Мрачная реприза

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Dark Reprise. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Реприза в музыке — раздел музыкального произведения, в котором излагается повторение музыкального материала, в исходном или изменённом виде. »
— Из Википедии

(link)

Лёгким движением руки весёлая и яркая песня превращается…

(link)

…в мрачную и зловещую!

Итак, смотрите вы кино, мультфильм или спектакль. И вот вы слышите там песню. Мотив у неё весёлый и задорный, видеоряд яркий и красочный, да и поющие песню персонажи явно счастливы.

Но вот проходит время, и та же самая песня звучит снова, вот только теперь всё немного иначе. Музыка из весёлой стала медленной, печальной или даже зловещей. Все светлые и яркие краски сменились тёмными и холодными. Поющие персонажи больше не смеются, а заливаются слезами.

В итоге песня будто бы та же самая, но теперь она приобрела другой, более мрачный оттенок. Это и есть случай мрачной репризы.

Надтроп — Темнее и острее.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Н. А. Римский-Корсаков, опера «Садко» — «Высота ли, высота поднебесная» в чистом виде триумфальный хор, а вот когда корабль Садко собирается тонуть, тема возвращается в миноре.
  • Эндрю Ллойд Уэббер умеет добиваться этого эффекта, даже не очень меняя тему:
    • «Jesus Christ Superstar» — «Осанна» звучит в первый раз восторженно, а во второй, после ареста Иисуса, уже скептически. В постановке театра Моссовета пошли еще дальше: на мотив хора зелотов («Simon Zealotes») толпа перед визитом к Ироду разыгрывает неканоническую, зато вполне библейскую сцену: «Ну-ка, ясновидец, встань и прорицай. Кто тебя ударил? Ну-ка отгадай!» Это не говоря уже о душераздирающей репризе арии Магдалины «I Don’t Know How to Love Him» в исполнении Иуды.
    • «Sunset Boulevard» — Норма Дезмонд появляется, напевая «Мир наступит лишь тогда, когда ты сдашься» («Surrender»). В дальнейшем режиссер Сесил Б. Де Милль, вспоминая о юности Нормы, на ту же мелодию сообщает, что она «Никогда не знала, что значит сдаться». Что тут печальнее, даже сразу и не скажешь. Но эта же тема всплывает в очень бодрых, даже сатирических номерах «The Lady’s Paying» и «Eternal Youth is Worth a Little Suffering».
    • «Эвита» — инверсия: «Не плачь по мне, Аргентина», обращается Эвита к народу непосредственно после своих похорон. А потом мы слышим ее воодушевленное выступление перед народом с балкона дворца Каса Росада после избрания Перона президентом. С теми же словами, потому что весь текст номера представляет собой чистую демагогию безо всякой заботы о связности.
    • «Кошки» — музыкальным сопровождением Макавити, когда он обманом проникает в стаю и наводит в ней переполох, оказывается немного переиначенная тема Джелли-котов (и фрагмент из «Jellicle Songs for Jellicle Cats»).
  • «Heathers: The Musical» — номер «Dead Girl Walking (Reprise)». Если изначальная песня была… кх, скажем так, о нежелании Вероники умирать девственницей, ради чего она вламывается ночью к Джей Ди, то реприза уже о том, как Вероника хочет остановить Джей Ди от подрыва школы. В обоих случая «ходячая мертвячка» — явно ирония со стороны Вероники, но в разных номерах — по-разным причинам (в первом из-за того, что её ждала расправа от Хезерс, а во-втором — к тому моменту Вероника успела сымитировать своё самоубийство, и вся школа на тот момент считала её мёртвой).
  • «Carrie: The Musical» — номер «Destruction» (сцена разрушения школы) наполовину состоит из мрачных реприз всех основных тем мюзикла.
  • «Жанна д’Арк»: сцена «Реймс». Сначала толпа и сама Жанна поют королю осанну в бодром мажоре. Потом, когда Жанна предлагает гнать англичан дальше и отбивать у них Париж, а от нее все отворачиваются, та же мелодия переходит в минор.
  • «Норд-Ост»: веселые и бодрые слова арии «Новый Год» («Наш народ непобедим — в −31 мы сообразим, как согреться среди льдин») повторяются мерным безжизненным речитативом в сцене «Блокадный Ленинград».
  • "Сон у Красной горы" – сначала Вивек в лирической песне подбивает клинья к Альмалексии. Потом песня повторяется с небольшими вариациями, где Вивек уже обещает Альмалексии, что Неревар живым с войны не вернётся.

