Артур и минипуты

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Мы немного подумали про себя и сказали: «Это кое-что интересное, привлекательное. Создан целый мир, он развивается. Создана целая Вселенная». И мы решились. »
— Патрис Гарсиа о первом фильме
Артур и минипуты
Слева, сверху вниз: король Сихфрат, Селения, Арчибальд, Барахлюш. Справа, в том же порядке: Макс, Артур, Миро. На заднем плане, по центру — Урдалак.
Общая информация
Жанр
Страна производстваФранция
Киностудия
  • EuropaCorp
РежиссёрЛюк Бессон
Автор сценария
  • Люк Бессон
  • Патрис Гарсиа
  • Селин Гарсиа
Когда вышел2006
Продолжительность146 минут
В главных ролях:
Фредди ХайморАртур
Миа ФэрроуДейзи, бабушка Артура
Рон КроуфордАрчибальд
Пенни БальфурРоуз
Даг РэндАрман
Милен ФармерСеления (озвучка)
Джимми ФэллонБарахлюш (озвучка)
Дэвид БоуиУрдалак (озвучка)
Роберт де НироКороль Сихфрат (озвучка)
Харви Кейтельлорд Миро (озвучка)
Снупп ДогМакс (озвучка)

«Артур и минипуты» (фр. Arthur et les Minimoys) — трилогия фильмов Люка Бессона в жанре фэнтези. Невнимательному зрителю может показаться, что произведение относится к детской сказке, однако это не совсем так: несмотря на, в целом, светлую атмосферу, в сеттинге присутствует немало моментов, которые дети просто не поймут, да и у самого фильма есть определённое, практически неуловимое сходство, например, с «Властелином колец». Больше всего черт высокого фэнтези, однако присутствуют элементы из всех остальных. Произведения по этой вселенной известны в ряде других стран, в том числе и в России, где также есть небольшой фэндом.

Как всё начиналось[править]

Вначале было… нет, не слово, а рисунок, который художник Патрис Гарсиа показал своему другу Люку Бессону в конце 1990-х. Скорее всего, вселенная была задумана гораздо раньше, и определённое время мсье Гарсиа занимался её развитием, однако это неизвестно никому, кроме него самого и его жены Селин, а известная широкому кругу людей история разработки начинается именно с рисунка.

Вселенная, о которой рассказали Патрис и Селин, заинтересовала Бессона: в 1999 году он собрал съёмочную группу и начал работу над фильмом. Втроём они написали первоначальный вариант сценария, после чего Маэстро сел в кресло режиссёра, а Патрис Гарсиа возглавил художественный отдел, хотя, по факту, он повлиял не только на внешний облик мира. Впоследствии к работе подключился Пьер Бюффон, владелец студии спецэффектов BUF Compagnie, множество голливудских актёров, а также другие деятели искусства и культуры, в результате чего штат съёмочной команды разросся до 700 человек.

Где-то посреди разработки Бессону пришла в голову идея выпустить книгу, а потому, взяв имеющиеся наработки, он быстренько переделал текст из драмы в эпос, разбавил повествование водой и в 2002 году отправил в издательство. Сделано это было ради того, чтобы подготовить для фильма фанбазу, однако у многих возникло ошибочное предположение, что кинотрилогия была снята по книгам, но об этом позже.

Что касается самого фильма, то с технической точки зрения он примечателен активным использованием натуральных материалов в качестве основы для 3D-моделей, совмещением реальных съёмок с 3D-анимацией и передовым на момент выхода качеством компьютерной графики (даже на фоне работ 2022 года лента выглядит красивой).

В художественном плане фильм выделяется проработанной и оригинальной вселенной, а также необычной подачей сюжета: основными являются типичные для высокого фэнтези проблемы вроде династического кризиса или масштабной войны против полчищ Тёмного Властелина с крайне малыми шансами на победу. В наличии есть и практически самоубийственная миссия, призванная хоть как-то изменить расстановку сил, однако всё показано в гораздо более простом и удобном для восприятия детьми виде, а потому только внимательный анализ сюжета позволяет понять, что происходило в кадре на самом деле.

В 2002, 2003, 2004 и 2005 годах свет увидели книги, затем, в 2006 году, спустя 7 лет разработки, был готов первый фильм — «Артур и минипуты». Примерно в одно время с ним вышла игра в жанре платформера-головоломки с элементами RPG, посвящённая первому фильму (в списке разработчиков также значились супруги Гарсиа). В 2009 году вышел сиквел — «Артур и месть Урдалака», примерно в то же время — игра по фильму с непонятным жанром, а в 2010 — триквел, «Артур и война двух миров». С этого момента наступила тишина, если не считать сериала, разработку которого ведёт Studio 100 Animation (всё остальное по этой вселенной делала Europacorp) и действие которого происходит в отдельной от фильма вселенной со своим каноном. Его разработка началась в 2011 и закончилась в 2018 году. Выходили и сопутствующие материалы: в 2006 вышли «Фильм о фильме» и киноальбом «Артур и минипуты: Рождение героев», где рассказывалось о разработке первой части.

Летом 2022 года ещё вышел хоррор «проклятие Артура» вроде как по той же франшизе, но опять в отдельной вселенной. Однако он оказался настолько дешёвым и бездарным, что фанаты почти единодушно решили — это не имеет к трилогии никакого отношения.

Что было раньше: книга или фильм?[править]

Распространено мнение, что трилогия фильмов является экранизацией тетралогии книг, однако в данном случае всё с точностью до наоборот: книги были написаны на основе ранних версий сценария. Самое заметное доказательство вторичности книг по отношению к фильму — это язык: практически весь текст написан простыми предложениями в настоящем времени, что характерно для сценария, а не для романа, и автор прекрасно знал об этой разнице. Это подтверждает и ряд мелких деталей (например, в первой книге — «Артур и минипуты», указано, что у Селении фиолетовые волосы, однако по ходу разработки персонажа постепенно перерисовали практически полностью, и даже на обложке второго тома «Артур и Запретный Город» её изображали рыжеволосой). К слову, в качестве обложек были взяты и слегка доработаны эскизы, тогда имевшиеся на руках у художественного отдела, а на обложках более новых изданий персонажи показаны именно такими, какими они предстают в фильме.

Так или иначе, новеллизация справилась со своей задачей: к 2006 году книги уже разошлись многомиллионными тиражами.

Впрочем, кое-какие наброски существовали ещё задолго до выхода фильма, но именно при создании трилогии вселенная оформилась окончательно, а потому фильмы имеют большую каноническую силу.

Сеттинг[править]

Вселенная включает в себя следующие произведения:

  • Три художественных фильма:
    • Артур и минипуты (2006, ориг. Arthur et les Minimoys)
    • Артур и месть Урдалака (2009, ориг. Arthur et la Vengeance de Maltazard)
    • Артур и война двух миров (2010, ориг. Arthur et la guerre des deux mondes)
  • Один документальный:
    • Артур и минипуты: Фильм о фильме (ориг. Making-of Arthur and the Minimoys)
  • Один киноальбом:
    • Артур и минипуты: Рождение героев (ориг. Art of Arthur et les Minimoys)
  • Четыре книги:
    • Артур и минипуты (ориг. Arthur et les Minimoys)
    • Артур и Запретный город (ориг. Arthur et la Cité interdite)
    • Артур и месть Урдалака (ориг. Arthur et la Vengeance de Maltazard)
    • Артур и война двух миров (ориг. Arthur et la guerre des deux mondes)
  • Две компьютерные игры:
    • Артур и минипуты (ориг. Arthur and the Invisibles)
    • Артур и месть Урдалака (ориг. Arthur and the Vengeance of Maltazard)
  • Особняком стоит Arthur et les Minimoys: The Series, для которого существует отдельный канон, и то, что происходит там, может не совпадать с событиями оригинальной трилогии. С декабря 2018 года сериал выходит в русском дубляже на канале TiJi. То же касается хоррора «Проклятие Артура» — он стоит отдельно вообще от всего вышеперечисленного.

Условно сеттинг поделён на два «мира»[1]: «мир людей», который практически ничем не отличается от реального, и «мир минипутов», но прежде, чем говорить о нём, необходимо понять, кто такие минипуты.

