Нарды: различия между версиями
м (→Японские нарды) |
|||
Строка 44: | Строка 44: | ||
=== Исландские нарды === | === Исландские нарды === | ||
=== Японские нарды === | === Японские нарды === | ||
Собственное название — сугорёку. | |||
== Тропы == | == Тропы == |
Версия 11:33, 12 марта 2025
Нарды — одна из классических архетипичных настольных игр наряду с шахматами и шашками. У этой игры узнаваемый внешний вид — раздвижная доска с 24-мя треугольными пунктами и шашками в ряд.
История
Гоночные настольные игры уходят корнями в давние времена, поскольку концепция «несколько фишек должны добраться до финиша» достаточно элементарна, чтобы такие игры независимо друг от друга возникали у разных народов. Правила древних чем-то отдалённо похожих игр — в том числе древнеегипетский сенет и найденные в городе Ур петлеобразные доски — сохранились плохо, но уже известно, что фишек было несколько и наличествовал рандомайзер. У найденных археологических раскопок генератор случайности разительно отличается от привычных кубиков. Часто это были несколько палочек D2, чьи значения суммировались, а при выпадении нулевого значения у всех выдавалось максимальное значение.
Предтечи
В гоночную игру дуодецим играли ещё в Древнем Риме. Два ряда служили трассой, а запасные камни стояли в срединной линии. Правила сохранились плохо, зато раскопки демонстрируют любопытное решение: каждая клетка сделана под букву, и из поля получалось своеобразное послание. Игра эволюционировала: срединную линию убрали, квадратные клетки удлинили в ширину (квадратные слишком увеличили бы доску, а ставить друг на друга неудобно, шашечная колонна могла развалиться), клетки пронумеровали, и постепенно формировалась игра, именуемая табулой. Табула уже имела черты современных нард, но это всё ещё скорее прото-нарды.
По сохранившимся правилам все фишки начинали с первого пункта и заканчивали на последнем, то есть маршрут у них был общий. Ещё не было правила дубля, доска ещё не была раздвижной, но уже были 24 пункта и цель провести все шашки к финишу.
Ближневосточное изобретение
Распространение в Европе
Правила
Общее у длинных и коротких нард: фирменная доска, 15 шашек и два кубика. Доска на 24 пункта, условно разделена на 4 равных сегмента по 6 полей. Два сегмента — это «дворы» игроков, другие два — их «дома». Как расписано ниже, по своей сути это кинь-двинь, то есть гонки, где шашки должны добраться от начала до финиша. Только в отличие от других игр такого рода, где чётко обозначены начало и конец дороги, в доске для нард никак не указаны начало и конец. Направление пути (которое в разных вариантах отличается, чему такая форма доски способствует) держится в уме, и оно всегда идёт по полному кругу.
Первый ход определяется броском кубика, начинает игру тот, у кого по жеребьёвке выпало большее значение. При равных значениях бросок повторяется, пока не выпадут неравные значения. Кубики обязательно бросаются строго на одну половину доски. Броски, где кубики вылетели за доску, приземлились неровно или на шашку не засчитываются, в таком случае нужен переброс.
И, что интуитивно понятно, шашка ходит настолько, на сколько выпало на каждой из сторон кубика.
Длинные нарды
Направление путей у обеих игроков против часовой стрелки. 15 шашек у каждого игрока стоят в самом первом пункте каждого из их путей. Эти стартовые пункты (также именуемые «головами») располагаются друг напротив друга, белые в 12-ой позиции, чёрные — в 24-ой.
С «головы» за один ход снимается только одна шашка, за исключением первого хода. Несколько шашек одного цвета могут собираться в ряд на одной лунке, но ставиться на лунку, занятую соперником, нельзя. Если оба кубика выбросили дубль (выпали одинаковые значения), ход удваивается, то есть на это значение игрок ходит уже четыре раза. Если же доступных ходов нет (выпавшие значения для всех шашек ведут на занятые позиции), ходы «сгорают» и пропускаются.
Последние 6 лунок на пути называются «домом». Шашки могут добраться до финиша и сняться с доски, только, если все они находятся в «доме». Когда все 15 гонцов добираются до последних 6-ти пунктов, шашки, если их ход выходит за конец пути, снимаются с доски. Побеждает тот, кто первым снял все 15 шашек.
Короткие нарды
Европейская модификация игры, её собственное название — Backgammon.
Начальная расстановка совсем иная (см. картинку), направление пути у игроков теперь друг напротив друга.
В одной лунке также могут находиться шашки только одного цвета, только есть исключение из правила. Если на лунке только одна шашка, соперник может сбить её, поставив сюда свою шашку. Сбитая ставится посередине доски (так называемый «бар»), следующим же ходом игрок должен вывести её обратно на доску, с самого первого поля своего пути.
К двум кубикам добавляется ещё один, куб удвоения. Он нужен для матча в несколько партий, где победа в каждой из них по ниже расписанной системе даёт несколько очков. Можно предложить его сопернику, чтобы тот согласился повысить значение на нём, и в конце игры очки удваиваются в зависимости от результата конкретной партии. В конце матча и выводится общий счёт очков.
Французские нарды
Собственное название — триктрак.
Исландские нарды
Японские нарды
Собственное название — сугорёку.