А он вовсе не такой!

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «А он вовсе не такой»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Популярный персонаж массовой культуры по сюжету нового произведения оказывается совершенно не таким, как его принято изображать.
« Я сдеру кожу с ваших детей и съем их. А потом сделаю из их косточек столовую утварь. »
— Джордж Вашингтон, первый президент Соединенных Штатов Америки
Дед Отмороз тоже не такой

В сказках Добро, как правило, всегда побеждает. В жизни, увы, не всегда, но победителей не судят, историю пишут тоже они, а следовательно, они в любом случае убедят всех, что Добро восторжествовало — добрые убили всех злых. Злые — все, кто не согласен с добром.

Перенося этот закон реальности на сказку или фэнтези, можно выстроить целый сюжет на одном лишь допущении, что «все было не так, все это время нам врали». И герой не герой, а сволочь, идущая к цели по трупам, и злодей не злодей, а жертва. В более мягких вариантах расклад остается прежним, но характеры героя и злодея становятся уже не так однозначны, в духе «он не стал бы злодеем, если бы герой не обошелся с ним по-свински». «Пересмотр» персонажа может быть как в негативную, так и Рв позитивную сторону. Больше всего троп популярен в современных сказках и произведениях ужасов.

У героев такое называется «адаптационным героизмом», а у злодеев «адаптационным злодейством».

Следует заметить, что речь не идёт о изменившейся морали.

Троп тесно пересекается с антисказкой. Подроп — Мелькор был хорошим; это когда не просто не такой, а вообще всё не так было, просто историю пишут победители.

То же самое, но применительно не к отдельному герою, а к законам мира в целом (например, мистические сущности оказываются пришельцами, или все происходящие события — предсмертными видениями главного героя) — это Переосмысление.

Осторожнее с отыгрыванием этого тропа, не увлекайтесь! Особенно опасен «слепой обелительский пыл» — легко (и непредвиденно) может получиться троп «Получился мерзавец», а следовательно и реакция масс в духе «А я сказал — негодяй!».

Примеры[править]

Мифология[править]

Вполне часто явление в язычестве, когда существуют разные версии мифа:

  • В Дании, Бальдр — суровый бог, не отличающийся особой добротой. Но, в Исландии, Бальдр — не просто добрейший бог, но это мессианский архетип, буквально, который когда придёт Рагнарёк — воскреснет и спасёт!
    • Возможно, это христианское наслоение от самого Снорри Стурлусона?
  • Медуза Горгона как жертва изнасилования в храме Посейдона, которую «наказала» Афина, дав ей способность превращать в камень мужчин, которые на неё посмеют взглянуть — это следствие нескольких итераций такого переосмысления мифа. Даже само представление Медузы как прекрасной женщины со змеями вместо волос является частью этого переосмысления — горгоны изначально были обычными мифологическими монстрами.

Театр[править]

