Незнайка/Приключения Незнайки и его друзей

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Приключения Незнайки и его друзей» (1954 г.) — первая книга из трилогии Николая Носова про Незнайку.


Персонажи[править]

  • Соседи Незнайки по дому на улице Колокольчиков в Цветочном городе:
    • Знайка, резонёр и очкарик, самый умный и образованный: знаток практически всех естественных и некоторых гуманитарных наук, математик, археолог, инженер-проектировщик, сумел с ходу вникнуть в новые для него идеи товарно-денежных отношений, экономики и капитализма, да к тому же обладает изрядной практичностью и здравым смыслом. Профессионально занимается летательными аппаратами: в «Приключениях…» руководил постройкой воздушного шара, в «На Луне», раздобыв антигравитационный артефакт, вместе со специалистами из Солнечного города спроектировал космический корабль. А потом ещё один, без артефакта. Он ещё и астроном-планетолог — разносторонний талант! В некоторых специализированных областях уступает другим (Винтику и Шпунтику в сумрачной технике, Пилюлькину в медицине), зато у него замечательно получается руководить и координировать несколько дюжин таких специалистов.
    • Доктор Пилюлькин. Нередко изображается в пенсне. По современным представлениям — какой-то маньяк, который вместо того, чтобы облегчать страдания больного, делает наоборот. В диалоге с Медуницей сам подчёркивает: специально лечит исключительно жгучим йодом и противной касторкой (которая к тому же ещё и слабительное) — чтобы жизнь мёдом не казалась в воспитательных целях, чтобы пациенты впредь опасались заболеть или травмироваться. Как ни странно, помогает (в смысле лечения, и то далеко не от всего, с воспитанием как-то не ладится), но вот удовольствия от лечения никакого. Это при том, что в том сеттинге есть и безболезненные средства лечения, ничуть не менее эффективные. Ещё он всех пытается строить, как будто он всем папа. Это терпят, потому что он один умеет в медицину.
      • Во второй книге он угрожает Незнайке привязать его к кровати и дать на ночь касторки. Представляете? Дать на ночь слабительного и привязать, лишив возможности бегать в туалет! Что за садизм, товарищ Носов?
      • Вопреки своему имени, этот доктор никогда не использует в лечении пилюли.
      • Однако следует заметить, что смертность в сеттинге отсутствует, как и длительные заболевания. Так что дело своё Пилюлькин явно знает.
        • В советском мультфильме «Незнайка учится» после аварии газированного автомобиля наложил на Незнайку гипс и вывез его на воздух в кресле-каталке. То, что у Пилюлькина был гипс и кресло-каталка, намекает на то, что такие длительные заболевания, как переломы, в сеттинге есть. Да и в книге он говорил: «Удивительное дело! Все кости целы…» Значит, как минимум о переломах знает.
          • И то, что у Пилюлькина есть градусник (Незнайка даже нарисовал ему этот градусник вместо носа), говорит о том, что в сеттинге возможна повышенная температура, а это серьёзный риск для здоровья.
        • Смертность отсутствует? Не скажите. В третьей книге во время ограбления лунного банка погибли все его служащие, кроме кассира, и несколько полицейских.
    • Механик Винтик с помощником Шпунтиком. Жестянщики, промышляющие разным шизотехом: как-то собрали автомобиль на газировке (газ же выделяется? выделяется! давление создаёт? создаёт! ну, и что ещё надо?).
      • Каждый из этих двоих каждое утро делает зарядку. За остальными такого не замечено, хотя Цветик написал стишок-пропаганду утренней зарядки для всего своего города.
    • Пончик, который профессии не имеет, а отличается от других коротышек тем, что обжора. В собственно «Приключениях» он не играет заметной роли в повествовании. В «На Луне» он нечаянно угнал лунную ракету (по изначальному плану они с Незнайкой только хотели пробраться на борт зайцами) и добивался в лунном обществе успеха с помощью инновационного бизнеса (добычи соли). К сожалению для него, лунные коротышки не знали не только пищевой соли, но и патентного права, так что рынок быстро захватили промышленные магнаты, а предприятие самого Пончика обанкротилось.
      • В адаптации Виктора Запаренко («Книга-игра с Незнайкой») Пончик — повар, чем и объясняется его толстое пузо. Профессия такая.
    • Охотник Пулька, у которого были маленькая собачка Булька и ружьё, которое стреляло пробками.
      • Автор умалчивает, на кого Пулька мог охотиться и почему его собачка меньше насекомых, которые в сеттинге сопоставимы по росту с коротышками. В адаптации Виктора Запаренко Пулька — охотник как раз на насекомых, а Пончик — мастер их готовить.
      • На некоторых иллюстрациях Булька и сам изрядно насекомовиден — во всяком случае, с перепончатыми крыльями, как у осы или мухи, — но при этом голова и хвост у него вполне собачьи.
