Попаданец в прошлое

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Если дать русским машину времени, они засрут своими попаданцами всё вплоть до мезозоя »
— Отто фон Бисмарк

Подвид альтернативной истории, наиболее популярный в русскоговорящей среде вариант попаданца — попаданец в прошлое, почти всегда — своей страны. Настолько популярный, что зачастую под словом «попаданец» понимают в первую очередь случайно вернувшегося назад во времени, а о прочих пунктах назначения и не вспоминают. А то и вовсе по умолчанию записывают в троп любую современную российскую книжку для мужской аудитории.

Попадание в прошлое имеет целый ряд «крючков», успешных и простых в использовании сюжетных ходов:

  • Вернутся и переиграть в национальном масштабе. Особый вид фансервиса, бальзам на душу страдающему за Россию-матушку читателю — история про то, как герой учёл ошибки прошлого и предотвратил их, переиграв какой-нибудь ключевой и не устраивающий читателя эпизод отечественной истории. Союз не разваливается, или не создаётся из-за победы белых, или Первой мировой и Гражданской вовсе не происходит… Отечественные герои особенно часто попадают во времена Второй мировой. Протагонист обычно крайне крут, возглавляемое им движение зачастую превращается в коллективную Сью — прекрасная Россия исправленного настоящего просто ни в чём не может ошибаться.
  • Гениальность с «гарантией». Не так-то просто придумать изобретение, финт или уловку, которая покажется зрителю правдоподобной и гениальной в данном сеттинге. Да и не от каждого персонажа можно было бы ожидать подобного без странных перекосов личности. Возвращение назад во времени облегчает задачу: и автор не придумывает ничего сложного, просто повторяя то, что гарантированно получится, потому что уже получилось в реальной истории; и герою не обязательно быть гением — он ведь не выдумывает с нуля, а просто повторяет известное.
  • Предсказание в реалистичном сеттинге. Герой не пророк — он просто знает будущее, потому что проходил его на уроках истории в школе. При этом произведение не скатывается в хронокашу, потому что попаданец, в отличие от полноценного владельца машины времени, не может скакать во времени постоянно. Основные исторические вехи и пару сюжетно важных моментов он запомнит, а дальше — только прямое течение времени.

На данный момент троп оказался настолько популярным, что затопил все книжные прилавки и уже немного схлынул, растеряв силу в руках не слишком талантливых авторов. Но слава его как признака популярной и дешевой литературы всё ещё живёт.

Нарекания[править]

« Какая горькая память, память о том, о том, что будет потом! »
— Наутилус Помпилиус

Редкие авторы знают и/или замечают, что:

  • Языки изменяются со временем. Наши деды[1] говорили иначе, чем говорим мы.
  • Мораль со временем меняется. Часть того, что считалось нормальным и естественным столетие назад, сегодня воспринимается как наивное, отвратительное, глупое, старомодное, жестокое, несправедливое: публичные казни, расовая сегрегация, легальное употребление наркотиков (о чём вы, люди тогда не знали, что это так называемые наркотики, обезболивало — значит лекарство[2]), дуэли, виселица за мелкое воровство, снова дуэли, клеймение преступников, право первой ночи — список можно продолжить до бесконечности.
    • И наоборот: сегодняшняя мораль может показаться людям из прошлого распущенной, богохульной, бесстыдной, мерзкой: короткие юбки у женщин, секс до брака, разводы, аборты, отмена уголовного наказания за атеизм, женщины, ходящие по улице без сопровождающих, разрешение вскрывать трупы людей в научных целях — тоже до бесконечности.
    • С другой стороны, сегодняшняя мораль у попаданца из второй половины XX века вызовет шок: что за долбаный гулаг вы построили? Как это — рамки в метро?! Что значит «до 12 лет ребёнок не может оставаться дома один»? Сиськи-то зачем прикрывать, если героиня и герой, очевидно, две минуты назад имели интим?
  • Есть множество других релевантных навыков, которым сложно научиться, но которые считаются нормальными для местного населения. От умения пользоваться огнивом или умения отличать съедобные грибы от несъедобных до умения завязывать галстук модным узлом. Да вплоть до знания наизусть популярных песенок: так, чекист предвоенных лет может безошибочно вычислить попаданца, предложив ему допеть до конца куплет «На окраине, где-то в городе, я в рабочей семье родилась…». При этом чекист будет в полной уверенности, что вычисляет наймита Антанты — что совсем не облегчает судьбу попаданца.
  • Даже биология со временем меняется! Современный цивилизованный человек привык к стерильной среде (отсюда и неведомые нашим предкам аллергии — оставшаяся без дела иммунная система начинает остро реагировать на всякую чепуху, на которую иммунная система людей прошлого, занятая куда более важной борьбой, не обращала внимания). Поэтому в условиях средневековой антисанитарии он, скорее всего, загнётся очень быстро.
    • С другой стороны, современные люди, как правило, здоровее усредненных средневековых дебилов — как из-за лучшего питания в детстве, так и из-за того, что законы Дарвина над человечеством, пусть слабо, но действуют, и самые болезненные из оных дебилов померли еще в средневековье, не оставив потомков. Так что, за вычетом действительно серьёзных пиздецов вроде Черной Смерти, там, где местный (точнее говоря «тогдашний») загнется, у попаданца разве что запор случится. Кроме того, попаданец является переносчиком запредельного количества бактерий и вирусов, которые для него самого, по большей части, безобидны… Но которые эволюционировали вместе с человеческой популяцией сотни лет. Не хотите ли вместе с засылкой попаданца устроить несчастному мирку вторую эпидемию Чёрной Смерти? У местных-то иммунитета к новым штаммам нет однозначно.