  • Мюзикл «Злая» («Wicked») по мотивам книги Грегори Магулайра «Жизнь и приключения злой западной колдуньи из Страны Оз» (см. #Литература)
  • «Twisted: The Untold Story of a Royal Vizier», переложение диснеевского Алладина. Мимоходом проходятся и по другим злодеям Диснея.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Диана Удовиченко «Кровавые иллюзии» — графиня Батори страдает от анемии и пытается лечить себя и крестьян, а все убийства творит её дочь.
  • «Ганс Крысолов» Святослава Логинова — дети сами согласились пойти с хорошим Гансом Крысоловом (тем самым, который гамельнский). А парень испытывал потом угрызения совести, что забрал детей у их родителей, хоть те были гадами и фанатиками…
  • «Порри Гаттер» — Бубльгум и Мордевольт. Но это еще и пародия.
  • Дмитрий Политов «Пепел Удачи». Элитное подразделение армейского спецназа Росийской империи «Ярославль» было обвиненно в госизмене и поголовно уничтожено. В разговоре с одним из персонажей человек, который запустил эту утку в СМИ, сам назвал её чепухой и прямо говорит, что «Ярославль» стал жертвой борьбы за власть между между сторониками старого императора и «молодой командой» его сына. В финале выясняется, что «Ярославль» реально готовил переворот, а на истребление «ярославичей» были более чем веские причины — бригада элитного спецназа занималась изучением артефактов древней расы тсиан, которые были «чем-то вроде опасных больных или преступников», и под влиянием артефактов изменились настолько, что перестали по существу относится к роду человеческому. Руководство бригады решило захватить власть в Империи и переделать все её население в духе «О дивного нового мира» Олдоса Хаксли. А сама война между Империей и ДемСоюзом — всего-навсего прикрытие для борьбы за контроль над артефактами тсиан. В конце один из персонажей, полковник Кирсанов, жёстко высказывается по этому поводу и прямо говорит, что артефакты тсиан нужно только уничтожать, ибо они не для людей и на людей влияют только отрицательно.
  • Лев Прозоров, «Евпатий Коловрат». Даже если оставить в стороне фэнтезийное объяснение объяснение событий «Повести о разорении Рязани Батыем», превращение святой (!) княгини Февронии в «нераскаянную поганку» ведунью Хоронею — сабж и есть. А разгадка одна: автор страдает ядрёным долбославием и свои книжки пишет как его пропаганду (в выгодном отличии от большинства единоверцев хотя бы не выдавая их за исторические труды). Впрочем, и добросовестная, недолбославная реконструкция фольклора может приводить к сабжевому результату.
  • Метавселенная Рудазова — иногда проскакивает.
    • «Самое лучшее оружие» — тот, кого Ганс Христиан Андерсен описал под ласковым именем Оле-Лукойе, на самом деле анамрад — жуткий демон-сноходец по имени Оллак-Кергхан, которому и сам Креол далеко не сразу сумел дать укорот.
      • A разве Оле-Лукойе — тот самый демон, а не просто ещë один анамрад? Добрые демоны в сеттинге вполне себе могут быть, так что возможно ещë не этот троп.
        • Имя как бы намекает…
    • «Конец сказки» — с кондачка и не поверишь, как хтонический Кобалог Адская Голова мог позже превратиться в народной памяти в безобидное хлебобулочное изделие
    • Ну и тот факт, что Саваоф и Аллах здесь — вовсе не имена Единого Бога (за отсутствием такового), а всего лишь одни из многих сверхбогов-демиургов (а Яхве — одна из ипостасей Саваофа). Рядовому читателю в целом пофигу, а вот серьёзно верующих коробит.
  • Олег Дивов, «Храбр» — хватает уже того факта, что Илья Муромец Урманин с Соловьём Соловым разбойником недвусмысленная родня. А если ещё и задуматься, по какой линии
  • Борис Акунин «Детская книга»: Лжедмитрий оказывается не коварным самозванцем с замашками Калигулы, а пионером-попаданцем из СССР, который хочет построить прогрессивное общество в России XVII века.
    • Что, впрочем, не делает его меньше самозванцем, а исторического Лжедмитрия (не в упрощенной для школьных учебников версии) — более «калигулой», чем другие монархи-современники.
  • Евгений Шварц, «Два брата» — Прадедушка Мороз. Иллюстрация в шапке — практически он, собственной персоной.

На других языках[править]

