Докопались

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Dug Too Deep. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Когда была маленькая, с подружкой часто возились в песочнице. Тут она мне рассказала историю, что однажды копала песок и докопала до такой степени, что увидела метро, как ходят поезда. Я поверила и копала до ночи, пока родители за руку не увели, и каждый раз приходила туда и начинала копать. Очень расстроилась, когда родители сказали, что у нас в городе вообще нет метро. »
— С Баша
Dokopalis.jpg

Вы ищете мифрил, нефть, хренполучий или ещё какой флеботинум в недрах земли. Работа спорится, процесс налажен, геологи утверждают, что вы в считанных метрах от драгоценной жилы… Ой! Что это за шум и крики? Да ничего страшного, просто только что ваши буры взломали потолок уютной камеры, где вот уже …надцать тысяч лет плевало в этот самый потолок Древнее Зло. Ну, или какую-нибудь вулканическую трубку с магмой. Или страну подземных рудокопов, которые не любят, когда к ним заглядывают наземники. Или портал в измерение бесконечных котят. Короче, что бы там ни было, оно попёрло наружу и теперь заставит вас проклясть тот день, когда вы взялись за эту горнодобывающую затею.

В фэнтези таким особенно часто страдают гномы, а в фантастике — жадные капиталистические буржуи, готовые ради наживы плевать на технику безопасности. А смогут ли теперь герои заткнуть дыру — весьма спорный вопрос. Возможно, смогут — утрамбуют прикладом автомата всех чертей обратно в Ад и привалят булыжником. Возможно, понадобится скинуть в шахту ядрёну бомбу. А может быть, территории в каком-то радиусе станут необитаемыми и останутся мрачным памятником торопливой жадности.

С фитильком: комбинация фондовского/археологического подхода к аномалиям/ценным находкам в купе с нахождением какого-нибудь неизвестного артефакта приводят к большим головным болям региональных начальников и всех кто их ниже: «Что с артефактом делать?» «Вдруг испортится/рванёт?» «И куда его?» «Вдруг мы своими опытами с експерементами его испортим?» «Вдруг мы своими попытками его сохранить его испортим?»… Не столь катастрофичные последствия, но мороки море, так и скажут все: «Докопались!».

Где встречается[править]

Общее[править]

  • Часто пересекается с тропом Подлое эхо войны, вот перечень находок разной степени реалистичности: неразорвавшиеся мины, снаряды и торпеды, архив с тоннами мешающего компромата и данных (дезинформаторам может помешать даже архив), полностью самостоятельная вражеская машинерия, техника и промышленность (бронемашина на самоуправлении/автопилоте, боевой робот, автономный военный завод, ракета которая почему-то не полетела…), собственно неактивные враги (криокапсулы, магический сон, просто враги из своей физиологии обладают возможностью входить в анабиоз…), пропаганда, слишком поздно откопанные трофеи (откопали склад, братва вооружилась его содержимым и пошла на большую дорогу…), радиоактивные, химические и прочие заражения, какой-нибудь вредный артефакт (Кольцо Всевластия, к примеру, выкопали), добавить примеров… Прибавим особые находки, наличествующие у некоторых сеттингов. Список можно продолжать бесконечно.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Аркадий Гайдар, «Военная тайна» — при копании котлована докопались до мощного подземного ключа, шустро затопившего половину работы. А гадские копатели-татары желают работать за деньги, а не сверхурочно ради светлого будущего.
  • Иван Ефремов, «Час Быка» — жена Гриф Рифта была археологом и… докопалась: раскопала склад военных органических ядов — хорошо, что погибла одна. Хотя, здесь пересечение с тропом Подлое эхо войны.
  • Е. Войскунский и И. Лукодьянов, фантастическая повесть-катастрофа «Чёрный столб» — редкий пример из советской литературы.
  • «Волкодав» — алчные «хозяева» Самоцветных гор хотели добыть как можно больше драгоценных камней, но знали, что на определённой глубине начинают возникать «подземные мечи», и что это отнюдь не локальная угроза для жизней отдельных рабов, поэтому ставили в забоях прочные ворота, а совсем глубоко уже не лезли. Помогало, пока не явился «бог из машины» — и обнаружилось расплавленное ядро кометы, при падении которой эти самые горы и возникли.
  • А. Бушков, «Золотой демон» — двое бугровщиков («черных археологов» о современной терминологии), раскапывавших старый курган, нашли непонятного назначения медную «фляжку», в которой оказался заточен Олтун Падерех — тот самый золотой демон.
    • Археология (и шастанье по древним подземельями) на Таларе не приветствуются именно по этой причине: можно легко докопаться до какой-нибудь опасной чёрномагической дряни или же чего-то явно не вписывающегося в официально утверждённую картину мира.
  • «Хроники странного королевства»: в книге упоминается, что местные гномы «постоянно до чего-нибудь докапываются». А магам приходится срочно изобретать велосипед, чтобы справиться с последствиями. Впрочем, изобретённое после одного такого случая заклинание «Щит Сияющей Пещеры» (защищающее от гамма-излучения), помогло героям на загаженной донельзя Каппе.
  • Евгений Лукин, «Катали мы ваше Солнце!» — желающий ускользнуть из Преисподни в самоволку Кудыка раскопал не тот боковой проход… и чуть было не свалился на одного из трёх китов, держащих мир.
  • Антон Орлов, «Убийца наваждений» — под городом запрещено вести какие-либо подземные работы без множества согласований. И не потому что у городской администрации случился бюрократит, а из-за наличия под землёй спящих хронических чудовищ. Одну такую ктулху излишне самонадеянные случайно откопали, но успели вовремя остановиться. Зато злодеи потом нашли и принялись откармливать бездомными бродягами, чтобы разбудить. Для уничтожения чудовища героям пришлось призывать богиню Кошку во плоти, которая порвала чудовище, как мышку.
  • А. Белянин, повесть «Опергруппа в деревне» — близнецы Бурьяновы из Подберёзовки обнаружили целый холм соли и решили, что им крупно повезло. А под слоем соли лежал хрустальный гроб с Каргой-Гордыней, женой Кощея Бессмертного.