Минипуты — это человекоподобные[2] существа ростом, в среднем, 2 с половиной миллиметра. Отличаются от людей только 4 пальцами на руках, наличием длинных острых ушей, повышенной сопротивляемостью к болезням, в полтора раза более быстрым ростом и в полтора раза более медленным старением. Собственно, небольшие размеры минипутов и являются главной причиной, по которой их культура выделилась в отдельный «мир». Кроме того, каждый минипут с рождения обладает примитивными псионическими способностями, позволяющими ему контролировать насекомых и использовать их, например, в качестве верховых животных.

Обитатели обоих «миров» могут спокойно перемещаться туда и обратно, и если человек при уменьшении принимает минипутскую внешность[3] и обратно, то обитатели мира минипутов, попадая в «мир людей», просто увеличиваются до человеческих размеров.

Что касается технологий, известных минипутам, то они по уровню развития находятся примерно в районе XII—XIII веков, в некоторых моментах доходя до XIV. Вести сельскохозяйственную деятельность в одиночку для минипутов не представляется вообще никакой возможности: и посадить что-либо, и собрать урожай невозможно без помощи других земледельцев, поэтому среди простого населения распространены идеи соборности и взаимопомощи. Недостатка в природных ресурсах нет, а земля пригодна для возделывания круглый год. Стоит также уточнить, что у минипутов свой календарь, где 1 год равен 3,6525 суток, соответственно, десять человеческих лет равны 1000 минипутских.

Практически вся минипутская ойкумена находится в Африке, однако её часть была перенесена в штат Коннектикут, где и происходят основные события фильма. С людьми минипуты практически не контактируют, если не брать в расчёт племя Бонго-Матасалаев, которое охраняет границы минипутских земель от вмешательства других людей.

Карта известных зрителю земель минипутов на заднем дворе дома Арчибальда из артбука и первого фильма. Точно можно сказать лишь, что буквой «М» обозначен Некрополис, а светлым пятном выделена столица Первого королевства.

К 1960 году, на который и приходится время действия первого фильма, вся минипутская ойкумена поделена на Семь королевств и находящиеся за их пределами дикие земли. О последних достоверно известно только то, что они есть, а вот информация об остальных несколько более подробная (в основном из третьей книги, где описываются путешествия Селении за несколько лет до событий основного сюжета[4]):

  • Первое королевство — расположено на северо-западе. Является сословно-представительной монархией, несколько раз упоминается некий Большой совет. К событиям первого фильма страна переживает упадок, однако всё равно продолжает держаться. Именно из Первого королевства происходят почти все главные герои мира минипутов, именно туда по сюжету прибывает Артур, и именно с Первым королевством минипуты обычно ассоциируются, а судьба этой державы находится в центре сюжета первого фильма. Кроме того, Первому королевству выделено больше всего экранного времени, а канонические источники содержат о нём наиболее подробную информацию.
  • Второе — кочевая держава, в книге его равнины названы «бескрайним северным плато».
  • Третье королевство — земля непроглядных джунглей, населённая племенами охотников.
  • Четвёртое королевство — расположено на юго-востоке. Селения во время путешествия попала в государство муравьев, но в фильмах муравьи уже не выглядят настолько разумными.
  • Пятое королевство — страна, населенная очень предприимчивым народом, в показанном во втором фильме городе располагалось множество увеселительных заведений, не в пример Первому королевству. Именно там располагается бар Макса, который герои посещают в первом фильме.
  • Шестое королевство — по книге, находится в сарае, поэтому там живут пауки. После появления Седьмого королевства быстро было им оккупировано.
  • Седьмое королевство, оно же империя Некрополиса — расположено в подвале дома Арчибальда. Самая молодая страна из всех вышеперечисленным, была основана принцем-предателем из Первого королевства и практически сразу показала себя как очень опасный противник. В наличии автократия, рабство и милитаризм в режиме педаль в асфальт. Практически во всей империи установлены огромные налоги. До августа 1960 года Седьмое королевство создавало прямую угрозу существованию всех свободных народов минипутов и успело захватить Пятое и Шестое королевства, однако затем всё-таки было уничтожено.

Сюжет[править]

Предыстория[править]

Инженер Арчибальд Сюшо, путешествуя по Африке, случайно натыкается на племя бонго-матасалаев. После того, как он построил для племени оросительную систему и рассказал ещё о некоторых человеческих технологиях, матасалаи подарили экспедиции довольно крупную кучу рубинов, посвятили инженера в тайну существования минипутов и даже позволили ему ненадолго отправиться в их мир. Позже, в 1949 году, Арчибальд тайно перевёз часть минипутских земель на задний двор своего загородного дома в США, штат Коннектикут, там же зарыл рубины и впоследствии каждые десять месяцев посещал Первое королевство, рассказывая его жителям о некоторых человеческих технологиях. Так происходило до 1957 года, пока Арчибальд не пропал. Как выяснилось позже, он попал в плен к Урдалаку.

Примерно в это же время земли Первого королевства настигла ужасная засуха. Чтобы спасти положение, из города был направлен отряд во главе с молодым, харизматичным и весьма перспективным полководцем — Урдалаком (ориг. Maltazard), который, по совместительству, был двоюродным братом наследника престола и, пользуясь популярностью, сам стремился занять место нового правителя. Несмотря на значительные потери, отряду удалось выполнить свою задачу — найти источник воды. Однако все участники экспедиции, кроме самого Урдалака, погибли при загадочных обстоятельствах, а сам Урдалак стал нападать на любого встречного, в том числе мирных жителей, и обращать захваченных пленников в рабство. Во время отсутствия Урдалака Арчибальд принёс минипутам гуманистические ценности, поэтому те были недовольны методами Урдалака. Через некоторое время Урдалак спьяну попытался поцеловать самку долгоносика и получил несовместимые с жизнью ожоги, однако до конца Урдалак не умер и продолжил существование в виде живого мертвеца. В 1949 году Сихфрат изгнал двоюродного брата, заодно лишив его всех титулов, прокляв имя. С тех пор свободные народы не называли Урдалака по имени, предпочитая эвфемизм Ужасный У (ориг. M the Maudit — Проклятый М).

Урдалак захватил один из крупнейших городов Шести королевств, переименовал его в Некрополис и объявил о создании Седьмого королевства. В ходе селекционных экспериментов он создал осматов (они же сейды, поскольку в оригинале они именно так и называются) — искажённых минипутов, которые по задумке должны были стать идеальными воинами, а получилось… то, что получилось: жестокие, агрессивные, тупые, способные жрать что угодно, практически лишённые полового диморфизма и невероятно плодовитые существа. Уже к 1950 году Некрополис был готов подчинить Первое королевство. Вместе с тем, Урдалак знал, что вскоре в Первом королевстве появится воин, способный вытащить из камня Меч Власти и повести свой народ на битву с Тьмой, а потому стремился закончить войну до появления у врага Избранного.

Ситуацию спасло рождение в королевской семье дочери — Селении. Пораскинув мозгами, Урдалак решил, что выгоднее будет подождать и придти к власти в Первом королевстве через династический брак (мнением «невесты» по этому поводу он, естественно, даже не думал интересоваться) и убийство Сихфрата (порядок престолонаследия у минипутов подразумевает передачу власти старшему потомку, состоящему в браке; пол члена королевской семьи при этом не играет никакой роли), получив страну практически целёхонькой, чем просто завоевать территорию с неизбежными последствиями в виде её опустошения. А чтобы не терять времени, Некрополис за восемь лет подчинил сначала Шестое, а затем и Пятое королевства, заставив их экономику работать на себя. Затем Седьмое королевство попыталось подчинить и Второе, и даже сумело захватить небольшую территорию, однако в боях с кочевниками войска Урдалака понесли значительные потери, и в итоге это направление атаки было признано невыгодным. В 1958 году началось вторжение в Первое королевство.

Между тем Селения росла в относительно спокойной обстановке, хоть её родители и знали, что в любой момент может разгореться война, где на карту будет поставлено выживание свободных народов минипутов. Девочка с детства проявляла интерес к фехтованию и путешествиям, отличалась смелостью и некоторой твёрдостью характера, но, в то же время, оставалась доброй, нежной и альтруистичной. Стремясь насытить своё любопытство, принцесса решила побывать во всех королевствах. Поначалу всё шло хорошо, однако в 1957 году, во время перехода через окрестности Некрополиса, Селения попала в плен. И Сихфрат, и Урдалак знали, что Селения и является той Избранной, однако император Некрополиса не воспринял девочку всерьёз, и когда королева предложила сдаться Седьмому королевству в обмен на свободу дочери, У согласился. Узнав, какой была цена её свободы, Селения поклялась отомстить Урдалаку за смерть матери, и когда в 1960 году пришло время вытащить Меч Власти из камня, принцесса стала самым первым кандидатом на эту роль.

