Тёмные боги

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Боги Хаоса из Вархаммера: Кхорн, Тзинч, Нургл и Слаанеш.

Тёмные Боги по облику и по сути очень похожи на архидемонов, однако соотносятся с ними так же, как Анти-Бог соотносится с Сатанинским архетипом. Тёмные Боги не восставали против своих светлых собратьев и не были свергнуты с небес — они вполне самодостаточны и равноправны с богами обычными.

С другой стороны, от титанов эти боги отличаются тем, что не являются «родителями» светлого пантеона — они плюс-минус одного поколения.

Так же, как и в случае с Анти-Богом, проведение границы, какие боги светлые, а какие тёмные, зачастую крайне субъективно и зависит от того, на какой стороне находится сам поклоняющийся. Особенно если в этом мире Тьма не есть зло, или наоборот, действуют принципы Злой бог, злой дьявол в сочетании с Боги — сволочи. Вполне светлые пантеоны олимпийцев или асов в мифологии творят порой такое, что по нынешним меркам они явные кровожадные чудовища (ох, не без оснований христианская церковь их всех скопом в демоны записывала, хотя, объективно говоря, её объект для поклонения был не лучше, если Ветхий завет почитать, но это уже другой троп). И наоборот, какие-нибудь ктулхи с тентаклями могут, в представлении конкретного автора, оказаться не такими уж плохими ребятами.

Как же отделить тёмного бога от светлого? Проще всего было бы сказать, что тёмный бог — это рэкетир вселенского масштаба. Его способность отнимать намного выше, чем способность дарить. Светлому богу молятся, поклоняются и приносят жертвы по принципу «ты мне — я тебе», то есть чтобы он сделал добро поклоняющемуся. Тёмному богу молятся по принципу «ты мне, чтобы я тебе не» — чтобы он либо не делал зла самому молящемуся, либо сделал зло его врагам. Соответственно, поклоняющиеся выделяют именно негативные, агрессивные аспекты своего бога — что по их мнению, должно вселить ужас в сердца неверующих, а на практике зачастую приводит к тому, что их бог выглядит в глазах посторонних полным чудовищем, а сами они — мраккультистами.

Тем не менее, вышеуказанный критерий также субъективен, поскольку многие боги обладают примерно равными разрушительными и созидательными аспектами, а то, что им не повезло с культистами, которые явно имеют садомазохистские наклонности — не их вина. Да и автор может считать, что вымышленное божество у него вполне светлое, а с точки зрения читателей — получился мерзавец. И наоборот тоже случается — когда тёмное с точки зрения автора божество не выглядит таким уж жутким для потребителей произведения.

И всё-таки можно выделить один относительно объективный критерий, по которому можно выделить тёмного бога. Если культисты других, конкурирующих религий по отношению к нему выступают атеистами-диссидентами — то есть признают, что этот бог существует и сравним по могуществу с их богом/богами, но при этом считают, что он поклонения не достоин. Мнение «обычного», тотального атеиста-диссидента, который считает, что все боги — сволочи, в данном случае менее значимо.

А ещё возможен вариант Вам террористы, нам — партизаны, когда одного и того же бога одни считают тёмным, а другие светлым[1].

Примеры[править]

Мифология[править]

  • В античной мифологии есть два больших семейства богов. Первое — потомки Геи (в том числе, титаны и олимпийцы), второе — потомки Хаоса. Что характерно, основатели второго семейства темные в прямом смысле — это родившиеся из Хаоса Эреб (Мрак) и Нюкта (Ночь). Потомство Эреба и Нюкты обычно обладает довольно мрачными божественными специальностями. Немезида и Танатос как раз их дети; Эрида, протроллившая олимпиек яблоком раздора, — тоже. Олимпийцы этих ребят побаиваются, поскольку младше и не имеют над ними силы (а вот хаоситы над олимпийцами силу как раз имеют). Стоит отметить, что есть среди них и светлые вороны — Эфир и Гемера (последняя светлая в прямом смысле — богиня дневного света).

Литература[править]

  • Метавселенная Рудазова — довольно дофига их. Правда, известно, что Тёмные боги — это павшие Светлые, но менее равноправными они от этого не становятся. Главное различие в рамках сеттинга — альтруизм и эгоизм. И среди Светлых может попасться бескорыстный мудак (вроде Анансэ), и среди Тёмных — в общем-то неплохой, но весьма своекорыстный парень (вроде Нергала).
    • Есть и другой признак — правда менее абсолютный — озвученный самим Нергалом — светлые боги обычно хотят, чтобы их любили, а тёмные — чтобы их боялись.
    • И да, далеко не все Тёмные боги — архидемоны и архидьяволы, как верно и обратное утверждение. Так, из архидемонов Лэнга богами являются только С’ньяк, Ктулху и Йог-Сотхотх, в то время как боги Дагон и Нергал, хоть и правят вассальными Лэнгу царствами, но к такульту не допущены и архидемонами не являются.
  • Мифы Ктулху и Цикл Снов Говарда Лавкрафта — все Великие Древние и большинство Иных Богов. «Светлые» Великие и Земные Боги — изрядные сволочи, но на фоне Древних и Иных хотя бы более-менее человечные.
  • Упорядоченное Ника Перумова — многие (если не большинство) Древних богов как раз являются представителями тропа. Чаще всего упоминается Темная шестерка, изначальные боги Эвиала.
  • Prince of Nothing — вообще-то под троп подходят все местные боги, проклявшие мир и всех его жителей на вечные страдания за грехи, но к т. н. «воинственным» богам местного пантеона такое отношение наблюдается и внутри сеттинга — это совершенно неадекватные создания, зачастую карающие своих последователей и помогающие своим противникам чисто ради процесса. В несколько меньшей степени, чем воинственные, подходят и т. н. «карающие» боги, к которым обращаются не за помощью, а за спасением от божественного наказания.
  • Сет в книгах о Конане-варваре и ещё несколько богов оттуда же. Хотя по факту это не Сет, а скорее Апоп (Апеп, Апофис).
  • Лев Прозоров, «Евпатий Коловрат». Велес Отец Могил прямо называет себя «Тёмным», и говорит, что его владения сходятся со «Светом» лишь когда день становится равен ночи (равноденствия).
  • Богумил Мурин, Владимир Титов, «Одна нога здесь…» — Чернобог, верховный Владыка всех тёмных сил: от демонов-шуликунов, оборотней и прочей нечисти до масонов.
    • …да и Велес не очень «светленький»!
  • А. Смирнов, цикл «Кельрион». В местном панте6оне изначально было три равноправные группы богов: светлые, гм, сумеречные и собственно тёмные. Правда на момент действия основного цикла сумеречные истреблены окончательно, совместными усилиями, тёмные близки к этому, но еще очень даже потрепыхаются, а «светлые» в значительной мере отыгрывают троп «Боги — сволочи».

