Одушевлённое оружие
Перейти к навигации
Перейти к поиску
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Living Weapon. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | К поясу прицепленный без ножен Говорящий и ехидный меч… |
» |
— «Баллада о великой героине Лучиэнь-Марии-Анжелике- Арвен-Эстебан-Желтофиоль» |
« | Ты спрашиваешь совета у меча? Мой тебе совет - не делай этого! | » |
— Меч Энсеррик |
Одушевлённое оружие — некоторый вариант штампа «Её зовут Вера».
Если в более рациональном сеттинге главный герой называет собственным именем любимый пистолет / мясорубку / лазерную винтовку, то тут всё буквально — у оружия есть душа.
Обычно одушевляют холодное оружие, главным образом мечи. Или в меч вложил душу какой-то великий воин, или меч изначально был живым, одушевлённым существом, которое почему-то стало мечом. В фэнтези подобное оружие дает бонус +500 к боевым навыкам носителя меча, но создаёт сложности, если меч оказывается умнее хозяина[1], или чересчур самостоятелен.
Примеры[править]
Литература[править]
Отечественная[править]
- Мария Семёнова, «Волкодав» — меч Волкодава Солнечный Пламень за весь цикл проявляет разум и душу всего два раза, но каждый раз — в ключевом эпизоде.
- «Сварог» — в первой же книге протагонист случайно находит топор Доран-Ан-Тег. Оное оружие мало того, что подчиняется только хозяину (чужие его не могут ни украсть, ни отнять, его нельзя даже подарить), так ещё отлично нарубает врагов в капусту самостоятельно.
- Более того, у этого топора явно есть ещё какие-то личные счёты с зеркалами…
- Г. Л. Олди, «Путь меча» — несколько нетрадиционный вариант: мечи разумны и устраивают показательные спарринги между собой. Носители же мечей — всего лишь придатки к, собственно, мечам.
- На определённом этапе мечи обнаруживают, что это не так. Да и носители мечей тоже удивляются…
- Дмитрий Емец, «Мефодий Буслаев». Даже рядовое магическое оружие может обладать своеобразными «привычками», как топор Чимоданова из «Первого эйдоса», побуждавший владельца ударить союзнику в спину. Артефактные экземпляры (включая некоторые флейты Света) обладают еще более сложным индивидуальным характером, который еще и меняться может, и очень полезно бывает ознакомиться с «инструкцией по применению», прежде чем использовать их в бою. Ну и, наконец, из оружия Мрака можно создать практически непобедимый артефакт-Пожиратель, если иногда подкармливать его эйдосами. Это опасный путь, так как эйдосы нужны и самим темным стражам, и при «дележе добычи» оружие вполне может обратиться против собственного владельца, пытаясь заполучить побольше «пищи». Кроме того, от самых сильных противников, вроде Арея с Мефодием, не спасет даже меч-Пожиратель.
- «Ягге и магия вуду» — говорящий (и, по его собственным словам, безумный) меч ненадолго появляется. Увы, он с подвохом: сутки будет сражаться за хозяина, а потом его убьет. А если услышавший это предупреждение хозяин откажется его брать — убьет за такое оскорбление. К счастью, ГГ до истечения суток вернулся в родной мир, куда меч с ним предпочел не идти.
- Метавселенная Рудазова — не редкость как помнящие артефакты (несущие отпечаток души великого хозяина), так и те, в которые создатель сознательно запечатал чей-либо дух.
- Гохерримские именные клинки всегда имеют суррогат души и зачатки личности, причём, как правило, довольно кровожадной. В сюжете особо отметилась Рука Казнящая — меч демолорда Бракиозора, позднее доставшийся Астрамарию. Скован действительно из руки, вырванной у железного демона, и любит казнить через декапитацию, особенно — лиц монаршей крови.
- Анастасия Парфенова, «Танцующая с Ауте» — вариант номер два: воин эль-ин может стать любым режущим и колющим оружием, от кинжала до катаны. Но не всякий воин, а очень крутой, пол не важен. Сохраняет все свои ментальные характеристики (но лишается тех частей личности, что не связаны с Путём Воина) и общается с владельцем оружия телепатией. А ещё при желании такой воин может снова обрести свою изначальную гуманоидную форму со всеми характеристиками. В данном случае скорее воин меняет форму, чем одушевляется оружие. Такое одушевлённое оружие — большая редкость и ценность даже у эль-ин, поэтому выдают его только воинам вне категории, то есть 99 уровня. Одушевлённое оружие вполне может взять под контроль своего хозяина, если тот будет слаб волей. Собственно, для этого его и дали ГГ под видом обычного неодушевлённого семейного меча, что бы хоть как-то защищал в самоубийственной затее ГГ. И защитил(а) в по-настоящему серьёзных драках, удивив всех, включая владелицу.
