Это плохо, понятно?

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Представьте, что в один прекрасный день вы играете… скажем, в симулятор космического торговца. И вот, когда партия грузов благополучно отгружена, вам поступает уникальное предложение — перевезти что-нибудь, скажем так, не совсем законное. Наркотики, военные игрушки и так далее. На первый взгляд дело плёвое, прибыли баснословные, и, конечно же, ваш торговец соглашается. А вот и зря! Незадачливого контрабандиста тут же раскрывают и заставляют выплатить огромный штраф. Игрок, плюясь и матерясь, отчаянно перезагружается, но история повторяется раз за разом. В итоге на игровом форуме, посвященному данной игре, наш герой с удивлением узнаёт, что никакую криминальную империю в «Звёздном звездолёте» построить на самом деле нельзя — сильно уж хорошо работает межзвёздная таможня.

Зачем же тогда вообще было городить огород, вводя в игру возможность контрабанды? А затем, чтобы показать игроку, что контрабанда — это плохо, п’нятненько?

Данный троп посвящен ситуации, когда авторы той или иной игры хотели показать игроку неприемлемость тех или иных действий, но не придумали ничего умнее, чем тупо вставить геймплейную заглушку, которая колотит по шаловливым ручкам игрока в случае выполнения действий, которые авторам не по нраву. В самом деле, рассказывать целую боковую историю о том как агент Блажкович заработал себе ПТСР, вспоминая случайно застреленную немку-официантку — слишком сложно. Гораздо проще просто сообщить, что, мол, «гейм овер» и дело с концом. А что да почему — пусть игрок сам потом догадается. Надо ли говорить, что «убедительность» выходит как у первоисточника названия, «гениального» педагога из упомянутого мультсериала?

Не путать с ситуациями, когда «хороший» и «плохой» путь предполагают разные стили игры со своими достоинствами и недостатками. Иными словами, многие авторы от древности до наших дней хотели поговорить со своими поклонниками о неприемлемости тех или иных действий, но только наш виновник торжества додумался делать это путем вышибания табуретки из-под игрока, из-за чего вместо едкой сатиры или философской притчи получилась неудачная басня.

С фитильком, если ограничение не фатальное, так что быть «плохим парнем» теоретически (а при некоторый сноровке- и практически) возможно. Не Game Over, а штраф, уменьшение здоровья при смерти гражданского (именно уменьшении, а не мгновенной смерти героя), и Т. П. Также с фитильком, если благодаря моду, читам, багам, экслойтам или просто собственной прошаренности и крутизне игрок таки может сделать гадость и стойко выстоять выпинывание табуретки, хотя такое не пранировалось (например, непрямое уничтожение NPC в TES через подкладывание к ним зачарованных на нанесение носителю урона шмоток).

Если в игре ограничено число жизней, можно начать уровень сначала, но не отбирать жизнь. Типа сам выжил, но всё равно провал. Выглядит чуть менее надуманно.

Где встречается[править]

Просто невозможно[править]

