Средневековые дебилы

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Medieval Morons. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Люди любят выдумывать страшилищ и страхи. Тогда сами себе они кажутся не столь уродливыми и ужасными. Напиваясь до белой горячки, обманывая, воруя, исхлёстывая жён вожжами, моря голодом старую бабку, четвертуя топорами пойманную в курятнике лису или осыпая стрелами последнего оставшегося на свете единорога, они любят думать, что ужаснее и безобразнее их всё-таки привидение, которое ходит на заре по хатам. Тогда у них легчает на душе. И им проще жить. »
— Геральт из Ривии // рассказ «Край света»
« Грубый век! Грубые нравы! Романтизьму нету! »
— «Не может быть!»
« Но почему народ невежествен? Потому что так надо. Невежество — хранитель добродетели. У кого нет надежд, у того нет и честолюбия. Невежда пребывает в спасительном мраке, который, лишая его возможности видеть, спасает его от недозволенных желаний. Отсюда — неведение. Кто читает — тот мыслит, а кто мыслит — тот рассуждает. А зачем, спрашивается, народу рассуждать? Не рассуждать — таков его долг и в то же время его счастье. Эти истины неоспоримы. На них зиждется общество. »
— В. Гюго, «Человек, который смеётся» — о настроениях времён Карла II
Они самые.

Кто схватился за вилы и пошёл устраивать погром? Кто потащил на костёр ведьму? Кто до смерти забил жену и продал детей в бордель, чтобы купить себе выпить? Конечно же, средневековые дебилы!

Как правило, данные личности в огромных количествах населяют любые навозные века, что и делает оные века такими навозными. В целом, мало чем отличаются от дебилов обыкновенных, но куда грязнее (потому что нет водопровода, да и вообще купаться злой Яхве запретил), тупее (до всеобщего бесплатного образования ещё тыщу лет жить) и агрессивнее. Впрочем, последнее верно лишь тогда, когда средневековые дебилы сбиваются в толпу — поодиночке они мало что могут, разве что молить героя не убивать их.

Характерные черты:

  • Средневековые дебилы не моются, а потому дико воняют, но сами этой вони не замечают, поскольку к ней привыкли.
  • Дико страшатся всего сверхъестественного, а потому всегда помогают местной Инквизиции. Разумеется, до тех пор, пока добрый инквизитор их самих подпалить не решит.
  • Толпами прут в армию любого Тёмного Властелина за еду. В принципе, им вообще пофиг, за кого воевать — главное, чтобы было кого пограбить и понасиловать.
  • В семье придерживаются строгого патриархата, а посему регулярно бьют жену и детей.
  • Обитают, как правило, в небольших селениях, реже в городах.
  • При нападении на них разбойников, чудовищ или Тёмного Властелина, начинают громко стенать и звать спасителя. Которого опосля удачного спасения вполне могут попытаться забить камнями за «странности».

Таким образом, нетрудно заметить, что средневековые дебилы представляют собой невылупившиеся личинки злодеев, но по причине тупости и низкого социального положения ни на какое серьёзное злодейство не способны. Кроме того, средневековые дебилы в принципе не понимают, что делают что-то не так. Напротив, по местной морали они абсолютно правы, так жили их деды и прадеды, да и вообще все умные — слуги Диавола! Что характерно, на фоне сих достойнейших членов общества помянутые чудовища и Тёмный Властелин выглядят почти что прилично.

Основные типажи[править]