- Дополнительный бонус метаморфа: это одушевлённое оружие ещё и может менять свой облик, центр тяжести, форму, гибкость и длину! Точно существует один экзепляр , принадлежавший ГГ Антее. Пределы изменения неизвестны, поскольку прецедент в цикле известен один и появляется ближе к самому концу из единственного выжившего в резне с «тёмными родственниками» телохранителя Антеи. К тому же, он ещё и связан с ГГ духовными узами (sic!).
- «Хроники странного королевства» — Чакра Трёх Лун, принадлежавшая Шанкару и впоследствии доставшаяся Кантору. Фитилёк прикручен: Чакра ни с кем не разговаривает, но никто не сомневается в наличии у неё свободной воли (собственно, в религии создавших её мистиков почти всё обладает собственной волей) и права самостоятельно выбирать хозяина (реализуется через контроль вероятностей: во-первых, неугодный ей хозяин непременно порежется, а во-вторых, если угодный ей хозяин потеряет её, она подстроит цепочку совпадений так, чтобы вернуться к нему).
- Алексей Пехов, «Чудесное приключение» — стебная деконструкция. Вся сила древнего артефактного меча по имени Сурт — в том, чтобы болтать без умолку, отлынивать от битв, заниматься сексом со своими ножнами (последнее заявление чисто на совести меча: одушевленность ножен больше ничем не подтверждается, да и его похождения на сюжет никак не влияют, так что мог просто выделываться) и троллить хозяина.
- Вероятно сила в мече все-таки есть (воодушевленный отступлением дракона, меч пытается его преследовать и чуть не утягивает за собой хозяина), но с лихвой компенсируется его прагматичностью.
- Н. Мазова и В. Гончаров, «Свита Мёртвого Бога» — «Зеркало», он же Меч Индессы, принадлежащий главному герою. Легендарный артефакт его народа. Обладает собственным взглядом на реальность, отличным от такового у самого Джарвиса — вследствие чего последний несколько раз попадал в неудобную ситуацию. В итоге задолбал владельца настолько, что тот артефакт продал, а себе заказал копию без всяких чудесных свойств.
- Карл Вагнер, «Кровавый камень». Гелиотроп — огромный разумный кристалл, сердце древнего города Арелларти. Величайшее творение расы ящеров крелран, он мог манипулировать космической энергией, собирая ее энергетической решеткой размером с город. Обеспечивал защитные щиты города, питание сложных машин, тепловые лучи, телепортацию и многое другое. Прилетел из космоса, бежав от древней войны. Последними остатками энергии пробил кратер, ставший небольшим морем, поработил местную расу ящеров и заставил их строить энергорешетку для порабощения остального мира. Потерпел поражение от древних рас Земли. Тем не менее, является именно оружием, так как, судя по воспоминаниям, был создан искусственно и для полноценного функционирования должен быть связан с разумным органическим существом.
- Ник Перумов, «Кольцо Тьмы» — второй выкованный Эолом (см. ниже про Толкина) меч, Ангуриэл, успешно скрывал свою одушевленность, прошел из рук в руки все три Эпохи и в начале Четвертой встретился-таки с убийцей своего создателя. В Валиноре, принесенный туда человеком. И убил, раскрыв свою одушевлённость.
- Клинок Отринны, когда-то взятый Олмером в качестве трофея, а затем подаренный Фолко, порой беседовал со своим новым хозяином-хоббитом.
- Сергей Садов, «Рыцарь Ордена» — троп вдвойне. Мечи Судьбы, на время основного сюжета — не столько материальное оружие, сколько «души меча», вселявшиеся в оружие тех, кому достался такой подарочек, включая главного героя; именно поэтому «хозяину» бессмысленно менять оружие — суть Меча Судьбы просто переселится в другой клинок. Второй слой — в самих МС обитали душа древнего мага смерти Гронота, побеждённого ими, но сумевшего закрепиться во вложенной в мечи ненависти, и души изготовивших их Трёх Братьев (кузнеца, пахаря и рыбака, соответственно, и мечи имеют огненную, земляную и водяную природу), пожертвовавших собой ради изгнания Гронота, не понимая тогда, что самоубийство — неверный путь.
- Андрей Белянин, «Меч Без Имени».
- К. Баштова, В. Иванова, трилогия «Тяжело быть младшим» — найденный в первой книге главгероем-«тёмным» красивый чёрный меч впоследствии телепатически общается со своим хозяином, а также умеет трансформироваться в любое колюще-режущее оружие — от ножика и парадного меча в позолоченных ножнах до парных мечей. В результате оказывается, что этот меч (зовётся он Ал’дзаур) сделал и вложил в него кусочек своей души далёкий предок главгероя, первый «тёмный», чтобы заколоть Царицу Ночь (местный аналог то ли Антихриста, то ли чего похуже), и сделавшую его, собственно, «тёмным».