  • Честертон, «Человек, который был Четвергом» — происходит со всеми персонажами книги, кроме двух.
  • Альтернативная трактовка михалковской басни «Полкан и Шавка». В каноне отважный Полкан гибнет в безнадёжном бою с волками, а трусливая Шавка выдаёт им, где пасутся коровы — после чего волки всё равно ее убивают. Казалось бы, история о настигнувшей предателя каре… Однако Шавка-то умолчала (или просто не знала?), что стадо очень серьёзно охранялось, и, по сути, заманила волков в ловушку. Невольно? Или… Сам баснописец, судя по всему, так и не понял, что у его сказочки появилось двойное дно (или видимость такового). Характерно, что в экранизации баг пофиксили, сократив стаю до всего-то двух волков (от которых у Шавки уже были шансы если не отбиться, то бежать), а охрану сократив до одного пастушка.
  • «Сага о ведьмаке и ведьмачке». Сборник рассказов о ранней биографии Геральта «Последнее желание», чуть менее чем полностью посвящен деконструкции сказочных сюжетов и героев:
    • «Белоснежка» — бывшая княжна Ренфри по прозвищу «Сорокопутка»: не то мутант с покалеченной психикой, как утверждал один не слишком честный маг, не то жертва обстоятельств. Фактически же она — кровавая маньячка и глава банды из семи жутких и могучих отморозков. Геральт вынужден был их убить, чтобы предотвратить затеваемую ими кровавую резню целого городка. Но неблагодарное быдло увидело в этом только внезапное нападение и показательно-жуткую расправу. Геральт же получил печальную известность и прозвище «Мясник из Блавикена».
    • Красавица из «Красавицы и Чудовища», она же вампирка, брукса Вереена. Её посмертный поцелуй таки расколдовал медведеголового Нивеллена от проклятия.
    • «Спящая Красавица» — упырица Адда (дочь короля Фольтеста от родной сестры) из рассказа «Ведьмак». Большую часть времени спала в саркофаге.
    • «Русалочка» — сирена Шъееназ взаимно любит земного князя Агловаля и предлагает превратить его ноги в элегантный русалочий хвост.
  • Филип Пулман, «Темные начала» — верующие негодуют.
  • Нил Гейман, Коллин Доран, рассказ «Снег, зеркало, яблоко» (1994): Белоснежка была вампироподобным чудовищем, Принц — некрофилом, а королева-мачехаединственным человеком, пытавшимся остановить это безобразие.
  • Грегори Магуайр, «Жизнь и приключения злой западной колдуньи из Страны Оз» — на самом деле Эльфаба (та самая Злая Ведьма) была доброй и старалась защитить говорящих животных от фантастического расизма. А вот Волшебник был интриганом и развернул мощную кампанию по очернению образа Эльфабы.
  • Ричард Лаймон, «Кол» — местный учитель и охотник на вампиров должны быть добрыми, а стерва-ученица и сам вампир злыми? Ну-ну.
  • Писательница Джин Рис, «Широкое Саргассово море» (в официальном русском переводе — «Антуанетта») — приквел-переосмысление «Джейн Эйр», повествующий о той самой безумной первой жене Рочестера Берте-Антуанетте. Антуанетта здесь — вызывающая жалость и сопереживание девушка, которую угораздило влюбиться в неприкрыто преследующего корыстные цели Рочестера. Причем она вполне адекватная на момент брака (хоть и с таким детством за плечами, что грех было не двинуться). А к сумасшествию ее приводит именно муж: записывает еще здоровую жену в чокнутые, основываясь на рассказе о дурной наследственности от недоброжелателя; ее версию событий принимать отказывается; игнорирует, окатывает холодом; с какого-то перепугу начинает звать другими именами; в открытую изменяет прямо под носом. Более того, дается намек, что он рассматривал вариант «привезти в Англию и запереть» еще до того, как жена съехала крышей окончательно (а была всего лишь в закономерном раздрае после его измены).
  • Джеральд Бром, «Крампус» — негодяй Санта-Клаус жестоко обманул несчастного демона Крампуса.
  • Дуглас Клегг, Mordred, Bastard Son — Артур на самом деле изнасиловал Моргану, потом пытался убить её и нерождённого ребёнка, да и Экскалибур он в своё время украл.
  • Писательница Танит Ли, «Красны, как кровь»: Белоснежка — вампир, гномы — оживленные ею пни, мачеха — посланница Добра, пытающаяся исцелить принцессу.
    • Впрочем, с мачехой-то тут тоже не всё понятно. Не справившись собственными силами, она обращается за помощью к Люциферу. В чистом виде воплощением Добра оказывается только Принц. Что заставляет задуматься: что же за Зло олицетворяет собой местная Белоснежка, что против него приходится объединяться Богу и дьяволу?
  • Бентли Литтл, рассказ «Вашингтонцы» — в подвале своего дома герой находит письмо Джорджа Вашингтона, из которого следует, что «отец нации» и его соратники и последователи были извергами-каннибалами.
    • Плюс экранизация в сериале «Мастера ужасов» s02e12.
  • Сэнди Митчелл, цикл «Кайафас Каин» — собственно, весь смысл создания мемуаров бравым комиссаром был именно в этом: Каин считает себя недостойным зваться героем Империума, поскольку верит, что является подлым трусом, совершившим все свои геройства только ради спасения собственной шкуры. Так ли это, или он просто недооценивает себя, решить читателям.
  • «Феникс на мече» Роберта Говарда — стоило Конану захватить власть в Аквилонии, как сразу же возникли «недовольные» из числа приспешников бывшего короля, который вдруг оказался не тираном и самодуром, а хорошим и мудрым правителем. Более того среди заговорщиков оказался и бард Ринальдо пострадавший от репрессий предыдущего короля, а теперь агитирующий народ против Конана.