  • Крестьянин обыкновенный — самое тупое, агрессивное и бесправное существо. Пьёт и избивает жену большую часть времени, так что непонятно, когда успевает пахать и сеять.
  • Сельский староста — дебил, прокачавший скилл «лизоблюдство» и попавший в милость к феодалу, за что получил право распоряжаться деревенькой от имени сеньора. Обычно направляет толпу средневековых дебилов, когда та берётся за вилы.
  • Приходской священник — вне всякого сомнения, умнейший из средневековых дебилов, поскольку умеет читать. Правда, только священные тексты и только по слогам (или не умеет, а просто бубнит по памяти). Обычно именно он подзуживает прочих дебилов совершить очередную мерзость во имя Господа. Из-за обета безбрачия страдает кучей комплексов на сексуальной почве (если православный — такого обета не даёт), а потому активно сжигает ведьм. Пытать не может, ибо на пыточный инструментарий денег нет.
    • К слову, самому ему нельзя ни сжигать, ни пытать — религия это чётко запрещает. Даже в случае с инквизицией пытал палач, а приговор о сожжении выносили уже светские власти, ровно как и приводили в исполнение. Но подстрекать религия не запрещает. По крайней мере так считают священники, которые хотят поподстрекать.
    • С другой стороны, откуда в глухой деревушке власти и инквизитор? Приходится своими силами.
      • Сжечь без инквизиции — легко, инквизиция — это Рим с доминиканцами, а конкретно на этой земле запросто может быть одна из разновидностей распространённой «ереси» или вообще нечто своеобразное, нигде, кроме этой местности, не встречающееся… В любых вариациях, вплоть до того, что настоящая инквизиция была бы очень рада побеседовать с этими людьми в своих застенках.
        • Справедливости ради, увлекались сжиганиями и т.п. в основном протестанты. Да, как раз клиенты настоящей инквизиции.
  • Дворянин тоже может быть средневековым дебилом. Помимо всего прочего, его дебилизм также заключается в старых понятиях о чести и благородстве, часто выражающихся в шовинизме по отношению к низшим классам и чужеземцам и в том, что убить и ограбить кого-то — это подвиг. А ещё, в отличие от крестьян, некоторые дворяне моются. В грязной бадье и без мыла.
    • Хотя летом крестьяне могут искупаться в реке/озере. Если, конечно, не считают это грехом.
      • И плотность населения маленькая. Иначе такое купание будет опаснее для жизни и здоровья, чем его отсутствие.

Пятиминутка реальности[править]

« Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчёт Вселенной я не вполне уверен. »
— Альберт Эйнштейн. Хотя нет, не он

На самом деле, конечно, обыватели средневековья были не намного глупее обывателей современных. Да, они не знали того, что сегодня кажется элементарным, были более суеверными, а традиции в их жизни играли более важную роль, но прекрасно знали свой мир и умели делать многое, на что неспособны современные жители с нуля — скажем, не заблудиться в лесу, разбираться в свойствах растений или вырезать ложку. Не чужд им был и научный эксперимент (см. врезку)[1].

Обыватели средневековья были разными и сильно различались по возможностям в зависимости от рода занятий. У человека многие базовые свойства личности закладываются на этапе формирования структур в мозгу, т. е. в раннем детстве и детстве вообще. К примеру, выросшие в условиях крестьянского быта с его грубостью и примитивизмом, не вынужденные решать нестандартные задачи, на этапе роста и созревания регулярно недоедавшие, испытывавшие белковое голодание и авитаминозы — эти люди будут реально туповатыми, а также низкорослыми, физически слабыми, но живучими и «смекалистыми» в некоторых прикладных областях[2]. Фактически, именно то, что надо для выживания в тех тяжелейших условиях, но не в изменившихся — к примеру, вынужденные воевать, средневековые крестьяне будут испытывать массу объективных затруднений. Гипотетичский «попаданец», вынужденный работать с ними, придёт в ужас от такого качества человеческого материала — даже столь приземлённые вещи, как постоянный уход за оружием, безусловное подчинение приказам (не только когда приказавший смотрит на тебя), соблюдение гигиены в условиях лагеря (воду берём только отсюда, помои сливаем только сюда) станут огромной проблемой. В то же время высшие слои общества вряд ли в базе сильно отличались от современного человека — горожанин-ремесленник или воин, скорее всего, после недели обучения разберётся с автоматом, а монах-книжник, если постарается, вполне освоит компьютер. Такова суровая реальность — если даже аристократа раздеть, избить и вывалять в грязи, с крестьянином его никто не перепутает, ни по внешнему виду ни, тем более, в разговоре. Собственно, археология вполне отличает разные группы людей даже по костным останкам.