- Виктория Угрюмова, цикл «Кахатанна» — клинки Гоффаннона, парное оружие. Служат только героине, так как они два брата-воина, влюбленные в богиню и пожелавшие принадлежать ей. Один раз их ради зрелищного боя дали двум противникам, и кончилось всё плохо.
- Андрей Уланов, «Автоматная баллада». Все про это, но с огнестрельным оружием.
- Межавторский цикл «Девятимечье». Собственно, девять Мечей Предела, уводящие Хранителей-попаданцев в подконтрольные им миры. Очень помогают Хранителю с адаптацией, как в качестве справочника (для чего, собственно, и были задуманы), так и «мелкими» магическими услугами — от обучения героя языку до превращения его в супербойца-рукопашника или даже поднятия его из мертвых в виде вампира.
Зарубежная[править]
- Дж. Р. Р. Толкин, «Сильмариллион» — меч Турина Англахель, выкованный тёмным эльфом Эолом. Даются намёки, что меч унаследовал характер своего создателя и способствовал гибели Турина.
- Роджер Желязны:
- «Хроники Амбера»" — разумеется, Фракир, разумная удавка Мерлина Корвиновича.
- «Атодьявол» («Дьявольский автомобиль»): «Алая леди» — автомобиль с искусственным интеллектом и встроенным вооружением, созданный галвгероем для мести за брата разумном «кадиллаку» (отчасти пересекается с Бунт машин.
- Брендон Сандерсон, книги о Космере: одушевлённое оружие бывает как естественного, так и искусственного происхождения.
- «Слова сияния» — выясняется, что спрены могут создавать связь с людьми и превращаться в клинки осколков. Именно эта связь и клятвы позволяли стать сияющим рыцарем.
- Кровь Ночи из «Warbreaker» — созданное с помощью Вложения оружие. По словам автора, его можно считать спреном-роботом.
- Стивен Эриксон, «Малазанская книга павших» — Карса Орлонг перенёс в новый меч души павших товарищей.
- Майкл Муркок, «Элрик из Мелнибонэ»: мечи Несущий Бурю и Плачущий Клинок, два брата (в оригинале бесполые «оно»), второй вариант. Выглядят как двуручники, покрытые (иногда) светящимися красным рунами — отсюда и рунные клинки. Обладают своей волей и в какой-то мере интеллектом, способны сами перемещаться. Призываются на своё имя. Постоянно голодны, питаются душами убитых ими существ, передавая их силу владельцам. Поют без слов. Режут любые доспехи и многие магические поля как масло. Выдавались Князем Хаоса Ариохом своими любимчикам. По форме представляют собой супероружие, дающее владельцу в обмен на души убитых суперсилы вроде физической мощи, прочности, выносливости и здоровья, и даже способное убить (изгнать с плана) бога во плоти, чем и пользуется хозяин Бурезова Элрик. А по сути — натуральное проклятье, поскольку мечи постоянно толкают владельца на убийства окружающих и особенно любят убивать близких людей владельца, но даже больше этого жаждут выпить душу владельца и получают её. Избавиться от этих клинков без их же воли невозможно никакими силами смертных, как и уничтожить или удержать, а так же вложить в ножны. Недовольный меч может откушать от владельца часть его жизненных сил и заставить страдать. А чего ещё желать от орудия Хаоса?
- С. Браст, «Исола»: в одном месте душа убитого кинжалом персонажа переезжает в этот кинжал.
- Роберт Сальваторе, серия книг по миру Forgotten Realms:
- Меч Хазид-Хи, который при первой встрече старается произвести наиболее благоприятное впечатление на того, кому хочет достаться. Для этого он по желанию меняет форму рукояти. «Встретившись» с Дзиртом До’Урденом, меч искренне сожалеет, что не может менять внешний вид клинка — он прямой, а Дзирт предпочитает сабли и не купился на одну только красивую рукоять с единорогом. Также меч обладает способностью телепатически общаться с хозяином и может даже давать советы и помогать фехтовальщику в бою, если пожелает. А также способен манипулировать его владельцами и просто теми, кто проходил мимо. И Кэтти-Бри, и Делли, и несколько десятков орков испытали на себе его тлетворное влияние
- Клинок Артемиса Энтрери Коготь Шарона обладает собственной волей и испытывает хозяина на прочность. Провалившему тест сжигает голову.
- Саймон Грин:
- «Тёмная сторона»: одушевленного оружия там навалом всякого разного на любой вкус и размер, но особенно выделяется разумный костяной с кусочками плоти пистолет, который так и называется «Говорящий пистолет». Cпособен убить любое существо, включая ангелов, демонов и прочую НЕХ. Уничтожить, стереть из реальности, произнеся его истинное имя наоборот. Использует его Лилит, создав из своего ребра и отдав по заказу на дальнейшую обработку каинитам. Да, тем самым, которые вампиры. Пистолет обладает собственной злобной волей. Он «нашёптывает» мерзости и стремится уничтожить всё живое и не очень. ГГ подвергается серьёзному испытанию, взяв такое оружие в руки и едва сразу же не застрелив свою соратницу, но он — !сюжетный спойлер! — сын самой Лилит, поэтому пистолет ему всё же удалось уничтожить.
