик. Со смертельным исходом, потому что это вам никакое не фэнтези, а реалистичная романтика. Впрочем, главный герой находит себе другую Фууку, которая по хотению автора оказывается дочкой водителя того самого грузовика. И даже спасает её от совсем другого грузовика! В аниме всего этого нет, поскольку продюсеры посчитали такой сюжет мрачным, и первый Грузовик-кун промахивается.
  • Real — один из трёх главных героев ради развлечения похищает велосипед и, удирая от его хозяина, попадает аккурат под грузовик. Отделался инвалидностью.
  • Sekai ka Kanojo ka Erabenai — за 8 лет до начала действий манги грузовик врезался в машину, где сидела маленькая Аюми Фудзисаки, подруга детства героя, с родителями, и вытолкнул ее с обрыва. Родители погибли, Аюми выжила, но впала в глубочайший шок и сейчас не может оправиться от травмы, пряча за маской отличницы глубинное убеждение, что не может, не заслуживает счастья и вообще положительных эмоций от любимых дел.
  • «Из-за того, что я стал суккубом, мне приходится пить молоко» — от грузовика не спрячешься: здесь ОЯШ умудрился погибнуть прямо за чашкой рамена от влетевшего в кафе грузовика.
  • Tensei Gotoki de Nigerareru to Demo, Niisan? — после 5 лет заточения герой наконец вырвался на свободу и при встрече кинул свою сестру-мучительницу под грузовик… но она увлекла его за собой и, как оказалось, оба переродились в фэнтези-мире.
  • Isekai Houtei: Rebuttal Barrister — Сибо Юта дико (до фразы «Убейте меня кто-нибудь…») переживал, что в 29 лет после окончания юрфака 5 раз завалил экзамен на адвоката и остался безработным, над чем втихомолку стебутся даже друзья, и в итоге заорал «О Боже, обрушь на меня несчастья!». Сказано — сделано: уже через пару секунд в него влетел грузовик.
  • iShoujo — на маленькую девочку летит грузовик, Гинко бросается ее спасать, но явно не успевает. К счастью, герой магическим образом подтолкнул ее сзади, так что Гинко успела выхватить девочку из-под колес и спастись сама.
  • Джахи-сама не будет отчаиваться! — зря девочка-волшебница в своей обычной форме решила толкнуть речь Джахи, какая она отстой…на нерегулируемом пешеходном переходе — прямо на середине речи ее сбила машина. Впрочем, машина все-таки не грузовик, так что исекая не происходит, а девочка оказывается мазо-сёдзё, которой наезд нипочем.
    • В аниме отчего-то заменили машину-тян на провал в канализационный люк.
  • Токийские мстители — в этом произведении грузовик также играет значительную роль в развитии сюжета. Противник главного героя — Кисаки, оказывается сбит на переходе. Пусть он и гений, но походу забыл выучить правила дорожного движения… Ну или банально не услышал шума колес.
  • Kenja no Mago — сабж в чистом виде. Разве что сбит был не ОЯШ, а засидевшийся допоздна офисный трудоголик.
  • «Я могу делать всё со своим Читом Роста, но я все равно останусь безработным» (новелла) — пародия: главного героя затоптали лошади, которые перевозились в грузовике-коневозе, потерпевшем аварию.
  • Kono Naka ni Hitori, Imouto ga Iru! — в первый же день по пути в школу Сёго Микадоно спас от грузовика немного рассеянную Коноэ Цуруму, которая открыла список его гарема.
  • «Я стала матерью 10 детей Короля Демонов» — в последний момент мать закрывает героиню от несущегося грузовика (Не спрашивайте, как это могло помочь…). Но полученная героиней психологическая травма через несколько лет все равно провоцирует попадание…
  • Kage no Jitsuryokusha ni Naritakute — аверсия: тут в результате тяжелого сотрясения мозга герой бросился под грузовик сам
  • The Legend Of Jade Sword — ГГ переродился в фэнтазийном мире в качестве компенсации, после того как вне планово окончил жизнь попав под грузовик. Что интересно — в интро создается впечатление, что он заболтался по мобильнику, но в на самом деле он оттолкнул девочку из-под колес, чего сложно было ожидать от ленивого и вялого парня.
  • Oroka na Tenshi wa Akuma — как всегда, вот прямо из ниоткуда на Лили Аманэ понесся грузовик. Но жанр не тот, поэтому новопереведенный одноклассник Масатора Акуцу спасает ее, своим неожиданно супертвердым телом отправляя в другой мир сам грузовик.
  • Ponkotsu ga Tensei Shitara Zongai Saikyou — пародия-зигзаг. Невероятно тупая подруга детства Кондо Санаэ вытолкнула друзей с пути…девочки на трехколесном велосипеде…прямо под мирно мимо проезжавший грузовик.
  • Shoujo Fujuubun — прямо перед героем проносится грузовик, который насмерть сбивает девочку Аки. Её оставшаяся целой и невредимой подруга Ю ведет себя странно — сперва аккуратно сохраняет игру и кладет приставку в рюкзак, а уже потом с рыданиями и криками бежит к погибшей подружке. Но герой успел заметить её социопатичное поведение, и она это тоже увидела — так вот и закручивается сюжет о его похищении ею.
  • Watashi no Musuko ga Isekai Tensei Shitappoi — ОЯШ попал под грузовик и умер. А история о его безутешной матери, которая считает, что он переместился таким образом в другой мир, и просит его друга о помощи связаться или встретиться с ним.
  • OreGairu — не грузовик, но лимузин, в котором ехала Юкиносита Юкино, едва не задавил собаку Юи Юигахамы, но ее спас Хатиман, сам угодив под лимузин, пропустил много времени в больнице и вернулся уже чужаком в спаянный класс. Причем все трое лишь впоследствии догадываются о роли друг друга в этом инциденте, что играет роль бомбы замедленного действия.
  • Seishun Buta Yarou wa Bunny Girl Senpai no Yume wo Minai — в полнометражке под Рождество зазевавшегося Сакуту вытолкнула из-под грузовика Май, но сама погибла, и Сакута погрузился в депрессию. Вернувшись во времени, изначальный Сакута бросается под грузовик вместо местного и в итоге сливается с ним разумом, а тело изначального исчезает.
  • Boku dake ga Inai Machi — да, от грузовика, пользуясь перемоткой времени, Фудзинума Сатору спасает людей, при этом сам попадая в больницу. Но ничего судьбоносного при этом не происходит — всего лишь подвиг, к которому сам Сатору относится спокойно, ибо уже не раз приходилось совершать подобное, а Айри лишь упрекает в безрассудстве. Сюжет начнется позже.
  • Sekai Saikou no Ansatsusha, Isekai Kizoku ni Tensei suru — тут ради героя не пожалели послать целый истребитель сбить пассажирский самолет, в котором он летел.
  • Date A Live — зигзагом: Ямай Кадзамати отлетела в сопредельный мир на респаун в качестве духа после того, как ценой своей жизни вытолкнула с проезжей части какого-то ребёнка, но попала под машину сама. Педаль в пол: она ещё была жива, когда к ней явилась Мио и предложила заполучить кристалл Сефиры для перерождения в духа.
    • Педаль в магму: Ямай переродилась сразу в двух (!) духов по цене одного и побывала в Сопредельном Мире на перерождении, но близнецы Юдзуру и Кагуя (её новые «я») с очередным межпространственным разломом вернулись на Землю.

