Город-государство

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Город-государство. Город, который сам по себе государство и сам правит окружающими землями.

Чем хорош[править]

Вся городская, экономическая, политическая и военная жизнь предельно насыщены и переплетены — очень уж тут всё близко. Правительство работает прямо на главной площади и живёт на соседней улице, и даже жестокий деспот не укроется от народа дальше чем в особом закрытом районе. Война подкатывает под самые стены (или свои, или вражеские). Речи ораторов гремят на всю страну (иногда — буквально).

Город-государство очень самобытен. Характер и облик его как города определяется в большей степени местностью, занятиями живущих здесь людей и их же менталитетом. В нём свои учреждения, правительство, законы и суды — и всё выращено на своей почве, со своей спецификой. Рим, Карфаген, Тир, Вавилон, Новгород, Венеция, Афины, Спарта, Коринф, Сиракузы, Аргос, Тарент и многие другие — даже те из них, что относятся к одной культуре, сильно отличаются между собой.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Типично для постапокалиптических сюжетов. Причём изрядная доля городов, отстоявших свою независимость, в процессе стали Бензоградами и Патроновками.
  • Н. Носов, цикл о Незнайке — коротышки живут городами-государствами, но государственный строй у них анархо-коммунизм, т. е. государственная власть отсутствует, а города слабо контактируют друг с другом.
  • Легендариум Толкина изобилует примерами:
    • Нарготронд и Гондолин подчинялись Верховному Королю Нолдор лишь формально (а потом король Гондолина Тургон унаследовал титул Верховного Короля).
    • Гавани Сириона.
    • Эсгарот после разорения Дейла. После Битвы Пяти Воинств вошёл в состав Королевства Дейл, но сохранил автономию.
    • Тарбад в промежутке между 2050 (когда Гондор окончательно оставил земли Минхириата и Энедвайта) и 2912 (когда наводнения после Суровой Зимы окончательно разрушили его) годами Третьей Эпохи.
    • Умбар — крепость-гавань Черных Нуменорцев, к началу Войны за Кольцо был пиратским городом-государством на территории Ближнего Харада. Периодически отвоёвывался гондорцами, после падения Саурона Арагорн вновь завоевал Умбар.
  • Роберт Джордан, «Колесо Времени» — Тар Валон, Фар Мэддинг, Майен.
  • Владимир Войнович, «Москва 2042» — в 2042 году столица коммунистической России формально является частью СССР, однако Москореп (Московская Коммунистическая Республика) самостоятельна и ограждена от всей остальной России, которую жители Москорепа считают враждебной: существуют три «кольца враждебности», в первое включаются республики СССР, окружающие коммунистическое государство.
  • Discworld — Двуединый Анк-Морпорк. Город-государство, когда-то бывший королевством, но нынче — олигархия, управляемая Патрицием. Последний Патриций, Витинари, ловко распространил влияние города на половину континента. Как рудимент бывшего монархического строя имеет вполне себе титулованое дворянство, которое владеет вполне себе обширными землями вокруг самого города.
  • С. Лукьяненко, «Черновик» — мир «Земля-3». Вероз состоит из городов-государств — таких, как Кимгим, Орысултан и Зархтан.
  • «Сага о ведьмаке» — вольный город Новиград. В определённом смысле часть Редании, но на практике давно стал независимым. Хотя новиградская крона и является главной валютой Редании, а разведкой третогорского короля до последнего времени руководили люди иерарха Вечного Огня из Новиграда.
  • «Песни Льда и Пламени»:
    • Вольные города — девять восемь[1] бывших колоний Валирийского Фригольда, ныне самостоятельные государственные образования, и в каждом свой тип управления, своя религия и чуть ли не свой язык (реально, диалекты различаются весьма ощутимо).
    • Города Залива Работорговцев, с прикрученным фитильком: формально Новый Гис претендует на то, чтобы считаться единым центром, простирающим свою власть над прочими осколками Гискарской империи, но фактически каждый из городов обладает самоуправлением. Хотя общность традиций Миэрина, Юнкая и Астапора не вызывает сомнений.
    • Кварт, последний оставшийся из некогда многочисленных кваатийских городов. Выстоял перед нашествиями дотракийских кочевников (и прочих захватчиков) благодаря своим тройным стенам. Ну и «подкупательной» политике, разумеется.
  • «Князь Пустоты» — Атритау и Сакарп, остатки могучих королевств Древнего Севера. А также последняя Обитель Нелюдей Иштеребинт.
  • Роберт М. Вегнер, «Сказания Меекханского пограничья» — города-государства на западном побережье (Ар-Миттар, Понкее-Ла и другие).
  • Алан Дин Фостер, «Чародей с гитарой» — Теплоземелье именно таково. При этом там есть де-факто экономические и культурные столицы, среди которых наиболее авторитетным является город-государство Поластринду.
  • Евгений Лукин, «Баклужинский цикл» («Алая аура протопарторга»): в альтернативные девяностые каждый провинциальный городок забрал себе немного суверенитета.
  • Георгий Почепцов, цикл о Стране Городов: люди селятся в сказочно-утопических городах сообразно своей профессии, роду занятий и даже возрасту — есть Город Учёных, Город Автомобилистов, Детей, Королей, Волшебников. Злобный город-агрессор, желающий стать столицей страны, тоже в наличии: так, в первой части это Город Колдунов во главе с принцессой Меробию Ноланой, во второй таким становится переформатированный её отцом Карколамом Город Волшебников, а в третьей — возглавленный им же Город Королей.
  • Дмитрий Шатилов, «Дун Сотелейнен» aka «Изобретатель смысла» — такую страну представляет собой планета Тразиллан.
  • Лайон Спрэг де Камп, цикл «Новария» — собственно, земли Новарии. 12 тамошних городов-государств постоянно грызутся между собой (да так, что путешественникам из других стран нужно прикидывать, кто сегодня с кем в союзе против кого — иначе на границе двух городов-государств может выйти неприятность), имеют самый разный строй (от теократии до выборной монархии с выбором короля по жребию), но при этом успешно противятся попыткам соседей завоевать эти земли.
  • «Фабий Байл: Прародитель» Джоша Рейнольдса — города Грандиозной именно таковы. В одном из таких героям пришлось быться сначала с тёмными эльдарами и арлекинами, а затем бежать от сил местного властителя.