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • «Игра королевы» Юрия Нестеренко ― космонавты, вернувшиеся из космоса, возвращаются на родную планету со средневековым уровнем развития технологий.
  • Одно из первых произведений — «БЕСЦЕРЕМОННЫЙ РОМАН» (именно так — заглавными буквами) Вениамина Гиршгорна, Иосифа Келлера и Бориса Липатова, вышедший в 1927 г. и удивительно точно предсказавший все повороты сюжета попаданческих авторов будущего. Герой попадает во времена наполеоновских войн, идет к товарищу Сталину императору Наполеону, организует производство автоматов Калашникова револьверов, переигрывает проигранные сражения, собирает под своим крылом будущих выдающихся личностей — от Гарибальди до Бисмарка et cetera.
  • Данил Корецкий, «Отдалённые последствия. Иракская сага» — из-за запуска Большого адронного коллайдера группа американских солдат в Ираке попадает в далёкое прошлое, застряв в осаждённой крепости.
  • Владимир Свержин, «Институт экспериментальной истории» — скорее исторические романы, иногда с налётом мистики. Главный герой с напарником попадают в далёкие исторические дебри и стараются выжить и не сильно напакостить. В отличие от мейнстрима, у них есть гарантированная возможность вернуться домой.
  • Ведун — Олег Середин благодаря заклинанию попадает в Х век. Подготовлен он хорошо, благо является кузнецом по профессии и увлекается исторической реконструкцией, мир вокруг себя менять не собирается, поэтому вписывает в дивный мир Древней Руси прекрасно.
  • Владимир Коваленко, трилогия «Кембрийский период» — ГГ попадает в Британию (конкретно — в Уэльс) в VII в. Место и время выбрано ГГ, но вариант «отказаться» означал отказ от участия в 'игре' и невозможность вернуться. Из недостатков — смена пола и то, что идти придется созданной игровой аватарой, бессмертной эльфийкой-клериком. Бонусом при попадании идет то, что языки ГГ знает вообще все, какие можно и нельзя, и имеет абсолютную память, , золото и подготовленную легенду. Маскироваться не нужно — каждый житель Британии знает, кто такие сиды и чем они знамениты. ГГ, правда, немного ошиблась с именем... сначала пришлось говорить – НЕТ, НЕ ТА САМАЯ... а потом привыкла, что люди понимают что как раз таки - Та самая Немайн-Неметона из легенд. Обоснование для будущих археологов, откуда вообще на Земле взялись сиды, сделали те же силы что и устроили попадание. Потом выяснилось что ей организовали с целью обосновать 'женщину-священника' и вторую легенду - чудом выжившая Анастасия, дочь Ираклия I, византийская базилисса. Нечеловеческий облик не помешал - кровосмесительное же отродье. Как один из результатов — в Камбрии Университет возглавляет ведьма и учат там ведьм и колдунов, а гости из Византии прямо рассуждают, что а на латыни эта профессия называется инженер'. История потихонечку идет другим путем — например, вторжение саксов не было таким успешным: в открытом бою Камбрия и союзники их побили, и не раз. С точки зрения самих саксов — магией.
  • много чего у Злотникова:
    • трилогия «Царь Фёдор».
  • Межавторский цикл «Боярская сотня» — о реконструкторах, провалившихся в правление Ивана IV.
  • Алескандр Зайцев, «А-Прогрессор» — по сути, про попаданца, который умер в нашем мире и попал в раннее средневековье, прогрессорство прилагается и даже выносится в название. Но есть нюанс-обоснуй кучи штампов: Попаданец умер и попал в ад, был нанят как дьявол и отправлен в другой мир увеличивать сбор душ.. Из минусов: удачливый, саркастичный попаданец со сверхсилами, занимающийся прогрессорством. У него получается, конечно. Из плюсов: герой не создаёт почти ничего из того, что уже не было бы создано в мире; прогрессорство идёт за счёт труда и упорной работы головой; возможности изменить хоть что-нибудь у героя очень ограничены. Ни одной батальной сцены, где герой бы всех победил, и никакой любовной линии.
  • Чёрное пламя — у протагонстки после многочисленных приключений прорезается дар предвидения, её мучают видения битв… вот только на самом деле она попаданка, закинутая в прошлое капризом почти всемогущего существа. А видения — всего лишь программа по истории мира, зашитая будущей средневековой приключенке в память в её высокотехнологичном прошлом. Без подкрепления реальным обучением гипнопрограмма не встала, как надо, но всё равно как-то проявилась. Все попытки что использовать знания будущего для его изменения, что остановить надвигающуюся войну утопичной техникой провалились — и, учитывая лор серии, это к лучшему.
  • Алиса Климова «Серпомъ по недостаткамъ» (четыре книги). Попаданец на рубеже XIX—XX веков из деревеньки пытается поднять экономику, строит финансовую империю (в первой книге начинает с аналога Макдональдса, дальше трактора, корабли), борется с голодом, саранчой, в одну каску побеждает в РЯВ, успешно внедряет множество технических новшеств, но… прогнившая верхушка прибирает к рукам особо ценные производства и продает их за границу, так что ПМВ начинается массовыми налётами тяжелых бомбардировщиков, ГГ гибнет и… уходит на второй круг, опять на рубеж XIX—XX. Вторая и третья книги — аналогичное, весьма успешное начало (строительство супер корпораций на основе промышленности и на основе торговли, соответственно) которое закономерно кончается неприятностями, промышленность Европы успевает ухватить новинки и Первая Мировая становится более жёсткой. В четвёртой части ГГ таки берёт власть в свои руки, не надеясь на большевиков, и к 30-м годам доводит страну до состояния могучего государства с ядерной бомбой. Присутствует огромное число технологий, инженерных решений, регулярно всплывает какая-либо вундервафля, массово попадаются гениальные последователи и помощники (впрочем, если набрать в команду авиаконструкторов Поликарпова, Сухого и даже Жуковского, результат немного предсказуем).
