Гордая торговая раса
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Proud Merchant Race. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | » | |
— Кроссовер, раскрывающий суть |
Гордая торговая раса — ещё один распространённый штамп в фэнтези и космоопере для характеристики какой-либо нации или расы. Особенность её заключается в большой любви к деньгам: культура этих рас всегда основана на богатстве; здесь уважаются только те, у кого достаточно капитала. Могут быть как и миролюбивыми торговцами, полагающимися на дипломатию для достижения богатств, так и безжалостными и аморальными капиталистами, которые не гнушаются ничем ради наживы. Последние попадают под троп «Торгаш — это плохо». Однако даже они будут отличатся от рас-грабителей своей цивилизованностью и предпочтением хитрости и своего влияния вместо грубой силы.
Иногда могут быть СФК какого-нибудь народа, часто — евреев.
Помимо торговой расы, существуют Гордая и воинственная раса (культура которых строится на храбрости и сражениях) и Гордая и мудрая раса (а их культура строится на знаниях/духовности).
Примеры[править]
- Фэнтезийные гномы — очень любят золото и драгоценности, но в то же время искусные ремесленники и умеют воевать. Хотя их обычная жадность порой мешает торговать — либо жаль расставаться с товаром, либо не могут не взвинтить цену.
- Другой частый образец тропа в фэнтези — гоблины.
Литература[править]
- «Гарри Поттер» — гоблины-банкиры. Не только торговцы, но и ремесленники прекрасные. При этом воины не воины (хотя кинжалами орудуют мастерски, да и магией владеют), а из-за крайней мстительности и злопамятности считаются весьма опасным противником — в прошлом магическая Британия пережила несколько опустошительных восстаний гоблинов.
- «Войны Мри» Кэролайн Черри — у инопланетных торгашей регулов принципиально отсутствует подход «они же дети!» Более того, молодые незрелые регулы являются расходником для зрелых регулов, которые ими с лёгкостью жертвуют, а то и убивают. Ну и при конфликтах с людьми мысль пощадить ребёнка им просто не приходит в голову, отчего люди с их любовью к детям воспринимают регулов как отморозков, а поскольку регулы трусоваты и осторожны, у людей о них мнение как о «подлых отморозках». Воюют регулы при помощи наёмников — тех самых мри, а сами воевать не любят, но когда приходится воевать самим — пускают в бой незрелых регулов тупо используя их как пушечное мясо.
- Ларри Найвен, серия Known Space — инопланетяне «кукловоды Пирсона». Известны как торговцы и пацифисты, а также тем, что утверждают: у них три пола (врут).
- Вселенная «Шейперы и механисты» Брюса Стерлинга — инвесторы, инопланетные торговцы, прибывшие в Солнечную систему.
- Чжун Ко (названо в честь Чжэн Хэ) Вернора Винджа — межзвёздные торговцы, летающие с досветовой скоростью. Редкий явно положительный пример.
- Л. Буджолд, «Сага о Форкосиганах» — жители Комарры. Террористы, которые борются против барраярских захватчиков, подтвердят, что гордая. СФК итальянцев (см. Реальная жизнь).
- Плоский Мир — Анк-Морпорк. Официальный гимн города-государства — «Мы всех купим и будем править». Когда-то были воинственными, но в нынешние времена даже армии не держат (хотя если моча в голову ударит, могут создать в частном порядке), а главная стратегия против захватчиков — впустить, облапошить и ассимилировать.
- Хайнлайн, «Гражданин Галактики» — также положительный народ межзвёздных торговцев.
- Ну как положительный — шовинисты тройной отгонки, не считающие планетников за людей. Но торгуют честно и ни разу не агрессивны, да.
- «Космоолухи» — авшуры. При общении с людьми старательно «косплеят» стереотипных одесских евреев с их своеобразным говором в стиле «Я имею вам кое-что сказать…» — их психологи с каких-то мышей пришли к заключению, что это помогает торговле.
- А. Нортон, цикл о «Королеве Солнца» — весь об этом. Правда, звездные торговцы — не раса, а скорее, каста со своим особым культурным кодом. И да, они в целом положительные герои, хотя и с сомнительной репутацией (а вот их идейные противники, торговые корпорации — те не гнушаются подлыми приемчиками).
- А вот в не слишком интересных последующих романах, в которых действие происходит в той же вселенной, космические торговцы таки практически превратились в особую нацию, подобно торговцам из вышеупомянутого романа Хайнлайна.
