Избалованный ребёнок: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
 
(не показаны 24 промежуточные версии 10 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|SpoiledBrat|Spoiled Brat}}
{{TVTropes|SpoiledBrat|Spoiled Brat}}
{{Конкретика}}
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
Вышло так, что мальчик Вова
Вышло так, что мальчик Вова
Строка 5: Строка 6:
Начиналось всё с рассвета:
Начиналось всё с рассвета:
«Дайте то! Подайте это!»|«Про Сидорова Вову», мультфильм}}
«Дайте то! Подайте это!»|«Про Сидорова Вову», мультфильм}}
:  — Не хочу, не буду есть эту противную кашу! Конфет хочу! И зубы от них не заболят, это вы нарочно придумываете! Аааа!!!
{{Q|Мой сын — самый могущественный человек среди эллинов: над эллинами властвуют Афины, над Афинами — я, надо мной — жена, а над женою — сын|Фемистокл}}
:  — Не хочу эту дурацкую игрушку, хочу вот эту! И эту хочу! И вон эту! И эту! Неправда, у тебя деньги есть, ну купи! Аааа!!!
: — Не хочу, не буду есть эту противную кашу! Конфет хочу! И зубы от них не заболят, это вы нарочно придумываете! Аааа!!!
:  — Ааа, у него новый айфон, супер-пупер-навороченный, а я что, хуже его, что ли? ААААА!!!!
: — Не хочу эту дурацкую игрушку, хочу вот эту! И эту хочу! И вон эту! И эту! Неправда, у тебя деньги есть, ну купи! Аааа!!!
: — Ааа, у него новый айфон, супер-пупер-навороченный, а я что, хуже его, что ли? ААААА!!!!


И так далее… В общем, нередкий пример, наглядно показывающий, что [[Безвольные родители|вседозволенность]] и слепое родительское обожание могут развратить человека уже с самых юных лет. Детишки, о которых здесь идёт речь, обычно вызывают у аудитории не тёплые отеческие чувства, а наоборот — желание прописать в край обнаглевшим отпрыскам [[Оздоровительная порка|оздоровительную порку]] (возможно, даже в [[Я тебя отшлёпаю|буквальном]] [[Порка|смысле]]). Причём, как правило, такими часто становятся дети из вполне благополучных и весьма обеспеченных семей. Характерна, хотя и не обязательна, [[Идише мамэ]]. Плюс ещё такие «ангелочки» порой позволяют себе безнаказанно [[Буллинг|задирать]] сверстников, у которых жизнь сложилась не так уж сладко.
И так далее… В общем, нередкий пример, наглядно показывающий, что [[Безвольные родители|вседозволенность]] и слепое родительское обожание могут развратить человека уже с самых юных лет. Детишки, о которых здесь идёт речь, обычно вызывают у аудитории не тёплые отеческие чувства, а наоборот — желание прописать в край обнаглевшим отпрыскам [[Оздоровительная порка|оздоровительную порку]] (возможно, даже в [[Я тебя отшлёпаю|буквальном]] [[Порка|смысле]]). Причём, как правило, такими часто становятся дети из вполне благополучных и весьма обеспеченных семей. Характерна, хотя и не обязательна, [[Идише мамэ]]. Плюс ещё такие «ангелочки» порой позволяют себе безнаказанно [[Буллинг|задирать]] сверстников, у которых жизнь сложилась не так уж сладко.
Строка 30: Строка 32:


==== Во многих странах ====
==== Во многих странах ====
* Г. Х. Андерсен, «[[Snedronningen|Снежная королева]]» — [[бой-девка|Маленькая разбойница]]. Впрочем, явно не лишена золотого сердца — ведь она же и отпускает Герду с северным оленем на поиске Кая!
* Г. Х. Андерсен, «[[Snedronningen|Снежная королева]]» — [[бой-девка|Маленькая разбойница]]. Впрочем, явно не лишена золотого сердца — ведь она же и отпускает Герду с северным оленем на поиске Кая!
** В [[Пересказ|одноимённой пьесе]] Е. Шварца [[подсвечено]] Атаманшей: «Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники».
** В [[Пересказ|одноимённой пьесе]] Е. Шварца [[подсвечено]] Атаманшей: «Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники».


==== Русскоязычная ====
==== Отечественная ====
* Н. В. Гоголь, «[[Мёртвые души]]» — Фемистоклюс Манилов, который [[Кусака|укусил за ухо брата Алкида]]. Нос вытирать этот будущий посланник не умеет — за него это делает лакей.
* Н. В. Гоголь, «[[Мёртвые души]]» — Фемистоклюс Манилов, который [[Кусака|укусил за ухо брата Алкида]]. Нос вытирать этот будущий посланник не умеет — за него это делает лакей.
* Александр Куприн, «Белый пудель» — барчонок Николай Аполлонович, «ангел Трилли». В пылу своих истерик даже обзывает пляшущих вокруг него взрослых «чертями» и «дураками». Эталон из палаты мер и весов. Мог быть [[кодификатор]]ом для русского читателя, но рассказ не очень раскручен.
* Александр Куприн, «Белый пудель» — барчонок Николай Аполлонович, «ангел Трилли». В пылу своих истерик даже обзывает пляшущих вокруг него взрослых «чертями» и «дураками». Эталон из палаты мер и весов. Мог быть [[кодификатор]]ом для русского читателя, но рассказ не очень раскручен.
Строка 44: Строка 46:
* Всеволод Крестовский, «Петербургские трущобы» — князь Вольдемар Шадурский в детстве. Вздорный, изнеженный, ленивый, невежественный, капризный, безнравственный, чванливый и злобный. Пример из палаты мер и весов.
* Всеволод Крестовский, «Петербургские трущобы» — князь Вольдемар Шадурский в детстве. Вздорный, изнеженный, ленивый, невежественный, капризный, безнравственный, чванливый и злобный. Пример из палаты мер и весов.
* В. Вересаев, «Всю жизнь отдала» — мать своей чрезмерной заботой и опекой вырастила сына Лёвочку конченым эгоистом.
* В. Вересаев, «Всю жизнь отдала» — мать своей чрезмерной заботой и опекой вырастила сына Лёвочку конченым эгоистом.
* Ю. Олеша, «[[Три толстяка]]» — [[аверсия]]. Несмотря на то, что толстяки очень хотят избаловать наследника Тутти, [[Яблоко от яблони далеко падает|мальчуган плохо поддаётся]].
* Ю. Олеша, «[[Три толстяка]]» — [[аверсия]]. Несмотря на то, что толстяки очень хотят избаловать (и одновременно — поощрить к тиранству и садизму) наследника Тутти, [[Яблоко от яблони далеко падает|мальчуган плохо поддаётся]].
* С. Михалков в стихотворении «Про мимозу» пытается продавить [[педаль в пол]]. «…только он глаза откроет, Ставят градусник ему, Обувают, Одевают И всегда, в любом часу, Что попросит — то несут».
* С. Михалков в стихотворении «Про мимозу» пытается продавить [[педаль в пол]]. «…только он глаза откроет, Ставят градусник ему, Обувают, Одевают И всегда, в любом часу, Что попросит — то несут».
** Казалось бы, понятно, что мальчик Витя не виноват — виноваты его родственники, которые плотно окружили его такой заботой. Но в тогдашней массовой культуре было принято воспитывать детей, причём с помощью [[Это плохо, понятно?|грубой дидактики]], [[Педагог-садист|насмешек и прямого осуждения]]? А сколько — родителей? Так, чтобы на них тоже возлагали ответственность за то, что происходит в их семье? [[Изменившаяся мораль|Ой]].
** Казалось бы, понятно, что мальчик Витя не виноват — виноваты его родственники, которые плотно окружили его такой заботой. Но в тогдашней массовой культуре было принято воспитывать детей, причём с помощью [[Это плохо, понятно?|грубой дидактики]], [[Педагог-садист|насмешек и прямого осуждения]]? А сколько — родителей? Так, чтобы на них тоже возлагали ответственность за то, что происходит в их семье? [[Изменившаяся мораль|Ой]].
Строка 59: Строка 61:
В ста одёжках,  
В ста одёжках,  
Похожий на кочан.  
Похожий на кочан.  
Похожий на бочонок|В. А. Лифшиц}}.
Похожий на бочонок,
Идёт под смех девчонок.|В. А. Лифшиц}}.
** И у того же С. Михалкова: Алик из пьесы «Чужая роль».
** И у того же С. Михалкова: Алик из пьесы «Чужая роль».
* Л. Давыдычев, «Лёлишна из третьего подъезда» — Сусанна Кольчикова. Описывая сцену отправки Сусанны в пионерлагерь, автор написал: «Если бы я был злой человек, я бы всему этому порадовался. Но, честно говоря, мне чуть-чуть жаль Сусанну. Не одна же она виновата, что выросла злой девчонкой».
* Л. Давыдычев, «Лёлишна из третьего подъезда» — Сусанна Кольчикова. Описывая сцену отправки Сусанны в пионерлагерь, автор написал: «Если бы я был злой человек, я бы всему этому порадовался. Но, честно говоря, мне чуть-чуть жаль Сусанну. Не одна же она виновата, что выросла злой девчонкой».
* Леонид Филатов, «[[Про Федота-стрельца, удалого молодца]]» — Царевна. Хотя она уже не ребёнок, а девица на выданье, но в сеттинге [[Цари, стрельцы и терема]] замуж выдавали рано. Однако уж как минимум 16 лет персонажу исполнилось, а остальное — на усмотрение театра. И отчётливо видно, что царевна балованная (и психотравмированная?) с самого раннего детства.
* Леонид Филатов, «[[Про Федота-стрельца, удалого молодца]]» — Царевна. Хотя она уже не ребёнок, а девица на выданье, но в сеттинге [[Цари, стрельцы и терема]] замуж выдавали рано. Однако уж как минимум 16 лет персонажу исполнилось, а остальное — на усмотрение театра. И отчётливо видно, что царевна балованная (и психотравмированная?) с самого раннего детства.
* Л. Васильева-Гангнус, «Азбука вежливости» — Алёша Иванов.
* Л. Васильева-Гангнус, «Азбука вежливости» — Алёша Иванов.
* Виктория Ледерман, рассказ «Первый класс. Маргарита и дядька Пират» из сборника «Уроков не будет». Маргарита торчит у мамы на работе, мешая ей, постоянно просит дорогие подарки и вкусную еду и наотрез отказывается идти в школу, потому что там нельзя делать то, что хочется. Но когда во время болезни мамы она волею случая попадает под две недели сплошной оздоровительной порки у соседа дяди Марата по кличке «дядька Пират», начинает перевоспитываться.
* Виктория Ледерман, рассказ «Первый класс. Маргарита и дядька Пират» из сборника «Уроков не будет». Маргарита торчит у мамы на работе, мешая ей, постоянно просит дорогие подарки и вкусную еду и наотрез отказывается идти в школу, потому что там нельзя делать то, что хочется. Но когда во время болезни мамы она волею случая попадает под две недели сплошной оздоровительной порки у соседа дяди Марата по кличке «дядька Пират», начинает перевоспитываться.