  • «Попытка возврата» Конюшевского — Илья Лисов, наоборот, переживает постоянно от того, что историю не учил. Но тем не менее поменял всю внутреннюю и внешнюю политику Советского Союза в лучшую сторону.
  • Павел Дмитриев, «Ещё не поздно» — ГГ-айтишник проваливается в 1965 год и на протяжении пяти книг пытается в закрытом НИИ наладить производство микропроцессоров и персональных компьютеров в СССР. Пример реалистичного попаданчества: протагонист ВНЕЗАПНО обнаруживает, что на базе технологий шестидесятых соорудить хороший, годный ПК оказалось не так-то просто. Да тут ещё и национальный советский спорт — борьба с бюрократизмом…
  • Выделяется книга А. Ивакина «Мы погибнем вчера»: у попаданцев (среди которых и историки, и отставной военный, и медик, и специалист по оружию той эпохи) НЕ получается изменить историю, они просто воюют, как могут, и гибнут. Все до единого.
  • Сергей «Как только так сразу» Буркатовский, «Вчера будет война» — попаданец смог изменить историю, пересказав её Сталину… но из-за череды непредвиденных последствий в пользу немцев[3]. Переломить ситуацию в пользу СССР попаданец смог лишь отдав свою жизнь за Родину на фронте (погиб, подвозя снаряды для танков, которым не хватало боеприпасов для остановки немецкого прорыва из местного аналога Брянского котла). Главная идея книги: «делай что должен и будь что будет».
  • Сэй Алек, «Нихт Капитулирен». Студент Карл Геббельс из Германии XXI века проваливается в Третий Рейх. Разумеется с мобильником, плеером и знанием общего хода Второй мировой войны. При этом в истории — полный ноль, аналогично с другими науками. С другой стороны — руководство Рейха оказывается не обделено мозгами и здравомыслием, и вытряхнув всё, что смогли, из «пришельца», отправились менять историю самостоятельно. «ГГ» же болтается на далёком фоне основных событий (впрочем, парочку коронных моментов автор ему подкинул). В итоге война становится менее кровавой, без вторжения Германии в Польшу и СССР, а также без Холокоста..
  • Серия "Отрок" и "Сотник". ГГ попаданец в голову мелкого мальчишки Руси 12 века (не помню уже, уточните). Прогрессорствует потихоньку. Избрал себе целью подготовить Русь к нашествию монголов.
  • Чекрыгин Егор, «Хроники Дебила» (не обращайте название на дебильное название, дебильную аннотацию и дебильные иллюстрации) — главный герой попадает то ли в неолит, то ли в параллельный мир на уровне неолита[4]. Деконструкция начинается уже с того, что ГГ первые восемь лет пахал аки проклятый на приютившее его племя без перспектив и только вторжение верблюжьих орд помогло ему в прогрессорстве. Но даже под старость ГГ так и не вышел по физическим показателям на уровень среднестатистического современника, да и технические новинки развивал не сколько он, сколько местные гении.
  • Константин Костин, «Неинтересное время» (издано под именем Константин Костинов и названием «Сектант») — простой менеджер Сергей Вышинский, увлекающийся реконструкцией, возвращаясь с тренировки, попал… в средние века? в фентезийный параллельный мир? а вот и нет — в 1925 год, у границы СССР и Эстонии! Собственных познаний в истории ему явно не хватало, и он решил, что мир явно параллельный. Технических познаний тоже было недостаточно, так что прогрессировать он даже не пытался. Пытался заняться личным обогащением, организуя аферу с производством чернил… и в результате действительно организовал их производство, да ещё и мастерскую по изготовлению ручек в придачу. А доблестные советские спецслужбы тоже не дремали и смогли попаданца вычислить. Смогли ли отрывочные сведения, полученные от Вышинского, изменить историю, или же, напротив, привели её к исходному ходу событий, осталось неизвестно.
  • Александр Мазин:
    • «Римский цикл». Современные космонавты в Римской империи третьего века н. э.
    • «Варяг». Современный попаданец на Русь эпохи князя Владимира Святославовича.
    • «Викинг».
  • Александр Громов, «Запретный мир». Хитрый базарный торговец и туповатый спортсмен из России середины девяностых попадают в параллельный мир к дикарям медного века.
  • Инна Живетьева. «Стальное княжество». Компания современных российских подростков в «средневековом» мире. По мнению автора правки, лучшее описание реалий средневекового мира в попаданческой литературе. Никаких мэрисьюшностей! Сословная мораль, все ужасы рабства и рабовладения для проданных в него ГГ, из которого невозможно выкупиться… И всё это — глазами подростков 16-ти (около) лет. После этой книги автор правки про сплошных Марти Стью в попаданчестве читает со смехом.
  • Екатерина Некрасова. «Когда воротимся мы в Портленд». Однополая любовная история в поверхностных декорациях средневековой Руси. Финал открытый, но есть написанный по просьбам читателей сиквел с хэппи-эндом.
  • Далия Трускиновская, «Люс-а-Гард» — в мире победившего феминизма женщины недовольны недостаточной мужественностью своих мужчин, и отправляют хронодесантниц во времена Робина Гуда за лучшими генами.
  • Роман Злотников, цикл «Швейцарец» — попытка главного героя, который обрёл способность перемещаться во времени, нажиться на своих знаниях химика из будущего ни к чему хорошему не приводит: он продаёт важную химическую технологию немецким магнатам, в результате чего в войне выигрывает Третий Рейх, а дальнейшие попытки хотя бы сделать «как раньше» приводят к окончанию ВОВ для СССР то с большими потерями, то со значительными территориальными и политическими уступками, то с наступлением «весёлых» 90-х значительно раньше времени. И приходится герою методом проб и ошибок искать тот самый оптимальный путь, раз за разом переигрывая один сценарий за другим.
  • Дмитрий Емец, «В когтях каменного века» — благодаря стечению обстоятельств мальчик Вася провалился аж на десятки тысяч лет назад, где ему пришлось найти контакт с людьми тех времен и отыскать путь домой. А помогли ему в этом содержимое школьной сумки, базовые современные знания о мироустройстве и тренировки в секции по айкидо.

