Примазаться к достижению

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Бык с плугом на покой тащился по трудах;

А Муха у него сидела на рогах,

И Муху же они дорогой повстречали.

«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.

А та, поднявши нос,

В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»

От басни завсегда

Нечаянно дойдешь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

«Мы сбили! Мы решили!»

»
— Басня "Муха"
« Мы пахали — я и трактор »
— Суть тропа
« Над хвастунами хоть смеются,
А часто в дележе им доли достаются.
»
— Крылов «Заяц на ловле»

Злодей повержен, справедливость восторжествовала, герои ликуют. Стоп-стоп, а кто это там громче всех кричит, как он из кожи вон лез, чтобы приблизить этот момент? А, да это ж хозяин постоялого двора, у которого герои разок отдохнули в пути. Помнится, он ещё содрал с них за ночлег немалые деньги

Известно, что ничтожествам нравится считать себя выдающимися, а ещё больше им нравится, когда так считают окружающие. Но поскольку ничтожество на что-то стоящее не способно, остаётся один выход — находить тех, кто чего-то достиг, становиться рядом и изображать, что ты тоже причастен к их победам. Авось поверят.

В запущенных случаях персонаж пытается выдать свой несуществующий вклад за решающий. В самых запущенных ему хватает наглости приписать все заслуги себе, а остальные персонажи как будто ни при чём. Если прокатывает, то вся слава достаётся не тому.

С прикрученным фитильком — персонаж всё-таки немного (ключевое слово) помог делу. Порой более деятельные герои рады и тому, что он хотя бы не мешал.

В художественных произведениях примазавшийся хвастун обычно либо вскоре изобличается и выставляется на посмешище, либо его изначально никто не воспринимает всерьёз. В реальной жизни бывает и по-другому: некоторые люди на примазывании к чужим успехам выстраивают себе репутацию и имеют от этого профит годами.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Сказка про то, как лиса и воробей пшеницу сеяли. Фактически работал один воробей, а лиса отлёживалась за холмом под предлогом: «Небо падает, поддержать надо!». А в итоге забрала себе большую часть урожая: у меня-де работа труднее была!
  • «Wojsko Polskie Berlin brało, a Radzieckie — pomogało
  • То ли байка, то ли правда: при подписании капитуляции Германии Вильгельм Кейтель, увидев французских представителей, вопросил: «А что, эти тоже нас победили?!»[1]
  • Анекдот про водовоза и лошадь: «Народ, я воду привёз. — ТЫ привёз?!»

Театр[править]

  • «Дракон» Евгения Шварца — Бургомистр же!

Литература[править]

