У нас именно такие гномы: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (→‎Видеоигры: курсив ломает спойлер)
Строка 162: Строка 162:
* [[Tales of Maj'Eyal]] — низкорослые, жадные вплоть до получения баффов в зависимости от тяжести кошелька, и с кастовым строем — формальная империя с верховным гномом, издающим указы, управляется комитетом гильдий. Для разнообразия, здешние гномы — {{spoiler|[[космические гномы|пришельцы из космоса]], которые клонировались их погребённым глубоко под горами кораблём, пока его не сломало колоссальным землетрясением.}}
* [[Tales of Maj'Eyal]] — низкорослые, жадные вплоть до получения баффов в зависимости от тяжести кошелька, и с кастовым строем — формальная империя с верховным гномом, издающим указы, управляется комитетом гильдий. Для разнообразия, здешние гномы — {{spoiler|[[космические гномы|пришельцы из космоса]], которые клонировались их погребённым глубоко под горами кораблём, пока его не сломало колоссальным землетрясением.}}
* Iron and Blood — Торго, однорукий гном. Всё по классике: невысокое, но крепкое и кряжистое телосложение, тяжёлый доспех, боевой молот, хриплый голос с характерным акцентом, огненно-рыжая бородища, скверный характер — всё в наличии!
* Iron and Blood — Торго, однорукий гном. Всё по классике: невысокое, но крепкое и кряжистое телосложение, тяжёлый доспех, боевой молот, хриплый голос с характерным акцентом, огненно-рыжая бородища, скверный характер — всё в наличии!
* [[Stardew Valley]] — живут под землёй, создают технологически превосходящие человеческие вещи (компьютер, который можно выкопать в шахтах, [[Абсолютная износостойкость|продолжающий работать]]), {{spoiler|вымерли почти поголовно в результате тысячелетней войны между ними и людьми-тенями, за что у выживших взаимная неприязнь}}, ну и ах да, {{spoiler|эти ''тоже'' [[космические гномы|пришельцы из космоса]], о чём можно узнать, если расшифровать надпись в вулкане}}. Правда, как они выглядят (кроме низкорослости и необычной для dwarf’ов щуплости), в игре неизвестно — имеющийся в игре гном носит капюшон, из-под которого [[Светящиеся глаза|светятся глаза]], и ровно так же выглядят абсолютно все остальные изображения гномов, вроде статуй.
* [[Stardew Valley]] — живут под землёй, создают технологически превосходящие человеческие вещи (компьютер, который можно выкопать в шахтах, [[Абсолютная износостойкость|продолжающий работать]]), {{spoiler|вымерли почти поголовно в результате тысячелетней войны между ними и людьми-тенями, за что у выживших взаимная неприязнь}}, ну и ах да, {{spoiler|эти ТОЖЕ [[космические гномы|пришельцы из космоса]], о чём можно узнать, если расшифровать надпись в вулкане}}. Правда, как они выглядят (кроме низкорослости и необычной для dwarf’ов щуплости), в игре неизвестно — имеющийся в игре гном носит капюшон, из-под которого [[Светящиеся глаза|светятся глаза]], и ровно так же выглядят абсолютно все остальные изображения гномов, вроде статуй.


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===

Версия 00:46, 13 октября 2024

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Our Dwarves Are All the Same. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Никто не знает, почему у себя дома, в горах, гномы ведут тихую, упорядоченную жизнь, но, попадая в большой город, начисто о ней забывают. Что-то находит даже на самого что ни на есть невинного, словно выкованного из чистой железной руды шахтёра. Переехав в город и немедленно поменяв имя на что-нибудь вроде Загорлохвать Пинайног, гном ходит всё время в боевой кольчуге, носит не менее боевой топор и каждый вечер напивается до мрачного бесчувствия.
Вероятно, это происходит ИМЕННО потому, что у себя дома гномы ведут такую тихую, упорядоченную жизнь. Таким образом, первое, что хочет сделать внезапно очутившийся в большом городе юный гном, лет этак семьдесят вкалывавший на папашу в глубокой сырой шахте, — это хорошенько набраться и набить кому-нибудь морду.
»
— Терри Пратчетт, «Стража! Стража!»
«Гном» А. Липатова — именно такой!

(link)

Урист из «Квеста Равандила» — еще более такой! :D

Забавно, но количество желающих порвать шаблон в области гномотворчества обратно пропорционально количеству таковых в области эльфотворчества. Если образы эльфов могут варьировать от высокорослых сильных красавцев у Толкина до крылатых мальчиков-с-пальчик у Андерсена, то гномы все примерно одинаковы: бородаты, скуповаты, малорослы, мастеровиты, нелюдимы. Любимое оружие — топор или боевой молот, либо, если в сеттинге есть огнестрел, именно гномы будут мастерами стрельбы. Любимый напиток — пиво. Любимый враг — гоблины (с которыми приходится делить подземное жизненное пространство) и эльфы (с которыми уже забыли, что делили, но осадочек остался), нелюбимый — зло из глубин собственных шахт. Любимая боевая тактика — давить врага медленным строем по-самые-глаза-бронированной пехоты. Типичный характер — Портос из «Трёх мушкетёров»: я дерусь, потому что дерусь, хо-хо, а ещё подайте мне бочку бухла и жареного барашка.