  • Впрочем, низшие сословия были вынуждены по неграмотности держать всю доступную им литературу в голове, уметь импровизировать фольклор, а также самостоятельно украшать свой быт. А староверам термоядерное православие не мешало успешно управляться с компасом. Другое дело, что приоритет выживания, а также привычка прикинуться шлангом, весьма полезная при крепостной зависимости, проявлению ума не способствовали. Но вот за неаккуратное пользование общественным колодцем получить люлей можно и от местных крестьян. Самые большие проблемы, видимо, будут связаны с приучением простолюдинов жить по часам, поскольку их быт часов не знает и структурирован иначе. В «Имени Розы» автор был вынужден вести отсчёт времени, хотя и не совпадающий с нынешним, но это всё-таки детектив, а действие происходит в монастыре с регулярными службами. В реалистическом изображении будет побольше средневековых дебилов среди крепостных, поменьше среди отходников и промышленников, особенно лично свободных. А также бооольшие проблемы с отсчётом времени и ответом на вопрос «когда это случилось?»

Где встречаются[править]

  • 99,8 % произведений про попаданцев. 228 % про попаданцев-прогрессоров/правителей.
  • Популярное заблуждение — будто бы в Средневековье даже книжники верили, что Земля плоская, забыв знания из античности. Нет, не стоит ни очернять сверх меры Средневековье, ни принижать IQ людей ушедших эпох, хоть сумма накопленных знаний была ничтожной. Среди образованных людей большинство считали Землю шарообразной. Только число этих образованных людей было весьма невелико в среднем по эпохе, хотя и варьировало в зависимости от места, времени и социального слоя. Более или менее просвещёнными были католические архиереи и часть монахов. Где-то встречались даже короли, не умевшие читать и писать, а вот в Великом Новгороде простые люди вели активную берестяную переписку.
    • Хотя как раз у Великого Новгорода были особо тесные связи с католической Европой — Ганза же!
  • То же заблуждение насчет неумения читать. Настоящим умением читать и писать считалась возможность с практичной скоростью связно читать и писать на местном высоком языке, и даже таких людей на большую патриархальную семью хотя бы один человек да был. Средняя домохозяйка вполне могла записывать рецепты или списки покупок, а люди друг для друга оставлять короткие записки. Конечно, результат был примерно, как если бы то же самое сейчас делал дошкольник, но для практических целей хватало.

Фольклор[править]

  • Учебник малавийской логики с Баша.

Литература[править]

  • Марк Твен:
    • «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» — практически все, кого встречает протагонист, попавший из буржуазной Америки XIX века в Британию времён рыцарей Круглого Стола. Это и сыграло с ним злую шутку: желая выбраться из западни, протагонист нагло вешает лапшу лавочнику (?), рассчитывая, что тот поступит вопреки бредовым советам протагониста… Однако лавочник поступает в точности по инструкции — и ловит протагониста.
    • «Принц и нищий» — обитатели Двора отбросов.
  • Братья Стругацкие, «Трудно быть богом» — едва ли не эталон тропа в советской литературе. В экранизациях стали страшнее и гаже (особенно германовской).
  • Книги Умберто Эко («Имя розы», «Баудолино», «Остров накануне») — инверсия. Да, средневековые люди отличаются от людей XX и XXI века, причём не в лучшую сторону, но они именно живые люди, а не безобразные карикатуры на них. Особенно замечательна дискуссия главного героя со старым иезуитом в «Острове…» о возрасте мира: ни на секунду не допуская, что старик может быть прав (ошибочные убеждения в итоге и приводят его к смерти), трудно не признать за ним логичность и последовательность суждений. При этом пропаганды в духе «католичество — это круто» там нет и близко.
  • «Песнь Льда и Пламени» — показаны во всей красе в сюжетной арке Арьи Старк. Впрочем, здесь они меркнут на фоне полных чудовищ из армии Ланнистеров, да и приличные люди среди них изредка, но попадаются.
  • «Князь Пустоты» — 99,9 % населения Эарвы. Оставшийся 0,01 % — колдуны, политики и военные — все как один циничные беспощадные интриганы. О, дивный новый мир!
  • «Ведьмак» — особенно часто появляются в первых двух книгах, по какому поводу Геральт даже разразился речью, вынесенной в эпиграф.
  • «Меч Истины» Терри Гудкайнда: как насчёт племени «людей грязи», которые, живя в дождливой местности, не додумались до сплошных, непротекающих крыш? Они даже в их «средневековом» мире считаются дикарями.
    • Более того, когда заезжий «прогрессор» знакомит их с передовыми достижениями в этой области, старейшины заявили, что, обучение у чужаков чему-то конкретному неизбежно приведёт к общему подчинению чужакам. И вообще: наши люди настолько суровы, что от нескольких лишних капель воды с неба не умирают.
  • Юрия Нестеренко, «Приговора» — список персонажей состоит из средневековых дебилов почти полностью.
  • Цикл Magic 2.0: аверсия. Средневековый трактирщик любит поболтать по-научному и цитирует выражения по-латыни. Дебилы есть и там, но их там не больше, чем в нашей эпохе.
  • Леонид Каганов, «Магия» — реконструкция. Люди недалёкого будущего в массе своей превратились в сабж, но не просто так, а от сочетания постапокалипсиса и более чем обоснованной паранойи. Самая мякотка рассказа — чем именно эти постапок и паранойя вызваны.