==== На других языках ====
==== Зарубежная ====
* О.Генри, «Вождь краснокожих» — Джонни Дорсет. Похитители САМИ нехило заплатили отцу «веснушчатой дикой кошки», чтобы тот взял его обратно домой.
* «Унесённые ветром» — Бонни: папочка Ретт стремится поскорее выполнить любую дочкину прихоть, и даже самые разумные призывы мамы Скарлетт хоть в чём-то ребёнка ограничивать (например, сшить амазонку не из голубого бархата, а из практичного чёрного сукна) напрочь игнорируются. В результате девочка привыкает всего добиваться нытьём и капризами, да ещё и подлизываться к взрослым (на вопрос, кого она больше всего любит, отвечала, что папу и демократов, а кого ненавидит — «подлипал», в силу возраста даже не понимая, кто такие демократы и подлипалы, зато очень хорошо замечая, что окружающие от этого ею восторгаются). Закончилось всё предсказуемо плохо — очередная прихоть, состоявшая в том, чтобы прыгнуть на пони через планку выше, чем позволяла длина ног этого пони, стоила ей жизни.
** Спорно, не похож папаша на того, кто баловал сынка, вот тот и разошёлся, оказавшись на свободе.
* Френсис Бернетт:
* Френсис Бернетт:
** «Маленькая принцесса» — Сара, главная героиня, представляет собой [[аверсия|аверсию]]. Отец обожает дочь, осыпает её подарками, наряжает как куклу (это не гипербола, её кукла одета в такие же дорогие и роскошные платья, как хозяйка), но при этом девочка не становится ни гордой, ни капризной, а остается разумной и доброй, и сохраняет царственное достоинство даже в нищете и унижении.
** «Маленькая принцесса» — Сара, главная героиня, представляет собой [[аверсия|аверсию]]. Отец обожает дочь, осыпает её подарками, наряжает как куклу (это не гипербола, её кукла одета в такие же дорогие и роскошные платья, как хозяйка), но при этом девочка не становится ни гордой, ни капризной, а остается разумной и доброй, и сохраняет царственное достоинство даже в нищете и унижении.
** Аналогично — «Маленький лорд Фаунтлерой». Дедушка балует мальчика почём зря, исполняя любую его прихоть. Однако прихоти мальчика заключаются в том, чтобы дать отсрочку выплаты бедному арендатору и послать хорошей еды его больным детям, или вместо дешёвых трущоб построить местным жителям хорошие дома, или хотя бы накупить всем его друзьям подарков.
** Аналогично — «Маленький лорд Фаунтлерой». Дедушка балует мальчика почём зря, исполняя любую его прихоть. Однако прихоти мальчика заключаются в том, чтобы дать отсрочку выплаты бедному арендатору и послать хорошей еды его больным детям, или вместо дешёвых трущоб построить местным жителям хорошие дома, или хотя бы накупить всем его друзьям подарков.
** А вот Мэри Леннокс из «Заповедного сада» подается как сабж. Впрочем, девочка, получив даже не отпор, а просто разумное объяснение, почему нельзя то или это, быстро умнеет, так что [[с прикрученным фитильком]].
** А вот Мэри Леннокс из «Таинственного сада» подается как сабж. Впрочем, девочка, получив даже не отпор, а просто разумное объяснение, почему нельзя то или это, быстро умнеет, так что [[с прикрученным фитильком]].
* «[[Charlie and the Chocolate Factory|Чарли и шоколадная фабрика]]» Роальда Даля — все дети, кроме главного героя. Впрочем, [[Вырастут — поумнеют]].
* «[[Charlie and the Chocolate Factory|Чарли и шоколадная фабрика]]» Роальда Даля — все дети, кроме главного героя. Впрочем, [[Вырастут — поумнеют]].
** Все дети? Избалованной была только Верука Сольт. У остальных были другие компрометирующие черты.
** Все дети? Избалованной была только Верука Солт. У остальных были другие компрометирующие черты.
* Йозеф Лада, «[[Крохотное королевство|Захудалое]] королевство» — принцесса Анка. Впрочем, самое дурное, что она сделала — показала язык капризному послу (набеги в чужие сады за фруктами и горохом не считаются).
* Йозеф Лада, «[[Крохотное королевство|Захудалое]] королевство» — принцесса Анка. Впрочем, самое дурное, что она сделала — показала язык капризному послу (набеги в чужие сады за фруктами и горохом не считаются).
* Элеонора Фарджон, «Хочу луну!». Королевской дочке так понравилась полная луна, что она захотела ее себе, но достать, конечно, не смогла. В итоге забралась на печную трубу и там проплакала от расстройства весь день и всю ночь. Из-за пропажи королевской дочери в королевстве начался настоящий хаос. Тем не менее субверсия — довольно быстро вразумилась и пообещала не плакать из-за луны.
* Элеонора Фарджон, «Хочу луну!». Королевской дочке так понравилась полная луна, что она захотела ее себе, но достать, конечно, не смогла. В итоге забралась на печную трубу и там проплакала от расстройства весь день и всю ночь. Из-за пропажи королевской дочери в королевстве начался настоящий хаос. Тем не менее субверсия — довольно быстро вразумилась и пообещала не плакать из-за луны.
** Хм… Сам заскок скорее относится к тропу «Житель Страны Эльфов»: это все-таки не «достаньте мне Луну, чего бы это не стоило!» а «я очень хочу Луну, но заполучить ее невозможно, потому я забилась в уголок и плачу»; к тому-же не похоже, чтобы она понимала, что Луна в этом мире живая, разумная, и иметь ее в личном пользовании равносильно рабовладению. А его последствия… А, собственно, почему здесь именно она виновата, а не окружающие ее носители [[Безумная тролльская логика|безумной тролльской логики]]? (Как вариант — потому, что она по законом этого мира обязана оставаться [[Единственный нормальный человек|единственным нормальным человеком]], иначе он развалится. Но тогда [[вам хорошо осуждать]]. Хотя это просто клинический случай [[СПГС]]: более или менее прямых указаний на это в рассказе нет.)
** Хм… Сам заскок скорее относится к тропу «Житель Страны Эльфов»: это все-таки не «достаньте мне Луну, чего бы это не стоило!» а «я очень хочу Луну, но заполучить ее невозможно, потому я забилась в уголок и плачу»; к тому-же не похоже, чтобы она понимала, что Луна в этом мире живая, разумная, и иметь ее в личном пользовании равносильно рабовладению. А его последствия… А, собственно, почему здесь именно она виновата, а не окружающие ее носители [[Безумная тролльская логика|безумной тролльской логики]]? (Как вариант — потому, что она по законом этого мира обязана оставаться [[Единственный нормальный человек|единственным нормальным человеком]], иначе он развалится. Но тогда [[вам хорошо осуждать]]. Хотя это просто клинический случай [[СПГС]]: более или менее прямых указаний на это в рассказе нет.)
Строка 81: Строка 83:
** На самом деле все сложнее: родители просто забросили воспитание детей, полагаясь на эту комнату. В конце концов, как открыто признаёт сам отец, телекомната заменила им родителей. В итоге они сделали всё, чтобы не допустить разлуки.
** На самом деле все сложнее: родители просто забросили воспитание детей, полагаясь на эту комнату. В конце концов, как открыто признаёт сам отец, телекомната заменила им родителей. В итоге они сделали всё, чтобы не допустить разлуки.
* «Цветы для Элджернона» — младшая сестра Чарли Норма. Родители поддерживают в ней уверенность, что она — единственный нормальный ребёнок в семье. Отсюда — несдержанность по отношению к брату.
* «Цветы для Элджернона» — младшая сестра Чарли Норма. Родители поддерживают в ней уверенность, что она — единственный нормальный ребёнок в семье. Отсюда — несдержанность по отношению к брату.
* «[[Harry Potter|Гарри Поттер]]» — Дадли Дурсль. «Благодаря» любящей мамуле с десяти лет уже имеет серьёзные проблемы с лишним весом.
* «[[Harry Potter|Гарри Поттер]]» — в ассортименте:
** Дадли Дурсль «благодаря» любящим родичам с десяти лет имел серьёзные проблемы с лишним весом и, конечно же, поведением.
** И папенькин сынок Драко.
** И папенькин сынок Драко.
** Джеймс Поттер был таким в детстве.
** Джеймс Поттер был таким в детстве.
** В семье Мраксов детей баловать особо не на что, но Морфину, похоже, позволяется все, что возможно — например прибить змею к двери.
** В семье Мраксов детей баловать особо не на что, но Морфину, похоже, позволяется все, что возможно, например прибить змею к двери. И, в отличие от первых трёх экземпляров, которые [[Вырастут — поумнеют|поумнели с возрастом]], Морфин вырос в самого настоящего маньяка (впрочем, здесь не обошлось и без [[инцест|дурной наследственности]]).
* «[[A Song of Ice and Fire|ПЛиО]]» и [[Game of Thrones (TV)|сериал]]:
* Джордж Мартин, цикл «[[Песнь Льда и Пламени]]» и его сериальная адаптация «[[Игра престолов (телесериал)|Игра престолов]]»:
** Роберт/Робин «Зяблик» Аррен. Не столько избалованный, сколько просто слабый (в том числе и рассудком), нервный (страдает эпилептическими припадками, судя по всему, это псевдоэпилепсия) и эгоистичный (благодаря воспитанию — в шесть лет мама Лиза Аррен всё ещё кормила его грудью!). Кидается кашей во взрослых, пытающихся его покормить. [[Маленькие гадёныши|Иногда любит, наслаждаясь своей ролью лорда, приговаривать людей к смерти]]: «Выкиньте его в Лунную Дверь [''с горы, с нескольких сотен метров''], пусть полетает!». А когда приговор зависит не от него — может начать истерить: «Матушка, ты же обещала, что мы пустим его полетать!!!». Но приговаривает так не абы кого, а только тех, кого сочтёт «плохими».
** Роберт/Робин «Зяблик» Аррен. Не столько избалованный, сколько просто слабый (в том числе и рассудком), нервный (страдает эпилептическими припадками, судя по всему, это псевдоэпилепсия) и эгоистичный (благодаря воспитанию — в шесть лет мама Лиза Аррен всё ещё кормила его грудью!). Кидается кашей во взрослых, пытающихся его покормить. [[Маленькие гадёныши|Иногда любит, наслаждаясь своей ролью лорда, приговаривать людей к смерти]]: «Выкиньте его в Лунную Дверь [''с горы, с нескольких сотен метров''], пусть полетает!». А когда приговор зависит не от него — может начать истерить: «Матушка, ты же обещала, что мы пустим его полетать!!!». Но приговаривает так не абы кого, а только тех, кого сочтёт «плохими».
** Там же Джоффри. По сравнению с предыдущим кадром — [[педаль в пол]]: настоящий маньяк, которому в кайф убивать и мучить кого попало. И при этом он ни в коей мере не слабоумен, просто [[Тупой — это зло|туп]], [[Несовместимое с жизнью хамство|нагл]], [[Несовместимая с жизнью жестокость|жесток]] и излишне [[Несовместимая с жизнью самоуверенность|самоуверен]]. Последствия воспитания [[Гнусный алкаш|лжеотцом]], который считал, что  «[[Мачо|Мужчина]] должен быть [[GAR|крут и суров]]!» и [[Самоуверенный мерзавчик|матерью]], по мнению которой «[[Безумный король|Король]] делает не что должен, а [[Хаотичный злой|что вздумается!]]».
** Там же Джоффри. По сравнению с предыдущим кадром — [[педаль в пол]]: настоящий маньяк, которому в кайф убивать и мучить кого попало. И при этом он ни в коей мере не слабоумен, просто [[Тупой — это зло|туп]], [[Несовместимое с жизнью хамство|нагл]], [[Несовместимая с жизнью жестокость|жесток]] и излишне [[Несовместимая с жизнью самоуверенность|самоуверен]]. Последствия воспитания [[Гнусный алкаш|лжеотцом]], который считал, что «[[Мачо|Мужчина]] должен быть [[GAR|крут и суров]]!» и [[Самоуверенный мерзавчик|матерью]], по мнению которой «[[Безумный король|Король]] делает не что должен, а [[Хаотичный злой|что вздумается!]]».
*** А Джоффри ещё и [[Антиреклама спиртного|с малых лет спивается вином]], подражая тому, кого он не шутя считает своим отцом…
*** В сериале-экранизации Джек Глисон просто виртуозно углубил образ Джоффри (к восторгу автора книг). Молодой актёр показал, что бедняжечке Джоффри с самого детства отчаянно не хватало межчеловеческого тепла, и парень КАК УМЕЛ пытался таковое — или заменитель, или иллюзию — себе заполучить. Отдельные моменты с Сансой, вся линия с Маргери и т. п. А как Джоффри каждый раз трогательно изумляется, обижается и морально страдает, когда Тирион бьёт его по морде! Смак в том, что текст книг совсем не исключает именно такую трактовку (Джоффри и в книгах далеко не «[[Зло ради самого зла|абсурдный злодей]]») — но в сериале она прямо показана и подсвечена. А криминалисты подсказывают, что такая мотивация часто встречается у маньяков, в том числе — и в особенности! — у самых жестоких.
*** В сериале-экранизации Джек Глисон просто виртуозно углубил образ Джоффри (к восторгу автора книг). Молодой актёр показал, что бедняжечке Джоффри с самого детства отчаянно не хватало межчеловеческого тепла, и парень КАК УМЕЛ пытался таковое — или заменитель, или иллюзию — себе заполучить. Отдельные моменты с Сансой, вся линия с Маргери и т. п. А как Джоффри каждый раз трогательно изумляется, обижается и морально страдает, когда Тирион бьёт его по морде! Смак в том, что текст книг совсем не исключает именно такую трактовку (Джоффри и в книгах далеко не «[[Зло ради самого зла|абсурдный злодей]]») — но в сериале она прямо показана и подсвечена. А криминалисты подсказывают, что такая мотивация часто встречается у маньяков, в том числе — и в особенности! — у самых жестоких.
* [[I , Claudius|Я, Клавдий]] — Калигула в детстве. Внешне — маленький ангелочек, которому все умиляются, и именно всеобщее обожание заронило в его голову первые идеи о собственной божественности, а вырастает он в конкретное [[Безумный король|чудовище на троне]].
* [[I , Claudius|Я, Клавдий]] — Калигула в детстве. Внешне — маленький ангелочек, которому все умиляются, и именно всеобщее обожание заронило в его голову первые идеи о собственной божественности, а вырастает он в конкретное [[Безумный король|чудовище на троне]].


