Убийца — дворецкий
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Butler Did It. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Убитый штамп, абсолютное большинство примеров которого — пародии, субверсии и деконструкции.
Или, скорее, вымышленный — его прямо почти никогда не играли.
Всё дело в том, что в детективах часто убийцей оказывается персонаж, не участвующий в событиях самого произведения, стоящий по большей части на заднем плане. Таким вполне может оказаться дворецкий, но он чаще просто имеет доступ к месту преступления и лишь знает, кто на самом деле убийца.
Стоит отметить, что в данном штампе есть и здравое зерно: на обслуживающий персонал действительно реже обращают внимание, и у слуги имеется много возможностей незаметно, под видом работы по хозяйству, спрятать труп/улики или подделать алиби. В частности, у дворецкого (а это самый старый и почтенный слуга, управляющий хозяйством) есть ключи от всех дверей в доме, и он же отвечает, к примеру, за то, чтобы часы были всегда заведены. А значит, для него не проблема подкрутить стрелки, чтобы свидетели запомнили нужное время, заверить сыщика, что комната была заперта, утащить тело в малозаметный сарай в парке и т. п.
Троп этот ведёт своё начало с 1928 года, когда ныне полностью забытый автор детективов С. С. ван Дайн написал эссе «Двадцать правил сочинения детективных историй», где в 11-м правиле заметил, что слуга не должен быть преступником, потому что подозревать «низких людей» естественно. Преступником должен быть человек, который поначалу не попадает под подозрение и кажется достойной, уважаемой личностью. Тут имеет место изменившаяся мораль. Со времён королевы Виктории и, по инерции, на протяжении несколько десятилетий, вышесказанное было аксиомой. Считалось, что развитые способности, добродетели и интеллект являются неотъемлемым свойством представителей высшего класса общества и передаются по наследству. Низкому классу, естественно, считались соответствующими злоба, вороватость и глупость. Это заблуждение сочеталось с научным расизмом: ни у одного белого европейца не было ни тени сомнения в превосходстве белой расы над всеми остальными (а собственной национальности над другими белыми) в вышеназванных способностях. Англичане откровенно топили педаль в дно Темзы, называя всех не-англичан «иностранцами» без уточнений, и считая буквально всех иностранцев необучаемыми варварами (не раз обстёбывалось Агатой Кристи, деконструкция этого явления — её любимый сюжетный ход).
Окончательно клише закрепилось, когда комический роман британского автора П. Г. Вудхауса «Что-то не так» (Something Fishy) вышел в США под названием «Во всём виноват дворецкий» (Butler Did It).
Примеры[править]
Фольклор[править]
- «Убийца — дворецкий!» или «А убийца-то — шофёр!» — стереотипная фраза из анекдотов, высмеивающих любителей спойлеров (или показывающих «мелочную месть с помощью непрошеного спойлера»).
- А также вариации анекдота, в котором сначала расхваливают новый детективный роман или фильм за невероятно запутанную интригу, а в конце выясняется, что называется сей шедевр: «Дворецкий-убийца» или «Садовник-убийца».
- В детективном романе «Убийца — дворецкий» сыщик расследует убийство интриги.
- Убийца — цирюльник. На всемирный съезд приехало свыше 2000 парикмахеров, брадобреев и.т.д.
Литература[править]
- Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы» (1878-80) — здесь троп появился ещё до возникновения штампа и с прикрученным фитильком. Убийца, Смердяков, был слугой, но не дворецким (накрывал на стол, чинил одежду, убирал в доме).
- Герберт Джордж Дженкинс, «Странное дело мистера Чалонера» (1921). Убийца здесь — дворецкий, причём детектив написан и издан до опубликования эссе ван Дайна, так что о деконструкциях и пародиях речи нет — троп сыгран прямо.
- В 1930 популярная сочинительница детективов Мэри Райнхарт aka «американская Агата Кристи» нарушила правило ван Дайна — в романе «Дверь» убийцей был именно дворецкий. «Дверь» отлично продавалась — но и часто высмеивалась за это нарушение. В результате «убийца — дворецкий» стал популярным пародийным штампом.
