Бесполезный артефакт

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

— Да прославится в веках твое имя, путник, ибо ты прошел 1000 миль Иссушающих Пустынь, прошел Лес Забвения и преодолел Болото Ужаса, принёс жертву на Алтаре Костей, победил Неживую Сотню и троих Драконов Безвременья и самого Голого Лича! Так войди же в золотые двери и возьми ЭТО и пользуйся без ограничений ЕГО великой властью…

…обращать апельсиновый сок в грейпфрутовый!

— ЧЧЧЧЕЕЕЕЕЕГГГООООООООО!?

Совсем не обязательно так сурово, как здесь написано — но суть та же. Вот вам магический/технологический артефакт. Несомненно, артефакт, и несомненно, магический/технологический. Только вот пользы нам от него…

Бесполезный артефакт не так уж часто встречается в книгах и фильмах — разве что автор решит откровенно поиздеваться над своими героями (и над читателями заодно). Зато в играх попадается сплошь и рядом — либо как конкретная задумка разработчиков, либо как их же недоработка.

Бесполезный артефакт может быть:

  • Сломанным. Когда-то был могучий Посох Власти, а теперь просто трухлявая палка. Возможно, сломан безвозвратно. Или же есть способ восстановления, но его ещё надо узнать — и не факт, что нужные материалы и ритуалы придутся вам по сердцу и по силам.
  • Незавершённым. По сути то же, что и предыдущий. Если даже инструкции по завершению существуют, то см. выше.
  • Слишком слабым. Огненный посох, которым и яичницу не поджаришь? Кольцо с эффектом невидимости на две секунды? Проходим мимо. Как вариант, когда-то давно вам бы очень пригодился меч Победитель Крыс, а теперь — разве что в зубах поковырять…
  • Слишком сильным. Либо «бесполезно сильный» — при использовании разом выносит и врагов, и союзников, и самого владельца. Либо же, наоборот, «слишком полезный» — можно использовать, только если вас устраивает продвигаться по сюжету дальше, лениво зевая и почёсывая пяткой за ухом. В играх чаще попадается трудами излишне ретивых разработчиков модов — а игроки прорываются через очередной мозгораздирающий квест, добывают вожделенную «имбу», любуются и ставят на полочку. Также и автор может неосторожно наградить героя в финале книги настолько хорошо, что в сиквеле о награде приходится как-то ненавязчиво забывать.
  • Бессмысленным. Этот артефакт явно сотворил полоумный колдун в стадии обострения. Или некий бог-трикстер в перерывах между чаепитиями. Поржать можно. Использовать… ну, под вашу ответственность и если придумаете, зачем.
  • Непонятным. Может артефакт на самом деле архиполезный, но инструкция к нему уже пару тысяч лет никому не попадалась, так что «где у него кнопка» — никак не понять, и остаётся его только поставить на полку.
  • Проклятым. Пользу приносит, но имеет побочные эффекты, да такие, что двадцать раз ещё подумаешь, стоит ли связываться. Придётся искать способы защиты, если они вообще есть. Вариант: даже может иметь исключительно вредные свойства, но вы об этом не узнаете, пока не попробуете. «Сапёр ошибается один раз».
  • Не по вашу душу. Надо было рождаться эльфом. Или женщиной. Или быть потомком королевского рода. Или играть за воина, а не мага. Или артефакт вообще именной. Не срослось? Тогда эта штука для вас, в лучшем случае, бесполезна, а о худших лучше и не говорить. С прикрученным фитильком, если надо, скажем, 5 пунктов силы, а у вас только 4. Или волшебный лук, из которого вы стрелять не умеете. Это можно, в принципе, поправить… если характеристики не задраны выше капа, ага.
  • Не в этот раз. Именно так, как и написано. Амулет дыхания под водой вообще полезная штука. Но не посреди безводной пустыни в сеттинге, где ты до воды и добраться не можешь.

