Техногуро
« | Мы летим, ковыляя во мгле, |
» |
— «Песня американских бомбардировщиков»[1] |
Техногуро — противотроп технопорно.
Авторы технопорно стараются максимально убедить читателя или зрителя в том, что это может работать. Авторы техногенного месива описывают конструкции так, что сложно понять, работает эта штука или нет. Авторы техногуро изображают механизмы, которые совершенно точно НЕ МОГУТ работать. Или по крайней мере, разработчики честно сделали всё возможное, дабы работу механизма затруднить, а фатальную поломку — максимально ускорить.
Самые типичные проявления техногуро — оголённые провода и микросхемы, свисающие без всякой защиты кабели, топливные или гидравлические шланги. Это примерно так же естественно для механизма, как свисающие кишки для человека — и примерно так же полезно. Чуть менее садистично по отношению к машине, но тоже очень глупо — неприкрытые пульты, шестерни и вращающиеся валы без кожухов, проржавевшие внутренние детали механизмов… У оружия — свисающие патронные ленты. У систем жизнеобеспечения — свисающие кислородные шланги и торчащие баллоны. В манипуляторах — голые рычаги и поршни. Летательные аппараты в форм-факторе «летающего кирпича», строители которых явно считают слово «аэродинамика» особо грязным оскорблением. Киборги, у которых уязвимые и важные для функционирования органические части не прикрыты бронёй (в частности, если машиной управляет вытащенный из чьего-то тела мозг, он плавает в красивой стеклянной баночке на самом видном месте). И так далее.
Если технопорно — в основном атрибут литературы, то техногуро, наоборот, чаще встречается в рисунках, фильмах, мультфильмах и иных произведениях визуального искусства. Причина понятна — если автор книги не разбирается в конструкции механизма, он может её просто не описывать. А вот художник или дизайнер реквизита, увы, вынужден прорисовывать все подробности, даже если принципы работы ему совсем не интересны.
Противоположная визуальная стилистика — Ай-всё — предельно зализанные, обтекаемые очертания, ровный цвет, гладкие блестящие поверхности с минимумом углов и видимых функциональных деталей.
Самые характерные места, где можно встретить техногуро — ржавое будущее, стимпанк и постапокалипсис. Несколько реже демонстрирует этот троп тёмная электроника, потому что нормальные машины о себе всё-таки склонны заботиться — и если некая конструкция проржавела, а проводка в ней закоротила, то скорее всего она давно заброшена.
Жестянщик чаще всего поставляет именно сабж, притом даже в реальной жизни у него-то оно работает, но чаще всего не слишком-то хорошо и долго, а при серьёзных нагрузках — обратно в хлам.
Ещё один вариант техногуро — это самое настоящее гуро, жертвой которого оказались не люди, а машины, механизмы, роботы, корабли и прочие изделия рук человеческих. Это может использоваться в ходе танкового, морского или космического сражения, где автор подробнейшим образом описывает последствия особенно метких выстрелов. Педаль в пол, если речь идёт про сражение человекоподобных роботов.
Снаряды и импульсы плазмы разносят в клочья всё на своём пути, включая коробки передач и блоки микросхем. Через пробоины и дыры от сорванных бронеплит жалко свисают кабели и шланги, которые для полноты картины могут фонтанировать во все стороны прокачиваемыми жидкостями и газами, подобно тому, как бьёт кровь из разорванных сосудов. Короткие замыкания электропроводки вызывают пожар, который вскоре охватит топливный бак или боекомплект. Повреждения одних систем (например охлаждения) вызывают аварии в других системах. Давление воды или воздуха рвёт в ослабленных местах одну переборку за другой. Автоматика отключает повреждённые участки и запускает резервные блоки, если они ещё остались. А в это время члены ремонтных бригад, на живую соединяя времянками последние исправные механизмы, изо всех сил удерживают корабль на плаву или, наоборот, восстанавливают работу главного калибра для последнего выстрела по врагу.
