Вымышленный штамп

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Dead Unicorn Trope. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Игра с никогда не существовавшим штампом

С первого взгляда кажется, что это просто настолько убитый штамп, что даже самые непретенциозные авторы не осмелятся его использовать. Вот только на самом деле штамп никогда и не был живым.

Такой троп стал известен только благодаря играм с ним, и никто никогда не видел, как он используется прямо. Иногда всё же существует буквально один-два примера из первоисточника, но их несоизмеримо меньше, чем пародий, инверсий и деконструкций.

Не следует путать сабж с бесконечным тропом. Если какой-то штамп кажется вам совсем затертым, но вы (почти) не можете вспомнить его примеров в культовых и просто хороших произведениях талантливых авторов — возможно, это потому, что он просто часто используется в ширпотребном масс-контенте уровня Донцовой или в фанфиках от МТА, а те самые нормальные авторы его избегают. Это однозначно не сюда.

Примеры[править]

  • Хоккейная маска и бензопила. Такое снаряжение маньяка периодически встречается в пародиях на слэшеры, но ведь любимое оружие носителя хоккейной маски Джейсона Вурхиза — мачете, с бензопилой он никогда не появлялся, и, напротив, любитель бензопил Кожаное Лицо носит, в полном соответствии с прозвищем, маску из лоскутов кожи своих жертв. Собирательный образ, однако.
  • Шапочка из фольги. Вы видели хоть одного уфолога, который бы её на полном серьёзе носил?
    • Пирамидка «ю шинсе» не считается? Не из фольги, конечно, но принцип (и причины, побуждающие к ношению) примерно тот же. Воистину, реальность нереалистична.
  • Злодей из бондианы, рассказывающий свой план, на самом деле почти никогда не появлялся в фильмах о Бонде. Чаще всего к моменту разговора Бонд уже сам разобрался во всём и самостоятельно рассказывает злодею его же план.
    • Несколько раз злодеи действительно посвящают Бонда в детали, но они при этом не собираются его убивать, наоборот, он им для чего-то нужен. Или собирались убить, но потом. Например, Голдфингер[1]. Наверное, единственное исключение — доктор Нет. Он именно что собирался убить Бонда посредством кальмара, а перед этим пригласил Бонда и его спутницу на обед и изложил им свою историю и планы.
    • Бондовскими злодеями называют еще и тех, кто вместо того чтобы убить агента на месте, оставляет его в какой-то опасной ситуации (часто без присмотра) и уходит. Например, высмеивается в Ким Пять-с-плюсом.
    • А Новая подружка Бонда, искупляющая себя из-за секса с ним проявлялась во франшизе один раз, в вышеупомянутом Голдфингере. Всё остальное время они или не искупляли себя (Как Ксения Онатопп), или изначально были на стороне Бонда (Например, Хани Райдер), или искуплялись по другим причинам (Например, Мэй Дэй, которую предал Зорин; либо Тиффани Кейс, желающая выйти живой из истории с контрабандой бриллиантов, не попасть за решетку и получить прибыль). Кроме того Ф.Вольпе (в "Шаровой молнии") издевательски озвучивает этот "штамп" и утверждает, что ее не перевербовать. [2]
  • Тупой Терминатор не отправлялся в прошлое в оригинальной дилогии. В фильмах показана возможность терминаторов найти Конноров буквально где бы они ни находились, а разве смогло бы существо с разумом трёхлетнего ребёнка обладать такими поисковыми способностями?
    • Тем не менее, в трёх следующих фильмах интеллект терминаторов сильно скомпрометирован. При том, что способность к быстрому поиску никуда не делась.
  • Тупой главный герой, решающий все проблемы исключительно силой мышц. На самом деле даже многие МТА, не говоря уже о классиках, понимают и всегда понимали, что одной силы недостаточно, и даже если ты можешь победить десятерых, главгад просто пошлет против тебя одиннадцать воинов. Даже в бульварных, по нынешним меркам, произведениях pulp fiction первой половины ХХ века вроде книг про Конана-Варвара или Джона Картера, главные герои отнюдь не глупы, а также находчивы, разбираются в тактике и стратегии, умеют находить друзей и союзников даже в самых неожиданных местах, и побеждают в первую очередь благодаря этому. Такие проблемы МТА, как унылая непобедимость, унылая успешность и заявленные способности, когда герой назван умным, но на самом деле жутко тупит — это все-таки не сюда.
  • Убийца — дворецкий: абсолютное большинство примеров — пародии, субверсии и деконструкции. Всё дело в том, что в детективах часто убийцей оказывается персонаж, не участвующий в событиях самого произведения, стоящий по большей части на заднем плане. Таким вполне может оказаться дворецкий, но он чаще просто имеет доступ к месту преступления и лишь знает, кто на самом деле убийца. Или, как вариант, попробует воспользоваться произошедшим преступлением, чтобы скрыть парочку своих тайн.