Но не всё так плохо. Несмотря на свою бесполезность, подобные артефакты всё равно будут стоить больших денег на рынке. Так что если вам попадётся в руки именно такой артефакт, то можете смело его сдать в ломбард. Ведь всё равно лавочники его закупят за кругленькую сумму. Таким образом вы здорово пополните свой кошелёк и закупите что-то стоящее.

Также нередко пересекается с «Сам путь — награда» и фальшивым макгаффином.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Кольцо Всевластья же! Позволяет становиться невидимым для всех, кроме Саурона и назгулов, которые сразу замечают носителя, и продлевает жизнь, пока артефакт просто носишь с собой, но ценой раздвоения личности, анорексии и высокого риска попасть под контроль Саурона, это кольцо изготовившего. Собственно, главная загадка трилогии — как это кольцо уничтожить.
    • Сильмариллы туда же. Нет, в самом начале это были действительно артефакты величайшей ценности, но что в итоге вышло? Порубили кучу своих же, разнесли полконтинента, добрались до камней… чтобы обнаружить, что один с концами переселился на небеса, а к двум другим невозможно прикоснуться, потому что в руки, пролившие столько крови, они не даются.
  • Макс Фрай, «Хроники Ехо» — упоминается Сияющий Семилистник. Хранится в Ордене Семилистника. Единственное, что делает (предположительно) — приносит удачу лично Нуфлину Мони Маху. Для других просто безделушка красивая.
  • «Принцесса стоит смерти» Лукьяненко — из предложенных Сергею артефактов Сеятелей большая часть оказалась бесполезной — не вообще, а в конкретном случае. Впрочем, меньшая часть очень даже пригодилась.
  • «Юн и Софус» Синкен Хопп (продолжение «Волшебного мелка»), сказка откровенно сатирическая и пародийная, ну и над волшебными предметами писательница тоже немного поиздевалась. Скатерть-самобранка, например, призывает волшебного повара, который сперва дотошно выясняет, что именно у него хотят заказать, а потом объясняет, почему именно этого он приготовить не может. Семимильные сапоги действительно делают один шаг равным семи милям, вот только куда ты шагаешь — не видно, а если до нужного места меньше семи миль — придется топать босиком.
    • Кстати, учитывая, что «Юн и Софус» вышел позже «Золушки» 1947 года, в 1959 — возможно, эти сапоги как раз оттуда? «Вы не поверите, сударыня, мимо какого количества девушек мы проскочили с разгона!» (с)
  • «Гарри Поттер»:
    • Золотой снитч, завещанный Дамблдором Гарри, открывается только под конец.
    • Воскрешающий камень, несмотря на название, вовсе не воскрешает умерших.
    • Бузинная палочка, самая сильная в мире, подчиняется только тому, кто победил в схватке её предыдущего владельца. Иначе — извини-подвинься.
    • Маховик Времени — тот случай, когда «слишком круто». Недаром Мама Ро быстренько вывела артефакт из сюжета, а потом и вовсе демонстративно уничтожила весь их запас — чтобы читатели не вопили при каждом повороте сюжета «просто используйте Маховики».
  • Айзек Азимов, «Лакки Старр» — подаренный герою в первой книге артефакт-маска оказался настолько крут, что в дальнейших книгах не упоминался.
  • Клиффорд Саймак, «Пересадочная станция». Инек Уоллес около ста лет проработал смотрителем станции галактической транспортной сети, и коллекция сувениров, которые ему дарили доброжелательные странники, занимает целый огромный подвал. При этом большая часть подарков либо непонятно, как работает, либо непонятно, как включается, либо включается и даже работает, но непонятно, что делает.
  • Легенды Этшара: «Заклинание с изъяном» — мало того, что этот меч может убивать только man, то есть мужчин, и на демонесс он не действует никак (хотя убил полудемона мужского пола), так он ещё и за одно вынимание клинка сам убивает только одного, затем становясь на время обычной железкой. Но гораздо хуже то, что после 99 убийств он убьёт владельца, а новому владельцу счётчик отмерит 98 убийств, следующему 97 и так далее. А ещё он даёт дефективное бессмертие — владелец может умереть только от своего меча, который не даёт ни вечной молодости, ни неуязвимости (то есть владельца возможно покалечить до состояния «Но я должен кричать»).
    • Справедливости ради, этим артефактом вполне себе эффективно пользовались и пользу он принёс. А потом нашли способ превратить дефективное бессмертие в нормальное.
  • Роберт Шекли
    • «Пушка, которая не бабахает»: дизинтегратор, выданный герою на полевые испытания в условиях дикой планеты. Распыляет на атомы любого хищника (и вообще всё, что окажется напротив ствола), вот только хищники охотятся стаями и внезапное бесследное исчезновение одной зверюги вовсе не пугает оставшихся. Когда же герой, беспорядочно паля во все стороны, таки истребляет всю стаю, выясняется, что луч дезинтегратора попутно наделал дыр в обшивке его собственного корабля.
    • «Лаксианский ключ». Машина, которая жрёт неимоверное количество энергии и выдаёт нечто вроде ила: может употребляться в пищу (инопланетянами) и может служить дешёвым строительным материалом. Вынесенный в название рассказа «ключ» машинку как раз таки выключает, то есть для владельцев машинки он сверх-полезен. Ещё найти бы…
  • Повесть П. Энтони «На коне бледном» начинается с того, что главный герой покупает в лавке магических предметов предмет данной статьи. За очень дорогую цену.