Зарубежная[править]

  • Конан Дойл, «День, когда Земля вскрикнула» — профессор Челленджер шутки ради продавил Педаль в земную мантию в буквальном смысле: он докопался до плоти живой Земли!
  • Говард Лавкрафт:
    • «За гранью времён». Докопались не все, только протагонист-рассказчик. И очень боится, что археологи повторят его ошибку.
    • «Грибы с Юггота» — сонеты «Колодец» и «Древний город».
  • «Властелин Колец» — гномы Мории искали мифрил, а нашли Балрога. Ай, молодца!
  • Роберт Джордан, «Колесо времени» — учёные древности искали новый источник энергии и пробили дыру в узилище Темного.
  • Стивен Кинг:
    • «Безнадёга»: рылись в шахте — выпустили демона Тэка.
    • «Томминокеры» — Бобби откопала корабль пришельцев.
  • Р. Скотт Бэккер, трилогия «Князь Пустоты» — один не сильно дружащий с головой не-эльф предложил одному не сильно обременённому моралью архимагу раскопать ковчег древнего зла, и всё завертелось… Кончилось Апокалипсисом. Двумя Апокалипсисами.
  • Питер Уоттс, «Рифтеры» — скорее донырялись. Работники глубоководной геотермальной электростанции вынесли на поверхность древний вирус, уничтоживший почти всё человечество.
  • Клайв Баркер, «Голый мозг» — фермер выкопал в поле древнего демона.
  • Джон Вуд Кэмпбелл, «Кто идёт?» — полярная экспедиция, занимавшаяся изучением южного магнитного полюса, обнаружила магнитную аномалию и решила её исследовать. В результате нашли разбившийся космический корабль и замёрзшего неподалёку пассажира. Так как полярники не являлись ни биологами, ни военными, ни тем более археологами (решили извлечь корабль из-подо льда термитом, но не учли, что тот сделан из магниевого сплава, в результате спалив всё к чертям), то решили разморозить инопланетянина прямо в лагере, нарушив правила обращения с биологически опасными объектами (если бы проводили разморозку в прочном и герметичном контейнере, то всё было бы иначе) и позволив ему сбежать и поедать животных и людей, в результате чуть не погубив цивилизацию.
  • Литературный WarHammer 40,000. Комиссар Каин (да и простые жители Империума) постоянно до чего-нибудь докапываются. Или до кого-нибудь. Некроны, спящие тираниды…
  • М. Курц, «Ловушка для пальцев» — семья, похитившая протагониста-педофила, во время копания колодца случайно пробудила чужеродное чудовище. Ради сохранения своей жизни и жизни своих близких глава семейства начал приносить в жертву людей этому монстру, который превращает их в живые инкубаторы.

Сетевая[править]

  • Сергей Ким, цикл «Интервенция» — храм Эмрис в районе Грозовых Врат по мнению Узервааза должен был быть сокровищницей оружия Древних. А на деле оказался центром утилизации опасных магических материалов с огромным радиационным фоном. Наверняка, Дилистраза лишь в последний момент поняла, что шагнула не в золотую жилу, а в собственную безымянную могилу.
  • Александр Чесноков, «Чёрный Лёд» — лоялисты династии Горвен после свержения своего сюзерена отступили в Ничейные Земли, где наткнулись на покровительствовашего там Брила, местного бога тьмы. С тех пор служат ему как личная армия нежити.

Кино[править]

  • Фильмы серии «Мумия» (что старые, что новые) — местные археологи, и не только, докапываются обычно, разумеется, до разного рода мумий, иногда даже китайских.
  • «Василиск: Царь змей» — в пустыне особо умные археологи докопались до гробницы, где мирно спал замурованный василиск. А тот проснулся и начал обращать людей в камень.
  • «Отряд самоубийц» — археолог Джун Мун раскопала Чародейку и в результате стала ей одержима.
  • «Мрачные тени» — обращенного в вампира Барнабаса запирают в гробу и хоронят заживо. Два века спустя, в 1972 году, строители разрывают гроб и тут завертелось…
  • «Мотра» 1996 года — во время работ был обнаружен небольшой медальон — печать Элиас. Его забрал себе как сувенир один из начальников, что привело к освобождению заключённого зла — Дезгидоры (не путать с Кинг Гидорой).
  • «Сказка странствий» — обитатели деревни со зловещим секретом на спине гигантского дракона пытались пробурить его шкуру и добыть драконов огонь… Добыли. В итоге разъярённое от боли чудовище устроило всей округе стихийное бедствие.
  • «Ужас на глубине 9 миль» — бур пробил проход в пещеру, и учёные записали шум, похожий на крики людей, а потом после чего начали страдать от галлюцинаций.
  • «Нечто» (обе части) — все веселье началось с того, что норвежским полярникам наскучило сидеть на станции, и поэтому они решили откопать во льду НЛО… После этого резко стало весело всем на норвежской полярной станции, их коллегам с американской станции и, возможно, всему населению планеты Земля.
    • В приставочной (PlayStation 2) игре-спиноффе тема раскрыта дополнительно.
  • «Кольская сверхглубокая» — основанный на городской легенде фильм о том, как в СССР, при бурении вышеозначенной скважины, геологи наткнулись на что-то ОЧЕНЬ опасное. То ли на грибковую форму жизни, то ли самого дьявола, в любом случае если это вылезет наружу или попадет в руки горе-патриотов, миру точно конец.
  • «Куотермасс и колодец» (фильм 1967 г., снятый по одноименному сериалу 1958 г.) — при строительстве станции лондонского метро рабочие откапывают капсулу, в которой лежат тела насекомоподобных пришельцев. Они прилетели с Марса 5 млн лет назад, внесли свой генокод в земные организмы и теперь у некоторых людей пробуждается генетическая память, наделяющая их псионическими силами и стремлением уничтожить тех, в ком нет генокода пришельцев. Это хитрый план давно вымерших марсиан по завоеванию Земли…
  • «Власть огня» — на этот раз рабочие сдуру раскопали драконов, лежащих в спячке под Лондоном. Результат предсказуем…
  • «Мегалодон» — если под Лондоном спят драконы, то под океаническим шельфом могут быть целые моря с древними акулами-гигантами. И вот в результате бурения одна такая «реликтовая тварь» всплыла во «внешний» океан…
  • «Под водой» — добурились до целой своры морских чудовищ, оказавшимся всего лишь мелочью живущей на целом что ни на есть Ктулху, тоже спящих под океаническим шельфом.
  • «Армагеддон» — бурильщики сверлили астероид, наткнулись на карман с газом, тот бабахнул, и «луноход», приводивший в движение бур, улетел к чертям в космос. Хорошо, что тут же приехал запасной.
    • Там же и инверсия — Эй Джей, из упрямства и самонадеянности продолжая бурить сквозь газовый карман и наплевав на любую технику безопасности, обнаруживает под ним огромное месторождение вожделенной нефти.
  • «Тихие троечники» — инверсия: Вовка Веденеев и Валька Хрупалов перерыли полгорода, разыскивая подземную реку, но так ничего и не нашли.
  • В «Космической одиссее 2001 года» на Луне докопались до кем-то закопанного черного монолита.
  • «Призраки Марса» — земные колонисты в поисках полезных ископаемых откопали гробницу, в которой ждали своего часа мстительные призраки вымерших марсиан.
  • «Агония» — докопались до сточной трубы, а преподнесли как чудодейственно проклюнувшийся целебный источник. Вот такой он, царизм-то (и лично Гришка Распутин)!
  • «Doom» — доктор Кармак докопался до остатков марсианской цивилизации, решил поставить пару экспериментов и завертелось…
  • Просто «Рубеж» 2018 года.

