Женское жречество

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Помнишь, Постум, у наместника сестрица? Худощавая, но с полными ногами. Ты с ней спал еще... Недавно стала жрица. Жрица, Постум, и общается с богами.

»
— Иосиф Бродский, «Письма римскому другу»

Женское жречество — это троп про религии, в которых основная часть жреческой иерархии (или вся, и иное запрещено/ересь) является женщинами. Причины этого могут быть разными.

Если это монотеистическая (почти всегда Хрустальный дракон Иисус) религия, чаще всего или основатель религии (один из основателей) — женщина, или в сеттинге равноправие/феминизм.

Если религия политеистическая, то в качестве обоснования обычно приводят или неопределённое «исторически сложилось», или рассуждения о мудрости женщин.

С прикрученным фитильком — если распределение полов в жречестве примерно равное или в пантеоне присутствуют божества женского пола и/или покровительствующие традиционно женским занятиям, что делает женское духовенство вполне логичным вариантом. Или же женщины могут занимать должности в церковной иерархии (именно в ней, а не монашестве) но часть должностей им недоступна. Или это просто специфическая ересь, с такими вот правилами.

Педаль в пол, если вся религия чисто женская, и мужчины исповедовать ее не могут/не имеют права. Типичный пример — языческие богини/культы плодородия, и/или домашнего очага.

Примеры[править]

Вымышленные примеры[править]

