Маска приросла к лицу

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Маска прирастает к лицу»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Becoming the Mask. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Персонаж так хорошо играет не свойственную ему роль, что в итоге действительно кардинально меняется.
«

Я в хоровод вступаю, хохоча, И всё-таки мне неспокойно с ними: А вдруг кому-то маска палача Понравится — и он её не снимет?..

»
— Владимир Высоцкий, «Песня о масках»
« — Иногда я вдруг со страхом осознаю, что я уже давно не сотрудник Института, я экспонат музея этого Института, генеральный судья торговой феодальной республики, и есть в музее зал, куда меня следует поместить. »
— Братья Стругацкие, «Трудно быть богом»

Труд агента под прикрытием не из лёгких. Надо внедриться вглубь стороннего коллектива, надо обзавестись безупречной легендой, ни в коем случае не вызвать ни у кого подозрений своими пристрастиями и привычками — и быть готовым продемонстрировать всё, чего от тебя потребует окружение.

К чему это может привести с течением времени? Не въестся ли неустанное притворство в саму твою суть, незаметно изменив, а то и подменив её? Слишком талантливого притворщика постоянно подстерегает опасность потерять берега, забыть разницу между своими и чужими, — и Штирлиц, чья рука после возвращения в Москву долго ещё вздёргивается в жесте «Хайль!», представляет собой едва ли не самое безобидное из последствий.

Это — троп о том, как маска прирастает к лицу. О том, как, взявшись долго и тщательно изображать нечто, чем ты не являешься, в итоге ты незаметно для себя им становишься.

Это может привести отрицательного в общем-то героя на Светлую Сторону. Нередкий случай в литературе — плохиш, инфильтровавшийся в команду положительных персонажей, постигает на собственном опыте волшебство дружбы, приобретает новый нравственный стаж и в итоге переосмысляет старый. Вариант — герой изначально был не таким уж плохим, но не имел условий и мотивации для реализации своих положительных качеств, а необходимость лицедействовать как раз и дала ему и то, и другое.

Это может привести к падению положительного героя на Тёмную Сторону. Сколько котят тебе придётся передушить в лагере злодеев своими руками, чтобы потом, вернувшись в собственный лагерь, начать наводить там точно такие же порядки?

Облегчённый вариант — избитый до полусмерти сюжет любовных комедий: она терпеть его не может (или относится равнодушно), но в силу обязательств вынуждена изображать перед друзьями (родителями, деловыми партнёрами, строгим шефом, богатой тётушкой) его законную половину, в итоге такой половиной и становится. Гендерная инверсия тоже встречается.

Родственные тропы — Вошёл во вкус и Эффект Молоха. Если же маска буквально приросла к лицу — это троп А теперь попробуй снять!

Примеры[править]

Легенда о святом Геласии Комедианте. Актёр, игравший в театре сценку, пародировавшую христианский обряд крещения, после совершения таинства внезапно получил откровение и уверовал по-настоящему.

Театр[править]

Литература[править]

