Stardew Valley
Stardew Valley | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр | симулятор фермера, RPG |
Год выхода | 2016 |
Разработчик | ConcernedApe |
Издатель | ConcernedApe |
Платформы | Windows, macOS, Linux, Android, iOS, XboxOne, Switch |
Режимы игры | Одиночная, кооператив |
Stardew Valley — инди-игра в жанре симулятора фермера, детище американского гейм-дизайнера Эрика Бароне aka ConcernedApe. С момента выхода приобрела приличную популярность и была портирована на все основные игровые платформы. К началу 2020 года игра продалась совокупно на 10 млн долларов и заслуженно считается одной из самых успешных инди-игр.
Суть[править]
Персонаж игрока получает в наследство от почившего дедушки ферму близ маленького городка Пеликан. Ферма оказывается в крайне запущенном состоянии, и игроку предстоит поднимать хозяйство практически с нуля. Помимо собственно фермерства, состоящего из растениеводства, животноводства и собирательства, игроку также предстоит заниматься горным делом и рыбалкой.
Очень важная часть игры — налаживание социальных отношений с жителями городка. Очки дружбы с персонажами зарабатываются путём дарения подарков, причём с учётом личных вкусов, а также выполнением квестов. По ходу развития дружбы для каждого персонажа раскрывается маленькая сюжетная линия, позволяющая лучше познакомиться с его личностью. С молодыми неженатыми/незамужними персонажами можно, прокачав дружбу на максимум, перейти к романтическим отношениям и построить семью.
Формально на игру отводится два внутриигровых года, по завершению которых персонажу игрока во сне является покойный дедушка и оценивает его успехи. Учитывается как хозяйственная эффективность, так и социализация, и даже отношение питомца. Однако на этом игра не заканчивается, и продолжать можно пока не надоест. Можно и получить переоценку, если оценка была не максимальной. После обновления с новой локацией и прочими плюшками можно получить полноценную концовку с титрами, но для этого надо выполнить все требования для Идеала, ака пройти игру на «100%». После конечной катсцены игру всё ещё можно продолжить.
Тропы[править]
- Автоконь — местная лошадь. Не требует еды, воды, не устаёт, всегда находит дорогу домой (функционально — телепортируется в стойло при смене дня, аналогично телепортации самого игрока в постель в любых условиях). Можно скормить ей морковку, от чего до конца дня она бегает быстрее.
- Аномальная погода — зелёный дождь, случающийся один раз за лето (добавлен в версии 1.6). Вызывает бурный, но временный рост растительности по всей долине, при этом не работают электроприборы, а прогноз погоды на день зелёного дождя прямо называет его «аномальным сигналом». Заодно вызывает появление на деревьях мха, используемого для нескольких очень полезных крафтов.
- Бело-серая мораль — почти все персонажи при поверхностном осмотре положительны и вызывают если не симпатию, то хотя бы сочувствие. Антагонистом игры фактически является корпорация «Джоджа» в лице её местного менеджера Морриса, но и то, злодеем назвать его язык не поворачивается.
- Однако не всё так благостно в мире игры: в глубинах местной шахты обитает нежить, инфернальные сущности и гости из других реальностей, с которыми надо сражаться для добычи ценных металлов, из шкафов некоторых семей можно повытаскивать скелетов различной комплекции, а где-то за пределами Пеликана идёт война, и во второй год в город возвращается ветеран с серьёзным ПТСР.
- Пример скелета: если соединить точки между разрозненными фразами некоторых персонажей, можно внезапно узнать, что дочь местного торговца ему не родная. На самом деле отцом является местный маг, который как раз говорит что «в городе живёт его дочь» и упоминает что «использовал свои силы в своих интересах и пожалел об этом». Учитывая как на это «использование» отреагировала его жена-ведьма, к его сожалению ушедшая от него и ставшая местной Бабой Ягой[1], и понимая из фраз матери вероятной дочери только то, что она иногда прогуливается около башни мага и искренне любит мужа, можно предположить, что маг в своё время баловался управлением разума в криминальных целях.