Телесериалы[править]

  • «Зена — королева воинов» — Дахак. Кстати Сатана тут тоже есть, но богом он не считается. А у фараона Рамзеса была книга «Некрономикон» и её явно не Дахак писал…

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Noragami — собственно, вся история и крутится вокруг попыток темного бога смерти и разрушений Магацуками Ябоку стать добропорядочным светлым божеством Ято. Кофуку также Тёмный бог, но её это устраивает.

Видеоигры[править]

  • Gothic — Белиар, один из трёх богов мира.
  • Серия Forbidden Siren — в первой части Датацуси, во второй — Мать и Отошиго (а также погибший «правитель» из тела которого эти двое появились).
  • Mortal Kombat — Шиннок уже тёмный, Рейден периодически таким становится, а остальные боги хоть и не тёмные но проку от них мало… А ещё есть Кроника!
  • The Elder Scrolls — даэдра. Не причастны к созданию Нирна, что, кстати, даже делает их сильнее аэдра, которые буквально вложили в этот мир часть себя, однако, пробраться в Нирн из родного Обливиона им от этого сложнее. В моральном плане почти все они довольно тёмные и покровительствуют чему-то мрачному, вроде насилия, подчинения, интриг, разложения, каннибализма, безумия и т. д. Естественно, свои (мрак)культисты у них тоже есть, некоторые даже удостаиваются достаточно ценных наград и артефактов. А некоторые народы могут даже поклоняться им официально.

Настольные игры[править]

  • Warhammer, обе линейки — Боги Хаоса же! Причем в сороковнике у них есть серьёзные конкуренты в этом деле — К’Тан.[2]
    • В ФБ же помимо великолепной четвёрки есть ещё два бога Хаоса помельче — Хашут и Рогатая Крыса. А также целая половина эльфийского пантеона, из которых самый заметный Кхейн: Высшие Эльфы ему поклоняются с опаской, а в Империи этот культ запрещён наравне с Хаосом[3].
  • В D&D в каждом пантеоне присутствуют добрые, нейтральные и злые боги. Отношения между ними больше, впрочем, напоминают не метафизическое противостояние, а внутрикорпоративную грызню. Например, в Мацтике (СФК Южной Америки времен конкистадоров) амнийский пантеон, позабыв о вечной борьбе добра со злом, противостоит конкурирующему местному пантеону.

Примечания[править]

  1. Читателю предлагается сравнить роль дэвов/асуров в индуизме/зороастризме.
  2. Некоторые не очень уважающие официальный лор (увы, стабильные ретконы каждую редакцию и вправду не прибавляют лору уважения в глазах фанатов) фанаты любят придумывать офигительные истории про то, что К’Тан и Боги Хаоса — это одно и тоже. Мол, Обманщик — это Тзинч (а некоторые замахиваются ещё дальше и заявляют, что Мефет’ран — это Цегорах), а Свежеватель — Кхорн (или Нургл, ибо проклял разложением). Несмотря на то, что в каноне четко прописано, что первые представляли собой существ из чистой энергии, питавшихся излучением звезд (а потом перешедших на более питательную и вкусную диету из душ разумных существ), а вторые — это чужеродные чудовища, возникшие из наиболее сильных и темных эмоций разумных рас вселенной в Варпе — измерении чистой психической энергии. Более того К’Таны, если не вносить поправку на то, что в Имматериуме перманентно творится полнейшая хронокаша, существовали до превращения Эмпирея в Варп, потому как участвовали в «Войне в Небесах», в ходе которой боги Варпа и начали зарождаться. Впрочем, учитывая любовь авторов лора к не до конца понимающим происходящее рассказчикам и нетривиальным сюжетным ходам, наличие внезапных дополнительных связей между К’Танами и богами Хаоса фэндомом всё же так или иначе ожидается. Нет, ну совсем не обязательно, чтобы они оказывались одними и теми же лицами, но пара-тройка общих скелетов в шкафу у них наверняка найдётся — такой уж тут сеттинг.
  3. Да-да, тут нет такой абсолютной ксенофобии, и имперцы, как порядочные язычники, не против вписать к себе приглянувшегося чужого бога. Они ему даже альтернативную биографию придумали. Кстати, по любой из версий здешний Кхейн занимается главным образом тем, что тырит души из чужих загробных миров потому что своего царства ему не дали.