Малефисента

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Maleficent»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« То, что нас не убивает, потом сильно об этом пожалеет. »
— Девиз франшизы
« «Вышли ночью в поле с конём…»

С этой песней каждый знаком.
Но сейчас для вас прозвучит, друзья,
Та же песня, только версия коня.

»
— Её суть
Малефисента
Maleficent (2014).jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваСША
Киностудия
  • Walt Disney Pictures
  • Roth Films
РежиссёрРоберт Стромберг
Автор сценарияЛинда Вулвертон
Когда вышел30 марта 2014 г.
Продолжительность97 минут
В главных ролях:
Анджелина ДжолиМалефисента
Шарлто КоплиСтефан
Эль ФэннингАврора
Сэм РайлиДиаваль

«Малефисента» (англ. Maleficent) — американский фэнтезийный фильм, созданный Робертом Стромбергом в 2014 году по сценарию Линды Вулвертон. Является постмодернистским переосмыслением диснеевской «Спящей красавицы» и вообще блестящим неканоном. Отдельные борцы за нравственность вопиют, что, мол, вопиющим — но кто их слушает?

В 2019 году вышел сиквел фильма — «Малефисента: Владычица тьмы».

Сюжет[править]

Жила да была на Топких Болотах юная фея Малефисента, наивная идеалистка с рогами и огромными крыльями, а окружали её различные волшебные существа. Как-то раз она познакомилась с мальчиком Стефаном из соседнего королевства, пытавшимся украсть несколько драгоценных камней из озера, и между ними возникла крепкая дружба. Однако с годами Стефан отдаляется от приятельницы всё более.

Когда Малефисенте исполняется лет двадцать (на вид), на Болота нападают войска короля Генри, всегда желавшего овладеть тамошними богатствами, но солдаты встречают неожиданный и мощный отпор со стороны аборигенов. Молодая фея тяжело ранит захватчика, который, будучи при смерти, обещает престол тому, кто убьёт «крылатую нечисть». Умный и честолюбивый Стефан, ставший уже к тому времени личным камердинером престарелого монарха, лично отправляется к подруге и предупреждает её об опасности. Они проводят вечер так же, как в прежние годы, а ночью Малефисента становится жертвой предательства: мужчина отрезает ей крылья и уезжает во дворец. Вскоре он женится на принцессе Лейле и коронуется на царство.

Тем временем фея начинает лелеять мечту о мести, а попутно освобождает из силков ворона Диаваля, превратив его в человека. Тот в благодарность соглашается служить ей. Сама же она, узнав о цели Стефана, очень озлобляется и провозглашает себя властительницей Болот. Где-то через год Диаваль на хвосте приносит госпоже весть о том, что у королевской четы родилась наследница и назначены крестины. «Неплохая идея!» — решает Малефисента и является нежданно-негаданно в самый разгар торжества. Наслаждаясь превосходством над бывшим другом, она накладывает на малютку Аврору заклятье: в день своего 16-летия та уколет палец о веретено и заснёт вечным сном. Стефан встаёт на колени, и фея «передумывает», прибавив, что пробудить её сможет только поцелуй истинной любви. Уверенная, что этому не бывать, она покидает дворец, а король, желая спасти дочку, отдаёт её на «сохранение» и воспитание трём непутёвым глупым пикси — Нотграсс, Флиттл и Фислвит, которые поселяются на окраине Болот. Учитывая, что они те ещё няньки, Аврору ожидало бы нелёгкое детство, а то и голодная смерть, но в дело вмешивается сама Малефисента. И всё заверте…

Персонажи[править]

Малефисента — заглавная героиня и протагонистка. Начинала она как добрая, благородная и чистая помыслами фея, но после предательства лучшего друга закономерно превратилась в козу, тщательно прячущую своё золотое сердце. Выглядит как высокая и стройная готическая брюнетка с большими рогами (а к концу фильма и крыльями). Ненавидит Стефана и прокляла Аврору единственно из мести ему. Любит незримо приглядывать за последней, хоть та и ощущает её присутствие каким-то шестым чувством. Очень привязана к Диавалю, которого периодически подкалывает. Также ей явно в кайф троллить троицу пикси, «играться» с вражескими рыцарями и всячески козлить. Убив противника, она возвращается к прежнему состоянию.

Диаваль — ворон-оборотень и преданный слуга Малефисенты, спасённый от смерти ею же. Красавец-мужчина, отважный, чуткий и заботливый. Единственный (не считая Авроры), кто может находиться с госпожой рядом без последствий. Часто служит для неё ещё и сиделкой чудака, в частности, во время опасных «игр» с солдатами. Скорее всего, любит фею (хоть это и не особо показано), а к «крестнице» её относится как отец. Несмотря на то, что ГГ вернула крылья, Диаваль остался с нею.