Кино[править]

  • Apocalypto — город-государство глазами попавшего туда в качестве жертвы для бога Солнца дикаря из джунглей.
  • Эквилибриум — Либрия.
  • «Дрэдд» — Мега-Сити 1. В сеттинге 2000AD существует несколько десятков Мега-городов.

Мультфильмы[править]

  • «Шрек» — Дюлок, около/в котором и разворачивается действие.

Аниме и манга[править]

  • «Звуки Небес» — город-государство Женева находящееся в No man’s land
  • «Toaru Majutsu no Index» — Академград: суверенный город-государство без выход к морю, территория которого состоит из обнесенного стеной анклава, в пределах Токийской столичной зоны занятости. Здесь происходит большая часть событий серии Toaru Majutsu no Index и её побочных историй. Как следует из названия, это город с учебными заведениями от детского сада до университета, учащиеся которых живут бок о бок вместе с учёными, исследующими экстрасенсорные способности и высшие технологии, причем последние являются одними из основных причин его создания.
  • «Bichgwa geulimja: Золотой Век» — Непална

Видеоигры[править]

  • Anno 1800: Пожалуй, основная механика игры.
  • Hex Empire: строим империю, захватывая и присоединяя независимые городки. И сама империя тоже начинается с одного-единственного города (реже с двух), который захотел расширить своё влияние на весь мир.
  • Hands of War: страна состоит из трёх территорий, разделённых реками, под контролем городов-государств Брайтлейка, Гринвью и Харта.
  • Серия Fable: Альбион в первых двух частях именно таков (в третьей уже появилась централизованная власть).
  • Dragon Age — Вольная Марка, содружество городов-государств, где происходит действие второй части и откуда родом Инквизитор-человек, герой третьей.
  • Скайрим номинально не таков, там есть верховный король, но действие игры происходит во время междуцарствия и гражданской войны, и ярлы (правители городов) решают всё сами.
  • Fallout 2 — Город Убежища, основанный резидентами Убежища 8 через 14 лет после ядерного холокоста. Продвинутые довоенные технологии и механизмы поддержания жизненного цикла дали жителям этого города значительную фору перед другими сообществами переживших Великую войну людей и помогли развиться в полностью суверенное общество со своей политикой, органами управления, вооружёнными силами и правовыми нормами. За 150 лет существования Город Убежища приобрёл большое экономическое влияние в Основном Регионе и известен прежде всего как главный поставщик медикаментов на пустошах постапокалиптической Калифорнии. Правда, вскоре после уничтожения Анклава он таки влился в состав НКР.
  • Fallout: New Vegas — Стрип Нью-Вегаса, возрождённый Мистером Хаусом на фоне руин некогда великого центра развлечений. На момент событий игры как раз движется по пути становления в качестве города-государства. Хотя Нью-Вегас не имеет традиционных институтов власти, а его автономия почти целиком опирается на внушительную технологическую мощь и авторитет Мистера Хауса, де-факто вес Нью-Вегаса столь значителен, что даже Новая Калифорнийская Республика вынуждена взаимодействовать с ним через официальное посольство на Стрипе.
  • Civilization, пятая и шестая часть — города-государства введены как мини-цивилизации, не участвующие в гонке за лидерство. Зато от них можно получать бонусы разной степени полезности, а в той же пятой «циве» Сиам и Греция и вовсе «заточены» на плотное взаимодействие с ГГ.
  • Deus Ex — ну какой неофеодализм без концепции города-государства, Нью-Йорк, Прага, Гонконг и Сингапур.
  • Imperator:Rome — государства, состоящие из одного тайла, получают именно этот статус. За него положены различные бонусы, компенсирующие ничтожность территории.

