Бог любит троицу

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Rule of Three. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Это явление, используемое в историях и шутках, когда часть истории рассказывается три раза с небольшими вариациями. Первые два раза нагнетается напряжение, а в третий раз оно ослабевает за счет включения изюминки.

Три — наименьшее число, необходимое для создания закономерности, поэтому оно особенно часто встречается в рассказах. Третий из трех братьев и сестер добивается успеха после того, как старшие братья и сестры потерпели неудачу. Главному герою дают три испытания, и он получает приз после третьего. Довольно необычно найти народную сказку, в которой в той или иной форме не использовались три попытки.

Продолжая устную традицию, составители речей усвоило очень хорошо (помните «учиться, учиться и ещё раз учиться» от Ленина?) И это так же широко используется в комедии. Многие популярные анекдоты основаны на трех основных персонажах (например: русский, поляк и немец), оказавшихся в одной и той же ситуации. В Великобритании шутки про англичанина, ирландца и шотландца принижают либо ирландца как тупого, либо шотландца как скупердяя, в то время как англичанин обычно выступает в роли самого нормального (если только его не рассказывают шотландцы или ирландцы. Другой (гиковский) вариант — это серия шуток про инженера/физика/математика, однако они практически никогда не считаются оскорбительными, в основном потому, что стереотипы часто в шутку принимаются членами этих трех групп. Например, инженер слишком практичен, физик делает большие допущения, а математик приходит к правильному, но бесполезному ответу; эти шутки обыгрываются для юмористического эффекта, но имеют под собой определенную основу.


Более популярная вариация этого правила — повторить одну и ту же шутку или концепцию три раза, но в третий раз придать ей изюминку, которая снова сделает её смешной. Один из вариантов этого правила — «Тройка», когда персонаж перечисляет три пункта — первые два логичные и серьезные, а третий — с изюминкой или шуткой. 

В качестве альтернативы, твист может появиться во время второй итерации (например, Ружьё Чехова), потерпев неудачу при первом использовании, чтобы вернуться к своей первоначальной форме при третьем проходе; этот вариант, как правило, сопровождает чеховские тропы.

Чрезмерно длинную шутку можно рассматривать как аверсию, поскольку они не дают ожидаемого поворота.

Иногда событие нужно показать три раза, чтобы показать, что происходит отклонение от нормы. Когда зрители видят это событие в первый раз, они видят, что оно происходит определенным образом, но они ещё не знают, что это типично. Когда они видят это во второй раз, всё происходит так же, как и в первый. Таким образом, устанавливается, что это стандартный способ, которым всегда происходят события. В третий раз, когда они видят данное событие, оно отличается, поэтому зрители знают, что это отклонение от нормы. Например, в фильме «Побег из Шоушенка» Рэд трижды предстает перед комиссией по условно-досрочному освобождению. Первые два появления практически идентичны. Третий случай отличается, показывая, как изменился Ред после ухода Энди.

Этот троп также невероятно распространен в сказках и историях о привидениях, которые являются частью устного фольклора. Вышеупомянутая причина важна, поскольку зрители не имеют представления о том, как обычно ведет себя призрак/гном/ведьма, и это также хорошо работает для создания напряжения. Но ещё одна причина заключается в том, что его легко запомнить. Вы получаете в три раза больше сюжетной начинки за то, что вам нужно запомнить только одну короткую историю и несколько незначительных вариаций. Это делает историю более лёгкой для запоминания, чем неповторяющиеся рассказы той же длины, как для профессионалов, которые собирают как можно больше историй, так и для людей, которые передают историю только потому, что случайно её запомнили.

Более общий троп — Золотое трио.


Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Тримурти в индуизме — Брахма (создатель мира), Вишну (хранитель мира) и Шива (разрушитель мира)
    • Это персонификации трёх основных процессов: создание, хранение, разрушение. Далеко не всегда, однако, указанные боги занимаются именно этим.
  • Отец, Сын и Святой Дух в христианстве — тропнеймер. Вернее, русская поговорка появилась в народном христианстве от смешения понятий «Бог есть Любовь» и «Бог есть Троица», в которое вставили мотив троекратного действия из русского фольклора.
  • Эти самые троекратные действия в фольклоре многих стран (в частности, русского) Менее известен фольклор других стран, где действия в основном четырёхкратные (например, встреча героя по очереди с четырьмя небесными девами — Девой Солнца, Девой Луны, Девой Звёзд и Девой Облаков).
  • Субверсия в русской народной сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое». Сказочных подземных царств там четыре — есть ещё и жемчужное, где младшего из трёх братьев-царевичей ждёт не чудесная невеста, как в предыдущих трёх, а его похищенная мать. Старшие братья поднимают из-под земли всех четырёх героинь, а младшего брата, как обычно, бросают внизу. Потом субверсия разворачивается ещё круче: старший брат женится на царевне серебряного царства, средний — на царевне медного царства (в этой сказке их даже не наказывают, разве что тем, что достаётся им не самое лучшее), а царевна золотого царства ждёт Ивана-царевича, но в неё неожиданно влюбляется его отец (то есть уже четвёртый герой сказки), приказывает казнить мать (!) и начинает свататься к новой возлюбленной. Царевна даёт старому царю три невыполнимых задания, Иван-царевич выполняет их вместо него, и царевна даёт четвёртое задание — искупаться в кипящем молоке. Иван выживает и наследует царство, а царь, конечно, «бух в котёл — и там сварился».