Фанфики[править]

  • «Чёрная книга Арды»: Мелькор был хорошим, Илуватар плохим!
  • «Последний кольценосец» Кирилла Еськова: эльфы — фашисты, Гэндальф — экстремист, Арагорн — самозванец, Мордор — оплот мысли и науки.
  • «Кольцо тьмы» с сильно прикрученным фитильком: нет, герои Толкина были именно такими... но за 300 лет Средиземье изменилось, и теперь орки — гордая и воинственная раса, новый король Гондора — зазнавшийся аристократ немногим лучше Денетора, а Радагаст отказался от сил Майя, чтобы остаться в Средиземье. И внутримировой пример: злодеи вроде Олмера, заливающие в уши наивной молодёжи, что Саурон был не так уж неправ, а эльфы — зажравшиеся гады, презирающие людей (что очевидно не так — показанные в книге эльфы не менее благородны, чем у Толкина).

Кино[править]

  • «Малефисента»: злая фея из старого диснеевского мультфильма, оказывается, была наивным и добрым созданием, которое после жестокого обмана и предательства озлобилось, но сохранило благородство и даже доброту. Зато король, отец принцессы — мразь из мразей, предатель и вор, а потом ещё и крышей поехал. Три добрые феи добрыми и остались. Правда, добрыми дурами и никакущими няньками.
    • Дисней продолжил эксплуатировать этот тренд с Круэллой Девилль. Теперь она бедная-несчастная сиротка, которая очень любит собачек (при том, что в оригинале хотела пустить щенков на шубу).
  • «Санта-Киллер» — оказывается, Санта-Клаус был Антихристом собственной персоной, проспорившим пари ангелу и по его условиям вынужденным веками творить добрые дела. Когда срок пари истёк, Санта отыгрался на всех, закатив дикую резню. И вообще его зовут не Санта, а Сатан Клаус (как и его папочку — Сатану по-английски)!
  • Голландский фильм «Синт» (в России выходил как «Кровавый Санта»). Синт-Клаас — голландский вариант Санта-Клауса, только ездит не в санях, а на коне, и сопровождают его не эльфы, а мавры. Святой Николас, оказывается, был развращенным епископом, вместе со своими приспешниками грабил и терроризировал деревни, похищал детей (ещё и педофил?) Когда он всех достал, деревенские жители сожгли его корабль вместе с хозяином и всей командой. Таким образом, мавры — это обугленные живые мертвяки, которые вместе с повелителем устраивают резню всякий раз, как Рождество выпадает на полнолуние. А власти — скрывают.
  • «Санта на продажу» — фабула та же: Санта (в оригинале — Йолупукки) похищал и жрал детей, чем всех достал, и его укатали в лёд. Но получил шанс вернуться при помощи своих «эльфов» — стариков-каннибалов, голышом бегающих по лесам.
  • «Оз: Великий и Ужасный» — Злая Ведьма Запада, конечно, злая, но такой она стала из-за измены в целом незлобивого, но эгоистичного и хитрого Оза.
    • Справедливости ради, стоит заметить, что первая причина её трансформации — изначальные глупость и самовлюблённость. Как можно жить в оплоте сил Зла и даже не подозревать об этом? Да и в невесты Оза она записала себя сама, ничтоже сумняшеся и безапелляционно. Да и главной причиной всё таки были козни сестры.
  • «Шматрица» (пародийный перевод «Матрицы» от сами-знаете-кого): Нео и компания — сбежавшие из дурки психи, считающие, что Вторая Мировая Война ещё не кончилась и что они — партизаны. Агент Смит — главврач, которому поручено пресекать и не допускать буйств, ибо нефиг.
  • «Кровавая графиня Батори» Юрая Якубиско — вопреки названию (русскому: в оригинале фильм называется просто «Bathory»), выставляет графиню оболганной жертвой феодальных интриг.
  • Пересказ старых сказок на новый лад — весь о том. Каждый новый постановщик норовит принести своё «не такой».
    • Неудачная «Красная шапочка» 2011 г., исполненная в жанре ужасов.
    • «Рэд. Охотница на оборотней» 2010 г.
    • Целая пачка экранизаций «Алисы в стране чудес».
    • Отечественная дилогия «Гоголь».
    • «Охотники на ведьм» 2013 г.
    • В некоторой степени Кощей Бессмертный из «После дождичка, в четверг…». И внешне — в меру упитан, и по сути — немного злодей по должности, немного феодал с желанием абсолютной власти на своей территории, в чём-то мыслитель, размышляющий о хороших, плохих и их различиях.
    • «Зачарованная» (Enchanted). Оказывается, Красная Шапочка была той ещё штучкой — однажды она с топором гонялась за беззащитным Серым Волком вокруг дома его бабушки.
    • Белоснежка: Страшная сказказигзаг. Мачеха Клавдия, конечно, злая и даже кровожадная, но такой она стала после выкидыша, в котором косвенно оказалась виновата Лиллиан (Белоснежка). Собственно, убить падчерицу обезумевшая женщина жаждет именно из мести, а не просто по причине красоты и молодости. Впрочем, других невинных людей она тоже убивает с огромной лёгкостью, чтобы… вернуть к жизни мертворождённого сына. Да и сама Белоснежка явно не бесконечно добрая инженю — ещё с детства она в штыки воспринимала новую жену отца, несмотря на все искренние попытки Клавдии подружиться.