Кино[править]

  • Трансформеры 2: Месть Павших — Матрица Лидерства, за которой герои гонялись львиную долю фильма, продираясь через полчища врагов, а когда таки нашли, даже полюбоваться оказалось нечем. Потом оказалось, что артефакт именной.
  • «Потерянная комната» — наряду с крутыми и полезными артефактами из Комнаты, полно странных (типа наручных часов, которыми можно сварить яйцо), работающих только в паре с другим артефактом (те же часы в сочетании с ножом дают способность к телепатии), либо свойства которых неизвестны
  • «Трасса 60» — волшебный шар, отвечающий на вопросы не принёс Нилу никакой пользы. В лучшем случае он давал ответы в стиле Капитана Очевидность, в худшем же его ответы доставляли неприятности (как в случае пари с обжорой). В конце же Нил чуть не запорол всю миссию из-за предсказания шарика К счастью, Нил его не прочитал

Видеоигры[править]

Серия The Elder Scrolls предлагает большой выбор бесполезных артефактов, на все вкусы.

  • Morrowind.
    • Вне конкуренции, конечно, Вилка Щекотки Шеогората. Абсолютно упоротая вещь.
    • Не отстает и перчатка Гамболпадди от того же производителя: повышает все характеристики и понижает на ту же величину.
    • Амулеты Спящих (а дорогая штучка, 2000 с носа), с эффектом минус 20 Харизмы на себя (чтобы врагу страшней казаться, что ли?).
    • Рабские наручи — по замыслу они должны не давать рабу (в Нирне магия общедоступна, не забываем) сбежать телепортом или левитацией, вот только эффект у них — однократно снизить ману на 3 единицы, рабы издевательски хохочут (ошибка разработчиков, должно было быть постоянное высасывание магии 3ед./сек. Исправляется во многих модах.)
    • Сапоги Ослепляющей Скорости: плюс 100 скорости и слепота 100 %.
      • Последний с прикрученным фитильком, потому что правильно пользоваться им круто, но трудно — Бретоны вполне могут носить, расплачиваясь терпимым потемнением в глазах, остальным придется найти артефакты, обеспечивающие хотя бы частичный иммунитет к магии или просто сделать дешёвенький амулет с заклинанием «100 % сопротивление магии на 2 секунды на себя» и кастовать его перед надеванием сапог. Ещё можно наколдовать долгоиграющую левитацию, взлететь повыше, натянуть Сапоги и рвануть вперед на личном СуперДжете. «Видимость ноль, иду по приборам!»
    • Разработанные босмером Тархиэлем «Свитки полёта Икара». Увеличение акробатики на 1000 единиц на 5 секунд. Задуманы в качестве дешёвой альтернативы левитации и телепорту: прочитал свиток и прыгнул в нужном направлении, а от урона при падении защитит высокая акробатика. Разработчик не учёл, что прыжок длится дольше, чем действует магия свитка, так что первое испытание стало для него и последним. Воспользоваться свитком и уцелеть игрок, конечно, может, но всё же это курьёз и яркий пример «бессмысленного артефакта».
    • Молот Стендарра, весом 1000 единиц. Механика игры, в принципе, позволяет нагнать силушки молодецкой и поднять эту бандуру, вот только молот ломается в ноль под собственным весом от первого же удара.
    • И, конечно, кольцо «Луна-и-Звезда». Во-первых именное: действует только на Нереварина, прочих убивает на месте. Во-вторых, толку с него — тьфу, по 5 единиц к Харизме и Красноречию. Азура, это несерьёзно, я на коленке зелья сильней стряпаю.
    • С целью прокачки зачарования можно создавать бесполезные артефакты самостоятельно. Пример: кольцо с максимальным зарядом и мизерным полезным действием (хоть урон огнем касанием в 1 единицу) используем до полной потери заряда, а зачарование прокачивается!
    • Покров Горя — мантия дает неплохой бонус к Колдовству и запасу магии, но начисто высасывает всю Харизму, да еще и в считанные минуты убивает персонажа, стоит выйти на солнечный свет.
    • Мантия Лича, увеличивающая магию, но высасывающая несовместимое с жизнью количество здоровья пот использовании.
  • Oblivion
    • Бесполезных артефактов как грязи, т. к. генерятся рандомно и с привязкой к уровню героя. Можно спокойно получить двуручник, поглощающий у врага 2 единицы Торговли при ударе.
    • Кольцо Тяжёлой Ноши. Кольцо весом в 600 кг на дне водоёма. Если положить его в инвентарь, всплыть вы уже не сможете.