Аврора — дочь Стефана и Лейлы, правительница Болот, объединённых с страной людей. Светлая и простодушная девушка, не испорченная жизнью благодаря полной изоляции от общества. По воле случая познакомилась с Малефисентой и опознала в ней свою «фею-крёстную», поскольку та вечно за ней присматривала. С лёгкой руки благодетельницы она наладила контакт со всеми обитателями её родины и стала подумывать о переезде, но рассказ трёх пикси о заклятии и существовании истинного отца привёл бедняжку прямо к роковому веретену. Ото сна её пробудил поцелуй материнской любви «крёстной». В финале Аврора коронована как королева двух государств.

Стефан — житель королевства, смежного с Болотами, простой крестьянин, ставший королём. Был вором и им же, по сути, и остался. Дружбу с Малефисентой он принёс в жертву собственным амбициям и тщеславию. После визита её во дворец начал плавно сходить с ума, помешавшись на мести и осаде Терновой стены, и не пришёл даже на похороны жены. Уже в середине фильма это — законченный параноик, запертый в четырёх стенах и закованный в броню. Противница всё же сумела выбраться из всех ловушек, приготовленных Стефаном, и тогда он сам бросился на неё с кинжалом. Погибает, упав с башни.

Нотграсс, Флитл и Фислвит — пикси родом с Болот, штатные клоуны, несущие функцию комедийной разрядки. Возомнили себя хорошими няньками, однако способны уберечь Аврору от чего-нибудь разве что по счастливой случайности. Почти всё время ссорятся и дерутся, обвиняя друг друга в различных косяках. Глуповаты и рассеянны, при этом хозяйственны и не упустят случая покопаться в огороде или приготовить разные блюда. Любят свою названую племянницу и пытались спасти её от заклятья.

Филипп — молодой, красивый и статный принц, посланный своим отцом к королю Стефану. Честный и добродушный юноша, хороший всадник. При встрече с Авророй влюбился в неё, но не столь сильно, чтобы пробудить её от вечного сна. Его взяла с собой Малефисента при вылазке во дворец. Позже он появился на коронации юной принцессы, и та явно обрадовалась этому.

Первый фильм[править]