- По иронии судьбы в конце 1940-х годов Райнхарт чуть не застрелил её повар. Он обиделся из-за того, что писательница не назначила его дворецким, о чем он всегда мечтал, а пригласила нового дворецкого со стороны. К счастью, пистолет заклинило, и другие слуги скрутили повара до приезда полиции.
- Агата Кристи любит и отыгрывать троп, и всячески играть с ним.
- В рассказе «Убийство итальянского аристократа» (1923) хозяина прикончил камердинер.
- Рассказ «Похищение Джонни Уэйверли» (1923) — с фитильком: Дворецкий Тредуелл был не главным исполнителем и не мозгом операции, а всего лишь соучастником, и не убийства, а всего лишь похищения ребёнка («Всего лишь», потому что похищение было фейковым и ребёнку ровным счётом ничего не угрожало. Альтернативный вариант названия «Приключение Джонни Уэйверли» жирно на это намекает).
- В романе «Убийство Роджера Экройда» (1926) Паркер, дворецкий заглавной жертвы, с самого начала стал одним из основных подозреваемых, но затем выяснилось, что убийства он все-таки не совершал. Сейчас это выглядит как намеренная субверсия тропа.
- «Тайна „Голубого поезда“» (1928) — убийцей оказался секретарь отца жертвы, даже не ехавший в поезде, а помогала ему служанка убитой, якобы сошедшая с поезда задолго до убийства. На самом деле они были бандитами, специализирующимися на кражах драгоценных камней, и заранее устроились на работу за несколько месяцев до этого, чтобы похитить ценный рубин.
- В рассказе «Экспресс на Плимут» (1923), который послужил основой для романа, всё ровно то же самое, но без секретаря.
- «Смерть Лорда Эджвера» (1933) — с фитильком. Дворецкий лорда Эджвера Элтон выглядит и ведёт себя довольно подозрительно, а через некоторое время после убийства бесследно исчезает. Поэтому полиция считает, что вероятно он и есть убийца, пустившийся в бега. На самом деле Элтон не имеет к убийству никакого отношения, а виновен, скорее всего, в банальной краже хозяйских денег.
- «Убийство в „Восточном экспрессе“» (1933) — в убийстве мистера Рэтчетта виновен проводник поезда Пьер Мишель, служащий в железнодорожной компании уже более 15 лет… а также личный секретарь убитого Гектор Маккуин… и его же лакей Эдуард Мастермэн. …и ещё 10 пассажиров. Секретарь и лакей заблаговременно нанялись на работу к жертве. И Маккуин подстроил так, чтобы Рэтчетт поехал именно на том поезде и в том вагоне, где работает Мишель.
- «Трагедия в трёх актах» (1934) — дворецкий Эллис отравил Бартоломью Стренджа во время званного ужина. Вот только на самом деле этого Эллиса никогда не существовала, а его роль сыграл сэр Чарльз Картрайт, знаменитый актёр и близкий друг жертвы.
- Рассказ «Мисс Марпл рассказывает» (1935) — два смежных гостиничных номера А и Б. Убийца, переодевшись горничной, вошла в номер Б и спряталась в уборной. Настоящая горничная вошла в номер А, перешла из него через межкомнатную дверь в номер Б и уже оттуда вышла в коридор. Убийца убила постоялицу номера Б, заперла входную дверь изнутри и вышла наружу через номер А. Одни свидетели подтверждают, что горничная входила в номер А и выходила из него. Другие могут сказать ровно то же самое про номер Б. Муж жертвы, находившийся всё это время в номере А, видел краем глаза, как мимо него туда и обратно проходит горничная. И ни один из наблюдателей не заметил, что это были две разные женщины, потому что никто не обращает внимания на внешность прислуги.
- «Смерть в облаках» (1935) — детективы, расследующие убийство, совершённое на борту летящего самолёта, несколько раз проговаривают, что хотя вероятность того, что преступник один из стюардов, крайне мала, их всё равно нельзя исключать из списка подозреваемых. И стюарды действительно не виновны. Однако отыгрыш тропа всё равно имеет место. Убийство совершил один из пассажиров, который при помощи белого пиджака замаскировался под стюарда и стал таким образом «невидимкой» для всех остальных.
