Зло ради самого зла

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья For the Evulz. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Что до меня, брожу я по ночам,
Больных я убиваю возле стен
И отравляю иногда колодцы.
»
— Кристофер Марло. «Мальтийский еврей»
« Убийцам не нужна причина убивать. Такова их сущность. Само ваше существование для них достаточное оскорбление. »
— Малазанская книга павших, книга «Охотники за костями»

Как вы думаете, зачем злодеи творят зло? Есть много вариантов. Одни любят получать прибыль путём грабежей или наёмничества. Другие исповедуют какую-нибудь людоедскую идеологию, согласно которой для всеобщего счастья надо кого-нибудь непричастного взять и перевешать. Третьи просто выполняют приказы. Но бывает и четвёртый вариант: зло ради самого зла.

Проходишь мимо детского дома? Подожги его, он будет так прикольно гореть! Старушка переходит через дорогу? По фану дай ей пинка, чтобы полетела прямо под колёса! Если можешь делать ЗлоЪ, делай его, потому что ЗлоЪ — это круто! Такому персонажу не нужно никакой дополнительной мотивации, чтобы злодействовать: у него в карточке написано «Chaotic Evil» (или «Evil Stupid», в особо запущенных случаях), и этого вполне достаточно.

Можно разделить на четыре подтропа:

  1. Злодею чем-то неприятен вот этот вот конкретный субъект или группа, и конкретно им хочется навредить любой ценой. Прочие просто под руку попались.
  2. У злодея вызывают неприязнь на уровне «аж кушать не могу» вообще все, кто рискнёт попасться ему на глаза.
  3. У злодея есть обоснованная философия, почему нужно увеличивать количество зла в мире.
  4. Зло нужно отнюдь не злодею, а автору — у которого без этого конфликт не раскручивается. Прописать злодею хотя бы простейшую мотивацию на уровне одного из вышеперечисленных подтропов он поленился.