  • Альфред де Мюссе, «Лоренцаччо» — прекрасный пример того, как маска в конце концов может сломать психику тому, кто её носит. Юный идеалист Лоренцо, всей душой веривший в идеалы Просвещения, хотел убить тирана Флоренции — герцога Алессандро. Он долго втирался в доверие к герцогу, изображая из себя верного и преданного друга, собутыльника, товарища во всех оргиях и даже больше — так, что в конце концов от того чистого и наивного юноши, каким Лоренцо был раньше, почти ничего не осталось. Лоренцо превратился в прожжённого циника и рыцаря в ржавых доспехах, а к герцогу привязался так, что не мог примирить в своей душе любовь и ненависть к нему. К тому же он настолько испортил себе репутацию и так убедительно притворялся изнеженным и слабым, что когда настал решающий час, никто не верил в то, что Лоренцо действительно убьёт герцога — все только смеялись над ним и советовали пойти проспаться. Кончается вся эта история, как вы можете догадаться, довольно трагично.
  • Александр Твардовский — стихотворение про положительную версию тропа: солдат-фронтовик начал прикидываться смельчаком, да так удачно, что на самом деле им стал.
  • Константин Вашенкин — аналогично: «Трус притворился храбрым на войне, поскольку трусам спуску не давали… И так вошел он в роль, что наконец стал храбрецом, почти уже природным».
  • Еще одна положительная версия тропа — Короткевич, «Христос приземлился в Гродно». Юрась Братчик, которого церковники заставили играть роль Христа, так вжился в образ, что и в самом деле превратился в Мессианский архетип.
  • Евгений Агранович, «Еврей-священник»: «В основу этого стихотворения лег конкретный факт: у меня была соседка, знавшая в одной подмосковной деревне батюшку-еврея, которого очень хвалили все тамошние женщины: и молодой он, и красивый, да ещё с высшим техническим образованием. И я представил себе, как этот еврей вначале окончил с блеском институт, потом его никуда не берут на работу, он идёт в священники и втягивается в это дело. Так, начав с обмана, он даже не заметил, как маска приросла: из притворства он становится истинным христианином».
  • Братья Стругацкие, Мир Полудня — здесь реализована постановка управляемого варианта на поток. Профессиональные прогрессоры, проводящие основную часть жизни в чужой маске на низкоразвитых планетах, где им приходится играть роль далеко не всегда положительных персонажей, перед уходом на задание обязательно проходят процедуру «психического кондиционирования», в ходе которой социальные навыки и стереотипы человека коммунистического рая заменяются на необходимые для выживания в агрессивной среде цинизм, хитрость, жестокость, умение делить на своих и чужих и убивать без колебаний. По возвращении обратная процедура «рекондиционирования» возвращает в мир прежнего высокоморального коммунара без вредных привычек. Но прогрессоров всё равно не любят…
    • «Трудно быть богом» — действие происходит ещё до создания института прогрессоров, и разведчик Антон-Румата «вдруг поймал себя на мысли о том, что он уже не играет высокородного хама, а в значительной степени стал им». И огорчился.
    • А Тойво Глумов, внедрённый в качестве агента человечества среди люденов («Волны гасят ветер»), искренне стал одним из люденов.
  • С. Лем, 11-е путешествие И.Тихого из «Звездных дневников». Люди, внедренные в общество роботов-бесподобцев постепенно начинают мыслить как роботы и искренне ненавидеть людей. Это было частью хитрого плана Калькулятора (то есть взбунтовавшегося компьютера, осевшего на планете и создавшего государство роботов-человеконенавистников).
  • «Волшебный мешочек» из сборника рассказов «Пять забавных медвежат» Владимира Бондаренко (и одноимённый мультик 1975 года, только с дедушкой вместо матери): медведица решила перевоспитать своего сына-хулигана, предложив ему наполнить мешочек камешками и уже тогда делать всё, что он хочет. Чтобы положить камешек, нужно было сделать доброе дело. И когда медвежонок наконец его наполнил, он обнаружил, что привык к хорошим делам и не может больше пакостничать.
  • Роберт Хайнлайн, «Двойник» — история актера Лоренцо Великолепного, которому пришлось подменить на день знаменитого политика, только вот подмена в результате несчастного случая стала пожизненной. В конце рассказчик признается, что уже почти не ассоциирует себя с тем человеком, которым родился.
  • Джоан Роулинг, «Гарри Поттер»: есть основания полагать, что Северус Снейп с самого начала был не особенно контактным и дружелюбным человеком. Но работа двойным агентом на лагеря с противоположными убеждениями — причём с сильнейшими легилиментами во главе лагерей — как минимум не пошла на пользу его характеру.
    • Собственно, и заглавный герой проходит длинную эволюцию от непонимания, что в нем такого особенного (и даже некоторого раздражения этим), до жесткого и харизматичного лидера, не просто знающего, что он «избранный», но и извлекающего из этого образа пользу.
  • «Песнь Льда и Пламени» Мартина. Слово Божие гласит, что манипулятор, безжалостный прагматик и политик Тайвин Ланнистер был в юности очень добрым человеком. Но увидев, до чего мягкость и доброта довели его отца, он намеренно сковал себе железную маску… и она приросла к лицу так, что когда его собственная сестра Дженна рассказывает об этом его сыну Джейме, тому нелегко поверить, что тот отец, которого он помнит, вообще когда-либо мог быть добрым. На самом деле — жаль, господамы. Тайвин был одним из самых цельных и понятных персонажей саги. Жаль, что он так и не понял, что между мягкостью и добротой есть некоторая разница.
  • Михаил Веллер, «Карьера в никуда». Ключевая идея рассказа — если не брать откровенно сюрреалистическую концовку, напоминающую «Метаморфозу» Кафки, — замысел некоего абстрактного революционера-идеалиста перекроить Систему мирным путём, внедрившись в неё изнутри, изучив движущие ею правила и постепенно захватив над нею власть. Результат немного предсказуем.
