Шашки: различия между версиями
Строка 37: | Строка 37: | ||
Классическая начальная расстановка для таких шашек — занятие всех доступных полей первых трёх рядов 12-ью шашками. Ходы назад запрещены, но насчёт взятия назад мнения разнятся. Рубка обязательна, серийная рубка обязательно проводится до конца. | Классическая начальная расстановка для таких шашек — занятие всех доступных полей первых трёх рядов 12-ью шашками. Ходы назад запрещены, но насчёт взятия назад мнения разнятся. Рубка обязательна, серийная рубка обязательно проводится до конца. | ||
* Русские шашки. Классическая расстановка, ставятся шашки на чёрные поля. Взятие назад разрешено, из вариантов серийной рубки разрешается использовать любой. Дамка дальнобойная, ставится на любое поле за сбитой шашкой, серийная рубка дамке разрешена. Действует турецкий удар. | * '''Русские шашки.''' Классическая расстановка, ставятся шашки на чёрные поля. Взятие назад разрешено, из вариантов серийной рубки разрешается использовать любой. Дамка дальнобойная, ставится на любое поле за сбитой шашкой, серийная рубка дамке разрешена. Действует турецкий удар. | ||
* Английские шашки. Шашки на чёрных полях. Дамка может ходить только на одну клетку в любом из четырёх направлений, берёт также. | * '''Английские шашки.''' Шашки на чёрных полях. Дамка может ходить только на одну клетку в любом из четырёх направлений, берёт также. | ||
* '''Французские шашки.''' | |||
* '''Испанские шашки.''' | |||
* '''Итальянские шашки.''' | |||
* '''Бразильские шашки.''' | |||
=== С классическим механизмом взятия, диагональные на большей или меньшей доске === | === С классическим механизмом взятия, диагональные на большей или меньшей доске === |
Версия 11:53, 29 сентября 2024
Шашки ― одна из самых известных настольных игр, классическая игра наряду с шахматами, нардами и го.
Самые общие правила для большинства вариаций
Основы
В самом начале на доске определённой размерности, например, 8 на 8, имеется начальная расстановка двух армий. Как правило, друг напротив друга. Легко догадаться, что армия одного цвета принадлежит одному игроку, а противоположного — другому. Ходят по очереди, в свой ход один юнит армии, именуемый шашкой ходит на следующую соседнюю клетку. В большинстве вариаций шашка не имеет права хода назад.
Цель игры — срубить все шашки соперника. Если оставшиеся не имеют возможности ходить (заперты, запатованы), это тоже считается победой.
Рубка
При соседстве с вражеской шашкой появляется возможность срубить соперника. Самая распространённая в мире механика рубки — прыжок: шашка перепрыгивает через шашку соперника на пустое поле за ней. С правом перепрыгнуть несколько шашек подряд, если в новом положении под боем ещё одна шашка соперника, а за ней — ещё одна и т.д. Естественно, если поле за вражеской шашкой занято другой шашкой любого цвета, взятие невозможно. Такой механизм взятия интуитивно понятен, знаком практически всем, шашки известны именно таким механизмом взятия.
Немаловажно, что в большинстве, почти во всех вариантах шашек взятие обязательно. То есть при любой шашке соперника под боем рубить её обязательно. Это правило на самом деле очень важно, оно значительно балансирует игру. С обязательностью рубки цена ошибки гораздо выше, нужно лучше обдумывать ходы. Это же правило ограничивает число возможных вариантов хода.
Зачастую на серийную рубку накладывается ограничение под названием «турецкий удар»: при таком взятии шашки считаются битыми (переворачиваются, хотя можно просто запоминать), но ещё не снятыми. И когда при таком взятии шашка доходит до клетки, которую она уже проходила, она не имеет права проходить через битую шашку снова. С чем связано такое ограничение — см. первую же игру в списке ортогональных систем.
За историю настольных игр (речь уже не только о шашках) механик взятия было придумано немало. Помимо привычного всем прыжкового существуют: занятие поля, где стоит вражеская фигура (да-да, шахматы и им подобные); зажатие, становление двух своих юнитов по соседству с одной соперника (см. хнефатафл); стрельба, когда урон наносится издалека (какой-нибудь современный варгейм); решение по броску кубиков при столкновении (см. НРИ, DnD и Pathinder); и ещё многое, на что способна человеческая фантазия. Среди шашек (см. ниже экзотические разновидности игры) не все варианты используют привычные прыжки.
Доведь
По-разному эту механику называют: в русском языке в старину — доведь, во многих языках — дама, дамка, а где-то и королём. Вопрос сугубо языка, суть же всегда одна: когда простая шашка доходит до самой последней горизонтали, она становится дамкой. То есть получает дополнительные возможности.
Смысл вполне ясен. Так, как в большинстве шашечных игр шашки ходят только вперёд (см. выше), на последней горизонтали им некуда ходить, они на краю доски. При этом довести шашку до самого края — уже достижение, так как она прошла опасный путь и не была сбита. Так что помимо решения вопроса последнего марафонца это ещё и некоторое вознаграждение. Логично, что в дополнительные возможности всегда входит способ пойти назад.
Те самые возможности варьируются от просто возможности хода назад до дальнобойности. Вышеупомянутый турецкий удар был придуман именно для дамок, именно доведи ограничиваются, чтобы они не были слишком дисбалансными.