Телесериалы[править]

  • Чёрно-белый японский сериал «Ultra Q» — шахтёры сдуру раскопали хищного динозавра-кайдзю Гомесса, который впал в летаргический сон, после того как его засыпало. Надышавшись кислорода ящер проснулся и начал всё крушить…
  • «Доктор Кто», «Инферно» — сколько бы ни кричал инопланетный научный консультант об опасности раскопок, ради геотермальной энергии и флеботинума ученые роют сверхглубокую шахту. Флеботинум нашли, только вот он смертельно опасен для всего живого.
    • Равно как и в двух сериях «Голодная Земля» и «Холодная кровь» — в 2020 году ради флеботинума набурили 21 километр и хоморептилий.
    • А в «Сбежавшей невесте» инопланетяне намеренно докопались до скрытого в ядре Земли космического корабля древнего зла.
  • «Lexx» — компашка космошахтеров докапывается до последнего выжившего Насекомого, оно вселяется в одного из них и становится первой Его Божественной Тенью.
  • «Секретные материалы» — в одной из серий речь идёт о группе геологов, обнаруживших в земных недрах «совершенно новую (и весьма агрессивную) форму жизни». А чуть ранее была серия с формой жизни, обнаруженной полярниками во льдах Антарктики.
    • Практически аналогичная форма жизни была найдена русскими полярниками в туше замерзшего мамонта в последней серии первого сезона сериала «Пси-фактора».
  • «Мастера ужасов», «Проклятая тварь» — шахтёры докопались до какой-то хтоническо-демонической жути, которая заставляла людей убивать друг друга. В результате население шахтёрского городка погибло практически полностью.
  • «Очень странные дела» — в пятой серии второго сезона шериф Джим Хоппер, раскапывая поражённое неизвестным сорняком поле с тыквами, проваливается на Изнанку и едва не гибнет там.
  • «Ералаш», «Раз лопатка, два лопатка» — пример прямо как из эпиграфа.
  • «Вампиры средней полосы» — двое поисковиков-любителей ходили по смоленскому лесу с металлоискателем, надеясь найти старинные монеты, и в итоге откопали мумию с древним топором. Они уже мысленно поделили куш от продажи ценной археологической находки, когда один из них случайно порезался о топор и капнул на мумию кровью. И тут оказалось, что это был древний вампир в анабиозе. Очень голодный древний вампир.
  • «За гранью возможного» — в одном шахтёрском городке, рабочие натыкаются на древнюю пещеру, в которой проживают какие-то черви. Эти черви начинают пробираться в мозги людей и управлять ими. Единственный житель городка, на которого они не действуют — умственно отсталый брат официантки местной обеденной. Парочкой экспериментов он устанавливает, что черви не любят солнечный свет, но обожают соль (поэтому и проживают в соляной шахте). Обманом он выманивает заражённых жителей городка из пещеры, после чего подрывает вход динамитом как раз перед восходом солнца.
  • «Книга Бобы Фетта» — захваченный тускенами родианец, которого пустынники заставили искать в песке какие-то накапливающие воду плоды, докопался до очень хищной рептилии. В результате проблемы начались сначала у родианца, которого начали кушать, а затем и у зверюги ибо к родианцу был привязан Боба Фетт, который ОЧЕНЬ не хотел, чтобы его снова съели.
  • «Blood Drive» — когда стало не хватать нефти, американская корпорация «Core» докопалась до чего-то такого, что сделало её филиалом Ада на земле. Проделанный ими Разлом превратил большую часть страны в постапокаллиптический пейзаж, наводнённый чертовщиной, но зато из него они извлекли множество перспективных технологий… с весьма леденящими душу особенностями. Заглавная гонка - обкатка двигателей, которые перерабатывают на топливо души людей.

Мультфильмы[править]

  • «Муравей Антц» — рабочие муравьи копали грандиозный туннель, но наткнулись на озеро, вода из которого затопила муравьиную колонию. К счастью, никто не умер. Случай с оговоркой, так как всё было спланировано кое-кем.
  • «Витрина DC: Адам Стрэндж» — на одной планетке шахтёры докопались до логова гигантских насекомых, которые тут же ринулись в город за лёгкой добычей.

Мультсериалы[править]