    • Художник Тюбик. Творец с большой буквы, очень раздражается от необходимости страдать конъюнктурщиной. Немного лицемер: над карикатурами Незнайки на товарищей смеялся, но на собственный «портрет» обиделся. Впрочем, все остальные повели себя так же.
      • Как раз Тюбик не смеялся над чужими портретами — он их увидеть не успел, так как пришёл последним. Не считая Гуньки, портрет которого Незнайка другим не показывал.
      • Запомнился фразой «это не портрет, а бездарная, антихудожественная мазня». В отношении своего портрета, нарисованного Незнайкой, но выражение пошло в народ и в отношении других творений МТХ.
    • Музыкант Гусля. Вопреки имени, играть умеет вообще на любых инструментах (хотя предпочитает всё равно струнные). Реально божественный музыкант, но при этом из рук вон плохой педагог.
    • Сахарин Сахариныч Сиропчик — ещё более толст, чем Пончик, но охоч не до еды, а до газировки (ему бы у Пилюлькина провериться на диабет). Настаивает, чтобы к нему обращались по имени-отчеству, на просто «Сиропчика» обижается, но и сам с другими предельно вежлив. Род занятий неизвестен.
    • Авоська и Небоська — два брата-акселерата. Как следует из имён, отличаются пофигистичным характером, но при этом любят и умеют работать руками. Точнее, умеют не особо, но под чьим-либо мудрым руководством действительно многое могут.
    • Ворчун, Молчун и Растеряйка — жители той же коммуны, чьи личности исчерпывающе описываются именами.
  • Другие жители Цветочного города:
    • Гунька с улицы Маргариток, приятель Незнайки.
    • Его подружки Мушка и Кнопочка. Вторая стала парой Незнайки во второй части и эффектно отшила его в финале.
      • В мультсериале «Незнайка на Луне» Ромашка вместо Кнопочки становится парой Незнайки, а Мушка вздыхает по Пончику. Блестящий неканон.
    • Поэт Цветик (псевдоним; наст. имя Пудик) с улицы Одуванчиков. Склонен к конъюнктурщине, но когда не спешит выдать актуальные вирши на злобу дня, проявляет себя как вполне дельный поэт.
    • Стекляшкин — астроном и оптик, сам себе сконструировавший подзорную трубу и множество увеличительных стёкол. Настолько крут, что может смотреть на Солнце в телескоп и не слепнуть.
    • Топик, Микроша, Ромашка и Маргаритка — персонажи второго плана, которые появляются при изготовлении и запуске воздушного шара.
  • Жители (точнее, жительницы, поскольку вся мужская часть населения ушла в Змеевку) Зелёного Города:
    • Медуница — главный врач города. Царица и богиня в своей больнице, которая одновременно и место заключения. Аналог доктора Пилюлькина в Зелёном городе. С ним и танцует на балу.
    • Синеглазка — первая красавица города и негласный местный лидер. В оппозиции с Медуницей. Подруга Незнайки и рупор авторских идей. Сидела у постели Незнайки, простила ему удар линейкой по лбу, организовала сбор урожая, успокоила Незнайку после его впадения в ГЭС и вправила мозги его товарищам. Незнайка так и не написал ей письмо, хотя в последней книге он клялся, что сделает это, если доживёт.
      • В мультсериале её непонятно зачем сделали помешанной на правилах этикета, из-за чего Незнайка быстро разрывает с ней отношения. Вопиющий неканон.
    • Снежинка — лучшая подруга Синеглазки. Завидует её красоте и пытается поделить с ней Незнайку. Организовала бал по случаю сбора урожая и полного воссоединения отряда Знайки. На балу демонстративно танцует со Знайкой.
    • Ласточка и Кисонька — аналог Бобчинского и Добчинского. Разносят по городу сплетни, играют на руку Медунице, в оппозиции с Синеглазкой.
    • Подружки Синеглазки: Белочка, Заинька, Стрекоза, Галочка, Ёлочка, Маргаритка, Кубышка.
    • Поэтесса Самоцветик, пишущая стихи на самые разные темы по единому шаблону. Страдает «звёздной болезнью», уверена, что ей всё можно, в том числе проходить к художнику без очереди и указывать ему, как рисовать портрет. Изобрела новый стандарт красоты, похожий на аниме — очень большие глаза, маленькие нос и рот, волосы словно из чистого золота. Её почитательницы тут же принялись единодушно заказывать Тюбику портреты по этому стандарту, и художник, махнув рукой на реалистичность, вырезал трафарет, по которому и начал делать, как он сам выразился, «халтуру».
  • Жители Змеевки:
    • Бублик — шофёр. Единственный нормальный человек во всём городе.
    • Шурупчик — изобретатель, помешанный на мороженом и безопасности.
    • Смекайло — писатель, не написавший ни одной книги и прославившийся попытками подслушивать чужие разговоры через прослушивающее устройство, которое очень легко обнаруживалось.
    • Гвоздик — хулиган, который перевоспитался после привлечения малышками к общественно полезному труду.