Менталитет гномов:

  • Гномы трудолюбивые и прагматичные. Что бы они ни делали, они прежде всего работают. Даже искусство у них чаще всего прикладное[1], связанное с архитектурой, бытовыми и не очень предметами, и прославляющее гномские дела. Гном-тунеядец или неумеха считается позором семьи, и, как правило, из оной семьи изгоняется.
  • Гномы запасливые. Они производят и накапливают кучу разных сокровищ, иногда приобретая к ним нездоровое пристрастие, и именно от этого гномы становятся плохими.
  • Гномы семейные и преданные. Родственные связи и наследство для них имеют большое значение. Точно так же, как семью, они ценят дружбу.
  • Гномы гордые. У них есть понятия о чести, правила поведения. Гномы требуют к себе уважения и всячески его добиваются.
  • Гномы злопамятные. Если упомянутым выше ценностям был нанесён ущерб, они пойдут на всё чтобы причинить справедливость виновникам, отобрать законную собственность и вернуться к достойной жизни. Причём иногда процесс может занимать несколько поколений.
  • А ещё у них комплекс роста!

Стоит сказать, что находки отдельных авторов часто превращаются в модную тенденцию, и вновь придуманная черта гномов получает широкое распространение, поэтому и гномы у новых авторов получаются как у всех и именно такими. Порой бывает, что даже в старых сеттингах гномы под влиянием моды вдруг изобретают паровые машины и начинают следовать новым авторским представлениям о себе. Исключения редки: например, раса двемеров в серии игр «Древние свитки» ростом не уступает прочим «мерам» (то есть эльфам), а лесных эльфов так и повыше будет; но все остальные атрибуты «гномовитости» налицо: бороды, мастерство, нелюдимость.

О гномах безотносительно этого устоявшегося образа (в том числе о произведениях с совсем нестандартными гномами) см. статью Гномы (общее).

Про название

Следует отметить, в английском языке есть отдельные слова Gnomes и Dwarves[2]. Dwarves пошли из германо-скандинавского фольклора, Gnomes же изначально были алхимическим термином у Парацельса и считались элементалями земли. В сказках между ними долгое время разницы не делалось (скажем, в оригинале «Путешествия Нильса с дикими гусями» был Tomte, которого на английский переводили и как Gnome, и как Dwarf,[3] а Gnomes из рассказа Каттнера «Здесь был гном» по всем показателям соответствуют нынешним представлениям о Dwarves[4]). Современный образ Dwarves пошёл от Толкина, тогда как слово Gnomes у него, как ни странно, означало народ эльфов (только в черновиках, но всё же). Нынешнее представление об отличиях Dwarves от Gnomes пошло из Dungeons & Dragons. С тех пор пор Gnomes, которые на этой вики означаются как гномики, больше ассоциируются с магией, техномагией, чудаковатостью и ещё более малы ростом (а безотносительно D&D, слово Gnomes также закрепилось за садовыми гномами), а Dwarves, о которых и речь в этой статье, ассоциируются с шахтёрским и кузнечным делом, образом викингов, грубостью и лихостью.

Различия между гномами

(link)

Да, у нас именно такие гномы!

Тем не менее, в разных сеттингах между гномами всё же имеются отличия:

  • Традиционно гномы иммунны к магии, но разные авторы могут понимать под этим разное:
    • Гномы не имеют вообще никаких способностей к магии.
    • Большая часть гномов, подобно обычным людям, не владеет магией, но у них есть свои маги, которые ничем не уступают представителям других рас.
    • Гномы не в ладах с обычной магией, но имеют свою особую рунную магию.
    • Как более общий вариант предыдущего — не обязательно рунную, но непременно связанную с изготовлением магических предметов. При этом сами гномы могут свои творения считать не магией, а просто качественно выполненной работой.
    • Если же гномы (или какая-то их часть) всё-таки владеет магией в массовом порядке, они, с высокой долей вероятности, будут злыми
  • Поскольку традиционно гномы не очень владеют магией или не владеют ею вообще, то с появлением жанра стимпанк именно гномы в произведениях фэнтезийного стимпанка чаще других оказались способными к технике:
    • Чистая техника с паровыми машинами — часто имеет в качестве обоснуя то, что в сеттинге гномы не владеют магией вообще.
    • Техномагия — это могут быть как вполне обычные паровые машины, просто усиленные рунами, так и машины без пара, работающие на какой-либо магической энергии.
    • Традиционные гномы, живущие в условном средневековье без пара и без техномагии.
  • Визуальный антураж:
    • Поскольку гномы живут в горах, то в некоторых сеттингах они могут, подобно шотландским горцам, носить килты и играть на волынках. В экранизации «Властелина Колец» килтов не носят, но Гимли говорит со смачным шотландским акцентом.
    • Гномы живут в горах, а высокие горы часто покрыты снегом, так что гномы начинают ассоциироваться со снегом и севером. В результате чего они часто приобретают черты викингов и могут даже превратиться в мореплавателей.
    • Гномы живут в горах, а значит и пэсни у ных горскые, и разговаривают они с грузинским акцентом.
    • Более цивилизованные гномы обычно селятся вблизи людей (либо прямо в человеческих городах) и подминают там под себя кузнечное и банковское дело. Поскольку антураж викингов для такого дела плохо годится, этих гномов обычно списывают с немецких бюргеров из какого-нибудь средневекового вольного города.
      • А порой из-за бород, больших носов и страстью до денег, их порой списывают ещё и с евреев.
  • Гномские женщины — отдельная тема для разговора. Обычно их никто не видит, но по сюжету они могут иногда встречаться. Как правило, они не сильно отличаются обликом от гномов-мужчин.
    • Традиционный подход — держать их в глубокой тайне, опутанной горным туманом.
    • Бородатые.
    • Без бороды. Походят на маленьких, кругленьких и курносых домохозяек. Подобный вариант встречается в произведениях для детей.
    • Без бороды, но при этом вполне брутальны, мускулисты, татуированы… Самый частый вариант в компьютерных и настольных играх, где можно приключаться за гномиху.
    • Компромиссный вариант: бород у гномих нет, у них есть бакенбарды.
    • Вообще нет гномих, а гномы как-то размножаются без них. И не слова о молотках!
    • В эпосах Ближнего Востока — наоборот: у местного аналога гномов мужчины довольно-таки непривлекательны, зато женщины сногсшибательно красивы (а невысокий рост для женщины — не такой уж недостаток) — поэтому всякие случайно попавшие к гномам чужаки зачастую попросту не могут допереть, что эти кряжистые уроды и миниатюрные красавицы — представители одного народа!
      • Для мирового фольклора вообще характерно делать мужчин мифических народов уродливыми, а женщин — красивыми, что с великанами, что с карликами.
    • Кстати, полугномы встречаются гораздо реже полуэльфов.
  • Гномская кавалерия. Из-за низкого роста у гномов могут возникать трудности с посадкой на лошадь[5].
    • Гномы вообще не ездят верхом.
    • Гномы пользуются колесницами.
      • Или вовсе чудесами стимпанка.
    • Гномам помогают сесть на лошадь их спутники.
    • Гномы используют для верховой езды животных, которые в холке ниже лошадей.
  • Отношение к крупным водоёмам. Как правило, подчеркивается, что воду в больших количествах гномы не любят (от ворчания до яркой водобоязни), и плавать не умеют. Впрочем, их нередко показывают как умелых мореходов.
  • Оружие и доспехи гномов[6]:
    • Ещё Толкин постановил, что из оружия гномы предпочитают топоры и секиры. Собственно, в большинстве фэнтезийных сеттингов гномы бьются именно ими. Впрочем, в том же «Хоббите» гномы дрались кинжалами и короткими мечами, но эта идея как-то среди авторов не прижилась.
    • Поскольку гномы ассоциируются с кузнечным делом, в их руках нередко можно увидеть молоты, начиная от молотков для забивания гвоздей, и заканчивая огромными кувалдами. Этот и верхний пункт особенно странны с учётом того, что вершина крутизны кузнецов-оружейников это меч.
      • Тут можно добавить маленький обоснуй: возможно, гномам удобнее пользоваться оружием, схожим с бытовыми инструментами: клевец схож с шахтёрской киркой, секира — с лесорубным топором, чекан — с кузнечным молотом. А вот меч — это именно оружие и в быту малопригоден. Кинжалы ещё годятся — ведь в быту есть и кухонные ножи, походные, сапожные…
      • Центр тяжести же. У низенького и тяжёлого гнома он будет заметно ниже, чем у человека. И уж какой-такой, но рубящий удар длинным мечом в гномьем исполнении выйдет слабоватым. А вот оружие, у которого свой центр тяжести ближе к ударной части, чем к рукояти, заиграет новыми красками, тем более что сравнительной «тяжестью» оружия такой мощный тип, как гном, может пренебречь.
    • Из-за низкого роста и плотного телосложения гномам весьма проблематично стрелять из луков. Да и тренироваться в стрельбе из лука, живя в подземелье, весьма затруднительно.[7]. Поэтому, если дело происходит в сугубо фэнтезийном сеттинге, то, скорее всего, гном будет стрелять из арбалета. Если же в сеттинге присутствуют стимпанковские технологии, то гном может быть вооружён примитивным огнестрелом. Впрочем, ещё чаще гномы просто забрасывают врага небольшими топорами.
    • Иногда можно встретить гномов, которые метают дротики, либо в качестве дополнительного оружия, как римские легионеры, либо как полноценные застрельщики.
    • У гномов часто длиннее. Вслед за арбалетами и ружьями они любят катапульты и пушки, которые делать умеют и в которых нуждаются по причине общей неповоротливости войска.
    • И в фэнтези и в техно сеттингах гномам бывает выдают огнемёты, чтобы выжигать всякую мерзость из родных тоннелей.
    • В германском эпосе характерным оружием карликов был кистень — не легкий кавалерийский, а тяжелый шипастый, типа кеттенморгенштерна (тогда как великаны пользовались палицами).
    • Поскольку рядовые гномы регулярно работают в шахтах, в качестве импровизированного оружия они могут использовать кирки.
    • Если в сеттинге существуют взрывчатые вещества, то гномы могут применять бомбы и динамит, тем более что последний можно использовать для разбора завала в шахте.
    • Так как гномы часто ассоциируются с викингами (носят бороды, проживают в горах где холодно, имеют стойкий нордический характер, в качестве оружия используют топоры), то используют они соответствующее защитное снаряжение — шлемы, похожие на шлемы из Гьермундбю, ламеллярные доспехи и круглые щиты с умбонами. Последние при том же размере и весе, что у людских, для гномов становятся ростовыми.
    • В бой гномы ходят несокрушимой стеной щитов. Бегать им трудновато, зато и противник их хрен сдвинет с места.
    • Вычурная военная форма гномов — латы и чешуя с орнаментами, позолотой и прочими демонстрациями всё того же кузнечного мастерства.
    • Странно, что никто не подумал о том, что гномы зачастую (почти всегда) будут сражаться с противником, который выше их ростом и руки у него длиннее. Отсюда мораль — нужно оружие на длинном древке! Алебарда там, люцерна... Оттого и гномские доспехи такие непробиваемые — щит-то ради такого придётся оставить...
  • Город гномов:
  • Во многих сеттингах гномы любят алкогольные напитки. Чаще всего они распивают пиво и эль. Вино не любят, так как считают его напитком эльфов. Хотя порой потребляют что-то такое от чего поплохеет любому, кроме гнома. Кроме того, гномы зачастую считаются лучшими в мире пивоварами и изготовителями эля — человеческое пиво покажется вам просто лошадиной мочой, по сравнению с гномским.
    • Что, кстати, оправдываться может только копированием германо-скандинавской культуры — грузины с австрийцами посмотрели бы на гномов с удивлением.
  • А вот что едят гномы вопрос интересный: много и вкусно пожрать они любят, но гном-фермер или гном-охотник редкие гости[8]. Подразумевается что все необходимое они покупают у людей и эльфов, но зная талант гномов ссориться со всеми вокруг, с поставками могут быть проблемы.