Важно! Под троп не попадают персонажи-садисты, которые наслаждаются чужими страданиями, а также всякого рода инфернальные хищники, которые питаются болью/ненавистью/прочими отрицательными эмоциями. Первые получают от процесса удовольствие, а вторые пользу. Соответственно, в понятие абсолютно бескорыстного злодейства они не укладываются.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Де Сад любит этот троп. Его герои убивают, калечат, насилуют, ломают психику и делают прочие неприятные вещи с другими людьми? Только чтобы приумножать зло в этом мире. То есть как раз садистами в традиционном смысле они не являются. Даже те, кто получают физиологическое удовольствие и/или финансовую выгоду, видят в них побочное приятное явление.
  • А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила» — поведение Наины. Зачем она гадит Руслану? Неужели только потому, что ему хочет помочь Финн, с которым у волшебницы непростые отношения?
  • «Встречи на „Красном смещении“» Джона Стица: Недди Палмертоу, главная антагонистка романа, даже создала культ, члены которого считают, что боли во вселенной определённое количество, и чем больше больше боли испытывают другие, тем меньше остаётся членам культа.
  • Том Клэнси, Марк Грени, «Последняя инстанция» (Command Authoriry) — зачем было травить полонием-210 Сергея Головко? Обоснования, кроме «Головко катил бочку на siloviki и Пути… Володина» так и не было представлено.
    • Вся основная детективная линия романа с отъемом у Шотландского нефтяника его компании в Якутии и ее продажи за долги явной шарашкиной конторе была обусловлена тем, что российскому руководству нужен был миллиард двести миллионов долларов, чтобы заплатить оргпреступности за шатание Украины. Это притом, что только у Володина их (миллиардов) восемь, а в тексте прямо сказано, что все инвестиции в российскую экономику - это ворованные из бюджета отмытые по Кипрам и прочим Виргинским островам деньги (во, блин, какая у нас мафия патриотичная - ничего себе, все в государство, ну ладно, мы поняли). Видимо, вывести целый миллиард из бюджета было нельзя, он сугубо для личного пользования.
    • Зачем во время вторжения в Эстонию российская танковая рота долго и упорно ровняла с землёй городок Пыльва, намереваясь «стереть это место с лица земли», вообще не сказали и даже не намекнули. Ведь все предыдущие деревни российские танки только чуть-чуть обстреливали, после чего их начинали грабить идущие за армейскими частями ополченцы на пикапах.
    • Уже только Грени, «Верховный главнокомандующий» — как вывести Володинские 40 миллиардов за рубеж, так чтобы никто не узнал? Перегнать в Биткоин. А что для этого нужно? Конечно, похитить основателя «Биткоина», захватить в заложники его жену и сына, и заставить его это сделать, явно давая при этом понять, что их всех всё равно убьют.
  • Анджей Сапковский, «Сага о ведьмаке» — действия Нильфгаарда во время войны. Судя по тому, как персонажи относятся к увиденному, это намного превосходит «нормальный уровень средневекового зверства». Вот только в погоне за навозностью эпохи, На тебе! в события Второй Мировой и копании в польских исторических обидах Сапковский забыл обеспечить Нильфгаарду одно — мотивы. «Война всему…» — а во имя чего? Такое можно творить только на почве расовой либо религиозной ненависти, хотя расизма в Нильфгаарде нет, а культ Великого Солнца более мирный, чем Культ Вечного огня, да и просто религиозных мотивов за нильфгаардцами замечено не было. А в итоге получается, что жгут и режут просто по фану, переходя к мануфактурному производству за каким-то чёртом нуждаются в массовом захвате рабов, одновременно массы населения устремляются на север за новыми наделами, что говорит о том, что с землёй негусто и недостатка производственных сил нет.
    • Причины, обратившие вчерашний Союз Четырёх королевств из благородного союза, в едином порыве вставшего против Нильфгаардских захватчиков в первую войну (и, кстати, готовивших объединённую уже наступательную операцию по освобождению Цинтры), в сборище думающих только о себе и предающих направо и налево сволочей тоже лежат скорее в плоскости погони за аллюзиями на Вторую Мировую.
      • Причины подробно и достоверно представлены в книгах, от старых территориальных притязаний королей, до работы нильфгаардских агентов.
    • Вообще-то обозначить мотивы зверств нильфгаардцев пан Сапек не забыл. Это Lebensraum, обогащение империи путем разграбления захваченных областей, создание буферной зоны "выжженной земли" и запугивание противника. Неоднократно дается в примерах распространенная в Нильфгаарде теория превосходства нильфов над нордлингами. К тому же не раз и не два демонстрируется готтентотская мораль персонажей, возмущающихся нильфгаардскими зверствами. М.б. за исключением Геральта, который эту готтентотскую мораль наблюдает - что и становится мотивом его стремления сохранять нейтральность.

Кино[править]

Очень, очень часто этим страдают наслаждаются злые рюсские из клюквенного пантеона американского кинематографа, особенно характерно это явление для старых фильмов 50-60-х годов. Почему русские грабят, убивают, насилуют? Потому что они чертовы коммуняки, очевидно же!