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «Волшебная лампа Аладдина» — царевна Будур. Ей всего 16 лет, и она не знает, что такое коза! Пополам с [[Яблоко от яблони далеко падает|хороший барчук]].
* «Старик Хоттабыч» — красноречивая деталь: отрицательного мальчика Гогу по прозвищу «Пилюля» (вруна, клеветника, ябеду, занозу в заднице и пр.) его склонная к гиперопеке мама ''разувает'', как всё равно какая-нибудь служанка — барчука! Самому разуться ему не судьба. То есть он ещё и сабж статьи.
* «Игрушка» с Пьером Ришаром — сын богатого капиталиста Эри́к Рамбаль-Коше, которому в качестве игрушки купили журналиста Франсуа Перрена. После [[оздоровительная порка|оздоровительной порки]] и [[поворот направо|поворота направо]] под влиянием «игрушки» стал [[Яблоко от яблони далеко падает|«хорошим барчуком»]].
* «Варвара-краса, длинная коса» — царевич Андрей Еремеевич. В восемнадцать лет этого здорового лба ещё с ложечки кормят. {{spoiler|Кормят, правда, «на убой». Однако когда угроза миновала — его всё равно продолжают забаловывать. А царица-матушка, кстати, всю дорогу и не знала, не ведала об угрозе… Она просто была искренне уверена, что «любить — значит баловать»…}}
* «Варвара-краса, длинная коса» — царевич Андрей Еремеевич. В восемнадцать лет этого здорового лба ещё с ложечки кормят. {{spoiler|Кормят, правда, «на убой».}}
** Неожиданный нюанс: этот Андрюшенька (упитанный, да невоспитанный) хоть и сабж статьи, но далеко не [[тепличное создание]]. В лукавого царедворца при [[Фейри|чуждом]] дворе и чуть ли не «предводителя вражеских головорезов» мутировал прямо-таки стремительно, прямо у зрителя на глазах — значит, была у юноши подходящая для всего этого почва… Впрочем, его с детства ещё и «повелевать» учили (это видно на опосредованных примерах); и наверняка детально и с примерами объясняли, что такое двор царский (иначе откуда бы такая ловкость в этих делах?); а судя по царевичевой речи — он кое-что читал, или по крайней мере ему много читали вслух, а он с интересом слушал. В общем, ни недоразвитым, ни слабоумным этого царёнка не назовёшь. Всего лишь до предела эгоистичен и [[козёл|козлист]].
* «Про Красную Шапочку» — ребёнок [[непонятного пола]], {{spoiler|в финале оказавшийся всё-таки девочкой}} (играет Инна Степанова). [[Зигзаг]]: под влиянием заглавной героини пытается что-то делать ручками (например, мыть пол), к ужасу многочисленных нянек. И вообще в конце ведет себя вполне прилично, правда, по-прежнему командует, но уже более конструктивно, не ради своих прихотей, а для общего дела.
*** И накрывает не то чтобы ужас, а просто некоторая оторопь: и этакое чудо потом унаследует трон отца своего, царя Еремея?!.. Впрочем, тут попросту во все поля [[Королевства — плохо, а республики — хорошо|антицаристский, антимонархический пафос]] (всего лишь в юмористической версии), характерный для советских сказок.
* «[[Морозко]]» — избалованная донельзя Марфушенька-душенька. Правда, её мамаша-абьюзерша и на ней иногда срывает зло… но тут же винит в этом кого угодно, да только не себя и не Марфушу.
* «[[Аладдин (сказка)|Волшебная лампа Аладдина]]» — царевна Будур. Ей всего 16 лет, и она не знает, что такое коза! Пополам с [[Яблоко от яблони далеко падает|хороший барчук]].
* «Про [[Красная Шапочка|Красную Шапочку]]» — ребёнок [[непонятного пола]], {{spoiler|в финале оказавшийся всё-таки девочкой}} (играет Инна Степанова). [[Зигзаг]]: под влиянием заглавной героини пытается что-то делать ручками (например, мыть пол), к ужасу многочисленных нянек. И вообще в конце ведет себя вполне прилично, правда, по-прежнему командует, но уже более конструктивно, не ради своих прихотей, а для общего дела.
** А командовать ребёнку тоже надо обучаться: это всё-таки дворянская дочка. Но хорошо бы именно конструктивно… к чему, собственно, перевоспитанного ребёнка и склонили.
* «Приключения Арслана» — Юлдуз, внучка хозяина Синих Гор. Но она заколдована заклятием себялюбия.
* «Приключения Арслана» — Юлдуз, внучка хозяина Синих Гор. Но она заколдована заклятием себялюбия.
* «Все умрут, а я останусь» — Жанна. Стоит ей при малейшем неудовольствии начать резать руку, и любящая мама готова идти у неё на поводу.
* «[[Все умрут, а я останусь]]»:
** Жанна. Стоит ей при малейшем неудовольствии начать резать руку, и любящая мама готова идти у неё на поводу.
** Также, судя по поведению, под троп идеально попадают [[Самоуверенный мерзавчик|Алекс]] и [[Альфа-сука|Настя]].
** Также, судя по поведению, под троп идеально попадают [[Самоуверенный мерзавчик|Алекс]] и [[Альфа-сука|Настя]].
* «Игрушка» с Пьером Ришаром — сын богатого капиталиста Эри́к Рамбаль-Коше, которому в качестве игрушки купили журналиста Франсуа Перрена. После [[оздоровительная порка|оздоровительной порки]] и [[поворот направо|поворота направо]] под влиянием «игрушки» стал «[[Яблоко от яблони далеко падает|хорошим барчуком]]».
** Примерно то же самое и в вольном ремейке «Новая игрушка» (2022), где вместо журналиста Перрена — магазинный охранник Сами (Ж. Деббуз). Но там больше уклон в «Богатые тоже плачут», «И баловни чувствовать умеют» и «Тоже ведь они по-своему несчастные…». Сатиры меньше, а мелодрамы гораздо больше.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* Мини-сериал «Холодное сердце» (2016) — Юлия. Идеальный пример того, как сабж превращается сначала в [[Альфа-сука|альфа-суку]], а потом в [[полное чудовище]] и [[Скверная мамочка|скверную мамочку]].
* Мини-сериал «Холодное сердце» (2016) — Юлия. Идеальный пример того, как сабж превращается сначала в [[Альфа-сука|альфа-суку]], а потом в [[полное чудовище]] и [[Скверная мамочка|скверную мамочку]].
* «Истории Райли» — Ава Моргенштерн утопила педаль в пол за первую же минуту пребывания на экране. В одной серии даже появилась в кофточке с надписью "Испорченное дитя".
* «Истории Райли» — Ава Моргенштерн утопила педаль в пол за первую же минуту пребывания на экране. В одной серии даже появилась в кофточке с надписью «Испорченное дитя».


