Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона
Это подстатья к статье Шерлок Холмс. Плашки и навигационные шаблоны тут не нужны.
Советский телесериал — или, вернее, цикл из нескольких снятых в едином стиле отдельных фильмов. Реж. — Игорь Масленников, в роли Холмса — Василий Ливанов, в роли Уотсона Ватсона — Виталий Соломин, в роли миссис Хадсон — Рина Зелёная. А инструментальную тему Владимира Дашкевича должны запомнить даже те, у кого на ушах оттопталось целое стадо слонов.
Старейший вокзал России — Витебский в Петербурге — сыграл роль и вокзала Виктория, и вокзала Паддингтон.
Сами англичане признали нашу пару лучшей из зарубежных! По этому поводу даже выпустили памятную монету.
Цикл состоит из пяти фильмов (разумеется, экранизированные книги стали популярны):
- «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», 1979 г. («Пёстрая лента» и «Этюд в багровых тонах»). Состоит из двух серий: «Знакомство» и «Кровавая надпись».
- «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» («Конец Чарльза Огастеса Милвертона», «Последнее дело Холмса», «Пустой дом», эпизоды из «Случай с переводчиком», «Серебряный» и «Москательщик на покое»), 1980 г. Три зловещих МММ. Состоит из трех серий: «Король шантажа», «Смертельная схватка», «Охота на тигра».
- «Собака Баскервилей», 1981 г.
- «Сокровища Агры» («Знак четырёх», «Скандал в Богемии»), 1983 г.
- «Двадцатый век начинается» («Палец инженера», «Второе пятно», «Чертежи Брюса-Партингтона», «Его прощальный поклон» и др.), 1986 г. Шпионский детектив.
Сериалу посвящён сайт Интернет-памятник фильму «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Что здесь есть
- Антиреклама курения — Холмс охотно рассчитывается со своими юными помощниками деньгами, но отказывается угощать табаком.
« | Холмс: Что-нибудь ещё, джентльмены? |
» |
- А ты хорошо сохранился! — на протяжении всего цикла Ливанов выглядит одинаково, хотя Уотсон действительно соответствует: с возрастом несколько меняется внешне.
- На самом деле и Холмс меняется. При внимательном рассмотрении можно заметить, что Ливанов в процессе съемок начал седеть и немного располнел (в первом фильме был канонично худющий-но-сильный). Но в целом ситуация, когда мужчина мало меняется в интервале между 30 и 50 годами, вполне реалистична.
- Бафос-нежданчик — вид злодея с пластиковыми клыками («Смертельная схватка» и «Охота на тигра») во рту вызывает только смех. Но Масленников, похоже, предвидел и такой эффект тоже. Актёр Подшивалов гениален: при всей комичности персонажа (как будто из старых наивных киноужастиков выскочил!), в общем-то, заметно, что этому мужчине кого-то убить или растоптать чью-то судьбу — как два пальца облить дешёвым виски. Даже комплекс неполноценности слегка заметен: один из киллеров профессора Мориарти и его «агент для особых поручений» вынужден для конспирации работать… маркёром, то есть лицом, прислуживающим в бильярдной, и заодно охранником там же! Не иначе как «сутки через трое», потому что в собственно бильярдной Клыкастого не показали ни разу — зато где он только не бегает, даже подсматривать за Холмсом в окошко поручили именно ему.
- Интересно, кстати, скольких наивных игроков-любителей этот профессиональный бильярдист, прикидываясь поначалу неопытным и неумелым, обыграл с крупной ставкой, а потом «включил счётчик» и жестоко стряс с них долг с огромными процентами за просрочку. Наверняка боевики Мориарти охотно помогали Клыкастому в этом деле, при условии, что он «откатывает» хозяину, а хозяин щедро делится с ними.
- Сцена переговоров Клыкастого с Рональдом Адером — можно сказать, бенефис и персонажа и актёра. Некоторая незапланированная комичность облика негодяя очень эффектно контрастирует с нешуточной угрозой, которая от персонажа исходит. И своими словами Клыкастый тоже не кидается зря — говорит мало, но связно, веско и метко, что не редкость в преступном мире любой страны и любых времён. И это при том, что образование у Клыкастого — явно «улица, один класс и два коридора».
- Блестящий неканон — есть немножко: события разрозненных рассказов идут параллельно и зачастую связаны меж собой.
- Болеть за Империю — как остроумно заметил кто-то, «сэра Генри сыграл Михалков — как после этого не болеть за Стэплтона?»
- Военная косточка:
- Инспектор Лестрейд — комический вариант, однако именно его выстрел ставит точку в жизни собаки Баскервилей, и Холмс с Ватсоном вынуждены признать, что именно благодаря крепким нервам Лестрейда Генри Баскервиль остался жив.