  • «South Park» — 3 супергеройских серии в 14-ом сезоне. Нефтяная компания сперва устроила экологическую катастрофу, затем пробурила дыру в параллельное измерение, выпустив неведомых Чу-Чу, а потом ещё и разбудила Ктулху.
  • «The Real Ghostbusters» — во 2-ом сезоне метрокопатели добрались аж до врат Ада. Висящая на дверях демоническая рожа ещё и провещала им пару раз зловещим гласом, мол, «не открывать до Судного Дня!», но кого это остановило? Со всеми вытекающими, выползающими и вылетающими из ада последствиями. А в 4-ом сезоне до очередной дыры на тот свет докопался экскаватор бригады строителей, возглавляемой отцом охотника Уинстона.
  • «Extreme Ghostbusters» — собственно приключения новой команды Охотников за привидениями и начинаются с того, что во время работ в метро был освобождён заточённый призрак (демоница по имени Акира). А дальше понеслось… То Джерсийского Дьявола выкопали вместе с железной рудой, то вместо урановой руды нашли зелёного и светящегося радиоактивного демона-жука (который всю руду и сожрал, да и ещё и начал от этого расти), то набурили демонической нефти, из которой вырос нефтяной голем… Похоже, в этой вселенной вообще опасно добывать какие-либо ископаемые.
  • RWBY — когда город Маунтин Гленн пал под натиском Гримм, большая часть населения перебралась в подземные коммуникации и завалила входы. Поначалу все шло неплохо, но затем случайный взрыв пробил проход в пещеру, полную Гримм, и подземный город стал самой большой в мире братской могилой.
  • Звёздные Войны: Войны Клонов — именно так на родной планете дагов докопались до зверя Зилло, который потом был по приказу канцлера Палпатина отправлен в столицу для изучения полезных свойств своей чешуи, но сбежал и разворотил чуть не половину Теней Корусанта (имелись жертвы; последней жертвой стал он сам — явная аллюзия на Кинг-Конга. Или Годзиллу). И чуть не съел самого Палпатина.
  • «Подозрительная Сова» — 5-ая серия 6-го сезона.
  • «Байки хранителя склепа» (1993) — 2 сезон, 7 серия. Градообразующим предприятием захолустного городишки, где живёт тётя главного героя, была шахта. Но воднажды шахтёры копнули слишком глубоко и наткнулись на «призраков». В шахте стали находить человеческие останки, слышать жуткие звуки и видеть мелькающие в тоннелях странные тени. А когда и сами шахтёры начали пропадать один за другим, было принято решение закрыть шахту и завалить вход в неё. Так она и простояла запечатанной сорок лет, пока в наши дни новый владелец не решил открыть её заново и не взорвал завал. Призраки (которые на самом деле были вполне материальными бледными монстрами, отдалённо похожими мордами лица на Брэйна), не заставили себя ждать.
  • «Невероятные приключения Джонни Квеста» — поскольку весь мультсериал сделан в стиле типа Индиана Джонс, докапываются в нем до чего-либо регулярно, но не всегда это связано с археологией. Уже во второй серии первого сезона во время сноса заброшенных зданий в Чикаго из фундамента одного них повалил смертоносный нервнопаралитический газ доктора Серда. В серии «Баллада о Белль Боннет» почти докопались до места крушения дилижанса с золотом в проклятом каньоне и пробудили мстительный призрак некогда угнавшей его, чтобы передать нуждающимся детям благородной бандитки. В серии «Мумии Маленки» лидер маленькой, но гордой банановой республики, докопавшись до пещер с мумиями жертв смертоносной болезни, пытался использовать ее в качестве биологического оружия, но стал жертвой внезапно оживших при виде его бесчеловечности мумий. В серии «Подводное происшествие» докопаться не успели, но только потому, что внезапное подводное землетрясение в районе расположения подводной научной станции, которая и вела раскопки, освободила неизвестно сколько лет замурованных под дном океана агрессивных хищных двоякодышащих тварей. С прикрученным фитильком — в серии «Другое измерение», собственно, вели не раскопки, а разработку телепорта и случайно открыли портал в другое измерение. Послали туда на разведку беспилотник, а оттуда приперлись агрессивно настроенные аборигены-захватчики. Еще раз с прикрученным фитильком — в серии «Канун вчерашнего дня» сами раскопки прошли вполне благополучно, но шахтой к центру Земли решил воспользоваться апокалиптический маньяк Изекиль Рэйдж и сбросил туда термоядерную бомбу, взрыв которой вызвал массовый сдвиг тектонических плит, уничтоживший всю жизнь на Земле.

Аниме и манга[править]

  • Tengen Toppa Gurren Lagann — инверсия. Симон, пытаясь расширить свое подземное поселение, добурился сначала до странного ключа-бура, а потом откопал меха Лаганна, с помощью которого он вместе со своим наставником смог вырваться на поверхность из-под земли. ОТКОПАЛИСЬ.
  • Darling in the FranXX — зигзагом: люди приноровились добывать «магматическое топливо» из недр планеты (нет, речь идёт не о лаве из планетарной мантии), совершенно не догадываясь, что это самое топливо — по сути техноорганическая ДНК-эссенция клаксосапиенов, давным давно метаморфировавших в клаксозавров. К слову — хозяевам этого «топлива» не понравилась деятельность людишек, вот они и повылезали на поверхность.
  • Densetsu Kyojin Ideon — вроде бы то же, что в предыдущем пункте, но в этот раз троп играется прямо (если учесть, чем всё закончилось).
  • Neon Genesis Evangelion — вот не надо было раскапывать Геофронт Антарктиды, не надо! Судя по наличию бронированной железобетонной «заплатки» на Геофронте Японии — до него тоже докапывались, но с последствиями докапывания до Геофронта Антарктиды размах пост-эффектов несравним. Впрочем, SEELE и сочуствовававший их делу профессор Кацураги явно хотели инициировать Второй Удар.
  • Meikyuu Black Company — тут корпорация «Райзах» в близком будущем докопалась до появления армии монстров. А отражать ее некому — все на трудовом фронте уже так упахались, что защищать вполне официально установленную корпократию нет ни сил, ни желания. В итоге цивилизация рухнула, корпорация ушла в небытие, остатки корпоративных рабов живут под надзором демонов или скрываются в подземном убежище.
  • Isekai Quartet:
    • KonoSuba — инверсия тропа: гробница Кила уже давно исследована другими приключенцами, но вот о потаённом крыле узнали относительно недавно, и за его исследование взялся отряд Казумы. Вроде бы и помогли упокоиться с миром окопавшемуся там личу, но… в общем, свято место долго не пустовало — новая угроза из того же самого склепа уже в лице Ванира не заставила себя долго ждать.
    • Overlord (аниме) — зигзагом: экспедиция воркеров в Назарик подавалась именно как исследовательская миссия в недавно обнаруженный мавзолей. Однако, окопавшееся там зло не только не плевало в потолок от безделья, но ещё и ждало незваных гостей.
  • Senki Zesshou Symphogear XV — в качестве завязки 5-го сезона учёные в Антарктиде потревожили спящего там голема. Педаль в пол: голем оказался ходячей гробницей для главной злодейки всего сериала (которая уже давно вроде как убита, но по инициативе Фудо таки нашли способ её разбудить).