  • Зомби едят мозги — в фильмах о зомби этого не было до 1985 года, когда вышло «Возвращение живых мертвецов», и уже там это было несерьёзно. Смешиваются две черты зомби из фильмов Ромеро: они едят человеческую плоть, а единственное уязвимое их место — мозг. Впрочем, есть сериал и комикс, где это отыгрывается серьезно, но там весьма нестандартные и даже милые зомби.
  • Инопланетяне воруют скот. Это даже звучит абсурдно — высокоразвитая цивилизация посылает корабли за несколько световых лет, чтобы украсть корову! В первоисточниках они воруют людей и калечат скот, но в пародиях эти вещи объединяют. Хотя если инопланетяне просто хотят забрать для исследования какое-нибудь крупное животное, то вероятность, что им попадется именно корова, довольно велика — коров на Земле, по понятным причинам, очень много. Овец, правда, ещё больше и они куда доступнее из-за того, что чаще бывают на свободном выпасе, а не на стойловом содержании.
    • Реконструкция в Spore: скотина нужна пришельцам, чтобы заполнять экологические ниши на терраформированных планетах. Правда, это гораздо удобнее делать в ничейных системах, на населённых можно случайно захватить гравилучом какого-нибудь местного жителя, ушедшего охотиться, например, за что власти планеты «спасибо» не скажут.
  • Инопланетяне исследуют людей анальным зондом — ради чего же ещё они так далеко летели?
    • Еще более точно, это стёб над реально существовавшим штампом, в котором инопланетяне похищают людей для различного рода сексуальных перверсий и/или искусственного оплодотворения. Эти истории массово тиражировались во времена американской истерики на тему НЛО, смотри, к примеру, книгу К. Сагана «Мир, полный демонов», которая чуть ли не наполовину состоит из издевательств над подобными глупостями.
  • Ежели Лавкрафт, то обязательно склизкие тентакли с присосками а-ля осьминог. На самом деле про такие лично он никогда не писал, даже если держал подобный образ в голове. Да и вообще тентакли были всего у нескольких его чужеродных существ — Ктулху, земное воплощение Великой Расы Йит, инсектоидные усики Ми-Го и ещё по мелочи, а так он предпочитал звероподобных монстров и неименуемый аморфный ужас.
    • К слову, ктулхуманоиды имеют довольно мало общего со своим титаническим прототипом — у оригинального Ктулху щупальца не висят вдоль подбородка, а занимают буквально всё лицо (просто он сидит, опустив голову, а не глядя вперёд, как может показаться при взгляде на авторские иллюстрации), а шесть глаз или их подобий расположены двумя треугольниками примерно в районе висков.
  • Не суй пальцы в розетку. Каждый ребёнок неоднократно слышал эту мудрость, её охотно обыгрывают в мультфильмах и детском фольклоре, есть даже анекдот-деконструкция («а ты гвоздики засунь!»). [3]. Однако проделать это в реальности не смогут даже обладательницы самых изящных пальчиков. (Правда, некоторые модели розеток таковы, что если вплотную — и очень сильно — прижать подушечки пальцев к отверстиям, то замыкание не гарантировано, но всё же возможно, и током вас таки трах… треснет.)
    • А если у розетки откручена передняя панель — пальцы засунуть сможет даже горилла.
    • На самом деле разгадка проста: на заре электрификации современных штепселей не было; вся бытовая техника подключалась в разъёмы, аналогичные патронам для ламп, и именно они тогда назывались «розетками». Вот в них действительно было возможно засунуть палец. Потом разъёмы поменялись, а фраза «Не суй пальцы в розетку» так и повторяется уже которым поколением.
    • Если руки мокры, то удариться током можно и об современную розетку. Капельки воды на пальце сыграют роль дополнительного проводника.
  • Пищевые таблетки. Везде, где есть пищевые таблетки, это стёб над представлениями о еде будущего, а не серьёзное предположение фантаста. Яркий пример — Лилу в «Пятом элементе» Бессона ест синтетическую курицу, в которую за пять секунд подогрева микроволновкой превращается маленькая капсула из баночки таких же «таблеток».
    • В Wonder Beat («Необыкновенная Схватка») винсы питаются именно таблетками . Впрочем, это раса, основательно покопавшаяся в своей физиологии (геноме?). И вследствие этого, и много чего еще, находящаяся в опасном тупике, на грани вымирания.
    • Как походный концентрат или экстренный источник питания — логичная вещь, и не так уж и редко описана серьёзно — Ходжсон («Ночная земля») и др. Началось вообще с книг про страну Оз, причём там, когда изобретатель попробовал заставить других ими питаться вне походных условий, и его за это в озеро швырнули.
  • В России медведи ходят по улицам. Образцовый клюквенный троп, да вот только ни в каких непародийных иностранных произведениях о России не встречается.
«