- Это своеобразная компенсация за комичность. В книгах Лестрейд был вполне компетентным сыщиком (пусть и уступавшим по возможностям гениальному Холмсу), но зато там и собаку застрелил Холмс.
- В серии «Охота на тигра» полковник Себастьян Моран, самый опасный человек в Англии — отрицательный тип тропа.
- Военная выправка персонажей служит основанием для дедукции Холмса (распознавшего в Ватсоне офицера, прибывшего из
Афганистанавосточных колоний) и миссис Хадсон (угадавшей отставного сержанта в посыльном).
- Инспектор Лестрейд — комический вариант, однако именно его выстрел ставит точку в жизни собаки Баскервилей, и Холмс с Ватсоном вынуждены признать, что именно благодаря крепким нервам Лестрейда Генри Баскервиль остался жив.
- Герой-шовинист — сам Холмс: «Женщины стоят на несоизмеримо более низком уровне, чем мужчины» и «Женщинам, Ватсон, нельзя доверять. Даже самым лучшим из них» («Сокровища Агры»).
- Гиллигановский монтаж. В серии «Знакомство» Ватсон заявляет о недоверии словам падчерицы мистера Ройлотта: «Может оказаться, что это все фантазия. Плод ее больного воображения. Вспомните, как она обрисовала своего отчима. Послушать ее — так это просто чудовище, а не человек. Каждый психолог скажет: не верьте всем тем ужасам, которые рассказывает падчерица о своем отчиме». В следующем кадре в комнату врывается бешеный Ройлотт, оскорбляет Холмса с Ватсоном и угрожает им.
- В данном случае — не прием кино, а точная экранизация. В исходном рассказе последовательность событий абсолютно та же.
- Грызть реквизит — иногда грызануть не стесняются не только злодеи (им-то велел сам дьявол, равно как и режиссёр), но и положительные персонажи. Сэр Генри, доведённый до крайности тем, что у него пропал один ботинок уже из второй пары по счёту: «ЗА КОГО МЕНЯ ПРИНИМАЮТ В ЭТОЙ ГОСТИНИЦЕ???!?! (стучит себе ботинком по лбу) ЗА ДУРАКА??!?!». И с печалью констатирует уже тихим голосом и почти спокойным тоном: «За дурака…».
- Два в одном и три в одном пополам с Упростили и опошлили. Создатели сериала умудрились опошлить не только Лестрейда (Б. Брондуков), но и Грегсона (И. Дмитриев). Последний показан хоть и не глупым, но совершенно безвольным человеком, на которого наглый Лестрейд может повесить любой косяк, и к доводам которого даже сам он от стеснения не прислушивается.
- И то и другое, кажется, предпринято и сценаристом и режиссёром намеренно, с целью некоторого пародирования.
- Громогласный псевдоним (серия по собаку Баскервилей). Обнаружив за собой слежку, Холмс довольно быстро вышел на кэбмена, возившего соглядатая. В процессе допроса кэбмен говорит, что его клиент назвал свое имя и фамилию. Казалось бы, дело в шляпе — но увы, оказалось, что зря казалось. Предусмотрительный злодей воспользовался псевдонимом… да, «Шерлок Холмс».
- Опять же это не особенность сериала, а точная экранизация книги.
- Дворецкий — Бэрримор особенно эпичен. Большинство мемов — отсюда, а не из книги. К тому же играет его непрофессиональный актёр — художник А. Адабашьян, большой друг Н. Михалкова. И как играет!
- В целом весьма популярной среди любящих сериал зрителей является точка зрения, что лучшее (в радикальных случаях — вообще единственно хорошее), что сделал Михалков на съемках — привел туда своего приятеля Адабашьяна, которого пристроили играть персонажа второго плана, чтобы не слонялся просто так. А в итоге критики называли Бэрримора одной из самых больших удач фильма. А уж как хладнокровный дворецкий полюбился народу! Даже стал героем советских анекдотов, задолго до появления этого вашего Интернета.
- Доннерветтер унд сосиски — пятый фильм о предвоенном обострении отношений Британии с Германией с исторической фразой «Немецкий язык грубоват, но всё-таки один из самых выразительных в Европе». Сам автор от немцев и Германии был очень сильно не в восторге.
- За себя и за того парня:
- «Собака Баскервилей» — Олег Янковский сыграл двух злодеев: Стэплтона в настоящем времени и его предка Хьюго Баскервиля во флэшбэке, Алла Демидова сыграла Лору Лайнс в настоящем и пленницу Хьюго в том же флэшбэке.
- В разных эпизодах сериала Светлана Крючкова появилась дважды. В «Собаке…» она — говорливая супруга дворецкого Бэрримора. А в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» она сыграла горничную Милвертона, к которой подбивал клинья Холмс, когда был под прикрытием в образе «лудильщика по фамилии Эскот». (Эти две женщины — разные персонажи: их по-разному зовут, и внешность немного отличается).