- Цикл «Лесное королевство» — Адские клинки. Более чем одушевлённые.
- Вальтер Моэрс, «Румо и чудеса в темноте» — меч протагониста. Второй вариант. Руда, из которой его выковали, была двумя окаменевшими древними демонами. Одушевлённое оружие с раздвоением личности — та ещё головная боль, но ГГ не привыкать.
- Дженнифер Эстеп, «Мифическая академия» — меч Вик, принадлежащий главной героине.
- «Фабий Байл: Прародитель» Джоша Рейнольдса — герои за редким исключением хаоситы, а действие происходит на поражённых хаосом мирах и в Оке Ужаса, так что «душа» частенько заводится у почти любого оружия, если у него достаточно славная история. Есть дух у корабля Фабия Визалия, у меньшего, но более яростного штурмовика Сорокопута, у посоха, Повелителя Боли и у многого другого.
- Цикл «Врата Смерти» — ПрОклятый Клинок. В «спокойном» состоянии выглядит как покрытый рунами кинжал. Но, повинуясь потребности носителя, превращается в меч, в двуручный меч, в четырёхручный меч… а также ещё много во что — от исполинского титана до курительной трубки или передатчика. В чём подвох? Во-первых, он сам определяет эту самую потребность. Одному из хозяев вкупе с четырёхручным мечом достались и две дополнительные руки, чтобы его удерживать, но его организм таких метаморфоз не вынес. А во-вторых, Клинок создан для сражений против патринов, так что если один из них рядом — Клинку наплевать, кого в этот момент считает врагом очередной жалкий носитель. Нет, конечно, на такой случай создатель Клинка придумал стоп-слово… но откуда вам его знать?
Сетевая литература[править]
- SCP-516 — Умный танк.
- И SCP-1115-RU «Терс-маймал, темница душ». Буквально одушевлённая шашка-волчок — при ударе вместо физического вреда подселяет в тело цели одну из содержащихся в себе душ, при смерти жертвы её душа вместе со всеми «попутчиками» возвращается в шашку. Поскольку души в мече остаются в сознании, большинство из них давно и прочно сошли с ума, и жертва в большинстве случаев тоже долго не протягивает.
Кино[править]
- «Там, на неведомых дорожках…» — дубинка из сундучка Василисы, как собака, сама принимает решение оборонять дом от непрошеных гостей и по приказу хозяйки ложится на место.
- «Кто подставил Кролика Роджера?» — живые пули. Умеют говорить, носят шляпы, и летают вместе с гильзами. Еще там есть поющий меч — но как оружие он совершенно бесполезен.
- «День Доктора» — сущность Момента, хотя и является человекоподобным существом.
- Questjourney — легендарный меч, который должен достаться Избранному, сам избирает своим хозяином мага-недоучку и рубит врагов в капусту помимо воли того, в чьей руке лежит.
Телесериалы[править]
- «Кувалда» — шутки ради: Следж Хаммер регулярно общается с собственным револьвером.
Мультфильмы[править]
- «Легенды перуанских индейцев» — подаренное злой колдуньей младшему брату-полубогу волшебное холодное оружие превратилось в антропоморфных чудищ и начало истреблять людей, которые им владели. Пришлось воззвать к богам, чтобы остановить войну.
Мультсериалы[править]
- «Где ты, Скуби-Ду?» (1969) — эпизод «Убирайся, корабль-призрак» (1 сезон, 14 серия). Помимо видимых и осязаемых пиратов-призраков главным героям (в основном многострадальным Скуби и Шегги) противостоит ещё и живая пиратская сабля, способная летать и фехтовать, словно находится в чьих-то невидимых руках. В финале сему феномену дали малоубедительный обоснуй. Дескать клинок просто был радиоуправляемым, а как он ухитрялся летать без крыльев, пропеллеров и иных подобный приспособлений, решайте уж сами.
- «Гаргульи» (1994) — эпизод «Вендетта» (2 сезон, 46 серия). Мстительный дух викинга Хакона вселился в двулезвийный боевой топор, что позволило ему приехать вместе с Волком из Вайверна в Нью-Йорк. Он может действовать в разных режимах: 1) Говорящий топор в руках Волка; 2) Топор, летающий и сражающийся сам по себе; 3) Призрак с топором в руках. Навредить призраку невозможно, но с уничтожением топора он не сможет находиться так далеко от места своей гибели и испарится.
- Wakfu — Рубилакс, меч Гроуви. Демон шушу, заточённый в меч. Их там таких довольно много.
