Клирик-прагматик

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Если Гримгно верил, что любого из богов можно умертвить, то некромант считал, что каждого из всё тех же богов можно и купить, и продать, причём раза по три »
— «Дорога из костей», фанфик по Ночами Невервинтера

Этот паладин носит символ какого-нибудь бога на своих доспехах, клянётся его именем, разит его врагов, возможно, даже творит именем бога какие-то чудеса. Он может молиться, если молитвы — пища богов. Но он в этого бога не верит — в религиозном смысле слова «вера».

Нет, существование своих богов он вполне признаёт — однако не считает их высшими моральными авторитетами. Как и атеист-диссидент, он считает, что боги — это просто могущественные сущности, от которых при определённых условиях можно получить либо по морде, либо ценные плюшки. Только атеист-диссидент предпочитает первое, а клирик-прагматик — второе. Зачем бороться с явно могучей потусторонней тварью, если можно с ней договориться? Это всё равно, что плевать против ветра. Однако, если плюшек становится недостаточно, клирик-прагматик вполне может перейти к другому, более щедрому богу.

Он может даже считать, что его боги — сволочи, однако то, с чем он борется — ещё хуже, поэтому любая помощь в данном случае пригодится.

Близкий троп — Пастырь нерадивый. Однако клирик-прагматик может выполнять свои обязанности вполне добросовестно и старательно. Просто он не собирается впадать по этому поводу в экзальтацию. Сжечь еретика — пожалуйста, но совсем не обязательно для этого считать, что еретик делает что-то плохое. Ничего личного, приятель, просто такой мой бизнес с небесами.

Можно разделить на два подтропа:

  1. Клирик-торговец старается поддерживать со своим богом хорошие отношения. По-человечески хорошие. Как с другом или начальником. Ссориться с боссом — глупо, но и любить его, открывая ему всё сердце — не менее глупо.
  2. Клирик-паразит пользуется силой бога, абсолютно не интересуясь, что сам бог об этом думает. Его чудеса больше похожи на магию — если ритуал выполнен правильно, бог ОБЯЗАН предоставить определённые сверхъестественные проявления, так почему бы не воспользоваться этим? А ритуалы могут быть разными — как принесение в жертву первенца, так и порка идола за то, что не послал хороший урожай.