  • А 220 не хочешь? — войска короля Генриха явно не ожидали, что на них кинется многотысячная армия всяких «монстров» во главе с «крылатой нечистью». Первая и последняя их битва смотрится очень эпично.
  • А он вовсе не такой и Мелькор был хороший — оказывается, Малефисента вовсе не главгад, а коза с золотым сердцем и жертва предательства. Да и сам король, которому вообще-то полагалось по первоисточнику быть мудрым и справедливым, на самом деле — вор и трус родом из крестьян, взошедший на престол в результате удачной интриги.
  • Ай, молодца! — ох, не надо было пикси рассказывать Авроре правду о заклятии и живом отце… Глядишь, и всей этой кутерьмы с веретеном, штурмом и пленением её «крёстной» не было бы.
    • Ну, если вспомнить, как заклятье привело Аврору в подземелье с останками прялок, восстановило одну из них и заставило Аврору уколоть палец… Тут что ни говори и ни делай, заклятье в любом случае исполнится.
  • Безумный король — ради чего, спрашивается, Стефан предал подругу? Чтобы превратиться из неплохого и симпатичного парня в неуравновешенного монарха-параноика, обросшего бородой и разговаривающего с отрезанными крыльями?.. В итоге довёл себя до могилы своим собственным безумием и одержимостью. Нет…
  • Оно того не стоило.
  • Благородный дикарь — Малефисента в детстве, да и в юности тоже.
  • Бог из машины — как ни странно, это её крылья, вернувшиеся в самый критический и смертельно опасный момент.
  • Боже мой, что же я наделал! — Малефисента незадолго до исполнения заклятья начинает жалеть о том, что наложила его, а потом возле кровати уснувшей Авроры высказывается на тему.
  • Верность до конца — Диаваль по отношению к госпоже.
  • Верный слуга — он же. Терпению и выдержке ворона можно лишь позавидовать.
  • Враг мой — именно так фея начинает относиться к Авроре с течением времени, ибо продуманное желание нанести ненавистному королю и ей самой смертельный удар сменяется любопытством, заботой и искренним материнским чувством.
  • Выжить ради мести — как и Малефисента, так и Стефан выживают в разной обстановке, лелея мысль о мести друг другу. Первая — за краденые крылья, второй — за публичное унижение.
  • ГЭС — состояние ГГ после того, как она узнала о предательстве друга.
  • Камео — «семейный подряд» исполнительницы главной роли, дочь которой Вивьен сыграла мальенькую Аврору, а двое приёмных детей — участвовали в эпизодах. Могло быть и больше, но старшая дочь Шайло отказалось играть юную Аврору, не представляя себя в платье. Однако — см. раздел по сиквелу.
  • Козёл с золотым сердцем — она же, ярко выраженный первый тип. Постоянно иронизирует над Диавалем, фантастически троллит недалёких пикси и жёстко прикалывается над вражескими рыцарями. При всём этом фея честна и благородна, а юной принцессе вообще заменила мать.
  • Конец-переворот — кто-нибудь мог вообще предугадать, КЕМ будет снято заклятье?..
    • А что, кто-нибудь в этом ещё сомневался? (сарказм...) Особенно после просмотра мультфильма "Frozen" от той же киностудии, вышедшего буквально годом ранее...
  • Мама-медведица — заглавная героиня постепенно прокачивается из противницы и пассивной наблюдательницы за состоянием маленькой Авроры именно до этого тропа. Доходит до того, что она чуть ли не штурмует дворец Стефана, чтобы спасти «подопечную» от собственного заклятья.
  • Мрачный мальчик, весёлая девочка — в гендерной инверсии Малефисента и Диаваль являются эталоном тропа.
  • Наивный идеалист — разумеется, Аврора, а также молодая Малефисента.
  • Награда, достойная предателя — многолетняя паранойя и бесславная гибель антагониста вполне подходят под троп: счастья на троне он так и не обрёл, зря только себя и жену уморил.
  • Не знает матчасти - создатели фильма, похоже, в глаза не видавшие ни прялок, ни веретён. Вы только поглядите на этот сверкающий штык (заветное веретено)! Кто бы еще подсказал, для чего он нужен прялке, кроме накалывания незадачливых принцесс...
  • Неловкое прозвище — обращение «крёстная» в устах Авроры звучит странно и кажется неловким, но по мере развития тёплых и доверительных отношений между ней и Малефисентой превращается в ласковое.
    • То же самое и с «чудищем», но уже со стороны феи.
    • А с самим именем Малефисенты другой зигзаг. Непонятно, кто и зачем назвал милую юную феечку Злодейкой по-латыни, но уж Стефан-то постарался, чтобы это странное имя стало говорящим
  • Ну прямо как родитель — она же по отношению к Авроре.
    • В сцене знакомства Малефисенты и маленькой Авроры даже «Почему „как“?» — забралась на руки и подёргала фею за рога родная дочь Анджелины, Вивьен Джоли-Питт.
  • Они будут или нет? — законный вопрос большинства зрителей по поводу Малефисенты и Диаваля.
  • Он просто идиот — три пикси. Просто три пикси.
  • Потому что вы были добры ко мне — Диаваль соглашается служить ГГ из благодарности, поскольку та спасла ему жизнь.
  • Разрядка смехом — смеяться можно при каждом появлении непутёвых пикси. Особенно забавна Нотграсс, с её-то страстью шпынять подруг. Да и большинство приятных минут фильму подарили как раз они.
  • Скрытный POV-персонаж — Аврора в старости. От её лица ведётся всё повествование.
  • Сломленная птица — Малефисента, причём чуть ли не в буквальном смысле.

Второй фильм[править]