- А Пьер, пресловутый торговец, ещё и жуткий скупердяй и регулярно не только продаёт, но и подаёт собственной семье испортившиеся продукты.
- Геймплей вразрез с сюжетом — …об испорченности которых известно исключительно в диалогах. Механики порчи продуктов в игре нет, единственное, что со временем «пропадает» — посадки (и резные тыквы) при смене сезона на неподходящий. Пастернак из самого первого урожая игрока от пастернака, собранного через десять лет, не отличается никак.
- Гермафродит — фермерские животные. Петухов (кроме кукарека на рассвете), быков, баранов, боровов и козлов не замечено, но любые яйца можно вылупить (только в инкубаторе, высиживать местые «наседки» не умеют), а амбарные животные могут рожать (если им это не запретить и если есть место в амбаре).
- Дауншифтер:
- Персонаж игрока рассматривает свою новую фермерскую жизнь как бегство из большого города, от унылой жизни офисного планктона и вездесущих корпораций.
- Художница Лея, живущая возле окраины городка, точно так же прячется от городской суеты и навязчивого кавалера, не разделяющего её ценностей. Не зря Лея является одной из самых популярных среди игроков невест, благо она и как персонаж весьма симпатична.
- Терминальный случай — старый отшельник Линус, живущий в палатке за городом и живущий собирательством и рыбалкой.
- Декоративная локация — Грэмплтон (место к северу, в котором добывается лес лучше Звёздноросского и откуда некоторые встречающиеся в событиях персонажи), деревня Кэстл (вообще одно упоминание — в ней рукодельцы производят бархат, которым подбиты наушники), Папоротниковый архипелаг кроме Имбирного острова, остров Прерий, тундра с её обитателями,
- Да и весь остальной мир — из более дюжины видимых на карте стран в игре упоминаются ровно две, исчерпывающе описанная выше республика Фернгилл, в которой происходит игра, и империя Готоро, с которой Фернгилл воюет.
- Детям это смотреть нельзя! — Игра с рейтингом 10+ вполне может показать нездоровое увлечение пивом местного работника торгового зала ДжоджаМарта, которым он пытается заглушить свою депрессию, и его несостоявшуюся попытку суицида на глазах игрока, которому пришлось его от этого отговаривать и потом тащить на своём горбу до ближайшей больницы, прочищать желудок.
- С ситуацией с его тётей всё ещё интереснее, поскольку в отличии от события Шейна, которое триггерится уровнем дружбы, дальше упомянутый квест насильно выдаётся по мере игры, и это было бы очень трудно упустить при проверке рейтинга. Мэр города имеет тайный роман с фермершей-скотоводом Марни, и порой его желание сохранить всем очевидное тайным приводит к казусам. К примеру к получению игроком квеста о поиске и возвращении панталон, забытых им в её спальне. В дальнейшем эти панталоны можно использовать как пасхалку на праздниках чтобы так или иначе вызвать яростную реакцию у Льюиса и испуг у Марни.
- Помимо гетеросексуальных браков, можно вступить и в однополые отношения, поскольку все потенциальные супруги, как шутят фанаты, фермер-сексуальные. Причём в отличие от того же Скайрима, некоторые персонажи прямо говорят что не испытывали подобных чувств к другой девушке/парню.
- Дом на дереве — в таком живёт Лео. А при достаточном развитии дружбы с ним он переезжает в сделанный ему попугаями дом в дереве.
- Душегрейка — в изобилии, главным образом в отношениях с персонажами. Особенно результат выполнения глобального квеста — восстановления клуба.
- Говорящее животное — тут умеют говорить мыши. И еноты. И рыбы, которые, если на ферме построить пруд и кинуть туда рыбу, будут на чистом человеческом просить вещи для большего комфорта (в дойлистских терминах: повышения предела численности рыбы в пруду). И нет, в отличие от лесных духов и гнома, никакого обоснования знанию языка рыб в игре нет.