Телесериалы[править]

  • «Вавилон 5», серия s01ep06 «Mind War» («Поле битвы — разум»). Посол Г’Кар говорит: «Позвольте поделиться своими наблюдениями. Все мы здесь не совсем такие, какими кажемся». Также за время сериала, все главные герои сильно меняются. Даже планировалась смена пола для Деленн (из мужчины в женщину), но технические средства для смены голоса оказались не достаточно развитыми на тот момент.
  • «Однажды в сказке». Nuff said.
  • «Сверхъестественное» — здесь этого достаточно. Несмотря на то, что как правило всё однозначно.
    • «Божественная» семейка с детками-архангелами — вся об этом. Несчастная ужасная сестричка, бог-козел, и архангелы — совсем не ангелочки.
  • «Удивительные странствия Геракла» — оказывается, дети Тифона и Ехидны (гидра, немейский лев и другие) были вполне хорошими, и это Гера научила их плохому.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • Сатана из «Южного Парка», несмотря на статус Владыки Ада, устрашающий внешний вид и попытки время от времени захватить Землю, по сути своей демон крайне дружелюбный, мягкосердечный, и даже слабовольный. Вдобавок ко всему ещё и пассивный гей с гламурными замашками. Был настолько добрым, что после своей гибели от рук Челмедведосвина… возносится на небеса и попадает в рай. Сатана. В рай, Карл!
  • «Байки хранителя склепа» (1993)
    • 1 сезон, 5 серия. Прекрасный принц из сказки про Спящую красавицу на самом деле прекрасен только внешне (хотя это тоже спорно), в остальном же он — напыщенный нарциссический болван с начисто отшибленным инстинктом самосохранения. Сама же Спящая красавица на самом деле вампирша, заманивающая «спасителей» в свой замок, чтобы попить их кровушки.
    • 2 сезон, 3 серия, вторая история. Медуза Горгона была хорошей и просто защищала храм от грабителей, вроде Персея. Впрочем, почему «была»? Медуза дожила до наших дней и продолжает охранять сокровища, а Персей стоит в храме, обращённый в статую.
  • «Гаргульи» (1994)
    • Макбет на самом деле был честным благородным воином и справедливым правителем. Короля Дункана он убил в честном бою, причём у него были на то веские причины, не имеющие ничего общего с желанием поскорее сесть на трон. Да и вообще, мультсериал при всех его фантастических допущениях обходятся с историческими фактами куда бережнее, чем Шекспир в своей знаменитой пьесе.
    • Леди Макбет была доброй женщиной и любящей женой, и ни к каким царе убийствам мужа не подстрекала. А вот павший от рук Макбета король Дункан был при жизни тем ещё негодяем.
    • А Минотавр, оказывается, был мирным созданием, которого злобные люди держали в подземелье и морили голодом.