Комиксы[править]
- В комиксе «Бак Годот» Крыс с Полярной Звезды носит с собой бластеры Смит и Вессон. Помимо обычных функций оружия, они обладают неплохим искусственным интеллектом, достаточным для того, чтобы им можно было доверить самостоятельно покараулить пленного, но достаточно низким для того, чтобы обвести их вокруг пальца. Из органов чувств имеют только «глаз»-видеокамеру и слух, из физических возможностей — самостоятельно стрелять при необходимости, не требуя нажатия на спуск, и динамик для синтеза речи. Возможности самостоятельного наведения на цель толком не показаны и вообще весьма сомнительны как факт.
- В комиксе «Rogue Trooper» био-чипы с личностями погибших генетических солдат встраиваются в оружие и экипировку. Благодаря этому у главного героя имеются не только разумный и говорящий автомат по фамилии Ганнер, но ещё и разумные и говорящие рюкзак-автосборщик Бэгмен и шлем Хелм. Как его погибших товарищей угораздило заблаговременно получить именно такие клички (Ганнер — псих-стрелок, и улучшает своими навыками автомат. Бэгмэн («Носильщик») — снабженец, позволяет производить новое оружие и боеприпасы, Хелм — отрядный хакер, позволяющий управлять техникой, взламывать замки и ставить ложные цели, оборудование для этих целей находится в шлеме), и куда бы встроили его собственный биочип — загадка.
Веб-комиксы[править]
- «Гоблины: Жизнь их глазами» — меч-мяч Митч. Разумный меч-проклятие (постоянно глумится над жертвой, а выбросить нельзя) был сожран шарообразным элементалем, который в результате обрёл личность этого меча.
Аниме, манга, ранобэ[править]
- Absolute Duo — с прикрученным фитильком. Клеймо, в некотором роде, и есть душа владельца.
- Bleach: мечи-занпакто проводников душ являются мыслящими существами, с которыми хозяин должен вступать в ментальный контакт, чтобы достичь «раскрытия» меча. Впрочем, судя по словам изобретателя этих мечей, занпакто — что-то вроде олицетворения своих носителей.
- Elemental Galede — эдел райды — раса, способная превращаться в оружие напарников-контракторов. Стинк райды — искусственные эдел райды, действуют по похожей схеме.
- JoJo's Bizarre Adventure — меч-станд Anubis. Собственно, это и есть часть души некого кузнеца.
- King of Bandit Jing: напарник главного героя говорящий альбатрос Кир после заклинания «Kir Royal» превращается в арбалет.
- «Основатель Тёмного пути» — сабли Ордена Цинхэ Не наполненные жаждой убийства тёмных тварей до такой степени, что если оставить их без присмотра хозяина (например в случае его смерти), то они начинают создавать серьёзные проблемы. К тому же каждая сабля признаёт исключительно одного человека своим хозяином и наотрез отказывается подчиняться кому бы то ни было, кроме него.
- В принципе похожий феномен случается и с другим оружием: во всяком случае, Цзинь Гуанъяо в качестве железобетонного доказательства, что в теле Мо Сюаньюя на самом деле находится Вэй Усянь приводит тот факт, что тому удалось достать из ножен Суйбянь (меч Вэй Усяня), который после смерти Старейшины Илин запечатался, поскольку его душа наотрез отказывалась подчиняться кому бы то ни было, кроме своего хозяина. И надо полагать, что раз такое объяснение прокатило и крыть мнимому Мо Сюаньюю оказалось нечем, то и ситуация в принципе не такая уж и необычная.
- MAGI: джинны, в прошлом лидеры рас мира Альма Торан, связанны с металлическими сосудами, владельцы которых по желанию получают силу джинна: обязательном порядке чудо-доспехи и (уже зависит от конкретного джинна) оружие, которое можно видоизменить на более удобный для себя тип.
- Mononoke (не та, что «Принцесса», а просто): меч Аптекаря, при помощи которого он сражается с Мононоке. Антропоморфная сущность меча выглядит похоже на самого Аптекаря, но с длинными волосами и загорелой кожей, покрытой золотистыми узорами.
- Owari no Seraph — Демоническое оружие. В этом оружии заключены души могущественных демонов. Как люди становятся демонами непонятно, например, брат (или сестра?) Крул Цепеш является демоническим оружием Юичиро, а демоническим оружием Гурэна является его же жена (нет, он не женился на демоническом оружии, они были женаты до того как она стала демоном).
- Покемоны Honedge, Doublade и Aegislash — живые мечи, и ещё есть уйма менее ярких примеров.
- Seirei Tsukai no Blade Dance: духи-контракторы элементалистов способны принимать вид оружия.
- Shaman King: вселение духа-спутника в оружие — один из вариантов сражения. Без этой способности на турнире шаманов делать нечего.
- Soul Eater: тут существует целая раса так называемых Оружий — людей, способных по желанию превращаться в какой-нибудь смертоносный агрегат — от холодного и огнестрела до магического.