    • Артефакты, которые собирает в своем музее безумная каджитка на Дрожащих Островах.
  • Skyrim.
    • Конечно, Ваббаджек. В разных частях серии у него разные свойства, в Скайриме он накладывает на цель случайный эффект. Может превратить врага в монетки или в сладкий рулет, а может и полностью вылечить. Или сделать невидимкой. Или превратить в недружелюбного Дремора-Лорда (последний появляется как-то слишком часто для простой случайности). Так что развлекаться с Ваббаджеком можно, если вы по крутизне не сильно уступаете его хозяину, одному из сильнейших лордов даэдра и чемпиону Сиродила (ГГ предыдущей части).
  • Gothic III — демонический меч, требующий силы 666.
  • Fallout 4 — эпическим предметам из элитных врагов даются случайные бонусы. Например:
    • Гамма-Пушка Убийца Гулей. Она будет наносить больше урона по гулям. Гули лечатся радиацией…
    • Дробовик или обрез с «зачарованием» на дополнительный выстрел. Всё бы ничего, но дробовик стреляет лишь на одну дробинку больше.
    • Миниган с удвоенным дамагом по противнику с 100 % здоровьем. То есть, после первого же попадания бонус себя исчерпывает.
  • Nox — случай с «не по вашу душу». После битвы с сильным противником частенько можно получить его оружие: боевой молот с воина, отличный посох с мага или колдуна… Только вот все снаряжение, кроме плащей, обуви и рубашек со штанами, строго распределено по классам. Если класс не соответствует — вещь остается только нести торговцу.
  • Fallout Tactics: Brotherhood of Steel — Крутая дябловидная броня, которую можно купить на одной из случайных встреч. С её огромными резистами и бонусами к характеристикам она была бы чудовищно полезна… если б требования для возможности надевания не превышали кап характеристик SPECIAL в шесть раз.
  • Neverwinter Nightsс прикрученным фитильком меч Арибет, который падает с нее в финальной главе, требует быть паладином и злым, что без изменений появившихся в аддонах непрактично, так как сначала надо докачаться до максимального уровня, и лишь потом долго и упорно пинать собак, становясь злее. Так же хоть этот меч и неплох по меркам игры, в игру встроен редактор и можно сделать предмет намного более сильным. Также очень часто предметы имеют схожие бонусы, а поскольку по правилам некоторые бонусы в этой системе не складываются, а используется наибольший, то одетый с иголочки герой высокого уровня может не использовать весь потенциал своей экипировки.
    • Еще достаточно часто несовпадение описание артефакта (ожидаешь очень крутую вещь) и его игровых характеристик (слишком слабых). Например, по мнению автора правки любую из мантий архимага не то что архимаг, даже просто маг с высоким уровнем носить побрезгует.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — среди артефактов выделяются т. наз. Проклятые, сразу отучающие игрока использовать на шару неидентифицированные предметы или давать их спутникам поносить. Булава, при ударе поражающая огнем случайную цель (то есть и самого игрока может) или призывающая троицу агрессивных зомбаков, которых вам же придется упокоить. Но лучше всего, конечно, перчатки, необратимо отравляющие того, кто их носит.
    • Последние даже не совсем бесполезны — с их помощью можно тихо и без штрафов убрать любого NPC. Достаточно «потерять» перчатки рядом с ним и подождать некоторое время, ИИ заставит его поднять их и непременно надеть.
      • Без штрафов ли? Автор правки, слишком часто используя проклятые перчатки, получил репутацию Враг Таранта с нападением местных стражников.
  • Рогалики также знают толк в подобных артефактах.
  • Final Fantasy Tactics — Самые мощные экземпляры большинства категорий оружия и доспехов добываются только прохождением достаточно сложных и замороченных секреток в конце четвертой главы. Значительных бонусов по сравнению с предыдущими версиями они не дают. Группа персонажей, способная пройти эти секретки, без труда пройдет финальные сражения и с более простыми вещами. В финальных сражениях хватает противников с навыками уничтожения экипировки и тупо жалко потерять уникальную вещь, добытую долгим упорным трудом и существующую в единичном экземпляре. Вот и остается крутейшим предметам в игре пылиться в инвентаре в качестве красивого трофея.