Сюжет[править]

Незнайка постоянно влипает в разнообразные неприятные или попросту глупые ситуации из-за собственной необразованности или бездарности. Нет, на самом деле он очень неглупый коротышка и уж точно умнее, чем думают о нём товарищи… Но он пытался рисовать[1], играть музыку, сочинять стихи — и всё получалось очень плохо, потому что он учился «чему-нибудь и как-нибудь», причём обычно бросал всё после первой же неудачи. И по сей день если кто-то кропает (или ещё и с гордостью зачитывает/публикует) незапланированно-комичные, МТАшные стишки — нередко цитируют аудиоспектакль и мультсериал об этом же персонаже: «Я поэт, зовусь Незнайка, от меня вам балалайка».

  • Впрочем, реакция окружающих на живопись Незнайки показывает, что талант художника-карикатуриста у него безусловно есть (что важно: несмотря на абстрактность портрета, все зрители безошибочно опознавали всех изображенных). Да и в остальных областях все не так плохо (кто не верит - попробуйте взять в руки какой-нибудь духовой музыкальный инструмент и сходу извлечь из него хоть какие-нибудь звуки).

Он сел за руль автомобиля, не умея им управлять, подёргал за всё, что попадалось под руку, и конец было немного предсказуем. Он вместе с другими коротышками полетел на воздушном шаре, разбился и попал в Зелёный город. Там жертвы кораблекрушения оказались в больнице, где доктор Медуница пользовала всех мёдом. Там коротышки из Цветочного города познакомились с жизнью своих сородичей в других местах. В итоге всех многочисленных перипетий Незнайка остро осознал своё несовершенство, стал дружить с малышками, принимать участие в общественном труде и учиться красиво писать.

Тропы и штампы[править]

