Засада
Перейти к навигации
Перейти к поиску
« | Бесшумных засад не бывает. Разбойников выдает скрип тетивы, серые штурмовички неудержимо рыгают от скверного пива, баронские дружинники алчно сопят и гремят железом, а монахи — охотники за рабами — шумно чешутся. | » |
— Братья Стругацкие, «Трудно быть богом» |
Засада — это такая хитрая ловушка. Обычно туда попадают герои. Но могут и злодеи, если засаду устроили уже им.
В отличие от обычной ловушки или капкана, засада подразумевает, что на вляпавшегося в неё противника нападут люди. Или орки. Или пиратские корабли. Или звёздные крейсеры. Конечно, яма на дороге, десяток мин или подпиленное дерево могут послужить отличным началом — но рано или поздно кто-то должен лично появиться и добить или захватить предполагаемую мишень.
Дополнительные очки к крутости начисляются, если в засаду попали те, кто организовывали другую засаду.
Примеры[править]
Литература[править]
- А. Конан Дойл: Шерлок Холмс — большой любитель и ценитель засад. «Союз рыжих», «Пёстрая лента», «Пляшущие человечки», «Собака Баскервилей»…
- Плоский мир — Кумская битва, уникальный пример, когда обе армии умудрились одновременно напасть друг на друга из засады.
- При этом каждая сторона обвинила противоположную в подлом нападении из засады.
- Умри красиво — многократно, так как узкие размеченные дорожки в ареале позволяют это делать. Особо значимы засады бандитов, в которые попадал сливаемый своим же начальством Ферзь, и выставленная Меркуловым засада на спасающихся из Саттелита ОСОПовцев, стоящая паутины Медведю и не закончившаяся удачей только благодаря пришедшему на помощь Фронтовику.
- Метавселенная Рудазова представляет из себя троп на тропе, так что и этому тропу место нашлось:
- Цикл «Архимаг» — Железный Маршал Бокаверде Хобокен и при жизни-то был копиркиным Суворова, не проигравшим ни одного сражения, но совсем уж неувядаемой славой себя покрыл, когда подстерёг двадцатикратно превосходящую армию вторжения и, пусть ценой всей армии, разбил наголову. Войско серых оказалось заперто в узком Дорилловом Ущелье на виду у более совершенной рокушской артиллерии, солдаты Хобокена — тёртые ветераны, загодя запасшиеся киигскими стигмами, резали колдунов-офицеров, как щенят, а те, не в силах поверить, что магия им отказала, уничтожали ей больше своих войск, чем противника.
- «Демоны в Ватикане» — дважды засаду устраивают огры: сначала просто валят поперёк дороги дерево, а потом целенаправленно подкарауливают именно Олега, сорвавшего им первую засаду. Оба раза в силу огрской психологии получается смешно.
Кино[править]
- Кинодилогия про полицейскую засаду: «Засада» (Stakeout) и «Ещё одна засада» (Another Stakeout).
- Турист — засада на чадский конвой, уничтоженный в полном составе.
- «Звёздные войны» — В 1 эпизоде дройдеки поджидали и окружили отряд Падме в дворце Тида, Дарт Мол там же устроил грандиозное «что, суки, не ждали?» для джедаев (пусть и морально к этому готовых".
- 2 эпизод — отчасти засадой можно назвать атаку клонов (давшую название фильму) на арену Петранаки, ведь, во-первых, руководители обеих сторон конфликта о готовой армии клонов знали, а во-вторых, засада лично для Дуку, которого хозяин не предупредил о такой вод «кавалерийской» засаде, а ведь Дарт Тиранус мог случайно скопытиться от такого поворота событий (не исключено, что это была отчасти ситховская проверка на вшивость).
- 3 эпизод — аверсия, Оби-Ван думал, что ему её устроили в лифте сепаратисты, а это просто Энакин стучать не умеет, ранее в том же лифте была настоящая, но бесполезная засада от дроидов для джедаев, из засады выскочили на Утапау клоны, притаился на звездолёте Падме Оби-Ван. Также гарнизон 501-ого легиона остался в Храме джедаев после Чистки, чтобы подстеречь вернувшихся туда по неосторожности рыцарей (получили 220).
- 5 эпизод — ловушка (нет, ТА ловушка ниже), устроенная Вейдером в Облачном городе для Люка.
- 6 эпизод — двойная засада (на планетоиде и в космосе) от Императора — имперский флот выскочил на повстанцев из-за лесистого спутника Эндора (именно тогда Акбара подвело мужество, породив известнейший мем «IT’S A TRAP!»), а на десант мятежников напал аж сам 501-ый легион (он же «Кулак Вейдера»). Но легион сам попал в засаду — от эвоков, явно смотревших американское кино про Вьетнамскую войну.