  • Neverwinter Nights — минимум в трёх диалогах есть ветки, предполагающие возможность стать рабовладельцем. Однако в двух случаях они однозначно приводят к смерти предполагаемого раба, а ещё в одном (с рабыней, которую мы честно купили!) — либо к смерти, либо к освобождению. Даже если раб лезет в драку, герою не приходит в голову нелетально его вырубить, связать, подчинить волю заклинанием (то есть подчинить-то можно, но приказов типа «а просунь-ка руки в эти наручники» или «жди меня в этом удобном хаммерспейсе» игра не понимает, поэтому с окончанием действия заклинания раб снова лезет драться)… Только убить, при том что потенциальные рабы — сплошь слабые и беспомощные существа.
  • Papers, Please — нельзя противостоять ордену EZIC! Вот нельзя и всё. Когда приходит курьер, то нельзя нажать на тревожную кнопку, чтобы пришла гэбня и скрутила его, потому что кнопка в этот момент недоступна. А если конверт от курьера сдать гэбне, когда гэбня придёт с проверкой, то арестуют почему-то главного героя (досрочная концовка «слишком честный»). Видимо, автору кровь из носу надо было показать всю бессмысленность и беспощадность тоталитарной Арстотцки, в которой адекватному человеку не место. Единственный доступный игроку способ противостояния ордену — игнорирование.
    • Возможный обоснуй: Орден не станет соваться к первому попавшемуся сотруднику пограничной службы, у которого есть тревожная кнопка, а кругом солдаты, не предприняв меры безопасности. Скорее всего, они дистанционно деактивировали тревожную кнопку, чтобы их агент мог преспокойно побеседовать с игроком. Как только агент скрывается, то кнопку снова активируют. К тому же орден знает, что если игрок начнет болтать, то арестуют его самого, таким образом, они действуют вполне логично.
  • Call of Juarez — здесь просто нельзя стрелять в безоружных, не агрессивных животных и трупы, при наведении получите запрещающий красный значок вместо прицела. Особенно забавно во второй миссии за Рэя: можно пострелять по бегущей толпе, при этом выстрелы будут происходить только в «плохих».
  • Древние текстовые квесты зачастую понимали команды вроде «убить» и «разломать». Но единственным эффектом были фразы-заглушки «ты не можешь так поступить», «нельзя быть таким грубым», итп.

Немедленный Game Over или казнь на месте[править]

