День сурка

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Временная петля»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья «Groundhog Day» Loop. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Clock groundhog day.jpg

(link)

ТЕОРИЯ ИДЕАЛЬНОЙ ПЕТЛИ

День сурка — это вид временной петли, попадая в которую, персонаж вынужден вновь и вновь переживать один и тот же день, пока не найдет выход, исправив причину появления временной петли. Название происходит от фильма «День сурка» с Биллом Мюрреем в главной роли. Является зацикленной разновидностью альтернативного таймлайна.

Каждое утро персонаж просыпается и наблюдает повторяющуюся цепь событий, одни из которых являются маркерами времени (утреннее шоу по радио), а некоторые влияют на возможный исход ситуации (попадание под машину прохожего). Задача героя — сначала выяснить, что пошло не так, а затем это исправить, умудрившись при этом спасти как можно большее количество народу, попавшего в беду в этот день.

Герой, обнаружив себя во временной петле, сначала очень расстраивается и злится, затем злость уступает место любопытству и он начинает экспериментировать: признаваться в любви, объедаться в ресторанах, посылать к черту постылого шефа и так далее. Затем герою все это надоедает и приходится заниматься делом, то есть бороться с судьбой, пытаясь выбраться из западни.

Общаясь с другими персонажами, герой часто убеждает их действовать в его интересах, демонстрируя знания, полученные им за предшествующие попытки выбраться из дня сурка. Кроме того, его способность быстро решать проблемы здорово их удивляет (с другой стороны, сделав 54 попытки, как главный герой Day Break, еще и не такому научишься).

Важно, что герой, проживающий день сурка, все-таки не знает, что же от него требуется сделать и ему еще предстоит это выяснить. Если герой получает знание о том, что нужно сделать, до попадания во временную петлю, а в петле ему лишь остается определиться со способом, — это уже другая ситуация.

Если возврат в прошлое контролируется героем, это Вернуться и переиграть.

Близкий троп — Колесо Сансары, когда концовка произведения в мельчайших деталях совпадает с его началом.

Примеры[править]

Мифология[править]

  • У индоевропейских народов, по мнению Иванова, Дюмезиля, С. В. Алексеева и других видных культурологов, именно такой характер носили главные мифы: «солнечный» (про пленение и освобождение Солнечной Девы), «близнечный» (про инцест близнецов и их наказание), «основной» (про поединок бога-громовержца со змеем), смерть и воскрешение бога природы (Диониса\Бальдра\Ярилы). Так как ими объяснялись цикличные явления природы, получалось, что, например, каждую весну бог-громовник побеждает ящера, «освобождая воды», после чего природа расцветает, а осенью всё повторяется вновь. Если эта теория верна, то у индоевропейских богов каждый год был годом сурка. Вечно. Брр.
    • С другой стороны, при отсутствии (или малодоступности) глобальной истории и видимого материально-технического прогресса каждый год таковым и является почти для всех, кроме королей: посеял, прополол/окучил, выкопал/сжал, съел за зиму, а с весны всё по новой. И никаких тебе новых мобильников каждые полгода.
      • Не совсем так: сам герой растет, взрослеет, стареет, то же и окружающие. Еще он может жениться, завести детей, которые опять же будут расти-взрослеть-стареть-жениться-выходить замуж-заводить детей… Так что полного Дня Сурка у обычных людей и тут не будет.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Братья Стругацкие:
    • «Машина желаний» — петля не только во времени, но и в пространстве: попавшие в неё люди вечно ходят по одному и тому же маршруту…
    • С. Ярославцев (А. Стругацкий), «Подробности жизни Никиты Воронцова», пополам с Шо, опять?!. Заглавный герой, многократно умирая, снова воскресает в один и тот же день 1937 г. (нет, Гулаги и рабы не прилагаются!), причём в чём-то эти жизни схожи, а в чём-то — отличаются. После смерти он возвращается в себя же молодого, сохраняя при этом воспоминания множества прожитых им жизней. Как он сам записал в дневнике в начале очередного цикла: «Кого вверх, кого вниз, а меня опять назад, начинай всё сначала». Примечательна и другая его фраза в этом же дневнике: «Никак мне не мрётся».
  • Сергей Михалёв, рассказ «Форс-Мажор»: аэродромный диспетчер каждый раз возвращается в тот же день, но на долю секунды раньше, чтобы предотвратить авиакатастрофу. Начав с самого момента крушения, он «отматывает время» на несколько часов назад, чтобы наконец подобрать ключи ко всем узким моментам и выполнить свою миссию.
  • В романе «Vita Nostra» Дяченко героиня в какой-то момент многократно проживает один и тот же день. В том числе это мешает её личной жизни — ежедневные дежурные признания в нежных чувствах от парня в итоге достают её настолько, что она хамит ему. И именно этот вариант дня становится истинным.
  • С. Лукьяненко, «Калеки» — сторожевая система корабля при попытке несанкционированного проникновения захватила разум компьютерщика Трейси и крутила по кругу искажённые воспоминания из его детства, давая в конце вспомнить реальность, а потом опять погружая в искажения.
  • Рассказ Владимира Покровского «Жизнь Сурка Или Привет от Рогатого»: главный герой раз за разом переживает одну и ту же жизнь и всякий раз в возрасте 37-38 лет оказывается убит при участии одно и того же человека.
  • Макс Фрай, «Дар Шаванахолы» — почему в Ехо нет художественной литературы? Да потому что любой роман порождает недоделанный мир, и его обитатели обречены мыкаться в вечном дне сурка, произнося, к примеру, раз за разом одни и те же реплики… Жуть, правда? По счастью, это лишь следствие проклятия, которое в конце концов оказывается снято, а недоделанные миры с удовольствием уничтожает Лойсо Пондохва.
  • Леонид Каганов, «Ошибка 2000 года»: в конце 1999 года Боб Гест, глава мировой софтверной корпорации, обеспокоен предстоящими проблемами из-за «ошибки тысячелетия». К нему является чёрт и предлагает необычное решение проблемы: сделать так, чтобы за 1999 годом вместо двухтысячного наступил тысяча девятисотый. Уже подписав договор, БГ осознаёт (а чёрт подтверждает), что это означает «век сурка» для всего мира.
  • Майк Гелприн «Теперь так будет всегда» — трое фошшыстов попали под взрыв какой-то особо мощной бомбы и угодили в месяц сурка… Так бы они и мучались от голода, пожирая птичек, змеек, друг дружку и изредка заблудившихся лыжников, если бы однажды не наткнулись на русскую партизанку — тоже в «месяце сурка», но просыпающуюся в начале каждого цикла чуть раньше плохишей.
  • Евгений Бенилов «Тысяча девятьсот восемьдесят пятый» — творческое развитие «1984» на просторах Евразии Евразийского Союза (Соединённые Штаты Океании присутствуют в фоне). Каждый год 31 декабря 1985 года все электронно-вычислительные машины переводятся на 1 января 1985 года… Ну и прочее такое.
  • Ольга Ярошинская, «Прекрасный день» — в бесконечном дне сурка застряло всё человечество.
  • Ориджинал Свобода от Hell-Land о ГГ, которая является персонажем компьютерной игры, где после каждой концовки события игры со сроком на 10 недель(то есть, два с половиной месяца, а прохождений было 1024 — то есть, прошло там около 196 лет) начинаются заново. Потом она это осознаёт и сумеет спустя много других попыток освободиться, убив своего деда, который якобы заварил всю эту кашу по лору. На самом деле, это были мучения в Муген Дзигоку души создательницы этой самой игры, чью память о первой жизни стёр Ками, и для освобождения она уничтожила его «физическую» оболочку путём убийства персонажа, тем самым сбежав из этого ада с одобрения Шинигами.
  • «Дом, в котором» — Табаки в силу своих функций хранителя времени — единственный, кто всегда уходит на новый круг и сохраняет память о каждом прожитом круге. В результате его жизнь — это повторяющиеся раз за разом несколько лет.