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Генри Лайон Олди, трилогия «Чёрный Баламут» — почти все брахманы (жрецы) и все яджуны (колдуны) в этой вселенной являются сабжем. Причём клирик-торговец — это ещё для бога хорошо, но клирики-паразиты встречаются не в пример чаще. Но даже яджун-паразит, бессовестно уловивший бога в сеть очередного ритуала (один из томов так и называется — «Сеть для Миродержцев») относительно безобиден в сравнении с просветлённым отшельником, взламывающим своими духовными заслугами само мироздание.
    • Стоит только заметить, что почти все брахманы, подавляющее большинство яджунов и великое множество просветлённых отшельников не понимают, что конкретно они при этом делают, так что к теме статьи относятся исключительно краем. А те из них, которые понимают, обычно утрачивают изрядную долю прагматичности. Когда осознаёшь, что в буквальном смысле вынуждаешь бога делать то, что ты хочешь, как-то пропадает желание заставлять его идти против собственной природы: а ну как запомнит и припомнит? Боги — они злопамятные.
  • Метавселенная Рудазова — оба главных героя, Креол и Олег Бритва, служат богине Инанне. Однако Олег любит её как женщину, а не как бога (хотя и понимает, что ничего между ними быть не может, слишком велика разница). Креол же чересчур горд и эгоистичен, чтобы любить кого-то, кроме себя, у него с Инанной чисто деловые отношения.
    • При этом Мардука, бога магии, Креол действительно почитает, правда, не как бога и высшую силу, а как умелого коллегу и образец для подражания, так как он смог стать богом, к чему и стремится Креол.
    • А Олег вообще исповедует католицизм и даже какое-то время послушничал у Торквемады.
    • Епископ Дрекозиус из книги «Криабал» в богов, разумеется, верит, поскольку их существование на Парифате — факт доказанный. Но истинного религиозного рвения у него отродясь не было, он и в священники-то пошел потому, что работа это непыльная. Чаще всего возносит молитвы Звёздному дракону Якулянгу — это не самое популярное божество, поклоняются ему в основном обитатели болот и те народы, что покрыты чешуей… но именно это и стало для Дрекозиуса решающим аргументом. Он рассудил, что раз люди редко возносят Ползущему свои молитвы, то его обращения вряд ли пройдут мимо ушных отверстий божества. При этом он, без балды, избран богами для поисков того самого Криабала — величайшей магической книги всех времен и народов.
      • Впрочем, в следующей книге — «Апофеозе» — факт его избрания богами ставится под сомнение. С другой стороны, один небольшой дар от Якулянга, как ни крути, он на самом деле получил.
  • Страж — инквизиция сотрудничает как с минимум одним меркантильным демоном.
  • «Дети против волшебников» — здесь под таким соусом подано православие, причём вторым вариантом. Зачем верить в бога? Ну, за это даётся иммунитет к обычной магии и возможность получать помощь свыше в особо тяжелых ситуациях. А что ещё нужно делать? Ничего, просто верить, этого достаточно.
    • По факту и по механике — да, однако сами герои так не считают — они всё же искренне уверены, что православие — хорошо, а колдовство — плохо. Так что здесь этот троп с сильно прикрученным фитильком. Лучше приводить персонажей, которые именно не веруют, и сами это сознают.
    • Более того, данный подход работает только на уровне стратегического управления. Руководитель какой-нибудь структуры, рискующей столкнуться с враждебной магией, может понимать полезность людей, обладающих русской/византийской защитой, и стараться увеличить процент православных в команде. Но на уровне индивидуума логика «Я хочу получить иммунитет к магии, поэтому буду верить» не работает. Конкретный человек получает помощь свыше (включая вышеупомянутую защиту) только в том случае, если он обладает личной верой и, в определенной мере, личной праведностью (второе, впрочем, проистекает из первого).
      • Осталось только уточнить, что именно протагонисты там понимают под праведностью. А представления о ней у них весьма… специфические.
  • «Хроники Арции» Веры Камши — несколько значимых персонажей.
    • Архипастырь Филипп в первой книге — мудрый князь церкви, ищущий способ победы над приближающейся угрозой.
    • Его преемник архипастырь Феликс. Бывший военный, ушедший в церковь. В тишине своей кельи вместо святых писаний предпочитал читать военные трактаты и изучать сражения древности. Во время Войны Оленя это пригодилось.
    • Кардинал Максимилиан — прагматичный политик, поддерживавший положительных героев в ходе Войны Оленя. По воспоминаниях героев позже стал циничным политиком, сыгравшим свою роль в переписывании истории войны.
    • Кардинал Евгений в четвертой книге — мудрый старец и ментор главного героя. Прагматичный политик, не особо верящий в загробное воздаяние.
  • "Конгрегация" Надежды Поповой - сам главный герой Курт Гессе. То есть, в Бога он, безусловно, верит, с Его врагами борется и даже чудеса от Него получал. Но достаточно длительное время пребывал в убеждении, что служит не Творцу всего видимого и невидимого, а просто некоей сверхъестественной сущности, одной из многих, в отличие от большинства, настроенной к людям по-доброму. Однако, по его собственным словам, подобные убеждения не помешали бы ему казнить за ересь того, кто начал бы высказывать аналогичные идеи публично, поскольку служит Гессе не столько Богу, сколько Империи. А для единства Империи расшатывание религиозных скреп, какими бы они ни были, однозначно будет вредом.
    • И даже несмотря на то, что на текущий момент взгляды Гессе вновь практически согласовались с официальной идеологией, вопросы остаются. Например, Азатот и его слуги не боятся святой воды и иных церковных святынь - якобы потому, что никак не связаны с Люцифером, на борьбу с которым всё это заточено. С точки зрения реальной догматики и простой логики выглядит странно.

На других языках[править]