  • Бесчисленное число шутеров, которые в принципе не терпят убийства гражданских лиц. Ни в конкретной миссии по сюжету, ни со штрафами по очкам, ачивкам и званиям, ни до определённого предела, превышение которого грозит заставкой с трибуналом и геймовером — не терпят вообще, из пальца и с потолка.
    • У этого приёма разработчиков — давняя история, начавшаяся ещё до появления всех этих ваших Вольфенштайнов. Абсолютно во всех старых играх-тирах 1980-х — начала 1990-х годов (включая и те, что сделаны как интерактивные фильмы) играбельный персонаж теряет здоровье или попытки, если подстреливает невинного (гражданского, постороннего) или своего сюжетного соратника. См. Operation Wolf, или цикл игр от Роберта Гриба (by American Laser Games), и тот же Virtua Cop, и иже с ними. Вероятно, так отыгрывается мгновенный ГЭСчто я наделал!!»).
    • Иногда получается плохо. В знаменитой миссии «Ни слова по-русски» из Call of Duty: Modern Warfare 2 первую половину миссии мы стреляем по гражданским в аэропорту (ГГ — «засланный казачок» в стане террористов, приходится соответствовать). Но в некоторых изданиях (для Германии и, кажется, Японии) из-за скандала добавили моментальный Game Over при стрельбе по гражданским! Шрамы от цензуры и логические несостыковки в одном флаконе.
    • Стрелять по гражданским, кстати, необязательно — вплоть до прибытия спецназа ФСБ можно просто шагать до выхода, не делая ни одного выстрела. Никто из террористов и слова не скажет.
      • Субверсия в трилогии Syphon Filter для первой Playstation, даже несколько:
        • В 1 части на 1 уровне стрелять в бойцов РХБЗ теоретически можно, но если выжившие это увидят, тут же открывают по игроку ураганный огонь.
        • Там же можно не убивать ученых на 16 уровне, Катакомбы Ужгорода. Проблема в том, что они вооружены слабеньким, но пистолетиком.
        • Во 2 части за убийство союзных солдат на 1 уровне следует мгновенный Game over. Он же последует на 2 и 9 уровнях, где встречаются бойцы военной полиции, но их можно вырубить тейзером. А на 10 — 12 уровнях придется глушить московскую милицию, только уже усыпляющим газом.
  • Call of Duty — при убийстве пленного немца игра заканчивается, сообщая, что нельзя убивать пленных.
    • В CoD 2 (в целом историчной) то же самое происходило, если убить своего, с комментарием «не стреляйте по своим» (вообще персонаж игрока и так отказывается стрелять в своих, и может задеть их только случайно, так что добиться этого довольно сложно). Пасхалка: если то же самое произойдёт во время советской кампании, комментарий будет гласить: «Вы — предатель Родины!».
    • В CoD World at war инверсия. Там авторы наплевали на историзм и сочинили клюквенную историю в сеттинге с гулагами и рабами. В одном из эпизодов военный социопат с ржавым тесаком и, конечно, вопреки тёплому времени года, в ушанке, приказывает расстрелять сдающихся в плен с поднятыми руками немцев. Иначе соратники протагониста сожгут их из огнемётов.
      • В миссии «Их земля, их кровь», после того, как ГГ сел на танк, можно и вовсе безнаказанно убивать советских солдат. Правда, до определённого момента: рано или поздно предателем родины всё равно назовут.
  • Desperados: Wanted Dead or Alive. При уничтожении «синего» (безоружного жителя) сразу game over. А на одном из последних уровней сделали такую сцену: безоружный шериф пляшет под пистолеты бандитов. И всё равно он не должен умереть (пускай даже не от ваших рук) — приходится записать макрос и исполнить его одновременно всеми Отчаянными.
    • Там же — на уровне где надо освободить солдата и увести лошадей, нельзя допустить его смерти. Однако придя в себя, солдат убежит и не будет убит, если конечно же убить определённых бандитов…