Веб-комиксы[править]

  • «Перец и Морковка» — Не можешь склонить наставниц утилизировать неудачные эксперименты? Нужно всего лишь копнуть поглубже
  • Зорро: Осквернение — шахтеры раскопали инопланетных паразитов превращающих людей в зомби в частности их жертвой стала возлюбленная Зорро Лолита

Видеоигры[править]

  • Во многих играх можно до того развить добывающую промышленность, что энергосистема не выдержит и обвалится. Далее: А) всё вырубится, пока не будут увеличена выработка энергии или уменьшено потребление; Б) производство будет работать не в полную силу; В) закончится заряд аккумуляторов, и система погрузится во тьму, для выхода из которой потребуется зарядить всё обратно.
  • Bloodrayne: нацисты искали череп Белиара, а нашли злобных червей-паразитов. В принципе, можно было просто сделать дезинфекцию огнем (что Рейн, кстати, и делает), но они решили ставить на них опыты и понеслось…
  • Морровинд: двемеры докопались до Сердца Лорхана. Само по себе докапывание ничему не повредило, но двемеры на этом не успокоились: Кагренак решил использовать энергию Сердца в своих целях и создал специальные инструменты для этого, а также сотворил грандиозного робота Нумидиума, чтобы Сердце приводило его в движение. Но потом что-то пошло не так, и опаньки! — вся раса двемеров исчезла с лица Нирна, Вивек, Альмалексия и Сотха Сил убили Неревара Индорила и объявили себя богами, а Ворин Дагот свихнулся и начал на весь остров пускать чуму и проказу. Нумидиума же в конце концов увезли на запад, в Империю, и там он устроил маленький временной парадокс.
    • Рабочие яичной шахты Гнисиса докопались до ранее неизвестных двемерских руин. Субверсия: страхи рабочих оказались напрасными, руины безопасны.
    • А в ходе приключений в Морнхолде докопаться может и сам Нереварин — для этого нужно всего лишь открыть склеп Гедны Релвел.
    • Сразу несколько случаев в «Скайриме»: шахтёры, докопавшиеся до Логова Сольюнда, шахтёры, докопавшиеся до логова морозных пауков, шахтёры, докопавшиеся до Кургана Бладскал… Про целенаправленные раскопки и говорить не стоит: в игре есть три экспедиции в двемерские города и четыре в нордские захоронения, и ни одна ничем хорошим не закончилась.
      • Особняком стоят раскопки Дозорных Стендара в Крипте Ночной Пустоты: раскопали вампиршу и кучу драугров…но убили их вовсе не они. Хотя причиной нападения и правда стали раскопки.
  • Arx Fatalis: гномы снова искали мифрил и нашли его… в логове неуязвимого хищника, известного как Чёрная тварь. К моменту, когда герой пришел в гномовник, мифрил был на месте, обитатели посёлка были ровным слоем размазаны по стенам и полу, а страшная морда бродила вокруг да около в поисках добавки — и хорошо ещё, что вверх к другим поселениям не пошла…
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — прямым текстом не сказано, но откуда-то же взялись в гномьих шахтах все эти рудные големы и гигантские пауки
    • Ну как, прямо не сказано? В Клане Колеса прораб Арвид прямо просит разобраться с семейством кристаллических нежить-пауков, ко которых они докопались…
    • В клане Каменотёсов любопытный гном откопал лабораторию супернекроманта Кергана, и ничего не произошло. Но затем он решил поэкспериментировать с созданием зомби…
  • В Dwarf Fortress это — основа игры. Дварфы занимаются исключительно тем, что копают и преодолевают типичные проблемы шахтёров — от водного горизонта прямо под поверхностью земли, до пещер с пауками (которых можно приручить при некоторой сноровке), всякими жуткими чудищами, и тому подобного. Половина проблем решаются с помощью «залей это магмой». Вторая половина требует дварфийского моста смерти, вагонеток-убийц с золотом, а также наличия мозга у игрока. Потому что главное в игре — это FUN!
    • Например, адамантиновые жилы — это вертикальные трубки, уходящие в магму. Если долго раскапывать такую, то можно прорыть проход прямо в Ад. Откуда тут же попрут десятки демонов, каждый из которых может вынести неподготовленную крепость в одиночку. Впрочем, это же Dwarf Fortress, поэтому некоторые игроки истребляли легионы преисподней в хитрых ловушках, замуровывали края адских пещер, чтобы подкрепление не пришло, фактически колонизировали Ад и использовали его под помойку или под грибные грядки.
  • Первое правило Minecraft — не копать вертикально вниз и вверх. Потому что в первом случае вы рано или поздно прокопаетесь в пещеру, и тогда, в лучшем случае, больно шлёпнетесь и останетесь в темноте, в окружении местной фауны и без очевидного выхода. В худшем — угодите в озеро лавы, в котором сгорите сами и утопите всё, что нажито непосильным трудом, из инвентаря. Во втором в лучшем случае прокопаетесь в пещеру мобов или скопление гравия или водоём, в худшем прокопаетесь в лаву. Педаль в коренную породу — в Нижнем мире или Крае всего один неудачно выкопанный блок под ногами может отправить вас с обрыва в океан лавы или в бездонную пропасть. И если с первыми двумя проблемами можно справиться, запасшись зельем огнестойкости и тщательно зачарованными от падения ботинками, то против Края спасут только предусмотрительно надетые крылья (которые еще нужно найти в том же Крае). Контрится копанием вниз в ширину 2 блока, стоя на их переесечении: сломав один вы удержитесь на другом.
    • И это в ваниле, с модами можно наткнуться на такое что не только герой почти гарантированно помрёт, но и ландшафт будет испорчен, плюс сильные враждебные мобы разбредутся по округе.
    • А ещё можно докопаться до чешуйниц. Мелочь, а неприятно.
  • Dark Souls: жители Олачиля разворошили могилу Мануса, Первого Человека. В итоге весь город провалился в Бездну, а его жители были поглощены Тьмой, которая и тысячи лет спустя угрожает всему миру.