Также техногуро активно используется в художественных и документальных произведениях, посвящённых техногенным катастрофам, когда нужно самым подробным образом описать/показать что именно, где, как сломалось и почему эта авария вызвала цепочку отказов.
Или же само действие уже давно закончилось, а техногуро заключается в подробном демонстрации того, что осталось от техники. Подробном настолько, что представить себе само действие не составляет никакого труда. А для полноты картины в отсеках могут присутствовать личные вещи экипажа с аналогичными следами физических воздействий…
Где встречается[править]
Литература[править]
- Хонор Харрингтон и другие книжные циклы Дэвида Вебера, который твёрдо уверен, что война — это кошмар, поэтому помимо красочных описаний могучих боевых космических кораблей не менее живописно показывает, что́ эти корабли в бою делают друг с другом и со своими экипажами. Автора правки особенно впечатлила кульминация и развязка в «Меж двух огней».
Кино[править]
- Трансформеры Майкла Бэя — что характерно, в альтформах ближе к стилистике Ай-всё, а вот в роботоформах — яркое и наглядное воплощение тропа.
- «Армагеддон» — в таком стиле изображены интерьеры станции «Мир».
- И авария, показанная по принципу «здесь протекло, там загорелось»
- Во многом в последние годы станции так все и было: постоянные поломки, протечки, отказы и частично снятая внутренняя обшивка(как следствие крайне неудачной конструкции), а экипаж занимался текущим ремонтом до 40 % рабочего времени. Впрочем, что можно было ожидать от станции, без малого на десять лет превысившей штатный срок эксплуатации в условиях недофинансирования?
- И авария, показанная по принципу «здесь протекло, там загорелось»
- Звёздные войны — массовая резьба световыми мечами по роботам Торговой Федерации. Даже с учётом «бескровности» световых мечей присутствие такого количества расчленёнки живых противников дало бы фильму рейтинг «18+»
- «Тысячелетний сокол» же! Точнее, его ремонт.
- Приключения C-3PO на Беспине тоже подходят под троп.
- Звёздный десант — после неудачной высадки на Клендату пилоты «Роджера Янга» наблюдают множество повреждённых кораблей на станции. От некоторых вообще остались только передние части…
- Матрица — «Навуходоносор» и другие корабли жителей Зиона. Их плохое состояние сыграет ключевую роль в сюжете: Нео отказался перезагружать Матрицу, потому что спасал Тринити. Ей пришлось совершить вылазку в Матрицу, едва не закончившуюся трагично, потому что предыдущая команда погибла. А все из-за того, что мостик в техническом отсеке одного из кораблей расшатался и упал вместе с оператором, и он убился насмерть (скорее всего подразумевалось, что мостик расшатался из-за диверсии Бэйна/Смита, но это не показали).
- Кин-дза-дза — на Плюке, судя по всему, все технологии такие, хотя и опережают земные на многие порядки. Чего стоит только пепелац — натурально ржавая бочка, но если оснащена гравицаппой, способна на мгновенныемежгалактические полёты.
- 3-я часть трилогии «Назад в будущее» — разваливающийся на ходу из-за превышенного давления в котле паровоз. Да и «делориан» до третьей части добрался в сильно потрёпанном виде: шутка ли, ему к тому времени уже больше сотни лет, да и временной контур пришлось изготавливать по технологиям 1950-х в коробке из-под «пепси». А под конец сам «делориан» ожидала смерть под колёсами поезда уже в 1985-м.
Телесериалы[править]
- «Светлячок» (2002) — именно это порой разводит в двигательном отсеке Келли. А Пожиратели — принципиальные сторонники техногурятины. Как, впрочем, и любой другой гурятины.
Видеоигры[править]
- Fallout — не все, но очень многие механизмы и оружие исполнены в таком стиле, особенно послевоенные самоделки. На первый взгляд кажется, что обосновано — в условиях разрыва транспортных связей негде достать материалы для доводки конструкции, пару выстрелов сделает и ладно… С другой стороны, именно в условиях постапокалипсиса надёжность особенно важна, и если для обороны родной деревни наспех собранный хлам ещё может применяться, то странники Пустоши, берущие подобные штуки с собой в поход, выглядят архинелепо.