Зарубежная[править]

  • «Рождество каждый день» Уильяма Дина Хоуэллса 1892 года. Да, это XIX век.
  • Эрнст Данлоп Суинтон, «Оборона Дурацкого брода», 1904 г. — увлекательное наставление по тактике ведения боя пехотным подразделением в виде сна с «сэйв-лоадом».
    • И многочисленные подражания других авторов, в том числе «Гадюкинский мост» Ростислава Марченко (2017 г.).
  • Рассказ Малькольма Джемисона Doubled and Redoubled 1941 г.
  • «Канун банкротства» Сакё Комацу. Бизнесмен за день до неизбежного банкротства заключает сделку с дьяволом и просит его «сделать что-нибудь с завтрашним днём». И вместо завтра у бизнесмена наступает бесконечно повторяющийся день накануне банкротства.
  • Фредерик Пол, «Туннель под миром» — каждый раз главный герой просыпается от грохота взрыва, разрушившего городок, и обнаруживает, что ему снился ночной кошмар, и… начинается новый день, почти такой же, как и вчера. Но только вот никто, кроме него, в городе не помнит это вчера… На самом деле — нет никакой временной петли, а правда — ужаснее: весь городок погиб в то роковое утро от взрыва, а воспоминания его жителей пересажены в тела роботов, которым каждую ночь стирают воспоминания о вчерашнем дне…
  • «Мать учения» хорватского автора nobody103 — Зориан хотел лишь спокойно завершить своё обучение магии. В итоге же он проживает первый месяц учебы снова и снова с финалом в виде грандиозной атаки на город и освобождением древнего зла.
  • Пирамиды — Педаль в Австралию. Главный жрец Джелибейби, Диос, создавал Джелибейби и пирамиды много тысячелетий и в конце каждого цикла из-за своих циклов вновь попадал в первобытные времена с потерей памяти, магическим посохом и обрывочными знаниями о правильном устройстве общества (т. е. Джелибейби)
  • Роджер Желязны, «Создания света, создания тьмы» — темпоральная фуга — боевой аспект временной петли.
  • Филип Жозе Фармер, «Врата мироздания» — темпоральные кролики делают петли не в лесу, а во времени. Когда персонаж, окружённый со всех сторон кроликами, всё же попадает одному из них дубиной по голове, через несколько минут остаётся с единственной тушкой кролика.
  • Клэр Норт, «Пятнадцать жизней Гарри Огаста» (нестандартный день сурка) — главные герои книги — редкие представители человечества, которые после своей смерти рождаются заново в своем же теле с сохранением воспоминаний о прошлых жизнях. Вечно. Если, конечно, другие путешественники не убьют их в зародыше, или их родителей до их рождения. Если не считать редкие исключения, путешественники прошлые жизни помнят не очень чётко, и в целом память охватывает максимум 3-4 цикла.
  • Стюарт Тёртон, «Семь смертей Эвелины Хардкасл» — у протагониста есть семь попыток, чтобы понять, кто убил Эвелину во время бала-маскарада в загородном имении семейства Хардкасл. Нестандартность в том, что на каждом новом витке он «перерождается» в разных телах кого-то из гостей и может взаимодействовать с самим собой из субъективно прошлых/будущих витков.
  • «Жизнь после жизни» Кейт Аткинсон — главная героиня Урсула после смерти снова и снова рождается в своём же теле в одно и то же время, но в отличие от других героев дня сурка она практически не помнит свои прошлые жизни, что, впрочем, не мешает ей инстинктивно избегать основных опасностей прошлых жизней, что делает каждую её жизнь отличающейся от предыдущих.
  • Дебра Дойл, Джеймс Д. Макдональд «Ученик магов» — колокол Колокольного замка разбит, и враги уже идут на приступ. Могущественный, но крайне самонадеянный волшебник замка Гаймар творит заклятие времени, чтобы обратить время вспять — но в итоге вкупе с заклятием исчезновения Данны время начинает закручиваться в петлю. Герои едва успевают выбраться из замка, предварительно замкнув петлю передачей Рэндалом медальона самому себе и помощью самому себе в крушении колокола, а замок исчезает из нашей реальности, и его обитатели обречены переживать один и тот же день до скончания времен.

Кино[править]