  • Аллюзия — поведение Незнайки в Зелёном городе похоже на поведение Хлестакова в гоголевском «Ревизоре». Подробнее здесь.
  • Да она красавица! — после приглашения на бал «Гвоздик был в чистенькой рубашке, умытый, причесанный. — Вот теперь вы хороший малыш. Вам, наверно, самому приятно быть таким нарядным и чистеньким».
  • Вандальные усы: когда Незнайка рисовал коротышек, то он Торопыжке нарисовал хвост, доктору Пилюлькину — градусник, а Знайке — ослиные уши.
  • Воздушный шар — коротышки отправляются на нем в путешествие.
  • Войти через окно — инверсия, Незнайка сбежал от доктора Пилюлькина выпрыгнув в окно. Позже происходит ещё одна инверсия: уже сам Пилюлькин сбегает от доконавшей его своей авторитарностью Медуницы через окно больницы. Шутка-бумеранг? Или простое совпадение?
  • Две девушки и парень — когда Незнайка попал в Зелёный город, его спутницами стали две малышки, Синеглазка и Снежинка. Когда Незнайка сблизился с Синеглазкой (её чувства были намного глубже, и инициативы по сближению она проявила намного больше), Снежинка демонстративно сблизилась со Знайкой и даже танцевала с ним на балу.
  • Женщины мудрее — когда вскрылась ложь Незнайки, малыши начали напропалую травить его и в конце концов довели до слёз. И лишь малышки помогли бедолаге примириться с товарищами.
  • Загар не виден — возвращение коротышек в Цветочный город. «Знайка и его товарищи так загорели от долгих странствий, что сначала их никто не узнавал». На иллюстрациях загара нет, всех узнать легко.
  • Заклятые друзья — Незнайка и Гунька. «С Гунькой Незнайка мог болтать по целым часам. Они двадцать раз на день ссорились между собой и двадцать раз на день мирились». Причём именно из-за Гуньки Незнайка внезапно захотел вернуться домой, и оба были очень рады снова увидеть друг друга. «Гунька взвизгнул от радости и бросился к Незнайке, а Незнайка побежал навстречу ему. Приятели чуть не столкнулись лбами и остановились посреди улицы. Гунька с гордостью и любовью смотрел на своего друга, ставшего знаменитым путешественником, а Незнайка смотрел на него с виноватой улыбкой. Так они долго стояли, разглядывая друг друга, и от волнения не могли сказать ни одного слова. Потом они крепко обнялись, и слёзы закапали из их глаз. Вот так встреча была!»
  • Краснобай — Незнайка вечно придумывает разные небылицы. Сам поверил, что на Землю летит кусок Солнца, и даже заставил поверить других.
  • Круто, но непрактично: в Зелёном городе так чисто подметают улицы, что даже на тротуарах стелят красивые половички. В результате по тротуарам невозможно ходить, не вытерев ноги (а где их вытирать на улице?) Да и зачем в городе тротуары, если там всего один автомобиль, от которого все могут отойти в сторону по его звуковым сигналам?
  • Лишние нолики. Когда Бублик повёз Винтика и Шпунтика из Змеевки в Зелёный город и задержался там, а вслед за ним исчез Шурупчик, поехавший узнать, в чём дело, жители Змеевки стали придумывать истории про поселившихся на дороге Бабу Ягу, Кощея или трёхголового дракона. И каждый раз, когда один малыш рассказывал другому про этого дракона, он добавлял тому одну голову. Дошло до того, что дракон стал стоголовым.
  • Ложная дихотомия выбора: ситуация с половичками на тротуарах (см. немного выше). Хозяева просят прохожих не ходить по этим половичкам (зачем тогда вообще там тротуары?) или тщательно вытирать ноги (а где их вытирать на улице?) Почему-то никому не приходит в голову простое решение: переходя с улицы на половички, снимать обувь! И снова надевать, сходя с тротуаров.
    • Понятно, что обувь — часть наряда, но судя по иллюстрациям, отношение к ней в Зелёном городе немного ненормальное. Малышки никогда не разуваются и ходят в одной и той же обуви с утра до вечера, на улице и дома. Может быть, даже и спят в ней. Примерно такое же отношение к обуви в Америке и в Австралии, но едва ли с этим был знаком автор.
  • Мальчиковое имя: все коротышки с именами на «-ик» — малыши, и только Самоцветик из Зелёного города — малышка. С чего бы вдруг ей такое имя или такой псевдоним?
    • Даром что ВСЕ остальные имена малышек Зелёного города кончаются буквой «а».
    • В фанфиках иногда малышкой и подружкой Винтика оказывается Шпунтик. Все принимают эту пару за двух малышей в связи с их одеждой, а имя можно склонять (перед всеми) и не склонять, как Самоцветик (наедине).
  • Микротрещины в канве: почему Синеглазка в 21-й главе «синеглазая», если в 11-й и в 20-й она «голубоглазая»?
    • Необузданные догадки/Восторг у холодильника: под влиянием сильных позитивных эмоций от созерцания портрета героини (и других последних событий) её глаза сменили цвет на исходный, по которому дано имя. А голубыми они стали под влиянием сильных негативных эмоций от ухода мужской половины населения из Зелёного города.
  • МТА:
    • Незнайка сочинял вирши в стиле великолепная пошлость/нарочито плохо/так плохо, что уже хорошо: «Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный». Реакция обиженного персонажа: «Никакого утюга я не глотал — ни холодного, ни горячего!»
    • Поэтесса по имени Самоцветик из Зелёного города ничуть не лучше — сочиняет однотипные стишки про насекомых, заканчивающиеся призывом то «книжку почитать», то «платье зашивать». Это такая же карикатура на штампованные произведения «пролетарских поэтов», как и Ляпис-Трубецкой со своим Гаврилой у Ильфа и Петрова.
    • Винтик и Шпунтик в Змеевке встретили писателя Смекайло, который владел звукозаписывающим устройством, под названием «бормотограф» (диктофон (габаритами напоминающий рацию Штирлица) и пытался «придумывать» сюжеты путём подслушивания чужих разговоров. Смекайло несколько раз пытался оставлять бормотограф в домах коротышек, к которым ходил в гости, дабы узнать, что те говорят о нём. Однако коротышки всегда догадываются о присутствии бормотографа и назло Смекайле начинают издавать смешные или неприятные звуки, которые Смекайло вынужден потом прослушивать. Смекайло этим недоволен, однако мысль о том, что его действия являются вторжением в личную жизнь, ему в голову не приходит. Винтик со Шпунтиком, ребята, в общем-то неглупые, ничего неприличного тут тоже не видят. При расставании Смекайло сообщает, что будет использовать бормотограф впредь, но теперь, наученный горьким опытом, будет оставлять его не в домах, а под окнами.
  • Музыкальный символ — «В траве сидел кузнечик» («Но вот пришла лягушка…») на слова Цветика (её поют в предпоследней главе, «На балу»). В том или ином виде присутствует в большинстве адаптаций.
  • На мальчика-девочку рассчитайсь! — на балу в честь сбора урожая каждый малыш находит себе малышку в пару и танцует с ней. В частности, доктор Пилюлькин танцует с доктором Медуницей, толстый Пончик — с пухленькой Кубышкой, Незнайка — с Синеглазкой (правда, эти танцевали недолго, так как Незнайка и этого не умеет), Знайка, сюжетный оппонент Незнайки — со Снежинкой, соперницей Синеглазки в борьбе за дружбу с «главным».
    • Жаль, что автор не показал, с кем танцевали перевоспитавшийся хулиган Гвоздик и комично-самоуверенная поэтесса Самоцветик. А что, если… друг с другом?
  • На тебе! — в начале книги малышки не дружат с малышами, а Зелёный город и Змеевка вообще сегрегированы по половому признаку. Этим автор намекнул на раздельное обучение мальчиков и девочек в годы написания повести.
  • Назван в честь цветка:
    • Поэт Цветик. С прикрученным фитильком, потому что псевдоним.
    • Врач Медуница носит имя не абы какого цветка, а лекарственной травы, так что её имя ещё и говорящее.
    • В Цветочном городе все улицы названы в честь цветов.
    • Ромашка из Цветочного города и две Маргаритки: одна из Цветочного города, другая из Зелёного.
  • Не носит униформу — аверсия: Пилюлькин постоянно в белом халате.
  • Необузданные догадки — здесь.
  • Одинаковые имена — как в Цветочном городе, так и в Зелёном городе есть своя Маргаритка. У первой эпизодическая роль перед началом воздушного путешествия, у второй — после его окончания (удара воздушного шара о землю).
    • Единственное совпадение имён во всём сеттинге, а заодно и единственное «почти человеческое» имя в нём же. Хотя, конечно, дано оно не по сходству с именем Маргарита (по-гречески «жемчужина»), а в честь цветка маргаритки.
  • Оздоровительная порка — Незнайка за всё свое безудержное хвастовство огрёб по полной программе. И после беспощадных дразнилок, а также презрительных замечаний даже от Синеглазки, как раз и начал вести себя с достоинством. В частности, именно ей честно признался на балу, что вовсе не умеет танцевать. Признаться, что почти безграмотный, не осмелился, да зато после возвращения начал усиленно учиться и, по сути, даже перестал быть «незнайкой».
  • Окозлиться — Пулька во время лечения: за то время, что он провёл в больнице, его характер явно испортился. Со всеми спорил, требовал несуществующие блюда, издевался над медсёстрами и даже замахивался на них костылём. Впрочем, как только выписался, весь козлизм испарился.
  • Откровение у холодильника — не все замечают, что каков ни был Незнайка, но и Знайка тоже не идеален. Не сделал, например, себе нормальную мебель для книг, хотя не мог не прочитать в этих же книгах о мебели (и да, ему было стыдно).
    • Незнайка на балу встал в пару с Синеглазкой, но танца у них не получилось, потому что Незнайка совсем не умеет танцевать. А остальные малыши, получается, умеют! Кто их учил — музыкант Гусля? Ведь профессии большинства из них к танцам не располагают.
    • Когда автор пишет, что Незнайку так называли, потому что он ничего не знал, автор сам себе противоречит. Незнайка не знал, какое занятие найти себе по жизни, и уступал остальным коротышкам в образовании, но этого мало для слова «ничего». Например, читатели видят, что Незнайка знает родной язык и основы культуры, знает грамоту, хотя и пишет печатными буквами, а ещё знает, что ботинки надо надевать на ноги, а шляпу на голову. И (что явный показатель интеллекта) знает, как завязывать на ботинках шнурки!