- CrossOut — педаль в земное ядро за счёт феерических навыков дизайна у многих игроков (включая автора правки).
- Dead Space 3 ― практически все корабли в третьей части из экспедиции 2314-го года, пополам с архитектурным (помимо кораблей ещё и посты на самой планете есть). Электричество не работает, света нет, а открываются двери медленно и со скрипящим звуком. Всё грязное, ржавое, обшарпанное и попросту заброшенное. Ретро-футуризм, делающий всё похожим на дизельпанк, только добивает подобие экспедиции не то, что кладбищу, а практически настоящей помойке.
Настольные игры[править]
- Warhammer 40 000 — почти вся человеческая техника сделана именно в таком формате. Педаль в пол — изделия Адептус Механикус (да и их собственные тела). И это при том, что именно механикусам их вера велит заботиться о максимальной функциональности и долговечности машин.
- Знают толк в техногуро также хаоситы и Космические Орки. Но у этих-то по крайней мере присутствует обоснуй — техника, которая выглядит так, будто разваливается на ходу, угодна Нурглу, а её реальная функциональность давно обеспечивается тёмной магией или демонической одержимостью, а не старыми добрыми законами физики и механики. В конце концов, тела нурглитов тоже выглядят так, будто вот-вот сдохнут или сдохли уже давненько, что не мешает адептам этого бога быть самыми живучими тварями на поле боя. Что касается Орков, то им трудно поверить, что машина, которая не грохочет и не скрежещет как следует, является настоящей машиной. А у Орков вера — крайне важный элемент технологии.
- Некроны в последних редакциях всё больше этим заболевают. Достаточно развитые инопланетяне были объявлены сильно побитыми временем чтобы не выглядеть неимбовыми без обоснуя, и к девятой редакции баги в системе ремонта делают воинов похожими на зомби со сползающим с костей мясом. И без этого, впрочем, торчащие из-под грудной клетки провода выглядят не очень умно… как и само решение залечь в спячку когда недобитые слуги Древних всё ещё бегают, а у вас лучшие вундервафли в галактике, но это же ваха.
- Вселенная BattleTech — почти любой старый, заслуженный мех. Если играется кампания со сквозными персонажами, педаль может быть выжата до уровня ваховских орков.
- В недавней компьютерной адаптации тоже имеется.
Изобразительное искусство[править]
- Некоторые картины Яцека Йерки сочетают в себе техногуро и боди-хоррор, причём не всегда понятно, где одно перетекает в другое. При этом получается довольно светло и мягко
Где НЕ встречается[править]
- Почти всё аниме, особенно в жанре меха. Здесь даже пролежавшие в грунте тысячу лет реликвии предков будут выглядеть новенькими и блестящими, как только стряхнут с себя пыль. Что в общем логично — по сюжету они должны работать, а не взорваться после первого же нажатия кнопки. Обоснуй — высокотехнологичные или волшебные материалы, неподвластные коррозии и износу, либо способные к саморемонту, либо то и другое.
- Зигзагом в оригинальном Super Dimension Fortress Macross: древний корабль пережил тысячелетия и сохранил возможность функционировать, но при попытке оторваться от поверхности предназначенные для этого двигатели проламывают корпус и улетают в небо без корабля, а после попытки использовать корабельный FTL для выхода на околоземную орбиту сам корабль зашвыривает на окраину Солнечной Системы, а от FTL остаётся только аномалия неизвестной природы. Дальше герои вынуждены тащиться обратно до Земли на маневровых двигателях (которые к их везению оказались достаточно надёжны), попутно чиня свой звездолёт подручными средствами (включая два случайно прихваченных с собой при прыжке морских линкора). В общем их космический корабль явно видал лучшие дни, но даже в таком виде всё равно знатно даёт прикурить инопланетянам.
Примечания[править]
- ↑ Музыка Джимми Макхью, слова Гарольда Адамсона, русский текст С. Болотина и Т. Сикорской, исполнитель Леонид Утёсов.