  • «Марс атакует!» — троп является основным мотивом действий марсиан.
    • Тут в некотором роде пародируется кино 1950-х. Тогда хватало фильмов «про тарелочки» (особенно категории Б), относительно которых был актуален вопрос: что пришельцы забыли на Земле? И часто напрашивался вывод, что ради процесса.
  • «Пипец-2» — Крис Д’Амико, напялив костюм Мазафакера, отправляется злодействовать в своё удовольствие.
  • «Бессердечный» — Папа Би (аватара дьявола) устраивает в Лондоне хаос именно с такой мотивацией.
  • «Исполнитель желаний» (да в общем-то, и большинство примеров архетипа злого джинна, но этот самый показательный). Тем, собственно, злой джинн и отличается от джинна-буквалиста, что старается причинить максимум зла, даже когда дать человеку то, чего он хотел, было бы очевидно проще.
  • «Красный рассвет» 1984 — именно этим принципом руководствуются советские орки. Высадили десант в тылу врага — конечно же, нужно стрелять из пулемётов по школьникам!
  • «Морозко» — Баба Яга, к которой обратился за помощью Иван, пытается погубить его и Настеньку чисто из злодейской вредности.
  • «Меркурий в опасности» — АНБ создает супер-шифр и в качестве проверки «на дурака» помещает шифрограмму в раздел головоломок в газету. Головоломку решает мальчик-аутист, после чего АНБ пытается ликвидировать его, убив предварительно родителей. Во-первых, родителей-то за что? Чтобы второго такого же не родили? Во-вторых, а как бы «вражеские разведки» узнали бы об этом мальчике? Если бы в ответ ему оператор сказал «молодец, вот тебе приз — годовая подписка на журнал „Мурзилка“», этим бы всё и закончилось. А так вопрос, зачем это отдел АНБ, занимающийся шифрами, охотится за ребёнком-аутистом? Что они могут уметь? При синдроме саванта решать математические задачки быстрее компьютера? Совпадение? Не думаю! Ну и в-главных: чего вы в этого мальчика-то вцепились? Шифр показал уязвимость, где гарантия, что его не крякнет другой савант?
    • Один человек пошутил, что АНБшникам просто кровь в башку стукнула — типа они там над этим шифром ночей не спали, тонну бабла угрохали, а какой-то пацан-аутист их всех поимел просто мимоходом.
      • Учитывая, что за ликвидацией стоит не всё АНБ, а конкретно явный карьерист Николас Кадроу (который этот шифр расхваливал начальству на все лады и которому за шифр до этого светило повышение), так, скорее всего, и есть.
        • Кто бы не стоял за ликвидацией, она относится к теме, потому как ничего не даст, ничего не скроет и никому ничем не поможет, почему - см. выше.
  • «Охота на Золушку» — ситуация, почти аналогичная предыдущей. В руки главной героини попадает запароленная дискета с компроматом. За ней приходит замаскированный под милиционера бандит. Он спрашивает о дискете, девушка честно отвечает, рассказывает про пароль, отдаёт дискету… Если бы он, не выходя из образа милиционера, поблагодарил её, взял под козырёк, развернулся и ушёл, фильм бы закончился. Но… надо же зачистить концы!
  • Франшиза «Хэллоуин» — Майкл Майерс, безмолвный убийца без личности и мотива. По замыслу Карпентера, чистое зло, которое нельзя понять и которому невозможно сочувствовать.

Телесериалы[править]

  • «Ментовские войны», одна из арок: девочка из многодетной семьи, учащаяся в художественной школе, нарисовала Кандинского так, что не отличишь от настоящего, чем определённые люди решили воспользоваться, чтобы стырить картину, подменив на подделку. В процессе заметания следов были убиты: девочка со всей семьёй, директор художественной школы, всё отделение милиции, выезжавшее на непонятное мелкое хулиганство в музее — собственно подмену, и ещё куча народу. В конце арки Шилов прямо спрашивает главного злодея, зачем все эти явно лишние трупы, получая в ответ муть в духе «я злой, я такой злой, что никого ни в грош ни ставлю, всех убью, один останусь».
    • Если в серии каким-либо образом фигурируют наркотики, будьте уверены, что во всём виноваты будут замешанные в наркоторговле «гестаповцы из наркоконтроля» с просаженными веществами мозгами, которые будут творить полный бред во вред всем и себе в том числе.

Мультфильмы[править]

  • «Кот Леопольд» — мыши достают Леопольда чисто из желания напакостить по мотивам расовой ненависти.
  • «Чертёнок номер 13»: сабж — основа школьной программы у представителей адских сил. Протагонист не соглашается…
  • «Голубой щенок» — пират. «Что бы такого сделать плохого?! Эх, как я зол! Ух, как я зол!»
  • «Мегамозг» — Для суперзлодея Мегамозга борьба с супергероем Мачоменом и похищения журналистки Роксаны уже давно стали привычкой. Есть же герой, должен быть и злодей. После исчезновения заклятого врага Мегамозгу быстро становится скучно.
  • Также во вселенной «Гадкого я» злодейство стало чем-то вроде профессии. У злодеев даже есть свой банк и свои конвенты.
  • «Кошмар перед Рождеством» — для обитателей города Хэллоуин запугивания других — нормальный образ жизни.
  • «Игорь»: в стране Малярии изобретения злых гениев — настоящий бизнес.
  • Доктор Коготь в мультфильме «Инспектор Гаджет спасает Рождество» пытается испортить Рождество и разрушить репутацию Санты Клауса. Зачем-то.