Кино[править]

  • «Монти Пайтон и священный Грааль». Крестьяне, поймавшие ведьму, похоже, сущие идиоты: они уверены, что эта женщина — ведьма, потому что она одета как ведьма; вот только это они её так и одели. А один крестьянин уверяет, что она превратила его в тритона («Но сейчас ему уже полегчало»).
    • Но она и правда ведьма, ведь весит как утка,а значит деревянная.
  • «Пришельцы»:
    • Жакуй-обалдуй, слуга рыцаря — с прикрученным фитильком: хитрожопости ему не занимать, он ближе скорее к типажу «хитрый крестьянин».
    • Его брат Проспер-золотарь в исполнении того же актёра — концентрированный троп. Персонаж эпизодический, но за минуту экранного времени характер раскрыт полностью. Несколько раз.
    • Среди небольшого отряда сопровождения доблестного графа Годфруа Отважного одухотворённых лиц, за исключением самого рыцаря, вовсе не замечается.
  • «Зловещие мертвецы-3»: нарочитого дебилизма не наблюдается, но все характерные признаки в наличии и зрителя забавляют. Впрочем, на то это и комедия.
  • «Легенда о Нараяме»: все свинцовые мерзости дикой жизни японского простонародья примерно XVIII в. Трудно поверить, что это — те самые японцы, которые создали автомобиль Lexus и электронику Panasonic.
  • Отечественный «Выкиньг» 2016 года. И славянское население, и пришлые викинги сроду не слыхали про бани, от врагов прячутся за полусгнившими частоколами, живут — включая князей — в щелястых сараях, ходят по колено в грязи и дерьме, режут друг дружку в жертву кое-как обтесанным чурбакам на скотомогильнике. Рогнеда хамит даже не послам Владимира, а ему в лицо с крепостной стены, печенегов пытаются одолеть, пуская на них подожжённые колеса с деревянных стен, в разгар осады сперва пытаются принести в жертву одного из самых эффективных воинов, в ходе этого разрушая одну из крепостных башен, и так далее, и тому подобное…
  • «Феофания, рисующая смерть» (1991). Всё население средневековой русской деревни, причём что язычники, что христиане, возглавляемые, соответственно, старейшиной и священником.
  • «Ван Хельсинг» — такие в начале фильма сожгли мельницу с чудовищем Франкенштейна, а затем возражали против того, чтобы главгерой покончил с Дракулой. Даром, что на дворе девятнадцатый век.

Телесериалы[править]

  • «Светлячок»: да, на многих планетах Окраины жители превратились в средневековых дебилов, которые верят, что ведьм нужно сжигать на кострах, а палка-шумелка способна вызвать дождь.
  • «Ангел» — жители измерения Пилея.
  • «Доктор Кто» — попадаются периодически, но серия «Демоны Короля» пробивает педаль в Галлифрей.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

Регулярно встречается в западных мультсериалах, в сериях, в которых героев заносит в средневековье.