Литература[править]

  • «Второго шанса не будет» Сурена Цормудяна — очень тёмная и острая реприза рок-оперы «Юнона и Авось», абсолютно уместная в постъядерном сеттинге.

Кино[править]

  • «Последний дюйм», советская экранизация повести Джеймса Олдриджа — знаменитая песня о погибших солдатах «Тяжёлым басом гремит фугас» в самом начале фильма исполняется в кафе как задиристая и чёрноюморная, а вот в сцене, где юный Дэви тащит к самолёту израненного отца, она уже звучит с сокрушительным трагизмом.
  • «Берегись автомобиля» — когда Деточкин на ватных ногах идёт к остановившему его инспектору, вальс передаёт настроение полного поражения.
  • «Достояние республики» — «Песенка о шпаге». С подачи Андрея Миронова подобную репризу умудрились вставить внутрь исходного номера (третий куплет). Инструментальная тема, когда и действительно дойдет до смерти героя, тоже вернется в очень пронзительном виде.
  • «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» — после смерти Холмса бодрая заглавная мелодия звучит в миноре.
  • Звёздные войны — основная тема приквельной трилогии повторяет в миноре одну из главных тем классической трилогии.
    • Композиция «Смерть Йоды» из шестого эпизода — грустная реприза темы Йоды и темы Силы.
    • Во время смерти Анакина в том же шестом эпизоде звучит мягкая и лиричная версия Имперского марша.
  • «Старая, старая сказка» — песня Солдата («Вдоль по дороге…») в начале фильма исполняется бодро и оптимистично, а в финале — медленно и печально.
  • Baby Driver — когда Малыш сдаёт машину в металлолом, тем самым завязывая с криминалом (как оказалось потом, не навсегда), на фоне играет песня Лайонела Ричи «Easy». В финале фильма, когда Малыш и Дебора на пути к свободе натыкаются на засаду полицейских, звучит более тихая и печальная версия этой же песни в исполнении матери главного героя, и она же продолжает играть, когда Малыша арестовывают и приговаривают к тюремному заключению.
  • «Гостья из будущего» — мажорный вариант музыкальной темы «Прекрасное далёко» довольно часто звучит, например, в сценах погони. Минорный — сопровождает сцену гибели Вертера.
  • «Мулен Руж» — бодрая кавер-версия «Diamonds are a girls best friend» в исполнении куртизанки Сатин и очень печальное возвращение к ней, когда ей приходится (из благороднейших побуждений!) отказаться от романа с бедняком ради богача.
  • «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, вторая часть. Сначала Ефросиния Старицкая поет своему сыну Владимиру песню «Про черна бобра», чтобы воодушевить того принять участие в заговоре против Ивана Грозного. В финале сошедшая с ума Ефросиния не поет — воет эту песню над телом сына (которого нарядили и подставили).
  • «Точка, точка, запятая» — реприза «Песни о двух пешеходах».
« Разнонаправленные векторы

К исходным пунктам А и В.
О, как судьба жестока к некоторым.
Впрочем дело не в судьбе,
Дело не в судьбе.

»
— Юлий Ким
  • «Новогодние приключения Маши и Вити» — вторая песня Бабы Яги.
  • «Призрак Оперы» (2004 год) — реприза All Ask of You в исполнении Призрака. Звучит сначала жалобно, затем с угрозой.
    • Начало Down Once More / Track Down This Murderer — реприза начала припева The Music Of The Night
  • «Невеста из Вуадиля» — песня «Не забывай/Помни меня» в финале фильма является не то что мрачной, но отчаянной репризой «Без тебя как вечность тянется мгновенье» в его середине.
  • «Гусарская баллада» — «Жил-был Анри Четвёртый». В первой части французы браво и самоуверенно наступают, во второй — их замерзающие остатки, падая и выбиваясь из сил, ковыляют по сугробам. Слова песни соответствуют(поётся про смерть короля Анри).

Телесериалы[править]

  • Buffy the Vampire Slayer — сначала Тара поет любовную песню для Ивы с припевом «Это волшебство», но когда узнает, что Ива колдовством отняла её память, повторяет в печальном ключе припев «Это ведьмовство».
  • Cobra Kai — финал 2 сезона, No Mercy, начинается оригиналом песни Cruel Summer и заканчивается мрачным кавером на нее же.
  • Бумажный дом — в первый раз «Bella ciao» весело поют все члены банды, радуясь успешному завершению первого этапа плана. Во второй раз она звучит тревожно и немного печально: её поют Профессор и Берлин в ночь перед ограблением, вспоминая своё прошлое и беспокоясь о будущем. В третий раз она мрачным фоном играет в финале, когда Берлин прощается с Профессором и жертвует собой при отходе.