  • Сергей Лукьяненко, «Способность спустить курок». Земляне-космопроходцы, происходящие с Земли далёкого светлого будущего, держат на каждом корабле на крайний случай матрицу «особого специалиста», хранящую опыт, знания и умения идеального воина-разведчика-диверсанта. Матрицу накладывают на мозг человека, когда нужен такой особый специалист, и снимают сразу по миновении в нём необходимости. Только вот однажды происходит крайне маловероятное совпадение: матрица накладывается на того, для чьего мозга она идеально подходит — больше, чем собственная личность; снять её невозможно. И он понимает, что ему после выполнения задания предстоит вернуться и жить в добром и гуманном мире, где он для всех окружающих и для себя самого будет монстром. Всё кончается плохо, герой предпочитает не возвращаться.
  • Макс Фрай, цикл «Ехо» — Шурф Лонли-Локли «мастер, пресекающий ненужные жизни» ради маскировки от погубленных им магистров, был вынужден полностью изменить свою личность. Судя по некоторым упоминаниям, в период бытности «Безумным рыбником» по темпераменту он был скорее холериком, чем флегматиком. И да, даже после окончательного упокоения сэром Максом упомянутых магистров, Шурф не стал возвращать себе прежнюю личность.
    • ХОЛЕРИКОМ??? Безумный Рыбник был на всю башку ушибленным психом, который отрывался так, что Джокер от зависти расплакался бы (и я не про истеричное чмо из фильма!):
« Но в городе меня прозвали Безумным Рыбником, а чтобы человека сочли безумным в Эпоху Орденов, нужно было хорошо постараться!… Помню, что никто из горожан не смел мне отказать, чего бы я не потребовал… Было много перепуганных женщин, много слуг, много денег и прочих вещей, каковые грубые люди считают развлечениями, но все это быстро надоело. Я стал одержимым. В те дни мне нравилось пугать людей, а еще больше нравилось их убивать, но убивать обыкновенных обывателей казалось унизительным… Я мечтал о том, чтобы напиться крови Великих Магистров… Я появлялся там, где считал нужным и исчезал неизвестно куда. »
— Сэр Шурф о Безумном Рыбнике
Ничего удивительного, что спокойный и взвешенный Шурф решил не возвращаться к такому прошлому!
  • Dresden Files — Мартин, полувампир, внедренный лично Красным Королём в Братство Святого Жиля, за десятилетия проникся идеями Братства и начал играть против своих прежних хозяев. В конце концов пожертвовал собой, да так, что следом за ним отправились все вампиры Красного двора без исключения (увы, большая — старейшая — часть Братства тоже).
  • Брендон Сандерсон, «Архив Буресвета» — Шаллан в перевоплощениях использует магию. И если сначала и читателю, и самой Шаллан кажется, что речь всего лишь об оптических иллюзиях, то в итоге её саму начинает не на шутку пугать собственная способность мгновенно перенимать черты личности того, кого она в данный момент изображает.
  • Евгений Лукин, «Алая аура протопарторга» — Панкрат Кученог был сначала революционером, потому прикинулся просто бандитом, затем начал брать деньги у колдунов за уничтожение их же… и к началу повествования он и сам не знает, кто он: революционер, прикидывающийся бандитом, чтоб убивать врага за его же деньги — или бандит, использующий репутацию террориста для набивания карманов?
  • Филип Фармер, «Мир одного дня». Обитая в мире, где полагается шесть дней из семи проводить в капсуле анабиотического типа, главный герой проживал все семь дней еженедельно, но при этом каждый день изображая из себя совсем другого человека. Роль была так детально проработана, что стала диссоциативным расстройством своего рода. Впрочем, к значительному доминированию установок «маски» над установками оригинальной личности это не привело, поэтому — троп с прикрученным фитильком.
  • Андрей Валентинов, «Если смерть проснётся» (второй роман цикла «Ория») — Навко… или Ивор… или всё-таки Навко?
  • Роберт Блох:
    • Рассказ «Живой мертвец». А ведь как всё хорошо начиналось…
    • «Плащ». Уже без чёрного юмора.
  • К. Баркер, «Вечный похититель» — чуть-чуть не получилось, но всё-таки мальчик нашёл в себе силы отказаться…
  • Р. Маккаммон, «Клетка Желторотика» — маска приросла к лицу и изменила реальность. Совершенно потрясающая вещь.
  • Мэгги Фьюри, «Сердце Мириаля» — инверсия. Аморн aka лорд Блейд долгое время обживается в Каллисиоре, делает карьеру, получает заслуженную репутацию не просто жёсткого, а жестокого офицера, которому остался один шажочек до полного отморозка… и делает резкий поворот направо, срывая маску, только из-за того, что узнал о существовании дочери. Верится с трудом, ибо у автора правки сложилось впечатление, что выбор маски тоже кое о чём должен говорить. Судя по преемнику Блейда Гальверону, образ военного социопата не является необходимым условием успешной карьеры в вооружённых силах Каллисиоры.
  • Сэнди Митчелл, цикл о комиссаре Каине из литературного Warhammer 40,000 — главный герой, трус и лжец Кайафас Каин, столько лет играл роль скромного и бесстрашного героя, отца солдатам и грозы всех противников Империума, что и сам не заметил, как эта маска перестала быть маской.
  • «Тот, кто всегда ждёт» Андрея Сенникова — героиня так отлично прикинулась бомжом, что в итоге почти стала им, и попала в лапы преследующей её нечисти.
  • Джером К. Джером, «Как мы писали роман» — вставная история про даму-благотворительницу, желавшую, чтобы поблизости от её дома жило некоторое количество бедняков, да не абы каких, а строго определённых типажей, дабы она им помогала и наставляла на путь истинный. Поскольку найти в реальных социальных низах пьяниц и скандалистов, готовых при этом воспринимать душеспасительные беседы, оказалось проблематично, для удовлетворения благородных порывов дамы бедняков попросили фактически играть нужные роли. При этом «пьяница» ненавидел алкоголь и договорился, что выпивать будет от силы раз в неделю. Со временем с ролью сжился так, что превратился в реального пьяницу и домашнего тирана до кучи, да и остальные вошли во вкус.