  • Очевидно, кодификатор — знаменитый «День сурка» (1993) с Биллом Мюрреем в главной роли.
    • Интересный вопрос: сколько же субъективных лет Фил провёл во временной петле? Согласно одному из вариантов сценария, он был в петле около 10 000 лет (3 650 000 дней). Удивительно, что он не сошёл с ума! Но потом авторы пересмотрели этот срок. В комментариях на DVD режиссёр и один из авторов сценария Харольд Ремис оценил полный срок в 10 лет. Но потом он решил, что это слишком мало, и позже в интервью называл срок в 30-40 лет, а ещё позже — 100 лет. А фэны провели расчёт, прикинув, сколько времени понадобится на все новые навыки Фила. У них получился минимальный срок в 34 года.
    • Согласно первоначальному сценарию, временная петля — это результат проклятия бывшей девушки Фила, метеоролога и по совместительству оккультистки. В финальной версии фильма никакого объяснения временной петли нет.
      • Ужас у холодильника: если взять гипотезу, что герой попросту путешествует между параллельными мирами, одинаково похожими на его родной (а, вернее, сам же и создаёт своим парадоксом их), становится страшно за тех, кого он успел угробить в процессе своих похождений, по крайней мере, например, было показано, как он несколько раз пытается умереть. Особенно страшно становится за Рит в тех параллельных мирах, где он был преступником или совершал самоубийство…
    • Ещё в одном варианте сценария ангельская сущность и шарм Риты — результат её собственного «дня сурка».
  • «12:01 пополуночи» — НФ-вариант дня сурка, созданный Джеком Шолдером и вышедший на экраны почти одновременно с тропнеймером. Главный герой — патентованный неудачник и недотёпа, обычный клерк, оказывается свидетелем гибели работающей в одной с ним фирме девушки, в которую он тайно влюблён. Заснув вечером, он просыпается утром того же дня. Поняв, что происходит, он пытается спасти возлюбленную, для чего вынужден влезть в историю с запрещённым научным экспериментом и резко окрутеть. Отличий от «Дня сурка» много, в частности, причина появления временной петли показана явно, а на выход из неё уходят дни, а не годы. Создатели этих двух фильмов долго ругались, кто у кого чего спёр позаимствовал.
  • «Повторное_исполнение», в оригинале — «Repeat Performance» (1947 год и задолго до «дня Сурка») — сюжет представляет собой нуарный год Сурка, впрочем с прикрученным фитильком — повтор происходит лишь однократно, поэтому отсутствует характерный для «Для сурка» мотив перебора вариантов одного и того же действия в поисках правильного решения.
  • «Зеркало для героя» (1987) — фильм Владимира Хотиненко по мотивам повести Святослава Рыбаса. Два главгероя перемещаются в прошлое на 38 лет и там многократно переживают события одного дня, пытаясь предотвратить трагедию, повлиявшую на их личную историю. Примечательно, что в оригинальной повести Рыбаса, положенной в основу сценария, не было никакого «дня сурка», были обычные «попаданцы» в послевоенный Донбасс (в смысле: после той войны, а не этой). Заставить героев вращаться в одном дне было идеей сценаристки Надежды Кожушаной.
  • «Naken» («Снова голый», Швеция, 2000). Главный герой, отгуляв мальчишник, просыпается голым в лифте и пытается попасть на свою свадьбу. Вновь и вновь.
  • «In the Blink of an Eye» (2009) — триллер-детектив, с финалом, в котором детектив уверовал в Бога.
  • «Треугольник» (2009) — мистический триллер, отличается от обычного дня Сурка тем, что героиня встречает саму себя в разных вариантах.
  • «Повторяющие реальность» (в оригинале — «Repeaters», 2010) — трое главных героев, попавших во временную петлю одного дня, рассматривают это как возможность не ограничиваться обычными рамками, заданными социумом.
  • «Грань будущего» (и ранобе All You Need Is Kill, по мотивам которой он снят): день сурка у разжалованного в рядовые майора, многократно переживающего свою смерть в борьбе с инопланетными захватчиками.
    • Это скорее, дальше по коридору. Майор не пытается выбраться из петли, а вовсю осознанно использует её, чтобы двинуть сюжет и переиграть противника на его же поле. Да и способ разорвать эту петлю ему известен (Рита рассказала).
  • «Исходный код (2011)». Фильм про пилота-вертолётчика, который должен найти террориста в поезде за ограниченное время, после чего поезд взрывается, пилот приходит в себя в какой-то капсуле, после чего его отправляют снова в этот поезд. Густо приправлено отсылкой к сериалу «Квантовый скачок» — вплоть до того, что голос отца ГГ, с которым герой разговаривает по телефону, принадлежит Скотту Бакуле, исполнителю главной роли в «Квантовом скачке»
  • «Прежде чем я усну» — субверсия: каждый день главная героиня, просыпаясь, обнаруживает рядом с собой мужчину, который ей объясняет, что была авария, из-за которой у неё амнезия, и что он её муж, и они давно женаты, и т. д., и т. п. Она вчерашний день не помнит, и каждый день для неё как новый. А вот у того мужика — «день сурка» наяву.
  • «Premature» (в русском прокате — «Хочу. Не могу», хотя вообще-то английское название переводится как «Преждевременная эякуляция») — по сути, пародия на «День Сурка», сделанная в жанре подростковой комедии. Школьник-выпускник Роб Крэбб никак не может добраться до завтра, поскольку, что бы он ни делал, в течение дня у него по тем или иным причинам происходит эякуляция, после чего обнаруживает себя проснувшимся у себя дома всё в то же утро.
  • «50 первых поцелуев»: грустная игра со штампом. Девушка главного героя, пострадав в аварии, потеряла возможность запоминать происходящее с ней после. Следующим днем после аварии был ее день рождения… и каждый день ее родители воссоздавали его заново. Много лет подряд. Однако в финале выяснилось, что долговременная подсознательная память, основанная на реконсолидации, у девушки вполне работает — так главный герой и понял, как им жить с этой напастью.
  • «Доктор Стрэндж» 2016 года: ДОРМАММУ, Я ПРИШЕЛ ДОГОВОРИТЬСЯ!!!
  • «Матрица времени» — главная героиня вместе с подругами попадает в автоаварию и в следующий момент снова просыпается предыдущим утром. После этого она вынуждена постоянно проживать этот день заново, и никакие попытки выйти из круга, даже предотвращение аварии, ничего не изменяют. В итоге, правда, получилась неудачная басня — главная героиня в конце концов понимает, что должна была умереть в этот день, после чего прекращает день сурка, уладив по возможности дела и пожертвовав своей жизнью для спасения одноклассниц.
  • «Дом странных детей мисс Перегрин»: мисс Перегрин каждый день возвращает себя и своих воспитанников на один день назад за мгновение до того, как в их дом попадет бомба. При этом для самих детей внутри временной петли время идёт обычным образом: они живут, взрослеют, помнят о прошлых циклах, хотя для обеспечения безопасности (а возможно, и для поддержания самого «дня сурка») они должны вести себя так, чтобы по отношению к внешнему миру все дни, которые они проживают в цикле, выглядели одинаково.
