Филактерия

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Некий предмет в который персонаж переносит свою душу, или ее часть, по сути становясь личем.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Soul Jar. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
в эту статью кто-то внёс сведения, в ценности которых автор последующей правки сомневается — но и не обладает достаточной подкованностью, чтобы брать на себя решение об удалении. Есть тут кто-нибудь, в должной мере информированный?
« — А смерть моя, Иванушка, в яйце!.. УУУЙ!!!… Да не в этом, дурак!!! »
— Старый анекдот про Кощея. Впрочем, во втором яйце тоже почти пусто.

Филактерия (она же «сосуд жизни», она же «душа в пробирке») — магическая ёмкость для хранения души волшебника: маг или некромант переносит свою душу из тела, полностью или частично, в некий предмет. Любой чародей, создав себе филактерию, автоматически имеет право называться личем. Филактерия гарантирует своему создателю ретроактивное бессмертие, но, как правило, дорогой ценой — ритуал может подразумевать убийство, и проводят его обычно всякие «опытные» (читай — гниющие и одержимые) некроманты и чернокнижники.

Филактерия (если не взирать на некоторые неудобства) — это очень удобная форма существования. Лежишь себе на дне моря-окияна, пилотируешь свое же тело, а если решат прибить — отбросил концы буквально. Конечно, в различных сеттингах дальность действия и функции филактерии очень разнятся. Например, вне тела создатель сосуда может существовать в виде духа и манипулировать окружающей средой, дабы найти себе новое тело. А может быть, филактерия для него — тюрьма, и без тела он вынужден ждать удачного случая.

Вообще очень несправедливо получается. Ритуал превращения в лича в 99 % случаев — тёмный, при том, что засунуть свою душу (или её часть) — очень даже неплохая перспектива для сохранности себя любимого или обретения каких-то бонусов.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • «Смерть Кощея в игле, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук на высоком дереве» — примерно так описывается в сказках филактерия Кощея Бессмертного.
    • И вставил Иван-дурак кощееву иглу в швейную машинку со словами: «Пускай ещё поколбасится!»

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Олди, «Циклоп» — маги знают способ отделить душу от тела и заточить её в нефритовом зеркале. Но так поступают только со злейшими врагами. После заточения в нефрите (даже если вернуть душу обратно) человек всю оставшуюся жизнь проведёт непрерывно визжа от боли и ужаса. Кроме того, существуют некоторые другие способы сохранения душ в камнях, но это уже сюжетные спойлеры.
  • Ольга Громыко, «Цветок камалейника» — йер Архайн заточил душу побеждённого, но непокорённого жреца Брента в хрустальный сосуд — и двадцать шесть лет возрождал его, чтобы ломать и пытать в своё удовольствие.
  • Дмитрий Емец, «Мефодий Буслаев» — стражи мрака черпают силы из дархов, в которых заключены души, случайно или добровольно проданные мраку. Чем больше душ-эйдосов — тем сильнее страж.
  • Гоголь «Портрет» - Злодей строго по правилам заказывает предмет мастерской работы и после этого помирает, теперь он может управлять окружающими из картины и даже выдавать им ссуды.

На других языках[править]