  • Гелиодор, «Эфиопика» — Харикле, девственная жрица девы Артемиды.
  • Г. Флобер, «Саламбо» — жрицы-проститутки и жрецы-кастраты верховной богини.
  • Джек Лондон сотоварищи, «Сердца трёх» — Та, Что Грезит (в фильме Акатава), правительница-жрица племени Затерянных душ.
  • Урсула Ле Гуин, «Гробницы Атуана» из цикла о Земноморье — в культе Безымянных жрицами являются женщины; мужчинам нельзя даже входить в Священное Подземелье. Точнее, входить-то можно… в качестве жертвы этим самым богам! Вблизи от входа в Большой лабиринт был Малый — тюрьма с пыточными и многочисленными камерами. К моменту основного действия книги религия Безымянных и сам храм -Лабиринт пришли в полный упадок, а камеры пустуют уже как минимум лет пятьдесят. Волшебник Гед попал туда обманом ради сокровищ, то есть как грабитель, соблазнил последнюю жрицу и разрушил полностью угасающую религию вместе с храмом. Он искал вторую половину кольца, потерянную в незапамятные времена. Нашел вместе со жрицей.
  • Архимаг — иштарианство же! Жрицами Пречистой Девы могут быть сугубо женщины. Но ими духовенство не ограничивается — ещё есть монахи, экзорцисты и паладины. И да, один из основателей как раз-таки женщина.
  • E. William Brown, цикл про Daniel Black — Жрецы Одина (и всего его пантеона) — мужчины, жрицы Гекаты, Гестии, Баст — только женщины, рождение естественным путем - не обязательно, Авилла вообще голем с душой статус champion of … богиня в принципе может выдать и мужчине если нужно и тогда кого то из жриц прямо попросят объяснить ритуалы (в меру применимого) и так далее, это например разрешение к богине обращаться как надо. Да, совершенно не обязательно что статус вообще кому-то известен из посторонних.
  • «Песнь Льда и Огня»: похоже, гискарское жречество, «Благодати» — только женского пола. Классифицируется по «цветам»: Лазурные Благодати — лекарки, Алые — проститутки, Белые — юные послушницы, и др.
  • «Dragonlance», конечно же! «Дочь Паладайна, светлая Крисания, прославленная верою своей», и её старшая коллега Золотая Луна, благодаря которой Паладайна в Ансалоне вообще вспомнили. Весь остальной пантеон тоже особенно не разбирает, что там у их служителей под рясами — лишь бы молились исправно. И вообще, Кринн — мир восторжествовавшего фэнтезийного феминизма, в том числе боевого.
  • Prince of Nothing — только женщина может быть служительницей культа богини материнства и плодородия Ятвер.
  • Dragon Age — Церковь Андрасте. В конце третьей части может претерпеть реформу по разрешению мужчинам быть жрецами. В Тевинтере такое уже давно и заправляет местными андрастианами Чёрный Жрец (вне Тевинтера, соответственно, Белая Жрица).
  • TES — жрицами Дибеллы могут быть только женщины. Мужчин даже на порог храма не пускают… Разве что в компании князя пьянства и разнузданности Сангвина…
  • «Ведьмак» — а в нём служителями культа Мелитэле могут быть только женщины.
    • А в третьей части предстоит столкнуться с жрицами Фрейи на Скеллиге, причём не при самых хороших обстоятельствах.
  • Вселенная Warcraft — до WoW троп был в чистом виде у ночных эльфов — жрицами Элуны были только эльфийки. В WoW мужчины получили возможность становиться жрецами Элуны, но жриц значительно больше. НИПов жрецов Элуны, во всём огромном «вове», можно буквально пересчитать по пальцам одной руки.
    • Ещё у местных викингов — врайкулов есть чисто женский орден валькиры, послужницы которого живут для того, что бы получить благословение Одина и превратится в ангелоподобных валь’кир.
  • Аллоды Онлайн — Служительницы Света, обитающие в самых опасных уголках мира, где торгуют миррой и помогают воскрешаться неудачливым героям. Позже всё-таки появляются и Служители, но их гораздо меньше.
  • Warhammer Fantasy Battles — жречество богини милосердия Шаллии в основном женское(мужчины, правда в небольшом количестве, в культе есть, но они составляют мизерную часть).
    • Среди жреческого Ордена Орла воинственной сестры Шаллии, Мирмидии, женщин много и в роли жрецов-воинов они действуют не хуже мужчин. Даже нынешняя глава культа-тильянская жрица, пусть и живущая в эсталийской Магритте. А вот у богини плодородия Рии, супруги Таала, есть исключительно жрицы(а вот таалитские клирики исключительно мужчины).А что вы ждали от богини,олицетворяющий женское начало?
    • По имперским законам, ледяные ведьмы Кислева считаются жрицами, как и дамсели Владычицы Озера. И те, и другие исключительно женщины, мужская магия в Кислеве и Бретонии под запретом. В каком-то смысле, они действительно жрицы(кислевитки получают силу от Древней Вдовы, божества-хранителя царства, а дамсели от Владычицы), но сделали это имперцы для облегчения «совместной работы» и отбивания желания ретивых хексенягеров докапываться.
  • Вселенная Forgotten Realms и вообще D&D — дроу и их Паучья Королева, служить которой могут только женщины.
  • Владимир Коваленко (он же — Владислав Кузнецов), трилогия «Кембрийский период» — изначально главный герой вполне себе мужчин. Но в процессе попадания (играл товарищь в MMORP G и вся партия — доигралась) сменили пол, расу (на эльфийку). И стать женщиной-священником. Православным. Да, при этом статус священника должен быть «честным» с точки зрения реального мира (условия попадания такие). Решилось просто — «если вспомнить, что восточно-римские императоры при коронации возводились в священническое достоинство. Или в очень близкое к тому».Берется тело умершей в заключении дочери Ираклия I, переделывается чуть ли не на клеточном уровне (с сохранением облика), под холмовую сиду, перезапись памяти. Затем это еще раз корректируется по живому когда оказалось что напортачили с дизайном. Последствия правда — Немайн уже вообще не понимает — она — та самая дочь с памятью о будущем но без памяти о свой жизни? она попаданец со сменой тела? она вообще новая личность? Окружающие ее признают: беглой базилиссой (сестра тоже признала, а процедура идентификации происходила при большом скоплении народа, песню идентификации она знает. Торговцы и разведчики из византии признали базилиссой по поведению, у нее нет навыков которые разве что багрянородные базилиссы не имеют, да и проскальзывают иногда слова и термины явно не Англии 7-го века а поближе к Византии), той самой сидой Немайн из легенд, она устала говорить что НЕ та самая, все думают что скромность но ведь по поведению ясно, да и магией сидов она владееет и учит (хотя никаких сидов в реальности в этом мире не было до нее, все что указывает на обратное — подделка, магии в этом мире тоже нет. учит примерно тому чему может попаданец учить).
  • маньхуа Вторжение бессмертного императора: в мире куда попал главный герой после перерождения духовными практиками (а значит и боевыми искусствами) могут заниматся только женщины

Нестандартные примеры[править]

Реальная жизнь[править]