    • И это тоже не данный троп, в особенности книжный первоисточник. "Странные" дети полностью осознают существование в петле, но не ищут способа её разорвать (он есть, известен, но ни к чему хорошему не приведёт).
  • «Happy Death Day» («Счастливого дня смерти») — именинницу в день рождения убивает маньяк в детской маске… и она снова просыпается живой в то же утро, и теперь пытается предотвратить свою смерть и разоблачить убийцу.
  • «Happy New Death Day» («Счастливого нового дня смерти») — сиквел предыдущего фильма, раскрывающий причину появления временной петли: оказывается, студенты университета, где происходит действие, сдуру создали устройство, способное вызывать локальное замыкание времени для конкретного человека и описывающий ещё два «дня сурка»: один короткий, двухдневный, для приятеля парня главной героини, другой, длинный — для неё самой, причём героиня оказывается в параллельной реальности, имеющей значимые отличия от исходной, из-за чего опыт прошлого «дня сурка» оказывается непригоден. Реализуется ещё один из вариантов тропа: персонаж, заключённый во временную петлю, служит «блоком памяти» для группы, ведущей исследования петли, с помощью которого с одного витка на другой передаётся информация о ранее проделанной работе.
  • «Valentine’s Again» («Вечный день Валентина») (2017) — Кэтрин в день святого Валентина переживает разрыв с Брэдли, которого считала идеальным кандидатом в спутники жизни. По пути домой она встречает Марту — необычную женщину, которая говорит, что сегодня Кэтрин уже встретила человека, который предназначен ей судьбой, но упустила свой шанс. Теперь она будет изо дня в день просыпаться в одно и то же утро дня Валентина, пока не найдёт свою идеальную пару. Особенность сюжета — помимо главного героя, есть ещё один человек, который понимает, что происходит, и не нуждается в ежедневных объяснениях.
  • «Паранормальное» (2018) — множество временных петель. Некоторые из них очень короткие, например, есть петля меньше пары минут. А другая такая длинная, что главные герои прожили в коммуне, смахивающей на секту, не один день (и похоже прожили в ней годы). Причём временная петля ограниченна некой территорией, и петлю могут посещать гости, которые, успев своевременно покинуть эту территорию, в петлю не попадают. И если одни из попавших в петлю и пытаясь из неё вырваться путём самоубийства испытывают ужас без конца, то в коммуне пытаются прожить всю петлю максимально счастливо, а конец петли имеют сектантским термином «вознесение».
  • «Назад — к счастью, или Кто найдет Синюю птицу» (2011) действие происходит перед Новым годом, героиню погружает в петлю времени сам Дедушка Мороз трикстер-Йоулупукки. Героиня отправляется в начало петли не с определённого момента времени, а сразу после того, как «правильная» сюжетная линия становится недостижимой. Это продолжается, пока она не выберет необходимый образ действий, из-за чего сюжет похож на прохождение квеста.
  • Матрица — таков для всех непробужденных мир Матрицы, Ибо Зеон уничтожался уже шесть раз и все начиналось сначала, Матрица по определению нестабильна и должна «перезагружаться», чтобы продолжать существовать
  • Арка (2016) — временная петля длиной до трёх часов в рамках одного дома. На первый взгляд кажется очередным повтором идеи тропнеймера, приправленной «исходным кодом», но здесь у всех персонажей толпа скелетов в шкафу и двойное-тройное дно. На каждой итерации у подлеца и убийцы из прошлого цикла оказываются мотивы, переворачивающие оценку его поступков, а у «хорошего парня» мотивы на поверку не столь благородны. Ну и на закуску: со временем помнить предыдущие тайм-лайны сможет не только ГГ, но и все прочие, кто вынужден раз за разом переживать этот день — и, разумеется, действуют на опережение в своих интересах. Ты заранее приготовился к удару справа? А он теперь будет слева!
  • «Зависнуть в Палм-Спрингс» — главный герой — гость на свадьбе и этот день свадьбы стал для него днем сурка. Вначале он решил не париться и наслаждаться. Но одно знакомство изменило его решение.
  • «День курка» («Boss Level») — комедийный боевик про бывшего спецназовца, застрявшего во временной петле. Каждый цикл заканчивается либо смертью главного героя от рук убийц, либо концом света. Постепенно (примерно к 250-ой попытке) протагонист методом проб и ошибок смог спасти свою бывшую жену и разорвать (а может и нет) временную петлю.
  • Короткометражка «The Beach House on Morro Lane» (2011) — несколько минут сурка.
  • Болгарская короткометражка «Живи отражения» (2017).
  • Groundhoudday for a Black Man — главного героя каждый раз застреливает полицейский
    • Two Distant Strangers — римейк? номинированный на Оскара, но обвинённый в плагиате
  • «Байки из склепа» (1972) — герой второй новеллы Карл Мейтлэнд с криком просыпается на пассажирском сидении едущей машины и не может вспомнить напугавший его сон, затем он попадает в аварию, чудом выживает и после относительно непродолжительных блужданий обнаруживает, что на самом деле не выжил… а после вновь с криком просыпается в машине и не может вспомнить свой сон… Это очень похоже на «энный» виток бесконечной временной петли и начало «эн плюс первого» витка. Впрочем, с тем же успехом всё может быть вещим сном и началом его воплощения в реальности.
  • "Лимб" ("Haunter") (2013) - главная героиня, девушка из 1980-х, в начале фильма уже не удивляется повторениям одного и того же дня, потому что это случалось уже несколько раз. У зрителя уже может сложиться впечатление, будто она попала в "день сурка", но оказывается совершенно иначе. Девушка пытается, но не может убедить своих родителей в том, что нужно что-то изменить; за окном какой-то странный туман; а тут ещё и в доме странные шумы происходят. Зритель понимает, что в этом доме живёт злой дух, который всех его жителей и поймал в одном дне. Но всё не так просто, есть второе дно: главная героиня - тоже привидение, как и её семья. Злой дух, который при жизни был серийным убийцей, питается силой душ всех убитых им в этом доме, начиная с 1950-х годов и заканчивая 2010-ми. Вырваться всем удаётся только после того, как эта девушка вселилась в современную девушку, ещё не убитую злым духом, который уже успел захватить тело её отца. Нарушив план этого духа, она разрушает "клетку", созданную им, и с помощью других привидений побеждает его.
    • Что-то подобное я уже видел. Это не тот фильм, где по всему дому обнаруживаются следы преступлений этого самого серийного убийцы, которые героиня показывает новой домовладелице?