— Правда ли, что у вас в Сибири медведи ходят прямо по дорогам? — Наглая ложь! У нас в Сибири вообще нет никаких дорог!

»
— анекдот в тему
  • Как ни странно, в Сибири и на Дальнем Востоке в голодные годы медведи таки могут прийти на окраину города — порыться в помойках или закусить бродячей собакой. Впрочем, в США и Канаде это столь же частые гости. Канадские экологи даже бьют тревогу — медведи жиреют, объедаясь на помойках за «Макдоналдсами», и совершенно не хотят охотиться!
  • Ну и у скоморохов медведя вполне можно было увидеть. Автор правки встречал утверждение, что источником тропа были мемуары некоего путешественника, попавшего в Россию в необычайно холодную зиму, когда многие бродячие скоморохи замерзали насмерть, и их медведи оказывались предоставлены сами себе.
  • Хорошие ковбои в белых шляпах, плохие в черных — по крайней мере с эпохи цветного кино это не игралось, а чёрно-белое так устроено, что то и дело этот троп получается абсолютно случайно, но никто намеренно цветовую дифференциацию ковбоев не придумывал. В пародиях же встречается нередко, смотри, например, «Лимонадный Джо» или «Человек с бульвара Капуцинов».
    • Once Upon A Time In The West — Серджио Леоне сознательно реконструировал штамп, надев белую шляпу на хорошего парня Гармонику, а черную — на плохого парня Фрэнка.
    • В финале фильма «Бриллиантовая рука» титры, указывающие имена ключевых актёров, меняют цвет. У положительных подписи белым цветом (Гребешкова, Чекан, Гуляев, Никулин), у отрицательных — чёрным (Миронов, Папанов, Светличная, Мордюкова).
    • Westworld, корпорация из которого типа воспроизводит атмосферу вестерна в парке для туристов. Посетители парка могут выбрать шляпу. На одной стене висят белые шляпы, напротив — чёрные.
    • «Очень ковбойское кино» — в начале фильма ковбой в белом сидит перед ранчо, а из пустыни к нему подкрадывается ковбой в черном. После схватки оказывается, что они — родные братья и разыгрывают такие поединки «хороших и плохих парней» каждую неделю. При этом «злодей» заявляет, что в черном в такую погоду очень жарко, и поэтому в следующий раз он будет «хорошим парнем».
  • А теперь инклюзивно — вставляя в фильмы представителей всех возможных рас и обоих полов, режиссёры не забывают помянуть, мол, это раньше были одни белые гетеросексуальные мужчины-англосаксы в кино, а вот у них разнообразие. А если вы критикуете, то это не сюжет идиотский\персонажи картонные, а вы расист, сексист и гомофоб, которого раздражает инклюзивность. Действует и в обратном направлении, когда и противники инклюзивности всерьёз начинают верить, что это нечто новое, и бунтовать при любом намёке на неё.
    • В реальности, конечно, с самых древних времён персонажей любили делать умеренно экзотическими. Просто никто из сегодняшних зрителей уже не помнит, в чём там дело с ирландскими копами, итальянскими мафиози, шотландскими хиллбилли и прочим. Но если говорить о чернокожих и азиатах, то они появлялись регулярно, хотя чаще и как напарники героя. Так что современному «дивёрсити» вообще-то много десятков лет. А в более широком варианте а-ля «крутые герои из разных стран собрались вместе отпинать какого-нибудь гада\спасти принцессу\найти макгаффин» это самое «дивёрсити» как бы не старше, чем грязь. А вот чего не было до эпохи SJW — так это назойливого педалирования этого самого «диверсити» как чего-то уникального, никогда прежде не встречавшегося и «если вам не нравится, то вы расист».
