Ведун

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Ведун» — цикл романов Александра Прозорова (в соавторстве с другими писателями) про Олега Середина в жанре «фэнтези про попаданца»… Подождите, не спешите закрывать вкладку со статьей, это не молекулы-попаданцы, всё не так плохо, как можно подумать! От обычной «попаданческой» макулатуры цикл отличает живой язык автора, хорошее (хоть и не идеальное) знание матчасти и симпатичный главный герой, который не лезет менять историю, не несёт прогресс отсталым предкам, а просто бродит по полям и весям Руси (и не только) конца Х века[1], помогает по мере своих сил людям и просто живёт обычной жизнью бродячего ведуна.

Книги[править]

Обложка первой книги.

Серия состоит из 18 книг. К сожалению, их качество весьма неровное, например, вторая и пятая книги очень сильно выбиваются из стиля и не очень любимы читателями, а после двенадцатой пошло опухание сиквелов.

1. Слово воина
2. Паутина зла
3. Заклятие предков
4. Душа оборотня
5. Ключ Времен
6. Креститель
7. Тень воина
8. Кровь ворона
9. Медный страж
10. Жребий брошен
11. Конец пути
12. Возвращение
13. Каменное сердце
14. Потрясатель вселенной
15. Врата смерти
16. Поля доброй охоты
17. Ведьмина река
18. Воин мрака

Вселенная[править]

Место действия книг представляет из себя Восточную Европу Х века, населённую славянскими, финно-угорскими, булгарскими и прочими племенами, с городами и деревнями, православными храмами и языческими капищами, крепостями и торговыми портами. Впрочем, по ходу действия разных книг главный герой предпринимает как путешествие на север к Белому морю с целью найти древнее знание и где обучают забытому культу Кроноса, так и на восток, на Урал, для неудачно окончившейся торговой авантюры своего друга купца Любовода. Кроме того, герой против своей воли — будучи рабом, посещает Персию.

Мир очень сильно напоминает то, что мы знаем из книг по истории, с единственным отличием — существует магия в виде алхимии, ведовства, колдовства и даров — как от языческих божков, так и от христианского Бога.

В этом мире много мифологических мест, например, целая арка посвящена Аркаиму.

Персонажи[править]

  • Олег Середин. В нашем мире — кузнец на заводе, увлекающийся исторической реконструкцией, боем на мечах, ведовством и борьбой со злыми силами. Как-то спросил своего наставника по прозвищу Ворон, для чего он всё это изучает, если в их мире магии и разных там виверн нет, после чего Ворон выдаёт ему заклинание, дающее ответ на этот вопрос. После прочтения заклинания Олег Середин переносится в Х век, где ему по полной пригождаются изученные навыки. Олег не является мартистью, как это популярно в российском фэнтези. Пусть он и хороший физически крепкий боец, однако много раз ему встречаются гораздо более сильные воины (а кроме того, Олег, как городской житель, плохо держится в седле), да и колдовские навыки его очень утилитарны. Кроме того, Олег не великий герой, его сила воли имеет пределы, после предательства и рабства он почти что ломается, и только вмешательство богини Мары, которой он дал обещание, невыполнимое в рабстве возвращает ему волю к жизни. Олег не занимается прогрессорством, не пытается облагодетельствовать всё человечество, вместо этого он просто помогает друзьям, прохожим и просто хорошим людям, попавшим в беду, однако не щадит своих врагов и ничуть не страдает пацифизмом.
  • Ворон. Наставник главного героя, который встречается ему как в родном XXI, так и в X веке. Личность таинственная, но явно очень могущественная.
  • Любовод. Купец из богатой купеческой семьи, чью жизнь Олег спас в самом начале своих приключений, и с которым Олег впоследствии подружился. Хорошо знает своё дело, разбирается в кораблях и людях, в меру скуп, в меру щедр, неплохой боец и далеко не трус. Готов пуститься в торговое путешествие на край света, а точнее, вниз по Волге до Каспия, а оттуда не в родную Персию, с которой активно торговали купцы тех времён, а наверх по реке Урал в дикие и неисследованные земли.
  • Верея. Возлюбленная Олега, боярыня из именитого рода Словеновского, роковая женщина и просто красавица. Несмотря на взаимные чувства к Олегу, частенько ведёт себя по отношению к нему как порядочная стерва. Кроме того, жадна до власти и не стесняется использовать некромантию ради этого, но всегда раскаивается, если причиняет вред любимому.
  • Урсула. Малолетняя рабыня, взятая Олегом как его доля в походе на хазарский город. Причём поначалу Олег не хотел её брать и становиться рабовладельцем, однако понял, что иначе рабыню просто изнасилуют и зарежут на пепелище города. Влюбляется в Олега как в своего спасителя, да и сам Олег по ходу действия начинает к ней испытывать некоторые чувства. Попадает вместе с Олегом обратно в XXI век.