Телесериалы[править]

  • «Звёздные врата», «Удобный момент\окно возможностей» — после активации неисправного инопланетного устройства (который не смогли починить даже его создатели) вся Земля (и не только) попала во временную петлю. Однако день Сурка наступил лишь для Джека О’Нилла и Тил’ка, которые по мере сил решают ситуацию и в процессе развлекаются. В «Правилах игры» тоже обыгрывается этот троп.
  • «Доктор Кто», серия 9 сезона «Ниспосланный с небес» забивает педаль в земную кору, и далее через мантию и ядро на другую сторону планеты, и выводит в космос на третьей космической. Доктор на четыре с половиной миллиарда лет заперт в искусственной реальности, где он должен убежать от монстра, способного необратимо и мучительно убить даже живучего Повелителя времени, а выход из этой реальности лежит за шестиметровой стеной из вещества, в 400 раз твёрже алмаза. И вот четыре миллиарда лет Доктор ломится через эту стену ГОЛЫМИ РУКАМИ, и, настигнутый монстром, умирающий, заживо сжигает себя электрическим зарядом, чтобы запустить новый виток Дня Сурка и продолжить биться в стену... Слово Божие молвит, что Доктор всё это вспоминает после освобождения.
  • «Универ: новая общага» — В одном из эпизодов в день сурка попадает Антон.
  • Один из эпизодов сериала «Динотопия» — каждый раз, когда герой пытается перейти через мост, время отматывается, как бы давая ему шанс исправить ошибки, и он всё думает, в чём же его ошибка…
  • Последний эпизод первого сезона сериала «Зачарованные»: демон Темпус посылает наемника убить сестер, но как только он терпит неудачу, Темпус оборачивает время вспять и этот день повторяется заново. На третий раз сестрам удается разорвать временную петлю, уничтожив демона, который ее создаёт.
  • Один из эпизодов сериала «Сверхъестественное»: Дин раз за разом погибает всеми возможными способами, а Сэм снова и снова пытается это предотвратить.
  • «Звёздный путь: Следующее поколение», эпизод Cause and Effect: корабль взрывается, но взрыв посылает команду на несколько часов в прошлое, так что у них есть шанс предотвратить взрыв. Память сохраняется, но не полностью. Пример необычен несколькими деталями.
    • Во-первых, этот эпизод вышел примерно за год до фильма «День сурка».
    • Во-вторых, день сурка в эпизоде был локальный: время отматывалось только для корабля (точнее, для двух кораблей), а остальная Вселенная двигалась во времени как обычно. Иначе говоря, всё время, проведённое в цикле, «засчитывалось» при выходе из цикла.
    • В-третьих, при первой трансляции эпизода студия умудрилась сделать так, что даже рекламные ролики в паузах тоже повторялись в соответствии с событиями эпизода.
  • Star Trek/Discovery — седьмая серия первого сезона целиком об этом. Однако тут, как ни парадоксально это звучит, герои серьезно ограничены по времени. Поймавший корабль в «петлю» Гарри Мадд пришел не просто для того, чтобы издеваться над Лоркой и его экипажем — ему необходимо разобраться, как работает споровый двигатель. И с каждым циклом временной петли он все ближе к разгадке.
  • «Секретные материалы»: Малдер и Скалли несколько раз пытались остановить грабителя, и тот каждый раз взрывал себя и их. Интересно, что хотя память между циклами не сохранялась, Малдер догадался, что они в цикле, и даже сумел передать информацию себе из следующего цикла. Помогла любовница грабителя, которая это все каким-то образом и закрутила. Ее смерть привела к разрыву временной петли.
  • «Баффи — истребительница вампиров», эпизод Life Serial: трое задротов проводят несколько экспериментов над Баффи; в частности, они помещают её в короткий день сурка. Баффи пытается продать покупательнице в магазине магических ингредиентов руку мумии, но рука оживает, Баффи вынуждена её уничтожить, и продажа срывается. Это повторяется несколько раз (с сохранением памяти Баффи), пока Баффи не обещает покупательнице, что руку ей доставят потом. Интересно, что задроты, обсуждая свой план, упоминают аналогичные сюжеты в «Звёздном пути» и в «Секретных материалах» — но не в «Дне сурка».
  • «Зена — королева воинов»: в одном эпизоде у пары влюблённых, явно соответствующих шекспировским Ромео и Джульетте, всё заканчивается трагически, и девушка убивает себя — но юноша просит Эрота заключить события в цикл, пока не найдётся герой и не спасёт его возлюбленную. В роли героя оказывается сама Зена, и она очень сильно задалбывается, пытаясь решить задачу.
  • «Быть Эрикой»: многократно.
  • «За гранью возможного», эпизод «Дежа вю»: с прикрученным фитильком. Петля постепенно стягивается, и главгерою остаётся всё меньше времени с каждым витком, чтобы предотвратить катастрофу. В конце концов, в новую петлю попадает главный злодей эпизода, а его петля длится всего одну секунду.
  • «Узы крови», эпизод «5:55»: петля каким-то образом связана с древним магическим артефактом, который ни в коем случае нельзя открывать. Знакомо?
  • «Первая волна», эпизод «Гулаг»: обвинённый в симпатизёрстве людям, Джошуа приговорён к наказанию в стиле сабжа. Его помещают в искусственную карманную вселенную, которая нацинает цикл заново при смерти Джошуа либо уничтожении Земли. Сам Джошуа забывает о предыдущих циклах и вынужден пытаться спасти Землю от гибели. Тюрьма постоянно подстраивается под его действия и ставит новые палки в колёса. В программе происходят сбои, когда туда попадает сперва Кейд (чтобы вызволить Джошуа), а затем и Кейн (другой гуа, тело которого идентично Джошуа). Сбои в программе позволяют героям видеть отголоски предыдущего цикла и оставлять предупреждения самим себе. Таким образом, им удаётся спасти Землю (в тюрьме) и сбежать, тогда как Кейн остаётся узником программы (кстати в сериале он больше не появляется).
  • «Новый день» («Day Break»): детектива под прикрытием обвиняют в убийстве, все улики указывают против него, однако, дожив до конца столь ужасного дня он не сразу, но понимает, что оказался во временной ловушке. Теперь он изо всех сил стремится найти людей, подставивших его, надеясь, что однажды все-таки наступит новый день… Здешний «день сурка» отличается от канонического тем, что день не повторяется дословно, однако меняется в зависимости от действий главного героя. Избили? Он просыпается с болью во всем теле. Подстрелили? Его подруга с ужасом обнаруживает его спящим в постели в луже собственной крови, после чего в течение нескольких итераций ему приходится в первую очередь заботиться о своем ранении. И это уже не говоря о куда более серьезных последствиях в плане воздействий на окружающих его людей...
  • «Тёмная материя», эпизод «Времени хоть отбавляй» — персонаж Маркус Бун, он же Третий, попадает в день сурка, причём в тот же день на корабль героев совершается нападение. Затем в день сурка попадает ещё один персонаж, и выясняется, что дело в неком загадочном артефакте. Впрочем, прекратить временную петлю оказывается несложно — артефакт надо было просто сломать…
  • «Библиотекари» — с прикрученным фитильком. Поначалу, Иезекииль считает, что попал в сабж, и только он помнит предыдущие витки. Затем он догадывается, что попал в видеоигру, которая воплотилась в жизнь благодаря волшебному артефакту и квантовому компьютеру (на который какой-то лаборант установил игру). Иезекииль является «игроком», а остальные — «ВИПами», то есть они обязаны дойти до конца уровня. Иезекииль постепенно начинает сходить с ума, постоянно теряя друзей.
  • «Легенды завтрашнего дня» — Зари постоянно переживает цикл за час до взрыва корабля. Поначалу, она пытается долго объяснять Нейту свою ситуацию. Тогда он говорит ей сказать ему в следующем цикле кодовую фразу — «День сурка», и тогда он сразу поймёт (правда, первый раз она путает и говорит «День ежа»). Даже есть монтаж веселья и учёбы игры на скрипке. Команда обнаруживает, что в петле виноват временной агент Гэри, пытаясь дать время экипажу «Волнолёта» спастись. На самом деле, это симуляция, устроенная Гидеон для Зари, чтобы убедить её не уходить.
  • «Power rangers: Zeo» — Принц Гаскет создал артефакт, который отматывает время на день, с целью для атаки на Землю пока Рейнджеры пропадут во времени. Но Томми один оказывается не подверженным изменению во времени из-за того, что он недавно побыл в плену у Гаскета.
  • «Хейвен» — один мужчина, страдающий от ОКР, а также обладающий способностью отбрасывать время назад, становится свидетелем попадания дочери под машину. Он начинает каждый отматывать время назад, но не может заставить себя выйти из машины, постоянно нажимая на кнопки радио (зациклился от ОКР). В конце концов берёт верх над собой и сам бросается под роковую машину, останавливая цикл.
  • Сумеречная зона (2019) — 9 эпизод 2 сезона, «Try, try» — главную героиню старательно пытается раскрутить на близость случайно встреченный молодой мужчина. Казалось бы, он само обаяние, а его пристрастия и жизненные интересы поразительно совпадают с её интересами и пристрастиями. Но вскоре выясняется причина его осведомлённости: он уже давно находится во временной петле длиной в день, и события, которые для героини выглядят как цепочка невероятных совпадений — результат многократных проб и ошибок.
  • На краю Вселенной — 5 эпизод 1 сезона, «Back and Back and Back to the Future». С прикрученным фитильком и частично инверсия, ибо главный герой, Крайтон, вместо постоянного проживания одного и того же дня видит будущее, пытаясь его изменить снова и снова, но делает только хуже, и вновь очнувшись в настоящем, проживает те же события, которые в любой момент могут вновь оказаться лишь видением, после которого он очнется в том месте, где они его застали.

Телевидение[править]

  • «Ералаш», серия «Безумный день». Детская версия, с третьего раза пацан понимает.
  • «Деревня дураков», эпизод «День сурка» — Мужик просыпается 4 июля, падает с кровати, напивается с Морячком, в конце дня получает по голове, теряет сознание… и снова просыпается 4 июля. И так раз за разом (только поводы для получения по бестолковке меняются). Это был только сон… или нет.