(link)

«Работать так, чтобы Казад-Стахан — „Спасибо“ сказал!»
  • Письменность гномов. Практически всегда называется рунами, хотя далеко не всегда это именно руны. В разных сеттингах гномьи «руны» могут быть (помимо собственно рунических знаков) и стилизованной под них латиницей или вообще чем-то похожим на вязь. На заметку будущим авторам: учините тотальную деконструкцию, пусть у вас гномы пишут иероглифами! А из реальных письменностей удобными прототипами для письменности гномов могли бы послужить w:дунайское протописьмо или w:пиктские камни с их резьбой.
    • Обоснуй — материалом для письма гномам служит камень, в лучшем случае дерево. Прямые линии рунических знаков просто проще выдалбливать.
  • Борода. Все гномьи мужчины по определению бородаты. В более запущенных случаях, борода является для гнома средоточием чести и достоинства, даже случайное повреждение которой — вселенское горе. Кроме того, уложенная особым образом борода может выделять среди гномов какую-то социальную группу. Плюс игры с наличием/отсутствие усов при наличии бороды. А если борода еще не выросла, либо не доросла до определенных параметров, то гном еще мал для серьезных дел. А возможны и группы безбородых гномов, которые почему-то бреются. Или борода растет плохо.
  • Государственный строй гномов.
    • Поскольку современный образ гномов опирается на Толкина, чаще всего гномами правит король. Если же гномы срисованы с викингов, то помимо королей, у них могут быть ярлы.
    • Если у гномов нет короля, то у них есть совет старейшин, куда входят самые старые и опытные из гномов.
      • Совмещенный вариант: Совет избирает короля, они же могут его и снять. Как вариант: правят старейшины, но по особым вопросам, например войны, решает король.
    • Ещё одна идея для деконструкции (для более развитых эпох вплоть до мана-кибер-панковского будущего): корпоратократия (то есть конгломерат кланов-компаний как мелких, так и не очень) с изрядным налетом культуры, скажем, древнего Китая эпохи Цзинь/Сун, а также межклановым разделением по добыче ископаемых (кланы угля/нефти, железа, меди, соли, платины, алюминия, титана, урана и т. д.) и производству разнообразной техники.

Примеры

Мифология и фольклор

  • Собственно, фольклорные гномы, дварфы, цверги. Впрочем, многие из них и не подходили под троп из-за более размытых «видовых» критериев.
  • «Песнь о Нибелунгах» — собственно, заглавные подземные хранители сокровищ, «нибелунги». Хранят клады, по сопутствующим произведениям — способны к магии. Бьются тяжелыми кистенями.