  • Иван Дмитриев, басня «Муха». Бык с плугом на покой тащился по трудах, а Муха у него сидела на рогах И на вопрос другой мухи «Откуда?» гордо ответствовала: «Мы пахали!»:
  • Гуси из басни Крылова. «Да наши предки Рим спасли!». Потянет на русскоязычный кодификатор. А ещё — его же «Муха и Дорожные», про муху, которая то так, то этак вилась над увязшим экипажем, сожалела о том, что она одна тут работает и никто её ценных указаний не слушает, а когда лошади таки вывезли — приписала все заслуги себе. Его же «Заяц на ловле», который получил кусок медвежьего ушка за «участие» в охоте на медведя.
  • А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила» — Фарлаф провозгласил себя спасителем Людмилы, убив для этого Руслана. Был разоблачён и отделался позором.
  • Николай Некрасов, «Железная дорога». «Ваня (в кучерском армячке) Папаша! кто строил эту дорогу? — Папаша (В пальто на красной подкладке) Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!» С прикрученным фитильком, потому что без руководства и управления простые рабочие много бы не настроили.
  • Шолохов, «Поднятая целина» — Дед Щукарь разъясняет приезжему активисту, кто главный коммунистический деятель на хуторе. «Прослыхал я, бабы колхоз громят и вас за хлеб дерзают: „Ну, — говорю сам себе, — пропадешь ты, Щукарь, ни за понюшку табаку!“ Ить бабы все до одной знают, что только мы с вами, товарищ Давыдов, со дня революции на платформе и что мы и сочинили в Гремячем колхоз и Титка раскулачили. Кого им перво-наперво надо убивать? Ясное дело — меня и вас!»
  • Агния Барто, стихотворение «Володин портрет». «Герой» стихотворения — скорее просто позёр, чем рыба-прилипала, но его можно воспринимать и так.
  • Николай Носов, «Приключения Незнайки и его друзей» — при изготовлении воздушного шара от Незнайки было мало толку, но в Зелёном городе этот коротышка наврал малышкам с три короба о том, что без его гениального ума никто бы не смог палец о палец ударить, а Знайку, которому и принадлежала заслуга проектирования шара, изобразил не шибко умным трусишкой. Кончилось, как это бывает, изобличением и травлей (впрочем, малышки смогли приструнить не в меру ехидных малышей).
  • «Гарри Поттер и тайная комната» — особо зловредный вариант тропа в лице Гилдероя Локхарта. Этот не просто примазывается к чужим победам, а нагло ворует их, стирая толковым волшебникам память. В результате имеем лжегероя с дутой репутацией, дутость которой становится очевидна почти всем, кто с этим нарциссом контактировал больше двух раз. Хотя руководство академии и книжных издателей он много лет водил за нос[2].
  • Михаил Успенский, «Время Оно» — кабатчик Невзор и вовсе ухитрился купить чужую славу. В буквальном смысле: все помнят, будто подвиги богатыря Жихаря совершил именно Невзор. Оказалось не по Хуану сомбреро: лжебогатырь сперва натворил страшных дел, а потом сам и спился.
  • Гофман, «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» — указанный в заглавии персонаж, благодаря волшебству — король данного тропа в режиме педали в пол.
  • Вадим Шефнер, «Запоздалый стрелок, или Крылья провинциала» — у деревенского изобретателя-самоучки откуда ни возьмись появляется восемнадцать «соавторов», на деле способных только ухудшить конструкцию, зато опытных карьеристов.

Кино[править]

  • «Волга-Волга» — товарищ Бывалов ничего не делал для спасения севшего на мель плота, только вещал с берега, но потом объявил себя организатором спасения.
  • «Убить дракона» — аналогично, Бургомистр.
  • «Я, робот»:
« — Ты — просто машина. Имитация жизни. Может ли робот написать симфонию? Или создать живописный шедевр?
А вы можете?
»
— Неудачная попытка Спунера примазаться к достижениям других людей.
« Заглоба (по итогам дуэли Володыевского с Богуном): Вот мы Богуна и порешили…
Володыевский (малость прифигев): МЫ?
»

Телесериалы[править]

« Рогов: Ну вот киллер ствол взял, навёлся. Ну а я...
Дукалис: Кхм!
Рогов: Мы с Толей ему боёк спилили.
»

Мультфильмы[править]

  • «Рикки-Тикки-Тави»: «Радуйся! Радуйся! Мы победили змей».
  • «Три богатыря»:
    • «Алёша Попович и Тугарин Змей» — зигзаг. По факту Тугарина вырубил вовсе не Алёша, а его спутники, пока он сам валялся в отключке, но без помощи здоровенного и живучего бугая компания до змея и не дошла бы.
    • «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» — в финале Князь ставит победу над Византией в заслугу себе (хотя и признаёт, что Илья ему «немного помогал»). Сразу после этого он любуется трезубой вилочкой, а зритель вспоминает, как Князь «сражался» ею с византийцами… Да, для трусоватого хитрого дядьки без особых боевых навыков и с крайне неэффективным оружием — нормально сражался. Но сравнивать его вклад в победу с Ильёй и слоном Бизнесом действительно нелепо. Вилочка эта, на которой фокусируются финальные кадры фильма, удивительно похожа на личное клеймо киевских князей (сегодня трансформировавшееся в малый герб Украины) — похоже, создатели мультфильма предложили такую боевую версию его появления.
  • «Четверо с одного двора» — после поимки крысы цыплёнок утверждает, что это сделал он (но быстро соглашается на «все вместе»).