Мультфильмы[править]

  • «Микки: Однажды под Рождество» — новелла про Дональда Дака и его племянников: те загадали, чтобы Рождество наступало каждый день. После того, как эйфория прошла, утятам это не на шутку надоело. Нормальное течение времени вернулось тогда, когда до утят дошло, как надо праздновать Рождество.
  • «Шрек навсегда» — после идеального семейного дня Фиона загадывает на звезду, чтобы каждый день был похож на этот. В итоге все последующие дни были почти такими же, одновременно с тем хуже и хуже (по крайней мере, для Шрека). Продолжалось вплоть до Дня рождения малышей-огров, на котором вусмерть задолбавшийся Шрек закономерно сорвался.
    • А всё потому, что нужно правильно формулировать техзадание!

Мультсериалы[править]

  • Смешарики. Сабжу здесь посвящено две серии спин-оффа: «День Биби». Очередным космическим утром главный герой включается и отправляется незаряженным на 1 %. Как оказалось, это было причиной бесконечных взрывов межпланетного корабля (двигатель взрывался из-за недостатка энергии), силы которых оказалось достаточно для создания временной петли.
  • «Аладдин». Караван всадников Рамойи и набежавшие на него разбойники застряли в петле времени из-за разбившегося артефакта. Наш (п)Аладдин, естественно, не мог не вмешаться и тоже завяз, а за ним в рекурсии завязли Абу, Коврик и Джинн, причём все они ещё и начали считать себя не теми, кем были, знакомых узнавать перестали, а Абу вообще «зашёл за разбойников». Спас всех Яго, который вообще в это лезть не хотел.
  • Лига Справедливости — участь, которую Бэтмен уготовил Хроносу — сабж дл. 0,3 секунды…
  • «Репка. Лихие 90-е» — Репку невозможно убить, так как в момент смерти он совершает скачок во времени и оказывается у себя в постели, после чего день повторяется заново.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — день сурка персонально для Твайлайт и Спайка устраивает Старлайт в конце пятого сезона. Выбраться из временной петли, предотвратив изменения прошлого, удалось только с седьмого раза.
    • Строго говоря Твайлайт стараниями Старлайт попадает в различные временные линии, в которых те или иные злодеи побеждают. А Сансет Шиммер на музыкальном фестивале стала жертвой дня сурка в более привычном понятии. На этот раз временная петля возникла из-за дуэта певиц, которые нашли магический артефакт, перематывающий время на день назад, а Сансет попала под магическую волну, испускавшийся из артефакта.
  • Крутые бобры — после того, как Дэг сильно достал Норба, тот грозится забросить его на год назад. И выполняет угрозу!

Веб-комиксы[править]

  • «Глубина заблуждения» — каждая глава комикса — это пародия на какой-либо культовый фильм[1]. Седьмая — пародия на «День сурка», соответственно, основная сюжетная завязка — та же.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Urusei Yatsura: Beautiful Dreamer от самого Мамору Осии/ Вышло до «Зеркала для героя» и «Дня сурка».
  • Mekakucity Actors — Хибия и Хиори застряли в одном дне августа. Самое интересное — таймлуп двойной и привязан к их смерти. Хибия помнит только те ветки, где умирала Хиори, а Хиори — только те, где умирал Хибия.
  • Suzumiya Haruhi no Yuuutsu — «Бесконечная восьмёрка» (день сурка, растянутый на 2 недели августа). В ранобэ было описано ещё более-менее адекватно (описание «месяца сурка» повторилось всего 1 раз), а вот создатели аниме ушли в отрыв и сделали 8 почти одинаковых серий (Endless Eight I — Endless Eight VIII, причём каждую рисовали снова, они действительно разные, хотя сюжет в общем-то один), чем шокировали как зрителей, так и актёров озвучки. Прежде чем Кён смог разорвать временную петлю, эти две недели повторились 15498 раз в ранобэ и 15532 раза в аниме, что даёт чуть меньше, чем 600 лет лета, простите за каламбур.
  • SPACE☆DANDY — однажды экипаж «Алоха Оэ» высаживается на планете, где вырос и откуда когда-то сбежал Мяу — унылом периферийном мире, где кажется, что время остановилось. Обнаружив, что время там остановилось вполне буквально, Денди и Мяу приходят в восторг.
  • Hanada Shounen-shi — Амонодзяку отправляет Итиро на 13 лет в прошлое, чтобы тот исправил его ошибку. Амонодзяку из прошлого ему активно мешает, зато Амонодзяку из будущего обеспечил бесконечное количество попыток.
  • Utsuro no Hako to Zero no Maria — повторяется дважды для главного героя и единожды для главной героини. Количество повторений переходит все разумные пределы.
  • Mahou Shoujo Madoka Magica — Хомура и её месяц сурка (на самом деле около сорока дней), повторённый ей почти что сто раз.
  • Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu — Субару после своей смерти возвращается на некий промежуток назад и повторяет это, пока не разрешает приводящую к смерти проблему. Затем всё повторяется…
  • JoJo's Bizarre Adventure — Йошикаге Кира в конце четвёртой части получает способность, которая позволяет в том числе и зацикливать день. А как только он разделается со всеми своими врагами, он её выключит, и они больше не воскреснут. Так он, по крайней мере, думал.
    • На самом деле все немного менее просто — способность Киры влияет и на судьбу, позволяя зафиксировать во времени факт смерти от нее. Таким образом, человек подорванный бомбой в прошлый раз, при при повторении цикла не обязан встречаться со способностью вовсе, — его взорвет сама судьба, в тот же самый момент, что и в прошлом витке временной петли.
  • Bleach — небольшой день сурка устроил Маюри Куроцути зомбированному Тосиро Хицугае.
  • Classmate, Kamimura Yuuka wa Kou itta — по сути, именно в «дне сурка» и находится весь мир манги. Впрочем, оно и неудивительно — весь мир есть искусственная реальность, а все школьники лишь человекоподобные роботы
  • Boku dake ga Inai Machi — способность ГГ, данная ему относительно давно, чтобы он успел к ней привыкнуть. Обычно петля занимает всего несколько минут и отбрасывает героя в прошлое до тех пор, пока он не поймет, что вокруг не так, и не устранит проблему (обычно, предотвратит аварию или преступление).
  • Saike Once Again — ГГ Сайкэ, плывущий без руля и ветрил в общем русле жизни, без мечтаний и стремлений, обретает цель, когда его подруга Микан погибает у него на глазах, но он возвращается в начало дня, чтобы предотвратить ее гибель. Фокус в том, что для очередного витка он должен умереть. Бафос в том, что, независимо от действий героя, она проявляет поистине чудесную изворотливость, чтобы попасть на один и тот же пруд, заходит на проезжую часть и ее сбивает один и тот же грузовик, а герой должен топиться в том же пруду. Ах да, спустя N попыток герой доходит до решения как в Kagerou Days и выживает - свет от значка на его рюкзаке разбудил водителя и он успел свернуть и не задеть Микан
  • Seishun Buta Yarou wa Bunny Girl Senpai no Yume wo Minai — в случае Томоэ Коги такое происходит аж дважды (недаром ее зовут демоном Лапласа): в первый раз в день признания героя Май и баскетболиста Томоэ Коге (петля разрывается, когда оба случайно оказываются в компрометирующей ситуации и обоих бросают), во второй раз в день последнего свидания и расставания Сакуты и Коги (на этот раз Кога сама хотела бесконечно повторять день, пока Сакута не влюбится в нее по-настоящему — когда же он объясняет ей, что это бесполезно, она переживает катарсис и примиряется с расставанием).
  • Island — оказывается, весь мир застрял именно в такой невообразимо огромной петле: Сэцуна появляется на острове в наше время голым и без памяти, пытается спасать трех девушек-представительниц главных семей острова и выяснить тайны острова и самого себя, теряет Ринне и отправляется в будущее, где наступило глобальное оледенение и остров стал единственным убежищем выживших — там он пытается спасти реинкарнации тех же трех девушек, терпит неудачу и отправляется назад в прошлое, чтобы все исправить. Это замечают и ученые по странным артефактам, находимым по всему миру. В аниме, впрочем, петлю удалось разорвать уже на втором витке благодаря тому, что Сэцуна оказался в прошлом с целой памятью (почему именно в этот раз — непонятно), успешно разруливает все конфликты загодя и находит свою Ринне из будущего. Подразумевается, что тем самым он сумел разорвать петлю, но предотвратит ли это конец света и уничтожит ли аномалии — неизвестно.
  • Code Geass — в полнометражке так действует гиасс королевы Шамны. Умирая, она возвращается в прошлое на 6 часов назад (раньше её способность была просто предвидением, но из-за изменения мистических законов превратилась вот в это). Соответственно, Шамна почти непобедима: она всегда может застрелиться и вернуться в прошлое со знанием о том, что ей угрожает. Шамна держит информацию о своём гиассе в секрете; её подданные думают, что она провидица.
  • Реинкарнация безработного — Орстед заперт во временной петле, которая будет разорвана только тогда, когда «Бог Человеческий» Хитогами будет побеждён. Соответственно, он прожил бесчисленное количество лет, раз за разом откатываясь после каждого своего поражения к моменту рождения (чем и объясняются его «пророческие» способности). До появления Рудэуса Орстед находился в типичной патовой ситуации, но с ним у него появился шанс разорвать этот цикл.
  • Pokémon — эффект Рева Времени Диалги. Действует на каждого, в кого попадёт.
  • My Little Pony (манга) — во 2-ом выпуске манги жертвой дня сурка стала Пинки Пай. Как и в примере из раздела "Мультсериалы", день сурка опять же оказалось работой копыт пони, а именно Профессора Что (Professor What), который намеревался зациклить день праздника, но из-за ошибки в расчетах сделал днем сурка день до праздника.
  • Naruto — «Изанами» же! Применение этой техники по сути и заключает того, на ком применяется, в день сурка, причем условие для выхода определяется наложившим технику (чаще всего условием является принятие своей судьбы). Сама же техника создана как противодействие технике Изанаги. Изанаги способно стирать грань между реальностью и иллюзией, и даже объявлять одно другим, что позволяет проворачивать фокусы типа «а-а-а, нет, а на самом-то деле ты не убил меня, на самом деле ты попал в мою иллюзию, а я сам стоял невидимый у тебя за спиной, да будет так!» Ну а если ты попал в Изанами, то от этого не очень много пользы: какая разница, что ты объявишь настоящим, всё равно все будет повторяться вновь и вновь, тебе остаётся лишь принять естественный ход событий.
  • Злодейка, которую убили 108 раз, но она всё вспомнила. Дева с рубином творит чудеса — злодейка Скарлет была 5 раз обезглавлена, повешена 3 раза, сгорела заживо 7 раз, утоплена 8 раз, расстреляна 12 раз, отравлена 6 раз, задушена 7 раз и т. д. в сумме 108 витков временной петли. А вот на 109 витке к ней внезапно приходят воспоминания о предыдущих жизнях и она решает предотвратить свою гибель.
  • Bang Dream! Pico — в одной из серии, где басистка Рими уплетала шоколадный рогалик, но как только пикник закончился, она попрощалась со своими подружками и к вечеру легла спать. Но вот проблема, этот инцидент с рогаликом повторялась всё снова и снова, пока не узнала, что это всего лишь сон.
  • Girls Go Around — Кё, одиночка и пофигист, который привык не совершать решений, о которых мог бы пожалеть (то есть, привык вообще ничего не решать и плыть по течению), попадает во временную петлю. Сперва с Томо, которая сожалела, стоит ли ей отказываться от клуба легкой атлетики ради любимого, которому не нравятся накачанные ноги — Кё помог ей разобраться в себе, и временная петля разорвалась. А в итоге на следующий день произошла петля уже из-за другой девушки, и так далее — так вот и пришлось Кё поневоле начать вникать и разбираться в чувствах других.