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
Строка 108: Строка 119:
* «[[Двенадцать месяцев]]» — Королева и Дочь Мачехи. В первом случае ещё небезнадёжно, а вот во втором…
* «[[Двенадцать месяцев]]» — Королева и Дочь Мачехи. В первом случае ещё небезнадёжно, а вот во втором…
* «Девочка, наступившая на хлеб» — Инге.
* «Девочка, наступившая на хлеб» — Инге.
* «Про злую мачеху»: хитрый план — избаловать падчерицу.
* «Про злую мачеху»: хитрый план — избаловать падчерицу.
* «[[The Princess and the Frog|Принцесса и лягушка]]» — Шарлотта, дочь самого богатого человека в [[Джазовая столица|Новом Орлеане]], при этом добрая.
* «Нехочуха» — главный герой, мальчик, на [[Оздоровительная порка|довольно-таки страшноватом]] «типа [[Попаданец|попаданческом]]» опыте постиг, что был неправ.
* «[[The Princess and the Frog|Принцесса и лягушка]]» — Шарлотта, дочь самого богатого человека в [[Джазовая столица|Новом Орлеане]], при этом добрая.
* «[[yt:8yMZEdc-fqE|Ням-ням]]» (1986) — ребёнок кенгуру, чья мать выбивается из сил, чтобы прокормить его. Потом ребёнок ещё и нашёл себе партнёра противоположного пола и принялся жить с ней в родительской сумке…


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* [[South Park]] Эрик Картман.
* [[South Park]] — Эрик Картман.
* «Ох уж эти детки!» — Анжелика Пиклз.
* «Ох уж эти детки!» — Анжелика Пиклз.
* «[[Looney Tunes и Merrie Melodies|Приключения мультяшек]]» — Монтана Макс.
* «[[Looney Tunes и Merrie Melodies|Приключения мультяшек]]» — Монтана Макс.
* «Суперкрошки» — Принцесса Морбакс.
* «Суперкрошки» — Принцесса Морбакс.
* «[[SpongeBob SquarePants|Губка Боб Квадратные Штаны]]» — Перл Крабс, кашалотиха, приёмная дочь бизнесмена Крабса.
* «[[SpongeBob SquarePants|Губка Боб Квадратные Штаны]]» — Перл Крабс, кашалотиха, приёмная дочь бизнесмена Крабса.
* [[Miraculous, les aventures de Ladybug et Chat Noir]] конечно же Хлоя Буржуа.
* [[Miraculous, les aventures de Ladybug et Chat Noir]] — конечно же Хлоя Буржуа.
** Есть зрительская версия что Роуз это любимая дочка богатых родителей, отсюда ее образ маленькой принцессы, крайняя наивность и ранимость. Но она не стерва как Хлоя.
** Есть зрительская версия что Роуз это [[Тепличное создание|любимая дочка]] богатых родителей, отсюда ее образ [[Инженю|маленькой принцессы]], крайняя наивность и ранимость. Но она не стерва как Хлоя.
*** Когда она получила талисман супергероя, то [[Поднял уровень крутизны|стала более крутой]].
* [[Мой шумный дом]] — Лола Лауд вполне подходит под этот троп.