- Также вполне традиционно Мария Соломина играет близнецов Эллен и Джулию Стоунер, а Виктор Проскурин — Тадеуша и Бартоломью Шолто.
- Зловещий иностранец — в фильме «Двадцатый век начинается» злодей, отсёкший палец инженеру, был немецким шпионом (в отличие от рассказа Конан Дойла). Хотя шпион был и у писателя, но в другом рассказе.
- Злодейская сутулость Мориарти усилена — появился горб.
- Да ну же, присмотритесь, горба там нет. Просто сутулится так, что плечи выше ушей. Но некую деформацию позвоночника (у персонажа, а не у актёра) знающий зритель с медицинским образованием всё же может предположить. Когда Холмс намеренно врезал Мориарти по хребту как раз там, где находится предполагаемый небольшой горб — профессору было адски больно.
- Издалека сойдёт:
- Один из предков сэра Генри на портрете носит орден Святого Владимира, вручаемый в Российской империи. Достойные у него предки.
- В принципе возможно. Орден вручался в том числе и военным союзникам, среди его кавалеров есть англичане (см., например, w:Сковелл,_Джордж), так что если кто-то из Баскервилей отличился во время наполеоновских войн, то мог и орден получить.
- В серии «Кровавая надпись» Холмс стреляет в стену из российского «Нагана» (если точнее, бельгийского, но поставляли его в основном в РИ). Хотя мало ли где этот чудак мог раздобыть иностранный пистолет. А вот то, что с такими же пистолетами ходят британские полицейские, выглядит как минимум странно.
- В той части первой серии, которая представляет собой экранизацию «Пёстрой ленты», снялись две змеи, не то что не ядовитые, но и вообще друг на друга не похожие. Змея, которая убила Ройлотта и ползала по его трупу — пёстрый песчаный удавчик: он смотрится эффектно. Но эта змея очень боится высоты, поэтому никак не хотела нормально пропихиваться в дырку в стене. Так что в сцене в спальне Элен, где Холмс бил змею тростью, снялся серый обыкновенный уж.
- Один из предков сэра Генри на портрете носит орден Святого Владимира, вручаемый в Российской империи. Достойные у него предки.
- Имитация языка. Чтобы зритель не прочитал — надпись на «Сокровищах Агры», взятая с пачки чая.
- Исправить в адаптации:
- В рассказе «Пёстрая лента» преступник подзывал змею игрой на флейте. В фильме он всё равно это делает, но также и постукивает. В конце Холмс, объясняя, как распутал дело, говорит, что преступник подзывал змею флейтой… на что Ватсон возражает, что змеи вообще-то глухие. Холмс говорит, что не знал этого, но замечает, что преступник, видимо, подозревал это, потому и постукивал, чтобы змея чувствовала вибрации. Весьма неплохо обыграна склонность Холмса игнорировать общие знания, чтобы оставлять в голове больше места для практических.
- В «Этюде в багровых тонах» есть один непродуманный момент: Холмс отряжает уличных мальчишек найти Джефферсона Хоупа и вызвать его, как кэбмена, по адресу Бейкер-стрит, 221б. Проблема в том, что Холмс уже указывал свой адрес в объявлении по поводу найденного кольца, и сообщник Хоупа навещал квартиру Холмса и Уотсона. Неужели Хоупа это не насторожило? В советском телесериале мальчишки подвели Хоупа к Холмсу на улице, по которой Холмс прогуливается в компании сыщиков, где Хоупа и арестовывают.[1]
- В мультфильме подсвечено Хоупом — он знал, куда его вызвали, но ему было все равно — либо он вне подозрений, либо его наконец поймают.
- И часовню тоже он!. Мориарти возглавлял шайку Мориарти-Моран-Милвертон — но последний, согласно рассказам, был сам по себе.
- Внезапно реалистично: если Мориарти такой уж «Наполеон преступного мира», каким он расписан в каноне (и соответственно, в этой экранизации), а Милвертону при этом позволял «работать» в Лондоне, в том числе в самых высших сферах — при этом просто немыслимо, чтобы Милвертон не подчинялся Мориарти, не выполнял его поручения и не «откатывал» ему.
- Какая отвратительная рожа! — с помощью грима троп очень талантливо соорудили Фёдору Одинокову (Гримсби Ройлотт), Борису Рыжухину (Чарлз Милвертон) и Виктору Евграфову (профессор Мориарти), а также вполне симпатичному Анатолию Подшивалову (Клыкастый). У Рыжухина и без грима физиономия далека от привлекательности.
