Смартфон

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Мы живем в мире, в котором потерять телефон гораздо страшнее, чем девственность. »
— Меган Фокс

Именно то, что написано. И да, это уже вполне самостоятельное явление, оказывающее влияние на произведения и жанры. Со смартфоном вам будет сложно заблудиться в дремучем лесу. Со смартфоном вы, даже оказавшись раненым и в заброшенной деревушке, скорее всего, сможете найти в Сети инструкции о том, как оказывать медпомощь. Смартфон поможет передать картинку загадочного иероглифа, скрывающего секрет входа в древнюю гробницу, своему другу, сидящему в библиотеке Конгресса США. Наконец, через смартфон за вами можно следить! Причём не обязательно получать разрешение на отслеживание телефона — можно воспользоваться приложением вроде «Найди мой девайс».

В общем, сегодня наша жизнь без смартфонов практически непредставима.

История явления[править]

Сама идея совместить мобильный телефон и наладонник первой пришла в голову ещё советским инженерам. На уровне концепции. Во всяком случае, автор этих строк впервые увидел упоминание такого девайса в замечательной научпоповской книге «В мире семи стихий» — 57-го, кажется, года выпуска. Тем не менее, первым серийным образцом стала знаменитая Nokia Communicator. Продольная (это действительно было странно) «раскладушка» представляла из себя здоровенную (убить можно) трубку, внутри которой скрывался полноценный микрокомпьютер.

Устройство завоевало достаточно большую популярность среди деловых людей с Уолл-стрит, но простым работягам в силу заоблачной цены оказалось недоступно. Победное шествие умных устройств началось несколько позже.

Собственно, толчком стала популярность устройств на операционной системе «Пальм ОС». Копеечные, хотя и лишённые модема наладонники, быстро стали настолько ходовым товаром, что компания Microsoft не могла остаться в стороне и выпустила свои, конкурирующие устройства на платформе PocketPC. Фактически, стандарт и форм-фактор коммуникаторов был заложен именно тогда. Ждать первых наладонников, в которые интегрировали телефонный модуль, после этого оставалось недолго.

К сожалению, все эти устройства отличались одной неприятной особенностью: как уже было сказано выше, они не были телефонами. Они были именно наладонниками с модемами, которые телефон только эмулировали. В частности, резистивные экраны и крайне мелкие пункты меню не способствовали управлению устройствами без помощи стилуса.

Революцией стало решение от компании «Эпл». Собственно, «Айфон» первого поколения можно считать первым современным смартфоном. В нем уже были заложены функции, ставшие в дальнейшем стандартом де-факто:

  • Емкостной, а не резистивный экран. Управление подушечками пальцев, а не стилусом или ногтями.
  • Многоточечная чувствительность. Экран понимает касание не одного, а нескольких пальцев, что позволяет интуитивными «щипками» масштабировать изображение, к примеру.
  • Крупные элементы интерфейса, заточенные под управление пальцами.
  • Интегрированный, пальцеориентированный браузер, делающий устройство, собственно, «умным», то есть позволяющий выходить в интернет из любой точки, где есть хоть какая-то передача данных.
  • И, самое главное, магазин приложений, позволяющий в пару тычков пальцем закачать и установить на свой смартфон новую программу которая тебе приглянулась. Без танцев с бубном и без подключения к компу.

Разумеется, как и положено первому блину, «айфон» не был лишен недостатков. Батареи хватало на день, а не на неделю, как кнопочным аппаратам. Камера (причем по настоянию Джобса! Фактически была возможность сразу поставить неплохой модуль) была просто никакая (да, было время, когда камера не рассматривалась как одно из главных достоинств яблочного аппарата). Было ужасно непривычно нажимать плоские, виртуальные кнопки на плоском же экране… Возможно, если бы не талант Стива Джобса как маркетолога, айфон бы так и не взлетел. Однако ужасающее «поле искажения реальности», приписываемое Джобсу специалистами маркетинга, сделало свое дело, и теперь, как ни крути, но любой современный смартфон является идеологическим наследником айфона.

Примеры тропа[править]

Просьба добавлять только произведения, в которых смартфон играет важную роль или вовсе является сюжетообразующим элементом.