Мультфильмы[править]

  • «Аладдин»:
  • «Красавица и Чудовище» — когда у Гастона созревает злобный план о том, как наконец заполучить себе в жёны Белль, он поёт об этом короткую репризу на свою злодейскую песню.
  • «Король-Лев» — изначально Шрам вместе с гиенами после прихода к власти должны были исполнять репризу на свою злодейскую песню «Be Prepared». Песня не вошла в финальную версию, но в свободном доступе сохранились текст и раскадровка.
  • «Горбун из Нотр-Дама» — в сцене, где Квазимодо впервые осознаёт, что Эсмеральда более заинтересована в Фебе, звучит медленный грустный куплет из песни «Heaven’s Light».
  • «Рапунцель: Запутанная история» — в репризе на свою злодейскую песню матушка Готель окончательно сбрасывает маску любящего родителя и начинает открыто издеваться над Рапунцель.
  • «Принц Египта» — песня «Plagues» частично является тропом по отношению к песне о хотении «All I Ever Wanted».
  • «Кунг-фу Панда 3» — мета-пример: тема главного злодея — это мрачный ремикс песни «I’m So Sorry» от Imagine Dragons.
  • Cats Don’t Dance — Дарла в своей песне «Big and Loud» даёт дружеский совет Дэнни о том, как впечатлить публику. Но стоит тому уйти, как девочка раскрывает свою истинную злодейскую сущность и поёт на тот же мотив о том, как сильно хочет разрушить карьеры тех, кто решил встать у неё на пути.
  • South Park: Bigger, Longer & Uncut — печальная версия песни «La Resistance» исполняется во время смерти Крота.
    • Сама песня «La Resistance» тоже частично является тропом: партии Дьявола, мам главных героев и Терренса с Филиппом — это более мрачные версии их предыдущих песен.
  • Final Fantasy VII: Advent Children по отношению к игре — из «One-Winged Angel» здесь сделали эпичную рок-оперу!
  • Короткометражка «Шрек: Страшилки» — радостный текст песенки из автомата с игрушечными людьми про городок Дюлок был переделан Шреком и его семьёй на новый, более жуткий лад. И при этом теперь её исполняют горящие и поломанные куклы.
  • «Моана» — злодейская песня про такого великолепного меня гигантского краба Таматоа с появлением на сцене «офигенного хероя» Мауи меняет тему на почему ты отстой. А чтобы стало темнее и острее, Таматоа закрывает дверь своего логова.
  • «Бременские музыканты» — весёлая до того песня Бременских, оставшихся без фронтмена, звучит медленнее и исполняется совершенно отрешенными голосами. Что характерно, настрой сцены передается идеально даже при том, что песня совсем не поменяла ни тональности, ни мелодии. А потом Трубадур с Принцессой их нагоняют…
  • «Варежка» — радостный мотив, сопровождающий прогулку детей с собаками, меняется на печальный, когда героиня одна гуляет во дворе: мать девочки категорически против собаки в доме, и такого желанного щенка пришлось вернуть обратно.
  • «Волк и семеро козлят на новый лад» — вторая песня Козы: «Ой, козлятушки, куда сгинули, на кого ж меня вы покинули! Не послушали своей матушки, получилися обознатушки!»
  • «Котенок по имени Гав» — в каждом из выпусков этого мультфильма в титрах звучит одна и та же струнная тема. В пятом, последнем, выпуске, когда Гав и Шарик остаются зимой одни, звучит минорная версия этой же темы с сольным кларнетом. Но под конец выпуска, когда все заканчивается хорошо, опять можно слышать оригинальную версию.

Мультсериалы[править]

