Фильтр восприятия

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Фильтр восприятия — это специальное устройство или магическая способность (иногда заклинание), целью которого является обман органов чувств окружающих. Он непосредственно влияет на сознание отдельного человека или группы лиц так, чтобы изменить восприятие ими окружающего мира. Методы применения, принципы работы и эффекты могут быть довольно различны:

  • Способно действовать только на одного человека, на котором применили заклинание, или наоборот, искажать восприятие пользователя для окружения.
  • Индивидуальность воздействия. Например другие биологические виды могут игнорировать сабж по причине принципиального отличия строения мозга или сознания. Также может не действовать на очень умных или, наоборот, очень глупых и лишённых воображения людей, иногда детей и сумасшедших.
  • Эффект может быть как общим, так и различным для разных людей. Например, гранату, оборудованную сабжем один персонаж будет видеть как лимон, другой — как фрукт гранат, третий — как стальной шар или вообще не видеть. А если эффект общий, то все будут видеть что-то одно, либо ассоциирующееся с этим предметом, либо заранее установленный в фильтре шаблон.
  • Банальная невидимость может осуществляться именно так, без каких-либо обязательных побочных способностей типа зрения в другом спектре.
  • Самый буквальный отвод глаз: вас видят (и чаще воспринимают, но не таким, как вы выглядите на самом деле), но не обращают внимания.
  • Иногда добавляют невозможность полностью перебороть инстинкт самосохранения. Пока вы не враждебны, это будет работать, но в момент опасности эффект может спадать. (В смысле?)
  • Работает только при прямом зрительном контакте. Например, на фотографиях вы будете прекрасно видны в истинном обличье; иногда устойчивость к фильтру передаётся и операторам техники.
  • Обман не только зрения, но и всех остальных чувств.
  • Это банальный гипноз.
  • Часто для противодействия достаточно просто понять что именно на этом месте находиться ваш объект внимания, и надо целенаправленно преодолеть отвод глаз.

Ближайший родственник сабжа из фантастики и фэнтези — Голографический камуфляж, который, создаёт голограмму обманывавшую зрение опосредованно, и магия иллюзий (иногда из таких заклинаний и состоит вся дисциплина). И, конечно, антимист-фильтр в ту же копилку.

