Бог создаёт — чёрт портит

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Просто и прямолинейно. Чёрт тут не «санитар леса», а простой вредитель. Классический двухполярный сеттинг, одна высшая сила хорошая, другая плохая. Проще, чем шашки.

Как правило, подчёркивается, что силы зла сами ничего создать не способны, а только испоганить то, что силами добра создано.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Армейская мудрость: бог создал сон и тишину, а чёрт — подъём и старшину.
  • Народный американский (кажется) анекдот: Бог создал всё сущее, чёрт, глядя на это — частную собственность. Бог в ответ создал деньги, чёрт — жадность и воровство. Бог создал суд, чёрт — взяточничество и несправедливость. Тогда Бог создал адвоката. Чёрт создал второго адвоката.

Мифология[править]

  • Ахура-Мазда (Ормазд) и Ангра-Майнью (Ариман) в персидской мифологии. Ариман — это сгусток всего того неблагого, что изгнал из себя изначально всеобъемлющий Ормазд, потому и пакостит. По другим версиям он — злой брат-близнец Ахура-Мазды.
  • В ряде версий восточнославянских космогонических мифов все выглядит именно так. Бог создает Землю — чёрт изрывает ее горами и оврагами. Бог создает человека — чёрт делает его склонным к болезням и смертным. Первоисточник — древнерусские христианские апокрифы. Откуда это взялось там — либо из гностических средневековых учений, либо из аутентичных языческих мифов древних славян — вопрос дискуссионный.

Литература[править]

  • Легендариум Толкина! Мелькор был вторым после Эру Илуватара, но захотел стать первым — в итоге и сам превратился в ничтожество относительно других валар, и всякую способность созидать потерял, только и оставалось, что коверкать светлые творения. Из эльфов вывел орков, из майар — балрогов и так далее.
    • При этом Толкин столкнулся с проблемой: не у всего, что на стороне зла, были светлые аналоги-прототипы. Допустим, троллей Моргот сделал из энтов, а крылатых тварей, на которых потом летали назгулы — из тех самых орлов… но вот что с драконами делать? Профессору очень хотелось, чтобы они в Арде были, но дать Мелькору возможность создать их с нуля не позволяли принципы. Ну не может зло творить, вот хоть ты тресни. Дополнительная загвоздка в том, что всё, что на стороне зла, по определению должно быть слабее своего светлого противовеса, а драконы, как ни крути, были одними из самых могущественных сущностей в Арде (тот же Смауг, представлявший в своей эпохе серьёзную угрозу, на фоне драконов прежних эпох показался бы безобидной зверушкой). Так Толкин и не смог это противоречие разрешить.
    • Между строк читается, а в письмах Толкина прямо проговаривается, что драконы не были буквальным образом созданы, а произошли от падших вместе с Морготом майар, принявших драконий облик, первым из которых был небезызвестный Глаурунг; возможно — от скрещивания их с земными рептилиями. Тогда никакого противоречия — полукровкам с полноценными майар не равняться.
  • Роза Мира — у Даниила Андреева, оппоненты светлых сил Шаданакара тем и занимаются, что ежесекундно по всем фронтам вставляют им палки в колеса, а не только искушают людей, и провоцируют на что-нибудь, затрудняющее путь к просветлению и ухудшающее карму. Но делается это не как зло ради самого зла, лишь бы светлым напакостить, а как разноплановая стратегия в конкуренции за ресурсы всей брамфатуры. Сверхзадача провиденциальных сил — максимально просветлить все и вся, причём основную часть этого должны выполнить люди своими руками и душами. Ангелкам же останется подмахнуть бумажки в небесной канцелярии и отчитаться о проделанной работе. Сверхзадача демонических сил — не допустить такого основательного просветления брамфатуры, иначе им в ней станет совсем негде приткнуться и нечем питаться. Как подчеркивал автор, человечество на Земле, по мере своего развития, становится все более значимым козырем в этой игре бобра с ослом, но на ход глобального противостояния решающее действие едва ли окажет, даже если техногенно выпилит себя вместе со всей биосферой. Не мы первые, и не мы последние.
  • Скотт Александер, «The Goddess of Everything Else» («Богиня всего остального», гуглятся аж два перевода на русский) — коротенькое полемизирующее произведение, где всё наоборот: там Богиня Рака создаёт жизнь, а Богиня Всего Остального занимается эволюцией.
  • BIONICLE, цикл «Легенд» — когда-то были созданы два брата: Артакха заслужил себе Маску Созидания и начал творить, к нему попадали лучшие из работников-маторанов на залитый светом остров; второй брат, Карзахни, должен был исправлять ленивых и перестраивать покалеченных, но делать этого не умел и просто собирал маторанам заметно ослабевшие тела, промывал мозги, давал оружие для самообороны и отсылал подальше, чтобы о его неудачах ничего не было известно.

Компьютерные игры[править]

  • TES — с фитильком. Даэдрические принцы могут только менять Нирн, в большинстве случаев в худшую сторону.
  • Dragon Age — с фитильком, так как конкретных Бога и Черта тут нет. Однако духи и демоны — это сгустки человеческих эмоций, только демоны представляют собой искаженные версии «светлых» эмоций: доблесть — гнев, мудрость — гордыня и т. п.

Комиксы[править]

  • Жан Эффель, «Сотворение мира и человека», «Адам познаёт мир» и т. д. Дьявол постоянно вмешивается в Высший Замысел, подкидывая в него какие-то тролльские добавочки.
  • «Душа возвращается на землю» — Загур в принципе не способен творить, зато может искажать и развращать других, и даже однажды похитил у Гнасы одну искру, породив таким образом бога войны и кучу иного злого потомства.