Что здесь имеется[править]

  • Богатыри и чудища лесные — основной сеттинг книг.
  • Базилевсы, порфира и еретики — поскольку Ведуна занесло в прошлое как раз в годы крещения Руси, Византия играет немалую роль в отдельных книгах.
  • Великолепный мерзавец - некромант-правитель Аркаим, правитель одноименного города. Харизматичный искусный государь, вдвойне приятно выглядящий на фоне своего брата-фанатика Раджафа, пусть и мечтающий соеденить землю с миром мертвых. В книге Возвращение - давит педаль в пол, отказавшись от этой мечты, поскольку оценил прогресс и развлечения и за века стал главой преуспевающей корпорации, и фактическим правителем Швейцарии, остроумно придумав её доктрину о нейтралитете благодаря наложенному заклятию неуязвмости на озера - вода из которых при этом действует лишь внутри страны.
  • Степи и Чингисхан — до самой Монголии Олег не доходит, но ближние места обитания тюрков и прочих степняков посещает неоднократно.
  • Попаданецреконструкция. «Качество исполнения обычно хромает, причём на обе ноги — мэрисьюшность главного героя и незнание автором матчасти ставят жирный крест на практически каждой такой истории»? Нет, это не про этот цикл — Старый Ворон хорошо подготовил Олега к приключениям, пусть даже они начались совершенно внезапно для последнего. Но тем не менее, иногда автор срывается на всякие "пудовые мечи" и "офигенное качество русского железа", забывая, что мечи редко весили более двух кило (чаще - меньше), а клинки для русских мечей ковались внезапно в Европе, до тех пор пока Урал не освоили с его залежами. А "болотное железо" добываемое на Руси было препаршивейшего качества.
    • Кодификатор — автор этих строк считает, что волна современных произведений о том, как «типичный офис-менеджер среднего звена попадает в прошлое и срывает джек-пот», началась именно благодаря популярности данного цикла.
  • Ой, бл… — «Ты, птица чёрная, закрой старику очи, уложи его во крепок сон на сорок дней и сорок ночей. Ты, птица белая, открой сундук, впусти в него свет ясный. Ты, птица алая, достань из сундука книгу Велесову, спроси книгу… Спроси, зачем нам знание колдовское да умение ратное?» — прочитал заклинание Олег и оказался тёмной ночью посреди глухого болота, окружённый толпой крикс, анчуток и прочей нечисти.
  • Конец-переворот — «Быть может, ради этого момента я изучал знание колдовское, да умение ратное!» — ответил Олег бессмертному колдуну в конце одиннадцатой части, и оказался возле дверей своей квартиры вместе с девушкой, которую тому требовалось принести в жертву богу смерти.
  • Аддон-переворот — двенадцатая книга. Думаете, что теперь Олегу остаётся продать что-нибудь из затрофееных древностей, «легализовать» спасённую Урсулу и жить долго и счастливо? За ним почти сразу же начинается большая охота — ведь тысяча лет для бессмертных братьев-колдунов — один миг...
  • Шо, опять?! — реакция читателя на возвращение Олега обратно в прошлое в конце двенадцатой части.
  • Опухание сиквелов — большое приключение девятой, десятой и одиннадцатой части было достойным завершением цикла. Дальше начался сабж.
  • Чернокнижие — монахи из обители святого Евагрия черпают «мудрость веков, тайны забытых богов и неведомых магов, откровения ангелов и демонов» в книгах «времен языческих, от древних эллинов и римлян», которые «на коже человеческой писаны: пергамент тонкий из кожи младенцев выделан, обложки из тиснёных шкур рабских сшиты». Как следствие, духовник Базилевса требует изъять эти гримуары, чтобы отпеть их и похоронить.
  • Мраккультист и Храмовник — вышеупомянутые монахи из обители святого Евагрия. Вроде бы как христиане, но остальные православные иерархи их не любят. Являются антогонистами в первой и шестой частях. Первого разоблачил и зашиб сам Ведун, второго — изгнала княгиня Анна Византийская, разобравшись в истоке той смуты, что началась на Руси перед её свадьбой.
  • Искусный государь — византийский базилевс Василий Второй Болгаробойца из шестой части. Удерживает трон вопреки тому, что каждый его военачальник мечтает занять его место. Знает, что «слабое место есть у каждого», и умело этим пользуется. Организует смуты в слишком сильных соседних государствах.
  • Маленькая победоносная война — и базилевс Василий, и князь Владимир используют их в шестой части для решения внутренних смут. У князя Владимира получается.
  • Сам себя перехитрил — базилевс решает привлечь князя Владимира для разгрома армии, собранной очередным мятежным генералом. Дескать, тот сошёл с ума и решил пойти войной на Русь. А в качестве бонуса Василий пообещал Владимиру руку и сердце своей сестры Анны. Вот только Владимир после разгрома мятежников решил ждать невесту не в Киеве, а в Корсуни. И пообещал в случае долгих сборов явиться за ней прямо в Константинополь с большой армией «сватов».

Примечания[править]

  1. В книге «Креститель» Олег участвует в походе князя Владимира на Корсунь (а вот это уже вполне чёткий 988 год).