Кино[править]

  • «В поисках галактики»: актёры, игравшие эдаких космических «рыцарей без страха и упрёка» в фантастическом телесериале, вдруг получают реальный космический корабль и становятся вынуждены соответствовать роли в действительности. Благодаря законам комедии, у них получается.
  • «Приключения капитана Зума в открытом космосе»: та же ситуация — актёр стал супергероем на другой планете.
  • Задолго до (см. ниже) — сперва «Танцующий с волками», затем «Последний самурай» (с Томом Крузом).
  • Avatar же! Протагонист послан в племя на’ви в качестве шпиона с целью добыть хренполучий с места, на котором расположена их деревня. Постепенно он привыкает к жизни аборигена, отрекается от прошлого и в битве между на’ви и земными захватчиками встаёт на сторону первых.
  • «Удостоверение» («I.D.») — английский фильм 90-х. Полицейский внедряется в банду околофутбольных хулиганов. И постепенно понимает, что их образ жизни (адреналин, драки, боевое братство) ему нравится гораздо больше, чем жизнь в режиме «дом-работа». В конце фильма он выбрасывает свое полицейское удостоверение.
  • «Донни Браско» — весь фильм об этом.
  • «The Mask», пантомима с участием Дэвида Боуи. Маска буквально прирастает к лицу персонажа, от чего он в конце задыхается и умирает.
  • Lawrence of Arabia — Лоуренс, постоянно общавшийся с арабами, в конце концов близко к сердцу принял их интересы.
  • «Генерал Делла Ро́вере» Роберто Росселлини — весь фильм иллюстрация тропа. Немцы предлагают мошеннику сыграть роль убитого лидера итальянских партизан-антифашистов.
  • «Война» 2007 г. — Том Лоу, стремясь добраться до заказчиков убийства соей семьи, делает себе пластическую операцию и берет себе личность наёмного убийцы Роуга. Но, когда он узнает, что его лучший друг был предателем, который сообщил мафии его адрес, перед тем как убить его заявляет: «Том Лоу мёртв. Моё имя — Роуг».
  • «Дрянные девчонки» — пополам с Победитель дракона становится драконом. Кэйди, свергнув Реджину, сама стала альфа-сукой. Подсвечено Аароном («Ты говоришь гадости про Реджину, но сама ничем не лучше») и Дженис («Ты не притворяешься Баунти. Ты и есть Баунти»).
  • «Женщина-демон» (яп. 鬼婆 Онибаба) в самом прямом смысле из всех возможных, ибо маска демона, которой старуха пугала молодую невестку, бегавшую к любовнику, приросла к старухиной морде.
  • «Прощай, моя наложница» — двое главных героев играют в пекинской опере государя и наложницу, и второй влюбляется в первого, ревнуя его к жене.
  • «Капитан Фракасс» — некоторые бродячие актёры в жизни имеют черты своих персонажей: кокетка, бабник, плут.
  • «Охота на оборотня» («Wolf Girl») — зигзаг: страдающая гипертрихозом милейшая девушка Тара работает дикой девушкой-волчицей в кочующем фрик-шоу. Во время очередных гастролей она знакомится с сыном фармаколога, который, влюбившись в нее и желая помочь, дает ей образец экспериментального препарата от лишних волос на теле. В результате Тара обретает полностью человеческую внешность, но деградирует умственно и превращается в ту самую дикую волчью девку, которую регулярно изображала на сцене.