- Рассказ «Что в садике растет у Мэри» он же «Как всё чудесно в вашем садочке…» (1935) — все улики указывают на то, что старую мисс Барроуби отравила её сиделка — русская девушка по имени Катрина. Однако, на самом деле её подставили, а истинный убийца к тропу не относится.
- «Убийство в Месопотамии» (1936) — внутримировой пример и, по всей видимости, лёгкий стёб над явлением. В увлекательном детективном романе «Смерть в лечебнице», который читает главная героиня, убийцей оказалась рыжеволосая горничная. «Вот уж никак не ожидала!»
- «Жёлтые ирисы» (1937) — когда в варьете ненадолго выключили свет для исполнения музыкального номера, убийца прикинулся в темноте официантом и подмешал яд в бокал жертвы.
- «Свидание со смертью» (1937) — подсветка. Углядев в рассуждениях Пуаро возможный намёк на то, что убийцей мог быть один из слуг-бедуинов, полковник Карбери говорит, что такой вариант будет для него как какое-то надувательство. Полковник волновался зря, убийца не был слугой-бедуином, а лишь замаскировался под такового по принципу «издалека сойдёт».
- «Рождество Эркюля Пуаро» (1938) — одним из основных подозреваемых был Хорбюри, личный лакей жертвы с очень вороватыми повадками. Но хотя у него и правда обнаружилось криминальное прошлое, убийство совершил не он. И старый дворецкий Трессильян тоже ни при чём. Убийца — фигура ещё более незаметная, чем дворецкий. Это Сагден — полицейский инспектор, расследующий дело (и по совместительству внебрачный сын жертвы).
- «Десять негритят» (1939): двое из убийц, собранных на Негритянском острове, — супружеская пара, нанятая как дворецкий и кухарка.
- «Пять поросят» (1942) — полная аверсия. Слуги, находившиеся в поместье во время совершения убийства, с самого начала исключены из списка действующих лиц. Полиция, расследовавшая преступление 16 лет назад, даже не рассматривала их в качестве возможных подозреваемых. Пуаро, который взялся за это старое дело в «наши дни», тоже не стал включать их в свой список потенциальных убийц (те самые «пять поросят» из заглавия).
- «Карман, полный ржи» (1953) — яд в мармелад мистера Фортескью подмешала его горничная Глэдис. Вот только она не ведала, что творит, став жертвой обмана со стороны истинного злодея, уже не относящегося к тропу.
- «После похорон» (1953) — Кору Ланскене, вторую жертву, убила её экономка мисс Джилкрист, никак не связанная с первой жертвой и, на первый взгляд, вообще ни имеющая никакого мотива. При этом первое убийство вообще таковым не являлось, а было обычной смертью от болезни. А покушение на третье убийство , жертвой которого должна была стать мисс Джилкрист, инсценировала она же сама.
- «Причуда мертвеца» (1956) — миссис Ариадна Оливер (знаменитая писательница детективов и по совместительству аватар самой Агаты Кристи) организовала детективную игру для праздника, проводимого богатым сельским сквайром: участники должны отыскать «труп» и вычислить «убийцу», следуя оставленным подсказкам. В списке вымышленных подозреваемых, который Ариадна зачитала Эркюлю Пуаро, помимо прочих был некий «злодей-дверецкий» Квайет. После этого Пуаро, отлично знающий, насколько проницательна миссис Оливер, начал с подозрением приглядываться к настоящему дворецкому Хендону, а когда произошло настоящее преступление, внёс его в список настоящих подозреваемых. Впрочем, напрасно — Хендон оказался совершенно ни при чём.
- Дарья Донцова, «13 несчастий Геракла» — экономка Лариса. Семья Кузьминского не опознала в ней несчастную девочку Лисочку, а та нанялась в дом, чтобы отомстить за разрушенное детство.
- Альберто Марини, «Пока ты спал» — Киллиан консьерж, а не дворецкий, но педаль в пол выжимает от всей души. Потому что маньяк, в буквальном смысле слова.