  • В ряде адаптаций (и отчасти в оригинале) таким чудо-артефактом является портрет Дориана Грея.
  • «Властелин Колец» — большая часть души Саурона (то есть, собственно, самого Саурона — он дух) спрятана в Едином Кольце, поэтому, пока это кольцо существует, Саурона нельзя убить. Но если уничтожить Кольцо, от Саурона останется только бессильная тень.
  • Роберт Хайнлайн, «Неприятная профессия Джонатана Хога» — некоторую часть сюжета жена протагониста проводит в коме, так как её душу заточили в пузырёк Сыны Птицы.
  • «Гарри Поттер». Таки да, Волдеморт — лич. Почти что каноничный — огромная магическая сила и бессмертие. Правда, дефективное — семь кусков души оказались настолько попорченными от расколов, что Волдик из обаятельного парня превратился в мерзкую полунежить. Хорошо хоть, из него песок не сыплется. А здешнее название филактерии — крестраж (в оригинале horcrux) — практически вытеснило в русском языке оригинальный термин из-за своей распиаренности и довольно удачного перевода английского варианта.
    • А в HPMOR их как минимум сто восемь(!), но увы, до них надо было дотронуться. Квиррелл так и сделал, а Гарри дал подсказку... И в итоге даже дотронуться не надо! Но стереть ему память удалось.
  • «Плоский мир» — цапнув коготтный горшочек с душой гоблина, один из местных полицейских мучается конфликтом личностей.
  • Лоуренс Уотт-Эванс, «Легенды Этшара», книга «Ночь безумия» — волшебники не нашли иного способа противостоять варлокам, как поместить душу в пробирку прежде, чем пытаться кому-либо из могущественных варлоков угрожать (проблема лишь в том, что отнюдь не каждому волшебнику такой трюк по силам).
  • Роджер Желязны, «Джек из Тени» — у жителей Царства Тьмы наличие филактерии является, видимо, врождённым свойством. Каждый раз после смерти они воскресают в Ямах Глива, а их душа появляется рядом в виде маленького невзрачного камня. Из-за отдалённости души от тела, все обитатели Тёмной Стороны лишены некоторых человеческих чувств.
  • Ричард Морган, «Видоизменённый углерод» — научно-фантастический вариант с загрузкой сознания. В далеком будущем сознания всех граждан Протектората в возрасте 1 года загружают в так называемые «стэки». Это небольшие устройства, которые можно подключить к любому телу. Теоретически стэки дают людям возможность жить столетиями, меняя время от времени тела. Но в традициях жанра это только привело к новым серьезным проблемам, в особенности к большему социальному неравенству. Пока богатенькие люди могут спокойно менять тела после «биологической» смерти, обычные люди дожив свой век вынуждены прожить вечность в хранилище. А преступников и вовсе таким образом наказывают, путем вынимания стэков на столетия. Окончательная смерть наступит только если уничтожить стэк, чем и пользуются преступники. Собственно, вокруг данной технологии крутится весь сюжет и сеттинг произведения.

Сетевая[править]

  • Macronomicon, «The Outer Sphere» — протагонист Гарс ухитрился получить редкий класс фито-лича. Это похожий подход к проблеме, но для магов-фитомантов, которые по сути своей предрасположены к Жизни, а не к Смерти. Филактерией фито-лича является его Древо, на котором в качестве плодов вырастают его запасные тела. При гибели тела с Древа падает зрелый плод, в котором и приходит в себя фито-лич. По сравнению с классическими личами, у метода два минуса: Древо живой организм и требует хотя бы воды и света, и скорость созревания плодов ограничена. Если фито-лич израсходует готовые тела, куковать ему на ветке годы. И один большой плюс, из-за которого фито-личи находятся вне закона: количество Древ не ограничено.
    • Существует и условно боевая модификация, напоминающая камни душ из TES, и служащая ловушкой для архимагов. В такой сидит учитель Гарса, т. к. поймать его поймали, но поглотить душу у поймавших кишка тонка — сунувшихся к архимагу он сам съест. Им остаётся ждать, пока архимаг в изоляции не ослабеет или не тронется рассудком.
    • Кванк протагониста, доктор Гарс Дэниэлс (для своих «док Д») является обладателем ещё более редкого класса, aberrant fleshweaver. Это просто огромный резерв биомассы, управляемый многопотоковым разумом, в котором каждое тело и инструмент, и маска, и резерв массы, и филактерия. По обнаружению этого индивидуума Землю подвергли карантину на 800 лет, и этого не хватило.

Фанфики[править]

  • Fallout: Equestria — местные филактерии не столько позволяют возродиться после смерти (но и так можно), сколько делают вещь неуязвимой для абсолютного большинства воздействий. Например, Рэрити создала статуэтки М6 (аналог пупсов из Fallout 3), разделив собственную душу на 43 части. Имеются минусы, например заключённая душа влияет на использующего вещь, и привязка не позволяет остальной душе отправиться в местное загробие даже если возрождение недоступно.
    • В Project Horizons тему углубили — имеется контрабас, позволяющий любому играть на нём так же, как играла его обладательница при жизни (ну и сражаться им тоже удобно, да, неуязвимый же), талисман, дающий носителю регенерацию вплоть до восстановления после дезинтеграции и его более качественный собрат, заодно устраняющий любую усталость, разумный, неуязвимый стелс-комбинезон (аналог стелс-брони «Марк 2» из Old World Blues), правда с минусом: общаться может только записанными заранее фразами и жестами, и даже неполноценная буквальная филактерия, защищающая от окончательной смерти. Довольно практичная, надо сказать — собственные кости.

Кино[править]

  • «Шестой день» — бэкап личности на определённый момент времени позволял восстановиться даже после смерти. Правда, с подсвеченной проблемой, описанной в HPMoR.

Телесериалы[править]

  • «Зачарованные» — одним из противников сестёр Холливел был маг, создающий искусственные души в пробирках.
  • «Агенты Щ. И. Т.» — в некотором смысле филактерией можно назвать и голову Антона Иванова (аналог М. О. Д. О. К. А. из оригинальных комиксов), лидера террористической организации «Сторожевые псы». После непоправимых телесных повреждений, искусственный интеллект А. И. Д. А. сварганила Антону новое тело, удалённо управляемое его головой из банки.