Телесериалы[править]

  • «Меч», первый сезон. Один из бригады вигилантов внедряется в банду наркоторговцев под видом мелкого дилера. Подружившись с другими дилерами (особенно с обаятельным носатым парнем по кличке Буратино), он мало-помалу начинает их чуть ли не оправдывать, а когда вигиланты проводят операцию — едва не подводит всю свою группу. А ведь предупреждал же его Николай Савкин — ветеран спецслужб…
    • Во втором сезоне уволенный из органов следователь хочет вступить в группу вигилантов, чтобы позднее их сдать и вернуть себе работу… однако решает, что главные герои во многом правы и присоединяется к ним уже окончательно.
  • «Скользящие» — одна из интерпретаций одного из эпизодов. Учитывая, что некоторые косвенные признаки говорят о ранее свершившейся подмене одного из героев неприятным двойником из альтернативной вселенной, и режиссёр это подтвердил, но впоследствии сей персонаж совершает героическое самопожертвование.
  • «Адаптация» — Эштон, уже выполнивший задание и готовящийся к эвакуации, находит время, чтобы убедиться, что выгодная для ненцев сделка с Газпромом, которую он помогал им организовать, не сорвется. Благодаря этой задержке он узнает, что направляется прямиком в ловушку.
  • «Подкидыш» — вор, жулик и аферист, с чужими документами получивший должность следователя милиции, настолько вжился в образ, что решил стать честным человеком. Ну, и милиционер из него вышел отменный.
  • «Белая королева» — Ричард III делает вид, что сделал принцессу (и свою племянницу) Елизавету Йоркскую своей любовницей[1], чтобы унизить её потенциального жениха и претендента на престол Генриха Тюдора, выставив его рогоносцем. Однако перед битвой на Босвортском поле с силами Генриха Ричард признаётся Елизавете, что правда полюбил её.
  • «Полиция Майами: отдел нравов» — это ночной кошмар Крокетта. Однажды он или кто-то из его коллег может забыть, ради чего они внедряются в ряды наркоторговцев, сутенёров и бандитов. однажды Крокетт всё-таки забывает, но потом приходит в чувство.
  • «Прокурорская проверка» — в серии «Трудный возраст» уволенный из школы учитель по истории стал проводить подпольные нацистские мероприятия, но с целью наглядно показать, какое зло несет в себе нацизм. Но узнав, что один из подопечных на полном серьезе перенял черты нациста, учитель понял, что он был уволен вполне заслуженно.

Мультфильмы[править]

  • «Аладдин II: Возвращение Джафара». Попугай Яго, собственно, просто попробовал почестей ради притвориться «хорошим», потом ещё и углубив сей эксперимент с подстрекательства джинна. Ему понравилось, хотя краснокрылым ангелом он так и не стал.
  • В «Лего: Бэтмен» на удивление (для материала) удачно и философски подсветили эту тему в отношении главного героя. Осматривая Бэт-пещеру, Робин восклицает: «Так значит, Бэтмен живет в подвале у Брюса Уэйна?!», на что хозяин уязвленно возражает, что «Это Брюс Уэйн живет на чердаке у Бэтмена!». Точнее и не скажешь.

Мультсериалы[править]