  • «Кастлвания» — обитатели Валахии. После того, как по наущению епископа они казнили как ведьму молодую учёную, даже Дракула (который, к слову, и в мультсериале, и IRL был далеко не ангелом, хотя и остался у румын с молдаванами персонажем культовым) не выдержал и решил покарать дебилов лично[3]. Все качества дебилов — мракобесие, неблагодарность и скудоумие — показаны на 100 %. Тревор серьёзно сомневался, стоит ли их спасать.
  • «Охотники на драконов» — да, у Гвиздо и Лиан-Чу с такими придурками проблемы тоже бывают…
  • «Разочарование» — весь Дримлэнд.

Видеоигры[править]

  • «Времена раздора» — встречаются, ибо сеттинг такой.
  • Серия «Ведьмак» — во все поля. Как и в книжной серии.
  • Dragon Age — не совсем средневековье, но с дебилами тоже не сказать чтобы плохо.
  • Mount & Blade — зигзаг. С одной стороны, сельские старосты и прочее население высоким интеллектом в диалогах не блещет, скрепы одобряет и всё такое. С другой — не такие уж они и дебилы, в принципе-то. По крайней мере, особой суеверности не замечено. Хотя именно на патриархальном мировоззрении сыграл свадийский король Харлаус, когда оттяпал трон у законной претендентки Изоллы де Суно.

Аниме и манга[править]

  • Берсерк: здешний мир чуть менее, чем полностью именно подобной сволочью и населён. Особенно ярко показаны в арке «Потерянные дети», где местные жители едва ли не омерзительнее Апостолов Зла. Так чего же удивляться, что самые приличные люди в «Берсерке» — это наёмники, проститутки и уличные воры.
    • Впрочем, и среди них встречаются законченные мрази. Едва ли тех же Гамбино с Донованом можно назвать приличными людьми.
    • Слегка смягчено в арке про деревню Енох. Сначала кажутся типичными дебилами, потом оказывается, что не так просты и способны на героические поступки. Например, пошли-таки в атаку на троллей с вилами и мотыгами при том, что в отличие от «обычного фэнтези», где к эльфам-троллям все привыкли, в «Берсерке» крестьяне и священник вообще были уверены, что сверхъестественные существа неуязвимы для материальных воздействий.
  • Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri — все противники Сил Самообороны Японии из фэнтезийного параллельного мира поголовно. Атакуют только в лоб, про засады и диверсии не слухом не духом и в принципе для японцев опасности не представляют. Адаптироваться тоже упорно не желают: уже после главных стычек, схлестнувшись с одиноким стрелком, вооружённым огнестрельным оружием, вместо того, чтобы рассредоточиться и забросать его копьями, солдаты упрямо встают строем и падают как кегли.
    • Ну да, конечно, это же так просто: по щелчку пальцев вся армия мигом меняет отработанную и надёжную тактику стены щитов на давным-давно отброшенную манеру «все вразнобой бежим на врага и кидаем в него копья». Это вам не компьютерная игра. К тому же каждая армия была уничтожена всего в одном сражении — выводов делать некому было.
    • Только вот можно было понять, что если у врага есть колдовская бум-бум палка, укладывающая всех на значительном расстоянии и пробивающая щиты с бронёй, тупо переть на него врукопашную — не лучшая идея. Серьёзно, в реальности американские индейцы довольно быстро поняли, чем им грозит оружие конкистадоров и не только стали учиться обороне от него, но даже пользовались трофейными мушкетами и доспехами и ездили на отбитых у испанцев лошадях! А ведь местные находятся на явно более высоком уровне развития, чем кечуа и арауканы! Впрочем, если помнить, что это агитка с коллективной Сью в лице ССЯ, всё становится ясно.
      • «Довольно быстро» — это лет за десять минимум. В «Калитке» же и года не прошло — атака на Гинзу случилась во время летнего Комикета, а финал аниме — это зимний Комикет того же году, меньше полугода спустя. Они банально не успели. Тлашкальтеки, конечно, брали Теотиуакан и Теночтитлан в союзе с конкистадорами Кортеса, но испанцы у них были скорее спецназом и ударным ядром, сами они на испанскую тактику перешли уже став мексиканцами. При этом имперцы по крайней мере пробуют менять тактику — другое дело, что ночные атаки не помогают если у противника силы насыщены ПНВ.
  • Claymore — жители деревень, которых клейморы защищают от «ёма».
  • Дороро — как и в «Берсерке», здесь гораздо страшнее не демоны, а ожесточённые войной, самурайским произволом, нищетой и неурожаями люди. После победы Дороро и Хяккимару над очередным демоном, средневековые японские крестьяне вместо благодарности зачастую просят их поскорее убраться из деревни подобру-поздорову. И хорошо ещё, если просто просят — за вилы и топор схватиться тоже могут. Странный калека после гибели чудовища отращивает конечности — поди, и сам демон!
  • Hell Girl — жители средневековой японской деревушки ненавидели и считали «чудовищем» Ай, которая всего лишь умела воскрешать бабочек, зато сами ради «блага деревни» регулярно приносили в жертву горным богам маленьких девочек (да ещё и нагло говорили безутешным родителям оных, что это «огромная честь»). Когда обнаружилось, что Ай, выбранная очередной жертвой, чудом уцелела и скрывалась в горах шесть лет (и так уж совпало, что эти годы вышли очень неурожайными) — поймали и закопали бедняжку и её родителей заживо. Так началась история Энмы Ай, она же Адская Девочка