Комиксы[править]

  • Girl Genius — в этом мире есть такое явление, как постановки Гетеродинов. Это что-то вроде реальной итальянской комедиа дель арте, в том смысле, что во множестве разных пьес выступают одни и те же стереотипные персонажи (хотя, в отличие от неё, тексты пьес фиксированы, но зато есть своя фишка, отличающая постановку Гетеродинов от нормального театра — всё выступление разбавлено разнообразными цирковыми трюками). Так вот, прототипы тех самых стереотипных героев — реальные деятели не столь давней истории того мира. И если с центральными персонажами всё более-менее ОК (Лукрецию Монгфиш изображают пафосной злодейкой, ну так она и в жизни так себя ведёт, Билла и Барри — благородными героями, но и в комиксе неоднократно намекалось, что в реальности они были носителями непоколебимой чистоты), то второстепеннных упростили и опошлили ради комедии.
    • Верный слуга Панч изображён безмозглым амбалом, который ведёт себя, как кретин. В реальности тот, кто носил это имя в те времена — очень адекватный и уравновешенный персонаж, вовсе не тупой (работал механиком и успешно справлялся). Как изобразили его жену Джуди — неизвестно (субреткой?), но явно тоже комично. Агата этих пьес про Гетеродинов очень много читала и смотрела, но ей и в голову не приходило, что Панч и Джуди — это её приёмные родители.
    • Некто Клаус, напарник героев — это такой клоун, который постоянно попадает в идиотские ситуации и больше ничего толком не делает. Наверно, мало кто всерьёз думает, что барон Клаус фон Вульфенбах, единоличный диктатор всей Восточной Европы — это он и есть. А ему, между прочим, обидно, хотя иногда он действительно посмеивается над своим литературным образом.
  • Железная леди: благодаря нечистоплотным СМИ главный герой во вселенной имеет репутацию Конрада Керза у которого есть личный боевой гарем, но для тех кто его знает лично это великий полководец и благороднейшая личность для которого существует только одна женщина во Вселенной, его жена.
  • Fables — многие знакомые с детства персонажи при ближайшем рассмотрении оказываются совсем не такие, каким представлены.
    • Белоснежка — иженю и друг всему живому? Ага, и 100%-я стерва, и эффективный менеджер, и бой-баба. Одновременно.
    • Золушка — забитая красавица, ставшая принцессой? Нуу, когда-то она была такой. Пока не обзавелась собственным магазином обуви и стала завсегдатаем ночных клубов и курортов. А еще — тайным агентом, шпионом и ассасином Фейблтауна.
    • Дороти Гейл (в СНГ более известна как Элли Смит) — добрая девушка и верный друг с большим и чистым сердцем? Жестокая и циничная наемная убийца, холодная манипуляторша и без пяти минут псих-наемник.
    • Прекрасный принц (да это имя) — отважный рыцарь и умелый воин. Герой-любовник, спасающий дев в беде. Да, это все он. А еще бабник, манипулятор, приспособленец и та еще сволочь. Правда по ходу повествования эволюционирует в достаточно приятного человека.
    • Да и сам Большой и Злой Волк тут вполне себе положительный антигерой

Аниме[править]

  • Насуверс — многие герои прошлого оказываются не такими, какими их представляют истории и легенды: Александр Великий здесь, например, громогласный рыжебородый громила сильно за 2 метра, доблестный рыцарь Ланселот — разъяренный и поехавший крышей воитель (точнее, первоначально он был доблестным рыцарем как и в легендах, но потом сошёл с ума от чувства вины), Карл Великий и его паладин (в изначальном смысле слова) Астольфо — няшные трапики, а Король Артур и Нерон — девушки.
    • Очень грустная история вышла у зороастрийского бога зла Аримана. Из него специально сделали сосуд Всего Зла, причём довольно жестокими методами — что бы заключить в нём всё зло мира. вот только и зла в мире в результате этого не стало меньше и простой деревенский парень из Персии превратился в монструозного демона…
  • Скитальцы: поскольку основные действующие персонажи здесь реальные исторические личности, то изображают из весьма на свой лад. Некоторые из них существенно отличаются от оригинала. Педаль в асфальт давит Черный король, который на самом деле Иисус Христос.
  • Манга «Король Волков». ГГ волею случая оказавшись заброшенным в Монголию начала XIII века. Натыкается на легендарных самураев — Минамото-но Ёсицуне и Муссасибо Бэнкея. И если монах Бэнкей выглядит как раз, по истории — шкаф с антрессолью со специфичным кодексом чести, то Ёсицуне сильно отличается от оригинала. Такой же здоровяк как и Бэнкей, с гривой волос, больше похожий на Бланку из Street Fighter. В реальности Ёсицуне был невысокий, смуглый коротышка. По история — уточненный и женственный, с белоснежной кожей.
  • «Герой, жаждущий мести, уничтожит врагов Силой Тьмы» — все близкие героя: прекрасная принцесса на самом деле нимфоманка, и просто дрянь, идущия к власти по головам (в том числе и своих братьев), добрый доктор — бессердечный экспериментатор потрошащий людей просто ради праздного любопытства, лучший друг оказался моральным уродом отправившим сестру главного героя на изнасилованье и работорговцем, верная помощница и леди-воительница — социопаткой обожающей убивать людей и любовницей принцессы, благородный генерал спасший героя и его сестру от демонов, на самом деле и был убийцей их матери и вдобавок ещё и каннибалом как и вся его семья словом.