Настольные игры[править]

  • В историях к первому изданию WarHammer Fantasy Battles упоминается Норсканский воин Эрик Пьяный, однажды заказавший магу меч, который бы «резал всякое типа как масло». Изготовленный для него клинок, впоследствии известный как «Сумбурный Меч Эрика», имеет модификатор −3 к повреждению, зато масло и сыр разрезает, как раскалённая струна.
  • «Манчкин» — да чуть не в каждой партии наблюдается расклад, когда выпала клёвая штуковина… но не для твоей расы/класса/пола. Ладно хоть поменяться можно или загнать. Отдельные версии, типа «Пиратского Манчкина», откровенно перегружены модификаторами для артефактов, в итоге поймать такой, которым сможешь пользоваться именно ты — редкая удача.

Визуальные романы[править]

  • Насуверс — Некоторые Слуги имеют оружия, подходящие для других Классов. Например, Гильгамеш имеет все оружия мира, но он не умеет ими пользоваться, кроме как Сворд-спамом. В отличие от Прото-Гильгамеша.
    • А вот Ланселот…

Реальная жизнь[править]

  • Атомная бомба во Второй Мировой. Появилась тогда, когда необходимость в ней уже отпала и в том количестве, в котором все равно бы мало на что повлияла. Зато как красиво взорвалась и продемонстрировала всем мощь США...
    • Все же она позволила японцам капитулировать без потери самурайской чести (перед таким не зазорно).