«Артур и минипуты»[править]

31 июля 1960 года внук Арчибальда, Артур Бигантолл, во время празднования своего десятого дня рождения, узнал о существовании минипутов и о том, что его дед зарыл на заднем дворе своего дома сокровища. На следующий день к дому Арчибальда прибыл некто Эрнест Давидо, который предъявил Маргарите, бабушке Артура, счёт на внушительную сумму, потребовав выплатить все деньги в течение 48 часов, в противном случае все жильцы будут выселены, а дом — снесён. Твёрдо решив найти сокровища, Артур отыскал спрятанные дедом подсказки, как открыть проход в мир минипутов: необходимо было вычислить дату десятого полнолуния, а затем ровно в полночь по-особому разместить и настроить телескоп. По счастливой случайности, десятое полнолуние приходилось на день приезда Давидо — 1 августа. Ближе к полуночи объявились несколько воинов из племени Бонго-Матасалаи, которые помогли Артуру правильно всё подготовить и наладить контакт с миром минипутов.

Успешно уменьшившись до роста в 2,5 миллиметра и приняв минипутский облик, Артур оказывается в столице Первого королевства, которую в эту ночь решили штурмовать силы Некрополиса. Там же мальчик знакомится с Барахлюшем — младшим сыном Сихфрата, и Селенией, которая в этот момент пыталась вытащить из камня Меч Власти, но артефакт не признал в девушке своего владельца хотя потом не мешал использовать его по назначению.

Противник атаковал с двух направлений: основной удар пришёлся на северные ворота, и практически весь гарнизон пришлось стянуть к ним для защиты, однако другой отряд, поменьше, тем временем сумел прорваться через главный вход в город[5]. Целью второго отряда было убийство Сихфрата и взятие в плен Селении, которая через два дня достигала возраста вступления в брак.

Пока гарнизон сдерживал натиск противника, на дворцовой площади произошло одно очень важное событие: во время сражения со второй группировкой осматов на дворцовой площади Артур, будучи безоружным, случайно вытащил из камня Меч Власти и очень помог Селении, которая, будучи вооружённой лишь кинжалом, в это время сдерживала натиск трёх тяжело вооружённых осматов. Тем временем основные силы противника были отброшены.

Артур, Селения и Барахлюш, пользуясь передышкой, покинули столицу. Они не взяли с собой эскорта, чтобы передвигаться незаметно, и в итоге, пройдя через множество опасностей и уйдя из-под носа самого Мракоса, добрались до Некрополиса: Урдалак сумел отыскать рубины Арчибальда и перенести их в свою столицу, где в тот момент сам и находился. За время путешествия Селения успела полюбить Артура, и, прекрасно догадываясь как о планах Урдалака, так и о самоубийственности своей миссии, поцеловалась с Артуром прямо перед входом в цитадель Некрополиса, что среди минипутов расценивается как причина для заключения брака, и пока жречество не примет решения по этому случаю, других претендентов быть не может. Тем самым план Урдалака пошёл коту под хвост, однако упокоить падшего принца у Селении не вышло: её уже ждали.

Все трое ненадолго попадают в тюрьму Некрополиса, где находят Арчибальда, который, чтобы выжить, оказался вынужден делиться с Урдалаком некоторыми человеческими технологиями, по большей части, безвредными. По крайней мере, так думал сам Арчибальд, потому что для систем подачи воды Урдалак неожиданно сумел найти боевое применение, построив огромный «водопровод» для затопления туннелей, соединяющих города минипутов. Затем, продемонстрировав своё творение, он отпустил Артура, Селению, Барахлюша и Арчибальда в те же самые туннели незадолго до открытия шлюзов, однако всей четвёрке удалось спастись и предотвратить затопление столицы Первого королевства. Артур и Арчибальд вернулись в мир людей.

Благодаря Артуру, через несколько минут система подачи воды в Некрополисе дала сбой и затопила сам город. Урдалак сумел спастись, бросив Мракоса и практически всю свою армию на произвол судьбы, а рубины вернулись к законным владельцам. Это позволило расплатиться с Давидо, однако тот попытался присвоить сокровища себе. К счастью, он практически сразу был арестован за мошенничество, попытку вооружённого ограбления и угрозу убийством.

«Артур и месть Урдалака»[править]

В 1961 году, когда наступает следующее десятое полнолуние, Артур вновь готовится посетить мир минипутов, чтобы воссоединиться с Селенией, пусть и всего на 36 часов, однако всё неожиданно начинает идти через пень-колоду: Арман, отец Артура, обнаружив улей с пчёлами, на которых у Артура аллергия, решает спешно покинуть дом Арчибальда и увезти сына с собой, однако именно в это время мальчику приходится послание от минипутов (на самом деле нет) с просьбой о помощи. На заправке Артур сбегает из отцовского автомобиля, но чуть позже, когда телескоп уже был установлен, лунный свет, необходимый для перемещения, оказывается скрыт тучей.

Пользуясь «лианами» — другим, гораздо более болезненным способом попасть в мир минипутов, — Артур всё же уменьшается до роста в два с половиной миллиметра, однако вместо столицы Первого королевства попадает на земли Кроба. Там мальчик случайно натыкается на попавшего в плен Барахлюша, освобождает его. Им обоим удаётся сбежать от солдат Кроба и добраться до столицы Первого королевства. Там выясняется, что послания никто не отправлял, а Селения, не дождавшись Артура, впала в отчаяние и ушла бродить по туннелям.

Вскоре после этого к главным воротам столицы подходит Урдалак. Выясняется, что после затопления Некрополиса он скрывался в доме Артура, подслушивая все разговоры, а затем, решив подчинить себе мир людей, отправил Артуру то самое послание. Позже, спустившись в туннели, он случайно наткнулся на Селению и используя её в качестве заложницы, решил проникнуть в столицу и отправиться в мир людей вместо Артура. План Урдалака срабатывает, причём, поскольку телескоп не был рассчитан на перемещение нежити, он взрывается изнутри, и Артуру приходится искать другой способ вырасти до человеческих размеров. Тем временем падший принц, увеличившись до роста в 2 метра 40 сантиметров, случайно натыкается на вернувшегося Армана, который в панике бросается наутёк и вызывает полицию.

«Артур и война двух миров»[править]

Третья часть продолжается ровно там же, где закончилась вторая. Артур, Селения и Барахлюш ищут способ увеличиться, Урдалак, попав в мир людей и наткнувшись на дорогу, отправился в город пешком, а к дому Арчибальда подъехал вызванный Арманом полицейский автомобиль. Отец Артура рассказал офицеру о «дьяволе», которого увидел, однако полицейский, как и следовало ожидать, не поверил показаниям… до тех пор, пока сам на обратном пути чуть не врезается в императора Некрополиса.

Добравшись до города, Урдалак, прибегнув к услугам пластического хирурга-недобровольца, замаскировался под Медрейка и в таком виде вернулся в дом Арчибальда. Артур, Селения и Барахлюш тем временем отправились в кабинет Арчибальда, где хранится эликсир, увеличивающий минипутов до человеческих размеров. По дороге выяснилось, что Мракос выжил и всё ещё стремится убить героев, однако трио успешно от него ускользнуло.

Тем временем Арчибальд раскрыл личность Урдалака и подал сигнал спрятавшимся в засаде воинам Бонго-Матасалаев. Впрочем, попытка уничтожить практически неуязвимого живого мертвеца оказалась провальной: император Некрополиса с лёгкостью раскидал всех противников и забрал эликсир, опередив Артура, Селению и Барахлюша. Осознав, что нужно найти другой путь, Артур спасает Мракоса, который в своей жажде преследования попал в крупную неприятность. Оказавшись в безопасности, Мракос понял, что он что-то не понял, и, пораскинув мозгами, перешёл на сторону Первого королевства.

Тем временем Урдалак увеличил резервы своей армии до человеческих размеров и выдвинулся на город, где его войско подавило сопротивление полиции и учинило грабежи. Артур, Селения и Барахлюш нашли способ увеличиться до человеческих размеров, после чего Артур продолжил своё путешествие один, а Селения и Барахлюш вернулись в дом Арчибальда, отыскали эликсир, уменьшающий до минипутских размеров и способ его доставки. Арчибальд, также готовясь дать осматам отпор, решил воспользоваться помощью Мракоса, использовав на него запасную склянку с увеличивающим эликсиром.