Видеоигры[править]

  • King's Bounty: Тёмная Сторона — Белоснежка рассказывает, о том что её держали в рабстве семь гномов, которые под конец похоронили её заживо в хрустальном гробу, потом её спас красавец-вампир, и с тех пор она известна как Кармилла.
  • Серия игр Killzone: думаете, хелгасты всегда были такими? Как бы не так! Просто корпорация «Хелган» в лице жителей богатого на ресурсы, но токсичного Хелгана и землеподобной Векты хотела независимости от «дармоедов с Земли». Вместо этого: Эмбарго на Хелган; уничтожение хелганской верфи, буквально, на головы, оставшихся на планете людей; окупированная Векта и исход лояльных повстанцам людей после нескольких лет партизанщины на зажатый в блокаде Хелган. После полутора сотен лет лишений и унижения в токсичном аду Хелгана, и не так озлобиться можно. В последней игре их вообще почти что поменяли местами.
  • Ведьмак 3 — фитилёк с реданским королём Радовидом. Да, ещё в оригинальной саге он получил прозвище Свирепый — однако в первых двух играх это вполне нормальный, решительный монарх. И лишь третья часть вгоняет Радовида в пучины безумия.
    • Хотя всё таки во второй части немного с фитильком. Так как при игре за Йорвета можно увидеть, что у Радовида всё таки «тихо шифером шурша, крыша едет не спеша». Впрочем, дичь вроде устраиваемой Фольтестом, Хенсельтом и даже Эмгыром Радовид никогда не творил. Что до нелюдей, то нордлинги не особо их любили, а уж чародейки и сами неплохо подставили сами себя «хитрыми планами». При определённом выборе игрока у Радовида даже может быть свой Конклав магов, разумеется(как и у Эмгыра) «карманный».
  • Assassin’s Creed: до третьей части тамплиеры казались жестокими психопатами и угнетателями свободы. Но вот потом Орден Тамплиеров получил в магистры Хэйтема Кенуэя — и фанаты серии стали понимать, что на той стороне тоже есть вменяемые люди. А после выхода Rogue противостояние двух фракций вообще стало серым.
  • Overlord — полурослики, тут это любители поспать и обжоры, которые откровенно тиранят людей, дабы порадовать своего невероятно прожорливого короля.
    • А вот плохие гномы тут не сильно отличаются от своего стереотипного варианта.
  • Drakengard 3: тот кто прошёл его в предельно криво портированом варианте без нормальной озвучки и титров мог думать, что там обычная красивая история о мести, собственно такое ощущение и складывается если пройти игру один раз. А вот если прочитать комиксы и пройти остальное, то поймете что главная героиня няша Нулевая (Zero) — злобная и жестокая маньячка, насильница и убийца. А ангельским голоском и спокойным тоном она частенько озвучивает страшнейшие оскорбления и проклятия. А её враги ей даже не сестры, а скорее осколки её личности, в которых воплотилось то немногое хорошее, что в ней оставалось.
  • Control — Формер и Совет. В основной игре Формер вредит протагонистке, Совет помогает. В дополнении «Основание» уже сам Совет пытается делать Джесси гадости, а Формер, пусть и грубым образом, но оказывает ей помощь.
  • Автор правки не совсем уверен подпадает ли это под троп, но преображение налицо… В Final Fantasy X-2, которую многие считают не самым удачным продолжением десятки, Юну из добродушной и застенчивой призывающей сделали поп-певичкой и охотницей на сферы… Фансервис на потребу рынка в студию…