Мультсериалы[править]

  • Дискорд в «Моих маленьких пони» сеет хаос развлечения ради.
    • Даймонд Тиара и Сильвер Спун, задирающие Метконосцев без особых на то причин.
  • «Самурай Джек» — Аку. Как-никак, он — само воплощение зла.
  • «Jimmy Cool» — Люциус, правитель Мизервилля, недвусмысленно напоминающего Ад. Его жизненная цель — сделать существование своих поданных как можно более омерзительным (ну что ожидать от Сатаны, даже если он карлик?). Также Элоиза, помощница Люциуса, отличающаяся большей, по сравнению с боссом, компетентностью.
  • «Волшебные родители» — Анти-феи. Приносят людям неудачу. Их любимый день — Пятница, 13-е.
    • Викки, злая нянька Тимми Тёрнера, частенько над ним издевающаяся.
  • «С приветом по планетам» — тролль из одноимённой серии. Не кормите троллей!
    • Тролль вообще-то грабить пришёл. Выводить из себя для него просто способ вырасти и достичь своей цели. А вот мисс экстерминатус уже более похожа на этот троп.
  • Спародировано в «Смешариках» в серии «Добро, зло и девочки». Пытаясь покорить Нюшу, Бараш делает добрые дела — ничего хорошего не получается. Тогда он приходит к выводу, что добро — это паршиво, после чего решает стать злодеем, надеясь, что творимое им бескорыстное зло будет гораздо лучше (обаятельнее — по его же словам) неумелого добра.
  • «Тедди Ракспин» — Лига МОнстров и Негодяев. Начисляет членам баллы за злодейства.

Комиксы[править]

  • Вселенная DC — этим руководствуются Джокер (клоун с весьма чёрным юмором) и многие другие.
  • Вселенная Marvel — этим же принципом руководствуется Карнаж, декларируя философию, строящуюся на извращённой смеси анархизма и социального дарвинизма.
  • «Crossed»: именно этим, и ничем иным занимаются пресловутые «Крестоносцы». Зачем им максимально извращённо насиловать, пытать, убивать ещё живых, а нередко и мёртвых людей, не заботясь более ни о чём, в том числе о гигиене, питании и самосохранении? Потому что им это нравится!
  • «Жар Меркурия»: двое «учёных» искусственно воссоздали «Крестоносцев» из примера выше. Из-за садистских наклонностей.

Видеоигры[править]

  • The Rise of a King — лорду Фелкону совсем необязательно было сжигать всё королевство (в крайнем случае мог ограничиться Стормгардом), убивать принцессу Леану и короля. Вся страна и так была у него в руках.
  • «Ведьмак 2: Убийцы королей» — после убийства Фольтеста из Адриана ла Валетта заговорщики пытаются выбить признание, что дети Фольтеста и Марии Луизы ла Валетт Анаис и Бусси являются на самом деле его детьми (то есть с собственной матерью, брр). Задумка с одной стороны, понятная… Но с другой, что она была любовницей Фольтеста, знала каждая собака. И даже если бы еще и с собственным сыном, то тут как бы генетическая экспертиза уже нужна, как в этом можно признаться, откуда знать-то?

Музыка[править]

  • Эпидемия — «Без сердца и души». В первых же строках демоница Минатрикс излагает:
«

Страх, разрушение, голод, страдания, Смерть, истребление живого — вот цель моя. Перед собою хочу видеть пустоту, В ней я построю мой замок — мою мечту.

»
— …свой modus operandi
    • Забавно, что при этом она претендует на «холодный расчет», который в ее мотивах не рассмотришь даже под микроскопом.

Фанфики[править]