- Гилберт Честертон
- «Невидимка» — тут убийца почтальон. «Почему-то никто никогда не замечает почтальонов, — задумчиво произнёс он. — А ведь их обуревают те же страсти, что и всех остальных людей, а кроме того, они носят почту в просторных мешках, где легко поместится труп карлика».
- В романе Агаты Кристи «Убийство в доме викария» есть отсылка к этому рассказу. Мисс Марпл с абсолютной уверенностью утверждает, что в определённый отрезок времени мимо её дома никто не проходил. Однако, Лоуренс Реддинг считает, что мимо неё мог пройти некто, чьё присутствие на улице настолько естественно, что о нём не стоит и упоминать — к примеру, почтальон, молочник, или посыльный мясника. Услышав его версию, рассказчик (тот самый викарий, в чьём доме произошло убийство) тут же говорит: «Вы читали Г. К. Честертона» и Лоуренс признаётся, что таки да — читал.
- Своеобразно отыграно в рассказе «Странные шаги», где вор прикинулся одновременно лакеем и джентльменом, чтобы шнырять по зданию. Лакеев не смущает очередной праздношатающийся богач, а богачей — торопящийся по делам слуга.
- «Невидимка» — тут убийца почтальон. «Почему-то никто никогда не замечает почтальонов, — задумчиво произнёс он. — А ведь их обуревают те же страсти, что и всех остальных людей, а кроме того, они носят почту в просторных мешках, где легко поместится труп карлика».
- Фрэнк Герберт, «Дюна» — именно Октавия Батлер (дословно Октавия Дворецкая!) устроила Батлерианский Джихад, убив все разумные машины!
- Эд Макбейн, «Топор». Убийца, жестоко зарубивший топором скромного привратника, это другой привратник, сосед жертвы, который мстил за потерю бизнеса по продаже дров. И он возник только в последней главе?!
- Джонатан Л Ховард. «Йоханнес Кабал, детектив» — тут даже не называется, кто конкретно совершил убийство. Да это и не важно, ибо в преступлении был замешан весь экипаж воздушного лайнера, включая капитана, а также часть пассажиров. Именно поэтому «неуловимый убийца» запросто проникал сквозь любые двери и не попадался на глаза никому из команды, а все обыски либо не давали результатов, либо указывали на ни в чём не повинных людей.
- Александр Рудазов, «Паргоронские байки» — рассказ «Гребни». С волшебником-сыщиком Жюдафом мы знакомимся именно в момент раскрытия им убийства, которое совершил… да-да, тот самый!
- Стюарт Тёртон, «Семь смертей Эвелины Хардкасл» (2018) — протагонист вынужден восемь раз проживать день бала-маскарада в фамильном имении Хардкаслов, каждый раз вселяясь в одного из гостей. Если за это время ему не удастся раскрыть случившееся в этот день убийство Эвелины Хардкасл, то петля перезагрузится и ему придётся начинать всё сначала, утратив все воспоминания.
- Расследование сильно осложняет злобный лакей (даже не «Лакей», а именно «лакей» с маленькой буквы), который охотится на все восемь воплощений протагониста и убивает их одно за другим. Этот человек появляется неожиданно и действует с пугающей эффективностью. Заранее зная порядок действия каждого из воплощений, лакей всегда нападает именно в тот момент, когда никто не может ему помешать. Протагонист долгое время считал лакея одним из двух других участников зацикленной детективной игры, но на деле тот оказался одним из «NPC» — наёмным убийцей работающим на конкурирующего игрока. Впрочем, хоть лакей и является слугой-убийцей, он лишь участвует в разборках между конкурирующими игроками-детективами, но не имеет никакого отношения в расседлываемому ими преступлению.
- Что же до основного преступление, то тут за всем стоял — а точнее стояла — Мадлен Обер, камеристка Эвелины Хардкасл. А если ещё точнее — настоящая Эвелина Хардкасл, прикидывающаяся камеристкой Мадлен, в то время как её подруга Фелисити Мэддокс изображала саму Эвелину, не подозревая, что ей уготована участь жертвы.