Мультсериалы[править]

  • South Park — в серии про рыбные палочки к чужим достижениям попытался примазаться Картман, считая себя соавтором крайне успешной шутки про рыбные палочки. С прикрученным фитильком, так как Картман действительно в это уверовал из-за своего болезненного эгоцентризма, и даже готов был умереть за «свою» шутку.
    • А ещё Эрик Картман и Кенни попытались присоединиться к спасителям китов — когда те под руководством Кайла стали знамениты на весь мир. До этого Картман громко, отчётливо и в микрофон орал, что на китов ему насрать.
  • Aladdin — в кульминации дебютной серии Механикуса жители городка, рядом с которым находилось логово злодея, видя, что Аладдин сотоварищи почти взяли вверх, радостно бросились «на помощь» по лозунгом, что героями становятся не те, кто победил, а те, кого первыми увидели на месте победы. Все едва не кончилось для них плохо.

Аниме и манга[править]

  • TTGL: когда Симон продолжил дело Камины и отвоевал-таки у зверолюдей поверхность Земли, староста деревни, откуда герои родом, не замедлил открыть в новой столице забегаловку: он, мол, этими самыми котлетами Камину с Симоном выкормил, как отец родной им был, вот! В действительности этот жлоб не то что ничем героям не помог, а наоборот — всячески им мешал, пока у них Лаганна не было. Но все же с прикрученным фитильком, на их славу как бойцов и освободителей Земли, он претендовать и не пытался, только хвастался тем что они выросли при нем. Ну и может быть они действительно ели его котлеты, хех.

Видеоигры[править]

  • Undertale — с прикрученным фитильком: Альфис, страдая от своей ненужности, разыгрывает протагонисту целый спектакль с роботом-убийцей, чтобы стать частью его приключения. Нет нужды говорить, что всё идёт в итоге наперекосяк…
  • S.T.A.L.K.E.R. Зов Припяти — цепочка квестов, связанная со сталкером по кличке Флинт или Сорока. Один из них так и называется: «чужие заслуги».

Реальная жизнь[править]