  • Miraculous, les aventures de Ladybug et Chat Noir — Хлоя Буржуа во многом копирует свою мать Одри, желая тем самым получить от неё толику внимания и хоть немного признания. Притом многое перенимает, похоже, совсем неосознанно. Судя по всему это у неё развилось из-за ухода матери и последующей за этим моральной травмы. Конечно, и у самой Хлои характер не сахар, избалованный и заносчивый, но в тандеме со скандальными и стервозными замашками Одри, это становится настолько ядреной комбинацией, что люди попавшиеся под такой пресс в момент улетают в кандидаты на акумаманизацию.
    • Многие зрители не без оснований полагают, что оптимизм, скромность и доброта Маринетт, не более чем маска, намертво въевшаяся в лицо. Поводом для таких умозаключений стали определенные поступки протагонистки, которые не сходятся с диктуемым образом, однако это, по большей части, фанон.
  • Трансформеры: Воины великой силы. Хамелеон — человек, имеющий кольца как Автоботов, так и Десептиконов. Он вступает в игру на стороне Десептиконов и внедряется в качестве шпиона к Автоботам, но потом реально начинает проникаться их идеями. Что характерно, изначально он примкнул к десептиконам из-за того, что они, якобы, сильнее. Так что, возможно, он просто решил играть на стороне победителей…
  • Transformers: Prime: Нокаут в финале мультсериала переходит на сторону ботов чисто из-за желания спасти свою шкуру. В полнометражке он становится более героичным, не бросает своих на произвол судьбы, когда они нуждаются в его помощи, а в конце выражает искреннее сожаление по поводу того, что Оптимус должен умереть, чтобы спасти Кибертрон.
  • «Звездный путь» 1970-х. Серия «Выживший». Раса виндариан, осьминогов-метаморфов. Чем дольше виндарианин находится в чьем-то образе, тем больше приобретает его привычек, манеры говорить, взглядов на разные вещи.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Code Geass — история Сузаку напоминает описание «Карьеры в никуда» (см. Литература). Он надеялся изменить систему изнутри, сделав карьеру в британской армии. Но чем дальше, тем больше делание карьеры превращалось в самоцель. Под конец, впрочем, он все-таки принял участие в Реквиеме по Зеро.
    • Хотя всем понятно, по какой причине он в нем принял участие.
  • Shingeki no KyojinХистория Рейсс, к особому альтруизму не склонная, долго прикидывалась «Кристой Ренц», доброй и заботливой девушкой, в которой никто не заподозрит скрывающуюся особу королевской крови. Однако когда перед ней в полный рост встал Моральный горизонт, отказалась его переходить, пусть даже ради всего человечества.
    • Райнер Браун, будучи изначально весьма фанатичной и нелюдимой личностью, долгое время изображал из себя ответственного и надежного товарища, этакого «старшего брата» для всех остальных кадетов. И четыре года спустя действительно становится для младших товарищей (кандидатов в воины Марле) как добрый старший брат (при том, что жизнь его за это время уже сильно истрепала.
      • Расстройство личности там не только у Райнера. Анни, например, спрашивала себя, что же помешало ей убить Армина? А ведь он то её и раскрыл!
      • С прикрученным фитильком — строгий приёмный отец Анни. Он её воспитывал и тренировал с корыстными целями — надеялся, что обеспечит себе безбедное существование, когда девочку возьмут в воины. Но потом, когда прилежную ученицу Анни уже должны были отправить на остров, мистер Лайонхарт внезапно показал, что действительно дорожит дочерью.
  • Bleach — Кучики Бьякуя. В детстве был невоспитанным, шумным и сверхэмоциональным ребенком. Дедушка, тогдашний глава клана Кучики, сетовал на его характер и считал, что с этим надо что-то делать. И, по всей видимости, сделал: вырос Бьякуя образцом сдержанности, аристократизма и законопослушания.
  • Fairy Tail — Мираджейн. Агрессивная и дерзкая девчонка, вгоняющая в ужас всю гильдию, после смерти младшей сестры Лисанны превратилась в милую и тихую душу компании. Судя по всему, таким образом Мира решила восполнить для согильдийцев боль утраты, потому что именно такой, спокойной и дружелюбной, была ее сестра. Со временем Мира так втянулась, что не изменила образу даже после возвращения оказавшейся живой Лисанны. Правда, у Миры есть отдушина, позволяющая отдохнуть от маски — её магическая способность «Душа Сатаны», предполагающая как раз все, что было мило сердцу прежней Мираджейн: агрессию, дерзость и костюмчики а-ля садо-мазо.
  • Меланхолия Харухи Судзумии — Коидзуми предупреждает президента школьного совета о возможности такого поворота событий, если тот будет слишком увлекаться своей новой ролью. Намекается также, что и к самому Коидзуми намертво приросла его маска улыбчивого вежливого вице-командира Бригады.
  • JJBA, четвёртая часть — Кира, принявший облик убитого им Косаку Кавадзири, неожиданно для себя обнаружил, что заботится о «своей» новой семье. Впрочем, он сам же тут же нашёл рациональное объяснение: если с «его» женой или сыном что-то случится, это немедленно привлечёт к семье внимание, а ему этого не нужно.
    • Есть теория, что Штрохейм собирался предать Джозефа во время их временного сотрудничества против Карса, но так сильно вдохновился его идеалами, что предпочёл пройти вместе с ним путь до конца.
  • City Hunter — тут неясно, Рё Саеба реально такой идиот или просто придуриваеться.
  • Sin: Nanatsu no Taizai — падший ангел Сатанаэль в аду в итоге смогла возвыситься до Греха тщеславия и главы Семерых грехов, изначально намереваясь внедриться в демоническое общество и служить неким двойным агентом в пользу Рая. Нет, она и по сей день считает себя ангелом, пусть и падшим, но планы у нее демонические — завоевать мир людей во славу Божью.
  • Akame ga Kill! Zero — «Отец», который был для Акаме отцом, поначалу относился к детям, в числе которых была Акаме, которые выжили после пройденного ада в лесу, как к обычным будущим солдатам, которых надо натренировать и всего лишь играл роль заботливого родителя. Спустя годы, сам того не понимая, привязался к ним.
  • Read or Die the TV — воспоминания о, якобы, «детстве, юности и службе Британской Библиотеке», были привиты бумажным повелителям второго поколения для стабильной адаптации в социуме. Но «бумажным сёстрам» проще воспринимать их за настоящие: даже зная всю правду о своём происхождении, острым желанием возвращаться на службу к отвергнувшим их создателям они не горят.
    • Джуниор изначально имел цель внедриться в стан главгероев, чтобы украсть одну из «спящих книг», но начал сомневаться в правильности своих действий, когда узнал, что Нэнси — его мать. А чтение той самой книги и вовсе перевернуло его устои с ног на голову.
  • Jaku-chara Tomozaki-kun — именно это произошло с решившей стать из замухрышки идеальной девушкой Хинами. Даже когда идеальный парень Мидзусава перед ней срывает маску идеального, признается, что ведет себя так скорее из вежливости, но жаждет настоящих отношений и слов, свою маску идеала она продолжает держать и даже отказывает в отношениях.
  • Princess Connect! Re:Dive — Пекорина за маской жизнерадостной обжоры скрывала тоску и страх, что однажды у нее отняли все, даже семью и имя, и неутолимую жажду мести Кайзер Инсайт. Однако, когда та нарочно довела ее до отчаяния давлением на это, Пекорина смогла воспрять и, предложив Кайзер вместе пообедать, чтобы лучше узнать друг друга, преодолеть страх, хотя и не отказаться от восстановления справедливости. И теперь она никакая не Юстиана фон Астрея, а Пекорина.