  • Переименованный In Translation — в английском переводе Синеглазка стала Васильком, а Медуница — Жимолостью. В случае с Медуницей причина в говорящем имени: по-английски слово «lungwort» не ассоциируется с мёдом, так что переводчик выбрал цветок «honeysuckle».
  • Поверил в собственную ложь — это ж надо было придумать, что на Землю падает кусок Солнца! «Я ведь и сам поверил!». (О том, что солнечный свет — это буквально куски Солнца (ну очень мааааленькие кусочки), он, разумеется, знать не мог.)
  • Поднял уровень доброты — Гвоздик из отпетого хулигана стал прилежным работником, а поведение Ворчуна и вовсе перестало соответствовать имени.
    • Возможно, Гвоздику действительно нужно было постоянно работать руками, как он сам объяснил малышкам.
    • А Незнайка бросил обижать малышек и даже поспособствовал полному прекращению подобных безобразий во всём Цветочном городе.
  • Примазаться к достижению — при изготовлении воздушного шара от Незнайки было мало толку, но в Зелёном городе этот коротышка наврал малышкам с три короба о том, что без его гениального ума никто бы не смог палец о палец ударить, а Знайку, которому и принадлежала заслуга проектирования шара, изобразил не шибко умным трусишкой. Кончилось, как это бывает, изобличением и травлей (впрочем, малышки смогли приструнить не в меру ехидных малышей).
    • Вопрос на засыпку: неужели никого их малышек не смутил тот факт, что так называемого изобретателя воздушного шара и просто «дофига гения» зовут Незнайка? Тем более, что, когда тот же Ворчун поднял уровень доброты и представился малышкам, очарованным его улыбкой, они подметили, что его имя совершенно ему не подходит.
  • Сочиняет слова — Незнайка: «Рвакля! Это когда что-нибудь рвут, вот и получается рвакля!». До этого как рифму к слову «пакля» придумал ещё и слово «шмакля», но не придумал, что это означает. Впрочем, отмазка у него железная: рифму надо придумать, хоть убейся, слова «сакля» он не знает (ибо был бы анакосмизм полнейший), а «хренакля» (или словцо покрепче) из анекдота, обстёбывающего этот момент в книге — это для бардов, а не для поэтов. А такие рифмы, как «так ли» или «спектакли» или «тентакли», для детской книжки слишком сложны.
    • Мог бы вспомнить слово «капля» (Цветик про него тоже не подумал). Но уж очень рифма неточная. Зато анаграмма!
    • Впрочем, ему только-только объясняют понятие рифмы, поэтому и он сам может представить себе только абсолютно чистый и простой пример, и Цветику ещё рано грузить его рифмами типа «так ли я» — они сложны не только для книжки, то есть для читателей, но и внутривселенски, то есть для героя на данный момент его обучения.
  • Техническое порно — раскрыты темы постройки воздушного шара и селекции арбузов.
  • Ты и вы — все малыши и малышки в Цветочном городе друг с другом на «ты», в Зелёном городе и Змеевке — на «вы», а на «ты» только изредка переходят.
  • Ужасный музыкант — Незнайка, который постоянно просил всё более громкие инструменты, а когда добрался до трубы (в мультфильме превратившейся в тубу), его погнали из города. Причём до него так и не дошло, что он — ужасный музыкант…
  • Украшения для волос — малышки в косы вплетают ленточки, а на голове носят бантики. Как и многие девочки из целевой аудитории произведения.
  • Цвета зловещей радуги — с прикрученным фитильком. Протагонист одет ярко, но он всё-таки не злодей, а просто трикстер и социопат, доставивший немало головной боли соседям.
  • Читает с трудом — Незнайка читает по слогам.
  • Шизотех — творения Шурупчика из Зелёного Города, в частности, восьмиколёсный паровой автомобиль с фисташковым охлаждением. По словам Шурупчика: «В задней части машины имеется приспособление для стирки белья. Стирка может производиться во время движения на любой скорости. В спокойном состоянии, то есть на остановках, машина рубит дрова, месит глину и делает кирпичи, а также чистит картошку».
  • Шовинизм в форме сексизма — во все поля и с обеих сторон. И если разнополые коротышки из Цветочного города хоть как-то уживались между собою, то в Зелёном городе дело однажды дошло до полного разрыва: малыши оттуда ушли в полном составе и основали собственный город — Змеевку. Собственно, сюжет повести и строится в немалой степени на преодолении персонажами своих сексистских взглядов.
  • Эффект Незнайки-художника — тропнеймер. Всех коротышек Незнайка изобразил в нелепом виде, и они смеялись над чужими портретами, но страшно обижались на свои, даже рвали их и надевали Незнайке на голову. «Это Пончик? Бу-га-га, жиртрест, скоро лопнешь! Это Знайка? А-ха-ха, учёный-осёл! А это кто? Я? Снимай портрет, а то получишь!».