      • Тем более Джон (Купер) и Сэм (Уильямс) не собираются убивать даже того индейца, что следил за ними.
  • The Punisher — Если Каратель случайно (или преднамеренно — если игроку лень целиться в голову гада) убьёт невинного, которым прикрылся злодей или не сумеет перестрелять головорезов до того, как они перебьют решивших сцепиться с ними законопослушных граждан, он лишь скажет: «Я должен был его/её спасти!», или: «Все они умерли из-за меня!» (в конце уровня на русском судне, если не спасти русскую девушку, которую взял в заложницы русский капитан, то Каратель и вовсе разрушит четвёртую стену, обратившись к игроку: «Мог бы и получше пройти!», но уровень всё равно будет считаться пройденным); а вот попытки самостоятельно пострелять по невиновным, которые отнюдь не лезут под пули и при виде вооружённых людей, будь то Каратель или же бандиты, тут же прячутся за элементами окружения, сначала прерываются железным «Нет!» главного героя, однако всё-таки убить невиновного это не мешает — после второго нажатия левой кнопки стрельба всё же начинается; потратить приходится едва ли не больше пуль, чем на некоторых боссов, но если невиновный погиб, Каратель тут же падает замертво (вероятно — застрелившись из-за нарушения собственных моральных принципов), и на экране появляется сообщение: «Вы убили невиновного!».
  • «Звездные волки 2» «Звездные волки 2: Гражданская война» — попытки напасть на тех кого вы сопровождаете по тому или иному квесту, кончаются или простым гейм-овером без уточнений, или роликом про то как вашу команду выносят ракетами, под разочарованные комментарии выносящего.
    • В первой части инверсия — немедленных геймоверов при нападении на торговцев и патруль нет, просто прилетает сильное — но не непобедимое — подкрепление, и летит с вам разбираться, или же цель сама по себе сильная и крепкая. При помощи правильной прокачки, системы саморемонта корабля-базы (без даже самой базовой версии HP базы превращается в конечный и ограниченный ресурс на весь полет), высокого терпения и манчкинства можно выкашивать все или почти все, что есть на уровне, а те уровни, где есть как минимум 2 портала и трафик торговцев между ними, могут превратиться в уровни-качалки (торговцы беззащитные, летят сами по себе, спавнятся в неограниченных количествах, и помимо опыта с них падают контейнеры с грузом, которые потом можно продать). Автор правки в свое время вот так выпиливал всех на уровнях и остановился на уровне с контрабандистами, не выпилил лишь военных в самом начале игры — их не осилил: без регенерации база после таких боев разваливалась на ходу, оружие и корабли были слабые, а враги на новейших аппаратах — еле вылетел из системы. А ведь с всех кораблей падает груз разной степени дороговизны, и со всех (даже со станций, не дают лишь за уничтожение астероидов) падают очки опыта… Но в последующих частях это, опять же, убрали — видимо, решили, что манера игры «ломать и сбивать всех и все в системе, на что силушки богатырской хватит» является багом, а не фичей.
  • «Завтра Война» — А здесь попытка напасть на своих кончается трибуналом, или роликом с расстрелом вас союзниками.
  • Dishonored — можно получить конец игры, запрыгнув в ванну к молодой женщине. Что характерно, подглядывать за барышней не возбраняется. Или даже ввалиться в комнату. Смотри, но не трогай.
    • Просто с точки зрения игры прыжок на человека считается нападением, так что это нападение на сюжетно важного персонажа, а за это game over игрок ловит в любом случае.
  • Wolfenstein II: The New Colossus — Попытка убить Гитлера заканчивается Game Over’ом.
  • Welcome to the Game — при попытке зайти на сайт педофилов позади протагониста оказывается один из двух противников (похититель или убийца), что приводит к Game Over’у.