- Здесь отсылка: в самых старых комиксах, бульварных романчиках и старых фильмах ужасов троп в отношении злодеев отыгрывался как можно буквальнее. С XIX века и по первую треть двадцатого это примелькалось настолько, что в комиксах «Дик Трейси» (1931—1977) троп уже пародировался.
- Камео — сын Ливанова Борис исполнил роль Виггинса, одного из малолетних помощников Холмса. Того самого, который просит одну сигару на всех.
- А пес Ливанова сыграл Тоби из «Сокровищ Агры».
- Если говорить о крохотных ролях знаменитых актёров, а также знаменитых людей, но в актёрстве не профессионалов — несколько таких уже упомянуты и выше и ниже. Можно отметить также великого Павла Кадочникова в роли умирающего старого майора Шолто и танцовщика Мариса Лиепу в роли полковника Уолтера в финальном фильме. И в нём же — сам режиссёр Масленников буквально мелькнул в роли киномеханика.
- Великой Рине Зелёной режиссёр всё пытался добавить и сцен и реплик, но Рина Васильевна энергично возражала: «Ни в коем случае, Игорь, ни в коем случае. Я хочу сыграть Луизу Хадсон именно так: живой мебелью, как бы „старой вешалкой, стоящей в углу“ — но при этом не лишённой наблюдательности и остроумия!». Автор правки от себя добавляет, что у сыгранной ею миссис Хадсон ещё и огромное сердце.
- Кастинг-агентство «WTF?» в фильме «Собака Баскервилей».
- В книге Бэрримор — классический дворецкий из готических романов: высоченный, худющий и мрачный. В фильме его сыграл низкорослый, пухлый и весёлый Адабашьян. Но для многих Бэрримор Адабашьяна с его шуточками стал блестящим неканоном. К тому же весельчак Адабашьян, никогда не учившийся на актёра, сумел грамотно перевоплотиться и талантливо изобразил хладнокровного, ироничного, церемонного, сдержанно-раздражительного человека. У которого, прямо скажем, не играют на лице эмоции. А такая демонстративная бесстрастность ещё и прямо предписывалось каждому дворецкому.
- Бэрил Стэплтон (Гарсия) в книге — жгучая страстная латиноамериканка. В фильме её играет бледная и бесстрастная Ирина Купченко. Которая сумела в роли показать такие бурные страсти (всего лишь «задавленные внутри» её персонажа, как у героинь Достоевского), что даже удивлялись близкие знакомые Ирины Петровны. Которой, может, и не хватало зримой страстности, но вот с силой характера у неё, мягко говоря, всё в порядке.
- Клыкастая улыбка — бородатый приспешник Мориарти. Педаль в пол — и отсылка к «готическим» фильмам ужасов 1920-50-х гг.
- Мы тебя уже где-то видели — а вот сумели ли вы опознать в этом клыкастом бородаче… милиционера-допросчика из «Иван Васильевич меняет профессию», с его фразой о тамбовском волке? И в нём же — «Цыгана» из «Республики ШКИД».
- Стэмфорд, друг Ватсона в начале всей истории, который и познакомил его с Холмсом — Геннадий Богачёв, которого все просто обязаны помнить по роли молодого князя Котэ Пантиашвили в «Хануме». Почему не камео? Потому что Богачёв известен в основном театралам.
- Мы тебя уже где-то видели — а вот сумели ли вы опознать в этом клыкастом бородаче… милиционера-допросчика из «Иван Васильевич меняет профессию», с его фразой о тамбовском волке? И в нём же — «Цыгана» из «Республики ШКИД».
- Крутая хрипотца — в своё время Ливанов сильно сорвал голос на съёмках.
- Крутой в плаще — редкий вариант крутой женщины в плаще. Светская леди, жертва шантажа, приходит мстить шантажисту именно в этом наряде. Получается эффектно. В первоисточнике, рассказе «Конец Чарльза Огастеса Милвертона», упоминается лишь капюшон и вуаль на мстительнице.
- Благородная вигилантка явилась убивать негодяя ещё и без вычурного парика, который она обычно носит в светском обществе — при своих собственных волосах, всего лишь зачёсанных назад и собранных в пучок. Отчего плюс 100 к крутизне и эффектности.
- Крутой горбун («Смертельная схватка») — Мориарти. Если он и не горбат буквально, то по крайней мере горбуном выглядит, и с позвоночником у персонажа (но не у актёра) явно что-то не так. Возможно, вокруг дефекта позвонка (плохо зажившей трещины?) у этого Мориарти образовалась небольшая липома. Вряд ли ему ранее ломали позвоночник, в том числе именно в этом месте: тогда его фигура выглядела бы иначе, да и то, что можно принять за горб, было бы заметнее и являлось бы горбом уже без всяких скидок.