В городе Артур, Арчибальд и Мракос попытались одолеть осматов, но потерпели неудачу и попали в плен. К счастью, прежде, чем приговор Урдалака о казни был исполнен, Селения и Барахлюш ввели в тело Урдалака уменьшающий эликсир, а в город прибыл танк M60 в сопровождении нескольких бронеавтомобилей M3 Scout Car, под завязку забитых автоматчиками и зенитными пулемётами. В итоге за несколько минут войско осматов было наголову разбито, а сам Урдалак был уменьшен до своего изначального роста в три миллиметра и снова оказался в доме Арчибальда, но на этот раз в виде «военнопленного» (в качестве «тюремной камеры» использовались блюдце и перевёрнутый стакан). На этом трилогия фильмов и заканчивается.

Персонажи[править]

Главные герои[править]

  • Артур Бигантолл — обычный (не совсем) десятилетний мальчик в необычных обстоятельствах. Добрый, находчивый, энергичный, быстро учится, наделён высокими моральными качествами, но, вместе с тем, не лишён упорства и твёрдости характера. Оптимистичен, никогда не сдаётся и не пасует перед опасностью. Имеет некоторую непосредственность и весёлость, порой доходящую до беспечности, но, тем не менее, является хорошим организатором. В первом фильме стал наследным принцем Первого королевства и есть основания предполагать, что правитель из него может получиться довольно хороший. Является одним из немногих, кого Меч Власти признал своим владельцем. Однако сам Артур фехтует довольно плохо, а потому вместо него артефакт большую часть времени использует Селения.
  • Селения — принцесса Первого королевства минипутов, дочь короля Сихфрата. Порывистая, импульсивная, решительная, неспособна сдаваться в принципе. Кроме того, довольно добра, отличается развитым чувством справедливости. Божественно прекрасна и знает об этом, но, хоть она и выглядит довольно хрупкой, очень опасна в бою. Гордая, бойкая, смелая, добропорядочная, рассудительная, имеет тягу к странствиям и хорошо фехтует. Кроме того, несмотря на женственность, Селения не обделена твёрдостью характера. В первом фильме полюбила Артура, и с тех пор их взаимные чувства становились только сильнее. Пыталась вытащить Меч Власти из камня, но артефакт признал её лишь носителем, а не владельцем: пользоваться мечом принцесса могла, но только после того, как Артур его из камня вытащил. У Селении также есть немаленькие шансы стать хорошей правительницей, а потому трудно даже представить, насколько эффективной в деле управления государством может оказаться новая правящая чета.
  • Барахлюш (ориг. Betameche) — младший сын Сихфрата, рождённый незадолго до добровольного самопожертвования королевы. Нельзя сказать, что он болтлив, но говорить может много и долго. Консервативен, путешествовать не любит от слова «совсем». Вместе с тем умён не по годам, но предпочитает не философствовать. Часто спорит с сестрой, однако нельзя сказать, что они друг друга ненавидят, скорее это просто различное мнение по ряду вопросов. Во всех трёх фильмах служит главным образом для разрядки смехом, хотя ему самому происходящее было совсем не смешно.

Второстепенные герои[править]

  • Арман Бигантолл — отец Артура. В первом фильме ему было практически полностью плевать на сына, ко второй части исправился, однако ушёл в другую крайность, стремясь огородить ребёнка ото всех возможных опасностей. Ко всему необычному относится со скепсисом.
  • Арчибальд Сюшо — инженер, дед Артура по материнской линии. Отправился в Африку в составе исследовательской экспедиции. Впоследствии стал другом племени Бонго-Матасалаи. Один из немногих людей, посвящённых в тайну существования минипутов и желанный гость в Первом королевстве. После его появления в кадре сразу становится понятно, от кого Артур унаследовал оптимизм и изобретательность. Муж Маргариты и отец Роуз.
  • Капитан Беллерив — командир пожарного расчёта, прибывшего по вызову Армана, чтобы уничтожить улей с пчёлами и обезопасить Артура. По иронии, именно тогда Артур, Селения и Барахлюш забирали из того самого улья увеличивающий эликсир, однако сделать свою работу пожарные не успели: их отозвали в город сразу после того, как началось нападение сейдов.
  • Гиганток — нет такой фамилии, это выдумка переводчиков. См. «Бигантолл».
  • Гандоло — пленник, которого сейды использовали в качестве приманки, чтобы гарнизон открыл главные ворота.
  • Дейзи — см. «Маргарита».
  • Даглас (не путать с Дугласом) — один из пожарных в команде Беллерива.
  • Дуглас (не путать с Дагласом) — начальник городского отделения полиции.
  • Майор Конноли — офицер, сопровождавший генерала Монтгомери во время битвы с осматами в третьем фильме. Отвечал за оказание первой помощи и эвакуацию гражданских.
  • Маргарита — бабушка Артура, стремящаяся уберечь его от опасности. В первом фильме считала минипутов вымыслом, однако к событиям второго фильма уже знает об их существовании. Жена Арчибальда.
  • Сержант А. В. Мартин — один из двух полицейских, прибывших в третьем фильме по вызову Армана.
  • Максиминианус (?!!) — кем бы ни был переводчик, решивший так перетолмачить имя персонажа, со своей задачей он справился хуже некуда. См. «Сихфрат».
  • Миним (?!) — что-то запредельное. См. «Свистокрыл» с теми же выводами.
  • Миро — глава Совета Первого королевства, ученик Арчибальда. Внешне отдалённо напоминает антропоморфного крота. Во время осады столицы управлял системой зеркал, сбивая осматов на комарах.
  • Мино — сын Миро. Попал в плен к Урдалаку и оказался вынужден работать на него. Помог Артуру определить местонахождение Некрополиса в мире людей и разрушить систему подачи воды. В конце первого фильма воссоединяется с отцом.
  • Генерал Монтгомери — генерал армии США, руководивший операцией по освобождению города, доставкой пленных сейдов на базу, а также ликвидацией последствий нападения (в том числе заметанием всех следов).
  • Мракос — поскольку большую часть сюжета он был на стороне своего отца, см. раздел «Главные злодеи».
  • Прошутто — королевский повар.[6]
  • Роуз — Дочь Арчибальда, жена Армана и мать Артура. В третьем фильме несколько раз сталкивается с необычными явлениями (например, натыкается на муравья, случайно выпившего немного увеличивающего эликсира), однако принимает происходящее довольно легко. Знает о существовании минипутов, однако понятия не имеет, кто они вообще такие.
  • Саймон — стажёр, приехавший на вызов вместе с сержантов Мартином.
  • Свистокрыл (?) — нет такого персонажа, и никогда не было. См. «Сихфрат».
  • Сихфрат III Честный — пятнадцатый в (уже пятой по счёту) династии король Первого королевства, к 1960 году уже успевший состариться. В течение всего своего правления предпринимал колоссальные усилия, чтобы спасти пребывающую в длительном упадке страну от полного уничтожения. Есть все основания предполагать, что в молодости был довольно крут. Двоюродный брат Урдалака, отец Селении и Барахлюша.
  • Френсис — фермер, первым заметивший приближающуюся к городу армию сейдов.
  • Вождь Бонго-Матасалаев — в оригинальной трилогии фильмов его имя не названо. В первой части помог Артуру подготовить проход в мир минипутов, а затем поймал убегающего Давидо. В третьей предпринял попытку уничтожить Урдалака, однако потерпел неудачу и вылетел спиной в окно. Позже выясняется, что он остался жив и поправился.
  • Королева — её имя ни разу не упоминается, а роль в сюжете сводится к тому, что в 1957 году она пожертвовала собой, чтобы освободить Селению из плена.
  • Первый Великий король — кто он такой, неизвестно. Известно лишь то, что он в далёком прошлом объединил все земли минипутов и поместил в камень Меч Власти. В самом повествовании не фигурирует, лишь мельком упоминается.