По описанию создаётся ощущение, что в большинстве случаев это тоже магия иллюзий.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Чайна Мьевиль, «Город и город» — жители двух соседних балканских городов не замечают друг друга.
  • «Досье Дрездена» — завесы, причём могут быть как банальным отводом глаз, так и полной невидимостью пользователя. Проблема технического определения решается банальным фоновым излучением заклинания, которое жжёт матрицы цифровых камер и засвечивает фотоплёнку, причём это именно побочный эффект.
  • Гарри Поттер:
    • Все маглы не видят Хогвартс. Даже зайдя внутрь, они не увидят ничего кроме старых руин, даже учеников не заметят.
    • Фиделиус, оно же заклинание Доверия: только если «администратор» этого заклинания даст тебе доступ, ты сможешь хотя бы просто увидеть это место или объект. Например, по карте ты сколько угодно можешь знать, сколько домов на улице, но всё равно не досчитаешься дома по адресу «Лондон, площадь Гриммо, 12». Даже трансгрессия внутрь такого места не поможет, в лучшем случае просто окажешься рядом с ним, и опять же не увидишь.
  • «В финале Джон умрёт» — легче перечислить, кто так не умеет! И от книги к книге такие фильтры становятся всё совершеннее…
  • «Дозоры» — Иной, находящийся в Сумраке, не становится невидимым: окружающие подсознательно понимают, что там что-то есть, но не могут придать этому значения даже на долю секунды. Аналогичным образом «отводит глаза» заклинание «Сфера невнимания». Всё это очень удобно: вроде и остаёшься невидимым, но никто на тебя не наткнётся, как наткнулся бы на настоящего невидимку.
  • Питер Уоттс, «Ложная слепота» — пришельцы, именованные людьми как шифровики, были полностью невидимыми по тех пор, пока один из них не попал в поле зрения камер человеческого боевого дрона. А дело в том, что инопланетяне двигались исключительно во время саккадических движений человеческих глаз (см. раздел «Реальная жизнь»), из-за чего те не могли распознать их. Да и «Роршах», на котором шифровики прибыли в Солнечную систему, маскировался от камер человеческого корабля «Тезея» при помощи оптических иллюзий.
  • «Умирающая Земля» Вэнса — в одной из историй главный герой попадает в город где живут представители двух религиозных сект, носящих серое и зеленое соответственно, при этом они друг друга не видят и каждый говорит пришельцу, что в городе живут только его единомышленники, хотя он видит и тех и других. Выясняется что это мысленный блок благодаря местной техномагии и когда ГГ его снимает, снова начинается бойня между серыми и зелеными.
    • Михаил Успенский, «Там, где нас нет» — два мудреца «играют в шашки» таким образом, что белые шашки ходят по белым клеткам, а чёрные — по чёрным. Надо ли уточнять бесконечность шашечной партии?
  • Фрэнк Герберт, «Что-нибудь ищете?» — некие инопланетяне постоянно внушают землянам иллюзию и собирают с них некую ценную субстанцию, которую люди станут использовать сами, если иллюзия рассеется… Не в меру пытливый гипнотизёр умудряется снять психические блоки с подопытной — и прозреть… Так что теперь вся колония стала бесполезной и будет уничтожена.
  • Хайнлайн, «Double Star» — высококлассный актёр должен сделать неузнаваемым попутчика-космонавта. От предлагаемых последним дилетантских методов вроде «приклеить резиновый шнобель» актёр отказывается и… просто насыпает гравия в ботинки маскируемого. Теперь это неуклюжее недоразумение никто не примет за космонавта.
    • Сам актёр мягко говоря недолюбливает и побаивается марсиан, при этом согласно роли он должен с ними дружить и много общаться. Проблему удалось решить, поставив ему гипнофильтр на обоняние, теперь марсиане для него приятно пахнут духами любимой девушки, и отношение к ним заметно меняется.
  • Г. К. Честертон:
    • «Невидимка» — злодей переодевался в форму почтальона, а свидетели потом «честно» отвечали: «Нет, к убитому никто не приходил, он весь день провёл в полном одиночестве».
    • Его же рассказ «Странные шаги» — вор во фраке просто меняет походку — и вот уже гости принимают его за официанта (и не замечают), а официанты — за прогуливающегося гостя(аналогично).
    • "Бог гонгов" - убить человека в толпе? Ну да, во время спортивного матча, когда все смотрят на игру и при этом шумят.
  • Агата Кристи:
    • Рассказ «Человек в тумане» из сборника «Партнёры по преступлению» — отсылка на такой метод именно у Честертона. Томми, подражающий в этой истории отцу Брауну, выясняет, почему никто не заметил, как преступник вошёл в дом жертвы: убийцей оказался полицейский.
    • В сборнике «Большая четвёрка» снова обыгрывается этот приём: убийца попадает в дом под видом мясника (и следы крови на фартуке никого не смущают).
    • «Смерть в облаках» — убийца переоделся стюардом, который весь рейс мелькал по салону, потому никто не обратил на него внимания в нужный момент.
    • В романе «День поминовения» убийца притворился официантом (благо имелся и опыт такой работы) и подложил яд в стакан жертвы, пока все смотрели концертную программу в ресторане.
    • А в «Вилле „Белый конь“» преступник приходил в дом жертв под видом газовщика, сантехника или электрика.
  • Метавселенная Рудазова — местные эльфы обладают пассивной способностью к внушающей эмпатии, из-за чего кажутся другим представителям рода Homo (в частности, людям) безмерно премудрыми и прекрасными. Эйхгорн уж на что стопроцентный натурал, и то поймал себя на том, что заглядывается на случайного оппонента по спору, встреченного в озирском трактире. Как оказалось, эмпатия эта спадает, стоит эльфу как следует поддать. А вот более отдалённые родичи, такие, как гоблины, и уж тем более полные инородцы, ей и вовсе не подвержены: Олег Бритва, который, будучи человеком, эльфов не встречал, увидев их глазами яцхена, долго не мог понять, что такого все находят в этих тощих, как ощипанные курята, задохликах.
    • «Демоны в Ватикане» — Аурэлиэль демонстрирует ещё одно кун-фу из этой области: именно что становится незаметной, пока на неё не посмотришь прямо. Это даже на Олега подействовало, как и на Пазузу, смотрящего глазами пана Зовесимы — ну не ожидал он, что в камере у заключённого окажется ещё кто-то. А ведь она всего лишь изнеженная придворная барышня, на что тогда способны суровые лесные братья сёстры вроде Атанварниэ — представить страшно.
  • Плоский Мир — встречается повсеместно. Например, Смерть с косой формально никто не видит, кроме волшебников, кошек и свежепреставившихся, на деле человеческое сознание просто отфильтровывает посторонние элементы — Смерть может даже говорить с простым смертным, тот просто не поймет, кто его собеседник.
  • Дуглас Адамс, «Автостопом по галактике» — корабль скрыт НМП-полем («не моя проблема» — принцип, когда существо в упор не видит того, что никак к нему не относится).
  • В некоторых произведениях Стивена Кинга используется термин «тусклый» (dim) — о существах (как правило, это не совсем люди), способных отводить от себя взгляд. В «Глазах дракона» этим свойством обладает Флегг — и он же подчёркивает, что истинная невидимость невозможна, но благодаря «тусклости» вполне можно ускользнуть от взглядов большинства людей (заметят «тусклого» лишь те, кто хорошо его знает).