- Лицемерие — это смешно. Серия «Собака Баскервилей» — Холмс в пещере, кажется, намеренно прикалывается. «Ватсон, вы знаете мои скромные требования: кусок хлеба, чистый воротничок». При этом он ест хорошо приготовленное мясо; воротничка не имеет, ни чистого, ни грязного, ибо одет в свитер; а что это у него в бутылке? явно не молоко и не рассол…
- Маскировочная борода — в серии «Охота на тигра» Холмс навещает Ватсона в облике старика-букиниста, используя для маскировки и фальшивую бороду.
- Мастер одного блюда. Коронная фраза Стэплтона в исполнении Олега Янковского: «Кофе в этом доме варю только я. Только я».
- Медвежьи объятия — во время схватки Холмс хватает Мориарти сзади, но злодей выкручивается из захвата.
- Мрачная реприза — после мнимой смерти Холмса бодрая заглавная мелодия звучит в миноре. Ещё и титры-шифровка к серии на траурном фоне.
- Наглая ложь — Холмс: «Я ни разу не пустил в ход левую». Ага, а то мы не видели.
- Называть по фамилии — да, как и в книге, но один раз Ватсон назвал Холмса просто по имени (фильм первый, серия вторая). И всего-то для этого понадобилось его крепко приложить кулаком (не Холмс прикладывал, а преступник).
- Настоящие мужчины едят мясо — ставший крылатым диалог диковатого канадского барина с рафинированным европейским дворецким:
« | — Что это, каша, что ли?! |
» |
— «Собака Баскервилей» |
- Не в ладах с арифметикой — хвастаясь своим реактивом, Холмс говорит, что соотношение воды и крови один к миллиону. Достаточно взглянуть на объем воды (судя по колбе, это где-то 200 мл) и капли (примерно 0,03-0,05 мл) чтобы сказать что он явно завысил цифру, раз этак в 200.
- В книге — «Теперь я растворю эту каплю в литре воды». Всего лишь в 40.
- В обоих случаях Холмс, самоучка-любитель-практик широкого профиля, просто не мог «не осознавать» точных, действительных соотношений. Всего лишь сказалась неизбывная тяга к понтам, к пусканию пыли в глаза. Стремление поразить собеседника оглушительными цифрами. В фильме Масленникова — полное впечатление, что Холмс, произнося этот злосчастный и не соотносящийся с реальностью «миллион», просто-таки смакует столь крупное словцо, как будто во рту у него вкусная конфета.
- В книге — «Теперь я растворю эту каплю в литре воды». Всего лишь в 40.
- Незаменимый актёр — Ливанов в роли Холмса (для стран бывшего СССР). Да и весь кастинг советского Шерлока Холмса. Масленников и его менеджер по кастингу замечательно умели подбирать типажи. Весь каст — просто шедевр, включая даже какую-нибудь жену лондонского речника. В этой маленькой роли — звезда питерской музкомедии Валентина Кособуцкая, памятная многим по роли Бабы-Яги в «Новогодних приключениях Маши и Вити» и Беатриче Распони в «Труффальдино из Бергамо».
- Не любит обувь — случайная и не очень заметная аверсия: в «Знаке четырёх» говорится, что убийца не носил обувь, (потому что он абориген с Андаманских островов), но в развязке «Сокровищ Агры», если приглядеться, видно, что он в ботинках.
- Обоснуй: низкорослый дикарь пошёл на дело без ботинок, чтобы стопы всё чувствовали (он так привык), а в развязке предстаёт обутым из-за холодной погоды, потому что кругом всё-таки прохладная Англия, а не жаркая родина. Причем обоснуй абсолютный: Шерлок Холмс, полезший на крышу, чтобы проследить маршрут Тонги, тоже снял обувь. Так просто удобнее.
- Несовместимое с жизнью позёрство — «Зная о любви Мориарти ко всевозможным дешёвым эффектам, я был уверен, что он не станет стрелять в меня из-за какой-нибудь скалы, а постарается превратить нашу встречу в драматический поединок». Субверсия: Мориарти действительно собирался убить Холмса максимально эффектно, но, понимая, что поединок может обернуться и не в его пользу, оставляет в засаде полковника Морана, чтобы тот завершил дело в случае гибели профессора. Однако преступным гениям не помогло даже это.
- Собственно, не такая уж и субверсия: оставь он там вместе с полковником хоть целый полк, это бы всё равно не отменило «несовместимости с жизнью», так как ключевые слова — «в случае гибели».
- Вообще-то Моран хотел выстрелить раньше, но Холмс заметил его и сцепился с Мориарти, чтобы полковник побоялся задеть того выстрелом.
- Ницшеанец-самоучка — немецкий агент фон Борк (Л. Куравлёв) относится ко всем с большим или меньшим высокомерием и пренебрежением. Наверняка поклонник философии Ницше — в то время это было модно.