    • В сиквеле рабочие герцога Тселдоры откопали гнездо гигантских пауков. Поначалу всё шло мирно, герцог изучал пауков, а местные священники построили на пауках культ. Затем паукам гемолимфа в ганглии ударила, и они сожрали и зазомбили всё население Тселдоры.
  • Baldur’s Gate II: Shadows of Amn: гномики-свирфнеблины копали шахту в Андердарке и случайно откопали демона-балора (это не кто иной, как балрог со спиленными серийными номерами Профессора). Редкий пример адекватной реакции на троп: после убийства демона главгном объявил эту часть пещер запретной зоной.
  • «Might and Magic VII: For Blood and Honor»: гномы арендовали у магов шахту для добычи руды. Копали, копали, и докопались до медуз, неуязвимых к магии. Результат — все гномы в шахте окаменели. Маги связываться с медузами не захотели. Только группа из четырёх искателей приключений решилась превратить статуи снова в гномов.
  • Gothic: в шахте Старого Лагеря с магической рудой докопались до подводной реки, которая затопила почти всю шахту. Погибло множество рудокопов, залежи руды затопило. Всё это привело к смене расклада сил в лагерях, войне с Новым Лагерем за его ресурсы и убиению магов Огня.
    • До этого жители колонии раскопали ползунов, которые мешали спокойной добыче руды. Но силами Безымянного удалось уничтожить их матку и решить эту проблему. И вот, видимо, после такого успеха было решено смело копать всё дальше и дальше, а там и подводная река оказалась…
  • Final Fantasy VII: работники корпорации «Шин-ра» сдуру полезли в Северный Кратер и вынули со дна кратера труп женщины расы сетра (ну, это они так думали — на самом деле это впавший анабиоз космический паразит Дженова), и всё завертелось…
  • Torchlight: Амбер, который добывали люди в глубоких местных шахтах, оказался напрочь испорчен древним злом, искажающим живые организмы. До этого поразил ряд более древних цивилизаций, последних свихнувшихся представителей которых люди воспринимали как монстров. Чем глубже и больше амбера — тем жирнее вокруг него зависимые от него чудовища разных мастей.
  • Resident Evil 4: а тут шахтёры в испанской шахте откопали доисторических паразитов лас-плагас и сами ими заразились. Потом снова шахту закопали, а обиженный на всех аристократ-карлик Салазар снова её откопал — и всё пошло по новой…
  • «Пенумбра»: сотрудники гренландской исследовательской станции «Мануик» искали артефакты древней цивилизации, а нашли гробницу инопланетянина Туурнгайта. Начали её изучать. Туурнгайт, решив что ему хотят причинить вред, атаковал исследователей, выпустив вирус. В результате половина из них погибла, а другая половина мутировала.
  • «Годвилль» — педаль глубоко в земную кору: любой герой может (по указанию игрока) заниматься этим достаточно регулярно, да ещё и с немалой выгодой. Раньше это было случайной ситуацией — копая клад, герой по воле Святого Рандомия докапывался до босса. В какой-то момент разработчики объявили, что отчаянно копающие герои прорыли целое метро. Теперь в Годвилле есть подземные рейды.
  • Cold Fear — рабочие русской буровой установки в море нечаянно напоролись на неизвестных науке морских звёзд-паразитов и… Дальше продолжать не стоит.
  • Мор (Утопия) — бригада под руководством Младшего Влада копала колодец вертикально вниз до тех пор, пока не докопалась до подземных окровавленных туннелей, из-за чего все рабочие спешно ретировались.
  • Strider 2 — оказывается что злодей Мейо не умер впервой части игры, а был лишь ранен и замурован в гробнице в Эльдорадо. Ну нашёлся некто, кто его оттуда выпустил(с фитильком ибо специально).
  • Warcraft — отступая перед силами нежити, нерубианцы копали всё более глубокие тоннели, пока не докопались до безликих и не решили, что лучше уж мертвяки, чем ЭТО.
    • Более частый, но менее опасный случай — кобольты. Подземный народ, любящий копать тоннели по всему миру, но не любящий, когда другие копатели к ним лезут. С ними, например, пришлось столкнуться оркам и гоблинам, когда последние проводили раскопки в поисках воды для Оргриммара. Кобольты не были особо опасны, но зато очень упорны, так что их пришлось «закопать» обратно, взорвав всех их туннели в округе.
  • RimWorld — на карте могут попадаться расположенные на склонах холмов заброшенные строения, пройдя мимо которых поселенцы предупредят о «древней опасности». Попытка проломить стену приведёт к столкновению с весьма недружелюбно настроенными обитателями вроде боевых роботов или космической саранчи, однако, одолев их, можно освободить спящих в криосне людей. Попытка раскопать такую постройку в ранней игре, скорее всего, приведёт к уничтожению вашей колонии разъярённой стражей.
    • Кроме того, в любой области под толстым каменным потолком может появиться несколько ульев той же самой космической саранчи, которые совсем непросто уничтожить.
    • Работая с буровой установкой можно вызвать пачку насекомых. Именно с таким сообщением.
  • Craft The World — раз мы имеем дело с гномами, то докопаться можно, например до улья подземных муравьев, комнаты Хранителя или просто провалиться в пещеру, пробив под собой пол. Уникальным является возможность докопаться наверх: если дом или его часть расположены под землей и вы наткнетесь на идущий на поверхность проход, то могут начаться неприятности — монстры из порталов вторжения будут идти коротким путем, снося поставленные игроком блоки. А нежить под землей не сгорает на рассвете, потому будет шататься и нападать на гномов.
  • Fallout 3 — рейдеры, засевшие в спрингвейльской начальной школе, посчитали, что сделать подкоп в убежище 101 будет легче, чем организовывать очередной неудачный налет на Мегатонну. Однако, они не учли пары нюансов: сам процесс рытья подкопа, даже если его делать при помощи взрывчатки — дело долгое; в довесок к этому, рейдеры копали подкоп немного не туда и попали вместо вожделенного убежища 101 в гнездо гигантских муравьев.