На других языках[править]

  • «Да не опустится тьма» (Лайон Спрэг де Камп, 1939). Попаданец в целом успешный: начинает он с внедрения прогрессивной «двойной записи» для бухгалтерского учёта, в целом полагается не на оружие, а на коммуникации, поэтому вершиной его инженерной мысли становится простейший телеграф из серии башен, позволяющий быстро передавать и получать информацию. Показана неоднозначность и социального прогресса — освобождённые колоны жгут виллу возлюбленной героя.
  • Станислав Лем в «Двадцатом путешествии Ийона Тихого» вдоволь поиздевался над темой попаданцев и человеческой историей.
  • «Чужестранка» и её продолжения за авторством Дианы Гэблдон. Поначалу героиня попадает из Англии времен ВМВ в Шотландию XVIII века, но в следующих книгах сначала возвращается в родное время, а потом проваливается уже в другое время.
  • Цикл «Эсминец „Уокер“» — экипаж американского эсминца из Второй мировой перемещается в параллельный мир, где эволюция пошла совсем по-иному пути. Там они обнаруживают дружелюбных разумных потомков лемуров, а также их врагов — кровожадных ящеров-гриков. Довольно скоро становится известно, что янки — далеко не первые люди в этом мире. Позже оказывается, что наш мир — не единственный, откуда туда попадают люди. Этот мир является своего рода «стоком», куда попадают представители параллельных миров. Наиболее яркий пример — Лига Триполи, члены которой прибыли из мира, где фашистские Франция, Испания, Германия и Италия объединились против всех.
  • «Видео с Иисусом» (Jesus Video) немецкого писателя Андреаса Эшбаха — тут примечательно, что само «попаданчество» происходит за кадром, а сюжет вращается уже в наше время вокруг поиска артефакта, оставленного попаданцем (того самого видео с Иисусом). Присутствует сатира на католическую церковь.
  • Вирджиния Хэнли. Любовный роман «Порабощённая». Девушка девятнадцатого века в древнем Риме.
  • Марк Твен, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» — автор знатно поиздевался над идеей прогрессорства задолго до того, как это стало мейнстримом.
  • Теа Бэкман, «Крестоносец в джинсах» — подросток из Голландии времён написания книги (ближе к концу 20 века) переносится в средневековье и присоединяется к детскому крестовому походу. Книга отличается множеством достоверных исторических деталей, недетской мрачностью с обилием смертей (впрочем, образованные люди и так знают, чем закончится поход) и вообще ближе к роману-учебнику, чем просто к приключенческой литературе.