=== [[Комиксы]] ===
=== [[Комиксы]] ===
* Агагакс из французских комиксов. Наряду с пародией на троп «[[Жуткие детишки]]». Ещё в колыбели родители его избаловали, позволили прямо-таки помыкать собой. А ему [[вошёл во вкус|понравилось]]. А его кто-то проклял. И с тех пор рассудок у него рос (отягощённый некоторым слабоумием), а тело так и оставалось грудничковым. И получился [[суперзлодей]] — пародийный, но строящий нешуточно опасные козни, которые, увенчайся они успехом, унесли бы множество жизней.
* Агагакс из французских комиксов. Наряду с пародией на троп «[[Жуткие детишки]]». Ещё в колыбели родители его избаловали, позволили прямо-таки помыкать собой. А ему [[вошёл во вкус|понравилось]]. А его кто-то проклял. И с тех пор рассудок у него рос (отягощённый некоторым слабоумием), а тело так и оставалось грудничковым. И получился [[суперзлодей]] — пародийный, но строящий нешуточно опасные козни, которые, увенчайся они успехом, унесли бы множество жизней.
* «[[Астерикс]] в Иберии» — Пепе (полное имя Перикл), сын верховного иберийского вождя. То-то [[Усатый нянь|намучились с ним]] римляне, пока он был у них в заложниках!


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* [[Легенда о героях Галактики]] похоже, что Эрвин-Йозеф, маленький кайзер. С заметным удовольствием калечит мягкую игрушку, потом устраивает классические детские истерики вроде кидания едой и стучания ногами по полу. Правда, ему далеко не три года и даже не пять. Задержка развития или последствия все той же избалованности?  
* [[Легенда о героях Галактики]] — похоже, что Эрвин-Йозеф, маленький кайзер. С заметным удовольствием калечит мягкую игрушку, потом устраивает классические детские истерики вроде кидания едой и стучания ногами по полу. Правда, ему далеко не три года и даже не пять. Задержка развития или последствия все той же избалованности?
** Ужас у холодильника - а может, у семи-восьмилетнего мальчика так еще и проявляется стресс? Жил спокойно в роскоши, потом его сделали кайзером - а для ребенка это скорее нагрузка, чем счастье. Потом его еще и похитили.  
** Ужас у холодильника — а может, у семи-восьмилетнего мальчика так еще и проявляется стресс? Жил спокойно в роскоши, потом его сделали кайзером — а для ребенка это скорее нагрузка, чем счастье. Потом его еще и похитили.
* «[[Rozen Maiden]]» — главный герой Джун Сакурада представляет собой именно такого персонажа, грубого и капризного [[хикикомори]], тиранящего ''старшую'' сестру.
* «[[Rozen Maiden]]» — главный герой Джун Сакурада представляет собой именно такого персонажа, грубого и капризного [[хикикомори]], тиранящего ''старшую'' сестру.
** Младшая девочка из кукольного семейства, Хина Ичиго, тоже не прочь потиранить из прихоти свою хозяйку.
** Младшая девочка из кукольного семейства, Хина Ичиго, тоже не прочь потиранить из прихоти свою хозяйку.
Строка 132: Строка 148:
* [[Golden Kamuy]] — Който кажется сферическим примером в вакууме. Но когда раскрывается, почему его таким вырастили, то его хочется только [[обнять и плакать]]. Его любимый старший брат, морской офицер и гордость отца-адмирала, погиб во время Японо-Китайской войны, и скорбящие родители, боясь потерять и второго ребёнка, чуть ли не в попу младшего целовали. А у мальчика на этой почве развилась фобия моря и кораблей и отсюда же комплекс неполноценности, что он никогда не прославит семью на флоте (когда он во время {{spoiler|разыгранного Цуруми}} похищения рыдает со словами: «Лучше считай, что у тебя никогда не было сына, чем такой, как я!» — пробирает даже местную гендерную инверсию Рэй Аянами!). Да и в целом-то Който на самом деле юноша неплохой.
* [[Golden Kamuy]] — Който кажется сферическим примером в вакууме. Но когда раскрывается, почему его таким вырастили, то его хочется только [[обнять и плакать]]. Его любимый старший брат, морской офицер и гордость отца-адмирала, погиб во время Японо-Китайской войны, и скорбящие родители, боясь потерять и второго ребёнка, чуть ли не в попу младшего целовали. А у мальчика на этой почве развилась фобия моря и кораблей и отсюда же комплекс неполноценности, что он никогда не прославит семью на флоте (когда он во время {{spoiler|разыгранного Цуруми}} похищения рыдает со словами: «Лучше считай, что у тебя никогда не было сына, чем такой, как я!» — пробирает даже местную гендерную инверсию Рэй Аянами!). Да и в целом-то Който на самом деле юноша неплохой.
* [[Steamboy]] — Скарлетт О’Хара, дочь богатого американского промышленника. Поначалу эту вздорную и капризную девчонку зрителю так и хочется взять и хорошенько отшлёпать по мягкому месту. К счастью, исправилась и даже стала первой женщиной-лётчиком!
* [[Steamboy]] — Скарлетт О’Хара, дочь богатого американского промышленника. Поначалу эту вздорную и капризную девчонку зрителю так и хочется взять и хорошенько отшлёпать по мягкому месту. К счастью, исправилась и даже стала первой женщиной-лётчиком!
* Не смею потерять тебя — таковой на первый взгляд выглядит наследницы чеболя Ю Лида Ю, хотя на самом деле она человек с невероятной деловой хваткой и железной волей вгоняющая в ужас (в возрасте девятнадцать лет) мафиозных боссов
* Не смею потерять тебя — таковой на первый взгляд выглядит наследница чеболя Ю — Лида Ю, хотя на самом деле она человек с невероятной деловой хваткой и железной волей вгоняющая в ужас (в возрасте девятнадцати лет (!)) мафиозных боссов !!
* Opapagoto (Новоявленный отец) — девушки из элитной женской академии не капризничают, они просто совершенно не приспособлены к жизни: консервы в качестве еды повергают их в отчаяние, ведь у них нет язычка! Приходится Аягасаки Касугу брать на себя ответственность и стать настоящим батей для их псевдосемейки.
* [[Жена по контракту]] — в манге показано что отец антагонистки Инь Сюэмо Инь Дзуншао дочь избаловал с самого детства и она выросла злобной стервой которая просто не понимает отказа


=== [[Визуальные романы]] ===
=== [[Визуальные романы]] ===
* [[The House in Fata Morgana]] Нелли Роудз. Заигралась с братом в принцессу, чьи желания всегда [[Рыцарь и дама сердца|должны исполняться принцем]], поэтому постоянно требует к себе внимания и не принимает отказов, может гонять слуг исключительно из вредности. Родители её балуют и, вопреки реалиям XVII века, даже готовы позволить ей самой выбрать себе жениха. Но всё хорошее когда-нибудь кончается, и когда отец всё же сам принимает решение о помолвке Нелли, а [[Инцест|любимый брат]] начинает заглядываться на другую, Нелли закономерно [[От плохого к ужасному|превращается]] в [[яндэрэ]].
* [[The House in Fata Morgana]] — Нелли Роудз. Заигралась с братом в принцессу, чьи желания всегда [[Рыцарь и дама сердца|должны исполняться принцем]], поэтому постоянно требует к себе внимания и не принимает отказов, может гонять слуг исключительно из вредности. Родители её балуют и, вопреки реалиям XVII века, даже готовы позволить ей самой выбрать себе жениха. Но всё хорошее когда-нибудь кончается, и когда отец всё же сам принимает решение о помолвке Нелли, а [[Инцест|любимый брат]] начинает заглядываться на другую, Нелли закономерно [[От плохого к ужасному|превращается]] в [[яндэрэ]].
* THE DELUCA FAMILY — зигзаг с Грейси ДеЛюккой, с одной стороны она любимица своей матери леди Кордии, с другой она умна и при желании безжалостна, искренне любит и как может поддерживает свою сестру [[киллер|киллера]] и горой за тех кого считает другом.
* THE DELUCA FAMILY — зигзаг с Грейси ДеЛюккой, да она любимица своей матери леди Кордии, и она её балует, но с другой под её внешностью избалованной девчонки которая на первый взгляд интересуется толко дорогими сумочками и одеждой скрывается очень умный, хитрый, проницательный и наблюдательный человек, которая очень любит свою сестру-[[киллер]]а и брата, и она горой за тех кого считает своим другом.
{{Nav/Family}}
{{Nav/Family}}

Текущая версия на 11:04, 3 февраля 2025

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Spoiled Brat. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Ну погоди кто.pngКто?
В этой статье слишком много примеров без контекста. Не все знают, что это за персонажи и предметы. Распишите подробнее, чтобы незнакомый с сеттингом пользователь всё понял, иначе такие примеры будут удалены.
«

Вышло так, что мальчик Вова
Был ужасно избалован.
Начиналось всё с рассвета:
«Дайте то! Подайте это!»