  • «Ведьмак 3» — жители деревни Стёжки раскопали под своей деревней эльфские руины, и принялись с выгодой продавать найденные там сокровища купцам из Новиграда. Но однажды они потревожили вампира-экимму, который залёг в спячку в подземелье, и он устроил кровавое побоище, перебив даже нильфгаардских солдат.
  • Railroad Tycoon 3 — если сильно вложиться в какую-то отрасль легко можно дотянуть железную дорогу до краев с кучей голодных конкурентов которые мгновенно утянут рынок вниз. А уж если речь идет о сожравшем треть фондов компании сталелитейном заводе, да ещё и построенном в кредит, то его уход в минус легко закончится разорением.
    • Аналогично если начинать на карте с плохой изначальной логистикой — если дотянуть дорогу до богатых сырьем регионов от общего богатства перерабатывающие заводы начнут строить уже на месте и там же потреблять парадоксально схлопнув перевозки с которых живет игрок.
  • Darkest Dungeon — уж насколько Предок был поехавшим безумцем, но раскопки в Темнейшем Подземелье нагнали жуткий ужас даже на него — настолько жуткие чу-чу оттуда повылазили!
  • The Dig — старый (1995 год) квест от LucasArts. За три года до этого вашего «Армагеддона» группе исследователей требуется взорвать ядерные заряды, дабы скорректировать орбиту астероида, угрожающего Земле. И вот при бурении они находят нечто…
  • Amnesia: The Dark Desent — ой, не стоило экспедиции от Британского музея в Лондоне шастать по всяким затерянным гробницам…
  • Plague Inc. — если начать игру за зомби-вирус в Египте, окажется, что эта болезнь ждала своего часа в фараоновой гробнице, пока её не вскрыли археологи.
  • Deep Rock Galactic — субверсия. Жадные капиталистические буржуи из заглавной корпорации осознанно начали добывать минералы на Хокссесе, потому что там богатые месторождения, а конкуренты туда соваться боятся. А в качестве шахтеров — до зубов вооруженные дварфы, потому что кто, если не они?
  • Dungeon Keeper — что в первом, что во втором, рытьё тоннелей на благо родного Подземелья — это смысл нашего существования. Чем больше отрыли и пометили — тем больше у нас маны на всяческие нужные дела. Можно докопаться как до жирных ништяков в виде алмазной жилы (бесконечная валюта) и Колодцев маны (увеличивают генерацию маны), так и до вполне себе вражеского подземелья.
    • В буквальном смысле троп отыгрывают наши враги-приключенцы, которые натурально роют туннели и докапываются… до нас!
  • Doom (перезапуск) — зигзагом. Открывать портал в Ад и снаряжать туда экспедиции, конечно, не стоило. А вот то, что в ходе одной экспедиции удалось добыть саркофаг с воителем, который в одиночку кошмарил целый Ад неизвестно сколько времени — это очень хорошо.
  • Encased — ученые в прямом смысле докопались до реликта, который начал оказывать псионическое воздействие (сначала) на людей на раскопках, постепенно сводя их с ума, превращая одних в овощей, а других в очень агрессивных живых зомби, в том числе поедающих человечину. Жуть получилась форменная. Один «пораженный», например, мыл пол своими кишками (можно сразу убить из милосердия, а можно применить медицину и все равно убить, так как он сразу же нападет на благодетеля). Жути добавляет чтение логов в компах, записках и т. д. Главный герой/героиня героически попытается артефакт «отключить»… на этом пролог заканчивается.
  • The Dark Pictures Anthology: House of Ashes — сначала аккадцы построили храм на месте падения инопланетного корабля с погребеной там в стародавние времена инопланетной паразитической формой жизни, которая переделывала своего носителя в аналог вампира, потом в 1946 году до него дорылись британские археологи (с прикрученным фитильком, так как спонсор экспедиции леди Бредшоу оказалась мраккультисткой и точно знала, что они там раскопают нечто подобное, и сознательно хотела инфицироваться чтобы обрести таким образом бессмертие. Например, один из тех воинов, которые и похоронили в своё время этих тварей, был ими схвачен и тоже был инфицирован, и под землей его тело, лишённое пищи просуществовало 5000 лет!), а в 2003 году с гостями из иных миров встертились американские морпехи и иракские солдаты. Результата плачевен во всех трёх случаях.
  • Halo Wars 2: Awakening the Nightmare — Атриокс ясно дал понять, что ресурсы Ковенанта можно собирать вокруг места падения «Высшего Милосердия», но не внутри самого корабля. А что сделал Воридус? Правильно — просверлил дыру в карантинном барьере вокруг обломков, чтобы поживиться более ценным лутом. Результат — Изгнанникам с большими потерями удалось подавить вторую эпидемию Потопа на Малом Ковчеге.
    • Судя по основной серии, Ковенант не раз наступал на одни и те же грабли, выпуская паразитов Потопа из сдерживающих камер на обоих Ореолах. А разгребать это пришлось людям.
    • Зигзагом — Колония, лидер охотников-лекголо среди Изгнанников, там же на Малом Ковчеге обнаружил всё ещё действующий корабль Предтеч. И половил бы с него профит, но наличие такого мощного ксенотеха у пришлецев вынудило «Дух огня» разбомбить судно, пока то стояло в доках.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — в мрачной тьме далекого будущего докопаться можно до целой кучи различной мерзости, которая после пробуждения способна без отрыжки слопать целую планету, а то и весь субсектор. Горе-копатели могут дорыться до некронов (см. на картинке в начале статьи), подземных агрессивных ксеносов, запечатанного алтаря Хаоса, запертого в недрах планеты демона, находящихся в стазисе Железных Людей[1], древних Врат в Паутину, ведущих на территорию темных эльдар, пещеру с орочьей экосистемой, пораженного порчей Хаоса титана времен Ереси Хоруса, прибывшего в далеком прошлом авангарда тиранидского флота, опасного ксено-архео-еретеха, гробницы с особо заразной болезнью Нургла и ещё до многого, многого, чересчур многого другого.