Штраф за плохое поведение[править]

  • Аналог в RPG — навык «воровство» и ему подобные. На заре RPG существовало множество игр (Thunderscape, Realms of Arkania и т. д.), где неудачное применение данного навыка автоматически делало игру сложнее на порядок. Торговцы просто отказывались торговать с обладателем очумелых ручек.
    • Quest of Glory — педаль в пол. Даже удачная попытка разжиться эликсирами на халяву приведёт к испорченными отношениями с травницей, а без её помощи игру не пройти. Это при том, что вор — один из трёх доступных в начале классов героя!
    • Некоторые игры серии TES. Абсолютно все торговцы и стражники обладают особым шестым чувством, позволяющим каким-то образом отличать ворованные сапоги от их аналога, совершенно законно найденного в подземелье или снятого с поверженного врага. И если с вещами, сделанными промышленным способом (сапоги, кольца, книги), ещё может быть какой-то обоснуй (потёртости в характерных местах, экслибрисы, гравировка с именем владельца), то как вышеупомянутые отличают, скажем, ворованный кочан капусты (кусок угля, щепотку алхимических реагентов) от их не ворованных аналогов — решительно неясно.
      • Обоснуй: ГГ сам не желает светить краденый товар перед непроверенными торговцами, а уж он-то знает, что украл, а честно нашёл в подземельях. И ещё он мог подумать о том, что к этому торговцу может заявиться бывший владелец краденных вещей и спросить у торговца, с какого бодуна украденные вещи оказались на прилавке.
      • В Скайриме всё может зайти вплоть до идиотизма. Можно потерять лут, полученный воровством у бандитов.
        • Но тогда непонятно почему ГГ волнует судьба торговца.
      • Тащемта, в «Морроувинде» можно было продавать краденые вещи любому торговцу. Исключение: попытка продажи торговцу его собственных, только что украденных вещей.
        • Не совсем. В Морровинде украденная вещь в инвентаре помечалась флагом «украдено» (как и в следующих играх серии, просто значок красной ладошки не виден игроку), а торговец начинает бухтеть, если вещь с флагом «украдено» и у него была точно такая же. Если украсть у Джобаши первый том «Краткой истории империи», то Джобаша будет считать своими все экземпляры первого тома «Краткой истории империи», которые игрок натырил по всему острову, и каждый раз звать стражу. Три магнитофона, три портсигара отечественных…
      • В Kingdom Come: Deliverance сделано неплохо: вещь считается краденой некоторое время и ее лучше продавать подальше от места, где вы ее сперли. Если вчера кто-то недосчитался красных порток, то их появление в местной лавке будет подозрительным.
  • Fallout — классические первые две игры. В игре есть три негативных репутационных «перка». По возрастанию репутационных издержек: гробокопатель, работорговец и убийца детей. И если на первый в постъядерном мире ещё могут посмотреть сквозь пальцы, то два остальных серьёзно осложняют прохождение. Геймовера не будет, но часть квестов станет недоступной, лучшие напарники тоже откажутся иметь с вами дело и куча народу не преминет сообщить, почему ты отстой. Ну и постеры на стенах, конечно, тонко намекающие что страна должна знать своих героев.
    • Педаль в пол — перк «Детоубийца» вешался на ГГ, даже если детей убивали его напарники! Автор правки маленько прифигел, когда Сулик собственноручно забил молотом ребёнка-воришку в Дене и тут же обиделся на Избранного, уйдя из его партии.
      • Только чего это Сулик сагрился? Уж не игрок ли сперва в ребенка выстрелил?
  • Во многих играх по D&D есть штамп с заклинанием «Очарование»: при применении на НПЦ оно повышает отношение к герою и снижает цены при торговле. Но… после спадания заклинания НПЦ безальтернативно придёт в ярость и нападёт на героя, что делает заклинание практически неприменимым.
  • Patrician — попытки прибегнуть к услугам пиратов заканчиваются, как правило, плохо. Вероятно, авторы хотели показать, что Ганза — место приличное, а не какая-нибудь там Тортуга!
  • Tropico 5 — эдикт о свободном владении оружием, судя по всему, носит именно цель заявить всему миру, что разработчики вовсе не pro-gun, а очень даже contra. Совершенно смешная прибавка к отношениям с националистами против усиления отрядов повстанцев и увеличения числа преступлений делает этот эдикт одним из самых невыгодных. И это на фоне других общественно резонансных, но при этом отлично сбалансированных эдиктов, вроде легализации лёгких наркотиков.
  • Grand Theft Auto IV — в игре можно найти компьютеры со ссылками на детское порно. Попытка пройти по этим ссылкам приводит к тому, что персонаж моментально получает пять звёзд, то есть копы начинают на вас массовую охоту, будто вы какой-то террорист.