  • Avatar: The Last Airbender — первый раз Айро поёт свою песню «Leaves from the Vine», когда успокаивает плачущего ребёнка, и второй раз, когда оплакивает своего погибшего сына.
  • BoJack Horseman — песня матери Беатрис из серии «The Old Sugarman Place». Она исполняет её дважды: первый раз — вместе с отправляющимся на войну сыном, и второй раз — одна, оплакивая его смерть на поле боя. При этом во второй раз ей подпевает старик Эдди, скорбящий о своей погибшей жене.
    • Песня «Don’t Stop Dancing» из кошмарного сна Боджека звучит ещё раз в предпоследней серии: её внутри предсмертной галлюцинации главного героя исполняет Сара Линн, перед тем как буквально нырнуть в пустоту забвения.
  • Gravity Falls — когда Билл наконец вырывается в реальный мир, под стать этому в заставке мультсериала меняются музыка и видеоряд.
  • Over the Garden Wall — мрачная реприза песни про картошку из сиропчик из 3 серии звучит в последней серии в сцене, где Грег умирает в корнях Эдельвудовых деревьев. Причём в этот раз на латыни.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — играется необычно в эпизоде «Canterlot Wedding». Запевает злодейка Кризалис, подменившая собой принцессу Каденс. Потом ей вторит сама Каденс, томящаяся в подземелье, а потом уже их куплеты переплетаются и звучат одновременно. Тем не менее, полноценная коротенькая мрачная реприза была исполнена Кризалис после удачной осады Кантерлота. После которой почти сразу королеву и её рой тут же вышвиривает прочь из города силой любви Каденс и Шайнинг Армора.

Веб-мультсериалы[править]

  • Hazbin Hotel — в пилотной серии на телевидении Чарли поёт весёлую песню про свой отель, где помогают заблудшим душам. В конце серии Аластор выворачивает её идею наизнанку и поёт свою саркастичную версию этой песни.
  • RWBY, 6-03 — Во время боя Салем и Озмы звучит более тревожная и роковая версия темы «светлой» Салем из начала эпизода, и переходит в тему «тёмной» Салем. Музыкальные параллели и предзнаменования вообще сильная сторона саундтрека сериала.

Аниме и манга[править]

  • Sailor Moon — знаменитая «Moonlight Densetsu» (оптимистичная песня о любви) в трагичной и медленной фортепианной обработке звучит в финале 1 сезона, на фоне предсмертного монолога Усаги.
    • В 24 серии всё та же «Moonlight Densetsu» в «шкатулочном» исполнении звучит в сцене смерти Нефрита.
    • Тоже самое и с «Sailor Star Song» (опенинг пятого сезона). В заставке — воодушевляющая песня о том, как Усаги готова искать Мамору «хоть на другом краю Галактики», в драматичных сценах звучит в скрипичной аранжировке.
  • One Piece — Во время грустных моментов играет медленная аранжировка первого опенинга — Mother Sea

Видеоигры[править]

  • Silent Hill 2 — две из четырех встреч с Анджелой Ороско проходят под репризы мелодий Promise и Theme of Laura, которые заметно лиричней и печальней оригиналов.
  • Heroes of Might and Magic V — музыкальная тема замка Некрополис является мрачной репризой музыкальной темы замка Ордена Порядка «Lacrimosa». Получается, что нежить открыто насмехается над молитвой об упокоении людей.
    • Там же музыкальная тема осады соответствующего замка является «агрессивной» репризой музыкальной темы в экране строительства.
  • Серия Kingdom Hearts:
    • В первой игре Сора жертвует собой под короткую, но трагичную репризу песни «Hikari/Simple and Clean», играющую в титрах и заставке игры.
    • В 358/2 days, финальный бой против Шион проходит под «Vector to Heavens» — более боевую, но и более мрачную репризу её темы.
    • В Birth by Sleep, Аква сражается с её другом Террой, чьё тело захватил Зеанорт под репризу темы «Destati ~ Dive to the Heart» — «Destati ~ Dismiss». Также таковой в каком-то смысле является тема Вентуса, переиначивающая на грустный манер темы Соры и Роксаса.
    • В Kingdom Hearts III, бой с Анти-Аквой проходит под репризу её темы, на которую наложен похожий на плач хор.
      • Инверсия в теме Hearts as One, большая часть мелодии которого является торжественной репризой обычно печальных тем Роксаса и Шион.
  • The Elder Scrolls V: Dragonborn — в трейлере играет реприза всем известной композиции Dragonborn. Только вот среди прочего счастливый финал из последнего куплета вырезали. В результате получается, будто в песне поётся о Мираке, а не о протагонисте.

Визуальные романы[править]

Музыка[править]

Прочее[править]

  • Социальная реклама «Evan» против массовых убийств в учебных заведениях. Поначалу история кажется типичной романтической мелодрамой про паренька Эвана, не в последнюю очередь благодаря лёгкой и приятной песне. Но после того, как в финале один из школьной массовки приходит с ружьём и открывает стрельбу, вся эта «мелодрама» демонстрируется повторно, но уже с акцентом на будущем стрелке, а фоновая песня исполняется без музыки и почти замогильным голосом.