»
— «Про Сидорова Вову», мультфильм
« Мой сын — самый могущественный человек среди эллинов: над эллинами властвуют Афины, над Афинами — я, надо мной — жена, а над женою — сын »
— Фемистокл
 — Не хочу, не буду есть эту противную кашу! Конфет хочу! И зубы от них не заболят, это вы нарочно придумываете! Аааа!!!
 — Не хочу эту дурацкую игрушку, хочу вот эту! И эту хочу! И вон эту! И эту! Неправда, у тебя деньги есть, ну купи! Аааа!!!
 — Ааа, у него новый айфон, супер-пупер-навороченный, а я что, хуже его, что ли? ААААА!!!!

И так далее… В общем, нередкий пример, наглядно показывающий, что вседозволенность и слепое родительское обожание могут развратить человека уже с самых юных лет. Детишки, о которых здесь идёт речь, обычно вызывают у аудитории не тёплые отеческие чувства, а наоборот — желание прописать в край обнаглевшим отпрыскам оздоровительную порку (возможно, даже в буквальном смысле). Причём, как правило, такими часто становятся дети из вполне благополучных и весьма обеспеченных семей. Характерна, хотя и не обязательна, Идише мамэ. Плюс ещё такие «ангелочки» порой позволяют себе безнаказанно задирать сверстников, у которых жизнь сложилась не так уж сладко.

Возможно пересечение с тропом «Любимчик в семье». Родственными явлениями могут быть маленькие гадёныши, альфа-сука, Драко. А также синдром принцессы, если выросшая девочка на альфа-суку ну никак не тянет. Часто, хотя и не обязательно, из таких деточек вырастает золотая молодёжь.

Близкое явление — маменькин сынок. Но если сабж командует родными, то маменькин сыночек во внутрисемейных отношениях выступает ведомым.

Примеры[править]

«

К роскошному нью-йоркскому отелю подъезжает лимузин. Шофёр с личным валетом и горничной хозяев вызывают толпу носильщиков нести чемоданы в пентхаус. Наконец, на выкаченную красную ковровую дорожку выходят хозяева, а валет с шофёром сплетают руки «стульчиком» и выносят из машины здоровенного 18-летнего парня. Управляющий отелем — матери:
— Как жаль, что такой красивый юноша не может ходить.
— О чём Вы? — удивляется мать. — Конечно, мой мальчик может ходить. Но, слава Богу, ему никогда не придётся!

»
— Старый американский анекдот
«

В метро сидит мамаша с ребёнком, возле них стоит девушка в длинной белой шубе, рядом с ней стоит панк неопрятного вида, жуёт жвачку, слушает плеер. Ребёнок изо всех сих старается испачкать подошвой своих ботиночек шубу этой девушки, она старается отодвинуться, но из-за давки не может. Тогда она вежливо говорит мамаше, чтобы она приструнила своего малыша, т. к. шуба пачкается. Мамаша начинает вопить о том, что до 5 лет не воспитывают, нужно беречь нервы ребенка и чтобы эта девушка заткнулась сама. Панк снимает с ушей плеер, вынимает изо рта жвачку и аккуратно впечатывает её на лоб орущей мамаши. В вагоне — гробовая тишина. И наглый, очень нелюбезный голос парня:
Меня вот тоже до 5 лет не воспитывали.

»
— Наглядное пособие

Мифология[править]

Литература и театр[править]

Во многих странах[править]

Отечественная[править]

  • Н. В. Гоголь, «Мёртвые души» — Фемистоклюс Манилов, который укусил за ухо брата Алкида. Нос вытирать этот будущий посланник не умеет — за него это делает лакей.
  • Александр Куприн, «Белый пудель» — барчонок Николай Аполлонович, «ангел Трилли». В пылу своих истерик даже обзывает пляшущих вокруг него взрослых «чертями» и «дураками». Эталон из палаты мер и весов. Мог быть кодификатором для русского читателя, но рассказ не очень раскручен.
  • А. Аверченко, «Берегов — воспитатель Киси» — Кися. Тоже мог бы стать кодификатором, но рассказ раскручен ещё меньше, чем предыдущий. В результате оздоровительной порки перевоспитывается.
    • Собственно, здесь не ребенок избалованный, а родители — идиоты.
  • Татьяна Щепкина-Куперник, «Новые впечатления»: тоже имеем результат удушливого маминого воспитания. «В двенадцать лет, негодяй, нервничает, как старая кокетка, страдает Weltschmerz’ем [Мировая скорбь], не желает учиться и ищет новых впечатлений!» Папенька-инженер возмутился и отдал ребёнка в ученье к сапожнику. Впечатлений масса, плюс полная перемена отношения к учёбе и новый друг на всю жизнь.
  • Лидия Чарская:
    • «За что?» — Лида Воронская. Забалована отцом и четырьмя незамужними тетками в край. Когда привычный уклад жизни рушится, начинает отчаянно чудить и истерить. При этом пользуется симпатией автора: роман — автобиографический. Имеет массу копиркиных в других романах и повестях автора.
    • «Волшебная сказка» — Надя Таирова. С точки зрения морали повесть — авторская сама себе инверсия, написанная после оздоровительной порки от Чуковского: героиня ведет себя точно так же, как Лида и ее копиркины, но выведена отрицательной. Подсвечено в спектакле Московского Театра Русской Драмы — там режиссер непрозрачно намекает на Надину вину в смерти отца. Кстати, незамужняя тетка, безрассудно балующая героиню, здесь тоже есть.
  • Всеволод Крестовский, «Петербургские трущобы» — князь Вольдемар Шадурский в детстве. Вздорный, изнеженный, ленивый, невежественный, капризный, безнравственный, чванливый и злобный. Пример из палаты мер и весов.
  • В. Вересаев, «Всю жизнь отдала» — мать своей чрезмерной заботой и опекой вырастила сына Лёвочку конченым эгоистом.
  • Ю. Олеша, «Три толстяка» — аверсия. Несмотря на то, что толстяки очень хотят избаловать (и одновременно — поощрить к тиранству и садизму) наследника Тутти, мальчуган плохо поддаётся.
  • С. Михалков в стихотворении «Про мимозу» пытается продавить педаль в пол. «…только он глаза откроет, Ставят градусник ему, Обувают, Одевают И всегда, в любом часу, Что попросит — то несут».
    • Казалось бы, понятно, что мальчик Витя не виноват — виноваты его родственники, которые плотно окружили его такой заботой. Но в тогдашней массовой культуре было принято воспитывать детей, причём с помощью грубой дидактики, насмешек и прямого осуждения? А сколько — родителей? Так, чтобы на них тоже возлагали ответственность за то, что происходит в их семье? Ой.
    • На самом деле возлагалась ответственность и на родителей, но в литературе для подростков, в основном в школьных повестях. Например, в «Повести о юности» Медынского, дилогии Воронковой о Зине Стрешневой.
    • Аналогично — «Про Васю и Настю».
«

Он, из боязни сквозняков
Закрыв окошко плотно.
Меж двух больших пуховиков
Весь день проспит охотно.

Идёт по переулку
Василий на прогулку.
Идёт он
В ста одёжках,
Похожий на кочан.
Похожий на бочонок,
Идёт под смех девчонок.

»
— В. А. Лифшиц

.

    • И у того же С. Михалкова: Алик из пьесы «Чужая роль».
  • Л. Давыдычев, «Лёлишна из третьего подъезда» — Сусанна Кольчикова. Описывая сцену отправки Сусанны в пионерлагерь, автор написал: «Если бы я был злой человек, я бы всему этому порадовался. Но, честно говоря, мне чуть-чуть жаль Сусанну. Не одна же она виновата, что выросла злой девчонкой».
  • Леонид Филатов, «Про Федота-стрельца, удалого молодца» — Царевна. Хотя она уже не ребёнок, а девица на выданье, но в сеттинге Цари, стрельцы и терема замуж выдавали рано. Однако уж как минимум 16 лет персонажу исполнилось, а остальное — на усмотрение театра. И отчётливо видно, что царевна балованная (и психотравмированная?) с самого раннего детства.
  • Л. Васильева-Гангнус, «Азбука вежливости» — Алёша Иванов.
  • Виктория Ледерман, рассказ «Первый класс. Маргарита и дядька Пират» из сборника «Уроков не будет». Маргарита торчит у мамы на работе, мешая ей, постоянно просит дорогие подарки и вкусную еду и наотрез отказывается идти в школу, потому что там нельзя делать то, что хочется. Но когда во время болезни мамы она волею случая попадает под две недели сплошной оздоровительной порки у соседа дяди Марата по кличке «дядька Пират», начинает перевоспитываться.