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — литературный цикл «Ересь Хоруса» как раз весь об этом. Благородный и безупречный Бог-Император? Ну, во-первых, он не бог. Причём об этом сам говорил неоднократно и даже давал люлей тем своим соратникам, которые пытались его персону обожествить. Во-вторых, лишённый эмпатии и сострадания прагматик, который, как очень метко выразился один из его ближайших слуг, любит Человечество, но не людей. И, в-третьих, за своё правление он совершил множество ошибок, которые и привели к Ереси (или же это были не ошибки, и «всё идёт по плану»?). Архипредатель Хорус? Один из самых благородных и отзывчивых примархов, которого Великая Четвёрка совратила вовсе не обещанием славы и власти, а тем, что показала ему мракобесное будущее, где Император основал свой культ и миллиарды людей живут в оковах чудовищной тирании (и именно в попытке предотвратить это Хорус запустил в движения события, которые, как и планировали тёмные боги, и привели к этому варианту будущего). Благородный рыцарь Лев Эль’Джонсон, защитник слабых и угнетённых? Абсолютно не разбирающийся в человеческой натуре и не особо разборчивый в методах недоверчивый высокомерный лицемер, чьи действия во время Ереси легко можно трактовать по схеме «подожду и посмотрю, кто возьмёт верх — а потом присоединюсь к победителю». И это — только верхушка айсберга!
    • «Подожду и посмотрю, кто возьмёт верх — а потом присоединюсь к победителю» — это точка зрения одного конкретного космодесантника, который, к тому же был предателем, Льва очень сильно недолюбливал, регулярно врал не краснея и при событиях, которыми он подкреплял свои заявления не присутствовал.

Музыка[править]

  • Культовые нецензурные сказочки Сектора газа и в особенности Красной плесени.
    • Ой, вы так говорите, будто у Сектора Газа таких сказочек больше одной…
  • Фоменко в своих изысканиях нещадно эксплуатировал этот троп применительно к историческим лицам. Тимур Шаов, в свою очередь, высмеивая Фоменко, продавил педаль в пол настолько, что один раз получилась субверсия: информация о любовных похождениях Казановы вроде бы объяснялась его многочисленным гаремом… вот только сразу же уточняется, что «гарема не хватало».
  • Heather Dale — Medusa: Медуза Горгона показана как непонятая и обиженная на весь мир жертва, которую хочется обнять и плакать.

Прочее[править]

  • Серия артов от Biorn, иллюстратора Космоолухов, о Сириусе Блэке, ставшем Пожирателем Смерти. С прикрученным фитильком, так как Сириус там такой человек, что сами ПСы страдают от его выходок в первую очередь. В конце концов, это только стёб и пародия.
  • В Фонде SCP с его-то свободным каноном, этот троп встречается частенько, особенно в отношении Связанных Организаций. Глобальная Оккультная Коалиция из буйных инквизиторов превратилась в суровых, но справедливых паладинов. Церковь Разбитого Бога оказалась не апокалиптическими маньяками, а вполне неплохими ребятами, просто с разбитобожием головного мозга. Лаборатории Прометея или Благотворительный Фонда Манна, оказывается, наделали не только роковых ошибок, но и множество добрых дел. Даже Повстанцы Хаоса теперь не банда отмороженных гопников, а тоже спасают мир, только своими хаотичными методами. Концентрированным злом пока что остаются разве что саркицисты, Гора Гнилого Господа, Мясной цирк и… сам Фонд.
    • А ещё сами люди. В этом предельно мрачном сеттинге намекается, что человечество как минимум два раза совершило геноцид разумных существ не своего вида, отбросив выживших в каменный век, и несколько раз ставило само себя на грань полного исчезновения, вырезая побочные ветви своего развития. В частности, одной из таких побочных ветвей являются те же саркицисты.
    • Теперь уже и саркиты не такие плохие, злыми были только неосаркиты (и то не все), а протосаркиты живут уединенной жизнью, или даже мирно вливаются в современное общество, а приравнивание их к неосаркитами считается оскорблением. Были даже замечены попытки мирного существования с ЦРБ, например в рассказе «Надокс и механит».

Производные тропы[править]

См. также[править]