Адаптации[править]

  • Кукольный мультсериал «Приключения Незнайки и его друзей» (1972 г.). Вывих мозга, но в остальном вполне приличная адаптация, несмотря на сильные сокращения, особенно под конец (Змеевка вообще не засветилась).
    • Именно здесь, а вовсе не в книге, звучит стишок «Я поэт, зовусь я Цветик, от меня вам всем приветик», равно как полуэпигонство-полуплагиат Незнайки «Я поэт, зовусь Незнайка. От меня вам — балалайка».
    • Знаменитая песенка на музыку Владимира Шаинского «В траве сидел кузнечик» с повтором строк по образцу «Резиновой Зины» А. Барто или позднего «Прекрасного далёка» и навязчивым припевом про «представьте себе». Это такой вынос мозга и музыкальный триппер, что «в кузне травел сидечик» — самое безобидное, что после этого остаётся в голове. (А ещё и визуальный ряд байки главного героя о его путешествии на воздушном шаре). Вторая серия, «Незнайка-музыкант», состоит из неё чуть менее, чем полностью — песню пели 15 минут практически без перерыва, и даже актёры озвучки вставили в серию фразу «Сколько же раз можно?!» А еще эта песня повторяется при начале каждой новой серии и внутри некоторых других. В книге повторяются только третьи и шестые строки каждого из двух куплетов, да и поют её лишь под конец, а не лейтмотивом.
    • Бисёнэн — здешний Цветик. Просто посмотрите на эти ресницы и послушайте этот голос.
  • «Книга-игра с Незнайкой» Виктора Запаренко, впоследствии первая часть первой «Большой книги-игры». С большими дополнениями сеттинга (в основном блестящий неканон), набором интересных детских заданий и встроенной настолкой «кинь-двинь».
    • Некоторым персонажам Запаренко дал профессии, которые в каноне не были заявлены. Пончик у него повар, Торопыжка — трубочист, Авоська — почтальон (Небоськи в адаптации нет), Молчун — сапожник, а Незнайка, вот не поверите… милиционер. Который целыми днями шатается без работы и мечтает профессию сменить, но смена профессии и в каноне трудно осуществима. Мог бы следить, чтобы малыши не обижали малышек… когда бы сам этим не занимался.
  • «Незнайка учится» (по фрагментам повести) 1961 гг. В той же стилистике, что и «Винтик и Шпунтик — весёлые мастера» (1960 г.)
  • Диафильмы «Приключения Незнайки» (цветной) и продолжение «Воздушное путешествие Незнайки и его товарищей» (черно-белый) 1954 и 1957 гг., художник Л. Владимирский. Тут Незнайка носит тюбетейку, а не знаменитую шляпу.
  • Набор открыток тоже Л.Владимирского, тоже 1957 г. Тут уже главный герой одет, как его многие представляют.

Примечания[править]

  1. Возможно, это выпад в сторону экспрессионистской живописи. Прошёлся же Носов по абстракционизму в «Незнайке на Луне»!