Литература

  • Легендариум Толкина — создания Ауле, получившие в итоге душу от Эру. Чуть ли не прообраз всех стандартных гномов вообще: бородатые низкорослые гуманоиды, живущие в подземных городах и имеющие напряжённые отношения с эльфами. Пишут рунической азбукой, в быту ездят на пони или шастали пешком. Впрочем, Гимли сидел на одной лошади с Леголасом. Тут же появилось такое стандартное орудие гнома, как секира и кирка.
  • «Магнус Чейз и боги Асгарда» Рика Риордана — списанные с фольклора цверги, создатели артефактов.
  • «Ведьмак» Сапковского — тут есть и краснолюды, стойкие, коренастые и бородатые, и гномы — ещё меньше ростом и с длинными носами. И те, и те любят жить в горах и заниматься шахтёрским делом и ремеслом, но под троп больше подходят всё-таки первые. У них и бороды длиннее, и значения бородам придаётся больше.
    • Причём, видимо ради разнообразия, горные-самобытные краснолюды Сапковского из Махакама не шотландцы и не норманны, а… мадьяры. Золтан Хивай и Ярпен Зигрин соврать не дадут. А кланы ремесленников и банкиров, осевшие в людских городах (вроде семейств Вивальди и Джианкарди) — скорее итальянцы. Учитывая, что гномы вообще немцы (от них же первый есть Персиваль Шуттенбах), Махакам, по всей видимости, представляет собой СФК Швейцарии.
  • Терри Пратчетт в своем «Плоском Мире» постарался собрать все штампы про гномов и дварфов. Местные дварфы (переведены как «Гномы») невысокие кряжистые здоровяки, по уши закованные в доспехи, носят топоры и рогатые шлемы, пьют пиво в промышленных масштабах и чуть что лезут в драку. Ах, да и любят золото. ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ ЗОЛОТО! Местные гномы (переведены как «Леприконы») мелкие (до от 4 до 15 дюймов) гуманоиды с прескверных характером, но по силе не уступают обычным людям.
    • Особняком стоят женщины дварфов, которые ничем не отличаются от мужчин. Собственно процесс ухаживания дварфов состоит в том, чтобы окольными путями, тактично выяснить пол собеседника.
  • «The Dark Profit Saga» Дж. Закари Пайка — гномы тут стандартные, крепкие гуманоиды. Однако процесс их размножения покрыт тайной из-за того, что они считают неприличным говорить об этом. Женщин никто не видел.
  • «Блудные братья» Евгения Филенко — «гномы» тут — одна из подрас гоминид, денисовские люди. Мужчины «гномов» весьма некрасивы с точки зрения человека, зато женщины — красавицы и настоящие феи.
  • Дорога домой Зыкова — штамп о гномах с секирами явно опровергается: им не хватило бы замаха для сильных ударов.
  • Хроники Нарнии — сыны земли, низкорослые выносливые шахтёры и ремесленники. От стандарта отличаются любовью к стрельбе из лука.
  • Элеонора Раткевич «Ларе-и-т`аэ». Мужчины гномов стандартны — невысокие бородачи, временами очень умны и мудры. Женщины, как на подбор, красотки не зависящие от возраста. При этом на порядок сильнее людей, что временами отпугивает потенциальных ухажеров.
    • Её же «Время золота и время серебра» — гномы достаточно стандартны. При этом, под каждую из их черт подводится обширный обоснуй.
  • Андрей Уланов троп любит.
    • Цикл «Однажды на Диком Западе…» — местные гномы — рассовые кельто-англичане (преимущественно шотландского разлива). Невысоки, кряжисты, сильны, талантливы в работе с железом и механикой вообще. Государственный строй — олигархическая республика с конституционной монархией. Король есть и даже чем-то управляет. Но реально всем рулит Совет Старейшин. Гномы ответственны за большинство стим- и дизель-панковских примочек, вроде дирижаблей, подводных лодок, паро- и теплоходов. С магией не дружат, но не стесняются её использовать в виде свитков и помощи наемных магов.
    • «Никакой магии» — местные гномы также вполне стандарты. Технари, корпорократы, любят золото и оружие потяжелее. О их моде говорит расхожая шутка: «Когда гному нужно принарядится, он обмазывается дегтем, барахтается в тканях подороже, после чего остается только обрезать ткань по фигуре и обсыпать драгоценными камнями из ведерка».
  • Денис Юрин «Одиннадцатый Легион» — местные гномы подземельщики-затворники в лучших традициях классических цвергов. Невысоки, сильны, талантливы как воины и как кузнецы. Обладают множество секретных технологий, которыми не делятся. При этом обладают своеобразной версией посмертного рая — вечный пир с лучшими друзьями. Причем временами, туда могут пустить и не-гномов.
    • Здесь же — гномы-изгнанники, то есть те, кто по той или иной причине покинул Подземелье. На поверхности подвергаются дискриминации в лучших традициях Сапковского, за счет чего сформировали свой аналог белок, чей символ — кирка разбивающая человеческий череп.
  • Андрей Круз «У Великой реки» — вполне себе классические цверги («дверги»/«казад»). В отличие от эльфов, охотно сошлись с пришлыми русскими — такими же записными технократами до, в принципе, мира-дружбы навеки (опять же — потому как экспансионизм пришлых вширь им, в принципе, до фени. И хлором, в случае чего, дышать как-то не сильно хочется, ага). Не менее охотно интегрировались в налаживаемое промышленное производство Новых княжеств не без взаимной выгоды, а также оказались первоклассными водителями. Сами же, ввиду крайне зашоренного менталитета не приемлют у себя массового производства[9], метрической системы, сварочных швов на технике, и… сексуальных отношений между сородичами до 33-х лет у женщин и 44-х у мужчин. Зачем такое завещали? А хер знает — может прикола ради. С мужами и девами[10] «не своего народа», впрочем, можно. И даже нужно — полукровок все-равно не наплодят, а девственная плева у гномок отсутствует в принципе, то есть не проверишь. От тех же заветов получился и весьма специфический перевод гномьего войска на огнестрел: основным армейским винтарём, ввиду каноничной комплекции и недюжинной силы, сделали рассверленные под 9.3x64 «Бреннеке» (на минуточку — охотничий на слона, медведя и хохла в хорошем бронежилете) тверские «Маузеры-98к»; к единым ручным пулемётам, пусть и являются «приближенными» союзниками пришлых, в массе своей питают дикое недоверие, предпочитая громоздкий «Шварцлозе»; шлема немецкого образца делают с прорезями для глаз, что для огневого контакта из-за туннельного зрения — сильно такое себе; традиционные боевые топоры нынче вынуждены запаковывать в чехлы, чтобы в окопах не резать пузо; а щиты вместо полноценных осадных дур а-ля павеза — теперь выполняют роль воинских знаков различия; корпуса БТРов, как было указано выше — не варят, а клепают. Вместо зеленой краски и камуфляжных пятен просто покрывают лаком-антиржавчиной, а в свободное от несения службы время — украшают корпус резьбой и чеканкой с разными сюжетами. Пиво также любят… Но не производят по причинам весьма очевидным и прозаическим — в горах тупо негде растить и перерабатывать ячмень. Компенсируют, впрочем, первоклассной водкой — из тех, которые «Не трогай — это на Новый год!».
    • Есть в сеттинге и тёмные[11] «друэгары» — но они, скорее, кто-то вроде дальних родственников, так как потомки от связей с неким давно вымершим народом. Также занимаются производством и торговлей оружием (в частности ГГ с удивлением встретил некую эрзац-копию фаустпатрона их производства) однако, по видимому — «дым пожиже — к земле поближе» в плане технологичности. Не гнушаются, впрочем, и откровенным бандитизмом с наёмничеством — благо, в отличие от, не связаны заветами. Отношения со «светлыми» казад — довольно, скажем так, натянутые.[12] Хоть и без совсем откровенной вражды.
  • Упорядоченное Перумова — гномы очень похожи по типажу на каноничных в большинстве миров — крепкие коренастые горные ремесленники, но несколько различаются по характеру и социальному положению. В Мельине предельно воинственные, широко расселены и относительно многочисленны (по сравнению с другими нелюдями), несмотря на полурабское положение. В Эвиале уединенные и в меру дружелюбные, особо в мир не лезущие, гнома-волшебница в наличии. У гномов-подмастерьев Хедина есть магический огнестел.
  • Александр Рудазов — пассаж о сходствах и различиях сабжей и гномиков заслуживает развёрнутой цитаты:
«