    • С сильными женщинами вообще смешно. Воительница или опытная интриганка, в том числе в роли протагонистки, могла шокировать, наверное, разве что в викторианскую эпоху. Даже на заре фэнтези и приключенческой фантастики, в эпоху бульварных, по нынешним меркам, и «токсично-маскулинных», по мнению SJW, произведений Берроуза и Говарда, там уже встречались женщины-воины, а уж в эпоху фэнтези-бума семидесятых-восьмидесятых от воительниц стало не протолкнуться. Плохо, наверное, жить в мире, в котором до «эпохи инклюзивности» не было ни Эовин, ни Сары Коннор, ни принцессы Леи, ни Лары Крофт
  • Русский рок — это строго гитарные, полуакустические квартеты с упором на текст — в принципе, из более-менее известных групп так были устроены только «Зоопарк» Майка Науменко, классический «Секрет»[4], «Чайф» и «Воскресение», иногда превращавшееся в квинтет, а однажды в трио. «Кино» и «Пикник» активно использовали синтезаторы и драм-машины, «Несчастный случай» и «Моральный кодекс» — духовые, «Бригада С» и её осколки — баян, «Аквариум» вообще был склонен выступать чуть ли не оркестром, а группы второй половины 1980-х вообще немыслимы без клавишника (постпанк и новая романтика требуют). Штамп, вероятно, возник в конце 1980-х во время бума любительских групп, устроенных именно так в силу крайней сложности добыть электрогитару (в самом жутком случае шиховская акустика модернизировалась «звукоснимателем», извлечённым из трубки телефона-автомата) и, тем более, синтезатор. Соответственно, жиденький звук скомпенсировать было нечем, кроме заумного текста. Подавляющее большинство этих групп широко известными не стали (именно в силу сочетания жиденького звука с заумным, но негармоничным текстом) и канули в лету, сделав штамп таким убитым, будто его и не было. Хотя упор на текст всё же так и остался более значительным, чем в англоязычном роке, где это считается необязательным эстетством и присуще почти исключительно арт-роковым коллективам.
    • И более того, помимо андеграундного движения, ассоциировавшего себя со словом «рок», было немало и среди официальных коллективов (ВИА) тех, кто рубил на электрогитарах довольно бодрую музыку с соло и профессиональными аранжировками, при этом с беззубыми текстами. Подробнее в статье популярное заблуждение/Музыка.
  • Фокусник все (или почти) прячет в рукавах, и вообще в рукавах у него главный тайник. Если выступал в мантии или халате мага-звездочёта, то вполне мог понапрятать в рукава чего только душа пожелает. Но вот с ХХ века мало кто на полном серьезе станет использовать рукав как тайник. Тем не менее, фокусы такие есть, но их очень мало, а часть из них невероятно устарела. А которые не устарели, обычно организуются так, что про рукав никто и не подумает. Чаще всего предметы в рукавах будут шуточно обыгрываться. Е. Воронин, вытягивая из рукава платок, еще и стянет с себя рубашку и носки (которые будут привязаны к платку). С. Солоницын «достает» целую колоду из рукава тем же методом, что и многие маги из воздуха. А.Акопян-старший давал возможность зрителям держать его за руки, контролируя рукава. Х. Тамариз после множества трюков с картой, которую подписал зритель, в финале доставал из рукава. И т. п.
    • Уже в конце XIX века хорошим тоном для фокусника было перед началом выступления демонстративно поддёргивать рукава пиджака или рубашки, чтобы показать, что в них ничего нет. Некоторые даже доходили до такого слома канонов, как выступление в жилетке.