Литература[править]

  • «Бремя Империи» — йотафон «Нева», отечественный аналог смартфона. Вообще, в цикле (особенно в последних книгах) вопросам о том, что можно сделать благодаря обычным и «умным» мобильникам, уделено немало текста.
  • «Magic 2.0» — Мартин и некоторые другие персонажи из XXI века настроили свои смартфоны на доступ к файлу, так что могут ими пользоваться, если вдруг откажет «магия». Мартин пользуется «Андроидом» 2014 г. производства, который носит в резной шкатулке. Смартфон Джеффа, который родом из 2021 г., похож на две склеенные плитки стекла без видимых элементов.
  • Эрнест Клайн, «Армада» — всех сотрудников Альянса снабжают наручным девайсом, похожим на крупный смартфон и обладающий схожими функциями, включая возможность видеозвонка не только на аналогичное устройство, но и на мгновенную межпланетную связь с обычным телефоном (ГГ болтает с мамой с видео, находясь на Луне без 1,25-секундной задержки). Также есть встроенный переводчик, автоматически переводящий иностранные языки (правда результат выводит в письменном виде), что помогает, так как один из ребят-пилотов — китаец.
    • Вероятно, ближе к идеологии Blackberry (у которых есть и смартфонообразный вариант с оставленной qwerty-клавиатурой снизу).
  • Сергей Арсеньев, «Фройляйн Штирлиц» — брат главной героини из мобильника умудрился собрать машину времени.
  • Дмитрий Глуховский, «Текст» — именно через смартфон и мессенджер в нём главный герой пытается выходить на связь от лица убитого им обидчика.
  • Александр Рудазов, «Призрак» — Данилюк, бывший при жизни сугубо мирной офисной планктониной, не может воплотить свой Клинок Духа в виде оружия (даже такого бафосного, как мухобойка одной из его коллег). Поэтому его оружие — фонарик смартфона, свет которого делает физически больно голодным духам, демонам и прочей астральной швали.

Кино[править]

  • «Адский мобильник» — корейский парнишка обретает странный, вычурный смартфон, обладающий на поверку своим, весьма скверным характером и явно одержимый демонами. А еще он исполняет желания. Специфически.
  • «Железное небо» — Джеймс Вашингтон по какой-то причине берёт свой смартфон на Луну. Когда он попадает в руки лунных нацистов, то местный герр доктор быстро находит ему применение в качестве управляющего элемента исполинского крейсера «Гибель богов» (нацистские компьютеры застряли где-то на уровне 1940-х). Смартфон разряжается, и оберфюрер Клаус Адлер отправляется на Землю, чтобы раздобыть новый.
    • Во второй части, на Луне образовывается секта «джобистов», поклоняющаяся Стиву Джобсу и продуктам «Apple». Эти всегда носят с собой айфоны. Попытка джейлбрейкать айфон наказывается отлучением и казнью. Именно так и побеждают бывшего лунного фюрера Вольфганга Корцфляйша.

Телесериалы[править]

  • «Шерлок» — использование героем смартфона является важной частью адаптации образа под наше время. Современный детектив-консультант не может отказаться от возможности мгновенно связаться с друзьями и полицией, быстро найти важную информацию (прогноз погоды, новости) и сделать фото. Более того, с удовольствием ведет твиттер.
    • Ирен Адлер хранит в телефоне все важные данные. На телефоне стоит пароль SHER, благодаря которому на экране образуется фраза I am SHERlocked. В российском варианте: мой ключ — ШЕРЛок, где «ок» является подтверждением ввода, а также защита от физического взлома. Модель: Vertu Constellation Quest. Одно время стоил 17 300 фунтов!
    • Шерлок в «Elementary» пользуется им не менее часто и просто обожает СМС-сленг, считая его более эффективной формой английского языка. Джоан нередко приходится расшифровывать его замысловатые аббревиатуры и сокращения, а когда ей приходит ответ в полной форме, то она тут же идёт в полицию, мол, что-то не так с Шерлоком.
  • «Орвилл» — в одной серии экипаж обнаруживает капсулу времени с 2015 г. Один из предметов — «айфон» девушки по-имени Лора Хаггинс. Гордон создаёт симуляцию Лоры, попросив компьютер отсканировать всю информацию в смартфоне и экстраполировать остальные данные. Получается довольно правдоподобная личность, в которую он влюбляется. Историк, анализирующий предметы из капсулы, неверно истолковывает СМСки Лоры, чем несомненно рассмешит зрителей.
  • «Земля — последний конфликт» — сериал вышел в эфир в 1997 г., за одиннадцать лет до появления «айфона», и всё же все здесь вовсю пользуются «глобалами», которые ужасно напоминают современные смартфоны (сенсорный экран, GPS и другие функции), правда мало кто пользуется смартфонами в качестве видеотелефона, тогда как в сериале делают только видеозвонки.
  • «Пёс» — капитан Гнездилов постоянно понтуется своим «смартафоном» перед Максом, который не хочет менять кнопочный телефон на что-то посовременнее.