- Стивен Спотсвуд, «Фортуна на стороне мертвеца» (2020) — протагонистка, работающая ассистенткой у знаменитой сыщицы, признаётся читателям: «Прочитав немало детективных романов, я всегда надеялась, что убийцей окажется дворецкий». Но в деле, которое героини расследуют на этот раз, дворецкий ни при чём.
Кино[править]
- «Улика»/«Разгадка», разумеется, с бесподобным Тимом Кёрри в роли дворецкого, Вадсворта.
- Слэшер «Слишком страшно, чтобы кричать» (1984) — жильцов элитного доходного дома убивает швейцар. Альтернативное название фильма — «Швейцар».
- «Особняк с привидениями» (The Haunted Mansion, 2003 г., Disney) — пародийный отыгрыш тропа. Что характерно, хозяин особняка не подозревал дворецкого, поскольку считал, что это было бы слишком банально и очевидно.
- «Госфорд-Парк» — Роберт Олтман мастерски обыграл штамп.
- «Порочное удовольствие» (2020) — вариант не детективный, а слэшерно-ужастиковый, и к тому же гипотетический. Главный герой (репортёр из журнала, посвящённого фильмам ужасов) выдвигает идею, что лучшие убийцы — это водители такси. Подумайте сами: таксист точно знает, где живёт жертва и при этом никак с ней не связан, а его самого обычно никто не замечает и не запоминает его лица — идеальный убийца. Впрочем, когда он, случайно попав на тайную сходку серийных убийц, попытался прикинуться как раз таким таксистом-убийцей, настоящие маньяки быстро нашли очевидные косяки в его теории и раскусили самозванца.
- Джалло «Убийца — среди тринадцати» (1973) — «типа я Десять негритят»: молодая вдова под различными предлогами заманила двенадцать человек, которых подозревает в причастности к смерти своего мужа, в свое поместье в труднодоступной местности. При этом сама она оказывается среди подозреваемых тринадцатой, поскольку смерть мужа была выгодна ей едва ли не в первую очередь. А вести самостоятельное расследование, убивая подозреваемых одного за другим, ей помогает дворецкий-американец, который на самом деле сбежавший из тюрьмы преступник, нашедший под ее крышей убежище.
Телесериалы[править]
- «Кости» — играется прямо в эпизоде «Янки в Великобритании»: дворецкий сознаётся в убийстве, говоря, что сделал это с целью защитить репутацию семьи, и семья обещает предоставить ему лучшего адвоката.
- «Смерть в раю» — играется прямее некуда уже во второй серии, когда Ричард Пул расследует смерть невесты, в первую брачную ночь застреленной из ружья на балконе высококлассного отеля. Убийца оказывается местным дворецким, который по ошибке принял её за Маргарет, одну из горничных. Поняв свой промах, он и Маргарет всё-таки убил, доведя задуманное преступление до конца.
- «Касл» — в одной из серий, когда приходит время раскрыть личность преступника, Касл просит слова: «Пожалуйста! Пожалуйста! Я всегда мечтал это сказать: Убийца — садовник!»
- «Нюхач» — встречается неоднократно.
- В одной серии отыгрывается дважды — воровкой и убийцей оказывается горничная, а до этого с аналогичными целями в квартире появился уголовник под видом электрика. При этом и тот, и другой выведены с самого начала главными подозреваемыми.
- Субверсия в серии во втором сезоне, где фигурирует искалеченная перенесённым инсультом тёща. Она постоянно фигурирует на заднем плане, и зритель может догадываться, что инвалидом она только прикидывается. На самом деле это действительно так, правда, к убийству она абсолютно непричастна, но может являться ценным свидетелем.
- В финале второго сезона серийный убийца беспрепятственно проникал в дома жертв под видом курьера.
- «Кровавые связи» (2007) — 1 сезон, 6 серия. Инверсия: На протяжении всей серии единственным всерьёз рассматриваемым подозреваемым был садовник Эммануэль, но убийцей оказался не он.