Не пойми кто[править]

  • Макс — владелец бара «Ревущий водопад» (Stunning Rapids bar), который помог Артуру, Селении и Барахлюшу добраться до Некрополиса, а затем, во втором фильме, помог Артуру выбраться из владений Кроба.
  • Изи-Лоу — помощник Макса. Появляется только в первом фильме.
  • Реплей — карманник, один из осведомителей Макса. Появляется только во втором фильме.
  • Доктор Шов (ориг. Stitch) — пластический-хирург-недоброволец, которому в третьем фильме пришлось «гримировать» Урдалака. Всё, что о нём известно — это то, что он окончил медицинский колледж в Миссури.
  • Альфред — любимый пёс Артура. Изначально его пытались выдрессировать, как сторожевого, но ничего не вышло.

Главные злодеи[править]

  • Урдалак (ориг. Maltazard), он же Ужасный У (ориг. M the Maudit — Проклятый М) — главгад всей трилогии. Прямолинеен, жесток и неразборчив в средствах. В прошлом был полководцем Первого королевства и приходился Сихфрату двоюродным братом, и благодаря харизме и красноречию быстро заслужил поддержку народа, чуть не став главным претендентом на трон. Когда на его родине началась жуткая засуха, он возглавил «крестовый» поход в дикие земли, чтобы решить проблему с недостатком воды, «а также собрать все богатства на своём пути». Но во время похода Урдалак совершил ряд военных преступлений и перешёл моральный горизонт событий, из-за чего ждавшие его дома минипуты не были так благодарны, как он рассчитывал. По-прежнему считая себя героем, он закатил огромный пир, с каждым днём всё больше пил и дебоширил, пока не решил спьяну поцеловаться с самкой долгоносика. Травмы, полученные от этой пьяной авантюры, оказались несовместимы с жизнью (сильные повреждения левой руки и приросшие к правой доспехи, массивные ожоги кожи, лёгкие и пищеварительная система уничтожены практически полностью), но Урдалак продолжил существование в качестве «живого мертвеца», полностью неуязвимого для обычного оружия. Был в конце концов изгнан с лишением всех титулов и собственной фамилии, основал Империю Некрополиса и вознамерился захватить власть над всеми остальными королевствами, в течение одиннадцати лет постепенно расширяя сферу своего влияния. К моменту, когда происходят события фильма, был близок к победе над Первым королевством (а, следовательно, и над всеми остальными), однако ему помешал Артур.
  • Мракос — единственный сын Урдалака. В плане телосложения — ходячий шкаф с антресолью две-сажени-в-плечах-обе-косые. Второй по авторитету полководец Некрополиса. Силён, практически ничего не боится, но при этом довольно туповат. В третьем фильме, после того, как Урдалак дважды бросил сына на произвол судьбы, а Артур, Селения и Барахлюш спасли его, переходит на сторону Первого королевства.
  • Эрнест Давидо — приятель Арчибальда, прознавший от него о рубинах. Пытался выселить Артура и Маргариту из дома за неуплату, а затем спереть сокровища прямо из-под носа у хозяев, однако потерпел неудачу и был арестован. Появляется только в первом фильме трилогии.

Второстепенные злодеи[править]

  • Кроб — правитель, пришедший на смену Урдалаку. Между первым и вторым фильмами подчинил себе остатки Седьмого королевства. В сюжете только упоминается, не появляясь лично.

Тропы и штампы[править]

Внутримировые[править]