Визуальные романы[править]

  • Haisha Fengyun - Far Away - действие разворачивается в портовом городе-государстве Беджан.

Настольные игры[править]

  • Нудмер. Город ключ — собственно сам Нудмер. Возможно что-то такое было и до гражданской войны, но только в гораздо больших размерах.
  • Warhammer Fantasy Battles — педаль в пол давит вольный город-республика Мариенбург в устье Рейка, на границе Бреттонии и Империи. Морские ворота Империи и бывшая провинция Вестерланд стали независимыми благодаря большой взятке императору Дитеру (именно после этого трон перешёл к предку Карла-Франца). Без дураков, Мариенбург — самый большой и богатый город Старого Света и главный порт, торгующий со всеми, начиная от высших эльфов и до норскийцев включительно. Отношения с Империей непростые — торговля торговлей, но вернуть лучший порт континента «восточные кузены», как их называют в городе, очень хотят.
    • Городами-государствами именуются четыре самых крупных и важных города Империи: Альтдорф, Мидденхейм, Нульн и Талабхейм. Раньше такой же статус имел Мариенбург. Обладают самоуправлением, немалыми привилегиями и собственной армией, официально не связанной с войсками окружающей поселение великой провинции. Кроме того, каждый из четверки является важным культурным, экономическим и религиозным центром.
    • Тилейские города-государства, копирующие Северную Италию эпохи Возрождения. Есть и республики, и княжества. Причём в Ремасе и Вереццо республика сменила правление принцев, а в небольшом Трантио все случилось с точностью до наоборот.

Реальная жизнь[править]

  • Древний мир — та самая эпоха, что принесла городу-государству славу и популярность. Почти каждый город здесь — государство, а почти каждое государство — город. Начиная с городов Междуречья, пока их не объединила Ассирийская империя.
    • На первом месте по важности для восприятия стоит Древняя Греция, а точнее город Афины, центр полиса Аттика — от него идут стереотипные киношно-фэнтезийные города-государства с каким-нибудь Советом во главе.
    • Древний Рим — как до образования державы, так и после; даже уравненные с римлянами граждане империи всеми правами граждан не пользовались — империей правил Рим (и правители Рима) и голосовать надо было в Риме.
    • Союз городов-государств Этрурии.
    • Карфаген Ливийский, основатели которого пришли из Финикии.
  • Ещё со времён Темных веков много бывших римских городов на территории варварских королевств сумели сохранить немалую автономию и даже правовую независимость (а вы думаете, как римское право сохранилось?). В условиях феодальных воин многие из них сумели приобрести и полную независимость — на территории Италии это Генуя, Флоренция, Амальфи, Пиза (пользуясь распадом маркграфства Тосканского), Венеция (основана беженцами из континентальной Италии и долго была в составе Восточной Римской Империи), потом они расширяли свое влияние окружающие на земли и даже далее; город пользовался огромным влиянием и в Германии — бывшие римские колонии Кельн, Аугсбург, Трир сумели сохранить свою автономию и стать Вольными городами.
    • Интересно, что венецианские картографы обычно не помещали на своих картах генуэзские колонии. Так, на подробную карту Пиццигани, составленную в 1367 г., не попала Кафа (Феодосия).
  • Господин Великий Новгород — русская купеческая республика.
    • Ничего себе город-государство... В половину тогдашней Руси.
    • А также Псков и Вятка — колонии Новгорода.
  • Дубровник на Балканах.
  • Города майя и ацтеков.
  • Западный Берлин, состоявший в сложносочиненных отношениях с ФРГ.
  • Современные города-государства — Сингапур и Монако.
  • С прикрученным фитильком:
    • Гонконг и Макао — части КНР с особым административным статусом.
    • Гибралтар — заморская территория Великобритании, оспариваемая Испанией.
    • Мелилья и Сеута — испанские территории в континентальной Северной Африке на южном побережье Средиземного моря, на границе с Марокко.
    • Во многих федеративных государствах в отдельные субъекты вынесены их крупнейшие города: Берлин, Гамбург и Бремен, Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, Мехико.
    • В некоторых федеративных государствах создаются «нейтральные» столичные территории: округ Колумбия, Канберра, Бразилиа.
  • «Гражданин» в русском языке происходит от «град», т. е. фактически означает «житель города». То же и с английским «citizen» и прочими романскими аналогами.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Браавос колонией не был: он основан беглыми валирийскими рабами.