  • ПЛиО — лорд (и самозваный король, а технически — претендент на всеимперский престол) Станнис Баратеон. Тянет на один из эталонов. В отличие от своей кураторши духовной наставницы, фанатичной жрицы Мелисандры, Станнис относится к Красному (Огненному) Богу Рглору именно в духе тропа. Этот человек и сам-то себя не ощущает не то что «высшим», но и сколько-нибудь значимым моральным авторитетом — ну как он будет ощущать таким божество, которое предписывает почитание Теней, «теневую» и сексуальную магию (Станнис не любит разврата, а секса как факта жаждет и боится), магию крови, принесение в жертву живых людей, а особенно детей «ибо они невинны и кровь их Рглору сладка»?! Но всё это не мешает Станнису сделать расчётливую «ставку» на Рглора и рглориан, чтобы с их помощью постараться прийти к власти (и тогда уж напричинять Добра и нанести побольше блага, а также оторваться за все свои былые личные обиды, ага).
    • В книгах сюжет пока топчется на месте и до этой критической точки не дошёл — а вот в телесериале-экранизации Станнис сжёг на костре родную дочь. По требованию Мелисандры. Очень страдая при этом, но уговаривая сам себя, что это «ради великого дела». Плюшечку-то бог сразу дал, вот только Станнису от этого было не легче — быстро проиграл и погиб. Что породило фанатскую теорию о том, что Рглор — или всего лишь жреческий совет, выступающий под этим псевдонимом? — решил Станниса тупо «слить», ставя на совсем других политических деятелей, а от Станниса решил просто взять напоследок всё, что тот может дать.
  • Роджер Желязны, «Остров мёртвых» — местным богам, чтобы явиться в мир, нужен именно сабж.
  • «Досье Дрездена» — Саня, один из трёх Рыцарей Креста, паладин Господа Бога — агностик. При том, что он получил меч лично в руки от архангела Михаила. Представьте себе.
    • Да и сам Гарри.
  • Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка» — Отто Кац. Еврей, после призыва в армию заделавшийся фельдкуратом. «Он крестился. Обратился к Христу, чтобы Христос помог ему сделать карьеру. Обратился доверчиво, рассматривая этот шаг как коммерческую сделку между собой и сыном божьим».
  • Князь Пустоты — Анасуримбор Келлхус. Изначально выдавал себя за пророка для того, чтобы воспользоваться войском инритов в своих целях, но когда понял, что боги и правда существуют, принял решение с ними договориться. Его сын Кельмомас тоже подходит — сначала захотел убить отца, чтобы сослужить службу богу-трикстеру Айокли, а когда потерпел неудачу — стал выслуживаться перед богом-императором.

Кино[править]

  • «Доктор Стрэндж» — по первому варианту это делают Кецилий со своими приспешниками, а по второму — Старейшина.
  • «Д’Артаньян и три мушкетёра» — такой позиции придерживаются гвардейцы кардинала, если верить их песне «Притон, молельня, храм или таверна». Мы не разбираемся в религиозных тонкостях, да и заповеди соблюдать у нас кишка тонка — зато у нас есть твёрдые руки и острые клинки, которые можно продать кардиналу — а уж он в этом разберётся.

Видеоигры[править]

  • Gothic — Ксардас, вроде как ушедший от служения светлому богу Инносу к тёмному богу Белиару. Фактически использовал дарованные им силы с собственными целями — уничтожить магический барьер, заручиться поддержкой Избранного и в итоге избавить мир от власти богов.
  • WoW — таковыми являются гоблины и гномы — жрецы и гоблины — шаманы — Светом они просто пользуются, соблюдая ритуалы и веря в себя(хоть во что-то верить надо, иначе работать не будет), а со стихиями (относительно) честно договариваются.
    • Положительные жрецы Тьмы (А большинство из них — это персонажи игроков) Древним Богам не поклоняются, но их силами пользуются. Правда источник сил у жрецов тьмы — довольно сложная тема — Древние Боги — не единственные источник таких сил.
    • Паладины эльфов крови времён the Burning Crusade вообще брали силы света не из веры, а силой забирая их у наару, как в то время силы получали эльфийские жрецы — в лоре не уточняется.

Аниме и манга[править]

  • Youjo Senki — Существо X пытается заставить Таню верить в себя. Смогло добиться только сабжа.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — многие Чемпионы Хаоса, особенно из Космодесанта, поддерживают такие отношения с Богами Хаоса. Самый яркий пример — Абаддон Разоритель, величайший гешефтмахер Галактики. Каждый Бог Хаоса из Великой Четвёрки поддерживает его лишь потому, что не хочет отдавать своим конкурентам.
    • У Повелителей Ночи это часть официальной идеологии Легиона — «использовать Хаос, а не служить ему». В ту же копилку идут и Железные Воины, уважающие только своего демонического примарха Пертурабо и норовящие заменить мутационные «благословления» Тёмных Богов кибернетическими протезами. А кому служит Альфа-Легион — вообще не факт, что знает хотя бы он сам.
    • Тёмные Механикум как есть. Для них Хаос и вовсе выглядит источником силы и полем для самых безумных экспериментов.
  • Warhammer Fantasy: Age of Sigmar — Морати, эталонная злая королева прошлой эпохи, умудрившаяся пережить даже Конец Времён, являет собой сабж клирика-паразита. Она где-то раскопала череп Кроваворукого Кхейна и организовала масштабный культ в его честь. Вот только все подношения паствы идут вовсе не возрождение Кхейна, а на наделение самой Морати божественной силой.Таки пришла к божественному статусу,успев кинуть Зигмара,отжать у него один из городов и замириться на почве борьбы с еще большей угрозой. На всякий случай, кхейнитский культ не распустила.