  • А тут будет дверь — когда начальник построенной прямо на поливальной машине «станции быстрого перемещения» отказался отправлять троицу героев в Некрополис и объявил об отсутствии билетов, Селения с помощью Меча Власти очертила в стене прямоугольник, прошла внутрь и бросила на стол офигевшему смотрителю мешочек с деньгами.
  • А 220 не хочешь? — несколько раз:
    • Четверо напавших на Артура и Селению сейдов даже не представляли, с кем имеют дело.
    • Засада бонго-матасалаев на Урдалака в третьем фильме. Никто не погиб, но травмы получили все воины.
    • Нападение Урдалака на городок Дейзи-Таун закончилось тем, что Вооружённые Силы США смели войско сейдов вообще без военных потерь.
  • Ай, молодца! — почти весь сюжет второго фильма: стремление Артура любой ценой попасть в мир минипутов привело к тому, что проходом вместо него воспользовался Урдалак.
    • Кроме того, Артур в первом фильме несколько раз случайно произносил полное имя Урдалака с закономерными результатами.
  • Ай, молодца, злодей! — попытка Урдалака затопить туннели закончилась (не без помощи Артура)… затоплением Некрополиса
  • Антиреклама спиртного — история превращения Урдалака в живого мертвеца: крепко выпив, попытался поцеловать ядовитое насекомое и получил несовместимые с жизнью химические ожоги.
  • Бедный злодей! — как ни странно, император Урдалак. Пользовался большой популярностью в народе, спас свою страну от жуткой жажды, отправившись почти на край света — ему отплатили черной неблагодарностью за подгулявшие методы выживания на пространствах, полных дикарей, бандитов и хищников. Спился буквально на глазах у двоюродного брата — тот даже не обратил внимания. По пьяни попытался поцеловаться с ядовитым насекомым, в результате разозлил его и получил жуткие химические ожоги. Стал сначала рыцарем в ржавых доспехах, и, не задержавшись на этой стадии, тут же переродился в настоящего монстра (по крайней мере, в глазах жителей своего родного королевства).
  • Безликие головорезы — все сейды (кроме личной гвардии Урдалака) поголовно носят шлемы и ходят в одинаковых доспехах. Даже тяжёлые полулаты у них замаскированы так, чтобы их нельзя было отличить от лёгкой брони.
  • Белый заборчик — именно в таком месте живёт семья Артура.
  • Боевая пара — Артур и Селения, конечно же. Впрочем, от избранных иного и не ждёшь.
  • Боевой зверь — верховые комары у сейдов, муравьи (тоже верховые) у свободных народов минипутов. Для жителей Шестого королевства — ещё и пауки, а для кочевников из Второго — практически любое животное.
  • Бой-баба — Селения[7]
  • Крутая принцесса/Леди-воительница/Железный кулак в бархатной перчатке/Прекрасная принцесса — снова Селения.
  • Большой начальник — субверсия: да, Урдалак обладает в человеческом виде ростом два метра 40 сантиметров, а также поразительными физической силой и боевыми навыками, но его «сын», второе лицо в империи Некрополиса, еще больше (2,6 м), и как боец тоже весьма впечатляет.
  • Вам хорошо осуждать — Арчибальд и Мино, оказавшиеся вынужденными работать на Некрополис. Впрочем, троп играется с прикрученным фитильком, поскольку осуждают их за это только некоторые фанаты.
  • Вдохновенная речь — Урдалак является большим любителем произносить сабж.
  • Великолепный мерзавец — Урдалак, особенно в первом фильме. Не всякому фэнтези везёт на антагониста, который по своей харизме находится примерно на одном уровне с главными героями.
  • Восторг у холодильника — не сразу понимаешь, что навороченную систему перемещения, которую Артур во втором фильме тестировал с помощью муравьёв и которая заканчивается рядом с микрофоном и радиоприёмником, была сделана, чтобы у него и Селении появилась возможность общаться друг с другом.
  • Вояка и дипломат — Артур, прежде чем вступить в бой, практически всегда предлагает противнику решить дело без кровопролития. А у Селении есть полномочия представлять народ Первого королевства, даром что она принцесса. И оба неплохо сражаются.
  • Вундервафля — построенная в Некрополисе система подачи воды в туннели. Закончила своё существование так же, как и большинство представителей этого тропа: вреда от неё в конечном итоге оказалось больше, чем пользы.
  • Высокий и худой, как жердь — внешность Урдалака как при жизни, так и после смерти.
  • Гвардия — у Первого королевства она так и называется.
  • Генерал-рубака — в первую очередь, Мракос, хотя и Урдалак в своё время был сабжем. Причём сын, в отличие от отца, куда лучше проявляет себя в качестве воина, а не полководца.
  • Голубой экран смерти — в третьем фильме в этом состоянии пребывал Мракос после того, как отец снова бросил его на произвол судьбы, а Артур, Селения и Барахлюш спасли его от смерти.
  • Граница проходит по Андуину — местная Великая Река находится как раз на границе между Первым и Седьмым королевствами.
  • Гурман-гуро — минипутская пища для людей. И человеческая для минипутов.
  • Дуализм главгадов — Мракос на службе у Урдалака.
  • Единство у нелюдей, раздробленность у людей — аверсия. Раздробленность присутствует у всех, в том числе у минипутов.
  • Железная воля — много у кого, однако, в первую очередь, Артур, принцесса Селения и Урдалак. Каждый из них никогда не сдаётся и продолжает двигаться к цели (первые двое при этом не утрачивают человечности, в то время как Урдалак может и через гуманистические принципы переступить). Победа вопреки всему — это про них.
    • В первом фильме Артур, узнав, что дом его пропавшего деда Арчибальда хотят отобрать за долги, и, будучи осведомлённым о зарытом на заднем дворе кладе с рубинами немедленно приступает к поискам, пока следы не приводят его в мир минипутов, куда до этого отправился Арчибальд. В итоге находит и его, и сокровище, а затем возвращается домой, по пути став наследным принцем Первого королевства и узнав о своём предназначении.
    • Селения полна решимости избавить мир минипутов от угрозы со стороны Некрополиса и его правителя Урдалака, а также отомстить за смерть матери, а потому как раз к началу событий фильма готовится вытащить из камня Меч Власти — артефакт, с помощью которого первый великий король объединил все минипутские земли. И даже то, что артефакт вместо неё вытащил Артур, не остановило принцессу, и впоследствии именно она вела отряд к цели. Случаев паники с её стороны был ровно две штуки, и оба связаны не с битвой, а с обернувшимися против героев законами физики.
    • Урдалак пойдёт на всё ради преодоления проклятия и исцеления. А его стремление к власти не остановила даже потеря столицы и (дважды) почти всей армии.
  • Заедать стресс — конкретно третий фильм. Урдалак беспрепятственно прошёл в столицу хороших парней, чуть не убил принцессу Селению и достиг своих целей, отправившись в мир людей. Что делает брат Селении Барахлюш? Набирает где-то целую охапку чего-то, похожего на ягоды, и хомячит, пока остальные герои составляют план действий. Сестра от такого поведения братца была не в восторге.
  • Заключённое зло — в конце третьего фильма Урдалак стал сабжем, однако показано это в комедийном ключе.
  • Злобный дядюшка — Урдалак, если бы его не исключили из королевской родословной, приходился бы Селении и Барахлюшу двоюродным дядей.
  • Злодей с тростью — замаскировавшись под Медрейка, Урдалак также взял с собой трость.
  • Зло уродует — превращение Урдалака в живого мертвеца.
  • Золотое трио — Артур, Селения и Барахлюш, хотя если бы их миссия не требовала незаметного передвижения по вражеской территории, команда была бы побольше. После спасения Арчибальда в последней трети первого и Мракоса в середине третьего фильмов на короткое время превращается в Квартет.
  • Золотые глаза и Тёплые карие глаза — у Артура в минипутском облике и у Селении золотисто-карие глаза, что среди минипутов считается признаком великой судьбы. Примета оказалась верной.
  • Избранный — таких здесь аж трое: Артур, Селения и… Урдалак. Избранность заключается в том, что каждый из них может использовать Меч Власти по прямому назначению.
  • Империя зла — империя Некрополиса, других кандидатов здесь нет.
  • Импровизированное оружие — в третьем фильме, прибыв в разграбленный городок, Артур оказывается вынужден использовать против сейдов всё, что попадётся под руку в универсальном магазине: бейсбольную биту, пакет с мукой и сковородку, а один раз даже успел опрокинуть перед собой стеллаж с фруктами.
  • Какие красивые глаза! — и снова Селения. Если хоть раз увидеть взгляд её золотисто-карих глаз, то то он навсегда запечатлится как исключительно светлое воспоминание. И это при том, что персонаж был целиком смоделирован на компьютере, и обычно именно глаза на 3D-моделях получаются не ахти.
  • Карманная вселенная — Барахлюш использует устройство с тремя сотнями различных приспособлений, начиная от веера и заканчивая дымовой гранатой или огромным горном. Само собой, всё это в одном месте поместиться не может, поэтому при нажатии нужной комбинации кнопок предмет призывается из карманной вселенной. Кроме того, есть отдельный hammerspace, куда сбрасывается лишнее гравитационное взаимодействие всех, уменьшившихся до размеров минипутов.
  • Кельтский тип — с прикрученным фитильком, ибо элемент СФК, да и острые уши никуда не делись: у большей части населения Первого королевства минипутов внешность по многим параметрам соответствует либо первому, либо второму кельтскому типу (Селения рыжеволосая и с обильными веснушками, её брат тоже, а среди толпы простых горожан очень часто встречаются смуглые и темноволосые).
  • Коронная фраза — из реплик Селении можно цитатник составлять. Вот только некоторые из них:
    • «Мы не дикие звери, и не оставим это создание умирать.»
    • «Отлично, теперь вместо двух утонувших нас будет трое!»
    • «Не умеешь пить — не пей!»
    • «Честь солдата не измеряется его ростом»
  • Крутая армия — армия Некрополиса (разве что численностью) и (правда, почти полностью за кадром) армия Первого королевства.
  • Крутой в плаще — Урдалак, после смерти продолжающий носить изорванный синий плащ, оставшийся у него ещё с тех времён, когда он служил Первому королевству.
  • Крутой дедуля — таким пытается быть Сихфрат. Получается… то, что получается.
  • Крутой король — Урдалак и (в прошлом) Сихфрат.
  • Крутой, но тупой — Мракос. Настолько же глуп, насколько опасен в битве.
  • Крутой фехтовальщик — вернее, фехтовальщица, потому что речь идёт о Селении. Продержаться с кинжалом против трёх тяжёлых пехотинцев с палашами до прибытия помощи и умудриться при этом убить одного из нападавших — не вопрос. А с Мечом Власти принцесса стала практически непобедимой в открытом бою, даже учитывая тот факт, что у неё артефакт работал не в полную силу (потому что владельцем был Артур, но он холодного оружия опаснее ножа никогда в жизни не держал).
  • Латы из фольги — полулаты сейдов. Поскольку при их производстве на качестве очень сильно экономят, защитные качества… так себе
  • Лирой Дженкинс — Селения имеет привычку бросаться в атаку, не особо разбирая дороги, из-за чего нередко попадает в засаду.