  • Soldier of Fortune (игра) — можно убивать любых местных, но нельзя убивать американцев и европейцев.
  • World of Tanks — не играйте на немцах.
    • Сейчас-то баланс поправили, и немцы не менее играбельны, чем любая другая нация. Но для ранних версий было ОООООЧЕНЬ актуально. И именно по причине сабжа.
      • В своё время создателей игры упрекали в германофилии именно за это. Советские танки, дескать, имбовые, с ними любой дурак сможет, а на немцах прямые руки нужны. Что, в свою очередь, символизировало бы высокое мастерство немецких танкистов.
  • Практически вся серия Supreme Ruler — ядерное оружие есть, но применять его категорически не рекомендуется: мораль у всех войск (кроме ВВС) разом упадёт ниже плинтуса и начнется массовое дезертирство и переход на сторону врага. А еще упадёт возможность получения полезных плюшек от Мирового Рынка и возрастёт вероятность вступления в войну на стороне подвергшегося атаке нейтральных государств.
  • Crusader Kings 2 — католический правитель может разом решить свои проблемы с церковью, отказавшись подчиняться действующему папе и сделав одного из своих вассальных епископов антипапой. Всё, деньги платить больше не нужно, отлучение не грозит, руки развязаны! Вот только такое своеволие больно бьёт по моральному авторитету религии, и незадачливый правитель рискует обнаружить, что в его державе повсюду плодятся еретики, одно за другим вспыхивают восстания, католических проповедников никто не желает слушать, вассалы норовят удариться в раскол следом за простолюдинами, и даже придворный капеллан возглавляет подпольную организацию каких-нибудь лоллардов.
    • Данный пример уместен для всех религий. Если вы ударитесь в ересь и начнете обращать в свою ересь других, то авторитет вашей ереси возрастет, а у «материнской религии» — упадет, и, со временем, вы сможете самих их назвать еретиками. Верно и обратное: если «деусвультить» по причинам или без, то авторитет религии подскочит до небес.
    • За изгнание евреев вы получите штраф в −2 к дипломатии. То есть вас за это осудят… В дикое средневековье, где геноцид и прочие преступления в порядке вещей…
  • Sid Meier's Alpha Centauri — стоит хотя бы раз взорвать ядерный/термоядерный/сингулярный боеприпас, как весь мир объявляет вам войну на уничтожение. Так что ОМП в этой игре годится разве что для запугивания… Или для последней войны против всех. Ну, и для мультиплеера, где другой игрок вне зависимости от происходящего в игре либо союзник, либо противник.
    • Эта фишка у Сида ещё со времён игры Civilization, там применившему ядер игроку тоже автоматически объявляли войну все другие нации. Тут педаль в пол, потому что в реальной жизни это не работает.
  • Assassin's Creed — с обоснованием. Нельзя делать в Анимусе то, чего не делал твой предок, чью память ты читаешь, если не хочешь десинхронизации, а предки в основном были приличными людьми, которые не убивали мирных жителей и не пинали собак. Сами они ударов тоже не получали: именно синхронизацией в первой части объяснено наличие лайфбара, но ударить того, кого предок не бил, и получить удар, которого он не получал, технически равнозначно.
    • С другой стороны, никто не мешает убивать стражников, даже если это было не нужно для дела. А ещё ассассины воруют.
      • Можно обьяснить так: даже через много лет Альтаир, Эцио или Коннор помнили и гордились тем, что не убивали простых горожан. Стражников резали, по карманам шарить тоже доводилось, а куда деваться? Поэтому когда Дезмонд пытается пришибить невиновного, Анимус натурально глючит из-за несоответствия данных. Этим же можно обьяснить и появившиеся условия для стопроцентного выполнения миссии: Эцио точно помнит, что в бою на мосту не получил ни царапины, и неуклюжесть потомка вызывает сбой программы.
  • Medieval 2: Total War — если идти против господствующей религии, получите кучу проблем и ноль преимуществ. На Реформацию можете не рассчитывать.
    • Впрочем, есть люди, которые специально идут на конфликт с Папой Римским, чтобы проходить игру «на хардмоде».
    • Германскому Императору (Священная Римская Империя) конфликтовать с Папой сам Господь (Реальная история) велел.
  • Spore — У игрока есть возможность взрывать к чертям планеты или вступать в союз с Гроксами (местная зловещая империя). Вот только за такое почти все цивилизации объявят войну, кроме тех, что были союзниками, а союзники просто отвернутся от вас, разрывая договорённости в процессе.
    • А можно задружиться с Гроксами, скупить все их планеты, выиграв бой без единого выстрела, и заявить, что так было надо! Репутация героя со специфической репутацией прилагается.