- А медведь умеет не только говорить, но и писать, хоть и с ошибками. И звонить по телефону!
- А у попугаев (которые, кстати, способны строить сложные строения, и вдвоём поднимать немаленькую кабину с игроком) получилось хорошо воспитать ребёнка-робинзона.
- Так что по факту единственные животные, которые не говорят — фермерская скотина и кошки с собаками.
- А медведь умеет не только говорить, но и писать, хоть и с ошибками. И звонить по телефону!
- Игра за злодея — не полноценное злодейство, но можно вместо восстановления клуба (с необходимостью производить либо добывать много разных вещей) заключить контракт с ЖоЖей, с переделкой клуба в склад, и все улучшения фермы просто покупать.
- Какая такая конвекция? — уровни шахты начиная с сотого заявлены как магматические. Никакого эффекта это не даёт, даже ловить в красной водичке лавовых угрей можно совершенно обычными удочками. И попутно вылавливать горы мусора, которые в лаве давно бы расплавились. А вещи в лаве тонут с водяным же бульком.
- Аналогично вулкан на Имбирном Острове. Действующий. С потоками лавы, которые требуется преодолевать, поливая их из лейки, чтобы затвердели. И кузницей в кальдере посреди лавового озера. В котором плещутся мартышки, как в каком-то банальном горячем источнике!!
- Квест «подай-принеси» — по поиску потерянного медальона пирата, вариант «Цепочка обменов». Бёрди даёт игроку фотографию солдата, Кент в обмен на память о сослуживце даёт изысканную соль, Гус в обмен на соль даёт розу из Звёздноросья, Сэнди в обмен на розу даёт продвинутый пульт, Джордж в обмен на пульт даёт арктический осколок, маг в обмен на пульт даёт червяка, и наконец Вилли в обмен на червяка даёт искомый медальон. Если хорошо знать жителей, получается вполне логично, без привычного для таких заданий абсурда.
- Динамические ежедневные и еженедельные квесты тоже по сути этим являются, но первые необязательные, а вторые достаточно сделать один раз на квест.
- А поиск золотых орехов проходит по ведомству «Пойди туда, не знаю куда» — из всех подсказок один попугай, намекающий, где ещё остались орехи.
- Кораблекрушение — в нём погиб муж Бёрди, и остов его корабля по прежнему покоится на мелководье Имбирного острова. Также в кораблекрушении (скорее всего, другом — его выбросило на берег) погибли родители Лео.
- Крашеные волосы — Эбигейл (возможно — её мать Кэролайн заявляет, что её настоящий цвет — каштановый, как у отца, но сама Эбигейл не помнит, когда в последний раз красилась, а он всё не выцветает — не говоря уже о том, что корни волос по мере их роста тоже должны быть естественного цвета — плюс см. выше про скелеты в шкафу этой семьи красит волосы в фиолетовый. Красят ли волосы сама Кэролайн (зелёный) и Эмили (синий), или у них волосы такого цвета сами по себе — неизвестно, но вполне возможно что первая красит, а вторая — нет (Эмили — маг, а у здешнего мага волосы тоже неестественного фиолетового цвета).
- Люминесценция — светлячки летом (и на Имбирном острове), ледяные бабочки зимой начиная с 1.6, и медузы, приплывающие к побережью Звёздноросья в самом конце лета, а в гроте Имбирного острова обитающие круглый год.
- Магический реализм — за мультяшным, но на первый взгляда реалистичным сеттингом скрывается немало мистики: в городе есть свой волшебник, в шахтах и пещерах обитают натуральные монстры, а лесные духи помогают игроку восстанавливать клуб в обмен на приношения. Персонажи при этом воспринимают всё это как должное, а если и удивляются, то меньше, чем стоило бы.
- И если всякие лабиринты, выращиваемые за день, и проруби посреди чистого поля ещё списываются (вполне официально) на мага, то местный аналог Рождества/Дня Благодарения — «Пир Зимней Звезды», названный так в честь звезды, которую можно увидеть только зимой и только из Звёздноросья.