  • Магическое подчинение — абсолютно все представители минипутских народов могут подчинять своей воле животных с не очень развитой нервной системой. Во втором фильме схожие способности проявил и главный герой, заставив муравьёв забраться в игрушечный поезд и спрятаться, когда родители заподозрили наличие в доме насекомых, которых там быть не должно.
  • Мордор — по цветовой гамме и общим ощущениям к этому очень близок Некрополис.
  • Назван в честь цветка — Роуз, Маргарита (см. раздел «персонажи»), а также, внезапно… Селения. По одной из её реплик в первом фильме можно узнать, что она названа в честь королевского цветка, селениэля, присутствующего на знамени Первого королевства. Кроме того, именно фазы роста этого цветка подкинули всем цивилизованным минипутам идею их довольно необычного летоисчисления.
  • Налево кругом — Урдалак предал Первое королевство и с тех пор стал главной угрозой для существования свободных народов.
  • Наполеон — Сихфрат, король Первого королевства к старости стал довольно низкорослым и передвигается на замаскированном верховом животном, чтобы выглядеть заметно выше. Однако из реплик можно понять, что раньше он воевал, и много.
  • Направо кругом — Мракос, по ходу событий третьего фильма. Помог остановить Урдалака, а затем присягнул Первому королевству.
  • Невысокий крутой — в прошлом таким был Сихфрат. Теперь, состарившись, уже не дотягивает.
  • Не лошадь — муравьи и пауки могут использоваться в качестве верховых животных. Кроме того, периодически упоминаются некие «гамули», которое используется для перевозки грузов.
  • Не орки — осматы, хотя по своему происхождению, роли в сюжете и характеру они очень похожи на толкиновских чёрных уруков (тех самых, которые урук-хай), только немного тупее.
  • Не эльфы — собственно, сами народы минипутов. Да, в их внешности присутствует сходство с эльфами: тоже есть острые уши, только, в отличие от эльфов толкиновских, длиннее и расположены под меньшим углом (но есть те, у кого «остроухость» не наблюдается, например, пинпины). Однако всё не так просто: некоторые из них действительно похожи внешне и имеют схожую, но не лишённую изрядной доли собственного колорита, стилистику в культуре, но их немного, и большинство живёт в Первом и Третьем королевствах. Остальные могут иметь внешность абсолютно специфическую, начиная с густой растительности на лице и заканчивая чертами антропоморфных животных. А в плане менталитета они куда ближе к людям: особенности характера варьируются в очень широком диапазоне. Впрочем, наибольшей «эльфовостью» в классическом смысле отличается Третье королевство.
  • Несоответствие масштаба — как заметил один из рецензентов на кинопоиске, герои «меньше муравья и больше редиски». Никакого сюжетного обоснуя под это не подведено, скорее всего, введено для киногеничности.
    • Сюда же — королевство в сарае. Если сарай десяти метров по габаритам, то для минипутов эта территория примерно соответствует квадрату семь на семь километров. Можно разместить большой город, да, но никак не нормальное государство.
  • Не чувствует боли — Урдалак никак не отреагировал на воткнутое в его тело копьё вождя матасалаев и спокойно блокировал рукой тесаки. Есть побочный эффект: помимо боли, он вообще ничего не чувствует.
  • Никто не верит ребёнку — словам протагониста о существовании мира минипутов не верит никто, кроме тех, кто про этот мир уже знает. Справедливости ради, даже если бы эту информацию огласил человек более великовозрастный, еда ли ему бы поверили без воза и маленькой тележки доказательств.
  • Огненная шевелюра — огненный характер — зигзаг. Хоть у Селении и огненно-рыжие волосы, в нужные моменты она может проявить хитрость и дипломатический талант. Всё остальное время она бойкая, яркая, харизматичная, запоминающаяся, местами эмоциональная… и имеющая привычку первой бросаться в атаку.
  • Однорукий воин — поскольку от левой руки у Урдалака остался только усохший обрубок, он делает всё правой, к которой приросла латная перчатка. Однако даже этой одной руки оказалось достаточно, чтобы раскидать бонго-матасалаев.
  • Ой, бл… — реакция полицейских на вторжение в город увеличившихся сейдов, а также реакция тех же самых сейдов на появление танка M60.
  • ОНО НЕ ДЕЙСТВУЕТ!!! — когда воины племени бонго-матассалаи устраивали засаду на Урдалака, они не задумывались о том, что нежити пофиг на копья и тесаки.
  • Осторожно, доброта! — если есть возможность решить проблему без кровопролития, Артур поступит именно так. Если же такой возможности нет или просто кто-то попытался причинить Селении вред — противнику придётся иметь дело с обладателем читерского артефакта, пусть и не слишком опытным. А одержав победу, протагонист даст поверженному противнику шанс исправиться.
    • Сама Селения тоже не отстаёт. С одной стороны — добрейшая девушка с солнечным характером. Но если на горизонте замаячит угроза для её народа — будет сражаться в первых рядах.
  • Офигенно острое лезвие — Меч Власти. Спокойно разрубает сталь, стены и даже защищённую божественной магией плоть Урдалака.
  • Пейзажное порно — столица Первого королевства и минипутские земли на поверхности.
  • Первая любовь, Подростковая любовь, Межвидовая романтика — любовь между Артуром и Селенией, которая оказалась для них не только первой, но и вообще единственной (в хорошем смысле), а ближе к концу первого фильма ещё и вылилась в династический брак.
  • Поднял уровень доброты — Мракос в третьем фильме. Впрочем, он всё равно остался довольно туповат.
  • «Поздний ребёнок» — пример с прикрученным фитильком, поскольку минипуты стареют в полтора раза медленнее людей. Если сравнить возраст короля Сихфрата и его детей — Селении и Барахлюша, то получится, что первая родилась, когда отцу было 50, а второй — после того как государю стукнуло 57. По человеческим меркам второй ребёнок родился, когда отцу было примерно 40 лет (а первая — в районе 35-летнего возраста отца), но это всё равно поздно. Возраст матери доподлинно неизвестен.
  • Последняя просьба — брак — оказавшись в самом центре Некрополиса Селения даровала Артуру свой поцелуй, что по минипутским законам приравнивается к заключению брака. Одновременно с этим весь план Урдалака дал осечку. И хотя никто не погиб, шансы были внушительными.
  • Появление кавалерии — прибытие американских солдат в захваченный сейдами город.
  • Принцип смурфетки — единственный поименованный женский персонаж в мире минипутов — это Селения.
  • Приключения в микромире — в этом и суть.
  • Пуффендуй — все минипутские королевства, кроме Первого, Седьмого и (частично) Пятого в сюжете практически не задействованы. Поэтому всю информацию приходится черпать из географических данных и небольших перемешанных с мифами обрывков информации в книгах.
  • Ребёнок со сверхспособностями — Артур и Селения. Они оба могут пользоваться Мечом Власти и обладают ещё некоторыми мелкими, но удобными суперсилами.
    • Например?
  • Ружьё Чехова — многократно:
    • Подарки Артуру на день рождения — игрушечный автомобиль и мячик для игры с собакой, пригодились по сюжету: на автомобиле герои спаслись от пущенной в туннели воды, а с помощью мяча ту же самую систему подачи воды удалось сломать.
    • Сделанная Артуром в начале фильма небольшая оросительная система для упрощённого полива редиски была разобрана осматами и пересобрана в виде той самой вундервафли.
    • Игрушечная модель самолёта, которую Артур ставил на полку в начале второго фильма, пригодилась в третьем, чтобы значительно сократить путь до улья.
  • Сила есть — ума не надо — в баре «Ревущий водопад» Мракос весьма успешно использует грубую силу, так что героям остаётся только бежать.
  • Сюжетная броня — Артур, Селения, Барахлюш и Мракос по нескольку раз спасались от верной смерти, что заставляет искать этому сюжетные обоснования.
  • Так грубо, что уже смешно — в новеллизации третьего фильма Урдалак во время своего визита к хирургу ещё и притащил с собой чемодан с кусками тел, которые он спёр из морга.
  • Телепатия — есть у минипутов, пусть и весьма примитивная. Позволяет только контролировать животных, даже читать мысли разумных существ нельзя. Единственные существа, на которых такая телепатия не действует — это комары сейдов, ими необходимо управлять более «традиционным» способом.
  • Топливо ночного кошмара — внешность Урдалака. Туловище — обмотанный тряпками скелет, от одной руки остался только обрубок, правая — огромная когтистая лапища. В наличии также приросшие к коже элементы доспехов и лысое безносое лицо мертвенно-бледного цвета с остекленевшими глазами.
  • Тот, кого нельзя называть — имя Урдалака проклято, а потому его произнесение чревато крупными неприятностями. По этой причине свободные народы минипутов называют падшего принца «Ужасным У», а сейды — Повелителем.
  • Ты убил моего отца — после того, как принцесса Первого королевства Селения попала в плен к Урдалаку, и королева согласилась обменять свою жизнь на жизнь дочери, Селения поклялась отомстить и стала ещё больше времени уделять боевой подготовке, а впоследствии именно она согласилась вытащить Меч Власти из камня и отправиться на задание, главной целью которого было уничтожение Урдалака.
  • Участь хуже смерти — действие яда долгоносика.
  • Фанат ножей — Мракос, причём он является фанатом не только ножей, но и оружия в целом, и коллекционирует всё оружие, какое сможет унести.
  • Физическая неуязвимость — Урдалак. На любое оружие, кроме Меча Власти, ему глубоко наплевать.
  • Шкаф — Мракос. См. описание персонажа.
  • Шлем — это не круто — никто из главных героев шлемов не носит из принципа.
  • Хитрый план — план Урдалака с получением власти через династический брак и план Селении по срыву этого плана.
  • Хроническое спиннокинжальное расстройство — всё Пятое королевство и, частично, Урдалак.
  • Четыре пальца — троп обыгран на все сто. Во-первых, это не мультфильм, а полноценная кинокартина. Во-вторых, четыре пальца наравне с острыми ушами — это одна из отличительных особенностей большинства минипутских народов и встречается только у них (скорее всего, является продуктом неконтролируемых изменений генотипа и фенотипа под действием достоверно неизвестного преобразующего реальность фактора). В-третьих, абсолютно всё в минипутском мире, кроме системы счисления, сделано под четырёхпалую руку, да и сама рука выглядят более чем органично и совсем не мультяшно, а с расчётом анатомии (то есть, кисть тоньше человеческой). В-четвёртых, главным отличием людей, принявших минипутский облик, является пятипалость, что также имеет для сюжета определённое значение.
  • Что стало с мышонком? — судьба некоторых второстепенных персонажей (например, лодочника) так и осталась неизвестна.
  • Я побит, начну сначала — поражение Урдалака в конце первого фильма не остановило его: решил подчинить мир людей практически с нуля. Есть все основания предполагать, что и заточение в конце третьей части его не остановит.