Видеоигры[править]

  • Технически сам по себе любой сложный участок игры, на котором умираешь и возвращаешься к чек-поинту и так по кругу много-много-много раз создает впечатление мини-сабжа. Автор правки в свое время пытаясь уеву тучу раз пройти гребанную вторую колесницу с последующим боем с близнецами в игре «Принц Персии — Два трона» уманалась настолько, что выключила звук в игре, ибо слушать одни и те же комментарии «второго Я» было уже невмочь.
    • Раз уж упомянут Prince of persia - то он, начиная с самой первой части, и есть самая настоящая тема статьи. А учитывая, что из-за забавных багов, превратиться в двойника-Тень в сиквеле можно без всяких на то причин чуть ли не с начала игры... То возникает закономерный вопрос - а смертен ли вообще этот самый принц и кто посватался к принцессе?
  • Loop Hero — рогалик во временной петле.
  • Loopmancer — киберпанковский рогалик про крутого детектива, который в случае гибели возвращается на начало дня
  • Deathloop — день сурка, точнее день курка. Про килера застрявшего во временной петле.
  • Undertale — Сила SAVE даёт возможность герою сохранять прогресс и менять таймлайн, если в этом таймлайне его убивают. Также, способность SAVE делает бессмысленной любую битву с главным героем, Санс понимает это и делает игроку очень хитрую ловушку, запирая того в клетке при одной из атак. Ещё необходимо упомянуть, что так как у злодея есть DETERMINATION, он тоже может управлять таймлайнами. Перед последней битвой, он стирает предыдущее сохранение, так что вернуться назад уже нельзя.
  • Super Mario Bros — с прикрученным фитильком, уровни 4-4, 7-4 и 8-4 зацикливаются до тех пор, пока не будут пройдены по единственно правильному маршруту. При чём таких зацикливаемых участков там от 2 и больше.
  • The Legend of Zelda. В игре Majora’s Mask Линку предстоит спасти мир от столкновения с луной за три дня. А поскольку времени чертовски не хватает, ему придется с помощью Окарины Времени постоянно возвращаться в первый день.
  • SCP: Containment Breach — D-9341 обрёл способность откатываться обратно во времени после контакта с аномалией «Спиральный Гештальт», за что он и был переведён в класс D. Бенджамин имеет только два способа продолжить свою историю: пойти с Повстанцами Хаоса, или сдаться Фонду и стать очередным объектом. Выход B не вариант. Там либо уничтожит МОГ, или убьёт взрывом ядерного заряда, а потом обратно в камеру и по новой. И не дай бог Старик вновь сбежит, потому что все, кто выбрались живыми из его карманного измерения становятся его жертвами до конца жизни.
  • Bastion — ядра позволяют откатить Катастрофу, но при этом она, разумеется, снова случится. Рукс за несколько уровней до концовки подсвечивает:
« Странно… ощущение, будто я рассказывал эту часть тысячу раз… »
— Рукс
  • Oxenfree — режим «новая игра +», открывающийся после концовки, это не просто новое начало, а именно повторение прошлых событий в режиме Дня Сурка. Фактически, герои навсегда застряли во временной петле. Но есть секретная концовка, позволяющая выбраться.
  • Ouroboros — вся игра представляет собой день сурка, но герои об этом не помнят; их таким образом обезвредили враги. Первое прохождение — «обычное», а дальше главный герой может «пробудиться», а заодно и пробудить своих соратниц. И, кстати, фэны подсчитали, что к моменту начала игры прошло по меньшей мере пятьдесят миллионов циклов!
  • Outer Wilds — миниатюрная космическая система инопланетян погибает от взрыва местного Солнца и возвращается на 22 минуты назад — ровно в момент, когда протагонист проснулся. Нужно понять, как предотвратить взрыв и выйти из петли. По лору игры есть объекты, на которые не влияет откат по времени, в частности разум протагониста и его бортовой компьютер с полученной ранее информацией. Обоснование работы петли завязано на технологии вымершей расы пришельцев, поэтому вся игра состоит в исследованиях их записей и приборов. В игре есть возможность в реальном времени без предзагрузок высадиться на 9 небесных тел (большинство из которых обладают крайне необычным строением), загадки, основанные на физике и несколько досрочных концовок.
  • Twelve Minutes — то, что написано на упаковке. Мужчина-протагонист по возвращении домой застрял во временной петле в собственной квартире. Спустя 5 минут после очередного начала цикла в квартиру вторгается неизвестный убийца, пришедший за женой протагониста.
  • Returnal (PS5) — день сурка у астронавта на другой планете.
  • Transylvania: A Horror Adventure — прибывший поработать управляющим захолустной гостиницы протагонист получает в дар от владелицы магазина в деревне браслет с 5 бусинами и после смерти в первый же день от вервольфа просыпается утром того же дня. Плохие новости — теперь он женщина биологически и официально, браслет рассчитан на 5 возвращений, но его, поскольку он суккубский, можно перезаряжать сексом со всевозможными персонажами, хотя и с каждым возвращением в протагонистке будет все сильнее проявляться суккубская сущность. Тем не менее, для прохождения по сюжету умирать периодически все-таки надо.