Мультсериалы[править]

  • RWBY — персонажи вовсю пользуются голографическими устройствами под названием «скроллы» («свитки»), имеющими полную функциональность смартфона и чуть больше: скролл может служить электронным удостоверением личности, измерителем Ауры владельца и пультом от другой техники, а еще по нему можно призвать свой летающий шкафчик с оружием, если приперло (можно прямо врагу на голову). Злодеи свои гнусные дела ведут также через гаджеты; в одной из поздних серий «отжатый» у пособницы скролл становится важной уликой.
  • «Самурай Джек» — в пятом сезоне такой девайс замечен у Скарамуша Беспощадного. Позже Джек его сломал. Кого «его»? И Скарамуша, и девайс!

Видеоигры[править]

Главное, чтобы его не отжали.
  • Resident Evil 6: HUD, навигация, игровое меню и вообще почти весь интерфейс здесь для большинства персонажей оформлены именно через их смартфоны — от классического «не айфона» у Леона и Хелены до супер-выпендрежного голографического «кубофона» у Ады Вонг. При вызове меню герой на фоне присаживается на корточки и «залипает» в телефон; если при этом рядом есть враги — это заканчивается предсказуемо.
  • Watch Dogs: Как для Эйдена, так и для Маркуса смартфон является главным инструментом для хака всего города через систему ctOS.
  • GTA IV: Телефон для приёма входящих был и у Томми в GTA Vice City, и у СиДжея в GTA San Andreas, но в GTA IV использование телефона вышло на новый уровень. Теперь телефон действительно можно использовать самостоятельно — смотреть контактный лист, осуществлять исходящие звонки, получать и читать SMS. Позже, когда Нико заменит устаревший монохромный телефон на новый телефон с цветным экраном и полифонией, можно так же будет кастомизировать рингтоны и визуальные темы, а ещё пользоваться фотокамерой. Помимо этих естественных для телефона функций, есть и такие чисто игровые функции, как использование чит-кодов (набираются на циферной клавиатуре) и загрузка уже пройденных миссий из специального меню для перепрохождения (добавлено в дополнении «The Ballad of Gay Tony»).
    • GTA V: В новой же части значение телефонов еще расширилось, дав каждому из новых протагонистов свою версию трубки, от дорогого аналога айфона у Майкла, до разбитого Windows Phone у Тревора. В функционал же телефонов добавился серфинг в сети и заказ различных служб помощи.
  • Fallout: PipBoy — это же фактически наручный планшет, сделанный в виде «что, если бы смартфоны, планшеты и умные часы придумали уже в 60-х». Только интернет с телефоном нет — но после того, как упали бомбы звонить всё равно некому.
    • Тогда это не планшет, а кпк.
  • Batman: Arkham Knight: в перчатку Бэтмена встроен полноценный видеофон. Можно не просто созвониться с Альфредом или Барбарой, а ещё и видеть их. Проекции лиц так красиво светятся в темноте, что становится странным: как ещё каждый уголовник не в курсе, кто с Бэтсом постоянно болтает?
  • The Legend of Zelda: Breath of the Wild — камень шиика. Техническое чудо древней гордой и мудрой расы шиика, позволяющий активировать их святилища и башни, делать фотографии, просматривать справочник по предметам и бестиарий, использовать магнит, замедление времени, бомбы… Короче говоря, крайне полезная вещь.
  • Neptunia: Sisters vs Sisters: загадочные rPhone, появившиеся после исчезновения кандидаток. Непонятно, где производятся. Могут собирать энергию Шейра, на момент начала основного сюжета отобрали у богинь 98 % энергии.
    • Также есть моэ-антропоморфизмы смартфонов, Махо и Анри. А также загадочная Серая Сестра (Gray Sister), она же Пепельная Богиня (Ashen Goddess).

Визуальные романы[править]

  • Rewrite — у героя на смартфоне имеется GPS-программа Mappie, на основе которой сделано большинство мини-игр в визуальном романе. Представлены они в виде карты с возможностью взаимодействия.