За пределами сеттинга[править]

Кадр из второй части «Властелина колец»
И кадр из первого фильма трилогии
  • Анахронизм: несколько песен в баре Макса, которые были написаны позже 1960 года, а также появившиеся в кадре во время эпизода с освобождением города бронетранспортёры M3 Scout Car, которые ещё после Второй Мировой были сняты с вооружения.
    • Насчет броневиков, судя по довольно скромному количеству вояк, на разборки приехала Национальная Гвардия, а не Армия США, а для них использовать старую технику нормально.
    • Музыкальный анахронизм — в 1960 год как-то попала песня Stayin' Alive от Bee Gees и ещё две других, написанных позже.
  • А ты не староват для школьника? — актёр Фредди Хаймор, которому на момент выхода третьего фильма стукнуло восемнадцать, показал: не староват. Хотя, по словам самого режиссёра, из-за его возраста была куча проблем.
  • Визуальная отсылка — есть подозрение, что в изобилии, однако автор этой статьи заметил ровно одну: в сцене, где Урдалак выступает перед частью своего войска по поводу запуска своего «чудо-оружия», присутствует кадр, по композиции практически полностью копирующий сцену из фильма «Властелин колец: Две Крепости», где Саруман точно так же выступал перед армией урук-хай.
    • Куда более явная отсылка на «Властелин колец»: в киноальбоме есть изображение одного из знамён Некрополиса: белое изображение правой руки Урдалака на красно-коричневом фоне, что является явной отсылкой к белой длани Сарумана.
    • Сам же Урдалак с его бледной безносой мордой и величественным кандибобером весьма похож на Нута Ганрея, если бы тот был не комичным ссыкливым торгашом, а самовластным владыкой-ситхом.
  • Детям это смотреть нельзя! — а чего ещё вы ожидали от фильма с явными чертами высокого фэнтези?
  • За себя и за того парня — Даг Рэнд не только исполнял роль Армана в первом фильме, но также был актёром Motion Capture и отвечал за запись движений Барахлюша.
  • Игрофикация — по первым двум фильмам были сделаны компьютерные игры.
  • Йопт In Translation — посмотрите хотя бы на название фильма в русской версии, однако им дело не ограничилось[8]:
    • Минипутские территории разделены на земли или королевства (Terre и Royaume соответственно). Ни о каких континентах здесь не может идти и речи, тем более, что вся их ойкумена до 1949 года располагалась на одной тектонической плите (с 1949 — на двух).
    • «Исправление» имён, однако больше всего досталось королю Сихфрату, имя которого нещадно исковеркали. Подробнее см. раздел «персонажи».
    • Могот (довольно сильное полуразумное гуманоидное существо, в быту используемое для переноски тяжестей; верхом на одном из таких во время торжественных церемоний перемещался король) с какого-то перепугу стал «лошабаком».
    • Не повезло и минипутским народам. Так, жители Второго королевства, которые в оригинале именовали себя толаба (или тулебы) в русском переводе превратились в… тутатамцев.
    • Как только ни пытались перевести словосочетание «Sword of Power»: Могучий Меч, Великий Меч и так далее. До нормального перевода «Меч Власти» додумались только к выходу фильма.
    • Название киноальбома перевели как «Артур и минипуты: рождение героев», хотя в оригинале он назывался Art of Arthur et Les Minimoys.
  • Устоявшийся неточный перевод: тоже Йопт, но не такой жуткий, как в предыдущих примерах, а потому оставшийся в ходу:
    • Переводы некоторых имён всё же прижились. Это Маргарита, которая в оригинале была Дейзи, Барахлюш, который в оригинале был Бетамешем, Мракос, который в оригинале Даркос, и Урдалак, который в оригинале Малтазард.
    • Один этноним таки не вызывает у фанатов фейспалма: это название воинов Некрополиса. Неважно, как вы их назовёте, «сейды» или «осматы», вас поймут практически наверняка.
  • Кирпич — киноальбом подходит под троп, правда, за счёт ширины, а не толщины, ибо он по габаритам будет побольше среднестатистического ноутбука.
  • Мисс Фансервис — Селения, конечно же.
  • Не в ладах с арифметикой — при съёмках создатели фильма конкретно запутались в датах, и даже до определённого момента не помнили, что имеют дело с двумя системами летоисчисления — человеческой, где один год равен 365,25 дням, и минипутской, где один год — 3,6525 дня. Досталось и времени, которое должно было пройти, чтобы проход между мирами можно было открыть снова — сначала это каждое десятое полнолуние в году, затем интервал в один год поменялся на тысячу лет, но в итоге создатели сошлись на том, что открывается он каждое десятое полнолуние просто (именно последняя версия и считается канонической, потому что все остальные вступают в прямое противоречие с сюжетом).
  • Новеллизация — книги писались на основе ранних версий сценария, а не наоборот. За подробностями в соответствующий раздел.
  • Ошибка Божия — конкретно — киноальбом «Артур и минипуты: Рождение героев» (Art of Arthur et les Minimoys). Поскольку создателем вселенной минипутов является художник Патрис Гарсиа, который больше рисует, чем пишет, а альбом он составлял с товарищами, которые ни капли не историки-медиевисты (а мир минипутов по своим технологиям относится примерно к Высокому Средневековью), да ещё и перевод получился не пойми какой, местами случаются довольно весёлые ляпы, например, обычный солдатский шлем называют королевским.
    • Сюда же попытки создателей фильма интерпретировать минипутские идиомы на человеческий лад.
  • Перекличка — в третьем фильме Мракос пытается спрятаться среди манекенов, надев чёрный плащ, чёрный самурайский шлем и какую-то антикварную маску (тоже чёрную и похожую на маску Дарта Вейдера), однако на него всё же случайно натыкается военкор, подозрительно похожий на Джорджа Лукаса. На вопрос журналиста, кем был «дьявол», устроивший погром в городе, под звуки имперского марша был дан весьма лаконичный ответ: «он мой отец».
  • Семейное кино — этим пытались сделать всю трилогию. Получилось не до конца.
  • Синдром Джорджа Мартина — сериал был анонсирован в 2011 году, первый трейлер вышел в начале 2017, а первый сезон начался только 3 апреля 2018, причём до 8 числа — это эксклюзив для Бельгии.
  • То лапы ломит, то хвост отваливается — по ТВ часто показывали первый фильм с переводом, где были Бетамеш, Мальтазар и Даркос, а во втором и третьем — уже Барахлюш, Урдалак и Мракос.
  • Фанатская кнопка берсерка — только попробуйте сказать что-то плохое о Селении или Артуре! За попытку выставить сугубо положительным персонажем Урдалака, когда он уже основал империю Некрополиса, вас тоже по голове не погладят.
    • Коверканье имён тоже никого не обрадует, равно как и их сокращение.

Примечания[править]

  1. Технически, мир один и тот же, разница только в его восприятии
  2. Впрочем, человекоподобность может быть довольно условной: среди них есть немало обладателей черт животных
  3. Если не брать в расчёт тот факт, что у человека в мире минипутов по-прежнему остаётся 5 пальцев на каждой руке
  4. С другой стороны, карта из фильма сама по себе ретконит книгу. Например, неясно, где должно находиться «северное плато» Второго королевства, и как на карте обозначили сарай, в котором по книге находится Шестое, и подвал с Седьмым.
  5. О двух направлениях атаки в фильме прямо не говорится, но намёков на это очень много
  6. Скорее всего, его имя является переводом прозвища на одном из минипутских языков, поскольку в переводе с итальянского получается, что этого подданного Его Величества короля Сихфрата зовут «Ветчина». С учётом факта, что этот повар в ширину такой же, как и в высоту, такой вариант вполне правдоподобен
  7. Из-за того, что ей на момент событий первого фильма было 10 астрономических лет, Селению можно ошибочно причислить вот к этой категории, однако минипуты растут в полтора раза быстрее людей. Прибавим также особенности традиционного общества, где детство как социальный институт практически отсутствует, плюс принадлежность к королевской семье. То есть, биологический и психологический возраст Селении 15-16 земных лет.
  8. фильм перевели относительно точно, а вот книгам повезло меньше