Я вдумчиво откусил кусок сыра, разглядывая цвергов во все глаза. Сегодня я увидел их первый раз в жизни.
Кстати, гномов я до сегодняшнего дня тоже не видел. И вообще плохо представлял себе разницу между гномом и цвергом. Полагал, что это примерно одно и то же.
Однако ж на деле – ничего подобного. В том же английском языке гном – «gnome», а цверг – «dwarf». А в немецком гном – «Gnom», а цверг – «Zwerg». В Европе их никто не путает. Это только наши доморощенные переводчики почему-то решили, что нефиг баловать бородатых коротышек, обойдутся и одним названием на двоих.
В чем же обстоит разница? Ну, проще сначала перечислить сходства. Цверги и гномы маленького роста, бородаты, живут под землей и добывают полезные ископаемые. Это у них общее. Но на этом сходства заканчиваются и начинаются различия. Перечислю по пунктам.
Рост. Уже одной только разницы в росте более чем достаточно, чтобы избавиться от путаницы. Рост цверга колеблется между ста двадцатью и ста сорока пятью сантиметрами. Не такой уж и лилипут, собственно. Даже можно принять за очень низкого человека. Тот же Денни де Вито вполне бы сошел за своего – особенно если прилепить бороду.
Гномы заметно ниже цвергов. Причем у них на удивление широкий диапазон роста – от тридцати до ста десяти сантиметров. Высокий гном почти вчетверо выше низкого. Вот кардинал Щубут, например, сидит на специальном стульчике – в этом святом отце сантиметров сорок, не больше. И в то же время его личный секретарь сидит на совершенно нормальном стуле и даже достаёт ногами до пола – в этом парне метр с лишним. Хотя он точно такой же гном – даже приходится Щубуту дальним родственником.
Комплекция. Здесь цверги и гномы тоже совершенно различны. Цверг, несмотря на небольшой рост, весит даже больше среднего человека – девяносто, а то и все сто килограмм. Эти ребята поголовно широкоплечи, кряжисты и очень сильны. Похожи на бородатые ящики. На одни только их доспехи поглядеть – не меньше центнера железа.
В то же время гном по комплекции мало отличается от человека. Бывают толстые гномы, бывают худые гномы, бывают скрюченные гномы – кардинал Щубут, например, похож на гороховый стручок – но в целом они довольно человекоподобны.
Бороды. Бороды есть у тех и других. Но очень по-разному. Для цверга борода – главное достоинство в жизни. В их языке слова «борода» и «гордость» звучат совершенно одинаково. Цверг скорее предпочтёт быть кастрированным, чем побритым. Волосы на лице начинают расти у них ещё в колыбели – причем не только у мужчин, но и у женщин. Безбородый цверг – чрезвычайно редкое и очень несчастное явление.
В то же время гном относится к бороде совершенно спокойно. Большинство из них её носит, но многие сбривают, ничуть по этому поводу не переживая. У женщин лица гладкие, никакой растительности.
Жизненный уклад. На первый взгляд может показаться, что уж тут-то цверги и гномы почти не отличаются. Те и другие жадноваты, живут в горах, строят пещерные города, добывают руду, обрабатывают металл… но тем не менее, различия между ними всё же велики.
Цверги – народ боевой, задиристый. Они отличные кузнецы, но лучше всего у них получается броня и оружие. Любимый металл – железо. А вот гномы – существа миролюбивые, проблемы предпочитают решать не на поле боя, а за столом переговоров. Тоже прекрасные кузнецы, но предпочтение отдают тонкой работе – ювелирным изделиям и звонкой монете. Любимый металл – золото.
Помните пушкинские стихи о споре золота с булатом? Именно таковы основные разногласия гномов и цвергов. С одной стороны хитрые и алчные ростовщики, с другой прямодушные и задиристые оружейники. Ладят они не слишком хорошо – благо разделяет их значительное расстояние. Гномы живут в Альпах, цверги – в Скандинавских горах.
Однако у гномов и цвергов всё же есть и немало общих черт. Действительно, те и другие живут под землёй. Действительно, те и другие добывают полезные ископаемые. И именно за это те и другие мне искренне симпатичны. За то, что они простые работяги, в поте лица добывающие свой кусок хлеба.

»
— «Демоны в Ватикане»

Кино

  • «Битва пяти воинств» — у гномов есть всадники на козлах и даже колесницы. Даин Железностоп там разъезжает на вепре.

Веб-комиксы

  • «Самый тупой в мире маг» — тут их несколько разновидностей. Карлы тысячелетиями живут в подземельях, считая, что на поверхности жизни нет. Копают руду, растят грибы и дошли до паровой машинерии. Гномы — тоже коренастые бородачи с талантом к технике, но живут всё-таки скорее в горах, чем под землёй, и упор делают на артефакты, боевую ярость и мирные пранки, а не на машинерию. Из-за сочетания этих трёх считаются самыми опасными существами.
  • «Tales of the Blood Moon» от Gesperax — классические фэнтезийные дворфы с рунной магией и развитой технологией, хотя пороха или его аналогов не изобрели. Стилистически напоминают нечто среднее между классическими дворфами и турками времен Османской империи.