- Веб-манхва Tower of God: оружие серии «13 месяцев», право распоряжаться которым имеют только принцессы Захарда.
- Ushio to Tora — Копьё Зверя, демоническое оружие. Как выясняется по ходу сюжета Несёт в себе души создавшего его кузнеца и его сестры, пожертвовавшими собой. Нередко оживает и начинает действовать против воли хозяина, а когда-то уничтожало ёкаев само по себе, управляемое яростью его создателя.
- Zero no Tsukaima — Дерфлингер или, если кратко, Дерф, меч главного героя. Мало того, что разумный и говорящий, так ещё и очень нахальный. Главные герои узнали, что Дерф одушевлён, когда он обозвал Луизу и Кирхе глупыми женщинами. Позже по сюжету начинает совмещать роль ментора для ГГ и ехидного насмешника, небезуспешно подкалывающего других персонажей, включая главных героев.
- «Главный приз лотереи: Несравненный гарем» — клинок главного героя Юки Каэру — Элеонор, (некогда была человеком но была насильно превращена в артефакт), и затем добавилась дочь главного Хикари (её матерью является Элеонор, и не спрашивайте как они дочурку заделали, герои сами не понимают как это у них получилось)
- «Ублюдок FFF ранга» — Эго-мечи с запечатанной душой. Один такой лежит на северном континенте и содержит душу героя прошлого, отдавшего жизнь ради спасения товарищей; другой изготавливает для Первого Героя принц дварфов, помещая внутрь свою пылающую любовью душу.
- Сильнейший святой меч, являющийся объединением шести святых мечей, всё ещё содержит душу древнего героя, которая ещё и выполняет полезную функцию- управляет призываемыми дополнительными клинками.
- За оружие тут считаются и големы, среди которых отличились душой Леди Богиня и Борис.
- «Шмальнём!!»: примерно то же самое, но только огнестрел.
Видеоигры[править]
- Лиларкор из Baldur’s Gate 2. Двуручный меч +3 — одержим душой идиота, имеет плюс — иммунитет к заклинаниям подчинения/замешательства. Если вооружить им Минска, они оба начинают так орать, что хоть уши затыкай. А если на Минска напялить кольцо свободы действия и зеркальный плащ отражения магии, то получается ходячая антимагическая мясорубка. Удобно месить злобоглазов.
- В Bard’s Tale существует говорящий меч со скверным характером, который объясняет это тем, что он бастард (игра слов: bastard — бастард, ублюдок, и бастард — полуторный меч). Что интересно: когда этот меч экипирован, он не только рубит врагов, являясь самым мощным мечом в игре, но и поёт песни за барда.
- Devil May Cry 3: всё оружие ближнего боя у Данте — души побеждённых им демонов, кроме «родного» меча и парных клинков Агни и Рудры. Последние вполне одушевлены, разумны и… крайне болтливы, из-за чего Данте и поставил им одно условие, на котором заберет их с собой: «Никаких. Разговоров!»
- Gothic 2: Night of the Raven — Коготь Белиара. Этот меч подстраивается под своего хозяина (вплоть до того, что может трансформироваться в руну, которой сможет пользоваться ГГ-маг), но служит он только тому, кому хочет служить. А чтобы захотел, придётся продать часть своего души тёмному богу. Против последнего босса бесполезен, поскольку тот является избранным Белиара.
- Diablo III: уникальная волшебная палочка, что зовётся «Безумие Слорака». Этот самый Слорак весьма оригинально спас свою шкуру, вселившись в эту палочку. Когда использующий палочку персонаж гибнет, она злобно смеётся.
- The Last Remnant: те Ремнанты, что используются в качестве оружия. За жизнь с ними не поболтать, однако Ремнанты очень даже живые существа, просто весьма необычные (на всю игру только два говорящих-«пробуждённых» — главзлодей и не подозревающий о своей природе главгерой).
- Planescape: Torment: модрон-отступник Нордом владеет двумя разумными арбалетами, ему же можно найти разумный прицел, Безымянный может вооружиться разумной палицей, а Морте в одном из квестов получает разумные… зубы.
- Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars. Сам сюжет завязан на том, что Грибное Королевство атаковано войском железного короля Смити из другого измерения. Почти все боссы в игре (и довольно многие противники ближе к её концу) — живое оружие.
- Dawn of War 2: Chaos Rising — крутое демоническое (в смысле одержимое демонами) оружие в ассортименте, всё для перехода лояльных космодесантников на сторону Сил Хаоса.
- WarCraft — в мече Испепелителе некоторое время была душа Александроса Могрейна и он жаловался на свою судьбу. Там же есть вполне одушевлённые кинжал Ксал’Атат и посох Алунет.
- С прикрученным фитильком — Фростморн. Собственно, одушевлённым оружием он не являлся, но использовался Нер’зулом для подчинения владельца и поглощения душ смерти. Кроме того, Король Мёртвых говорил через этот меч с Артасом.
