Пастырь вредный

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

Этот пастырь вовсе не нерадивый. Он образцово скромен и даже аскетичен, не позволяет себе ничего сверх допускаемого уставом, не объедается и не упивается, не заглядывается на противоположный пол (да и на свой тоже). Он свято блюдёт свои обеты, работа в его руках спорится, а на его слово всегда можно положиться.

Нельзя назвать его и недобрым. Он кристально честен перед своим богом, паствой и самим собой, он не храмовник, не законспирированный или явный мраккультист и не ханжа. Случись беда, он без раздумий «полагает душу свою за овец», а нечистая сила разбегается от него, как от огня.

Вот только почему от него точно так же бегут даже честные люди?

Потому что священный сан сам по себе никого не делает ни умнее, ни добрее. И когда этим саном облекают козла, на выходе получается наш герой — пастырь вредный. Который по всем приметам добрый, но из этого отнюдь не следует, что с ним приятно общаться.

Пересекающиеся тропы: козёл с золотым сердцем (чаще всего ещё и старый), религиозный фанатик (самый светлый, иногда даже забавный его вариант). Если при этом автор сам испытывает пиетет к священному сану и вкладывает в уста пастыря вредного религиозную (или просто человеческую) мудрость, может получиться асоциал для фанатов.

Родственное явление — пастырь назойливый, который ко всем лезет с проповедями.

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Мифология и фольклор[править]

Литература[править]

  • «Гаргантюа и Пантагрюэль» — в широком ассортименте, причём как среди сторонников Реформации, так и среди противников. Гениальный мэтр Алькофрибас не щадил ничьих опухших гондурасов.
  • «Несвятые святые» митрополита (тогда ещё только архимандрита) Тихона (Шевкунова) — архимандрит Нафанаил (Поспелов), прямо по тексту характеризуемый как «самый вредный человек в Печорах». Милый жадина, занудный нравоучитель, тонкий тролль, редкостных масштабов трикстер, и при всём этом — образцовый аскет и даже слегка чудотворец.
    • Потролленный им однажды наместник архимандрит Гавриил — козёл другого, деспотического сорта. И при этом… да-да, вы всё поняли верно.
  • «Демоны в Ватикане» — Томас свет наш небесный Торквемада, чистый, как святая вода, троп. При всей его любви весело позажигать, недобрым пастырем его назвать язык не поворачивается — он умеет признавать ошибки и обращаться насколько возможно по-христиански даже с теми, в ком видит врагов и клиентов своего ведомства.
  • Плоский мир — констебль Посети-Неверующего-С-Разъяснительной-Брошюрой (одно имя чего стоит!) из Городской стражи. Хороший парень, искренне верующий омнианин (причём не малограмотный фанатик, а человек начитанный и прекрасно разбирающийся в богословии), но зануда, каких Плоский мир не видел. Недаром в Городской страже Посети считается лучшим средством для разгона несанкционированных сборищ — народ бежит от его нравоучений и брошюр, как от огня, и это не фигура речи, а самая что ни на есть суровая реальность.

Реальная жизнь[править]

  • Из-за неглубокого понимания веры такой образ может рождаться в среде медийных священников, так как тщательно подбирать выражения, глаголя «разумное и вечное» в свете актуальных событий, довольно редкий талант. Некоторым, увы, свойственно заигрываться, «теряя берега», и незаметно для себя самих мигрировать в соседний троп.
  • Наблюдается по всему миру в любой конфессии из-за того, что с христианским смирением и воздержанием складывается не у всех.
  • Персонально архимандрит Феогност (Пушков), известный под ником Аббатус. Уже почти двадцать лет поливает медиапространство отборнейшей копролалией и не годится в пастыри недобрые исключительно за отсутствием от него какого-либо иного вреда.