Кино[править]

  • «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» — спокойный сон Феди под шум машины для надраивания полов.
  • «Чужие среди нас» — злобные инопланетяне транслируют землянам иллюзию, будто всё хорошо… А если надеть специальные очочки, то становится видно, какая на самом деле вокруг помойка.
    • Неудачная басня: злые-презлые инопланетяне вроде как угнетают людей и даже имеют их самочек — но ведь самим инопланетянам приходится жить в помойке без декораций и заниматься, по сути, зоофилией.

Телесериалы[править]

  • «Doctor Who» — в широком ассортименте. Сам Доктор постоянно пользуется психобумагой, которая показывает то, о чём думает смотрящий на неё: например, помилование приговорённого смертной казни или паспорт соседней звёздной системы.
    • А ещё в сериале есть Сайленты (или Тихие), гуманоиды похожие на серых, только одеты в строгие чёрные костюмы. Правда с прикрученным фитильком, так как если на них смотреть в упор, то их видно, но как только отведёшь взор, то тут же их забываешь. Но любой приказ, отданный ими, остаётся в подсознании и выполняется как постгипнотическое внушение. На самом деле, они являются генетически-модифицированными существами, созданными Папским Мейнфреймом для того, чтобы выслушивать исповеди прихожан, а потом забывать об этом. Часть Исповедников отделилась в радикальную фракцию и стала Сайлентами.
    • Сериал-спинофф «Торчвуд» — над штаб-квартирой одноимённой организации есть одна точка, которая обладает этим самым фильтром. А всё потому, что в одной серии «Доктора Кто» Доктор решил запарковать там свою ТАРДИС для подзарядки от энергии Кардиффского разлома. Взаимодействие разлома и хамелеонного контура ТАРДИС и привело к созданию этой точки. Сотрудники Торчвуда поставили там лифт. Как только сойти с лифтовой платформы, то эффект исчезает.
  • «Black Mirror»:
    • 3 сезон, 5 серия — солдатам меняют восприятие противника, чтобы эффективней «расчеловечить» последнего.
    • Серия, где мать установила дочери фильтр на все непристойные и жестокие материалы, включая разговоры и даже увиденное в реальности.
    • В ряде серий на человека можно установить «игнор» (самостоятельно для себя или по решению суда для группы/всех), так что игнорируемый выглядит серым пятном, и голос его искажён.
  • «Perception», 2 сезон, 3 серия. Убийца, психолог по профессии, умудряется виртуозно манипулировать вниманием людей так, что ему удаётся открыто совершать убийства на глазах у десятков свидетелей. Так, он убил судью в здании суда и баскетбольного рефери прямо на поле в самый разгар матча. А затем прикончил полицейского, оставив его на лавке в холле участка, где тот работал.

Мультсериалы[править]

  • RWBY — Проявлением Эмеральд есть внушение нужных ей образов. Например, Деве Осени — что перед ней не засада а маленькая напуганная девочка…

Аниме и манга[править]

  • Code Geass — гиас Лелуша можно применить и так. В полнометражке 2019 года попадается и человек с гиасом, работающим по принципу изменения восприятия друзей и врагов на диаметрально противоположное, но если знать об этом, то можно более или менее оказать сопротивление такому противнику.
  • «Призрак в доспехах» — практикует Смеющийся Человек, взламывая камеры и кибер-глаза и подставляя вместо своего лица смайлик с текстом.