- 9 эпизод — с прикрученным фитильком, флот ситхов на Экзеголе — никто из Сопротивления точно не знал, сколько там кораблей, и в итоге «хорогие» вслепую атаковали логово «плохих», чуть не поплатившись за это всем.
Видеоигры[править]
- Обычное явление везде, где есть стелс. Варьируется от сюжетных засад до подкарауливания отдельно взятых головорезов когда другие этого не заметят.
- Total War — можно ставить засады, и самому в них попадать. Успешная засада предоставляет нападающему для выставления войск почти всю карту, а защищающийся при этом довольствуется автоматической и очень неудобной расстановкой.
- «S.T.A.L.K.E.R.» — неоднократно. В «Тени Чернобыля» однажды подсвечено Кругловым — «Засада… ЗАСАДА!».
- «Проклятые земли» — её Заку устраивают на Реках и островах разбойники, он сам устраивает её на Ингосе для Диэры, вновь она поджидает Зака на выходе из сюжетокатализаторной пещеры на Суслангере… а чего Вы хотели, стелс-игра от народа, больше всего на свете любящего Засадный полк!*
- «Disciples 2» — очень часто, но одну из самых красочных и неожиданно заканчивающихся устраивает нежить для одержимого Утера возле алтаря Скверны (нет, не варкрафтовской, просто Скверны!).
- «Hearthstone» — с прикрученным фитильком, но похожий эффект дают секреты, могущие за одну секунду переломить ход игры.
Комиксы[править]
- Black Powder, Red Earth — первая графическая новелла начинается с засады игиловцев на саудовский конвой.
Настольные игры[править]
- Magic: The Gathering же! Родоначальница всех ККИ обладает «мгновенными заклинаниями» и картами с «Мигом», которые можно сыграть в ход противника после получения приоритета. Эффект засады в таких случаях дают практически всегда, а если это ещё и контрспелл от синего цвета — давят педаль в Доминарию.
- Берсерк: вселенная магических битв — засада — срабатывающая механика: если существо с этой особенностью действует первым в своём отряде за ход, то выполняется некое условие.
- WarHammer 40,000. Танитский Первый и Единственный — полк Имперской Гвардии, специализирующийся на засадах и скрытых атаках. Однажды весьма успешно устроили засаду на отделение космодесантников-предателей Пожирателей Миров, которые в свою очередь организовали засаду на имперский конвой.
- Там же — целый легион (ныне орден) Гвардия Ворона. Непревзойденные мастера рейдов, диверсий и, разумеется, засад. Их ордена-потомки не уступают родителям.
- Орден Воинов Богомола (потомки совершенно не «засадного» легиона Белых Шрамов) так поднаторели в скрытности, внезапности и засадах, что для противостояния им во время Бадабской войны на фронт специально направили орден Рапторов — потомков Гвардии ворона. И даже Рапторы признали, что в лице Богомолов нашли более чем достойного противника.
- С стороны Хаоса специалистами по засадам считается Альфа-легион. Но они больше полагаются не на тактику, а на долгосрочное планирование, интриги и прочую стратегическую внезапность.
- Также неплохими специалистами по засадам показали себя Железные Воины. И хотя их modus operandi как правило заключается совершенно в другом, будучи прожженными прагматиками, они охотно прибегают к любой тактике — лишь бы она была эффективна.
- Там же — целый легион (ныне орден) Гвардия Ворона. Непревзойденные мастера рейдов, диверсий и, разумеется, засад. Их ордена-потомки не уступают родителям.
Тактика | |
---|---|
В реальности | Банзай-атака • Блицкриг • Взять в клещи (Окружение) • Засада • Иду на таран! • Кайт • Косая атака • Молот и наковальня • Переть свиньёй • Подпустить поближе (Ближний бой) • Пожертвовать пешку • Решающий первый удар vs Ставка на контратаку • Стена щитов и лес пик (карэ или шилтрон • фаланга) • Огонь на подавление • Тактика булавочных уколов (Hit&Run) • Тактика выжженной земли |
В искусстве | Раш • Десболл • Дакка • Огонь на сближение • А у меня длиннее! • Скайуокеринг |
Сочетание войск | Камень-ножницы-бумага vs Несбалансированная армия |
Особенности | Всегда можно отступить vs Стоять насмерть • Оцепление не нужно • Преимущество высоты |
← | Основы • Военное дело (Справочник автора) |