    • В том же XIX веке фокусник мог использовать «доработанный» фрак, в котором располагались дополнительные карманы. Плюс кармашки и полочки (т. н. серванты), прикрепляемые к декорациям и предметам интерьера и при необходимости снимаемые (обычно использовались на сцене). Одним из основных элементов искусства манипуляции было умение незаметно достать из «серванта» предмет, также незаметно его донести до необходимой точки в пространстве, после чего эффектно «появить». Аналогично и исчезновения. В прочем фокусник в классическом фраке (в т.ч. и с тайными карманами) может встретиться до сих пор, хотя не так уж и часто. Скорее будет не совсем обычный фрак по цвету или иному оформлению.
    • И не забываем про шляпу-цилиндр. Не то, чтобы штамп вымышлен, но устарел. Далеко не каждый артист иллюзионного жанра на полном серьезе с середины ХХ века будет выступать в "классическом" цилиндре (особенно в сочетании с фраком). Скорее всего, это будут разные обыгрывания цвета, фасона и стиля одежды. Примерно балансирующего между классическим опереточным и клоунским образами. А вот на афишах, баннерах и эмблемах цилиндр будет. Вместе с кроликом, волшебной палкой и картами.
  • Грабитель в чёрной маске, закрывающей только верхнюю часть лица, тюремной робе, вязаной шапке и несущий награбленное в мешке. Сложно придумать менее удачный способ «не спалиться», а ведь именно это и нужно любому грабителю.
  • Шпион в темном кожаном плаще, темной шляпе, темных перчатках и в черных очках. Дополнительный бонус, если он торчит в таком виде под фасадом Лубянки или шпионит за целью на черном автомобиле. Образ столь же популярный, сколь и абсурдный, и потому используется исключительно в пародийных целях.
  • Женщина-шпионка, обряженная в обтягивающий черный латекс. Образ уже совсем далек от реальности, однако до сих пор популярен в пародиях.
    • В японском порно пошли еще дальше: там шпионки одеты уже совсем во что-то невообразимое, часто это супер обтягивающий латекс с сиськами наружу. Конечно, это не незнание матчасти, а закон жанра, так что тут имеет место скорее пародия на пародию.
  • Завязка любого нуара: роковая женщина приходит к частному детективу. Как ни странно, в классических нуарных фильмах такого сюжета практически нет, с натяжкой можно к нему причислить разве что «Мальтийский сокол» (да и там детективов двое). Более того, в классических нуарах и детектив-то далеко не обязателен, это относится в основном к экранизациям Д. Хэммета и Р. Чандлера… Корни штампа, очевидно, берут свое начало в самых откровенных пародиях: «Моя любимая брюнетка» с Бобом Хоупом, профессиональным комиком, и «Как стать детективом» (серия 1955 г. от Диснея).

Примечания[править]

  1. Автор правки не читал соответствующую повесть у Флеминга, но в фильме таки собирался и от большого ума запер в хранилище рядом со своей бомбой. Зато в книгах отличился Хьюго Дракс, который долго и обстоятельно излагал Бонду свою биографию и Дьявольский План.
  2. Хотя Коринн Дюфор из "Лунного гонщика" близка была к штампу. Но при этом Х.Дракс на тот момент как бы считался солидным бизнесменом (а не злодеем), она в роде как была не в курсе его зловещего плана (максимум знала о проведении секретных работ), а переход на сторону агента 007 состоял в том, что просто не стала мешать рыться в кабинете босса, особенно в сейфе. За что шеф ее уволил и отдал на растерзание собакам.
  3. В прочем, в санпросветовских рассказах про киборга Стобеда (из журнала "Здоровье") для этих целей воспользовался шпильками из конструктора, не то чтобы полез специально, но и в розетку тоже ткнул.
  4. «Секрет» периодически косплеил битлов, однако в реальности очень активно использовал клавишные, чаще всего — обычное фортепьяно или его электрозаменитель