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy Battles — жители Бретоннии. Впрочем, в некоторых провинциях Империи крестьяне немногим от них отличаются, особенно в Штирланде, обитатели которого считаются патентованной деревенщиной с ненавистью к всему новому, чужому и посторонним.
  • В космическом родственничке Warhammer 40,000 таковых тоже до фига. И от уровня технического развития это не всегда шибко зависит…

Музыка[править]

  • Nightwish, клип на песню «Amaranth». Не в меру суеверные деревенщины подожгли дом с израненной девушкой-ангелом, которую ранее подобрали и попытались вылечить сердобольные мальчишки. К счастью, ангел смогла спастись и улететь назад на небеса.

Реальная жизнь[править]

  • Увы и ах, в Африке до сих пор преследуют людей (даже детей), обвинённых в причинении вреда (болезни, неурожаи и т. п.) колдовством. Относительно недавно был случай смертной казни за колдовство — впрочем, колдовство сопровождалось смертоубийством, потому за такое не погладили бы по головке и в цивилизованных странах, разве что без упоминания колдовства в приговоре.
    • Ещё в Африке расчленяют и едят негров-альбиносов, ибо верят, что их мясо обладает лечебными свойствами. Впрочем, часто их альбинизм толкуют как раз как признак колдуна и тогда действуют по уже знакомой нам схеме.
    • И есть поверье, что колдуны могут украсть пенис. Даже подают в полицию соответствующие жалобы — что-де сосед-чернокнижник украл у заявителя этот причиндал. Широко известный факт, кстати, даже в «Молоте ведьм» упомянут.
  • В Африку ездить, увы, не нужно: достаточно регулярно появляются сообщения об очередном покойнике, образовавшемся от чересчур ретивого изгнания «бесов». Когда — упорными родственниками, но случается что и «специалистами» по данному вопросу. Изгонять бестелесного духа физическим насилием — надо быть особо альтернативно одарённым для этого!
    • Католическая церковь даже придумала специальную процедуру: экзорцист сначала прогоняет пациента через всех врачей и консультируется с учёными насчёт любых «паранормальных явлений» — и почти всегда на этом и заканчивает.
  • И не только в Африке. Смертную казнь за колдовство практикуют в ряде мусульманских стран.
  • А кое-где в прессе даже попадаются заявления (жаль, Гугл о них не знает), будто российскому морфлоту помогают джинны.
    • Легенда о весьма занимательном споре между офицером и священником: когда священник сказал, что врагу, видимо, помогает сам дьявол, офицер приложил к делу логику и резонно спросил: если «бог — на нашей стороне» и «бог сильнее дьявола», то как так получается, что войска неверных, на стороне которых дьявол, одерживают верх? И не заведут ли такие утверждения в дебри опасной ереси, в то время как разумнее предположить, что причины поражений кроются в отвратном снабжении, тупости командования, стратегических просчётах и недостаточно позитивной пропаганде. Без понятия, чем кончилось дело, но не похоже, чтобы командование прислушивалось к умным людям…
  • В Гватемале разъярённая толпа заживо сожгла медицинского эксперта Доминго Чок Че. Выпускника Университетского колледжа Лондона обвинили в колдовстве.