Физически обозначить дамку можно, поставив поверх шашки ещё одну. Куда более практичный и простой вариант — перевернуть шашку, но для этого требуется, чтобы обе стороны визуально чем-то отличались, чтобы можно было выделить лицевую и обратную сторону шашки. Замороченные и не такие простые способы обозначения — заменять шашку или, внимание, просто запоминать, какая шашка стала дамкой. В последнем профессиональные игроки ориентируются сугубо на память.
Терминология
- Простая шашка
- Доведь, дамка, дама, король, перец, как только в разных языках не называют.
- Турецкий удар.
Версии игры
С классическим механизмом взятия, диагональные на доске 8х8
Те самые, самые известные и привычные нам шашки. Шахматная доска 8 на 8 полей, с шахматной чёрно-белой разметкой. Шашек, как правило, по 12 у каждого игрока, ходят они строго по диагонали и ставятся строго на клетки одного цвета (в большинстве вариаций — в чёрные поля). В связи с такой геометрией доски, о чём не все задумываются, работает только половина доски, поля противоположного цвета никак не используются, ведь на них шашки никогда не ставятся. Ещё меньше замечают, что и в шахматах, и в шашках чёрно-белая разметка нужна не просто так: с ней глазу удобнее отслеживать диагональные ходы. В шахматах так удобнее следить за диагональными ходами слонов и ферзей, а в шашках обсуждаемой разновидности видно, на каких полях шашкам положено стоять.
Классическая начальная расстановка для таких шашек — занятие всех доступных полей первых трёх рядов 12-ью шашками. Ходы назад запрещены, но насчёт взятия назад мнения разнятся. Рубка обязательна, серийная рубка обязательно проводится до конца.
- Русские шашки. Классическая расстановка, ставятся шашки на чёрные поля. Взятие назад разрешено, из вариантов серийной рубки разрешается использовать любой. Дамка дальнобойная, ставится на любое поле за сбитой шашкой, серийная рубка дамке разрешена. Действует турецкий удар.
- Английские шашки. Шашки на чёрных полях. Дамка может ходить только на одну клетку в любом из четырёх направлений, берёт также.
- Французские шашки.
- Испанские шашки.
- Итальянские шашки.
- Бразильские шашки.
С классическим механизмом взятия, диагональные на большей или меньшей доске
Варианты шашек помимо нюансов хода простых шашек и доведей экспериментировали и с размерами доски. Их увеличивали в размерах, изредка — наоборот, уменьшали. Вслед за размерностью поля меняется и количество шашек. В остальном правила при этом остаются всё теми же.
- Международные шашки, поле 10 на 10.
- Канадские шашки, поле 12 на 12.
- Шашки Спанциретти, они же 80-клеточные шашки, поле 8 на 10. Советский вариант игры, остальные правила во всём аналогичны русским шашкам.
С классическим механизмом взятия, ортогональные на доске 8х8
Глядя на доску, в которой белые (или чёрные, если шашки белопольные) поля бесполезны, невольно задумываешься: а что, если играть ортогонально, а не диагонально, тем самым используя всю доску? Такие варианты тоже существуют, в них при той же размерности поля это же самое поле намного больше, потому что используется полностью. В остальном это те же шашки, но в другой геометрии. При этом возможен боковой ход, позволяющий пассивную игру, так как при нём шашка не приближается к сопернику. Чёрно-белая шахматная разметка уже не нужна, в традиционных наборах таких игр доска одноцветная. Хотя легко можно пользоваться и обычной доской, разницы нет. Зато доска становится универсальной.
Классическая расстановка для таких шашек — сплошной строй на втором и третьем ряду, крайние горизонтали остаются пустыми.
- Турецкие шашки.
- Армянские шашки.
- Осетинские шашки.
С классическим механизмом взятия, на гексагональной доске
Ещё одно изменение геометрии игры — гексагональные поля вместо квадратных.
С классическим механизмом взятия, на размеченной доске
Всем вышеперечисленным вариантам геометрии доски предшествовали архаичные поля, в которых шашки ставились на перекрестия линий, а не в клетки. Самый старый вариант доски и размещения шашек, старше привычных диагональных. Как правило, это расчерченные сетки, в которых также проведены диагональные линии. Ходят шашки на таких полях по направлениям линий. Диагонали эти проведены для половины пунктов (если присмотреться к таким доскам, можно заметить), потому с одних полей можно идти по все стороны, а в других невозможны диагональные ходы, а если расположить диагонали так, чтобы они пересекали друг друга в образовавшихся «клетках», то появятся и пункты, где наоборот, недоступны будут уже ортогональные ходы.
- Алькерк, он же Аль-киркат.
- Замма.
- Харбага.
Шашматы
Шашки и шахматы часто идут рука об руку, играются на одной и той же доске, считаются в чём-то похожими играми. Отсюда вытекает мысль тем, или иным образом комбинировать обе игры в одной.
Другой вариант — в шашечной игре выделить одну или две главных фигуры, у которых есть какое-либо преимущество перед остальными. Такие «королевские шашки», не путать с дамками. Доведи ― это получившие апгрейд простые шашки, их количество ограничено только количеством дошедших до края доски простых шашек. «Королевские шашки» же имеются с самого начала, и их число ограничено одним-двумя экземплярами, а преимущество обычно небольшое: возможность хода назад, запрет на взятие «короля» обычной шашкой (то есть деление по рангу), главенствующая роль (взятие главной шашкой ведёт к моментальной победе, как в шахматах), либо всё вместе.
- Шашки против шахмат.
- Шашматы.
- Дамоне.
- Макрук и Ок-чатранг.
- Даблот.
- Хнефатафл.