- Пол Андерсон, цикл «Звездный торговец» и «Политехническая Лига». Люди же! Способны продать, снова купить и затем перепродать по еще большей цене все, что угодно. При этом люди вполне способны постоять за себя и за свои инвестиции с оружием в руках: многие расы техноварваров, рано вышедшие в космос и решившие, что изнеженные (на их взгляд) людишки им не ровня, очень скоро оказались в лучшем случае ассимилированы в их поликультурное общество, а в худшем случае — вновь заперты на своей планете. Увы, в конечном счете Политехническая Лига изжила себя из-за того, что её жажда наживы привела к просто чудовищному росту коррупции. В результате человечество оказалось под пятой очередных техноварваров, которых ранее флот землян разогнал бы по всему космосу по настроению за несколько дней/недель. В результате, чтобы возродиться, человечеству пришлось стать гордыми и воинственными и создать вместо Лиги Империю Человека.
- В. Панов, «Тайный город» — шасы. Бонус за откровенно ближневосточную внешность.
- Сергей Лукьяненко, дилогия «Работа над ошибками» — жители Орызалтана. У них даже избирательное право гражданина зависит от того, сколько денег у него на счету в банке.
- Его же «Калеки» — с халфлингами нельзя торговаться: этим ты оскорбляешь их мастерство и обесцениваешь их труд.
- Роберт Асприн, MYTHs — деволы, конечно же. Самые прожжённые торгаши во всех измерениях, по общему мнению. «Заключив выгодную сделку с деволом, ты поступишь мудро, пересчитав руки, ноги, пальцы и родственников». При этом всегда держатся только и исключительно буквы договора.
- Кирилл Еськов, «Последний кольценосец» — и Умбар как город-государство (прототипы — средневековые Генуя и Венеция) и умбарцы вообще, как торговый народ с огромной диаспорой. И «Америка» — Калифорния, русско-испанская корпоратократия (воевать тоже умеет, но крайне не любит, а если приходится — полагается на отличную подготовку своей небольшой армии и флота, технические новшества и могучие спецслужбы).
- Возможно, «монахи» из «Четвертой профессии» Ларри Нивена. Известно про них не очень много, но главная специализация их расы — торговля. В том числе знаниями — эти ребята изобрели таблетки, позволяющие получать определенный набор знаний, а иногда — и умений (а также обратные к ним таблетки-стиратели). Но не всегда. Например, выпивший таблетку со знаниями мастера по гимнастике сам гимнастом не станет — его тело к этому не готово — но, вероятно, будет знать, как нужно тренироваться, чтобы подготовить тело к гимнастическим трюкам. Да и полезность конкретных таблеток надо учитывать — например, бармен Эд Фрейзер отказался принять таблетку со знаниями по чему-то вроде карате для разумных червей и технике плавания для разумных рыб. Зато благодаря нежеланию одного из «монахов» слушать громкий для него переводчик над ухом, этот же герой внезапно научился разным полезностям - например, выучил испанский, пока бригада уборщиц приводила в порядок его бар, обзавелся мощнейшим даром убеждения и т.д.
- Метавселенная Рудазова:
- Бушуки, они же Красноглазые, потомки Языка Древнейшего — Мазеда. Бюрократы, крючкотворы и в целом мирные, но очень мощные колдуны. Стереотипная сделка с дьяволом в парифатской культуре совершается именно с бушуком.
- Гоблины, раса ничуть не гордая, а наоборот, подобострастная и лицемерная, но в гешефте (особенно не очень законном) толк знает.
- Симы из чимпов — каста купцов и собственников, копиркины индусских вайшьев.
- На Земле (-315) — гномы, живущие под Альпами аккурат там, где на нашей Земле Швейцария. Держат крупнейший в Европе банк и даже христианство приняли в основном по деловым соображениям, чтобы не повторилась история с выдворением евреев.
Кино[править]
- Star Wars — как минимум три народа:
- Неймодианцы — они, правда, скорее трусливые, чем гордые, за что их сильно не уважает близкородственная нация дурос. Бонусные очки за
жидорептилоидность. - Мууны — это нация действительно преисполненная собственного достоинства и гордящаяся своей честностью и обязательностью. А финансовые операции для них одновременно естественны, как дыхание, и важны, как ритуал.
- Тойдариане — натуральная гордая и воинственная раса, чем-то действительно похожая на евреев — но не клюквенных гешефтмахеров-хасидов, а ветхозаветных, а потому ведущая бизнес на риске и бесстрашии.
- Неймодианцы — они, правда, скорее трусливые, чем гордые, за что их сильно не уважает близкородственная нация дурос. Бонусные очки за
Телесериалы[править]
- «Звёздный путь» — ференги. что характерно, планировались новым главным врагом Федерации на замену Клингонам, но зрители не смогли воспринимать таких Рабиновичей из неполиткорректных анекдотов (авторы много раз говорили, что Ференги — это от «Фаранги», как называли на востоке европейских торговцев, и отсылок к евреям в них нет. Почему-то никто не верил) как серьезного врага. Поэтому были вымышлены Борг.
- В официальном переводе ДК-9 на русский добавили огоньку, переведя Divine Treasury («божественная/небесная сокровищница») как «Казна Обетованная», а Rules of Acquisition («правила приобретения») — как «Заповеди Стяжательства». И я таки не верю, что перевод совсем-совсем без ведома делался.