  • В эту же категорию можно отнести и тех, кто с лечением потенциально смертельных, особенно онкологических, заболеваний обращается к «альтернативной медицине». Нет, не после нормального лечения, если оно оказалось бессильно, а вместо него…
  • Сюда же людей, на полном серьёзе верящих, что паспорт — это печать сатаны, а конденсационный след от самолёта — распыление над людьми «химикатов».
    • ИНН (идентификационный номер налогоплательщика, который нужен только для удобства бухгалтерии) в своё время вызвал у суеверных натуральную панику. С печатью сатаны его сравнивал епископ Диомид, известный поп-диссидент, который за свой буйный радикализм был в итоге разжалован руководством РПЦ.
      • Новость о том, что в России ввели ИНН для физических лиц, вызвала в Белоруссии многочисленные потоки искрометного остроумного юмора про лагерный номер на ватник и про то, что скот, вообще-то, клеймят. Это при том, что в Белоруссии есть без всяких обиняков личный номер.
    • Дело Диомида успешно продолжает в 2020 году ковид-диссидент схимонах Сергий Романов. А также те, кто уверовал в «чипирование» всех Биллом Гейтсом и зловещие силы вышек 5G.
  • Сюда же плоскоземельщики. Кстати, прискорбно, что один из немногих здравомыслящих (и напрочь безумных) людей из этой тусовки, решивший проверить кривизну Земли на практике путём постройки ракеты и полёта на ней в космос, погиб при испытаниях ракеты.
    • Зато какая символичная вышла премия Дарвина…
  • Сюда же идёт упоротый традиционализм, хранящий «мудрость предков». Спору нет, мудрые люди появлялись во все века, ведь до некоторых жизненных истин легко дойти своим умом, даже не имея научно-технических знаний, а традиции не были бы традициями, если бы не функционировали исправно, поддерживая состояние общества. Но тащить в наше время все традиции без разбора — значит, принести дремучие приметы и суеверия, предрассудки о некоторых социальных группах, ничем (сегодня) не оправданные жестокие обычаи, да и вообще всё то, что когда-то, может быть, и работало, но было вытеснено более рациональными порядками или совершенно неуместно в новых социально-экономических условиях. Живущему в современном обществе человеку невозможно построить жизнь полностью «по заветам предков» — будет некий уродливый новодел в архаичной оболочке. Но доказать это людям, напрочь не способным к логическому мышлению, попросту нереально.

Примечания[править]

  1. Сарказм, кстати, неуместен. Во врезке описан вполне корректный по тем временам научный эксперимент и единственное, чего ему не хватает — это контроль и матобработка. Разумеется, контролируемый эксперимент (серебро без креста в нарезном стволе, серебро с крестом и без креста в гладком стволе, свинец с крестом и без в гладком стволе, свинец с крестом в нарезном стволе) показал бы, что результат стрельбы зависит только от нарезов и материала пули, причём свинцовая более меткая. Не их вина, что матстатистика и контролируемый эксперимент были открыты только в конце XVIII века.
  2. Нет, эти качества не закрепляются генетически. Однако среда влияет на экспрессию генов, в том числе отвечающих за дофаминовые рецепторы, а это связано с интеллектом и наследуется эпигенетически. Тем не менее, соотношение генетических, эпигенетических и внешних факторов всё ещё остаётся малоизученным.
  3. Он решил это в первую очередь потому, что учёная была его любимой женой.