  • Jagged Alliance 2 — у многих чешутся руки пристрелить вороватого Пабло в аэропорту. Это можно сделать, и его заменит честный Сальватор. Который будет регулярно отправлять ваш груз в Болгарию. А вот если убить его, то придется драться с собственными ополченцами.
    • Распечатать Пабло пачку люлей игрой не возбраняется, а украденное он тут же вернёт.
      • Зная про подставу заранее, можно просто периодически отстегивать Пабло по десять баксов. «Куплю кофейку. Чтобы на работе не заснуть, знаете ли!»
  • Overlord — шутки ради: не стоит поднимать руку на девушку, иначе придётся поднимать себя с пола! Любая прислужница в башне Властелина готова отвесить невероятно щедрую оплеуху, если на неё замахнуться.
  • Undertale — геноцид-рут полностью об этом. Мало того что прохождение становится нудным, битвы с Андайн и Сансом — невероятно сложными, а игроку в подробностях расскажут, почему он отстой, так ещё и в новом прохождении хорошая концовка оказывается заблокирована навсегда.
  • Bully — попробуй только ударить малыша, или девочку (любого возраста), или учителя (равно как и любого другого взрослого сотрудника школы, хоть уборщика/садовника), или полицейского! Тебя сразу сочтут неисправимым хулиганом, попросту юным правонарушителем (шкала твоей «общественной опасности» мигом станет полностью красной), и на тебя начнётся такая охота, что только держись.
  • Townsmen 3 — игра позволяет играть как в стиле Светлого властелина — через мирную торговлю с аборигенами, пожертвования и отправку торговых кораблей, — так и в стиле Тёмного властелина — через истребление аборигенов и пиратство. Да вот только в одной из миссий выясняется, что насобирать определённое количество золота за ограниченное время, играя «злым» способом, невозможно. Попросту не хватает тех денег, что получаются из рейдов на аборигенов и пиратских рейдов. Самое гадкое здесь то, что на начале этой миссии «уровень доброты» как раз стоит на минимуме, а потому для победы единственно возможным «добрым» способом этот уровень ещё следует подымать путём регулярных пожертвований.
  • Master of Orion 2 — применение биологического оружия чревато ухудшением отношений со всеми расами галактики. Неоднократное применение — войной против всех.
  • Mafia 2 — своеобразный зигзаг. В начале игры мать отправляет Вито устраиваться на работу докером, и в порту он получает задание грузить тяжёлые ящики, «пока есть желание» — то есть предполагается, что медленная и мучительная погрузка игроку сразу надоест, и он двинет Вито вперед по сюжету, на путь организованной преступности. Но если терпеливо погрузить несколько ящиков, Вито сам бросит честный труд, снимая с игрока ответственность за свою дальнейшую судьбу.
  • Серия Hitman — относительно мягкое применение тропа. Убивать посторонние цели и гражданских можно, но это карается штрафами к финальному счету, а иногда и повышением узнаваемости (Если попались на камеру). В зависимости от конкретной части, это либо усложняет прохождение следующей миссии, либо уменьшает награду (на которую покупаются всякие «плюшки»), либо просто не дает ачивку. Высший рейтинг будет дан именно за чистое прохождение без убийств.
    • Как минимум в первой части — если совсем переборщить, при попытке сдать миссию случается геймовер.
  • Saints Row: The Third — шутки ради, в играх Профессора Генки не трогайте панд, или получите штраф. Причём не именно панд, а просто их изображения, и это в миссиях, где нужно массово истреблять людей.
  • Deus Ex — игрок волен выбирать любую концовку, но только каноничная выглядит наименее людоедской по сравнению с остальными. Очередная итерация двадцатого века со всеми его приколами или возвращение в навозные века? Да нет уж, господа, мы[1] уж как-нибудь так… как-нибудь так.
  • Mercenaries 2: World in flames — если главный герой убьет мирного жителя, у него спишутся деньги со счета. А за убийство врага или уничтожение вражеской техники наоборот платят. Так что в финансовом плане лучше действовать аккуратно.
  • Game Dev Tycoon — выиграть в пиратской версии невозможно в принципе, так как всю прибыль спирачивают пираты. Ни прибавить ни отнять.
  • Guevara/Guerilla War — игрок теряет очки за убийство пленных, даже если и случайное.
  • Medieval, нет, не тот, другой — сэр Дэн будет терять «геройскую энергию» если будет отбиваться от загипнотизированных Зароком крестьян при помощи оружия, а дерутся эти колобки пипец как больно…
  • Одиозно знаменитые Ghostbusters с NES — забубенные штрафы за плохое поведение на дорогах, впрочем тут получилась реальность.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Джей Си и Гелиос