  • В некоторых древних культах от жрецов требовали соответствовать своему богу, то есть жрецы-мужчины для мужских божеств и жрицы для женских, особенно характерно для богинь-дев:
    • Культ Артемиды в Греции — в храме богини, которая убивала мужчин, её увидевших, жрецы-мужчины просто не вписывались бы в антураж.
    • Общеиндоевропейский архетип богини-девственницы, хранящей огонь — жрицы Гестии в Греции, жрицы-весталки Весты в Риме, вайделотки богини Прауримы у балтов-язычников. Такой же обычай был у ариев в архаические времена, но там не было посвящения домашнего очага определённой богине. Требования сохранять девственности были не случайным — огонь считался настолько священным, что только невинная девушка могла даже просто находиться с ним рядом, а потеря девственности его оскверняла, что считалось очень и очень плохим знаком.
    • О весталках можно рассказать много примечательных подробностей. В архаичный период в Риме было всего 4 весталки, позже их число увеличилось до 16. Брали туда только девушек из патрицианских родов, имеющих хорошую репутацию и без физических недостатков, желательно светлокожих и рыжих (считалось, что это отличительные черты самых чистокровных родов латинян). В храм их принимали в 10 лет (ну хотя бы до 15). До 20 они учились выполнять свои обязанности, и не только религиозные. На этом этапе шёл неслабый отсев негодных кандидаток, что было чертовски позорно, и отец семейства чаще предпочитал продать в рабство или убить такую дочь, чем взять обратно в дом. До 30 они были, собственно, жрицами, и до 40 лет обучали следующее поколение. В 40 лет (вполне «бабушкины» годы по тогдашним меркам) освобождались от служения и могли, если будет желание, выйти замуж. Правда, в ходе служения им категорически было запрещено предаваться каким-либо излишествам и вообще полагалось иметь безупречный моральный облик, так что в 42-45 лет они имели куда лучшее здоровье и облик, чем их сверстницы, пережившие нередко с десяток родов. Истории известны и браки бывших весталок, и даже их дети. Изначально весталки пользовались огромным уважением и авторитетом, но уже в период поздней Республики все запреты стали соблюдаться все более формально, а в период ранней Империи уже спокойно принимали участие в пьянках, а то и оргиях римской знати.
    • Культ Афины в той же Греции.
  • В скандинавском язычестве сейдом (магией, которая именно «магия», а не руны) могли заниматься только женщины. Если мужчину ловили за занятием магией, он становился нидингом то есть изгоем. Тем не менее сеуду обучился сам Один, за что его и поносил Локи в знаменитой Перебранке.
  • Синтоизм вырос из обычного шаманства, причём шаманками-мико могли быть только женщины из строго определенных родов. А уже в рамках борьбы с родами на заре эпохи Асука их статус формально был понижен до прислужниц при официальных жрецах камунуси (ранее они были просто смотрителями священных мест, но не жрецами). Вот только простой народ стойко держался за свои обычаи и признавал только мико, а на камунуси люди ещё очень долго смотрели как угодно, но только не как на священнослужителя.
    • В окинавской версии синтоизма позиции женщин были еще сильнее — вплоть до того, что в священное место Сефа-Утаки мужчинам вступать запрещалось, и даже короли должны были переодеваться женщинами. Высшие жрицы, как правило, были их родственницами. А на севере есть более традиционные шаманки итако, слепые или очень плохо видящие, но способные общаться с духами.
  • Раннее христианство — были и такие общины. Хотя в итоге мейнстримом стали общины со священниками мужского пола, чисто богословски это не обязательно — просто так сложилась традиция.
    • Катары.
    • В мейнстриме тоже были диакониссы. Сейчас по бритве Оккама считается, что они действовали от имени диакона, когда нужно было присутствие там, куда мужчин не пускали. Не так давно, кстати, александрийский патриарх впервые за века рукоположил нескольких диаконисс.
    • Женщин-епископов в раннем христианстве не было (а если появлялись, то достаточно быстро лишались сана) — потому же, почему их сейчас нет в православии и католичестве (как и женщин-иереев; впрочем, иерейский сан возник позже). Епископ на богослужении символизирует Иисуса, а иерей — одного из апостолов, среди которых женщин не было.
      • Как уже было сказано выше, вопрос традиции. По той же логике можно договориться до того, что раз Иисус был евреем — значит, ни грек, ни славянин, ни негр преклонных годов в священники — в образ Христа — уже не годится. Иисусу было 33 года — значит, тем, кто младше или старше, литургисать тоже не полагается. Иисус получил профессию строителя — значит, ни юриста, ни филолога, ни фермера, ни сисадмина рукополагать тоже нельзя. Маразм? Маразм. Но чем тогда признак пола отличается от остальных вышеперечисленных, тем более в глазах Того, перед Кем «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал., 3: 28)?
    • В современности в некоторых протестантских конфессиях бывают пасторши и даже епископши. Пример с прикрученным фитильком, так как собственно таинств, как их понимают исторические церкви, протестантские пасторы (вне зависимости от пола), согласно их же собственному учению, не совершают. А те служения, которые несёт пастор, в православии и католицизме (особенно современном) тоже вполне может взять на себя и женщина.
  • В реформистском иудаизме, в отличие от ортодоксального, раввинами могут быть и женщины. В современном реформистском раввинском колледже Израиля большинство учащихся как раз женского пола. Пример с прикрученным фитильком, ибо раввин — это также не совсем священник: истинное священство по иудейскому закону возможно в единственном истинном Храме — в Иерусалиме, и даже если его отстроят — женщин к служению там вряд ли допустят даже реформисты.
«

— Как определить, в какой ты синагоге? — Очень просто. Если ты приходишь на свадьбу, а там мама невесты немножко беременная — это ортодоксальная синагога. Правоверной иудейке в любом возрасте аборт запрещён настрого. Если ты приходишь на свадьбу, и невеста немножко беременная — это консервативная синагога. Подумаешь, девочка чуть-чуть поторопилась, все всё понимают. А если ты приходишь на свадьбу, и там ребе беременная — это реформистская синагога.

»
— Анекдот в тему.