Видеоигры[править]

  • Lobotomy Corporation — фильтр восприятия используется на управляющих, чтобы те могли руководить всем объектом без лишних проблем с психикой. Педаль в пол — аномалия [ЗАЦЕНЗУРЕНО], которая обязана быть скрытой, иначе руководящий сойдёт с ума от одного вида аномалии (бывали прецеденты).
    • Также фильтр восприятия работает на сефирах, из-за чего Х видит их как людей, а не как прямоугольных роботов, коими они и являются.
  • Syndicate Wars — интро показывает, что бывает, когда такой фильтр выходит из строя.
  • Five Nights at Freddy's 2 — в игре присутствует маска медведя Фредди, предназначенная для защиты от большинства бродячих аниматроников. Если протагонист её наденет, они распознают его, как «своего». В противном случае они видят в человеке голый эндоскелет, который нужно «одеть» в экзоскелет. А там, видите ли, много перегородок и подвижных деталей… В общем, смерть в адских муках.
  • Remember Me — лепыри-душители воздействуют на сенсин, становясь невидимыми. Аналогично работает спецприем «Сенсин-маскировка».
  • Dark Souls — подразумевается что Квилану видит только тот, кто подкован в пиромантии.
  • RimWorldпсионическая способность невидимость согласно описанию работает именно так – все вокруг просто не замечают псионика.

Прочее[править]

  • Фонд SCP разработал прототип маскировочного костюма, работающий на принципах антимеметики: окружающие носителя видят, но воспоминания о том, что они что-то видели, стираются почти мгновенно. Благодаря такому костюму герой статьи-рассказа про SCP-5000 долгие месяцы незамеченным бродит посреди апокалипсиса перед носом у людей и нелюдей.
    • Кроме того, хватает объектов с подобными свойствами. Не только антимеметических или условно-невидимых: чего стоит только SCP-1539 «Семантическая диссоциация», заставляющий людей считать предметы тем, чем они не являются. Субъекты ясно видят, что перед ними человек, но на 146 % уверены, что это стиральная машина марки General Electric белого цвета, которая выглядит, как человек, и ничего, что поначалу она передвигалась и издавала звуки человеческой речи. «С того времени объект существенно потерял в массе и производит неприятный запах, вероятно, неизвлечённого белья».

Реальная жизнь[править]

  • Сложно устроенные организмы с широким диапазоном восприятия могут отсеивать информационный шум, мешающий каким-либо задачам. На примере человека: многие имеют привычку игнорировать тиканье часов, люди, живущие близ водопада, могут не слышать его грохота, и спокойно общаются друг с другом даже шёпотом, а отдельные индивиды легко засыпают под соседский шум дрели/перфоратора или при ярком свете.
    • Особо выделяется баннерная слепота — привычка интернет-пользователей игнорировать надписи, похожие на рекламный баннер, приводит к тому что важное сообщение поданное в «баннерном» формате, часто оказывается незамеченным.
    • Тому же эффекту подвержены всяческие объявления вида «закрыто на дезинсекцию» — привыкшие к обилию рекламы люди обращают на них внимание только обнаружив что дверь закрыта.
  • Во время гражданской войны в США плантаторы считали нормальным не обращать внимания на чёрных и обсуждать свои военные планы в их присутствии. Ай, молодца, злодей! А ведь среди них могли быть шпионы северян.
    • И не только они — понадобится отдельная статья для перечисления всех господ, которым привычка воспринимать домашнюю прислугу в качестве мебели доставила огромные неприятности.
  • Глаза всех хордовых различают лишь движущиеся предметы. По этой причине, например, лягушки не видят застывшую добычу. У большинства видов хордовых для распознавания статичных объектов развились саккады — микродвижения глазного яблока, с помощью которых мозг видит объект не за счёт его движения, а за счёт движения глаза.
    • А можно ли узнать источник подобной информации? Так как даже указанная по ссылке статья на вики упоминает, что саккады развиты в основном у приматов и восприятие изображение в момент саккад отключается.
  • Привычка не замечать собственный нос, а также не замечать слепое пятно.
    • Хм… Автор правки с детства удивляется, как можно не видеть собственный нос и надбровные дуги.
  • Проникновение на охраняемый объект под видом ремонтника или уборщика: охрана хоть и замечает, но строго не проверяет, а прочие и вовсе не замечают.
  • Ну или просто делать вид что так и надо, и вас скорее всего проигнорируют: примерно так в 2019 обычный парень просто снял и вынес картину Куинджи из Третьяковской галереи.