Кино[править]

  • «Провал во времени» — японский армейский батальон попадает в прошлое, и с течением времени от него остался лишь один человек (причем это был третьестепенный персонаж).
  • «Иван Васильевич меняет профессию» по мотивам пьесы М. Булгакова «Иван Васильевич». В отличие от первоисточника, большая часть фильма оказалась сном.
  • «Первый рыцарь при дворе короля Артура» — подросток из бейсбольной команды попадает в Средние Века из-за ошибки мага в своём времени.
  • «Назад к рабству» — два афрофранцуза, попав в прошлое, стали рабами.
  • Дилогия «Мы из будущего» про молодых раздолбаев, попавших во времена ВОВ.
    • И фильм «Туман» с аналогичным сюжетом.
  • «Зеркало для героя», советский фильм 1987 г. — двое попаданцев на 40 лет назад, которые к тому же проживают день сурка.
  • «Крестовый поход в джинсах» — экранизация по мотивам Бэкман, сильно смягчённая и сокращённая по сравнению с оригиналом. Смертей куда меньше (хотя они и есть), главному герою даже удаётся изменить историю — чего и в помине не было в оригинале (впрочем, совершенно неясно, лучше ли нынешний вариант и что будут делать сотни детей вдали от дома, потеряв все идеалы, что их вели). Финал также изменён — вместо счастливого возвращения домой после месяцев в средневековье, герой, едва вернувшись, бросается обратно спасать свою возлюбленную.