Мультсериалы[править]
- «Легенды Чимы» — клан воронов.
- Roswell Conspiracies: Aliens, Myths & Legends-Вампиры. Только не гордая. Вампиры — это смесь ОПГ и преступной корпорации. Они любят превращать людей в рабов.
Видеоигры[править]
- В любой глобальной стратегии есть фракции, чьи бонусы больше направлены на торговлю. По желанию игрока можно управлять и такой страной.
- Mass Effect — волусы.
- Master of Orion — гноламы.
- X Universe — Телади. Давят педаль в пол названиями своих секторов и лексикой: Давайте поговорим о доходах! Как мы можем получить прибыль? Вы видите здесь выгоду для себя? Хорошего дохода вам!
- Galactic Civilizations — Доминант Коркс. Определенно плохой подвариант. Начиная с третей части Корпорация Иридиум которая наоборот довольна прилична.
- Warframe — Корпус, наполовину корпоратократия, наполовину религия. Хотя они и повоевать не дураки, если это может принести гешефт. Также проблема с ними в том, что они ведут дела с кем ни попадя и вообще стараются нажиться на всевозможных конфликтах. Именно по этим причинам оттуда свинтили Дарво, который хоть и торгаш, но империю зла спонсировать не согласен, и целая группировка «Последовательность Перрина», определённо играющая добрый вариант с дипломатией и всеобщим процветанием.
- Sins of a Solar Empire — внезапно, люди. ТВК (торгово-военная коалиция) — дочерняя организация всегалактического АО «Торговые миры», созданная, чтобы защитить мирные человеческие планеты от вторжения чужих.
- The Elder Scrolls — имперцы, по совместительству ещё и хорошо дисциплинированные воины, завоевавшие большую часть континента. Герой-имперец получает хорошие бонусы к красноречию и торговле.
- И каджиты тоже. В пятой части можно частенько встретить их караваны, где их товары пользуются обширным спросом среди солдат.
- В Морровинде Третьей Эры такая репутация была у Хлаалу, Дома торговцев, главных сторонников Империи среди тёмных эльфов. Была: после Кризиса Обливиона и ухода легионов из провинции влияние Дома превратилось в тыкву, и он перестал быть великим.
- Endless Legend — Кочевые Кланы, одни из многих потомков заключённых разбившегося на Ауриге корабля. Прожённые торгаши — получают процент дохода с каждой продажи и покупки товаров, могут буквально закрыть доступ на рынок неугодному им сопернику, однако не могут объявлять войны. Впрочем, вместо них могут воевать наёмники.
- Endless Space — со второй части появляются Люмерисы, своеобразная космическая мафия. Согласно описанию одной из приобретаемых по сюжету технологий, нелегальный рынок у них превосходит во много раз явный.
- Космические рейнджеры — эту роль здесь выполняют люди
- Stellaris — практически любая корпоратократия. Очень часто могже похвастаться не только хорошим притоком энергокредитов и филиалами по всей галактике, но и весьма неплохим флотом при довольно посредственном производстве сплавов — зачем их перерабатывать, когда можно купить? Как правило, под контролем человека такая мегакорпорация играется через высокую империю.
Реальная жизнь[править]
- Обычно такими были жители приморских городов-государств, распространявшие свое влияние за счет торговли и колонизации, а не прямыми завоеваниями.
- Карфаген.
- Венецианская республика.
- Генуэзская республика.
- Дубровник.
- Великий Новгород.
- Города Ганзейского союза.
- Современный Сингапур.
- Евреи имеют такую репутацию в анекдотах, в реальности — всё не так однозначно. В ветхозаветные времена это была очень даже гордая и воинственная раса, покорявшая другие народы, а во времена Римской империи — отважные повстанцы и религиозные фанатики, готовые умереть за родину и веру. Но в итоге, лишившись собственного государства, вынуждены были расселиться по всему свету. Создавать армии и воевать на чужой территории им бы никто не дал (а за чужую веру — и не хотелось), зато горизонтальные связи с единоверцами и отсутствие в иудаизме запрета на ростовщичество открывали неплохие возможности для бизнеса. Так и появился новый устойчивый стереотип, что евреи сплошь торговцы и банкиры, хотя, разумеется, такими были только самые успешные — а потому влиятельные и заметные — из евреев. С восстановлением Израиля усердно работают над возвращением к более древнему стереотипу.
- А вообще с приходом информационной эры многие страны мира (особенно самые развитые) стали тяготеть к этому тропу. Люди поняли, что воевать с другими как раньше не получится, потому что это может привести к крайне неприятным последствиям. Но зато появилось больше возможностей для международной торговли. И для некоторых стран это чуть ли не единственный способ держаться на плаву и развиваться.