- Также меч Саргераса Горшалак, который после перехода владельца на Тёмную Сторону расколол сам себя на две части: один кусок (Горрибал) остался у титана Мрака, второй (Тайшалак) достался его главному врагу Агграмару.
- Dust: An Elysian Tail — Arah. Древний магический меч-артефакт, который даже выступает в роли ментора.
- Middens: у главного героя разумный говорящий револьвер Джини с красным глазом. Намекается, что это не пистолет, а пистолетообразный джинн.
- Педаль в литосферу на радость дедушке Фрейду: у Джини ещё и пол есть. А спусковой крючок — это её клитор, и каждый раз, когда Номад или Гингива (главная героиня одноимённого приквела) стреляет — она оргазмирует.
- Меч А’Тора из The Elder Scrolls Adventures: Redguard с заключенной в нём душой принца самолично убивает местного главгада.
- Neverwinter Night: Hordes of underdark — вариант номер два: вампирический по своей природе клинок Энсеррик Меч в скрытом помещении подземелья Уотердипа Зале спящих королей (Hall of Sleeping Kings). Образовался из артефактного оружия в форме меча и души самого волшебника Энсеррика. Или так утверждает он сам. Меч — полноценный персонаж, отличающийся от прочих только функционалом. Постоянно очень мрачно и ехидно комментирует сражения и критические удары, в которых участвует. Голос слышен всем, поэтому меч может вмешиваться в диалоги. Звереет от долгого отсутствия драк, требуя новой крови из-за одолевающей жажды. Является самым мощным оружием в игре. Единственный не ведётся на посылы Мефисто и может отпировать архидьяволом за милую душу во всех смыслах, торжествующе подвывая.
- Есть подозрение, что меч — замаскированная пародия на «Несущего Бурю» Элрика: во вселенной D&D есть разделы для Муркока Storbringer и Runeques. В облике двуручного меча красные руны на Энсеррике отчётливо различимы. См. выше раздел «Литература».
- Clive barker’s undying: кельтская коса, обладающая своей собственной злобной и кровожадной волей. Скорее вариант 1, чем 2. Ещё одно вампирическое оружие огромной мощи, которым убиваются все боссы, кроме последнего главного, и которое свело с ума обитателей монастыря. Могло быть куда более одушевленным, крутым и опасным в игре согласно сценарию, но помешали ограничения движка.
- Saints Row: Gat out of Hell — говорящий пистолет «Неповисельник». Очень зловеще радуется массовым смертоубийствам с его участием, и вообще при первом попадании в лапки ГГ злится и жалуется, что уже около минуты никого не убивал. Олицетворяет, как ни внезапно, не ярость, а гордыню.
- Borderlands: в игре имеются несколько экземпляров оружия, обладающего собственным интеллектом и голосом. В том числе проклятый пистолет, который мешает игроку, замедляя его и невероятно мерзко вереща, а также снайперская винтовка, которая напоминает герою, что «они ведь тоже всё чувствуют», «у них были семьи» и клеймит его мерзким убийцей.
- Transistor: с прикрученным фитильком. В мече оказывается посмертно заперт муж главной героини (выступающий в качестве рассказчика); так же меч способен поглощать и любых других убитых ,чем в финале пользуется Рэд, воссоединяясь с любимым, получая от несчастных новые особые силы.
- Legacy of Kain: практически все игры серии крутятся вокруг меча с названием Soul Reaver — и оный хоть и не обладает интеллектом или умением говорить, но может существовать в двух агрегатных состояниях и, собственно, жрать души. Способен свести половину мира игры, Носгота, с ума своими характеристиками.
- King's Bounty: Легенда о рыцаре и её продолжения: Огромное разнообразие одушевленных предметов, от эпических мечей до доспехов, шлем, корон, книг и прочего снаряжения. Одушевленные предметы не разговаривают (обычно), но имеют собственный параметр боевого духа, который меняется в зависимости от действий игрока. Если у предмета ужасная мораль, он выйдет из повиновения и его придется усмирить в бою. Расстроиться артефакты могут по совершенно разным причинам: например, Трактат по тактике огорчается, «когда теория превращается в практику», а корона эльфов не любит, если герой убивает в бою эльфов.
- Pillars of Eternity: В дополнениях появились предметы с душевной связью. В основном это оружие, но встречается и броня. Для использование предмета его нужно привязать к конкретному персонажу, который и будет им пользоваться. После привязки в предмете появляется квест, по мере выполнения которого у предмета будут появляться новые свойства. Задания чаще всего простые, в духе «нанеси столько-то урона» и «убей столько-то таких-то врагов», но бывают и более хитрые условия. Например, ради духовного эстока придется активно побегать по миру.
- Во второй части появилось настоящее одушевлённое оружие. Меч Модвир, любящий свою «работу» — убивать врагов. С ним можно поболтать и посплетничать. Несмотря на показушную саркастичность и грубость, довольно раним, очень переживает, что его опять бросят одного и в целом демонстрирует психологический возраст ребёнка.