Телесериалы[править]

  • «Чужестранка», экранизация романов Гэблдон.
  • «Жизнь на Марсе» — полицейский из 2003 попадает в аварию и переносится в 1973. И ещё и возмущается: почему не 88-й!
  • А также его русская адаптация «Обратная сторона Луны».
  • «Алые сердца Корё» и ещё ворох корейских и китайских дорам, где героиня попадает в придворный гарем.

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Ouke no Monshou. Сёдзё манга, считающаяся родоначальником всего жанра Исекай и повествующая о девушке, попавшей из современности в Древний Египет. Выходит с 1976 года по сей(!) день. Адаптации в виде аниме не имеет.
  • Oda Nobuna no Yabou. Один из редких примеров «попаданцев во времени» в аниме. ОЯШ внезапно переносится в альтернативную Японию XVI века и чудом спасается от гибели на поле боя, после чего берет имя падшего спасителя Тоётоми Хидэёси и идет служить Оде Нобуне (девичьей версии Оды Нобунаги — здесь почти все исторические личности того периода представлены девушками, так что, формально, всё-таки параллельный мир). В активе у героя знание игры, описывающей тот же мир — и даже после того, как он меняет историю к лучшему и лишается чудесной силы предвидеть события (такого варианта не было не только в истории, но и в игре — история становится действительно альтернативной со спасением и присоединением Сайто Досона к силам Нобуны), он проявляет себя вдумчивым тактиком, талантливым переговорщиком и не боится перечить вспыльчивой Оде Нобуне, чье упрямство и жестокость он постепенно смягчает.
  • «Трудности выживания старшеклассницы в период Сэнгоку» — главная героиня, попав в эпоху в Сенгоку Дзисай, просто пытается выжить в эту японскую Смуту без малейшего прогрессорства.
  • Zipang — японский экипаж ракетного эсминца «Мираи» попадает из XXI-го века прямиком в разгар войны на Тихом океане. Экипаж «Мираи» не горит желанием менять историю, но всё же некоторое влияние на ход событий они поневоле оказывают.
  • Konpeki no Kantai — а здесь попаданцем становится аж целый адмирал Исороку Ямамото. После своей гибели в апреле 1943-го он просыпается на борту японского крейсера «Ниссин» аккурат после Цусимского сражения, и решает помочь своей стране выиграть будущую войну. Кстати, Ямамото здесь такой не один: вместе с ним в прошлое попал ещё и адмирал Дзисабуро Одзава, который стал союзником Ямамото в деле изменения истории. Возможно, были и другие попаданцы. Или события Zipang также связаны с этим произведением. Заканчивается всё грандиозной победой Японской империи и полным разгромом США, СССР и Третьего рейха впридачу.

Визуальные романы[править]

  • «Бесконечное лето» — в хорошей концовке рута Лены Семён не смог предотвратить крах СССР (да он и не ставил перед собой такой цели), но даже «программу-минимум» — «подняться» в девяностые, используя своё послезнание — он выполнил на троечку с минусом: хорошо хоть жив остался. Тем не менее, в конце-концов стал знаменитым писателем-фантастом и прожил долгие годы в счастливом браке с любимой женщиной.

Примечания[править]

  1. Рекомендуется к прочтению рассказ Шукшина «Срезал». Многие ли «блатные словечки» сегодняшний читатель воспримет как блатные словечки? А в остальном говорили почти так же. Но вот совсем далёкие предки говорили уж явно не так.
  2. Смотря в какое время. Скажем, Холмс всё ещё ширялся вполне легально, хотя Ватсон уже понимал, что это бяка, и безнадёжно пытался его от этого отвадить.
  3. Ну, это как сказать — в пользу немцев там было только более глубокое продвижение на центральном направлении и переход битвы за Москву в оборону непосредственно города. А вот насколько на пользу немцам пошли провальные попытки одной левой, то есть одной группой Клейста окружить Киев и, как следствие, отсутствие значительного продвижения на восток от Днепра… Шосткинский пороховой, Харьковский паровозостроительный, Ворошиловградский патронный, Новочеркасский артиллерийский заводы передают немцам весьма пламенный привет. Кстати, откровенно не помню, что там с Ленинградом было — окружили, или ЛКЗ, 174-й танкостроительный, Шлиссельбургский пороховой и артиллерийский «Большевик» присоединяются к приветствиям?
  4. В продолжении подтверждается, что это параллельный мир.