Видеоигры[править]

  • Graveyard Keeper — протагонист попал из нашего мира в средневековый сеттинг после того, как его сбил автомобиль.

Визуальные романы[править]

  • 7 дней лета — вместо грузовика здесь действуют его близкие друзья: Сугроб-кун, Автобус-кун и Пуля-кун.
  • «Клуб Романтики», новелла «Секрет небес» — пародия. Главной героине кто-то устроил ДТП со смертельным исходом и попадание в загробный мир. Этот кто-то оказался преподавателем в школе волшебства и, как выяснилось, убил героиню по поручению главгада.
  • Sweet F. Cake — во время поездки в Карпаты на летних каникулах Матильду сбил грузовик. Так она лишилась руки и обрела секретный механический протез, который тщательно скрывает и потому чурается спортивных игр.

Музыка[править]

  • Znaki, «Стрелки»: «Помнишь, мы же договорились, когда ещё не родились, что встретимся так: ты в железной машине поперёк сплошных линий разобьёшь моё сердце о перила моста». Правда, не сложилось.
  • «Баллада о гипсе» — буквально.
« Повезло, наконец повезло!
Видел бог, что дошел я до точки!
Самосвал в тридцать тысяч кило
Мне скелет раздробил на кусочки.
»
— Владимир Семенович

Правда, персонаж не погиб и никуда не «попал» (разве что стал — а может, и раньше был — Жителем Страны Эльфов, то есть слабо дружащим с реальностью человеком). Он просто надолго загремел на больничную койку, и начал находить вкус и приятность в своей загипсованности, а когда наконец тело полностью зажило — отказался снимать гипс, поскольку в нём он кажется (и ощущает себя) «значительней, массивней»(с).

Реальная жизнь[править]

  • «Автобусный фактор» живучести сложного проекта: сколько людей должны «попасть под автобус» — то есть выпасть из проекта — чтобы проект остановился.