- «Марш Турецкого» серия «Мертвый сезон в агентстве „Глория“». Несколько высокопоставленных расхитителей гохрановских драгоценностей были убиты. Явно постарались слуги-индонезийцы. Но они действовали по заданию раджи Гамида, специально внедрились, мстили за то, что радже российские чиновники продали поддельную драгоценность. В кадре ни раджа, ни его диверсанты не появлялись.
- «Шахматист» — дворецкий пансионата подсыпал яд одной из последних жертв. Но он был лишь исполнителем.
Телевидение[править]
- «6 кадров» — метро. В вагоне, уткнувшись в книжки, сидит с полдюжины пассажиров. Из громкоговорителя раздается голос: — «Конечная. Поезд дальше не идет. Просьба освободить вагоны». Ноль реакции. Удивленный машинист повторяет свою просьбу: — «Повторяю. Поезд дальше не идет. Просьба освободить вагоны». И снова увлеченные чтецы пропускают слова машиниста мимо ушей. И тут динамик выдает: — «Убийца — дворецкий, а Джулия выйдет замуж за адвоката». Результат был мгновенным: чтецы дружно вышли из астрала, захлопнули книжки, и, проклиная машиниста, потащились к выходу.
Мультфильмы[править]
- Пародийный мультфильм Текса Эйвери «Кто кого убил?» — применено постмодернистски: в качестве подозреваемых в убийстве перед сыщиком выстраивается весь штат прислуги, состоящий при особняке. Дворецкий, горничная и шофёр, все как один со скрытными и злодейскими рожами. На грозный вопрос «КТО УБИЙЦА?!» они хором издевательски отвечают «А ты попробуй выясни!». Но нет, никто из них не убивал — в финальном кадре это выясняется со всей отчётливостью.
- «Убийство лорда Уотербрука» — доктора Ватсона от выдвижения данной версии не остановило даже то, что дворецкий и сам был убит:
« | — Он мог выстрелить лорду в висок, а потом забежать вперед и встать под пулю. |
» |
— Умные версии от доктора Ватсона |
Мультсериалы[править]
- Мультсериалы о Скуби-Ду
- «Где ты, Скуби-Ду?» (1969) — эпизод «Убирайся, корабль-призрак» (1 сезон, 14 серия). Аверсия с подсветкой: Узнав, что под маской призрачного пиратского капитана Рыжей Бороды скрывался судовладелец Си. Л. Магнус, Шегги разочарованно сообщил, что всё это время подозревал его дворецкого. Дворецкий, надо признать, и правда выглядел весьма подозрительно, но грабежу кораблей никакого отношения не имел.
- «Новые дела Скуби-Ду» (1972) — «Истребитель» (2 сезон, 5 серия). Опора на троп: Шегги отказывается идти в особняк актёра Лорэна Чамли, потому что открывший дверь дворецкий выглядит слишком жутко. Фред пытается его урезонить, мол подумаешь, дворецкий и дворецкий, что тут страшного? Но Шегги настаивает: «В старых ужастиках во всём виноват именно дворецкий! И то, что они делают в кино, он сделает с нами». По итогу Шегги оказался прав лишь наполовину. Дворецкий действительно является сообщником мистификатора недели, но намерения у них совсем не злые.
- «Скуби-Ду! Динамит» (1976) — «Колдун Уимбилдона» (3 сезон, 15 серия). Злодеем, пытавшимся провернуть мистификацию с возвращением колдуна Энтоса, (вернее, одним из двух злодеев) оказался Джон Томас, работающий привратником у Джимми Пэлтона, против которого собственно и была направлена афера.
- «Чудовищная сила» (1994) — 2 серия. Таинственным оборотнем, который укусил дедушку Люка Тальбота и тем самым наложил проклятие ликантропии на весь его род, оказался старенький дворецкий с совсем не подозрительным именем Найлс Люпон. Субверсия: во первых, в он никого не убил (во всяком случае — в кадре), а во-вторых это всё же не детектив, хотя сценаристы и пытались пол серии поддерживать некое подобие интриги.