Зарубежная[править]

  • «Унесённые ветром» — Бонни: папочка Ретт стремится поскорее выполнить любую дочкину прихоть, и даже самые разумные призывы мамы Скарлетт хоть в чём-то ребёнка ограничивать (например, сшить амазонку не из голубого бархата, а из практичного чёрного сукна) напрочь игнорируются. В результате девочка привыкает всего добиваться нытьём и капризами, да ещё и подлизываться к взрослым (на вопрос, кого она больше всего любит, отвечала, что папу и демократов, а кого ненавидит — «подлипал», в силу возраста даже не понимая, кто такие демократы и подлипалы, зато очень хорошо замечая, что окружающие от этого ею восторгаются). Закончилось всё предсказуемо плохо — очередная прихоть, состоявшая в том, чтобы прыгнуть на пони через планку выше, чем позволяла длина ног этого пони, стоила ей жизни.
  • Френсис Бернетт:
    • «Маленькая принцесса» — Сара, главная героиня, представляет собой аверсию. Отец обожает дочь, осыпает её подарками, наряжает как куклу (это не гипербола, её кукла одета в такие же дорогие и роскошные платья, как хозяйка), но при этом девочка не становится ни гордой, ни капризной, а остается разумной и доброй, и сохраняет царственное достоинство даже в нищете и унижении.
    • Аналогично — «Маленький лорд Фаунтлерой». Дедушка балует мальчика почём зря, исполняя любую его прихоть. Однако прихоти мальчика заключаются в том, чтобы дать отсрочку выплаты бедному арендатору и послать хорошей еды его больным детям, или вместо дешёвых трущоб построить местным жителям хорошие дома, или хотя бы накупить всем его друзьям подарков.
    • А вот Мэри Леннокс из «Таинственного сада» подается как сабж. Впрочем, девочка, получив даже не отпор, а просто разумное объяснение, почему нельзя то или это, быстро умнеет, так что с прикрученным фитильком.
  • «Чарли и шоколадная фабрика» Роальда Даля — все дети, кроме главного героя. Впрочем, Вырастут — поумнеют.
    • Все дети? Избалованной была только Верука Солт. У остальных были другие компрометирующие черты.
  • Йозеф Лада, «Захудалое королевство» — принцесса Анка. Впрочем, самое дурное, что она сделала — показала язык капризному послу (набеги в чужие сады за фруктами и горохом не считаются).
  • Элеонора Фарджон, «Хочу луну!». Королевской дочке так понравилась полная луна, что она захотела ее себе, но достать, конечно, не смогла. В итоге забралась на печную трубу и там проплакала от расстройства весь день и всю ночь. Из-за пропажи королевской дочери в королевстве начался настоящий хаос. Тем не менее субверсия — довольно быстро вразумилась и пообещала не плакать из-за луны.
    • Хм… Сам заскок скорее относится к тропу «Житель Страны Эльфов»: это все-таки не «достаньте мне Луну, чего бы это не стоило!» а «я очень хочу Луну, но заполучить ее невозможно, потому я забилась в уголок и плачу»; к тому-же не похоже, чтобы она понимала, что Луна в этом мире живая, разумная, и иметь ее в личном пользовании равносильно рабовладению. А его последствия… А, собственно, почему здесь именно она виновата, а не окружающие ее носители безумной тролльской логики? (Как вариант — потому, что она по законом этого мира обязана оставаться единственным нормальным человеком, иначе он развалится. Но тогда вам хорошо осуждать. Хотя это просто клинический случай СПГС: более или менее прямых указаний на это в рассказе нет.)
  • Рэй Брэдбери, рассказ «Вельд» — из-за решения родителей выключить навсегда телевизионную комнату сын и дочь в отместку скормили их львам, материализованным силой собственного воображения.
    • На самом деле все сложнее: родители просто забросили воспитание детей, полагаясь на эту комнату. В конце концов, как открыто признаёт сам отец, телекомната заменила им родителей. В итоге они сделали всё, чтобы не допустить разлуки.
  • «Цветы для Элджернона» — младшая сестра Чарли Норма. Родители поддерживают в ней уверенность, что она — единственный нормальный ребёнок в семье. Отсюда — несдержанность по отношению к брату.
  • «Гарри Поттер» — в ассортименте:
    • Дадли Дурсль «благодаря» любящим родичам с десяти лет имел серьёзные проблемы с лишним весом и, конечно же, поведением.
    • И папенькин сынок Драко.
    • Джеймс Поттер был таким в детстве.
    • В семье Мраксов детей баловать особо не на что, но Морфину, похоже, позволяется все, что возможно, например прибить змею к двери. И, в отличие от первых трёх экземпляров, которые поумнели с возрастом, Морфин вырос в самого настоящего маньяка (впрочем, здесь не обошлось и без дурной наследственности).
  • Джордж Мартин, цикл «Песнь Льда и Пламени» и его сериальная адаптация «Игра престолов»:
    • Роберт/Робин «Зяблик» Аррен. Не столько избалованный, сколько просто слабый (в том числе и рассудком), нервный (страдает эпилептическими припадками, судя по всему, это псевдоэпилепсия) и эгоистичный (благодаря воспитанию — в шесть лет мама Лиза Аррен всё ещё кормила его грудью!). Кидается кашей во взрослых, пытающихся его покормить. Иногда любит, наслаждаясь своей ролью лорда, приговаривать людей к смерти: «Выкиньте его в Лунную Дверь [с горы, с нескольких сотен метров], пусть полетает!». А когда приговор зависит не от него — может начать истерить: «Матушка, ты же обещала, что мы пустим его полетать!!!». Но приговаривает так не абы кого, а только тех, кого сочтёт «плохими».
    • Там же Джоффри. По сравнению с предыдущим кадром — педаль в пол: настоящий маньяк, которому в кайф убивать и мучить кого попало. И при этом он ни в коей мере не слабоумен, просто туп, нагл, жесток и излишне самоуверен. Последствия воспитания лжеотцом, который считал, что «Мужчина должен быть крут и суров!» и матерью, по мнению которой «Король делает не что должен, а что вздумается!».
      • А Джоффри ещё и с малых лет спивается вином, подражая тому, кого он не шутя считает своим отцом…
      • В сериале-экранизации Джек Глисон просто виртуозно углубил образ Джоффри (к восторгу автора книг). Молодой актёр показал, что бедняжечке Джоффри с самого детства отчаянно не хватало межчеловеческого тепла, и парень КАК УМЕЛ пытался таковое — или заменитель, или иллюзию — себе заполучить. Отдельные моменты с Сансой, вся линия с Маргери и т. п. А как Джоффри каждый раз трогательно изумляется, обижается и морально страдает, когда Тирион бьёт его по морде! Смак в том, что текст книг совсем не исключает именно такую трактовку (Джоффри и в книгах далеко не «абсурдный злодей») — но в сериале она прямо показана и подсвечена. А криминалисты подсказывают, что такая мотивация часто встречается у маньяков, в том числе — и в особенности! — у самых жестоких.
  • Я, Клавдий — Калигула в детстве. Внешне — маленький ангелочек, которому все умиляются, и именно всеобщее обожание заронило в его голову первые идеи о собственной божественности, а вырастает он в конкретное чудовище на троне.

Кино[править]