Мультсериалы[править]

  • Мой маленький пони — кьютимарки главных как-то связаны с числом три. Кьютимарками Эпплджек, Рарити, Флаттершай и Пинки Пай являются три яблока, три драгоценных камня, три бабочки и три воздушных шарика, соответственно. Молния на кьютимарке Рейнбоу Дэш состоит из трех цветов.
  • Футурама — одна ложка мёда космических пчёл успокаивает, две помогают заснуть, а три ложки усыпляют навсегда!
  • Южный Парк — что вызвать Бигги Смолза, нужно сказать его имя перед зеркалом три раза.

Аниме и манга[править]

  • Naruto — в мире ниндзя есть три возвышенные техники глаз: Бьякуган, Шаринган и Риннеган. 
  • Neon Genesis Evangelion — Первый удар произошёл до того, как появилось человечество, Второй удар произошёл за последние два десятилетия, а цель NERV — остановить Третий удар.
    • Наш троп — это злодейские планы провести все три удара.

Видеоигры[править]

  • Три действия по ролям в партии, где есть Воин, маг и вор: вор снимает с двери ловушку и взламывает замок, воин принимает на себя удар чудища, которое за дверью, маг убивает чудище. Профит!
  • Серия Warcraft:
    • В первой части — три апгрейда для каждого бойца с маной (священник, некролит, маг, ворлок). Каждый апгрейд даёт новое заклинание.
    • Во второй и в третьей части — три стадии развития главного здания. У людей это Ратуша, Дворец и Замок, у других рас другие названия. Каждая стадия открывает новые технологии.
    • В третьей части — три апгрейда оружия или защиты для разных типов юнитов, три стадии развития для каждого бойца с маной (первое заклинание, в отличие от первой части, доступно без апгрейда), три возможности призвать героя на одиночной карте (в аддоне уже четыре, потому что там и типов героев четыре).
  • Серия Starcraft: тройка каноничных кампаний за каждую из трёх основных рас: по одной кампании оригинальной игры, по одной кампании дополнения Brood War и по одной кампании в Starcraft II. Есть ещё дополнительные кампании в первой и во второй части, но они не про Керриган!
    • Три апгрейда оружия и защиты для разных типов юнитов. Обычно в каждой миссии их нужно делать «с нуля».
    • Три спецспособности большинства юнитов, у которых есть пси-энергия. Бывают исключения, когда только одна или сразу четыре.
    • Три стадии развития главного здания зергов: Инкубатор, Логово, Улей.
    • Молитва Артаниса, которой он завершает речь перед гранд-финалом: «Эн Таро Адун, Эн Таро Тассадар, Эн Таро Зератул»!
  • Серия Heroes of Might and Magic:
    • Heroes of Might and Magic II — в замке Чернокнижника нужно последовательно заказывать Зелёную Башню, Красную Башню и Чёрную Башню, каждая для получения соответствующего цвета драконов. Причём и в случае с башнями, и в случае с драконами Красное — улучшение Зелёного, Чёрное — улучшение Красного. В итоге останется Чёрная Башня, производящая чёрных драконов — сильнейших монстров в игре.
      • Общее у этой части, третьей и пятой — три ступени развития каждого навыка. В пятой к каждому навыку можно ещё и добавить до трёх перков (субверсия — главные навыки героев, там возможны четыре ступени развития и четвёртый, ультимативный перк).
    • Heroes of Might and Magic III — три стадии развития городских укреплений — Форт, Цитадель и Замок. В четвёртой и пятой играх — аналогично.
    • Heroes of Might and Magic IV — шесть кампаний оригинальной игры, шесть кампаний первого аддона, шесть кампаний второго аддона (впрочем, в последней миссия всего одна, но на огромной карте и против сразу всех конкурентов и главного противника). При этом не каждая кампания связана с одной из шести фракций, возможны комбинации и всякое разное.
    • Heroes of Might and Magic V — сюжет состоит из кампаний оригинальной игры, кампаний первого аддона и кампаний второго аддона, причём, в отличие от сюжетов кампаний двух предыдущих игр, это цельная и единая история.
      • В оригинальной игре — три битвы героев со злодеем Маркелом, три раза по четыре битвы в финальной миссии.
    • Первые три части — игры про Энрот, три части с пятой по седьмую — игры про Асхан.
  • The Elder Scrolls — АЛЬМСИВИ (Альмалексия, Сота Сил и Вивек, три живых бога Морровинда), а впоследствии — Истребования из пантеона тёмных эльфов.

Прочее[править]

  • Тезис, антитезис и синтез в диалектической логике.

Реальная жизнь[править]

  • Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь. Иногда их путают с христианской Святой Троицей.
    • «Автомобильная Троица», тот же случай: на иконах, предназначенных для наклеивания в автомобиль, изображаются Христос, Богородица и святой Николай-чудотворец, покровитель путешествующих.
    • Вера, Надежда и Любовь — три главные христианские добродетели, названия которых святая София использовала как имена для своих дочерей (вероятно, получив божественное откровение, что у неё будут именно дочери и именно три). На канонической иконе они изображаются вчетвером — мать и три дочери. Память этих святых также празднуется в один день.
  • Формат игр Best of 3 — до трёх отдельных матчей. Если кто-то победит два раза подряд — хватит и двух.
  • Три подхода на спортивных соревнованиях.
  • Поговорка-тропнеймер позволяет взять ровно три конфеты, печенюшки или других вкусняшки из большого количества — и не так уж и мало, и не слишком много, и другим точно останется. Либо взять по одной, но не более чем три раза.