- «Angry Birds Toons» (2013-16), серия «The Butler did it/Это сделал дворецкий», смеха ради. Король свиней смотрел детективный фильм, но плёнка сгорела, и пришлось подданным играть роли персонажей этого фильма. Сам король играл роль детектива и в ней тупил по-жуткому. Казалось бы, что проще — «окровавленная» кувалда в руках у убийцы (как всегда — дворецкого), «кровавая дорожка» из варенья ведёт от жертвы до дворецкого. Но король не догадался даже тогда, когда барон поставил в зале кучу стрелок, указывавших на убийцу. Дворецкий, услышав стук в двери, отдал кувалду королю и побежал открывать их, а король, посмотрев на орудие убийства в своих руках, решил, что он и есть убийца, и сдался полисмену. Настоящему.
Видеоигры[править]
- Серия «Hitman» — Сорок Седьмой часто совершает убийства, маскируясь под низкоранговый обслуживающий персонал. Кого он только не изображал — садовников, поваров, официантов, почтальонов, уборщиков… В «Hitman: Contracts» и первом сезоне «HITMAN™» можно переодеться в дворецкого и самолично отыграть троп. Кроме того в той же миссии «Hitman: Contracts» можно подстроить, чтобы настоящий дворецкий стал убийцей и (пусть и неумышленно) подал хозяину яд.
- «The Deed» — протагонист убивает свою сестру ради наследства. Однако, можно обставить всё так, чтобы виновным признали дворецкого Джорджа или горничную Софию. А если улики, указывающие на дворецкого, будут малочисленными и косвенными, то следователь отметит, что не рассматривает версию о его виновности всерьёз — это было бы слишком банально.
- «Storyteller» (2023) — в детективных историях, которые игрок должен рассказать в шестой и восьмой главах, задействован коварный Дворецкий (на иллюстрации), который имеет зуб на своих хозяев — Герцога и Герцогиню — и уже замыслил их убийство. Для того чтобы преступление свершилось, нужно сначала поместить Дворецкого в комнату трофеев, чтобы тот позаимствовал оттуда герцогский пистолет, а потом свести его с Герцогом или Герцогиней. Иногда в сюжете принимает участие ещё и срисованный с Шерлока Холмса детектив, который может изобличить и арестовать убийцу. А может и не арестовать — в одной из историй Дворецкому удаётся свалить убийство Герцогини на ни в чём не повинного Герцога, а в другой и вовсе застрелить детектива.
- «The Painscreek Killings» — частичная или полная аверсия (в зависимости от порядка нахождения улик). Хотя Бернард Хопкинс действительно виновен в убийстве, но это не то преступление, которое мы расследуем, хотя они и взаимосвязаны (Бернард убил главного подозреваемого в убийстве своей хозяйки Вивиан Робертс, которого отпустили за недостатком улик, потому что неровно дышал к покойной).
Музыка[править]
- Рейнхардт Мей — «Der Morder ist immer der Gartner». Пародия: всю песню в припеве поется, что убийца всегда садовник, которого все никак не могут разоблачить все известные сыщики мировой литературы, в том числе Холмс и Мегрэ, однако в последнем куплете и припеве убийцей внезапно оказывается дворецкий, который убивает главного подозреваемого.
- «Король и Шут», «Садовник» — брата девушек, охочих до чужих цветов, убил садовник. Впрочем, это и не детектив.
Реальная жизнь[править]
- В 1975 году в Великобритании мошенник и вор Арчибальд Холл устроился работать дворецким к леди Маргарет Хадсон, чтобы впоследствии обокрасть её. В это время бывший сокамерник по имени Дэвид Райт узнал его и потребовал денег, угрожая выдать. Холл, недолго думая, прикончил шантажиста метким выстрелом в затылок и похоронил в лесу. После этого преступника уже невозможно было остановить — он устраивался дворецким в разные богатые дома, после чего убивал своих работодателей и всех, кто мог помешать осуществлению его планов. Лишь в 1978 году полицейские поймали Арчибальда Холла и выбили из него признания в убийствах, заставив показать места, где он захоронил останки своих многочисленных жертв. Его признали виновным в суде Лондона и Эдинбурга, приговорив к пожизненному заключению. Арчибальд Холл дожил до 78 лет и умер в тюрьме от инсульта 16 сентября 2002 года.