  • «Старик Хоттабыч» — красноречивая деталь: отрицательного мальчика Гогу по прозвищу «Пилюля» (вруна, клеветника, ябеду, занозу в заднице и пр.) его склонная к гиперопеке мама разувает, как всё равно какая-нибудь служанка — барчука! Самому разуться ему не судьба. То есть он ещё и сабж статьи.
  • «Варвара-краса, длинная коса» — царевич Андрей Еремеевич. В восемнадцать лет этого здорового лба ещё с ложечки кормят. Кормят, правда, «на убой». Однако когда угроза миновала — его всё равно продолжают забаловывать. А царица-матушка, кстати, всю дорогу и не знала, не ведала об угрозе… Она просто была искренне уверена, что «любить — значит баловать»…
    • Неожиданный нюанс: этот Андрюшенька (упитанный, да невоспитанный) хоть и сабж статьи, но далеко не тепличное создание. В лукавого царедворца при чуждом дворе и чуть ли не «предводителя вражеских головорезов» мутировал прямо-таки стремительно, прямо у зрителя на глазах — значит, была у юноши подходящая для всего этого почва… Впрочем, его с детства ещё и «повелевать» учили (это видно на опосредованных примерах); и наверняка детально и с примерами объясняли, что такое двор царский (иначе откуда бы такая ловкость в этих делах?); а судя по царевичевой речи — он кое-что читал, или по крайней мере ему много читали вслух, а он с интересом слушал. В общем, ни недоразвитым, ни слабоумным этого царёнка не назовёшь. Всего лишь до предела эгоистичен и козлист.
      • И накрывает не то чтобы ужас, а просто некоторая оторопь: и этакое чудо потом унаследует трон отца своего, царя Еремея?!.. Впрочем, тут попросту во все поля антицаристский, антимонархический пафос (всего лишь в юмористической версии), характерный для советских сказок.
  • «Морозко» — избалованная донельзя Марфушенька-душенька. Правда, её мамаша-абьюзерша и на ней иногда срывает зло… но тут же винит в этом кого угодно, да только не себя и не Марфушу.
  • «Волшебная лампа Аладдина» — царевна Будур. Ей всего 16 лет, и она не знает, что такое коза! Пополам с хороший барчук.
  • «Про Красную Шапочку» — ребёнок непонятного пола, в финале оказавшийся всё-таки девочкой (играет Инна Степанова). Зигзаг: под влиянием заглавной героини пытается что-то делать ручками (например, мыть пол), к ужасу многочисленных нянек. И вообще в конце ведет себя вполне прилично, правда, по-прежнему командует, но уже более конструктивно, не ради своих прихотей, а для общего дела.
    • А командовать ребёнку тоже надо обучаться: это всё-таки дворянская дочка. Но хорошо бы именно конструктивно… к чему, собственно, перевоспитанного ребёнка и склонили.
  • «Приключения Арслана» — Юлдуз, внучка хозяина Синих Гор. Но она заколдована заклятием себялюбия.
  • «Все умрут, а я останусь»:
    • Жанна. Стоит ей при малейшем неудовольствии начать резать руку, и любящая мама готова идти у неё на поводу.
    • Также, судя по поведению, под троп идеально попадают Алекс и Настя.
  • «Игрушка» с Пьером Ришаром — сын богатого капиталиста Эри́к Рамбаль-Коше, которому в качестве игрушки купили журналиста Франсуа Перрена. После оздоровительной порки и поворота направо под влиянием «игрушки» стал «хорошим барчуком».
    • Примерно то же самое и в вольном ремейке «Новая игрушка» (2022), где вместо журналиста Перрена — магазинный охранник Сами (Ж. Деббуз). Но там больше уклон в «Богатые тоже плачут», «И баловни чувствовать умеют» и «Тоже ведь они по-своему несчастные…». Сатиры меньше, а мелодрамы гораздо больше.

Телесериалы[править]

  • Мини-сериал «Холодное сердце» (2016) — Юлия. Идеальный пример того, как сабж превращается сначала в альфа-суку, а потом в полное чудовище и скверную мамочку.
  • «Истории Райли» — Ава Моргенштерн утопила педаль в пол за первую же минуту пребывания на экране. В одной серии даже появилась в кофточке с надписью «Испорченное дитя».

Мультфильмы[править]

  • «Про Сидорова Вову» (см. эпиграф).
  • «Двенадцать месяцев» — Королева и Дочь Мачехи. В первом случае ещё небезнадёжно, а вот во втором…
  • «Девочка, наступившая на хлеб» — Инге.
  • «Про злую мачеху»: хитрый план — избаловать падчерицу.
  • «Нехочуха» — главный герой, мальчик, на довольно-таки страшноватом «типа попаданческом» опыте постиг, что был неправ.
  • «Принцесса и лягушка» — Шарлотта, дочь самого богатого человека в Новом Орлеане, при этом добрая.
  • «Ням-ням» (1986) — ребёнок кенгуру, чья мать выбивается из сил, чтобы прокормить его. Потом ребёнок ещё и нашёл себе партнёра противоположного пола и принялся жить с ней в родительской сумке…

Мультсериалы[править]

Комиксы[править]

  • Агагакс из французских комиксов. Наряду с пародией на троп «Жуткие детишки». Ещё в колыбели родители его избаловали, позволили прямо-таки помыкать собой. А ему понравилось. А его кто-то проклял. И с тех пор рассудок у него рос (отягощённый некоторым слабоумием), а тело так и оставалось грудничковым. И получился суперзлодей — пародийный, но строящий нешуточно опасные козни, которые, увенчайся они успехом, унесли бы множество жизней.
  • «Астерикс в Иберии» — Пепе (полное имя Перикл), сын верховного иберийского вождя. То-то намучились с ним римляне, пока он был у них в заложниках!

Аниме и манга[править]

  • Легенда о героях Галактики — похоже, что Эрвин-Йозеф, маленький кайзер. С заметным удовольствием калечит мягкую игрушку, потом устраивает классические детские истерики вроде кидания едой и стучания ногами по полу. Правда, ему далеко не три года и даже не пять. Задержка развития или последствия все той же избалованности?
    • Ужас у холодильника — а может, у семи-восьмилетнего мальчика так еще и проявляется стресс? Жил спокойно в роскоши, потом его сделали кайзером — а для ребенка это скорее нагрузка, чем счастье. Потом его еще и похитили.
  • «Rozen Maiden» — главный герой Джун Сакурада представляет собой именно такого персонажа, грубого и капризного хикикомори, тиранящего старшую сестру.
    • Младшая девочка из кукольного семейства, Хина Ичиго, тоже не прочь потиранить из прихоти свою хозяйку.
  • «Унесённые призраками» — Бо, сын ведьмы Юбабы. Попутешествовав в образе хомячка, вроде бы исправился. Под троп с прикрученным фитильком подходит и сама Тихиро: в самом начале она ведёт себя как типичный балованный ребёнок, но, попав в мир духов, быстро забывает про свои капризы.
  • Osomatsu-san — сами шестерняшки Мацуно попадают под троп лишь зигзагом и с прикрученным фитильком. Родители их, конечно, избаловали, но сами по себе близнецы — очень хорошие ребята. А вот Тотоко Ёваи — соседка и предмет воздыхания всех шестерых братьев (да и не только их!) — уже без фитилька. Эгоистичная, капризная девица с завышенным самомнением, которая тиранит родителей и устраивает истерики на всю округу каждый раз, когда у неё что-то не получается. Мечтает стать айдолом, чтобы быть в центре внимания, но не умеет петь и даже не хочет учиться. Считает братьев Мацуно неудачниками, однако сама точно также не учится и нигде не работает. Содержат Тотоко отец и мать — владельцы рыбной лавки и достаточно обеспеченные, чтобы по первому требованию выполнять все капризы дочери, люди.
  • Golden Kamuy — Който кажется сферическим примером в вакууме. Но когда раскрывается, почему его таким вырастили, то его хочется только обнять и плакать. Его любимый старший брат, морской офицер и гордость отца-адмирала, погиб во время Японо-Китайской войны, и скорбящие родители, боясь потерять и второго ребёнка, чуть ли не в попу младшего целовали. А у мальчика на этой почве развилась фобия моря и кораблей и отсюда же комплекс неполноценности, что он никогда не прославит семью на флоте (когда он во время разыгранного Цуруми похищения рыдает со словами: «Лучше считай, что у тебя никогда не было сына, чем такой, как я!» — пробирает даже местную гендерную инверсию Рэй Аянами!). Да и в целом-то Който на самом деле юноша неплохой.
  • Steamboy — Скарлетт О’Хара, дочь богатого американского промышленника. Поначалу эту вздорную и капризную девчонку зрителю так и хочется взять и хорошенько отшлёпать по мягкому месту. К счастью, исправилась и даже стала первой женщиной-лётчиком!
  • Не смею потерять тебя — таковой на первый взгляд выглядит наследница чеболя Ю — Лида Ю, хотя на самом деле она человек с невероятной деловой хваткой и железной волей вгоняющая в ужас (в возрасте девятнадцати лет (!)) мафиозных боссов !!
  • Opapagoto (Новоявленный отец) — девушки из элитной женской академии не капризничают, они просто совершенно не приспособлены к жизни: консервы в качестве еды повергают их в отчаяние, ведь у них нет язычка! Приходится Аягасаки Касугу брать на себя ответственность и стать настоящим батей для их псевдосемейки.
  • Жена по контракту — в манге показано что отец антагонистки Инь Сюэмо Инь Дзуншао дочь избаловал с самого детства и она выросла злобной стервой которая просто не понимает отказа

Визуальные романы[править]

  • The House in Fata Morgana — Нелли Роудз. Заигралась с братом в принцессу, чьи желания всегда должны исполняться принцем, поэтому постоянно требует к себе внимания и не принимает отказов, может гонять слуг исключительно из вредности. Родители её балуют и, вопреки реалиям XVII века, даже готовы позволить ей самой выбрать себе жениха. Но всё хорошее когда-нибудь кончается, и когда отец всё же сам принимает решение о помолвке Нелли, а любимый брат начинает заглядываться на другую, Нелли закономерно превращается в яндэрэ.
  • THE DELUCA FAMILY — зигзаг с Грейси ДеЛюккой, да она любимица своей матери леди Кордии, и она её балует, но с другой под её внешностью избалованной девчонки которая на первый взгляд интересуется толко дорогими сумочками и одеждой скрывается очень умный, хитрый, проницательный и наблюдательный человек, которая очень любит свою сестру-киллера и брата, и она горой за тех кого считает своим другом.