Музыка[править]

  • Diggy Diggy Hole. Эта милая черта гномского менталитета даже подсвечавается: «We do not fear what lies beneath — we can never dig too deep!»
  • Метал-группа «Стахановцы» — «Что не следует раскопали». Хотя вообще лирические герои «Стахановцев» настолько суровы, что даже докопавшись до Ада, они просто продолжат копать дальше. Ведь ниже Ада уголь есть!
  • Как-то гномы делали подкопы / И забрались слишком далеко. / «Мория» — по-русски значит… «пропасть», / Это вам запомнится легко. (О. Леденев, «Несуны»).

Реальная жизнь[править]

  • Имеется обилие сообщений о несчастных случаях при работе отрядов поисковиков, копающих по тематике Второй Мировой войны. Невзорвавшиеся гранаты, мины, танковые и артиллерийские боеприпасы — это ещё не полный список опасностей.
    • Любительский приборный поиск также таит в себе немало неожиданностей — как приятных, так и нет. И копать по войне здесь совсем не обязательно. Например, выйдя с намерением выкопать царской меди и серебра в чисто поле на место урочища, где никогда не было никаких боевых действий и в помине, можно докопаться… До гнезда очень-очень злых шершней! Ужас у холодильника — а ведь для аллергика такая встреча может стать и вовсе фатальной
      • А уже если вдуматься, то для того, чтобы эту самую встречу не пережить, аллергиком можно и не быть — достаточно медленно соображать и бегать, и быть легко одетым.
    • Продолжая тему приборного поиска, следует отметить и пляжный поиск, при котором ищут не старые монеты, а изделия из драгоценных металлов, бижутерию и мелочь, выпадающую из карманов незадачливых купальщиков. Если речь идёт о поиске на обустроенном всеми благами цивилизации пляже, орудуя металлическим совком, помимо всего вышеперечисленного можно выкопать слегка присыпанные песком провода и, главное, повредить их изоляцию. Автор правки однажды так и докопался, и от удара током его спасло только то, что провода были обесточены.
    • А уж сколько неприятных сюрпризов в виде битого стекла, ржавых гвоздей, острых краёв консервных банок и прочих мусорных «радостей» поджидает поисковика! Посему, первое правило металлопоиска: без перчаток на коп — ни-ни!
  • Педаль в земную кору! Буквально! w:Грязевой вулкан в Сидоарджо возник в результате бурения!
  • США, озеро Пенёр: геологи, искавшие под озером нефть, попали скважиной… прямо в соляную шахту. Вода мгновенно размыла соляные опоры, и озеро превратилось в самый большой в мире слив, поглотивший полтора десятка кораблей (большая часть потом всплыла обратно) и даже небольшой остров с домиком. Каким-то чудом обошлось без жертв.
  • США, 1963 г. На проекте по строительству автомагистрали из Остина в Даллас бурили «геологическую» скважину (отобрать образцы и проверить прочность пород). На глубине 7 метров из скважины убежал весь раствор, а затем открутилось долото. Смелый буровой мастер решил расширить отверстие, а потом на верёвках туда спустили четырёх помбуров и геолога Джеймса Сансома[2]. Так была обнаружена карстовая пещера «Внутренний Космос» (The Inner Space Cavern), долгое время считавшаяся самой большой в мире. Лишь в 2012 году рекорд побила пещера во Вьетнаме.
  • Джеральд Даррелл, описывая свой визит в новозеландский город Роторуа, известный своей геотермальной активностью, упомянул, что незадолго до их визита один местный житель расширял свой подвал, когда из-под его кирки ударила струя пара и убила его.
    • В Джерсийском зоопарке самого Даррелла однажды докопались… утки. В овраге, где позже устроили утиный пруд, кто-то в войну зарыл целый ящик патронов для дробовика, который со временем сгнил и превратился в залежи свинцовой дроби. В один далеко не прекрасный жаркий летний день, когда пруд обмелел, до залежей добрались представители редких и исчезающих видов птиц и наглотались дроби, как обычных камушков, после чего несколько из них скончались от вполне буквального свинцового отравления.
  • Дарваза, Туркменистан: советские геологи искали газ. На небольшой глубине нашли подземную пустоту, в результате чего всё вокруг скважины (и сама буровая вышка) провалилось, и хлынул газ. По счастливой случайности, работники буровой не пострадали. Газ решили поджечь, в надежде, что он быстро выгорит. Не выгорел до сих пор. Так эта яма (точнее, «врата в ад» — Дарваза по-туркменски «ворота») полыхает и поныне.
  • Кольская сверхглубокая скважина — внезапное свёртывание работ породило массу городских легенд разной степени ментальной адекватности о том, какого же демона выкопали в этот раз. Газеты и журналы обильно разродились первоапрельскими версиями (в том числе о том, что пробурили прямиком в ад, в самом прямом смысле этого слова), подлив масла в огонь. На самом деле просто неудачно совпали 2 фактора: продолжение рекорда после очередной мелкой аварии стало уже совсем несуразно дорогим, и как раз в этот момент началась перестройка и лихие 1990-е. А если точнее, то чем глубже, тем больше условия скважины напоминали поверхность Венеры — то есть адская жара и давление, превышение пределов прочности бурильных труб, кипящий на устье скважины буровой раствор, и так далее.
    • Великой пользы Кольская сверхглубокая не принесла, но последствия для теории всё же были. Считалось, что под осадочными породами на континентах лежит гранито-гнейсовый слой, а ниже — базальтовый. Определённой по сейсмике границы базальтов (так называемой «границы Конрада») скважиной обнаружено не было. Теперь теории о границе Конрада сильно пересмотрены, и геофизики полагают, что скачок скорости сейсмических волн с базальтами не связан.
  • В Словакии при бурении артезианской скважины обнаружена небольшая залежь… авиационного керосина. Рядом стоял советский вертолётный полк, и какая-то цистерна годами протекала.
  • В Окницком районе Молдавии, рядом с украинской границей, имеется озерцо, не слишком широкое и очень-очень чистое. Настолько чистое, что, если заплыть на середину, кажется, будто до дна всего несколько метров. А на самом деле в этом озере стоит здоровенный подъёмный кран. Во время засухи, когда воды чуть мельчают, на поверхности может оказаться его верхушка. Когда-то рыли котлован под строительство, да случаем спустили в него воды со всех окрестных родников. Вместо постройки вышел затерянный мини-курорт.
  • Та же самая история вышла с Голубым Озером в Кировоградской области на Украине. Нечаянно докопались до подземного озера, и вода из него вышла наружу. Теперь это место отдыха.
  • Гранитный карьер в г. Ужгород, Закарпатье, Украина. В семидесятых годах таки докопались… Карьер затопило буквально за ночь. Вследствие быстрого подъема воды вся техника так и осталась на дне. В данное время является одной из любимых зон отдыха, хотя официально купаться там нельзя, а по документам его владельца, ОАО «Андезит», вообще является сухим, то есть без воды.
  • Аналогичным манером образовалось Марсианское озеро в Крыму (Бахчисарайский район, село Скалистое).
  • Село Облои, Херсонская область, Украина (больше известно по селу-курорту Железный Порт, хотя ехать оттуда много, порядка 50 км). Бурили в 70-е годы, предположительно ради газа, но нарвались на солёный термальный источник. В 2000-е заглушка протекла, и гейзер обустроили в советском стиле, подав как целебный.
  • Автор правки живет в немецком городе Аахене, где, как не совсем в шутку утверждают местные жители, невозможно не то что фундамент вырыть — червей накопать без того, чтобы не наткнуться на ценную археологическую находку. В 2010 году, к примеру, в небольшом парке в самом центре города при всего-то замене травяного покрытия вырыли неплохо сохранившиеся остатки древнеримского поселения. Проблемы от этого возникают только у городских властей, которым приходится находки исследовать, сохранять и выставлять на всеобщее обозрение, что стоит немалых денег и затягивает сроки строительства и ремонта.
    • А уж в самом Риме… Метро там строить — без комментариев. Достаточно упомянуть, что свыше 80% бюджета строительства - археологические работы.
    • Ну и разумеется территория Земли Обетованной и особенно Иерусалим.

Примечания[править]

  1. Агрессивный ИИ, который в своё время чуть не перебил всех человеков и из-за которого нынешние имперцы никаких действий с механизмами без почтительно-боязливых молитв не совершают.
  2. The Discovery of Inner Space Caverns