  • Внесюжетный «ребёнок был прав» — старшая дочь Анджелины, Шайло Джоли-Питт отказалась от роли юной Авроры, не мысля себя в платье, но при этом захотела быть отсутствовавшим в сценарии «Маркусом», которого представила себе «с рогами, луком и стрелами». До сиквела с рогатыми тёмными эльфами оставалось 5-6 лет…
  • Аллюзия — распыление смертоносного красного порошка над свадебными гостями с Болот, вероломно запертыми в церкви… Постойте, уж не Красная свадьба ли это?
  • Антропоморфный каннибализм — что там Ингрид подавала на ужине? Судя по реакции Диаваля — уж не воронов ли?
    • В новеллизации говорится, что жареную утку, но это всё равно птица.
    • Не в ладах с биологией: вороны — падальщики с замашками хищников, и птиц они едят. Может, конечно, Диаваль вегетарианец…
  • Армия из одного человека — после прокачки своих природных способностей Малефисента стала способна крушить замковые башни, сносить с ног целые роты солдат и превращать Диаваля в кого угодно (в частности, медведя) на километровом расстоянии.
  • Архитектурное порно — королевский замок в Ульстеде в совокупности с громадным парком тянет на маленький городок.
  • Батальное порно — битва людей и тёмных эльфов в финале. Похоже, создатели всерьёз вдохновлялись «Игрой Престолов»…
  • Белые волосы, чёрное сердце — Ингрид. Вот уж у кого «голова на плечах, язык за зубами, камень за пазухой».
  • Бешеный гнев — Борра впал в него после гибели Коналла.
  • Благовоспитанная коза — Малефисента, выросшая хоть в относительной, но всё же цивилизации, принадлежит к этому тропу, равно как и к соседнему.
  • Больше и эпичнее — если в первом фильме показаны всего два боя, и то недолгие, то во втором разворачивается настоящая полномасштабная война, с сотнями жертв и с той, и с другой стороны.
  • В глаз что-то попало — проведя Аврору к алтарю, Малефисента делает вид, что стряхивает соринку с правого глаза.
  • В каждой бочке затычка — Герда. Талантливый инженер и арбалетчик, советница и наперсница королевы, церемониймейстер «на полставки», божественный музыкант (игра на органе — это вам не шутки!), глашатай… Нет, это не пять разных людей, а один и тот же человек!
  • Война на истребление: конечная цель Ингрид — извести под корень всё население Болот, и не факт, что ради их ресурсов.
  • Восставший из мёртвых — убитая ею Малефисента. В самом прямом смысле.
  • Всеобщий любимец — Аврора для своих подданных, а в конце фильма уже и не только для них.
  • Вредная кошка — Арабелла, питомица Ингрид. За ужином всё вертелась около Диаваля, а когда попыталась напасть на него, Малефисента вынуждена была «затормозить» наглую животину прямо в воздухе.
  • Героический медведь — Диаваль в этом облике освободил находящихся в ловушке «болотных». Что характерно, у него в этом облике сохранился клюв.
  • Героическое самопожертвование — в церкви Флиттл давит педаль в пол. Вот уж от кого-кого, а от неё этого вряд ли кто мог ожидать!
    • Вероятно, заодно и пережить самопожертвование — судя по началу свадебной сцены, превращённая в цветок, она сохранила достаточно самоосознания и магии, как минимум, для перекраски платья Авроры в бледно-голубой цвет вопреки попыткам подруг на ходу сделать его розоватым или зеленоватым. Те обрадовались и оспаривать уже не стали.
  • Гордая и воинственная раса — по сути, тёмные эльфы. Правда, Коналл пытался превратить их в расу мирную, да не успел…
  • Город-государство — судя по всему, Ульстед. Полностью показан лишь в начале, и даётся явный намёк на то, что эта площадь с парком колоссальных размеров и прилепившимся к нему городом и есть вся страна.
  • Грызть реквизит — здесь такого много. Но особо усердствует корнет Шурочка в лице Герды.
  • Добрая и босоногая королева — Аврора же! Ещё самая первая сцена наглядно иллюстрирует троп.
  • Добрый король — Джон Ульстедский, пополам с Король-подкаблучник.
  • Друзья детства — Филипп и генерал-мулат Персиваль. По крайней мере, в новеллизации подчёркивается далеко не один раз. Да и по их обращению в фильме видно, что их отношения куда больше, чем просто «принц — военачальник».
  • Единственный нормальный человек — некоторые рецензенты считают, что это Диаваль. На фоне нерешительного Филиппа, мятущейся Авроры и своей взбалмошной госпожи, не говоря уже о королевской чете Ульстеда, он и впрямь смахивает на такового. Парадокс в том, что он как раз-таки не человек
  • Жертва — козёл: Герда, ранившая Малефисенту из арбалета, достойная последовательница Ингрид, погибает от рук, как ни странно, Нотграсс и Фислвит, свернув себе шею при падении с двухметровой высоты. «ЗА ФЛИТТЛ!» ©
  • Заменил родителей — сам факт, что на званый ужин с родителями Филиппа явились Диаваль и Малефисента, говорит уже о многом.
  • Зловещий карлик — алхимик королевы, пикси-ренегат. Хотя в финале он уже Алибабаевич.