- Облик Чезаре — страхолюдные физиономии лондонских правонарушителей из картотеки Холмса. От западных рецензентов не укрылось, что некоторые фото взяты прямиком из классических ужастиков типа «Доктора Калигари».
- Да и сам Мориарти. Актёр Виктор Евграфов и без того жутковат на вид, а это ещё усилили искусным гримом.
- Откровение у холодильника — в флэшбэке, сопровождающем чтение рукописи доктором Мортимером, очень внимательный зритель сможет заметить, что Хьюго Баскервиля и сбежавшую от него дочку фермера играют те же актеры, что и Стэплтона и Лору Лайонс. Со Стэплтоном это понятно, он и по канону очень похож на своего непутевого предка, а вот дочка фермера… Однако Лора — урожденная Фрэнклэнд, фамилия ее (вернее, ее папаши) свидетельствует о происхождении от саксонского йомена, так что предки Лоры с немалой вероятностью жили в этих же местах и были фермерами, и она действительно может быть дальней родственницей (хоть и не прямым потомком) жертвы Хьюго Баскервиля.
- Позёр — таков, вполне каноничным образом, Холмс. Таков Мориарти. Таков фон Борк. И даже немножко Ватсон, чисто на своём уровне.
- Пошли поговорим. «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» — бенефис Холмса во время боксёрского поединка. Ватсон предубеждён, думает совсем не о том, о чём надо бы, а оттого невольно позволяет Холмсу отвлекать себя от боя разговорами… и крепко получает на орехи.
- Пощадить в адаптации — Мэри Морстен (в замужестве Ватсон) благополучно появляется в нескольких сценах последнего фильма вопреки тому, что в нескольких книгах между делом упоминается её смерть (без объяснения причин и влияния на сюжет).
- Русским всегда достаётся — киноляп, но забавный. Внимательно посмотрите на левую руку Питера Штайлера из «Смертельной схватки» — татуировка на ней явно с русским текстом. Так где, Петя, ты спёр голову купидона?
- Зато протяяяжная, замедлееенная, похожая на декламааацию речь Штайлера — в аккурат такая, какой французы, немцы и британцы в анекдотах про уроженцев Швейцарии передразнивают манеееру швейцааарцев говорииить.
- Ряженые под Запад — аверсия. Роль Лондона играли Рига («Шерлок Холмс и доктор Ватсон»), Таллин («Собака Баскервилей»), Ленинград («Сокровища Агры»), роль Темзы — Нева. Тем не менее герои и обстановка выглядят органично даже для самих британцев. Правда, забыли нюанс — движение в Великобритании лево-, а не правостороннее. И в английских надписях порой встречаются ляпы. И в одном из кадров «Сокровищ» общим планом рисунок Вестминстерского дворца впечатан над съёмками Невы и Сампсониевского моста, и в воде, естественно, отражаются не дворец, а реальные здания на ленинградской набережной! А у берега можно заметить лёд, так как натура доснималась зимой.
- Ну как сказать… Многие англичане отмечали, что если это и Лондон, то сильно идеализированный.
- Зато в «Собаке Баскервилей» удалось выдать Детскую железную дорогу под ленинградскими Озерками, да еще и узкоколейную, под девонские пустоши.
- Светлее и мягче — особенно в трактовке британцев, у которых Холмс на экране зачастую был козлом, а Ватсон — простофилей. Отдельный момент — сэр Генри в «Собаке Баскервилей», сыгранный «барином» Никитой Михалковым, а также миссис Бэрримор в исполнении Светланы Крючковой в том же фильме. Довольно мрачное произведение за счёт этого получило разрядку смехом.
- Смерть от кармы — Стэплтон, с бульканьем утонувший в Гримпенской трясине.
- Собака — друг человека. Тоби, который в книги был помесью спаниеля и шотландской ищейки, в экранизации — английский бульдог.
- Результат упрощения процесса съемок — исполнителем роли Тоби был собственный пес Василия Ливанова. Сэкономили на дрессировщике.
- Стандартные аристократические титулы — к Рональду Адэру как младшему сыну титулованного дворянина положено обращаться «высокочтимый» (Honourable), а никак не «сэр такой-то» и не «милорд». Но переводчики назвали его «лордом», чтобы не грузить зрителя.
- Талант превыше внешности — старшего (разница в 7 лет) брата Шерлока играет Борис Клюев, который младше Ливанова на 9 лет.
- Впрочем, на внешности это не отражается — оба персонажа выглядят как мужчины средних лет, точный возраст которых по виду определить почти невозможно, при этом несколько более крупный и грузный (что точно соответствует книге) Майкрофт вполне может казаться более старшим.