Аниме, манга, ранобэ

  • «Ублюдок FFF ранга» — тут гномы — раса исключительно мужская, размножающаяся за счёт союзов с людскими женщинами. Сами гномы невелики ростом, бородаты и не особо красивы — что компенсируют трудолюбием, мастерством и собиранием богатств.

Видеоигры

  • В Heroes of Might and Magic V гномы, при наличии повышенного сопротивления магии, оказались способны и к обычной, и к рунной магии (которой, кроме гномов, никто больше пользоваться не может), поэтому класс Rune Mage стал сильнейшим среди магов. В качестве ездовых животных они используют мамонтов и медведей.
  • В Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura гномы могут быть магами. Только у них любое заклинание выходит вдвое труднее, так что сил хватает на два-три серьезных спелла, дальше надо отпиваться из бутылочек.
  • В шутере 2007 года «Shadowrun», где гномы сосуществуют в мире будущего с людьми, эльфами и троллями, у них самый необычный подход к магии. У них её больше всего. Да, больше, чем у эльфов. А они ещё и энергетические вампиры. При этом одно заклинание сжирает у них почти весь мана-бар. «Зачем так?», спросите вы. А потому, что гномы в shadowrun — технари. Да. Импланты и технические улучшения отнимают какую-то часть маны всё время, пока они поставлены, даже если не активны. Так что гномы с их огромным мана-баром могут позволить себе 5 апгрейдов, но только технических — магик можно купить максимум 3. Тролли, за счёт бонуса, могут поставить 4 техноапгрейда или 3 магики. Люди довольствуются максимальным числом улучшений, равным трём, но не встречают никаких препятствий к комбинированию, то есть одинаково эффективно используют связки «3 магии», «2 магии + техника», «2 техники + магия» и «3 техники» (если у игрока, конечно, руки откуда надо растут). Ну а эльфы — чистые маги: 5 магик, но очень уж им сложно использовать более 1 техноапгрейда, разве что пассивные, типа Enchanted Vision. Спросите, почему при таком раскладе сил гномы не вступили в союз с троллями против людей и эльфов? Так мир будущего же, к тому же игра — пародия на «контру», так что все 4 расы могут входить как в Мультикорпорацию RNA (аналог контр-террористических сил), так и в боевиков The Linage (террористы).
  • Warlords Battlecry III — традиционные до последнего волоска бороды обычные гномы, а также их тёмные сородичи, куда более подкованные в инженерном деле и тёмной магии (из всех юнитов к титульной расе принадлежит только рабочий, остальные — големы, механизмы и нежить).
  • Warcraft — классические коренастые бородатые гуманоиды. Изначально были созданными из камня земельниками, но из-за проклятия плоти и долгого сна превратились в живых существ. В оригинале гномы из Warcraft разговаривали с шотландским акцентом и были типичной СФК. Есть и злобные гномы-разбойники, к примеру, Клан Черного Железа.
    • Особо стоит отметить наездников на грифонах, топовых юнитов Альянса, которые с особым цинизмом попирают добрую часть гномьих стереотипов — это наездники на летающих (!) животных, использующие высокомагическое оружие для метания молний. Различия были настолько велики, что к моменту создания ММОРПГ авторам пришлось придумывать под них отдельный клан Громового Молота, уважающий живую природу и шаманизм.
  • LineAge II — гномы являются одной из играбельных рас. При этом гномы-мужчины (и игроки, и NPC) — низкие плечистые мужчины, в полном соответствии с ожидаемым каноном, зато гномихи (опять же, и игроки, и NPC) — на вид почти как маленькие девочки, ростом при этом чуть ли не выше своих мужчин.
  • Age of Wonders — одна из игровых рас. Стандартные трудолюбивые и долгоживущие подгорные жители, нелюбители стандартной магии и дипломатии. Ездят на кабанах и гигантских кротах. В Age of Wonders: Planetfall им на смену вышли двары, трудолюбивые и низкорослые выходцы с шахтёрской планеты.
  • Dwarf Fortress — вся игра в режиме крепости о них. Невысоки, сильны, любят копать и докапываться, потребляют разнообразные алкогольные напитки в товарных количествах, без алкоголя начинают нещадно тормозить и тупить.
  • Craft The World — игрок управляет колонией гномов, которая путешествует по мирам. В принципе стандартные гномы: мужчины с бородами, женщины без. Забавно что топорами дерутся только когда нет альтернативы, предпочитая дубины или мечи, огнестрелом владеют, но только в мирах-шахтах, на поверхности используют луки. Колдовать тоже умеют. Выпив, приобретают баф к энергичности.
  • Deep Rock Galactic — классические дворфы, но теперь в космосе, добывающие хренополучий под атаками космической саранчи.
  • Dragon Age — здешние гномы, помимо шизоидного кастового строя, выделяются тем, что это единственная играбельная раса, полностью лишённая магических способностей.
  • Disciples — гномы здесь весьма колоритны, выглядят и ведут себя как и полагается гномам. Показаны и женщины, исполняющие в отрядах роль магов-алхимиков, а также один из ключевых персонажей, юная королева Ятаа’Халли.
  • Sacred — гном из аддона Underworld в немецком оригинале именно «Zwerg». Тумбочкообразный бородач, последний выживший из своей расы, любит сражаться топорами и молотами. Единственный из героев способен использовать огнестрел: его пистолет — единственное стрелковое оружие, позволяющее взять во вторую руку щит, а на плече он таскает офигенно большую пушку, из которой стреляет ядрами, фугасами и даже напалмом. Имеет особый скилл «Жадность», увеличивающий дроп с поверженного противника.
  • Tales of Maj'Eyal — низкорослые, жадные вплоть до получения баффов в зависимости от тяжести кошелька, и с кастовым строем — формальная империя с верховным гномом, издающим указы, управляется комитетом гильдий. Для разнообразия, здешние гномы — пришельцы из космоса, которые клонировались их погребённым глубоко под горами кораблём, пока его не сломало колоссальным землетрясением.
  • Iron and Blood — Торго, однорукий гном. Всё по классике: невысокое, но крепкое и кряжистое телосложение, тяжёлый доспех, боевой молот, хриплый голос с характерным акцентом, огненно-рыжая бородища, скверный характер — всё в наличии!
  • Stardew Valley — живут под землёй, создают технологически превосходящие человеческие вещи (компьютер, который можно выкопать в шахтах, продолжающий работать), вымерли почти поголовно в результате тысячелетней войны между ними и людьми-тенями, за что у выживших взаимная неприязнь, ну и ах да, эти ТОЖЕ пришельцы из космоса, о чём можно узнать, если расшифровать надпись в вулкане. Правда, как они выглядят (кроме низкорослости и необычной для dwarf’ов щуплости), в игре неизвестно — имеющийся в игре гном носит капюшон, из-под которого светятся глаза, и ровно так же выглядят абсолютно все остальные изображения гномов, вроде статуй.