Мультфильмы[править]

  • «Анастасия» — жезл Распутина, за который тот отдал душу. Дарует колдуну тёмные силы, но с уничтожением жезла он погибает

Мультсериалы[править]

  • Steven Universe — душа и сущность самоцветов помещена в их камень. При повреждениях они могут оставить физическую оболочку (которая вообще является иллюзией) и уйти регенерировать в свою «пробирку».
  • Trollhunters — Инферна Копула, перстень, в котором заключена душа тролля-колдуна Ангора Рота. В результате у самого Ангора Рота внутри пустота и он поглощает чужие души.
  • «Легенды Острова сокровищ» — Проклятие Флинта, коварное привидение, заманивает заблудившихся в море корабли на свет волшебного фонаря и топит их, порабощая души. После того, как Хокинс уничтожает фонарь, проклятие Флинта рассеивается и души погибших обретают покой. По-видимому, Проклятие Флинта является личом, а его фонарь-филактерией.

Комиксы[править]

  • «Восставшие из пепла» (Rise from Ashes) от австралийки Мадлен Роска. Комикс — злая деконструкция на тему разделения души и крестражей. Когда-то давно жила невероятно сильная заклинательница с мощной душой полубожественного уровня, но глупо и бездарно растратила её ещё при жизни на создание артефактов мощных и не очень, подчинение призраков и подпитку их своей душой, а в конце своей недолгой жизни вообще совершила действо редкой тупизны — используя остаток своего могущества, навечно привязала души умерших к миру живых, чего тем очень и очень не понравилось. Но в посмертии стала слабым и глупым призраком, почти полностью потеряв былое могущество души, а также прижизненные память и знания. Жестоко огребает от последствий своих же действий столетия назад — некоторые частицы её души начали существовать автономно и независимо, а так как она при жизни была злобной поганкой, то нередко и испортились ещё более. Она может посмертно собирать осколки своей души, но ей дали намёки, что даже при успешном завершении этого квеста ей придется очень несладко. Филактерией держащий души умерших на этом свете она сделала целый дом, а свой призрак - его хранителем, но он вышел хреновым, так как призрак получился слишком слабым
  • «Корзинки из кишок» от Джо Дункана. Главным героем является лич, снабженный самой настоящей филактерией. Несмотря на количество выпусков перевалившее далеко за тысячу, корзинок, как обычных, так и из кишок, замечено не было.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Slayers: у Красного Священника Резо была наготове аварийная пробирка (т. н. Сосуд Правителя Ада), в которую его душа ретировалась после того, как Лина убила его и осколок Шабранигдо. Осколок Шабранигдо ретировался вместе с ним. Также Резо умел переселять другие души в искусственные тела, предположительно — при помощи таких же сосудов. Волшебница Нага Белая Змея неудачно цапнула один такой пустой сосуд и против своей воли оказалась в состоянии «пробирка + аватара».
  • Fullmetal Alchemist: Альфонс Элрик именно в таком состоянии (здесь душа прикреплена к доспехам) находился довольно долго.
    • У гомункулов философский камень тоже является своего рода филактерией.
  • Mahou Shoujo Madoka Magica: все девочки-волшебницы. При заключении контракта и становлении девочкой-волшебницей, душа помещается в т. н. Самоцвет души, а тело становится просто управляемой аватарой. Об этом узнала Саяка, когда она оказалась в 100 метрах от самоцвета,который её подруга Мадока выкинула на грузовик.
  • Волчица и пряности: Холо, будучи языческим божеством, привязана к пшенице, которой снабжала крестьян в обмен на поклонение. С её слов, она бессмертна только до тех пор, пока пшеница, даже скошенная и перемолатая в зерно, не гниёт. Если в пределах её досягаемости не останется даже цельного тюка необработанной пшеницы, то ей будет «негде прятаться» (телепортироваться между ними) — и тогда её можно будет убить даже банальным ножом. В качестве имитации посева пшеницы вполне сойдёт и мешочек с зерном, который можно носить в кармане или на шее.