- Эмили увлекается «магией кристаллов». Подаётся это как стандартные нью-эйджевикканские суеверия… вот только самоцветы в сеттинге действительно обладают собственной магией (например кольцо с рубином, или совмещение того же рубина с оружием в кузне гномов, позволяют бить сильнее), а сама Эмили, если на ней жениться, проявит себя как полноценный маг-артефактор со способностями к иллюзорике.
- Мод — тут их много. Игра, хоть и не имеет собственного загрузчика модов, но написана на легкомодифицируемом C# (как и Террария), так что внешний появился очень быстро. А самые популярные моды, вроде CJB Item Sell Prices, Horse Whistle, и Scythe Harvesting, вообще были полноценно интегрированы в обновлении 1.6.
- Непонятного пола — гном. Его пол в игре буквально не определён (undefined), да и выглядят абсолютно все представленные в игре гномы одинаково — карлик в хламиде с глубоким капюшоном, из-под которого горят глаза. В игре изначально называли «она» (she, поскольку это в игре обращение по умолчанию), по мере углубления общественного маразма ИРЛ в новых диалогах стали называть «они» (they). И это не особенность расы в целом — в игре есть «статуя короля гномов».
- Что характерно, мужской пол Кробуса, выглядящего как перевёрнутая чёрная капля с глазами, ртом и ногами, ни у кого сомнений не вызывает.
- Лошадь или конь лошадка игрока, тоже неизвестно.
- Отсылка — добавленный в 1.6 Мяумер, для получения которого нужно использовать древнюю куклу рядом с вышеупомянутым «лавовым» озером в шахте, после чего воткнуть выданный за это кристалл в основание пилона в подвале башни мага.
- В гроте Имбирного острова (куда пираты приплывают после восьми вечера по чётным дням без дождя) стоят спорящие с итальянскими акцентами два пирата в красном и зелёном.
- Отыгрыш или манчкинизм — одна из любимых тем споров среди поклонников (но без холиваров, благодаря общей добродушности аудитории). В общем и целом, манчикинизм, заключающийся в максимизации эффективности фермы, в ущерб отыгрышу в фандоме не очень одобряется.
- Офигенно предусмотрительные разработчики — на праздниках комментарии прописаны даже для персонажей, до которых нельзя добраться — или которые вообще отсутствуют на локации. Например, для мага, так что покопавшись в файлах можно выяснить, что лабиринт Кануна Духов был построен ради того, чтобы показать фермера «элементалям» и что пресловутая Зимняя Звезда — природный феномен, и одна из причин того, что маг обосновался именно здесь.
- Плоскоземельный атеист — Шейн. В городе действует маг, способный за сутки создать лабиринт из живой изгороди, или за ночь пруд на ровном месте, в заброшенном доме культуры орудуют лесные духи, в шахте шарится нежить, а игрок может телепортироваться у него на виду при помощи тотемов — но он заявляет, что не верит в магию и считает что что угодно можно объяснить с позиций науки. Он же и буквальный атеист.
- Все остальные атеисты в игре тоже подходят — кольцо Иобе действительно даёт защиту, а в диздоках упоминается, что скипетр возврата предполагалось заряжать «силой Иобе» (в релизе никакой зарядки для него не требуется).
- Полиглот — персонаж игрока. По мере игры учится языку джунимо, гномьему, и попугайскому.
- Протащить под радарами — каким-то образом игра сумела получить рейтинг «Для всех» при условии наличия в ней обсуждения вышеперечисленных «взрослых» тем.
- Консольные версии игры получили на территории России рейтинг 18+ из-за наличия возможности заключить однополый брак.
- Робинзонада — на Имбирном острове сидят двое робинзонов, старая жена пирата Бёрди и мальчик Лео. И если первой в общем-то ничего не нужно (кроме медальона покойного мужа), то второй в кораблекрушении потерял родителей и влился в семью попугаев до такой степени, что считает себя птицей. Для самоуспокоения — если с ним дружить, то он говорит, что понимает, что он не птица, но иначе не может вынести горя от потери родных и одиночества, а потом его вообще приглашают жить в долину, где попугаи строят ему дом в дереве, и он начинает дружить с другими детьми Пеликана и ходить с ними в школу.
