Интеллектуальная игра: различия между версиями
(не показано 6 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 6: | Строка 6: | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== Исторические === | === Исторические === | ||
* '''Манкала''', | * '''Манкала''', чьи находки датируются ещё тысячами лет до нашей эры. Немудрено, ведь не составляло никакого труда выбить в рыхлой земле несколько лунок и играть набором обычных семян, камушков и любого другого хлама. | ||
: У всех игр этого семейства суть одна. Поле состоит из серии лунок, в которых могут находится фишки в любом количестве. За ход с одной лунки снимается вся горсть и перекладывается по другим лункам. Чистая арифметика без лишних правил. Цель большинства таких игр — забрать в свою казну как можно больше камней, побеждает набравший наибольшее число. | |||
* '''[[Го]]'''. Носит звание самой сложной настольной игры в мире, и это при элементарнейших правилах, которые может выучить любой ребёнок. Игра ведётся на доске 19 на 19 пунктов (пересечений линий), в начальной позиции доска пустая. Первыми ходят чёрные, далее ходы чередуются. В каждый ход камни только выставляются на любой пункт доски, они не передвигаются и не снимаются сами. По простой и интуитивно понятной системе статичные камни соединяются в группы камней с числом дыханий, равным числу соседних пустых пунктов (см. наглядную иллюстрацию). Ставший по соседству камень противника «перекрывает дыхание», а при полном «перекрытии» вся группа камней снимается с доски. Цель игры ― захватить максимально возможое число камней. | * '''[[Го]]'''. Носит звание самой сложной настольной игры в мире, и это при элементарнейших правилах, которые может выучить любой ребёнок. Игра ведётся на доске 19 на 19 пунктов (пересечений линий), в начальной позиции доска пустая. Первыми ходят чёрные, далее ходы чередуются. В каждый ход камни только выставляются на любой пункт доски, они не передвигаются и не снимаются сами. По простой и интуитивно понятной системе статичные камни соединяются в группы камней с числом дыханий, равным числу соседних пустых пунктов (см. наглядную иллюстрацию). Ставший по соседству камень противника «перекрывает дыхание», а при полном «перекрытии» вся группа камней снимается с доски. Цель игры ― захватить максимально возможое число камней. | ||
* '''Рэндзю''' | |||
* '''Мельница'''. | * '''Мельница'''. | ||
* '''Шахматы''', практически кодификатор. | * '''Шахматы''', практически кодификатор. | ||
* '''Шашки'''. | * '''Шашки'''. | ||
* Тогыз кумалак, она же — Тогуз коргоол. | |||
=== XIX век === | === XIX век === | ||
* Реверси, другое название ― Отелло. | * Реверси, другое название ― Отелло. | ||
* Сальта. | * Сальта. | ||
=== Новейшее время, с простыми правилами === | === Новейшее время, с простыми правилами === | ||
* Марсианские шахматы, которые по своей сути от шахмат далеки. | * Марсианские шахматы, которые по своей сути от шахмат далеки. | ||
* Коридор. | * Коридор. | ||
* Кхет 2.0, иногда их по-простому называют «лазерные шахматы». | * Кхет 2.0, иногда их по-простому называют «лазерные шахматы». | ||
* '''Kamisado''' | |||
* '''Onitama''' | |||
* '''War Chest''' | |||
* '''Pentago''' | |||
* '''Hex''' | |||
=== Новейшее время, с усложнёнными правилами === | === Новейшее время, с усложнёнными правилами === | ||
* '''Abalone''' | |||
* '''Chase''' | |||
* '''GIPF Project''' | |||
* '''Hive''' ('''Улей''') | |||
== Проблема «ничейной смерти» == | == Проблема «ничейной смерти» == |
Текущая версия на 11:28, 12 марта 2025
Логические настольные игры, в которых главный фактор победы ― это стратегия и умение просчитывать ходы наперёд. Каждый ход меняет ситуацию и несёт за собой последствия. При этом баланс таков, что или у обеих игроков равные возможности, или при ассиметрии начальных возможностей недостатки одной стороны компенсируются другими недостатками другой. Так, или иначе, перед обеими игроками по сути ставят задачу с разветвлёнными вариантами её решения.
Обычно правила таких игр просты, поскольку игры без фактора случайности существовали ещё в глубокой древности. Во времена кустарных изделий с камнями на расчерченной простенькой доске (тогда ещё не было игральных карт, планшетов, листов персонажей, книг правил и прочих продуктов научно-технического прогресса) и правила не были особо сложными.
Примеры[править]
Исторические[править]
- Манкала, чьи находки датируются ещё тысячами лет до нашей эры. Немудрено, ведь не составляло никакого труда выбить в рыхлой земле несколько лунок и играть набором обычных семян, камушков и любого другого хлама.
- У всех игр этого семейства суть одна. Поле состоит из серии лунок, в которых могут находится фишки в любом количестве. За ход с одной лунки снимается вся горсть и перекладывается по другим лункам. Чистая арифметика без лишних правил. Цель большинства таких игр — забрать в свою казну как можно больше камней, побеждает набравший наибольшее число.
- Го. Носит звание самой сложной настольной игры в мире, и это при элементарнейших правилах, которые может выучить любой ребёнок. Игра ведётся на доске 19 на 19 пунктов (пересечений линий), в начальной позиции доска пустая. Первыми ходят чёрные, далее ходы чередуются. В каждый ход камни только выставляются на любой пункт доски, они не передвигаются и не снимаются сами. По простой и интуитивно понятной системе статичные камни соединяются в группы камней с числом дыханий, равным числу соседних пустых пунктов (см. наглядную иллюстрацию). Ставший по соседству камень противника «перекрывает дыхание», а при полном «перекрытии» вся группа камней снимается с доски. Цель игры ― захватить максимально возможое число камней.
- Рэндзю
- Мельница.
- Шахматы, практически кодификатор.
- Шашки.
- Тогыз кумалак, она же — Тогуз коргоол.
XIX век[править]
- Реверси, другое название ― Отелло.
- Сальта.
Новейшее время, с простыми правилами[править]
- Марсианские шахматы, которые по своей сути от шахмат далеки.
- Коридор.
- Кхет 2.0, иногда их по-простому называют «лазерные шахматы».
- Kamisado
- Onitama
- War Chest
- Pentago
- Hex
Новейшее время, с усложнёнными правилами[править]
- Abalone
- Chase
- GIPF Project
- Hive (Улей)