Видеоигры[править]

  • Dark Souls богата мобами, душа которых, после смерти тела, не покинула свои доспехи — Черные, Серебряные, Аллонские и Закопченные Рыцари ЛЛойс. Из боссов под троп попадают Доспехи Драконоборца и Сгоревший Король Слоновой Кости.
    • Особо гадкий вариант — рыцари Святилища из второй части, у этих красавцев филактерией служит их же мертвое тело. А так они пребывают в призрачной форме полностью неуязвимой к физ.урону и почти к магическому, при его же уничтожении материализуются в виде тех же пустых доспехов.
    • Нагой Сит из первой части превратил себя в драколича, спрятав душу в филактерию в кристальном гроте.
  • Diablo — Камни Душ, инверсия. Повелители демонов могут возрождаться после смерти сколько захотят, без всяких филактерий, но эти камни ловят их души, мешая физическому воскрешению. Однако при этом помогая вселяться в тела людей.
  • Dishonored — Сердце, в котором заключена душа покойной императрицы Джессамин, и спрятанная в герцогском дворце Карнаки статуя с душой Далилы.
  • Warcraft III — меч Фростморн, который выкован из осколка Ледяного Трона.
    • Если сей меч и можно назвать филактерией, то с очень большой натяжкой. Меч был выкован не для того, чтобы хранить чью-то душу ради бессмертия, а для того, чтобы поглощать души жертв (душа Артаса стала первой), не позволяя им упокоиться.
    • Без фитилька играется урна с прахом Кел’Тузада, благодаря которой лича воскресили. Дважды.
  • TES — начиная со второй части серии, доступна возможность захватывать души убиваемых противников в так называемые камни душ. Заполненные камни можно использовать при создании зачарованных предметов, а «сила» души определяет мощность полученного зачарования. В Daggerfall и Morrowind ловить можно только души монстров — животных, нежити, даэдра и других неразумных существ. Начиная с Oblivion такой же трюк можно проделывать и с разумными расами — людьми, эльфами, орками, хотя это уже рассматривается как незаконная некромантия. Правда, для захвата душ разумных существ потребуются чёрные камни душ.
    • В Oblivion есть квест где надо убить мага, который хочет стать личем. Можно просто стащить у него филактерию и ему тут же наступит конец.
    • В Skyrim есть любопытный квест по получению Звезды Азуры, по сюжету которого одному магу приспичило обрести с помощью сия артефакта бессмертия. Он каким-то чудом получил Звезду, переделал её так чтобы она поглощала чёрные души (то есть души разумных существ). Недовольная богиня Азура насылала на мага проклятия и, тот не выдержав, сразу же покончил с собой и заточил свою душу в артефакт. Но так как артефакт теперь отныне имеет свойство разрушаться из-за его пребывания, его ученикам придётся «подкармливать» Звезду Азуры с помощью чёрных душ, то есть убивая несчастных путников. В ходе квеста Довакину придётся же засунуть себя любимого в Звезду Азуры чтобы выгнать оттуда мага, пока жизненную деятельность его тела поддерживает магией Азура/Неласар. Так что здесь игрок наконец увидит, как выглядит мир внутри камней душ.
  • Neverwinter Nights — в дополнении Hordes of the Underdark можно сразиться с драколичем Виксстрой, любезно расположившим свою (весьма приметную) филактерию среди сокровищ в своем логове.
  • Torment: Tides of Numenera — нечто подобное есть и у Меняющегося Бога, отбрасывающего ставшие ненужными оболочки, которые вскоре становятся самостоятельными личностями.
  • Transistor — такой пробиркой является меч Транзистор.
  • «Ведьмак 3» — Аваллак`х помещает в филактерий проклятие, поразившее его, дабы замедлить его действие.
  • Castlevania: Aria Of Sorrow и Dawn Of Sorrow — души врагов, которых нет в этих играх (Чёрная пантера, Галамот и др.), находятся в специальных сосудах и существуют в единственном экземпляре.
  • Dragon Age — филактерии, в которые при помощи магии крови заключается отпечаток магической ауры существа. Используются Кругом магов и Церковью для поисков сбежавших магов. Уничтожение этой филактерии для мага неопасно. Наоборот, многие мечтают ее уничтожить.

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons — кодификатор. Филактерия для лича оттуда. Камень или что-нибудь похожее для удержания души весьма популярны, особенно у жителей Внешних планов. Помимо приснопамятного разумного оружия и доспехов есть разумные артефакты вроде мимиров, заточённые в обычные предметы чужеродные сущности, а при некоторых обстоятельствах даже разумная одежда. Любят тут этот троп, в общем. Ничто, кроме ограничений мастера и фантазии игрока, не помешает эпическому специалисту-артефактору наложить чары удержания души на любой предмет. Дорого и хлопотно, но возможно.
  • Warhammer 40000 — эльдарские камни душ же!
    • Хаоситы тоже так умеют. Как пример — Понтиус Гло, до определенного момента живший в виде сознания, записанного на техно-мистический носитель.