Настольные игры

  • Warhammer Fantasy Battles — есть как обычные и добрые гномы, кряжистые силачи с длинными бородами, опережающей сеттинг техникой и не менее впечатляющей злопамятностью, так и злобные гномы-маги на службе хаоса, славные своей жестокостью и иерархией[13]
  • Dungeons & Dragons — тут есть трудолюбивые, жизнелюбивые и энергичные гномы-исследователи, освоившие разнообразные ремёсла; скрытные и способные к магии иллюзий лесные гномы; стойкие скальные гномы; слегка более мрачные подземные гномы-свирфнеблины, скрытные шахтёры с кожей цвета камня; стойкие обитатели гор упрямцы дварфы (горные и холмовые); тираничные, лысые и серокожие дуэргары. Причём гномы ближе к соседнему тропу, а дварфы и их скурвившиеся в рабстве родственники — к этому, но отдельные черты стереотипного гнома есть и у тех, и у тех.
    • Наиболее стереотипным гномом можно назвать Бренора Боевого Молота, одного из центральных персонажей «Саги о Дриззте». Гномий король в изгнании, яростный и битве, неистовый в дружбе. Вооружен одноручным топором и щитом. Носит рогатый шлем с обломанным рогом. И да, он очень крутой боец.

Музыка

  • Diggy Diggy Hole
  • Владимир Высоцкий — внезапно, но песня «Чёрное золото» про вполне реалистичных шахтёров как родная подходит фэнтезийным Именно Таким Гномам за исключением буквально пары строк.
  • Фолк-металл группа Wind Rose начиная с альбома Stonehymn всё сплошь о них и поёт, и имидж соответствующий.
  • «Мория-Мория», толкиенисткая песня про гномов с горским колоритом.

Примечания

  1. Как всегда все забыли гномов Профессора, играющих на скрипках и арфах.
  2. Dwarfs vs. dwarves — Grammarist
  3. А по поведению они вообще ни те, ни другие — они дворовые. Живут на дворе, следят за скотиной, делают мелкие пакости если их не уважить. Кстати, есть один пример, где tomte перевели вообще как goblin, который vätte.
  4. Гномы Каттнера вообще внутри цельные «как картошка», по словам одного коренного представителя. Какие уж тут Dwarves? Да и проникновение в землю без всяких там нор — тоже ближе к элементалю земли.
  5. В реальной жизни было наоборот: коней большого роста люди вывели только в Средние века, а с учетом того, что горы очень удобны для т. н. яйлажного скотоводства, имеют место следующие факты: реальные подземные многоэтажные города Деринкуйю и Каймаклы находились в Каппадокии (перс. «Земля хороших коней»), а район к северу от целиком вырубленного в скалах поселка Кандован (перс. «соты», расположен неподалеку от Тебриза) в Средние века именовался Бидаустан (азер. «Земля быстрых коней»), что как бы намекает…
  6. Более реалистичный анализ гномьей боевой тактики можно прочитать здесь.
  7. Если учесть, что в подземельях гномов порой буквально можно на вертолёте летать, то звучит это глупо. Да и короткий лук гном натянуть вполне может, а уж с его-то силищей… Всю эту ерунду про луки выдумали те, кто считает, что гномы презирают луки как оружие эльфов.
  8. В Dragon Age есть обоснование: грибоводы с нагопасами в гномьем обществе имеются, но с наземниками контактируют редко.
  9. Заняв на рынке нишу оружейного тюнинга, матчевых патронов и заказных охотничье-снайперских дурищ под конские калибры.
  10. Внешне, кстати, девы — внезапный третий вариант.
  11. Оттого, что вместо железа копают, в массе своей, уголь. А слухи о поклонениях демонам и жертвоприношениях — не более чем слухи.
  12. Так как именно они — фактически выдавили друэгаров с месторождений железа.
  13. Носатые поклонники сатаны, уничтожители природы, эксплуататоры чужого труда, приносители человеческих жертвоприношений, военные преступники, жлобы, интриганы и бородачи с шекелями в качестве валю... ОЙ-ВЭЙ!

Шаблон:Nav