- К тому же некоторую близость внешних черт Клюева и Ливанова можно принять за родственное сходство!
- Впрочем, на внешности это не отражается — оба персонажа выглядят как мужчины средних лет, точный возраст которых по виду определить почти невозможно, при этом несколько более крупный и грузный (что точно соответствует книге) Майкрофт вполне может казаться более старшим.
- Стопроцентное внешнее попадание — посмотрите фото пожилых индусов XIX века, а также уроженцев Андаманских островов тех же времён. Николай Кузьмин (Лал Човдар, слуга майора Шолто) в гриме выглядит как самый натуральный индус, а Юрий Серов (Тонга) — как андаманский абориген.
- Тарахтит, как пулемёт — миссис Бэрримор из «Собаки Баскервилей» в исполнении Светланы Крючковой. Бедный сэр Генри — Ватсон уехал, а ему ЭТО слушать и слушать…
- Тень режиссёра. Масленников работал с блестящими сценаристами, за что спасибо. А когда попытался потянуть сценарную лямку полностью сам, был справедливо подвергнут критике и проклятиям. В двухсерийнике «Двадцатый век начинается» некоторые сцены прописаны настолько топорно, что не спасает даже участие таких глыб, как Борис Клюев и Иннокентий Смоктуновский.
- Но, с точки зрения фанатов, прокатило и это — сошло за один из компонентов, обеспечивающих некоторую пародийность всего действа.
- Тролль — Холмс здесь не отказывает себе в удовольствии поприкалываться над невеликим умом и наивностью Ватсона.
- Сам Ватсон прекрасно осознаёт свою ограниченность, и не устаёт сам над собой посмеиваться, а Холмсом восхищаться. При этом здешний Ватсон выгодно лишён черт круглого дурака (в отличие от многих зарубежных адаптаций), он истый британский джент, у которого есть достоинство, он знает себе цену (действительно квалифицированный врач и талантливый боксёр-любитель, да ещё и с военным опытом), и хотя не хватает с неба звёзд, но и до «полного олуха и позора своей семьи» ему очень далеко. Позор семьи Ватсонов — это старший брат-алкоголик, а никак не сам Джон.
- При этом Ватсон Виталия Соломина — человек искренний, открытый (хоть и напускает иногда на себя «британскую церемонность»), добрый, душевный. И притом дополнительно «утеплён» тем, что к театральным эффектам и понтам склонен лишь немногим меньше, чем фанфарон Холмс.
- Сам Ватсон прекрасно осознаёт свою ограниченность, и не устаёт сам над собой посмеиваться, а Холмсом восхищаться. При этом здешний Ватсон выгодно лишён черт круглого дурака (в отличие от многих зарубежных адаптаций), он истый британский джент, у которого есть достоинство, он знает себе цену (действительно квалифицированный врач и талантливый боксёр-любитель, да ещё и с военным опытом), и хотя не хватает с неба звёзд, но и до «полного олуха и позора своей семьи» ему очень далеко. Позор семьи Ватсонов — это старший брат-алкоголик, а никак не сам Джон.
- Убить в адаптации — в «Собаке Баскервилей» после перестрелки на болотах гибнет Стэплтон, в то время как его участь в книге так и остаётся неясной (то есть он вроде как сгинул на болотах, но тела так и не нашли). Впрочем, учитывая, что смерть произошла именно что на болотах, отсутствие тела совершенно естественно. Вот если бы его нашли, было бы странно, но кому оно надо, в трясину нырять?
- Удивительное внимание к деталям — Масленников пустил в ход свою фишку: невероятно детализировал характеры всех персонажей, даже эпизодических. Сами актёры называли масленниковские фильмы (как, кстати, и рязановские) «актёрским праздником». При этом никто не переигрывает, кроме случаев, когда, сообразно заявленной полупародийной эстетике, как раз это-то и требуется.
- Фирменный знак (2-й фильм, «Смертельная схватка»). «Мориарти сделал один маленький промах, который ему не следовало бы делать. Его подвела любовь к мелким эффектам. Страстишка к разным символам, вроде монограммы из четырёх перекрещенных сабель». «Никто, кроме вас, не знает значение буквы „М“ в углу листа». (В книге отсутствует.)
- Хорошее курение, плохое курение — курит не только сам сыщик, но и некоторые из его противников.
- У Джефферсона Хоупа одна из особых примет — пристрастие к американским сигаретам, пепел которых Холмс нашёл на месте первого убийства.
- Стэплтон в сцене встречи с Холмсом лицом к лицу невозмутимо и со вкусом раскуривает сигару (что интересно, Олег Янковский в жизни предпочитал трубку).