Визуальные романы[править]

  • «Бесконечное лето» — главный герой снова и снова попадает в лагерь, проводит там неделю и выбирается из него. Лишь в двух концовках ему удаётся выбраться из лагеря насовсем (наверное). Предположительно, даже смерть главного героя не особо препятствует этому безобразию. Правда, вариант с последовательными неделями истинен только для Безликого, коим, предположительно, становится ГГ в одной из концовок. По умолчанию, для самого ГГ все варианты параллельны и равновероятны, а это уже соседний троп.
    • Ещё под этот троп попадает жизнь кошкодевочки Юли, которая каждую неделю наблюдает, как Семён вместе с другими пионерами уезжает из лагеря, чтобы вернуться на следующий день.
    • «7 дней лета» — с прикрученным фитильком, так как сами главные герои не помнят своих предыдущих похождений в «Совёнке». Тем не менее, при получении некоторых концовок рутов в главном меню появляются кусочки пазла (символизирующие части главной загадки сюжета, которые были раскрыты герою в разных концовках), раскрашенные в любимые цвета любовных интересов главного героя, а Семен в следующем витке получает новые диалоги — например, при первой встрече с персонажем, рут которого он до этого полностью завершил, ему будет смутно казаться, что он с ним был близко знаком и где-то уже видел. Также меняются некоторые моменты сюжета. Строго говоря, основой здесь служит не временная петля, как это бывает обычно, а многомировая интерпретация квантовой механики Эверетта: каждое ключевое решение, принимаемое ГГ, порождает новое квантовое состояние, а воспоминания между этими состояниями каким-то образом просачиваются, а так-то формально все руты и подруты происходят одновременно.
  • Steins;Gate — попытки Ринтаро спасти Маюри при помощи девайса, посылающего человеческую память в прошлое, каждый раз приводили ко дню сурка. После того, как Ринтаро отменил все D-Mail'ы, он вернулся в исходный таймлайн, где погибает Курису, а не Маюри.
  • Never 7: The End of Infinity: Макото Исихара вынужден переживать неделю в лагере, бесконечно перемещаясь 6 апреля в прошлое ради спасения какого-либо человека. На самом деле бесконечной петли не существует — в момент гибели человека Макото непроизвольно создаёт новую реальность, в которой просыпается 1 апреля.
  • Umineko no Naku Koro ni — раз за разом повторяющиеся события на острове Роккендзима являются ни чем иным, как попытками Батлера доказать, что магии не существует, а Бернкастель — развлечься.
  • Higurashi no Naku Koro ni — благодаря силе Ханю Рика раз за разом возвращается во времени (в то же время перемещаясь в альтернативный мир) после смерти. Способность постепенно слабеет: изначальный откат на несколько лет к началу повествования снизился до одного месяца.
  • Little Busters! — каждая следующая линия, которую проходит игрок, это не отдельная история, сыгранная немного по-другому, а новый круг временной петли. Один цикл длится где-то месяц. В одной из линий всё ещё больше усугубляется — месяц сужается до дня (петля в петле). А всё потому, что очередная девушка главного героя, догадавшись как всё идёт, попыталась остановить время, чтобы не допустить рестарта и остаться со своим возлюбленным навсегда. В конце концов она проиграла.
  • Muv-Luv. В третьей части, Alternative, игроку прямо намекают, что все события, которые с ним случились, происходят далеко не в первый раз.

Музыка[править]

  • Found a Peanut (английская народная песня) — главный герой смертельно травится гнилым арахисом, высшая сила возвращает его в прошлое… И он снова ест этот арахис. Теряет ли герой память о случившемся каждый цикл, или он просто идиот — не уточняется.
    • В принципе, во всех докучных сказках присутствует бесконечное (точнее, пока рассказчику не надоест или он не будет послан лесом) повторение одних и тех-же действий. Но сюжетом не всегда предполагается именно день сурка.
  • Алексей «Полковник» Хрынов, «Опять». Песня явно несерьёзная, но когда неожиданно понимаешь, сколько лирическому герою пришлось болтаться в петле времени, захлестнувшейся где-то в разгар гражданской войны (раз за разом переживая собственную смерть) — на смену улыбке приходит перекошенная ужасом усмешка.
    • Вопрос интерпретации. «Опять нашли под полом пулемет // Я думал это — тот же, нет, другой // Какая сволочь их туда кладет!» — подразумевает, что обнаружение пулеметов под полом происходит последовательно, а не параллельно в разных временных линиях (или нехарактерную для временной петли вариативность событий). Автор данной правки воспринял песню как описание полигонной ролевой игры по Гражданской войне. Игровые условности хорошо объясняют необычную мягкость красных по отношению к лирическому герою, а неоднократная постановка героя к расстрельной стенке воспринимается как повод для прогулки в мертвятник, а не триггер для возвращения в прошлое.
  • Внезапно, Михаил Шуфутинский и его «3 сентября». Стоило углядеть сабж в тексте и песня стала мемом.

Прочее[править]

Реальная жизнь[править]

Примечания[править]

  1. Кроме четвёртой и пятой.