Видеоигры[править]

  • Risen — в квесте по поиску убийцы герой выступает в качестве наркоторговца с целью привлечь внимание убийцы. Когда он предлагает траву одному из магов, тот удивляется, и герой может ответить, что лишь играет такую роль в целях правосудия. На что маг отвечает: «Осторожно. Часто то, что было понарошку, потом становится правдой».
  • Star Wars: Knights of the Old Republic — у Дарта Ревана маска приросла к лицу совершенно буквально, такая конструкция у нее. И да, эта маска символизирует смену мировоззрения героя.
    • Не прирастала она к лицу «совершенно буквально». Маска Ревана это обычная мандалорская маска, без конструкции на неснимаемость. Он сам поклялся не снимать её, пока не отомстит за уничтожение катарских беженцев мандалорцами, а маска принадлежала мандалорке, которая за этих беженцев заступилась, со смертельным для себя исходом.
    • А вот становление ситхом, чтобы противостоять Императору Ситхов это именно оно.
  • Deus Ex: Mankind Divided, DLC «A Criminal Past» — Дженсену приходится разыскивать агента Интерпола, внедренного в криминальную группировку «Свалка». Правда, из-за долгого срока внедрения у агента сильно испортился характер…
  • Dragon Age: Origins — инверсия с Зевраном. Его обычный имидж асассина-гедониста, который ничего не принимает всерьёз — это маска, под которой он прячет своё чувство вины и плоды воспитания шлюхами и убийцами. Но если игрок заведёт с Зевраном роман и добьётся его доверия, эта маска разлетится вдребезги. Продолжения Origins демонстрируют, что Верность до конца, что бы ни случилось, из всех компаньонов Стража демонстрирует только полюбивший её/его Зевран (не то чтобы другие Стража предавали, но они все расходятся по своим делам — все, кроме Зеврана).
  • Prey (2017) — это может случиться с главным героем. Но тут субверсия — герой может добровольно принять маску, становясь при этом отличным от изначальной личности и от той, которую примерял(а) (а вот примерял(а) недобровольно) на протяжении всей игры.
  • Sleeping Dogs — внедренный в триаду протагонист-полицейский постепенно все больше запутывается в двойной жизни и отказывается завершать операцию, пока не разберется с бандитскими проблемами.
  • Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty — в ходе игры выяснилось, что Роза стала девушкой Райдена по заданию Патриотов с целью сбора максимально возможной информации о нём, для чего ей пришлось сменить цвет волос и даже черты характера. А со временем она влюбилась в него уже по-настоящему, хотя Райден в это, ясное дело, поначалу долго отказывался верить.
  • Call of Duty: Black Ops Cold War — троп отыгрывается напрямую, если Белл остаётся верен команде Адлера и помогает им остановить план Персея.

Визуальные романы[править]

  • Ace Attorney — как и в Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty, но всё усугубляется соседним тропом.
  • Uro no Shoujo — главгад из первой части злой психиатр Макото Рокусики здесь оказывается автором экспериментального метода «изменения личности», суть которого заключается в настоящем тропе. Именно благодаря ему забитая овечка Аяко Сигуса преобразилась в жизнерадостную и энергичную Фуюми Каяхару.
  • The House in Fata Morgana — Служанка была убеждена в том, что является лишь прислугой и частью личности ведьмы как с подачи самой Морганы, так и чтобы забыть собственное трагическое прошлое.