- Бывший каторжник Джонатан Смолл, рассказывая о своих похождениях, попыхивает банальной папиросой. В книге Холмс угостил его сигарой, а в прошлой (докаторжной) жизни он курил трубку.
- Хроника посреди фильма — в фильм «Сокровища Агры» были вмонтированы эпизоды из чьей-то 16-мм съёмки настоящего Лондона со скоростью 16 кадров в секунду. Даже в DVD-качестве видна разница.
- Цитата-бастард — знаменитые вопрос и ответ про овсянку в «Собаке Баскервилей».
- Чудо одной сцены — молодой констебль Питкин (К. Воробьёв), предмет нешуточной гордости Лестрейда. «Образцовый сотрудник Скотланд-Ярда», разговаривающий таким тоном и в такой манере, будто он стереотипный киборг или репликант с искусственным интеллектом. Этот персонаж, пожалуй, не случайно однофамилец героя популярных британских комедийных фильмов.
- Пожалуй, тянет на троп и Смит (М. Морозов), заполошный молодой секретарь с монобровью (и наверняка сотрудник спецслужб), которому поручено приглядывать за квартирой на Бейкер-стрит.
- Шрамы от цензуры.
- Серия «Знакомство». По сюжету Холмс быстро и точно угадывает, что Ватсон служил в Афганистане. Фильм был закончен в конце 1979 и в ноябре прошла премьера в Ленинградском доме кино. Однако в декабре 1979 СССР ввёл войска в Афганистан и упоминание войны (любой) в Афганистане стало немыслимым. Пришлось переозвучить, заменив «Афганистан» на «Восток». Что сделало диалог Холмса и Ватсона очень глупым, ведь точно угадать страну было по-холмсовски точно и впечатляюще, а назвать часть света (пространство от Стамбула до Токио, то есть больше половины планеты, если в людях считать) не по-холмсовски размыто и впечатляться нечему. Тем не менее, по губам Холмса можно прочитать то, что он говорит «Афганистан», а не «Восток». Оригинальная озвучка тоже сохранилась[2]
- По аналогичным соображениям паровая яхта «Аврора» (революционный крейсер, один из столпов советской мифологии) в серии «Сокровища Агры» была переименована в «Диану».
- Забавный факт: бронепалубный крейсер «Диана» был однотипным кораблем с крейсером «Аврора», они вместе служили на Балтийском флоте. Протащили под радарами в виде бонуса для гениев?
- В конце «Сокровищ Агры» в ответ на вопрос миссис Хадсон, что осталось ему, Холмс лишь загадочно усмехается. Ну не могли в советском фильме пропустить книжный ответ про кокаин.
- Хотя тут, в отличие от момента с Афганистаном, вышло как раз очень выразительно. А мне, мол, вечная слава истинного гения в сыскном деле! Не словами, конечно, было бы слишком большое хвастовство, а многозначительным намёком.
- Я заплачу! (серия «Кровавая надпись») — негодяй Стэнджерсон пытался откупиться от мстителя Хоупа. «Я отдам тебе деньги! Все деньги! У меня много денег!» Разумеется, безуспешно.
- Камео — в этой роли кинорежиссёр Виктор Аристов («Порох», «Трудно первые сто лет», «Тростинка на ветру», «Сатана»), друг Масленникова. Роль запоминается: все сильные эмоции Стэнджерсона он прямо-таки прожил.
- Я этого не ем (серия «Собака Баскервилей») — Генри Баскервиль ненавидит овсянку. В каноне этого не было, просто Игорь Масленников (который в этом выпуске ещё и автор сценария) решил подчеркнуть, что сэр Генри вырос в США и Канаде, и вкусы у него «не британские». В этой адаптации у него ещё и карикатурные «американско-быдляцкие» манеры, шокирующие чопорных англичан, а также склонность к пьянству. Бэрримор с некоторой опаской интересуется, не намерен ли сэр Генри слишком радикально поменять порядки и обычаи в Баскервиль-Холле — но хозяин уверяет его, что не собирается этого делать.
Примечания
- ↑ При перемонтаже в 2000 г. в «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» проблема решена ещё радикальней: эпизод с визитом за кольцом был просто выброшен. Не в последнюю очередь, видимо, из-за того, что в исходном фильме он вышел не вполне удачным (сообщник Хоупа в женском облике совсем не подавляет недоверия), то есть Масленников исправил скорее собственный глюк.
- И всё это при том, что сообщник Хоупа, актёр, сыгран крупноватой и мужеподобной Любовью Тищенко (!), и только озвучен мужчиной. Но в итоге, когда персонаж пытается говорить женским голосом — это попросту палево, и надо полагать, Холмс, услышав такую речь, раскусил притворщика на «раз».
- ↑ Полная история переозвучки и оригинальная дорожка есть на фан-сайте сериала: http://www.221b.ru/history.htm