Люди любят четвёрку

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Бог любит троицу» — говорят, когда одно и то же действие повторяют три раза. Троекратное повторение — очень частый троп в культуре. Но бывает, хотя и реже, что повторение четырёхкратное — люди любят четвёрку.

Понятно, что это не относится к восточным культурам, где число 4 считается несчастливым. А вот в западных это не так. Популярное число персонажей — квартет, который нередко становится и двумя парами. Четвёрками легко считать, как и двойными двойками («раз-два-три-четыре, раз-два-три-четыре» или «раз-два, раз-два»). А ещё четыре записи могут быть оформлены не списком 1 на 4, а квадратом 2 на 2. А иногда четвёртое действие несколько отличается от трёх других, так что четвёрка реализуется в формате «3+1» или «1+3».

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Троп встречается в фольклоре некоторых стран, где действия в основном четырёхкратные (например, встреча героя по очереди с четырьмя небесными девами — Девой Луны, Девой Звёзд, Девой Облаков и Девой Солнца).
  • Русские народные сказки:
    • «Три царства — медное, серебряное и золотое». Сказочных подземных царств там четыре — есть ещё и жемчужное, где младшего из трёх братьев-царевичей ждёт не чудесная невеста, как в предыдущих трёх, а его похищенная мать. Старшие братья поднимают из-под земли всех четырёх героинь, а младшего брата, как обычно, бросают внизу. Потом всё разворачивается ещё круче: старший брат женится на царевне серебряного царства, средний — на царевне медного царства (в этой сказке их даже не наказывают, разве что тем, что достаётся им не самое лучшее), а царевна золотого царства ждёт Ивана-царевича, но в неё неожиданно влюбляется его отец (то есть уже четвёртый герой сказки), приказывает казнить мать (!) и начинает свататься к новой возлюбленной. Царевна даёт старому царю три невыполнимых задания, Иван-царевич выполняет их вместо него, и царевна даёт четвёртое задание — искупаться в кипящем молоке. Иван выживает и наследует царство, а царь, конечно, «бух в котёл — и там сварился».
    • «Колобок»: протагонисту встречаются поочерёдно четыре зверя — заяц, волк, медведь и лиса. Последняя встреча оказалась роковой.
    • «Лиса и заяц»: зайцу предлагают помощь по очереди собаки, медведь, бык и петух. Только в четвёртый раз помощь оказывается эффективна.
  • Французская народная сказка «Принцесса Дангобер» — чтобы спасти принцессу, отряду героев нужно пройти через четыре двери, и у каждой своя охрана: крылатый дракон, огнедышащий лев, семиголовое чудище и огромный великан. Всех четверых благополучно ликвидируют.
  • Китайские традиционные изречения из четырёх иероглифов. На русский язык их стараются переводить так, чтобы получилось четыре слова.

Литература[править]

  • Александр Дюма, «Три мушкетёра» — приказ задержать Атоса, Портоса, Арамиса и д’Артаньяна. Для этого были подготовлены четыре засады, и в каждой оставался один из четверых, но последнюю засаду д’Артаньян проскочил с помощью бумаги, отнятой у графа де Варда.
  • Анатолий Алексин, «В Стране Вечных Каникул» — когда Петя приглашает своих друзей на ёлку в Стране Вечных Каникул, массовик дядя Гоша на соревновании «Кто всех умнее?» загадывает четыре загадки. Первые три весь квартет разгадывает хором, а четвёртую — только Валерик. Так и определяется победитель.
  • В фэнтези героя или отряд могут подвергнуть четырём испытаниям по числу четырёх стихий или четырёх сторон света.

Мультфильмы[править]

  • «Пёс в сапогах» — та же история, что и с тремя мушкетёрами (на них, собственно, и пародия). Во время погони четыре раза Миледи выдаёт эмоциональную реакцию («ха-ха-ха» или «мя-а-ау!») и посылает телеграмму Коту Кардинала, у которого заготовлены четыре мышки, каждую из которых он съедает за успех (только вот последняя оказывается живой и сбегает).