- «Soul Calibur» — меч-кнут «Валентайн» — одушевлённое оружие графини Изабеллы «Айви» Валентайн.
- Touhou Project — в 14-й части подобным временно стало оружие главных героинь.
- Fallout: New Vegas — с прикрученным фитильком: ружьё-киберпёс K-9000. Сверхъестественных особенностей не имеет, но содержит собачий мозг в банке и ведёт себя как верный пёс.
- Memoria — Посох, разумеется.
- Disgaea — в играх данной серии, кроме первой, любой монстр может превращаться в оружие прямо на поле боя, давая владельцу повышенные характеристики и новые приёмы. Это, собственно, всё, чем монстры могут быть полезны, да и их самих качать ради приличных бонусов придётся долго.
- Sonic and the black knight — ворчливый меч Калибурн.
- Warriors Orochi 4 — две штуковины Ареса, у которых на конце вполне человеческая, пусть и весьма большая, рукоять. А перед ней головы каких-то драконов. И да, они по большей части используются именно как драконы, пожирающие врагов и выпускающие огненные шары.
- League of Legends — даркины, тёмные полубоги, которых за неудачную ошибку завоевания Рунтерры лишили тел и запечатали в простых образцах оружия. И если Варусу на это все равно, Рааст своим положением более, чем доволен, то Атрокс это своё состояние ненавидит. И по некоторым репликам Рааста можно понять, что нас ждут ещё парочка даркинов.
- Dead Cells — Серенада, живой меч который летает за протагонистом и бьёт врагов вокруг, её также можно взять в руки и бить всех уже своими руками.
- Legend of Vox Machina — Пепербокс с заключённым в него демоном, питающийся ненавистью Перси.
- Cyberpunk 2077 — умный пистолет «Скиппи». Не совсем одушевленное оружие, просто пистолет с «продвинутым ИИ». Обладает своим характером: может начать стрелять, когда Ви крадется в стелсе и в руках пистолет, может заставить все снаряды пропускать врагов до конца боя. Также может попроситься вернуться к своему предыдущему владельцу. На выбор игрока можно вернуть, а можно оставить себе.
- Sacred III — по мере прохождения сюжета разблокируются различные души, которыми можно зачаровать свое оружие. Каждая душа имеет свои преимущества и недостатки. Также во время боя комментируют происходящее короткими фразами.
- RimWorld — научно-фантастический вариант. В игре может попасться холодное (относительно) оружие с собственной ИИ-личностью, которое привязывается к владельцу. Помимо того, что оно неплохо превосходит свои «бездушные» аналоги, у оружия есть свой характер. Например, оно может склонять владельца в обжорству, доводить его своими разговорами…
Настольные игры[править]
- Magic. The gathering: фирексийцы зачастую устроены именно таким образом. Кроме того, у них есть юниты, именно так и зовущиеся — «Живое оружие», нечто вроде огромного микроба в высокотехнологичном экзоскелете.
- Ravenloft: Эбонбейн, Тёмный Владыка домена «Особняк Шэдоуборн», представляет собой длинный чёрный меч, покрытый рунами. Когда-то он был могущественным демоном Лассимаром, но принял облик меча, чтобы погубить паладиншу Кэтери Шэдоуборн, и не смог из этого облика выйти.
- WarHammer 40,000 — Демоническое оружие, как уже было упомянуто в разделе видеоигр. Причём одну такую вундервафлю носит серый рыцарь, доблестно превозмогая голоса в голове и оставаясь верным Императору. А всё чтобы, уничтоженный, этот меч не вернулся волшебным образом где-нибудь к кому попало.
- Также эльдар любят вставлять камни душ во всякое. Например, душа есть у меча Азурмена, пушки Маугана Ра, а у посоха Эльдрада Ультрана аж девять. Да что там, даже танки бывают одушевлённые на случай если живой экипаж выведут из строя.
Варианты и похожие тропы[править]
- Её зовут Вера — владельцы называют своё оружие человеческими именами.
- Поименованное оружие — оружие, название/имя которого знают все. Дюрандаль, Экскалибур, Энола Гэй, Кузькина мать.
- Живой корабль — в космоопере.
- Симбионт
- В «Охоте на дикие грузовики» Васильева вся техника, от телефонов, ножей и пистолетов до компьютерных программ, угольных комбайнов и производственных линий ведёт себя как животные: их нужно поймать, приручить, выдрессировать и только потом пользоваться. Механизмы обладают сознанием на уровне тех же животных и могут действовать без участия людей, примерно как запряженная лошадь везёт повозку сама.
Примечания[править]
- ↑ В Dungeons & Dragons было распространённое присловье: «Интеллект паладина должен быть на один пункт выше интеллекта его меча. Больше — не нужно, меньше — получается неудобно».