Узнаваемый артефакт

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Узнаваемый артефакт — это известный мифический объект, о котором слышало или знает большинство населения. Узнаваемые артефакты используются в литературе и легендах, когда требуется стандартный макгаффин, идентифицируемое место, оружие или таинственная сущность. Например, если главный герой — рыцарь, вполне естественно, если его мечом будет Экскалибур, искать он будет Святой Грааль, чтобы нейтрализовать находящийся в Стоунхендже ящик Пандоры.

Узнаваемые артефакты не всегда включаются в произведение в своей фактической форме, но часто появляются в форме аллюзий почти в любом жанре литературы как на Востоке, так и на Западе. Кроме того, благодаря глобализации и взаимопроникновению культур часто используются артефакты других культур. Например, в японском «Евангелионе» упоминается копьё Лонгина.

Большим плюсом узнаваемых артефактов является то, что они связаны с древними мифами и легендами, и таким образом представляют собой часть уже готового сеттинга, на который автор может ссылаться в своих работах. Некоторые артефакты могут быть связаны между собой, что делает их ещё более интересными; кроме того, всегда можно придумать артефакту ещё более древнюю предысторию, которая сделает объект ещё более таинственным.

Авторы, включающие такие артефакты в свои работы, часто строят сюжеты на теории заговора или по принципу альтернативной истории. Если действие происходит в 1930-40-е, можете быть уверены, что за артефактом будут охотиться нацисты. Шанс, что это будут коммунисты, невелик, но тоже существует (гуглите Блюмкина и его экспедиции в Шамбалу). Противостоять их попыткам будет археолог-авантюрист, потому что больше некому.

Узнаваемые артефакты для сюжета примерно то же, что и стандартные неразрешённые загадки — лёгкий способ привлечь внимание читателя звонким именем.

Примеры[править]

  • Магическая лампа или бутылка. Заключает в себе джинна, который станет временным слугой своего освободителя. Чтобы этого добиться, лампу нужно потереть, а бутылку — открыть.
  • Рубашка Гоибниу — принадлежала легендарному кузнецу и была неким прототипом мифриловой кольчуги Фродо — защищает она как доспех, но в остальном это простая рубаха. Чем же он облился для получения таких свойств?
  • Урим и Туммим — загадочные приспособления для бросания жребия, хранились у первосвященника и утрачены вместе со Вторым Храмом. Одно из трёх способов узнать волю Яхве (два других — через сны и пророков).
  • Экскалибур — знаменитый волшебный меч короля Артура. Тот, кто владеет мечом, имеет право править Британией… гласит заблуждение, бытующее у тех, кто путает Экскалибур и сломавшийся Меч-в-камне.
  • Дюрандаль — меч рыцаря Роланда, героя «Песни о Роланде». Роланд был начальником арьергарда армии Карла Великого, которая возвращалась домой из Испании после семилетнего похода против сарацинов. В результате предательства отряд Роланда был уничтожен, но сам он сражался до последнего и умер от ран. Перед смертью пытался уничтожить свой меч, чтобы тот не достался врагам, но ничего не вышло. Что стало с мечом дальше, неизвестно.
  • Мьёлльнир — молот скандинавского бога Тора.
  • Агриков меч, которым, согласно Повести о Петре и Февронии, сразили змея.
  • Стоунхендж — не уникальный, но самый известный круг из больших камней. Непонятно, кто и зачем его построил, поэтому спекуляций — масса.
  • Книга Мёртвых. Исторических книг две — египетская и тибетская, содержащие религиозные ритуалы и описание загробного мира. Кроме того, в XX веке добавился лавкрафтовский «Некрономикон», в котором описаны чудовища из космических бездн и способы их призыва.
  • Философский камень — цель исследований средневековых алхимиков. Может превращать металлы в золото (а в некоторых вариантах — не только металлы) и, возможно, создавать эликсир жизни.
  • Фонтан молодости — возвращает молодость тому, кто в нём искупается. Испанский конкистадор Хуан Понсе де Леон отправился на его поиски и открыл Флориду.
  • Ящик Пандоры — Пандора была обладательницей ящика (точнее, пифоса - большого сосуда для хранения продуктов), куда были заключены все беды мира и надежда до кучи, но она не знала о его содержимом. Ящик было запрещено открывать, но любопытство было слишком сильно. Да, ничего хорошего из этого не вышло.
  • Золотое руно.
  • Христианские артефакты — по большому счёту — всё, чего касался Иисус Христос (целиком, или частями тоже считается, вроде «на предмет упала капля Его крови» — зависит от трактовки). Учитывая, что Иисус до того, как начал искать учеников-апостолов и проповедовать, тридцать лет тихо и мирно прожил, работая зодчим — таких вещей должно быть просто море.
    • Святой Грааль — чаша, из которой пил Христос в свой последний ужин с учениками и в которую, по преданию, была собрана его кровь, вытекавшая из ран от гвоздей и копья Лонгина: по одной из версий, старофранцузское «Святой Грааль» («Sankgreal») — это искажённое «Sang real», «Истинная кровь».
    • Фрагменты Истинного Креста, на котором Иисус был распят.
    • Гвозди, которыми был распят Иисус.
    • Туринская плащаница — кусок ткани, в которую было завернуто его тело после смерти.
    • Копьё Лонгина/Копьё Судьбы, которым римский воин проткнул Иисуса, висящего на кресте. Обычно изображается неоправданно роскошным.
    • 30 сребреников Иуды, за которые он предал своего учителя.
    • Ковчег Завета, в котором хранились каменные скрижали с начертанными на них заповедями.
  • Священные предметы божественного племени Туата Де Даннан из кельтской мифологии: Копье Луга, Котел Дагды, Меч Нуаду, Камень Судьбы. Копьё Луга и Котёл Дагды по сути являются прототипами соответственно Копья Лонгина и Святого Грааля, хоть и менее известными (копьё, конечно, упоминалось в Библии, но чудесным предметом, который все ищут, оно стало в британских легендах, и в легендах говорится, что Иосиф Аримафейский зачем-то привёз Копьё и Чашу в Британию).
  • Не такие могущественные, но всё же очень узнаваемые артефакты из русских сказок:
    • Скатерть-самобранка;
    • Ковёр-самолёт;
    • Шапка-невидимка;
    • Сапоги-скороходы и семимильные сапоги;
    • Меч-самосек;
    • Меч-кладенец тоже[1];
    • Гусли-самогуды;
    • Ассортимент транспортных средств Емели, от саней, которые ездят без запряжённых в них лошадей, до печи;
    • Алатырь-камень, он же Бел-горюч камень;
    • Неразменный пятак или рубль.

Примечания[править]

  1. При том, что к русским былинам меч-кладенец не относится, само слово появилось где-то в начале XVIII века, так переиначили имя меча Бовы-королевича из одноимённых переводных лубков (переводных с итальянских, повествовавших о похождениях французского рыцаря): меч звался Кларенца.