Видеоигры[править]

  • King's Bounty, оригинальная игра 1990 года — для поисков закопанного королевского скипетра нужно исследовать четыре континента: Континентию, Форестрию, Архипелию и Сахарию. Впрочем, может повезти, и скипетр будет найден ещё на первом или втором континенте.
  • Warcraft III — четвёрка каноничных кампаний за каждую из четырёх рас и четвёрка кампаний за них же в дополнении.
    • В первой и второй играх воинам можно сделать по четыре улучшения: два раза улучшить оружие и два раза защиту. А в казармах открыть возможность производства четырёх типов юнитов: пехотинец, стрелок, осадное орудие и быстрый элитный боец. Для каждого открытия свои условия.
  • Серия Heroes of Might and Magic:
    • Heroes of Might and Magic I — четыре каноничные кампании за четырёх лордов. Вернее, одна кампания с четырьмя вариантами выбора, за кого играть, но от выбора зависит и состав миссий.
      • Гильдия Магов может быть отстроена максимум до четвёртого уровня (в следующих играх — до пятого).
    • Heroes of Might and Magic III — четыре стадии развития главного здания (которым трудно подобрать правильный перевод): Village Hall, Town Hall, City Hall и Capitol. Последнее обычно переводят как «Капитолий», и он может быть только в одном городе. То же и в пятой части.
    • Heroes of Might and Magic IV — в каждой ветке навыков их по четыре, каждый герой может прибавить к стартовой ветке навыков до четырёх других.
    • Heroes of Might and Magic V — в финальной миссии каждый из четырёх героев должен сразиться в трёх битвах: с демоницей Биарой, со стеной замка (нет, всем пройти через один пролом в стене не выйдет, каждому свой нужен) и с повелителем демонов Кха-Белехом. Итого каждую из трёх битв придётся выиграть по четыре раза.
      • Главный классовый навык героя может быть улучшен до четвёртого уровня (для последнего улучшения нужен особый артефакт), и к нему могут быть добавлены четыре перка (четвёртый — ультимативный).
  • Dota 2 — Ember Spirit в оригинальной озвучке разговаривает только изречениями, копирующими традиционные китайские мудрости — то есть, по четыре слова.
  • The Elder Scrolls — четыре столпа Дома Забот, принцы даэдра, не признавшие Трибунал: Шеогорат, Мерунес Дагон, Молаг Бал и Малакат. В религии тёмных эльфов эта четвёрка считается особенно злобной.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — четыре бога Хаоса: Кхорн, питающийся жаждой крови, Нургл, создатель болезней, Тзинч, которого поддерживает жажда знаний и перемен, и Слаанеш, чья сила зависит от страстей и похоти.

Реальная жизнь[править]

  • Четыре класса русской начальной школы. Средняя школа начинается с пятого, даже если вся программа начальной укладывается в три класса — в этом случае в пятый класс просто переводят из третьего.
    • Если верить учебнику Клементьевой, в США каждому классу начальной школы (там «средней» считается она, «младшая» как у нас детский сад) достаётся для обучения одно действие арифметики: первый класс — сложение, второй — вычитание, третий — умножение, четвёртый — деление.
    • Другое название оценки «4» — «хорошо» (в России и других странах с пятибалльной системой оценивания).
  • Детские считалки. «Четыре-четыре, я на перерыве!».
  • Четверостишие («катрен» по-латински) — самый популярный вариант строфы в лирике. Чуть менее популярно восьмистишие (октет), представляющее собою 4х2.
  • В музыкальных произведениях, построенных по стандартной музыкальной теории (а таких большинство), произведение делится на «такты», а каждый такт — на несколько «половинок», «четвертей» или «осьмушек» одной и той же длительности. Половинки — для длинных звуков. Осьмушки — для более мелкого деления и, соответственно, большего количества звуков. Чаще всего же встречаются четверти — звуки средней длины. Количество четвертей в каждом такте называется «музыкальный размер», и его цифровые обозначения известны почти всем — в том числе и людям, не изучавшим музыку: 3/4 — темп вальса, 4/4 — темп марша (хотя встречаются марши и 2/4, обычно 2/4 — это полька), 5/4. А в размере осьмушек самый популярный темп — 6/8.
  • Крестное знамение в христианстве. Крестятся, поочерёдно касаясь рукой четырёх точек на своём теле — первая на лбу, вторая на животе (популярное заблуждение длиной в сотни лет — что на груди, а это крайне неправильно), третья на одном плече, четвёртая на другом. Какого плеча касаться первым, зависит от конфессии.
    • Крестят в христианстве не только себя, но и других людей, и вещи. В этом случае крест изображается прикосновением к четырём точкам в пространстве вблизи от нужного объекта.