  • Зловещий музыкант — Герда. Без комментариев.
  • Злодей с хорошей репутацией — Ингрид прекрасно умеет делать хорошую мину при плохой игре. Ну кому придёт в голову заподозрить, что это она уколола «сонной иглой» собственного мужа?
  • Злая королева — она же, да ещё и полное чудовище в придачу. Готова кинуть всех и вся, кроме разве той же Герды, и всё во имя геноцида болотных жителей.
  • Как старая супружеская пара — Малефисента и Диаваль в начале и конце фильма. Причём в последнем случае, глядя на Аврору у алтаря, предлог «как» можно и отбросить.
  • Кому сохранить верность — дилемма Авроры. Поддаться на медовые речи будущей свекрови, усердно косплеящей невинную овечку, или же поверить в невиновность названой матери, не способной в отношении неё на какую-либо подлость?
  • Кровавый навет — игра с тропом: рассказ Ингрид об её юности. По её словам, когда в стране её отца разразился страшный голод, он послал на переговоры с болотными жителями её брата, которого те якобы зверски убили. Но так ли уж это правдиво, если учесть, что без повода они и мухи не обидят? Хотя, судя по выражению лица и голоса королевы, в этот раз она всё же говорила правду
  • Крутой генерал — сама Ингрид, которая ещё и леди-воительница, а также Персиваль.
  • Крутой, но тупой — как выяснилось, Флиттл, если помнить уровень её интеллекта.
  • Крутой пацифист — Коналл ратует за мир между своим народом и людьми, однако умом и тем более храбростью отнюдь не обделён, и это ещё мягко сказано.
  • Крутой симпатяга — Диаваль и Филипп, особенно ближе к финалу.
  • Лоскутная география — в убежище тёмных эльфов одновременно существует множество климатических зон, необходимость наличия которых объясняется тем, что в логово слетались беженцы со всех краёв света. Как именно это возможно, не объясняется; видимо, это очень сильное колдунство. Да вдобавок у этого тайного места наличествует весьма изощрённая геометрия и законсервированный скелет Феникса в недрах хранится.
  • Мама-медведица — Малефисента по-прежнему готова ради Авроры на всё, вплоть до собственной смерти.
  • Моральный горизонт событий — Ингрид переходит его, скинув Аврору с башни. Если до этого она могла хотя бы претендовать на звание великолепно-культурной мерзавки, то после этого она — уже однозначно полное чудовище.
  • Муж — добрый, жена — злая: наивный и прекраснодушный, хоть и не глупый, романтик Джон и бессердечная лицемерка-геноцидница Ингрид.
  • Нагадили посреди берлоги — главной антагонистке. Малефисента, конечно, привела её внешний облик в соответствие с внутренним — но не будет же она держать новоявленную сватью в этом облике до конца жизни? Зять не простит…
    • «Посмотрим на её поведение» © король Джон.
  • Негодяйский моральный стриптиз — вся линия Ингрид как таковая. Изначально вызывает некое недоверие тем, что подозрительно долго держит заряженный арбалет и скептически относится к словам короля Джона о разоружении. Потом мы видим её в подземных катакомбах, среди десятков механиков и кузнецов, кующих оружие, и карлика-алхимика. На ужине она демонстрирует всё возрастающий уровень козлизма, не обращая внимания на сына и мужа, пытающихся сгладить ситуацию. Вскоре к этому примешивается ещё и подлость. И наконец становится ясно, что участь, которой её подвергла противница, она, в общем-то, заслужила.
  • Недобрый свет, незлая тьма — она и Малефисента соответственно.
  • Несовместимая с жизнью крутость — аверсия с Малефисентой. После смерти от рук противницы она как ни в чём не бывало (благодаря слезам Авроры) воскрешается в виде Феникса, а позже принимает истинный облик.
  • Оттенить героя мерзавцем — догадайтесь с трёх раз, кто, кого и как оттеняет.
  • Офигенные герои — возвращение Малефисенты в разгар финальной битвы.
  • Пережить самопожертвование — она же, эпичнейший пример.
  • Плохие новости по-хорошему — именно так Диаваль пытался преподнести ей весть о том, что Филипп сделал предложение Авроре. Сработало, к сожалению, не очень.
  • Прекрасный Народ — тёмные эльфы и все жители Болот как таковые.
  • Раса из одного — В первом фильме Малефисента была скопирована в единственном числе с переосмыслением, но сохранением внешности из мультфильма, в сиквеле — оказалась представительницей фениксоэльфов.
  • Танцы на кнопке берсерка — на ужине Ингрид сознательно прямо-таки пляшет на кнопке берсерка у Малефисенты, намекая на причастность болотных жителей к гибели двух крестьян и — самое страшное — на то, что Аврора будет ей «как дочь».
  • Что за идиот! — Герда. Запереть себя в одном помещении с существами, которых собираешься медленно убивать, не подумав, что одно из них сможет до тебя дотянуться, что и получилось.
  • Эпичные аккорды — органная музыка в исполнении Герды.