- Страшдество и Робанука — все праздники собственные, но некоторые условно аналогичны реальным: Яичный фестиваль (Пасха; в англоязычных странах яйца на Пасху не только красят, но и прячут, а затем ищут), День всех духов (Хэллоуин; перевод дополнительно подсвечивает, в оригинале он Spirit’s Eve, а не All Hallows’s Eve, то есть «Канун дня духов», а не «Канун дня всех святых»), и Пир Зимней Звезды (Рождество/Новый Год, в том числе дарение подарков согласно англоязычной традиции Тайный Санта; и заодно День благодарения — часть жителей города говорит, за что они благодарны).
- Трейлер вместо дома — в трейлере живёт (и потихоньку спивается от отсутствия работы) водительница автобуса Пэм и её дочь, учительница Пенни (потенциальный романтический интерес для игрока). Игрок может помочь им наладить жизнь: поспособствовать возобновлению работы автобуса (вознаграждается открытием новой локации — пустыни Калико), а позже, при достаточном количестве денег, построить нормальный дом вместо трейлера (а это сугубо для морального удовлетворения).
- У нас именно такие гномы — живут под землёй, создают технологически превосходящие человеческие вещи (компьютер, который можно выкопать в шахтах, продолжающий работать), вымерли почти поголовно в результате тысячелетней войны между ними и людьми-тенями, за что у выживших взаимная неприязнь, ну и ах да, они пришельцы из космоса, о чём можно узнать, если расшифровать надпись в вулкане. Правда, как они выглядят (кроме низкорослости, необычной для dwarf’ов щуплости, и заметных «ушей» на капюшоне), в игре неизвестно — имеющиеся в игре гномы носят капюшоны, из-под которых светятся глаза, и ровно так же выглядят абсолютно все изображения гномов, вроде статуй.
- Фирменная любимая еда — у всех, кому можно подарить подарок, в самых любимых подарках есть блюдо, а то и не одно (не считая общих — волшебного леденца и чая из звёздной капли). Особо выделяются Шейн и Лео, так как рецепты своей любимой еды (фаршированный сыром острый перец и жидкое пюре из таро) дарят игроку сами. А также снова Шейн, Лея, Деметриус, Джордж, Кент, Льюис, Пэм (все их личные любимые подарки — еда) и Джоди с Марни (у обеих еда плюс алмаз).
- А у лесных духов джунимо — карамбола (нужна для постройки их хижины), и добавленный в том же 1.6 изюм, при помещении которого в хижину появляется шанс, что джунимо соберёт удвоенный урожай. Одного мешочка изюма (5 гроздей винограда) хватает на неделю.
- Четвёртая стена (не спасает) — если поменять имя персонажа на команду, вызывающую предметы при каждом упоминании, у специальной статуи, это прокомментирует сам разработчик или один из персонажей (Мистер Ки). Аналогично он появляется и если раньше времени пройти на вершину горы, где при нормальном прохождении показываются титры, ругает игрока за попытку, после чего выкидывает его из локации.
- Эффект Телепорно — местного Единого Бога зовут Yoba. На русский перетолмачили как «Иобе».
- Экстренная телепортация — тотемы и скипетр возврата. Тотемы дешевле (скипетр стоит аж два миллиона золотых), скипетр удобнее тотема фермы — перемещает прямо на порог дома, а не к статуе.
Примечания[править]
- ↑ В частности проход в её логово закрывает обелиск на курьих ножках, который ещё и улетает на непропорционально маленьких крыльях, когда его разблокируешь, а избушку на них же создаёт маг в качестве декорации для местного Хеллоуина, Кануна Духов. Даром что летает она на классической западной метле, а не ходит в ступе, как настоящая Яга.