  • Политики делают это сплошь и рядом. Например, пиарятся на выполнении задач, которые и так должны были быть выполнены, вне зависимости от воли этого политика. Или вовсе начали выполняться много-много лет назад, а этот деятель только к сдаче объекта подоспел. Или вовсе от политика, его партии или даже от данного государства вообще не зависят.
    • С прикрученным фитильком: «Царь имярек построил город N». Понятно, что не своими собственными руками, но выделить средства, отправить чиновников и прочая организаторская деятельность — тут обычно его заслуга есть.
      • И уже без фитилька, когда правитель примазывается к тому, что полностью проспонсировано и организовано меценатами или иностранными частными компаниями.
    • Не менее классический ход, особенно любимый чиновниками (хотя используемый не только ими) — поставить себе в заслугу то, чему ты по закону обязан способствовать, и выставить это своим личным достижением и доброй волей.
    • Сразу после резонансного события партия X заявляет: «Требуем того-то и то-то!» (называется максимально очевидное). Когда неспешный правительственный аппарат приходит к этому самому очевидному решению, члены партии X разрождаются фразами от «Верхушка слушает нас» до «Правительство нагло крадёт наши идеи».
    • Жрецы различных культов нередко примазывались к чужим успехам, объясняя их своей незримой мистической поддержкой. Например, колдуны и шаманы проводили ритуалы над оружием воинов и охотников, чтобы оно разило без промаха. Как же хорошо, что в наш просвещённый век ядерной энергетики и космических полётов эти дикие пережитки магического мышления остались в прошлом. Нет, погодите!..
  • Иногда случается ситуация, когда какая-либо организация действительно добилась каких-то больших успехов: увеличила уровень жизни, отстояла права, выиграла войну, совершила научный прорыв… Вот только люди, чьей заслугой это является, уже давно отошли от дел, а нынешний состав организации не имеет к тем событиям никакого отношения, а только пиарится на своих предшественниках.
  • В научной среде встречается практика, когда учёные, реально проводившие исследование, вынуждены вписывать в соавторы статьи начальство, не имеющее к этой работе никакого отношения.
  • У победы, как известно, много отцов. Многие причастные говорят, что именно их роль в победе была главной («Где вы были в годы войны? Героически сражались на Малой Земле или отсиживались в окопах Сталинграда?»). Вплоть до того, что другие им мешали и побеждать приходилось «вопреки». Споры о том, кто внёс решающий вклад, а кто просто примазался, касаются не только отдельных личностей, но и целых государств.
    • Обратное явление с противоположной стороны: «А мы что, мы ничего, мы просто рядом стояли и ничего плохого не делали».
  • Зигзаг — патриотизм. Всем (ну, кроме некоторых личностей) понятно, что в гордости за достижения своей страны, своего народа нет ничего плохого. Но когда «патриотизм» начинает сводиться исключительно к тому, что вместо собственных достижений (или хотя бы тяги к ним) выпячиваются достижения предков или соотечественников — как раз таки наш троп.
    • Вместо принадлежности к государству могут фигурировать и другие критерии: принадлежность к нации («Изя, вы знаете кем был Наполеон? — Таки шо, и он тоже?»), полу (тот факт, что кто-то из мужчин или женщин добился чего-то, вовсе не делает всех остальных представителей этого пола таким/такой же, как он/она), половой ориентации (например, Цезаря иногда зачисляют в гомосексуалисты), политическим убеждениям (например, Егор Просвирнин на День Космонавтики написал, что первым человеком в космосе был русский националист — интересно, а Гагарин знал?), знатному дворянскому роду (манеры, как у пьяного кучера, зато родословная до 14-го колена выведена) вероисповеданию («отец у нас Авраам») или его отсутствию (подписчики раковых пабликов ВК мнят себя лучшими «тупых верунов» и причастными к науке и философии, наследниками Бертрана Расселла — но не выработали даже зачатков критического мышления, хавая «Удар русских богов» и фейки «Панорамы»), пищевым привычкам (веганы гордо ссылаются на Льва Толстого и Бернарда Шоу… Адик? Он ненастоящий/неправильный вегетарианец!!!11)… В некоторых случаях под руку попадаются не только принадлежащие к заявленной группе, но и все те, про кого нельзя наверняка сказать, что они к ней не принадлежали.
    • С Просвирнина взятки гладки, а когда «Роскосмос» хочет сделать из фразы «Поехали!» товарный знак, да ещё и с формулировкой «с целью обеспечения защиты интересов корпорации от недобросовестной конкуренции»… приехали!
  • Развал СССР ставят себе в заслугу не только украинские националисты старшего поколения (которые вышли по амнистии и до распада старались об этих страницах биографии помалкивать), но и, например, выдающийся лохотронщик Сан Мён Мун. Впрочем, от самопровозглашенного мессии иного не ждёшь.
  • Правообладатели. Они ничего не изобретают и не создают, фактически, покупка патента и брендирование — это не защита авторского права, а попытка крупной корпорации примазаться к чужому творчеству или открытию и настричь с него побольше вечнозелёных за счёт исключительного доступа и возможности затаскать по судам всех, кто против.

Примечания[править]

  1. Справедливости ради, как раз капитуляцию принимали представители Сражающейся Франции, которые действительно внесли вклад в победу (хотя есть точка зрения, что и он существенно преувеличен). Но были и те французы, которые прекрасно себя чувствовали под оккупацией, охотно работали на Германию, а по итогам войны записались в «тоже победителей».
  2. Если, конечно, Дамблдор не задумывал всё именно так.