Музыка[править]

  • Песня Masks британской группы Van Der Graaf Generator:
« After all the pantomimes are ended

He peels all the make-up off his face To reveal, beneath, the tears running all down his cheeks: Alone, he opens to the world… but it's much too late. He's been left, in the end, without a face.

»
— Из альбома World Record 1976 года
  • Андрей Данилко в 1991 году придумал себе образ трансвестита Верки Сердючки для того, чтобы выстебывать низкокачественную постсоветскую поп музыку. В итоге данная маска приросла к лицу и он сам стал частью российской и украинской попсы.
  • Аналогичная история с Александром Реввой. Его настоящее имя (Артур Пирожков) уже начинает забываться, в отличие от псевдонима.
  • Алишер Тагирович Моргенштерн. Изначально всегда презирал русский реп, не понимая как исполнители подобной музыки могу быть столь богатыми и популярными. Поэтому, изначально начал своё творчество с выстебывания русского репа, но постепенно сам стал его частью и одним из тех, кого презирал, в чем честно признавался в интервью.

Реальная жизнь[править]

  • Положительный пример — людей с ДЦП учат правильно ходить, потому что их обычная походка может ухудшить качество передвижения. И следить за стилем ходьбы надо постоянно.
  • Люди с врожденными психическими расстройствами вроде синдрома Аспергера (набирает силу точка зрения, что это зонтичный диагноз, а не конкретный синдром) для социальной адаптации приобретают, самостоятельно или под руководством специалистов, специфическое выученное поведение, а также учатся рассуждать «как нормальные люди», чтобы прогнозировать действия окружающих и реагировать социально приемлемым образом, а не так, как для них естественно.
  • Стэнфордский тюремный эксперимент, когда вроде бы нормальные люди слишком сильно вжились в образы тюремщиков и заключённых. (Возможно, результаты эксперимента были преувеличены.)
  • Советский актер Эраст Гарин. Знаменитая гаринская манера речи — не настоящие голос и манера Гарина, а комедийная маска, выработанная на основе манеры речи Николая Эрдмана. Маска приросла так прочно, что Гарин так разговаривал всегда, а не только на сцене или съёмочной площадке.
  • Роберт Дауни-младший запустил проект по очистке планеты от мусора при помощи роботов и нанотехнологий; в случае успеха он намерен закатить безбашенную вечеринку. Кажется, маску Железного человека не так-то просто снять.
  • Актер Крис Эванс, сыгравший Капитана Америку, весьма политически активен, занимается благотворительностью, часто дает отповедь всяким расистам, нацистам и альт-райтам и вообще хороший парень.
  • Прославившаяся в юности как бисексуалка и садомазохистка Анджелина Джоли, чтобы набрать очки в глазах общественности в сравнении с соперницей Дженнифер Энистон, занялась детской благотворительностью. В итоге сама родила троих детей и ещё троих усыновила.
  • На этом основана по меньшей мере половина коррекционной педагогики. «Человек становится для себя тем, кем он выглядит для других»: если требуется, чтобы воспитуемый изменился, его нужно поставить в условия, когда он будет вынужден постоянно, без перерывов, играть роль изменившегося. Масса примеров таких преображений описана у Макаренко, система перевоспитания которого, как бы её ни поносили в постсоветские времена, была весьма эффективной.
  • Самодисциплина и преодоление нежелательных привычек тоже на этом основаны. Книга известного в СССР популярного психолога Владимира Леви «Искусство быть другим» — практически целиком об этом. Я застенчив и опасаюсь разговаривать с незнакомцами, а мне нужно провернуть сложную бюрократическую процедуру? Представлю, что на моём месте какой-то другой человек, улыбчивый и раскованный! Со временем есть все шансы с «ролью» сжиться. За рубежом принцип известен как Fake it till you make it
  • Есть история про французского полицейского, который внедрился в банду и был вынужден вести разгульную жизнь, в результате чего спился по-настоящему.
    • Возможно, он был из тех людей, которым нельзя пить вообще, потому что они привыкают к алкоголю очень легко.
  • Немало интеллектуалов, учёных, спортсменов и вообще выдающихся людей начинали с того, что решили прочитать пару книжек или слегка попинать мячик, чтобы произвести впечатление на приятелей и пофорсить перед одноклассницами. Будьте осторожны: поддавшись такому искушению через какое-то время можно с удивлением обнаружить у себя красный диплом и учёную степень или набор медалей и спортивных титулов.
  • Бывают и обратные примеры — внедряясь в менее интеллектуализированные сообщества, ученые начинают понимать, что бытие таки определяет сознание. Например, история про проработавшую на заводе в провинции несколько месяцев девушку-социолога, исследовавшую трудовую культуру изнутри, и в итоге едва ушедшую обратно в мир науки.

Примечания[править]

  1. В литературном первоисточнике — таки сделал.